Научная статья на тему 'Социальная этика и миграционный опыт'

Социальная этика и миграционный опыт Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
455
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА / МИГРАЦИОННЫЙ ОПЫТ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL ETHICS / MIGRATION EXPERIENCE / WORK / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Метелев Игорь Сергеевич

В статье рассматривается социализация мигрантов как переселенцев, осуществляющаяся в формах приспособительного поведения, соответствующего ожиданиям выделены варианты взаимоотношений личности трудового мигранта и текущей окружающей среды разработана рационально осознанная основа предписаний этикета как культуры повседневного поведения мигрантов в единстве нравственных и эстетических начал в духовном и внешнем облике личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the socialization of immigrants as immigrants take the form of adaptive behavior, appropriate expectations, highlighted the relationship of personality variants of migrant workers and the current environment, the rational conscious basis prescriptions of etiquette as a culture of everyday behavior of migrants in the unity of moral and aesthetic principles in the spiritual and physical appearance personality.

Текст научной работы на тему «Социальная этика и миграционный опыт»

УДК 172.4 Метелев Игорь Сергеевич,

к.э.н., зав. кафедрой Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: [email protected] 644009, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.195, кор.18

р.т. 8 (3812) 69-29-76

СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА И МИГРАЦИОННЫЙ ОПЫТ

В статье рассматривается социализация мигрантов как переселенцев, осуществляющаяся в формах приспособительного поведения, соответствующего ожиданиям; выделены варианты взаимоотношений личности трудового мигранта и текущей окружающей среды; разработана рационально осознанная основа предписаний этикета как культуры повседневного поведения мигрантов в единстве нравственных и эстетических начал в духовном и внешнем облике личности.

Ключевые слова: социальная этика; миграционный

опыт; трудовая деятельность; социализация личности.

Намеренные попытки этизировать поведение групп мигрантов - прежде всего в формах кодификации поведения -обнаруживают существенные препятствия. Менее всего показательно заявление Президента Чеченской республики Р. Кадырова (хотя почему нет!) о том, что жители его региона не подпадают под дисциплинирующие санкции кодекса «поведения гостей» столицы, как «иноэтнических мигрантов», гастробайтеров и т.п. В понимании морали как вынесения решений в отношении полноты сущего, обратимся к философскому авторитету М. Хайдеггера, который подчеркивает необходимость развивать этику: она «тем

настойчивее понуждает к своему удовлетворению, что потерянность человека, будь то очевидная, будь то утаиваемая, разрастается до неизмеримости». Действующий индивид может быть «приведен к надежному постоянству только через соразмерное... сосредоточение и упорядочение всего его планирования и поведения в целом» [1, c.214]. Вместе с тем М.Хайдеггер акцентирует вопрос о таком характере планомерности, которая не дает повода требовать «новых жизненных пространств» в порождении необходимости «обустройства соответственно более многочисленных человеческих масс» [1, c.190]. В перенесении на современную ситуацию, можно утверждать о том, что возводимая рядом аналитиков «великая антимиграционная стена» заключает актуальное социально-этическое измерение [2].

Рассматривая «моральное истолкование метафизики» Ф. Ницше, М. Хайдеггер приводит следующую историкоэтическую коллизию. Так, в отношении неудачников, тяготящихся собой, делается попытка от имени сильных «провести им благоприятные ценностные суждения». М. Хайдеггер воспроизводит рассуждение Ф.Ницше в отношении императивов видеть людей «смиренными, прилежными, благожелательными, умеренными». «Таким вы хотите человека? Хорошего человека? - спрашивает Ф. Ницше. «Но, чудится мне, это просто идеальный раб, раб будущего». Очевидно, немецкий философ негодует, поскольку речь идет о людях, которые не могут «от себя вводить цели», отдают «честь морали лишения самости». Относиться к людям без их различия есть форма безразличия, но принципиально «связыванию человека этическими нормами должна быть вроде посвящена вся забота», - подводит итог морально-философским рассуждениям М. Хайдеггер» [1, ^214].

С современных позиций общекультурная, этикетная воспитанность предполагает изменение общеморальной обстановки в обществе. Прежде всего, нравственные смыслы поведения подчеркивают необходимость социальночеловеческого взаимопонимания и солидарности. Естественно, что сегодня производительный труд включается в экономику посредством денежного механизма. Согласно Н. Луману, на переднем плане новые формы социального, но не

межличностного взаимопроникновения - рынок и организация. Это значит, что «полного включения комплексности человека в комплексность другого не просто не нужно, а следует избегать как фактор» [3, ^317]. Действительно, можно отметить, что сегодня работоспособность и энтузиазм не связаны с уважением к конкретному лицу, индивидуальные заслуги не означают вынесение моральных оценок, методичность занятий не ассоциируется с миссией. Только на основе постепенной смены форм общественной дифференциации возможно обращение к мотивам взаимоуважения, причем по мере углубления

социальной интеракции [4, ^62-64]. В целом координация,

организация и регулирование функциональных действий не может осуществляться на основе морали, нормы которой

вызывают опасение в необходимости не переходить границы.

Но социально-этическая составляющая трудовой деятельности (шире - общественной практики) остается. Сегодня поведение мигрантов порождает напряженное общественное внимание, их моральность воспринимается в ракурсе «должного» как дисциплинарно-нормативных правил,

хотя в нравственном смысле должна заключать освободительный потенциал [5].

Как подчеркивает Р.Г. Апресян, общественную нравственность, или социальную этику, следует соотносить с правами человека, положениями о регистрации граждан, ограничениями на использование ряда выражений «не в пользу» отдельных групп граждан. Моральное по-прежнему предполагает реализацию нормативных систем, регламентирующих деятельность в конкретных сферах жизни. При этом наиболее важна «мораль в действии», ее спецификации для реалистической оценки моральной практики. В конечном счете, социальная этика способствует созданию атмосферы общественного блага, солидарности и примирения, хотя остаются подвижными рамки поведения, неопределенность стандартов и стилей жизни [6, с.5].

Моральные установки сознания, отмечает Ю. Хабермас, конечно, могут быть эмоционально окрашены различными способами, включая отвращение или страх, жалость или любовь, причем любовь всякую. Если подобное поведение «полностью объективно» в отношении какого-либо человека, вы можете с ним «сразиться, но не поссориться». Более всего, необходима «наша вовлеченность в положение другого», даже «чужого-другого», соучастие в межличностных отношениях (особенно это касается обиженных) [7, ^72]. Феноменальность человеческой обиды как несправедливо причиненного огорчения, вплоть до оскорбления, а также вызванное этим чувство «терпеть обиды» включает досадные случаи (отчетливая реальность по отношению к трудовым мигрантам не всегда означает правомерности сделанных замечаний, причинения ущерба достоинству личности, вызывая неприятный синдром «обиженности»). Так, степень проявления национально-этнического характера может быть различной, но погружение в индивидно-личностную сферу каждого человека обнаруживает общечеловеческое содержание. Психологический рисунок душевных движений, эмоционально-культурные реакции, характер жизненно-стилистических средств отмечены неповторимым внутренним содержанием. Одновременно в «сердце» человека-мигранта живет неизменное недоверие и враждебность, вплоть до затаенной ненависти к праздного вида окружающим. Причем, этот внутренний слой сознания крайне устойчив и цепок, будучи связанным с укоренившимися привычками, нравственными нормами среды, миром душевных симпатий. Но социально-этические предпочтения способны к нормативно-ситуационной переориентации, и сегодняшний

«экономический реализм», феномен «человека по имени деньги» решают относительно все [8, ^60-70]. Во всяком случае, привлеченное объективное знание о современной действительности поглощает противоречия непосредственного человеческого созерцания.

Социализация мигрантов как переселенцев (migratю) осуществляется в формах приспособительного поведения, соответствующего ожиданиям (противоположная модель просто невозможна). Но история миграционных процессов заключает ряд интересных и малоизученных аспектов. Так, опыт Америки демонстрирует, что многие этнические группы сконцентрировались на определенных вещах и условиях профессией, занятий, отраслей. Однако последние ни в коей мере не соответствовали видам труда, которыми они занимались у себя на родине. «Миграция, - отмечает Э. Хьюз, - обычно означала революцию в видах и стилях работы» (курсив. - И.М.). По мнению автора, речь не идет о классических методах и принципах менеджмента. При вступлении на американский рынок труда та или иная группа обнаруживала или подвергалась дискриминации. В попытках перейти с первых в Америке видов работ на новые, более высокие уровни, представители конкретной группы вновь встречались с дискриминацией. Достигнув определенного уровня, они сами становились «дискриминаторами» по отношению к вновь прибывающим, однако «дискриминаторами амбивалентными»,

проповедующими социальную доктрину равных возможностей и в значительной степени практикующими ее [9, ^74]. Но что конкретно означает «революции в стилях работы»? На наш взгляд, понятие революции используется американским социологом для характеристики привнесения стилей работы со стороны людей, лишившихся традиционных для них принципов организационной деятельности. С другой стороны, речь может идти о проявлении позитивных элементов труда, которые привлекают внимание своей результативностью и эффективностью.

Прежде всего, огромную роль приобретает стандартизация труда, его уплотнение, функциональномеханическое заполнение людьми «формирующими», «шлифующими», «прессующими». Это позволяет мигрантам коммуницировать из города в город накопленный ими опыт и «самих себя». Преобладание миграции такого типа способствует возникновению региональных и национальных анклавов, даже больше. Не случайно в начале 20 века г.Чикаго, как отмечает Ч. Тили, даже гордился тем, что был одним из самых крупных

«польских» и «немецких» городов, не говоря уже о «скоплениях» в нем представителей других национальностей [10, 0.130-131].

Как это может проявиться в современной России? Прежде всего, нам не угрожает стилевая определенность в характере и содержании в противоположности труда новых этнических групп. В сравнении с иммиграционным опытом заселения Америки стилевой опыт трудовых мигрантов, в целом воспринимается как негативный, если не в качестве угрожающего явления (особенно с учетом демонстрации полулегального существования). Историческим исключением является труд первых иностранных специалистов 70-80 г.г. XX в.в. на новационных производствах или локальное использование в послевоенное время зарубежных специалистов на авиаракетных предприятиях и ряде специальных

строительных площадок. Но можно рассмотреть эту проблему более широко в сравнительном анализе зарубежной и

отечественной трудовой практики. Например, работа современных китайских специалистов демонстрирует отличительные особенности труда, в частности, инженернотехнического. Речь идет о культурном сообществе работников, которое предполагает обновленный выбор стилей и способов работы, в целом правил производственного поведения. Исполнители проекта оказываются связанными единым планом и целью, при этом допускается стилевая неопределенность трудовых ориентаций и «инженерный дух» в направлении общей изменчивости культурных предпочтений и норм.

Культура трудовой инженерии включает видимую и невидимую части (в первом случае речь идет о порядке работ, правилах управления, трудовой дисциплине, нормах проверки и поддержания трудовых регламентаций; во втором - о компонентах духовного порядка, идеологической нормативности, самообладания в отношении волевых импульсов) [11, с.59-60]. Последние факторы способны глубоко проникать в производство, именно, в виде «стиля», «духа», когда каждое звено трудовых действий, их невидимость («метафизичность») имеет статус не малозначимого, напротив, определяет «эпохальность», т.е. душу культуры инженерии. Например, празднование торжества сдачи объекта - не срока сдачи объекта, но события «невременной ограниченности», пространственности гармонии, порядка и стабильности [11,

0.61-62]. Можно отметить, что подобная стимулирующая роль в отношении трудовой деятельности традиционно сочетается с качествами скрупулезности, кропотливости, бережливости

труда китайских специалистов и в целом является духовным содержанием строительно-рабочих проектов.

По отношению к трудовым мигрантам в России, прежде всего, следует добиваться общих правил этико-культурной воспитанности (шире деятельности), которые предполагают, во-первых, механическую или «заученную» моральность в виде элементарного выражения приветствий, знаков внимания, вербальных реакций в типичных ситуациях общения, во-вторых, стереотипную моральность как полуавтоматическое исполнение общепринятых норм и образов поведения, культурные привычки, форм коммуникации, наконец, убежденную моральность как достижение личностью внутреннего понимания нравственных принципов и идеалов, ценностных ориентаций на уровне самосознания. Подобный поуровневый поведенческий план в жизненном смысле сопрягается с миром нравов как устойчивых культурно-психологических установок вследствие непосредственного влияния окружающей среды (нравы мира окраин, больших городов, специфики профессий, этнической среды, мест проживания).

Во взаимоотношениях личности трудового мигранта и текущей окружающей среды можно выделить следующие варианты: человек полностью покидает «материнскую среду», полностью остается в ее пределах, частично усваивает ценности новой среды в умении сочетать их с традиционной для него обстановкой. В последнем случае он может быть устремлен к новым для себя ценностям, но ему не удается быть принятым в перспективном жизненном мире, возвращение к исконной почве также не проходит для него «бесследно». В этом случае мигрирующий субъект находится на границе двух сред (миров), и по своему статусу может быть приравнен к маргиналу. Как известно, природа этнических предубеждений в том, что люди не осознают своей предвзятости и даже считают ее вполне естественной, подкрепляя фактами личных взаимоотношений. Им традиционно предшествует стереотипность отношения как стандарт полуавтоматического восприятия («был у нас один такой, никакого сладу с ним нет...»). Отсюда -соответствующее отношение к мигранту как человеку «окраины», которому не место в «нашем» нормализованном социуме.

В отношении маргинального статуса личности Т. Шибутани отмечает универсальную коллизию: изменяющиеся общества плюралистичны, и человек оказывается перед лицом «эталонных групп», но когда картины жизненного мира оказывается несовместимыми, ему трудно определить ситуацию

и успешно интегрировать «Я - концепцию». Существенное обстоятельство состоит в том, что мигранта в трудовых конфликтах критикуют с обеих стороне: в принятии решений администрации даже «бригадир» значит очень не много, он только передает распоряжения, контролирует ход работы и поддерживает порядок. Это означает, что работник служит организации для поддержания ее ценностей, но его собственное положение противоречиво. Именно отсюда берет начало понятие «маргинального человека» Р. Парка: «Это люди, которые находятся на границе между двумя или несколькими мирами, но не принимаются ни одним из них как «полноправные участники» [12, 0.492].

Существует этико-нормативная картина мира, критически-ценностные подходы, и одновременно мораль является момент массового сознания, когда сосуществуют социально-человеческие представления и общественноисторические идеи, происходит редукция нравственнонормативных представлений. Например, позиция «все приличное естественно, но не все естественное прилично», как поведенческий императив, имеет конкретное понимание жизненно-практических смыслов (исторических, этнических, социальных, этических, временных). В этом отношении представляется необходимой выработка особых систем кодификаций, способов действий, способных внушить к себе доверие. Но означает ли это, что мигранты как особая социальная группа имеют собственную мораль? Вынужденность ситуации считаться с корпоративно-трудовым статусом противоречиво соотносится с принципом служения человеку и человечности. Как в целом, так и в отношении современной миграции неправомерно говорить о труде как потребности, радости вдохновения и энтузиазме [13, с.260; с.747]. Другое дело могут появляться предписания поведения и оценки общественного мнения в отношении производственнотехнологической ответственности, внешнего облика, соответствия общепринятым «локусам» (пространственновременной данности) традиционного поведения, что должно побуждать менеджеров прибегать к продуманной регламентации, разработке специальных правил поведения мигрантов как элементов надежной работы трудового механизма. Причем, это органически сочетает полезный труд и его нравственную ценность, хотя красота труда - даже не польза, которая не осознается как таковая, но особая ценность в системе исторически развивающихся качеств.

Творческий характер деятельности объективно обусловлен материально-техническими возможностями, которые предоставляются производительным силам. Так, индустриальная техника значительно расширяет ограниченные в случае механического труда возможности формообразования, в конечном счете, удовлетворяет потребности трудящегося человека в специально сконструированной обстановке жизнедеятельности. Но и сегодня отсутствует уникальность творческого трудового акта, который бы подчеркивал необходимость «работать» на эстетическое качество вещи.

В целом эстетизация жизненного пространства осуществляется путем композиции и конструирования характерных форм трудовой деятельности, которая «старше» эстетики среды (последняя является ее «младшей сестрой», например, умелые действия сливаются с их искусностью, оформлением рабочих мест, вплоть до опрятности и красочности внешнего вида). Это пример специалистов и модельной одежды, строгой гигиеничности предметов и средств труда. Речь идет не только о материально-духовной атмосфере, но и появлении направленности труда, в котором человек реализует себя, обнаруживает поле творческого самоосуществления (отсюда - «красота жизни», исходя из творческого характера бытия личности и ее деятельности). В результате у окружающих формируется не только особое отношение к униформенности работников, но и ее цветовой (не цветной!) выразительности - как популярной форме эстетически-наглядного чувства, суммарной выразительности облика, что создает различные настроения и расположение духовного склада и отношения1.

Сегодня новый миграционный опыт, взаимоузнавание людей и конфликты культурно-производственных стилей обозначают если не «революцию», то несовпадение (рассогласовывание) межкультурных отношений. Но существенным является различие позиций восприятия труда: я знаю, что вы делаете правильно; мне нравится, как вы работаете. Помимо фактора контагиозности как степени

1 Метод трудовой деятельности и стилистика располагаются в разных плоскостях приложения человеческих усилий (метод обозначает практические принципы осуществления операций, тогда как стиль - закономерности структуры появления их творчески-человеческого характера). Можно утверждать, что стиль появляется в том случае, когда имеет место сопряжение элементов формообразующих качества труда. Стилевой феномен диктуется содержанием, но является качеством внешне совершаемых действий, принципом их закономерного строения. Точно так, и работники - они обслуживают характер и содержание труда, но их поведенческие акты есть нечто от него отличное. Отсюда - различия в бережливости, экономичности действий, их аккуратности и расчетливой умелости, лаконичности межролевого взаимодействия, общей культурной законченности обращений.

взаимовлияния, вовлеченности, динамичности обмена информацией, переживаниями, эмоциональными состояниями, следует разделять этику трудовой деятельности - внутренняя регуляция на основе активности, норм, интегративности, эстетическую сторону внешних моментов - подтянутость, порядок, привычки, этикетные формы, а также эстетика внутренних моментов - творческая наполненность, мажорный тон, коммуникативный стиль отношений. В результате развивается тенденция объективации как результат нарастающего разделения труда и специализации различных сфер жизнедеятельности, вплоть до культуры окружающей среды [14, 0.39].

С точки зрения современной этики существенными являются позиции перераспределения «универсальной нормативности другого» как позитивный ответ на «вызов нормативности», что предполагает конкретное признание других и заботы о них как необходимость встречи «лицом к лицу». В частности, общественный опыт мигрантов должен быть значим для людей, принадлежащих к другим традициям или к «инакомыслящим» представителям данной традиции. На этой основе развивается универсально-нормативная установка, способная избежать репрессивных «недочетов» прежних концепций морали. Диалогическое признание другого в ориентациях на его жизненных мир обусловливает признание «самопонимания другого», т.е. с позиций его самого, в целях адекватного понимания и объяснения поступков [15, 0.114-116].

Абстрактно-эгоистический смысл формулы «каждый имеет по своим заслугам» в нравственно-человеческом смысле, особенно по отношению к тем, кто оказывается в бедственном положении, означает несчастие несчастного, счастье счастливого, что в конечном счете предстает выражением неравенства. Моральный фактор должен выступать определителем связи объекта с тем, что нужно человеку, в чем он субъективно заинтересован. Речь может идти о внеучных приемах ориентации в социуме на уровне житейского обыденного опыта, но которые включены в повседневную деятельность и являются наиболее желательными ее направлениями (объективный мир постигается, по выражению Гегеля, «в-себе-и-для-себя-бытии»). Но это должна быть рационально осознанная основа предписаний этикета как культура повседневного поведения тех же мигрантов в единстве нравственных и эстетических начал в духовном и внешнем облике личности (как степень культурного усвоения правил,

приличий, манер, очерчивающих типичные для общества моральные ситуации и формы общения).

Литература

1. Хайдеггер М. Время и бытие//Статьи и выступления. М.: Республика, 1995.

2. Бутаков Я. Великая антимиграционная стена [Электронный ресурс]. иКЬ: Ьйр://Ьа-2паше.ш/ргт1рЬр?^=347947

3. Луман Н. Социальные системы. СПб.: Наука, 2007.

4. Давыдов Ю.Н., Вебер и Булгаков. Христианская аскеза и трудовая этика//Вопросы философии. 1994. № 2.

5. Метелев С.Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. Старый Оскол: ТНТ, 2010.

6. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) //Вопросы философии. 2006. № 5.

7. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2006.

8. Андреев И.Л. Человек по имени «Деньги»//Вопросы философии. 2002. № 11.

9. Хьюз Э. Работа и досуг //Американская социология. М.: Прогресс, 1972.

10. Тили Ч. Формы урбанизации //Американская социология. М.: Прогресс, 1972.

11. Бао Оу. Анализ понятия «культура инженерии»//Вопросы философии. 2007. № 5.

12. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1998.

13. Чангли И.И. Труд. М.: Наука, 1973.

14. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Петроград: Начатки знаний, 1923.

15. Кеглер Г.Г. Этика после постмодернизма//Вопросы философии. 2006. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.