Ефлова М.Ю.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ ВИЧ-ИНИФИЦИРОВАННЫХ В РОССИИ
Теория социальной эксклюзии выделяет два вектора исключения человека: депривацию1 и дискриминацию2. К социально-исключенным группам принято относить людей, выброшенных из общественного пространства и исключенных из институтов социальной интеграции.
Каждая эпоха имеет свой конструкт, свои модели коммуникации с эксклюзивными или исключенными социальными группами, аутсайдерами. К примеру, в эпоху Средневековья к бедным и больным относились весьма толерантно. Модернизация христианства в XVI-XIX вв., изменение социальнополитической ситуации, повышение уровня жизни, переход к индустриальному обществу, поляризация общества - все это послужило формированию нового восприятия обществом бедности и болезней. Больной человек стал все больше рассматриваться как источник нечистоты, что приводило к отстранению и меньшей толерантности. В постиндустриальном мире значительно усложнились
1 Депривация (англ. deprivation - лишение) - состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами, группами или с интерпализированным набором стандартов. Одним из ее видов является социальная депривация. Она объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. Например, в современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников - выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных. - М.Е.
2 Дискриминация (англ. discrimination - различие, ограничение) - многоаспектный процесс, который включает в себя ущемление прав человека, отчуждение от институтов социальной интеграции, унижение на межличностном уровне. В юриспруденции «дискриминация» означает неправомерное проведение различий по тому или иному признаку, то есть разное обращение с людьми, группами людей или организациями, находящимися в сопоставимом положении, но отличающимися определенной характеристикой. В социологии дискриминация понимается как принудительное отнесение людей к социальным категориям и вследствие этого навязывание им определенных ролей или как действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам, доступным для остальных. Дискриминация закрепляется на уровне законодательства, традиций, мифов. - М.Е.
структура общества и институциональная система, что спровоцировало и провоцирует более глубокое институциональное исключение ряда групп. Это, в свою очередь, ведет к росту социальных проблем в современном обществе.
В статье речь пойдет о дискриминации ВИЧ-инфицированных на законодательном уровне со стороны государства. Основная проблема существования и реализации прав ВИЧ-инфицированных в нашей стране связана с устоявшимся в российском обществе негативном отношении к данной категории лиц; ВИЧ-инфекция отождествляется с девиантным поведением, секс-работой, наркоманией.
Краткий анализ нормативных правовых актов позволяет проследить, как менялось отношение к проблемам и правам ВИЧ-инфицированных со стороны государства и как формировались различные аспекты государственной политики в области ВИЧ/СПИДа.
Впервые данная проблема нашла отражение в приказе Минздрава СССР от 10 июня 1985 г. «Об организации поиска больных СПИД и контроле доноров на наличие возбудителя СПИД», который предусматривал ряд превентивных мер в системе здравоохранения [6]. Первым законодательным актом в этой области стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1987 г. «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД» [2]. Данный нормативно-правовой акт имел силу закона и вводил ряд норм, направленных на предотвращение распространения инфекции среди населения. В соответствии с его положениями вводилось обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ/СПИД для отдельных категорий граждан с принудительным доставлением в медицинские учреждения в случаях уклонения от такого освидетельствования. Для иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривалась возможность выдворения за пределы СССР. Стоит отметить, что пунктом 2 этого указа, не утратившего свою силу и в настоящее время, устанавливалась уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения и заражение ВИЧ-инфекцией. Аналогичная норма существует и в Уголовном кодексе Российской Федерации, при этом санкции, по сравнению с указом, снижены, соответственно, с 5 и 8 лет до 1 года и 5 лет. В целом указ 1987 г.
1 ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание - ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД). -М.Е.
отдавал приоритет интересам общественного здравоохранения и носил ограничительный характер в отношении прав личности.
В 1989 г. в целях совершенствования борьбы со СПИДом был издан приказ Минздрава СССР «Об организации службы профилактики СПИДа в СССР» [7].
Следует отметить, что заболеваемость ВИЧ/СПИДом существенным образом влияет на права лиц, контактирующих с носителями иммунодефицита. В Законе СССР от 23 апреля 1990 г. «О профилактике заболевания СПИД» такие лица получили права на медицинскую и социальную помощь, бесплатный проезд к месту лечения и обратно, бесплатные лекарства при амбулаторном лечении и пенсионное обеспечение. Также статья 8 закона содержала требования, направленные на пресечение дискриминации ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Согласно данной статье не допускались увольнение с работы, отказ в приеме на работу, приеме в лечебные и учебные заведения, приеме детей в детские дошкольные учреждения, а также ущемление иных прав и ограничение законных интересов таких лиц только на основании того, что они являются вирусоносителями или больными СПИДом, равно как ущемление жилищных и иных прав и законных интересов родных и близких инфицированного. Признавались также и права родных и близких ВИЧ-инфицированных: в частности, родители или лица, их заменяющие, получили право на совместное пребывание в стационарах с детьми в возрасте до 14 лет с освобождением их от работы на срок пребывания и выплатой по месту работы за это время пособия по временной нетрудоспособности. Заражение ВИЧ-инфекцией медицинских и фармацевтических работников при исполнении служебных обязанностей было отнесено к профессиональным заболеваниям. В этом же законе были прописаны и права лиц, контактирующих с носителями иммунодефицита: они получили права на медицинскую и социальную помощь, бесплатный проезд к месту лечения и обратно, бесплатные лекарства при амбулаторном лечении и пенсионное обеспечение [5].
Основным законом, регулирующим отношения государства и ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации, является Федеральный закон № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», принятый 30 марта 1995 г. и действующий по настоящее время [4]. В данном законе отечественный законодатель попытался воплотить выработанные мировым сообществом принципы и сложившуюся к тому моменту практику мирового
регулирования борьбы с ВИЧ-инфекцией. Так, законодательно установлены гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных: «ВИЧ-
инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации» [4, ст. 5]. Следовательно, ВИЧ-инфицированные граждане обладают всеми правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ [1].
Однако Основной закон предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [1, ст. 17]. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В сфере предупреждения ВИЧ это проявляется, например, в принудительном лечении ВИЧ-инфицированных, поскольку наличие ВИЧ-инфекции у одного лица ставит под угрозу права и свободы других лиц.
В то же время, по мнению автора, права ВИЧ-инфицированных в России нарушаются. Так, пунктом 2 статьи «Последствия выявления ВИЧ-инфекции» Федерального закона № 38-ФЗ предусматриваются последствия обнаружения у иностранных граждан (лиц без гражданства) ВИЧ-инфекции [4, ст. 110]. В этом случае они подлежат депортации1. Также дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации обязаны выдавать визу на въезд в страну иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации [4, ст. 10].
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или
1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией понимает принудительную высылку иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. - М.Е.
вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации» к заболеваниям, препятствующим указанным лицам находиться на территории Российской Федерации, отнесена и болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) [3].
В данном аспекте интерес представляет определение Конституционного суда Российской Федерации от 12 мая 2006 г. № 155-О на жалобу гражданина Украины Х.1 о нарушении конституционных прав (п. 2 ст. 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», п. 13 ст. 7 и п. 13 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). По решению суда обжалуемые нормы не исключают, что правоприменительными органами и судами, исходя из гуманитарных соображений, учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения ВИЧ-инфекции.
Суд вынес решение, что данная жалоба не подлежит рассмотрению в Конституционном суде РФ. При этом суд не дал оценку тому обстоятельству, что согласно норм Федерального закона № 38-ФЗ в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из страны в порядке, установленном российским законодательством, а не «могут быть депортированы» [4, ст. 11, п. 2]. То есть данная статья носит обязательный характер для правоприменительных органов. Следовательно, нормы данной
1 Гражданин Украины Х., зарегистрированный по месту жительства в г. Одессе, имел заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. В 2003 г. он заключил брак с гражданкой Российской Федерации. В 2004 г. у них родилась дочь, имеющая российское гражданство. Наличие у него ВИЧ-заболевания послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание в России. - М.Е.
статьи на законодательном уровне нарушают не только права ВИЧ-инфицированных, но и членов их семей.
Проанализировав нормы российского и международного законодательства, а также практику Европейского суда по правам человека в делах о высылке ВИЧ-инфицированных иностранных граждан, Европейский Суд по правам человека демонстрирует гибкость и индивидуальный подход, имея в виду возможности системы здравоохранения страны гражданства заявителя и стадию заболевания, на которой высылка заявителя из страны вступала бы в противоречие с требованиями ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содержащей запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение (постановление от 21 апреля 1997 г. по делу «Д. против Великобритании»). Суд отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п.1 ст.8 Конвенции (постановление от 18 февраля 1991 г. по делу «Мустаким (Moustaquim) против Бельгии»). Ввиду того, что решения договаривающихся государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права защищаемого (п.1 ст. 8 Конвенции), данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, и в особенности - соразмерной преследуемой цели (постановление от 6 февраля 2003 г. по делу «Якупович (Jakupovic) против Австрии»).
К дискриминационным нормам в отношении прав ВИЧ-инфицированных можно отнести и постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» [8]. В указанный перечень включены инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета. Учитывая тот факт, что ВИЧ-инфицированные состоят на указанном учете пожизненно, они лишаются права на создание полноценной семьи. При этом, как ни парадоксально, им не запрещается рожать своих детей, хотя риск рождения ВИЧ-инфицированного ребенка крайне высок, в то время как проживание с ВИЧ-инфицированными родителями не грозит здоровью ребенка.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год определяет ее виды, условия оказания, критерии качества и доступности, а также размеры
финансовых затрат. Отметим, что в настоящее время единой модели организации медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в нашей стране не существует, поскольку регионы отличаются по многим параметрам, в том числе по уровню распространенности ВИЧ-инфекции, экономическому состоянию, площади территории. В отношении ВИЧ-инфицированных лиц действуют стандарты оказания медицинской помощи, утвержденные приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации1. Они предусматривают виды медицинских услуг (лабораторные исследования, ультразвуковые исследования, приемы врачей-специалистов, назначение медицинских препаратов, оказание психологической помощи и др.), оказываемые ВИЧ-инфицированным лицам в зависимости от длительности срока течения болезни и возрастной категории больного. В целях реализации прав ВИЧ-инфицированных на администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, возложена обязанность создания условий для реализации предусмотренных законодательно прав ВИЧ-инфицированных [4, ст. 16].
Завершая краткий анализ законодательно закрепленных прав ВИЧ-инфицированных, хотелось бы указать на одно важное обстоятельство: в российском законодательстве нормы, посвященные социальной и иной поддержке лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей [4, гл. 4], носят более конкретный характер, чем нормы о защите прав и лечения самих ВИЧ-инфицированных. В частности, законодательно установлено, что медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в
1 См.: Об утверждении стандарта профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ (далее - Минздрава РФ) от 30.05.2006 г. № 375; Об утверждении стандарта медицинской помощи больным болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ): приказ Минздрава РФ от 09.07.2007 г. № 474; Об утверждении стандарта медицинской помощи больным болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (при оказании специализированной помощи): приказ Минздрава РФ от 09.07.2007 г. № 475. - М.Е.
соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное право конкретизировано в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей». В частности, указанной категории лиц установлена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20% оклада (тарифной ставки), определенного на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. При этом для них сохраняются действующие условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю и ежегодный оплачиваемый отпуск 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда). Они подлежат обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, а также обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также приказом Минюста РФ «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы» оклады по занимаемым штатным должностям медицинских работников из числа рядового и начальствующего состава были повышены на 60% за работу в специально созданных учреждениях (больницах, отделениях, палатах) для лечения больных СПИД и ВИЧ-инфицированных [9].
Из этого следует, что само государство устанавливает дополнительные льготы для лиц, работающих с ВИЧ-инфицированными. В случае же, когда человек заражается вирусом иммунодефицита в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений, оказывающих медицинскую помощь [4, ст. 20], возмещение вреда производится в порядке, установленном гражданским законодательством. Гражданин, зараженный в медицинском учреждении, должен сам обращаться с иском в суд и доказывать, что именно действиями медицинских сотрудников вызвано заражение, размер причиненного ему этими действиями убытка. В данной ситуации государство самоустраняется от защиты прав граждан, не лишая их судебной защиты, но этой защитой надо уметь воспользоваться. К сожалению, и страховые организации не спешат на помощь пострадавшим от некачественной медицинской помощи, т.к. данное направление только
развивается в нашей стране, и пока реальной помощи от страховых компаний застрахованные не получают.
Таким образом, государство не различает права ВИЧ-инфицированных в зависимости от причины заражения, что кажется не совсем оправданным с точки зрения социальной справедливости и профилактики здорового образа жизни. Человек, получивший заражение в результате халатности врачей, преступной деятельности других лиц, рожденный от зараженных родителей, не получает никаких преимуществ по сравнению с лицами, заразившимися по собственной неосторожности.
Проведенный анализ нормативной правовой базы, определяющей государственную политику в области ВИЧ/СПИДа, позволяет заключить, что в российском законодательстве ВИЧ-инфицированным предоставлены и
гарантируются определенные права, но ряд норм носят, как показывает правоприменительная практика, общий, декларативный характер. Государство, по мнению автора, должно не только принимать меры законодательного и административного характера, направленные на предупреждение заражений ВИЧ-инфекцией, но и способствовать созданию условий для социальной адаптации и защиты от дискриминации лиц, подвергшихся такому заражению.
* * *
1. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина [Электронный ресурс] // Конституция Российской Федерации [сайт]. иКЬ: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm
2. О мерах профилактики заражения вирусом СПИД: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1987 г. № N 7612-ХІ [Электронный ресурс] // Кодекс: [сайт]. иКЬ: http://www.kodeks-luks.ru/ciws/site?tid=0&nd=600471&prevDoc=600997
3. О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 188 // Российская газета. 2003. 8 апр.№ 66 (3180).
4. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): федер. закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультант-Плю с».
5. О профилактике заболевания СПИД: закон Союза Советских Социалистических Республик от 23 апреля 1990 г. № 1447-1 [Электронный ресурс] // Info Pravo. Законодательство России: [сайт]. URL: http://infopravo.by.ru/fed1991/ch02/akt12630.shtm
6. Об организации поиска больных СПИД и контроле доноров на наличие возбудителя
СПИД: приказ Министерства здравоохранения СССР от 10 июня 1985 г. № 776 [Электронный ресурс] // Bestpravo.ru Законодательство России: [сайт]. URL:
http ://bestpravo. ru/fe d1991/data03/tex14172. htm
7. Об организации службы профилактики СПИД в СССР: приказ Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1989 г. № 239 [Электронный ресурс] // Bestpravo.ru. Законодательство России: [сайт]. URL: http://bestpravo.ru/fed1991/data02/tex12986.htm
8. Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью: постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 542 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
9. Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников уголовноисполнительной системы: приказ Минюста РФ от 20 декабря 2006 г. N 376 " (с изменениями от 8 августа 2007 г., 4 мая 2008 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из информ.-правового портала «Г арант».