ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 159.923
Г. Ю. Исрафилова, И. Ф. Сибгатуллина
СОЦИАЛЬНАЯ ДИССИНХРОНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ключевые слова: студенты технических специальностей, образовательная среда, социальная диссинхрония психического развития, акмеологический подход, социально-психологический тренинг.
Приведены результаты исследования взаимосвязи показателей психического развития успешных и неуспешных студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки в вузе. Выявлены показатели социальной диссинхронии развития успешных и неуспешных в учебной деятельности студентов технических специальностей. Представлены пути преодоления социальной диссинхронии в условиях социально-психологического тренинга.
Key words: the students of the technological specialties, the educational ambience, the social dissinchronous ofpsychic development,
the akmeological approach, social- psychological training.
The results of the study the relationship of indicators of mental development of successful and unsuccessful technical students in training at the university are presented. The indicators of social dissinchronous development of success and unsuccessful technical students in learning activities of technical specialties are revealled. The authors suggest overcoming social dissinchronous using a social- psychological training.
Заявка приоритетности специалистов технических направлений побуждает ученых к исследованиям условий высокого уровня профессиональной подготовки. Компетентность профессиональной деятельности инженеров опосредована не только уровнем развития научно-технического прогресса, но и особенностями личностного развития специалиста. Важной задачей становится определение особенностей развития студентов, выделения потенциалов и условий эффективного преодоления преград. Решение данного вопроса позволит повысить качество профессиональной подготовки инженеров технических специальностей.
Студенты высшей школы относятся к периоду ранней взрослости в классификациях Дж. Бирена, Э.Эриксона, В.Квин, Г. Крайга. Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение. [1]. Возрастная группа - студенты технических специальностей входит в область изучения акмеологии.
Базовые акмеологические категории сложны в аналитическом описании. Сложность заключается в многогранности их рассмотрения, но с другой стороны она открывает большие возможности их исследования потому, что факторов детерминации профессионально личностных свойств и развития личности много.
Значительная часть получаемой информации может непосредственно использоваться при решении практических задач. Акмеология изучает закономерности и механизмы развития человека при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (от греч. «акме» - развитие) [1].
Наблюдения и опыт работы практического психолога в вузе позволяют говорить о несоответствии между требованиями
образовательной системы высшего учебного заведения (необходимостью самостоятельной регуляции поведения, высоким уровнем сознательности, интереса к учебе, сформированностью познавательной сферы) и уровнем индивидуального развития студентов. Можно предположить, что эти факторы могут быть обусловлены диссинхронным, неравномерным психическим развитием личности.
Проблема неравномерности психического развития рассматривалась в психологии многими авторами (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Д.В.Ушаков, М.А. Холодная и др.). В динамической теории одаренности Л.С. Выготского отмечается «неравномерность развития систем». Теоретическим основанием нашнго исследования выступила концепция диссинхронии психического развития (П. Мерша, Ж.-Ш. Террасье, И.Ф.Сибгатуллина). В современной российской психологической науке продолжили разработку концепции диссинхронии психического развития Ю.Д. Бабаева, В.В. Васина, В.Н. Дружинин, В.И. Панов, В.В. Потапова, О.Р. Рябов и
др.
Феномен диссинхронии психического развития проявляется в рассогласованном состоянии систем взаимосвязанных психических явлений в определенный момент их развития, в несбалансированности когнитивного, волевого, эмоционального, поведенческого и других компонентов психического [2].
Для студентов технических специальностей особенно значимой является рассогласованность когнитивной и социальной сфер. Это очевидно, но требуется ответ на вопрос: каковы особенности
проявления социальной диссинхронии
психического развития студентов в процессе профессиональной подготовки и, далее необходимо выявить условия преодоления диссинхронии развития.
Мы предположили, что социальная диссинхрония психического развития студентов технических специальностей проявляется в рассогласованном состоянии систем
взаимосвязанных психических явлений,
несбалансированности личностной, эмоциональной, коммуникативной и других сфер психического развития и может преодолеваться с помощью социально-психологического тренинга.
Рассматривая социальную диссинхронию психического развития мы опираемся на основные принципы динамической теории одаренности (Л. С. Выготский, Т. Липс, А. Адлер), которые составляют ядро концепции диссинхронии психического развития:
- принцип социальной обусловленности развития (неприспособленность субъекта к окружающей его социально-культурной среде порождает различные препятствия на пути развития его психики);
- принцип перспективы будущего (возникшие психологические преграды стимулируют включение процесса компенсации, они становятся «целевыми точками» психического развития и направляют его);
- принцип компенсации (наличие препятствия усиливает и заставляет совершенствоваться психические функции, что приводит к преодолению преград, а в результате к приспособленности субъекта к социо-культурной среде. Вместе с тем существует реальная опасность, что компенсация может пойти и по ложному, обходному пути, вызывая неполноценное развитие психики субъекта или вызвать рассогласованность, несбалансированность его основных компонентов).
Рассмотрим понятие социальная
диссинхрония психического развития студентов в процессе профессиональной подготовки как рассогласованное состояние открытых систем взаимосвязанных психических явлений, как несбалансированность эмоциональной, личностной, коммуникативных и других сфер развития.
Источником диссинхронии может выступать совокупность психических состояний студентов, которые они испытывают в условиях рассогласования между системой их естественного взросления и социальными требованиями и ожидаемыми результатами системы образования.
Исходя из этого, в структуре диссинхронии психического развития студентов в период профессиональной подготовки можно выделить следующие уровни: детерминантный (экстернальная социальная диссинхрония и интернальная внутренняя диссинхрония); уровень психических явлений (диссинхрония психических процессов, психических состояний, психических свойств); элементно-видовой уровень (когнитивная, соматическая, коммуникативная, регулятивная,
аффективная и поведенческая диссинхрония); уровень психологических преград (когнитивные, личностные, психосоматические, интеллектуально-аффективные преграды); элементно-типовой уровень (психосоматическая, интеллектуально-когнитивная, интерактивно-эмоциональная и коммуникативно-волевая диссинхрония);
элементно-критериальный уровень (по
интенсивности, по длительности).
В исследовании особенностей социальной диссинхронии психического развития студентов технических специальностей использовались методы изучения личностного развития в условиях образовательной среды. Измерения диссинхронии психического развития проводились с помощью коэффициента как отношение среднеквадратичного отклонения значений тестовых параметров развития к их среднему значению. (Рябов О.Р., 2009 г.)
Коэффициент диссинхронии характеризует степень разброса тестовых показателей психического развития обследуемого. Чем больше коэффициент диссинхронии, тем больше статистический разброс между показателями развития и сильнее (по интенсивности и длительности) проявления форм «явной» или «скрытой» диссинхронии.
В структуре диссинхронии психического развития студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки на уровне психических явлений выделяются диссинхрония психических процессов, психических состояний и психических свойств. На уровне психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность коэффициент диссинхронии К=0,52-0,4).
Психические состояния характеризуются единством переживаний и деятельности (Левитов Н.Д., 1964). Состояния оказывают влияние на внутренние процессы и проявляются во внешних действиях, поведении человека. Психические состояния выступают фоном учебной деятельности и психического развития. Следует отметить, что состояния оказывают влияние на деятельность, и деятельность оказывает влияние на формирование состояния. С точки зрения Ильина Е.П., развитие определенных состояний может мешать человеку в достижении поставленной им цели. Но, для каждого неблагоприятного состояния соответствует какое-либо волевое качество: тревожности -спокойствие, уравновешенность, состоянию фрустрации - настойчивость, упорство в достижении цели, состоянию агрессии -доброжелательность, и т. д. Проявление волевых качеств (силы воли) - это переключение сознания и волевого контроля с переживания
неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности [3]. Волевая регуляция поведения может выступать как эффективный
компенсаторный механизм. Коэффициент
диссинхронии по показателю «Сила воли» среди успешных студентов ниже (^=0,18) по сравнению с показателем среди неуспешных студентов (К=0,29).
В акмеологии самооценка рассматривается как важная детерминанта профессионального
самосознания. В структуре диссинхронии психического развития успешных студентов технических специальностей коэффициент диссинхронии ^=0,31, у неуспешных студентов выше ^=0,42. Следует отметить, что основным содержанием самооценки студентов является самоотношение к своим качествам и продуктивности деятельности по сравнению с имеющимися эталонами и стандартами успешного студента. На самооценку заметно влияют не только результативность деятельности, но и социальные факторы, оценочные суждения сверстников и взрослых, их отношения.
Как отмечалось ранее, преодоление препятствий может пойти по обходному пути. Так, внутриличностные конфликты, неприятные аффекты, воспоминания, фантазии включают защитные механизмы. Под защитой понимается совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида. Защитный процесс осуществляется автоматическими бессознательными механизмами психологической защиты личности. [4] Защитные механизмы отвергают или искажают реальность, блокируют прямое выражение потребностей, не приводят к разрешению проблемы и устранению причин тревоги, «они связывают психическую энергию, которая могла бы быть использована в более полезных деятельностях эго» (З.Фрейд). Юноши чаще используют механизмы «отрицание», «компенсация», «проекция», «замещение», «интеллектуализация». А девушки чаще используют механизмы «регрессия», «отрицание»,
«компенсация», «проекция», «интеллектуализация», «рационализация». Коэффициент диссинхронии по этим показателям ^=0,42-0,77.
Коэффициент диссинхронии ^=0,43-0,66 по показателям коммуникативные и организаторские способности так же значителен. Умение выстроить процесс общения с окружающими людьми, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе включены в перечень основных компетенций инженера.
В практической психологии разработаны технологии, направленные на регуляцию поведения, настроения, снижение уровня фрустрированности, тревоги. Современные методы психотренинга подкреплены использованием аудиовизуальной аппаратуры, компьютерных методов, применением электронных технических средств для организации биологической обратной связи в процессе тренинга.
Преодоление диссинхронии психического развития может успешно реализоваться в процессе социально психологического тренинга. На первом этапе нашего тренинга использовалась компьютерная программа обучения саморегуляции в стрессовых ситуациях «ИБИС», созданная на базе НПФ «Амалтея» г. Санкт-Петербург. Разработчики метода игрового биоуправления Институт медицинской и биологической кибернетики СО РАМН под руководством доктора
биологических наук, академика РАМН Штарка М.Б., г. Новосибирск.
Саморегуляция предполагает осознание своего поведения, выполняемой деятельности. Освоив эффективные методы саморегуляции, отобранные индивидуально и закрепленные на уровне памяти тела, студенты переходят на следующий этап. Второй ступенью тренинга является формирование конструктивного поведения, ориентации в сложных жизненных ситуациях, нахождение оптимальных способов реагирования в условиях тренинга.
В процессе тренинга решаются следующие принципы социальной психологии:
■ изменения во внешнем поведении могут привести к внутренним изменениям;
■ обучение более совершенным поведенческим навыкам с помощью позитивного опыта изменяет восприятие самого себя и изменяет негативные модели мышления;
■ улучшения после тренинга сохраняются, если люди приписывают изменения внутренним факторам, находящимся под их постоянным контролем, а не внешним условиям тренинга. [5]
Не всегда студентам нужна психологическая помощь в условиях тренинга. Показатели коэффициента диссинхронии эмоционального интеллекта ^=0,12-0,23 низкие, соответственно эти механизмы могут выступать как способность осознавать отношения личности, представленные в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой.
Эмоциональный интеллект может включаться в процесс общения и деятельности человека на следующих этапах: постановки цели, планирования, реализации и контроля исполнения. Опираясь на эмоции, каждый этап позволяет проверить экологичность принятия решения с точки зрения целостности структуры личности. Отрицательные чувства на стадиях деятельности обращают внимание студента на неадекватность процесса. А так же, самомотивирование помогает вызывать у себя желаемые эмоции с помощью специальных внутренних и внешних действий, а не путем волевой регуляции.
В общении эмоциональный интеллект ответственен за принятие решений относительно того, в какой форме, в какое время, в каком месте и с какой целью человек должен выразить собственные эмоции партнеру. Эта функция эмоционального интеллекта может быть названа функцией «хорошей формы». И в общении, и в деятельности эмоциональный интеллект выполняет работу по саморегуляции и самозащите индивида от чрезмерных разрушительных переживаний. В области самоопределения и самоанализа эмоциональный интеллект осуществляет рефлексивную функцию, позволяя человеку осознать и осмыслить доминирующие, нестандартные и неадекватные эмоции как выражение личностных особенностей и побуждений. С помощью эмоционального
интеллекта можно не только отобрать подходящий прием самомотивирования, но и создать собственную технику самопомощи [6].
Особое значение в этом имеет знание особенностей развития личности студента, как целостной системы взаимосвязанных компонентов, определение рассогласованности развития этих компонентов. А преодоление социальной диссинхронии психического развития будет способствовать оптимальной организации
образовательного процесса. Важной стороной профессионального развития студентов является и карьерная ориентация [7].
Диссинхрония играет двойственную роль в психическом развитии студентов. С одной стороны, любые преграды, любое рассогласование в психическом развитии выступают как ограничения, тормозящие процесс становления гармоничной личности. Однако, создавая определенные трудности, они одновременно являются и своеобразными стимулами порождения процессов компенсации [8].
Важным результатом современного инженерного образования является
профессиональная мобильность, обеспечивающая эффективность социализации и адаптации к профессиональной деятельности, готовность к освоению инновационных технологий в рамках глобализации образования [9].
Результаты данного исследования будут важны преподавателям, самим студентам и особенно психологическим службам вуза, которые
осуществляют психологическое сопровождение
образовательного процесса.
Литература
1. Акмеология: Учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. -М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
2. Гильмеева, РХ., Сибгатуллина, И.Ф. Одаренный ребенок в развитии, учении, общении / Р.Х. Гильмеева, И.Ф. Сибгатуллина. - Казань, 1999. - 312 с.
3. Кондаков, В.С., Золотухина, О.Н. Личность наизнанку. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства / В.С. Кондаков, О.Н. Золотухина.-Ижевск: издательский дом «Удмуртский университет», 1999. - 322 с.
4. Ананьев, В.А. Практикум по психологии здоровья / В .А. Ананьев. - СПб,: Речь, 2007, - 115 с.
5. Майерс, Д. Социальная психология/ Д.Майерс. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999. -688 с.
6. Психические состояния /Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. -СПб.: «Питер», 2000. - 512 с.
7. Юртаева, Н.И. Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза /Н.И.Юртаева // Вестник Казанского технологического университета.-2012.-№1. - С.300-306.
8. Сибгатуллина, И.Ф. Особенности диссинхронии развития и психологическая безопасность одаренных / И. Ф. Сибгатуллина, И.И. Лушпаева, С.А. Теряева, О.Р. Рябов, Г.Ю. Исрафилова // Образование и самообразование. - 2009. - №4(14). - С. 186-192.
9. Гончарук, Н.П. Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в образовательном процессе вуза / Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова // Вестник Казанского технологического университета.-2012.-№13. - С.274-279.
© Г. Ю. Исрафилова - ст. препод. каф. ГСН НХТИ КНИТУ, [email protected]; И. Ф. Сибгатуллина - д-р псих. наук, проф. каф. пед. психологии Институт развития образования РТ.