Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие право на свободу труда граждан, живущих с ВИЧ-инфекцией
Е.М. Рузаева, к.п.н., Оренбургский ГУ
Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы во всех субъектах Российской Федерации, однако распространённость этой инфекции неравномерна. К самым поражённым ВИЧ-инфекцией относятся 24 региона страны, в которых проживает почти по-
ловина (46,2%) населения Российской Федерации. Большинство этих субъектов — наиболее крупные, экономически успешные регионы страны. Среди них Оренбургская область, т.к. на 31 марта 2012 г., по данным Федерального научно-медицинского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, занимает 10-е место и 2-е место по Приволжскому
федеральному округу (23987), что далеко не радует. (Первый случай ВИЧ-инфекции в области был зарегистрирован в 1996 г. у больного с Украины, прибывшего для постоянного проживания). [1]
Наряду с нормами международных актов, важное место среди которых занимает Рекомендация МОТ 2010 г. о ВИЧ/СПИДе и сфере труда № 200, в настоящее время в Российской Федерации правовую основу защиты трудовых прав людей, живущих с ВИЧ, составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними подзаконные нормативные акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Право на труд людей, живущих с ВИЧ, регламентируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации, дифференциация в правовом регулировании их труда в ТК РФ и иных федеральных законах отсутствует.
В ст. 2 Федерального закона № 38-Ф3 указано, что законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [2].
ВИЧ-инфицированные — граждане Российской Федерации обладают на её территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 38-Ф3) [2].
Анализ имеющегося в свободном доступе материала свидетельствует о наличии законов, затрагивающих вопросы ВИЧ/СПИДа, в 19 субъектах Российской Федерации. При этом лишь в единицах из них содержатся нормы, регулирующие те или иные вопросы защиты права на труд лиц, живущих с ВИЧ. К принятию законов по рассматриваемой проблематике обратились Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Алтайский край, Пермский край, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ленинградская область, Магаданская область, Свердловская область, Москва. Даже из этого скромного в масштабах Российской Федерации перечня лишь незначительная часть субъектов Российской Федерации включила в законы положения, прямо или косвенно касающиеся права на труд
людей, живущих с ВИЧ, либо соответствующие антидискриминационные положения.
Не ставя перед собой целью дать исчерпывающую информацию, приведём несколько примеров. Так, в законе Республики Башкортостан «О предупреждении распространения на территории Республики Башкортостан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» имеется положение о том, что ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации, постоянно проживающие или временно находящиеся на территории Республики Башкортостан, обладают всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан [3].
Закон г. Москвы от 26.05.2010 № 21 «О предупреждении распространения на территории города Москвы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» содержит ст. 15. «Трудовые гарантии», в соответствии с которой в случае выявления ВИЧ-инфекции у работников администрация лечебно-профилактической организации обязана предоставить им работу по специальности, исключающую возможность дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции [4].
Закон Краснодарского края от 2 августа 1999 г. N 201-КЗ «О предупреждении распространения в Краснодарском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусматривает, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у медицинских работников, исполнение профессиональных обязанностей которых связано с ВИЧ-инфицированными лицами или материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, и если в процессе проведения эпидемиологического расследования исключены другие пути заражения, это заболевание признаётся профессиональным [5].
К сожалению, не лучше обстоит дело и с иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Несмотря на наличие таковых в каждом субъекте РФ, можно привести лишь считанные примеры включения в них каких-либо положений, затрагивающих право людей, живущих с ВИЧ, на труд и защиту от дискриминации в сфере труда.
Принято постановление правительства Республики Северная Осетия—Алания от 09.11.2007 № 280 «О республиканской межведомственной комиссии по профилактике и борьбе с туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией и заболеваниями, передаваемыми половым путём». Предусматривается проведение заседаний комиссии с целью выявления дискриминации и нарушений права на труд лиц, живущих с ВИЧ. Решения комиссии доводятся до сведения заинтересованных органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, должностных лиц [6].
В постановлении Алтайского краевого совета народных депутатов от 01.11.2000 № 329 «О целевой комплексной программе по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа среди населения Алтайского края на 2001—2004 годы» отмечалась необходимость обеспечить контроль за соблюдением права на труд ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом: не допускать увольнение с работы, отказ в приёме на работу на основании наличия у них ВИЧ-инфекции [7].
Постановление главного государственного санитарного врача по г. Иркутску от 03.04.2001 № 3 «Об устранении нарушений Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» на территории г. Иркутска» предписывает при организации обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию отдельных категорий граждан руководствоваться ст. 9 ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; не допускать увольнение с работы, отказ в приёме на работу, в образовательные и медицинские учреждения, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных граждан на основании обнаружения у них ВИЧ-инфекции [8].
И наконец, наиболее отрадный пример, соответствующий духу и букве Рекомендации МОТ № 200 и Своду практических правил. Постановление Липецкой областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 30.06.2010 № 7 «ВИЧ/СПИД как медико-социальная проблема общества, бизнеса и государства. Реализация программы просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИДа» гласит: «ВИЧ/СПИД приводит к нарушению основных трудовых прав, которые выражаются в дискриминации и стигматизации работников и людей, живущих с ВИЧ. Больше всего эти последствия ощущают незащищенные слои общества — женщины и дети».
В этом же постановлении содержатся рекомендации:
— районным (городским) трёхсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений совместно с территориальными координационными советами профсоюзов оказывать содействие государственному учреждению здравоохранения «Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» в проведении информационно-образовательных мероприятий по ВИЧ/СПИДу в сфере труда «Узнай об этом на работе» на территории города (района);
— федерации профсоюзов Липецкой области совместно с отраслевыми комитетами профсоюзов, первичными профсоюзными организациями продолжить работу по внесению в коллективные договоры положений по формированию здорового образа жизни, профилактике социального заболевания ВИЧ-инфекции с финансированием работодателями профилактических мероприятий на образование, обеспечение безопасности условий работы, обеспечение средствами индивидуальной защиты;
— работодателям (объединениям работодателей) предусмотреть заключение соглашения с территориальными органами здравоохранения или государственным учреждением здравоохранения «Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» на проведение информационно-образовательных мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИДа на рабочих местах;
— органам местного самоуправления организовать широкую информационно-образовательную работу по проблеме ВИЧ/СПИДа в городах и районах области [9].
Краткий анализ имеющихся в открытом доступе законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ показывает, что, как правило, они лишь воспроизводят отдельные положения актов федерального законодательства, не устанавливая дополнительных гарантий, не предусматривая механизмы контроля за соблюдением права ВИЧ-инфицированных лиц на труд.
Напрашивается вывод о том, что подавляющая часть регионов выстраивает взаимоотношения ВИЧ-инфицированных граждан, общества и власти преимущественно в рамках федерального законодательства. В частности, к таким регионам относится и Оренбургская область.
Муниципальные органы власти, реализуя целевые программы в сфере защиты права людей, живущих с ВИЧ, как правило, не предусматривают мероприятия, направленные на реализацию и защиту права на труд людей, живущих с ВИЧ.
Вместе с тем в свете тех мер, на которые ориентируют государства в отношении противодействия распространению ВИЧ Рекомендация МОТ № 200 и Свод практических правил МОТ, представляется, что местные органы власти могли бы взять на себя более существенную роль в реализации следующих направлений деятельности:
— предоставление населению соответствующего муниципального образования, работодателям и профсоюзам, действующим на его территории, актуальной, надлежащей и своевременной информации по вопросам ВИЧ/СПИДа в целях оказания им содействия в принятии надлежащих мер на рабочих местах;
— разработка и реализация совместно с работодателями и профсоюзами в рамках социального
партнёрства на местном уровне программ поддержки и профилактики для ВИЧ-инфицированных работников;
— взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями и вовлечение их в диалог с социальными партнёрами на местном уровне по вопросам профилактики ВИЧ/ СПИДа на рабочих местах.
Литература
1. Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом. Данные получены из территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом и территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Федеральный закон от 30.03.95 № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»: ред. от 18.07.11. URL: http://www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.
3. Закон Республики Башкортостан 21.12.98 № 209-з «О предупреждении распространения на территории Республики Башкортостан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»: ред. от 7.12.11. URL: http://www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.
4. Закон города Москвы 26.05.10 № 21 «О предупреждении распространения на территории города Москвы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». URL: http://www.consultant.ru/ Консуль-тантПлюс.
5. Закон Краснодарского края 2.08.99 № 201-КЗ «О предупреждении распространения в Краснодарском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»: ред. от 6.04.11. URL: http://www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.
6. Постановление правительства Республики Северная Осетия-Алания от 09.11.2007 № 280 «О Республиканской межведомственной комиссии по профилактике и борьбе с туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией и заболеваниями, передаваемыми половым путём» (вместе с «Положением о Республиканской межведомственной комиссии по профилактике и борьбе с туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией и заболеваниями, передаваемыми половым путём»): ред. от 09.02.09. URL: http://www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.
7. Постановление Алтайского краевого совета народных депутатов от 01.11.2000 № 329 «О целевой комплексной программе по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа среди населения Алтайского края на 2001-2004 годы». URL: http:// www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.
8. Постановление главного государственного санитарного врача по г. Иркутску от 03.04.2001 № 3 «Об устранении нарушений Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». URL: http:// www.consultant.ru/ КонсультантПлюс.
9. Постановление Липецкой областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 30.06.2010 № 7 «ВИЧ/СПИД как медико-социальная проблема общества, бизнеса и государства. Реализация программы просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИДа «Узнай об этом на работе». URL: http://www. consultant.ru/ КонсультантПлюс.