^циальная активность как фактор самоорганизации российских экопоселений
М.Ю. Щукина
Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий включает систему правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность органов государственной власти на разных уровнях. Прежде всего она направлена на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий1. Устойчивое развитие сельских территорий в долгосрочной перспективе достигается за счет проведения государственной экологоориентированной социально-экономической политики. Обеспечение сохранения земли как важнейшего природного ресурса является геополитической задачей государства в локусе ее стратегического резерва — малозаселенных сельских территорий. При этом ключевая роль отводится институтам гражданского общества в сельской местности.
Процесс проявления социальной активности сельского населения обостряется из-за деформации демографической структуры сельского населения, обесценивания его человеческого капитала, ограничений моноотраслевой сельской экономики. Усиление роли индивидуальных подсобных хозяйств укрепляет власть местных администраций, но разрывает традиционную связь с землей как территории проживания сельского сообщества. Результатом аграрной реформы стало лишение части сельского населения земельных и имущественных паев, что привело к снижению его интереса к решению местных проблем.
Самоорганизация предполагает наличие условий на уровне местных сообществ, обладающих общностью мировоззренческих установок, культурно-исторических и социально-экономических особенностей. Формирование институтов гражданского общества в сельской местности возможно при активном участии местного населения в общественно значимых проектах через проявление самостоятельных инициатив.
Большое значение для формирования гражданского общества приобретает местное самоуправление, которое представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающее в пределах, установленных Конститу-
1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"» // http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/159.htm (дата обращения: 04.07.2014).
цией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций2.
Однако само по себе право граждан осуществлять местное самоуправление не гарантирует формирования гражданского общества. Гражданское общество, его элементы, гражданские инициативы возникают на конкретной территории в конкретном местном сообществе3. Таким образом, субъектом гражданского общества здесь является социально активное множество граждан, составляющих местное население на определенной территории, являющейся местом их проживания.
Исследователи сельских территориально-демографических групп рассматривали территориальные интересы в системе удовлетворения первичных потребностей местного населения в самореализации, моральном удовлетворении и безопасности. Территория включается в систему территориального поведения (действия) не сама по себе, а с учетом социального значения, которым наделяют ее акторы в процессе производства, использования или символического (ментального) соотнесения с систематически воспроизводимыми в их окружении действиями4. Проявление социальной активности через выражение территориальных интересов общности зависит от степени осознания ею своих возможностей в обеспечении территориальных потребностей. Важную роль здесь играет образ жизни социально-территориальной общности, который предполагает устойчивое социальное воспроизводство, соблюдение принципов рационального природопользования, эффективное производство и самоуправление на территории5. Самоорганизация социально-территориальной общности невозможна без проявления социальной активности, направленной на сбалансированное устойчивое развитие жизненного пространства. Территориальный компонент является институциональной средой обеспечения социально-экономических условий жизнедеятельности для выражения интересов местных жителей. Социальная активность является характеристикой формирования гражданского общества, осуществления в полной мере его прав, осознания демократических свобод и наиболее ярко проявляется у жителей экопоселений.
В социологическом исследовании российских экопоселений Центрального региона России с помощью методов полуструктурированного интервью и анализа документов автором были выявлены условия проявления социальной
2 См.: Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 (ред. 27.05.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/popular/ selfgovernment/ (дата обращения: 04.07.2014).
3 Макогон Т.И. Местные сообщества и гражданские инициативы // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. № 11(113). С. 192-197.
4 Завалишин А.Ю. Социально-территориальная общность как пространство социального действия // Вестник ТОГУ. 2009. № 1 (12). С. 153.
5 Доленко Д.В. Политика и территория. Основы политического регионоведения. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. С. 125.
активности и самоорганизации. Характер проявления социальной активности определяет механизм самоорганизации, который транслирует общественно значимые самостоятельные инициативы сообщества.
В настоящее время экопоселения рассматриваются как социальная экологическая практика в интересах устойчивого развития общества и новая модель альтернативного образа жизни в гармонии с природой, повышения качества жизни за счет создания благоприятных экологических и социальных условий6. Для оказания государственной поддержки и определения нормативно-правового статуса в социально-пространственной структуре имеет смысл рассматривать экопоселения как новую форму сельских сообществ7. В этом случае результатом их институционализации станет присвоение статуса сельского населенного пункта, что позволит рассматривать их для последующей интеграции в процесс устойчивого развития сельских территорий РФ.
В настоящее время экопоселения реализуют гражданские местные инициативы с точки зрения права как некоммерческие партнерства на основе добровольного согласия конкретных групп людей. Экопоселения создаются на основе общественных инициатив граждан для повышения качества жизни, сохранения окружающей среды, земельных отношений, охраны общественного порядка. В них действуют устав и внутренние правила для жителей. Принятие общих решений осуществляется легитимным голосованием на общем собрании, если присутствуют 2/3 жителей. Членами некоммерческого партнерства могут стать граждане РФ, достигшие восемнадцати лет. Рассмотрение кандидатуры нового члена некоммерческого партнерства осуществляется на общем собрании. Основными требованиями к кандидату и членам его семьи являются понимание глубинного смысла и общественной значимости создания экопо-селения, готовность к самореализации и решению местных проблем, которые разделяют остальные жители сообщества.
Мировоззренческим ядром российских экопоселений выступают традиционные семейные ценности. Переезд в экопоселение чаще всего предполагает миграцию городских жителей в сельскую местность. Причем приоритет отдается жителям, уже создавшим семью или планирующим ее создание в ближайшее время. Кандидат становится полноправным жителем после вынесения положительного решения общего собрания, уплаты вступительного взноса и закрепления за ним участка для проживания его семьи на территории размером один гектар. Как правило, функцию формального лидера выполняет директор некоммерческого партнерства. По мере налаживания горизонтальных связей взаимодействия между членами экопоселений функция формального лидера носит уже ситуативный характер. Для решения актуальных местных проблем (прокладка дорог, строительство, благоустройство общей территории, культурно-массовые мероприятия и пр.) назначаются инициативные рабочие
6 Рыбакова М.В., Щукина М.Ю. Экопоселения как социальная экологическая практика общества // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С. 320.
7 Кулясов И.П., Кулясова А.А. Экопоселения — новая форма сельских сообществ в России // Экология и жизнь. 2008. № 10. С. 20.
группы, действующие в границах экопоселения. Каждый житель в рамках своих полномочий вправе осуществлять административное управление делами экопоселения, принимать участие в рабочих группах по решению местных вопросов благоустройства объектов инфраструктуры, вести имущественные дела, вносить предложения в повестку дня общих собраний.
Все жители экопоселений стремятся соблюдать основные принципы, закрепленные положениями устава. Их нарушение может привести к порицанию в сообществе вплоть до исключения нарушителя без права его последующей реабилитации на прежнем месте. Однако такие случаи в экопоселениях возникают крайне редко и носят скорее предупредительный характер. Конкретный способ разрешения конфликтных ситуаций зависит от их характера и выносится на обсуждение общего собрания. Социальная самоорганизация в экопоселении предусматривает совместное принятие решений через интеграцию интересов жителей на основе консенсуса. В случае экопоселений социальная активность сообществ является фактором их самоорганизациии, создает предпосылки территориального общественного самоуправления. Для того чтобы рассматривать экопоселения в качестве субъектов устойчивого развития территорий, они должны иметь следующие черты самоорганизации:
- целеполагание при принятии решений и формирование общих задач на основе схожих представлений об их решении;
- адаптивность структуры самоуправления, которая возникает за счет сетевых форм согласования решений, выстроенных преимущественно по горизонтали;
- децентрализация управленческой структуры и развитие чувства сопричастности каждого жителя к принятию управленческих решений;
- многофункциональность сферы экономической деятельности, что повышает престиж традиционного сельского образа жизни;
- взаимодействие с региональными и местными органами власти, осуществляемое фактически на уровне территориального общественного самоуправления;
- обеспечение трансляции традиционных ценностей и социокультурного опыта;
- создание единого информационного пространства коммуникации через расширение сети пространственных связей и взаимодействия с другими эко-поселениями;
- саморегулирование за счет подвижности элементов организационной структуры при внесении изменений;
- проявление сотрудничества на основе консенсуса и кооперации между жителями.
Экопоселения развивают альтернативные виды сельскохозяйственной деятельности, демонстрируя бережное и рациональное отношение к природе и ее ресурсам. Поэтому экономически эффективные виды сельского хозяйства в экопоселениях сменяются на экологически безопасные: экотуризм (в т. ч. сельский туризм), народные промыслы, ремесла и фольклор, выращивание экологически чистых (органических) продуктов питания и т. д.
Разнообразие досуговых форм деятельности также показывает высокий уровень горизонтальных взаимодействий, который позволяет расширять зону межличностного, межгруппового и сетевого взаимодействия не только с другими экопоселениями, но и с соседними традиционными сельскими поселениями.
Процесс устойчивого развития сельских территорий предполагает проявление социальной активности граждан для последующего инициирования механизма самоорганизации. Самоорганизация и формирование институтов гражданского общества возможны в сообществе, где существуют социальные отношения с развитыми тесными личными связями и стремлением жителей участвовать в общественно значимой деятельности, реализуемой на общей территории проживания. Поэтому проявление социальной активности влечет за собой процесс самоорганизации в том случае, если мы имеем дело с инициативным саморазвивающимся сообществом граждан, проживающих в пределах одной территории, а не просто совокупностью лиц, представляющих местное население данной территории. Экопоселения проявляют себя именно как социально-территориальные сообщества, жители которых открыто демонстрируют социальную активность в совместной деятельности для решения местных проблем. Кроме того, социальная активность в экопоселениях проявляется в инициативах, не ограниченных внешним формальным воздействием.
Самоорганизация в экопоселениях достигается за счет выстраивания социального партнерства, основанного на доверии, взаимной ответственности, чувстве сопричастности к общему делу и стремлении к совместной коллективной работе. Структура самоорганизации имеет форму общины, которая характеризуется тесными межличностными и межгрупповыми взаимодействиями. Институциональная среда представлена формой прямой народной демократии. Важные демократические навыки самоорганизации у жителей экопоселений проявляются в умении прислушиваться к мнению других, достижении консенсуса для принятия общих решений и разрешения конфликтов, развитии неформальных сетевых форм взаимодействия и творческой самореализации. Такая структура имеет исторические предпосылки самоорганизации социально-экономических отношений между жителями в сельских сообществах.
Экопоселения демонстрируют проявление социальной активности в решении местных проблем на территории своего проживания. Однако при выражении территориальных интересов экопоселениям в полной мере препятствуют государственные и институциональные механизмы, связанные с оформлением земли и наделением правового статуса сельского населенного пункта. В рамках государственной поддержки интеграция экопоселений в качестве субъекта устойчивого развития сельских территорий позволит транслировать их успешный опыт для повышения социальной активности традиционных сельских поселений с целью переосмысления образа жизни, осознания своей значимости и самоидентификации в современных условиях.
Список используемых источников
1. Доленко Д.В. Политика и территория. Основы политического регионове-дения. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 192 с.
2. Завалишин А.Ю. Социально-территориальнаяобщность как пространство социального действия // Вестник ТОГУ. 2009. № 1 (12).
3. Кулясов И.П., Кулясова А.А. Экопоселения — новая форма сельских сообществ в России // Экология и жизнь. 2008. № 10.
4. Макогон Т.И. Местные сообщества и гражданские инициативы // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. № 11(113).
5. Рыбакова М.В., Щукина М.Ю. Экопоселения как социальная экологическая практика общества // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4.