Г. Ю. Исрафилова, соискатель, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал),
Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Нижнекамск, Россия, [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ФЕНОМЕНА ДИССИНХРОНИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Высокие темпы научно-технического прогресса требуют от инженеров технических специальностей высокого уровня профессиональной подготовки. Продуктивность профессиональной деятельности опосредована не только техникой и технологией, т. е. объективными условиями, но и личностным потенциалом и качествами работника, что выдвигает на первый план развитие человека, являющегося главной производительной силой общества.
На современном этапе развития системы высшего образования разрабатываются новые содержательные стандарты обучения, отражающие наиболее значимые научные достижения. Однако проблема состоит в том, что нужная информация не усваивается молодежью в необходимой степени. В системе высшего образования наблюдается проблема несоответствия содержания и способов современного образования, требований профессиональной подготовки и возможностей психического развития студентов. В условиях диверсификации образования при отборе студентов технических специальностей не учитываются индивидуальные профессионально значимые способности абитуриентов. По мнению некоторых ученых, например, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, такое несоответствие часто выступает причиной социального отчуждения и самоотчуждения студентов от процесса образования и профессионального развития. В таких условиях личностное и профессиональное развитие студентов стано-
вится затруднительным. Что вызывает эти затруднения? Автор предлагает рассмотреть особенности развития студентов в рамках феномена диссинхронии психического развития.
Опираясь на культурно-историческую концепцию общественно-исторического развития психики человека (Л. С. Выготский) и теорию деятельности (А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) рассматривается понятие неравномерности развития.
Проблема неравномерности психического развития рассматривалась в психологии многими авторами (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Д. В.Ушаков, М. А. Холодная и др.). В динамической теории одаренности Л. С. Выготского отмечается «неравномерность развития систем». Он отмечает, что человеческий организм, человеческая личность и человеческий интеллект есть единое целое, но не простое целое, а целое сложное, состоящее из ряда функций или элементов, находящихся в сложной структуре и в сложных отношениях друг с другом1. Поэтому существенным различием при переходе от одной ступени к другой является часто не внутри-функциональное изменение, а межфункциональные изменения, изменения межфункциональных связей, межфункциональной структуры.
В современной зарубежной научной психологической школе диссинхрония психического развития изучается П. Мерша,
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Ж.-Ш. Террасье, как эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обыч- -ным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого. В современной российской психологической науке продолжили разработку концепции диссинхронии психического развития Ю. Д. Бабаева, В. В. Васина, В. Н. Дружинин, В. И. Панов, В. В. Потапова, И. Ф. Сиб-гатуллина, О. Р. Рябов и др.
В статье автор опирается на определение и структуру понятия диссинхро-нии, предложенное И. Ф. Сибгатуллиной: «Диссинхрония — это рассогласованное состояние систем взаимосвязанных явлений в определенный момент их развития. В структуре диссинхронии психического развития студентов в период профессиональной подготовки выделяются следующие уровни: детерминантный (экстернальная социальная диссинхрония и интернальная внутренняя диссинхрония); уровень психических явлений (диссинхрония психических процессов, психических состояний, психических свойств); элементно-видовой уровень (когнитивная, соматическая, коммуникативная, регулятивная, аффективная и поведенческая диссинхрония); уровень психологических преград (когнитивные, личностные, психосоматические, интеллектуально-аффективные преграды); элементно-типовой уровень (психосоматическая, интеллектуально-когнитивная, интерактивно-эмоциональная и коммуникативно-волевая диссинхрония); элементно -критериальный уровень (по интенсивности, по длительности)»2.
Одним из источников диссинхро-нии является совокупность переживаемых психических состояний студентов в условиях рассогласования между системой их естественного взросления и декларируемыми ценностями и результатами системы образования.
Для определения диссинхронии психического развития некоторые ученые вводят понятие коэффициента диссинхронии (Н. В. Калачева, С. Е. Чиркина, О. Р. Ря-
В системе высшего образования наблюдается проблема несоответствия содержания и способов
современного образования, требований профессиональной подготовки и возможностей психического развития студентов.
бов). Автор статьи выделяет формулу коэффициента диссинхронии, предложенную О. Р. Рябовым, которая характеризует степень разброса тестовых показателей психического развития обследуемого. Чем больше коэффициент диссинхронии, тем больше статистический разброс между показателями развития и сильнее (по интенсивности и длительности) проявления форм «явной» или «скрытой» диссинхронии.
Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь высокоразвитым логическим и абстрактным невербальным мышлением, способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, высокой степенью концентрации внимания. Качества ума, необходимые для овладения техническими профессиями, должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз. Однако им присущ низкий уровень социабельности, т. е. недостаточно развитое умение общаться с людьми, интровер-тированность личности, неадекватность самооценки. Себя они знают плохо и в этом плане нуждаются в помощи. Также им свойственна узость познавательных интересов. В процессе адаптации знание индивидуальных особенностей студентов, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным. Для успешной учебы нужно уметь управлять своей учебной деятельностью.
Студенты высшей школы относятся к периоду ранней взрослости, где ведущим фактором развития является трудовая деятельность, профессиональное самоопределение3. Развитие познавательных психических процессов носит неравномерный гетерох-ронный характер. Так, развитие психофизиологических функций продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется. Развитие
интеллектуальных характеристик продолжается и связано с формированием личности, носит индивидуально обусловленный характер, т. е. взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. Аффективная сфера развивается на фоне достижения идентичности и в целом уже сформирована и стабильна. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения, умение владеть собой. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством не-понятости.
В последние годы наметилась тенденция роста количества девушек, поступающих на технические специальности. Считается, что женщина сориентирована на межличностные отношения, эмпатию (Brown & Gilligan, 1992; Gilligan, Lyons & Hammer, 1990). Поэтому этот аспект требует анализа и осмысления.
Для того чтобы определить особенности проявления диссинхронии психического развития студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки мы проанализировали теоретические и прикладные психо л ого-акмео логические исследования, определили особенности психологического содержания диссинхро-нии психического развития студентов. А также выявили и экспериментально изучили особенности диссинхронии психического развития студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Изначально автор предполагал, что диссинхрония психического развития сту-
Объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе
и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.
состоянии систем взаимосвязанных психических явлений, несбалансированности когнитивной, личностной, эмоциональной, поведенческой и других сфер психического развития.
В своем исследовании мы использовали диалектический анализ природосо-образного и противоречивого в научном познании психологии развития и акмеологии, структурно-логический и поэлементный анализ процесса развития и процесса преодоления, эмпирические методы.
Исследование проводилось на базе Нижнекамского химико-технологического института (филиала) Казанского национального исследовательского технологического университета с 2008 по 2011 гг. В исследовании приняли участие 400 студентов технических специальностей в возрасте от 18 до 29 лет.
Для изучения особенностей диссинхро-нии психического развития студентов технических специальностей использовались методы изучения личностного развития студентов в условиях образовательной среды. Были выделены группы успешных и неуспешных в учебной деятельности студентов на основе результатов балльно-рейтинговой системы оценки знаний учащихся.
Проанализированы диссинхронные параметры в группе успешных в учебной деятельности студентов. Статистический разброс между параметрами, подтверждающий диссинхронию, зафиксирован наиболее интенсивно в когнитивной сфере «математические способности» (коэффициент дис-синхронии Ка=0,53).
На уровне психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессия коэффициент диссинхронии Ка=0,52-0,4). Среди неуспешных студентов проявления диссинхро-нии психического развития на уровне психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность
К=0,4).
Психические состояния характеризуются единством переживаний и деятельности (Н. Д. Левитов, 1964). Значит, психические
дентов проявляется в рассогласованном состояния оказывают влияние на процесс
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
учебной деятельности студентов, как фон. Но, часто деятельность влияет на формирование состояния. С точки зрения Е. П. Ильина, развитие определенных состояний, целесообразных с точки зрения жизнедеятельности функциональной системы, может быть нецелесообразным с точки зрения деятельности человека, мешая достижению поставленной им перед собой цели. Каждому неблаго -приятному состоянию соответствует какое-либо волевое качество: тревожности — спокойствие, уравновешенность, состоянию фрустрации — настойчивость, упорство в достижении цели, состоянию агрессии — доброжелательность, и т. д. Проявление волевых качеств (силы воли) — это переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности4. Оно может выступать как компенсаторный механизм. Коэффициент диссинхронии по показателю «Сила воли» среди успешных студентов низкий (Ка=0,18), а в группе неуспешных студентов (Ка=0,29).
Самооценка рассматривается как важная детерминанта профессионального самосознания. В структуре диссинхронии психического развития успешных студентов технических специальностей коэффициент диссинхронии Ка=0,31, неуспешных студентов Ка=0,42. Среди неуспешных студентов наблюдается разброс показателей самооценки (завышенная, адекватная и заниженная). Отмечено, что на самооценку сильно влияют не только результативность деятельности, но и социальные факторы, негативные оценочные суждения преподавателей, отношение родителей. Студенты с заниженной самооценкой отличаются неуверенностью, склонностью к импульсивным действиям. Они ориентируются, прежде всего, на эмоционально теплые, эмпатичные отношения, эмоциональный комфорт во взаимодействиях. У лиц с высокой самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям.
Часто абитуриенты выбирают специальность без учета способностей, желаний,
по совету родителей, друзей, т. к. ограничены в выборе вуза, специальностей в маленьком городе. В структуре диссинхронии развития это нашло свое отражение. Коэффициент диссинхронии по направлению профессионально важных качеств специалистов системы «Человек-техника» очень высок Ка=0,5-0,9. Наблюдается рассогласованность в интересе к технике, ответственности, внимании, склонности к однообразной работе, устойчивости к внешним раздражителям, чувстве самосохранения, психологической устойчивости, быстроте принятия решений, математических способностях.
Диссинхрония играет двойственную роль в психическом развитии студентов. По мнению И. Ф. Сибгатуллиной: «с одной стороны, любые преграды, любое рассогласование в психическом развитии выступают как ограничения, тормозящие процесс становления гармоничной личности. Однако, создавая определенные трудности, они одновременно являются и своеобразными стимулами порождения процессов компенсации»5. Рассматривая особенности развития студентов технических специальностей, изучение качественных сторон психического развития личности требует не только выявления и анализа этих психологических преград, их особенностей и степени выраженности, но и рассмотрения всех возможных путей дальнейшего развития. Для преподавателей важно определение способов их преодоления. Следует признать тот факт, что выпускники вуза не все устраиваются на работу по специальности. А часть из них получают второе высшее образование по другой специальности.
Нарушение внутреннего равновесия, неприятные аффекты, представления (воспоминания, фантазии) выступают в качестве поводов к защите. Под защитой понимается совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида. Защитный процесс осуществляется автоматическими, чаще бессознательными механизмами психологической защиты личности6. Студенты чаще используют механизмы «компенсация», «проекция», «интеллектуализация». Успешные юноши еще используют механизм «отрицание», а девушки — «регрессия», «рационализация». Неуспешные юноши еще используют механизмы «отрицание», «замещение», а девушки — «отрицание», «подавление», «регрессия». Коэффициент диссинхронии по этим показателям К =0,42-0,77.
Защитные механизмы отвергают или искажают реальность, блокируют прямое выражение потребностей, не приводят к разрешению проблемы и устранению причин тревоги, «они связывают психическую энергию, которая могла бы быть использована в более полезных деятельностях эго» (З. Фрейд).
Рассматривая особенности психического развития студентов в структуре диссинхронии психического развития, выделяют следующие уровни: детерминантный (внутренняя и социальная диссинхро-нии), элементно-видовой (когнитивная, поведенческая, аффективная диссинхро-нии), элементно-типовой (учебно-процессуальная, коммуникативная, интерактивно-эмоциональная, волевая диссинхронии), а также уровни психических явлений (дис-синхрония психических процессов, дис-синхрония психических состояний, дис-синхрония психических свойств) и преград (когнитивные преграды, индивидуально-личностные, аффективно-волевые).
Диссинхрония психического развития студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки проявляется в рассогласованном состоянии систем взаимосвязанных психических явлений, в несбалансированности когнитивной, личностной, эмоциональной и поведенческой сфер развития, задающих индивидуальный облик человека и оценивающихся
с точки зрения наличия психологических преград.
Гуманизация образования предполагает повышение роли преподавателей и психологических служб высших учебных заведений. Важна роль взрослого в процессе личностного развития и профессиональной подготовки студентов, особенно на начальном этапе обучения в вузе. Преподаватели, родители могут как создавать необходимые условия для нормального развития студента, так и препятствовать этому. Гуманистический подход к обучению предполагает наличие психологической помощи взрослого (педагога) в обучении.
Таким образом, автор статьи считает, что знания особенностей рассогласованного психического развития в практической деятельности психологических служб вузов и применения этих знаний в работе со студентами очень важны. Результаты проявления диссинхронии психического развития студентов могут быть применены на любых ступенях процесса обучения в вузе по техническим специальностям, а также для разработки групповых программ преодоления диссинхронии, самостоятельного поиска студентом способов преодоления индивидуальных форм проявления диссинхро-нии в процессе профессиональной подготовки. ■V ■
1. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 1008.
2. Шакирова Д. М., Сибгатуллина И. Ф., Сулейма-нов Д. Ш. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологии. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. С. 312.
3. Акмеология: Учебник / под общ. ред. А. А. Дерка-ча. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 650.
4. Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния. Психические состояния / Сост. и общая ред. Л.В. Куликова. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 512.
5. Сибгатуллина И. Ф. Особенности диссинхронии развития и психологическая безопасность одаренных // Образование и самообразование. 2009. № 4 (14). С. 186-192.
6. Кондаков В. С., Золотухина О. Н. Личность наизнанку. Психопатии, неврозы, психосоматические расстройства. Ижевск: издательский дом «Удмуртский университет», 1999. С. 322.