PLATONOVA Natal'ya Igorevna, Cand.Sci. (Legal), Senior Lecturer of the Chair of Legal Foundations of Management, Faculty of Management and Policy, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (76 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119454)
TO THE ISSUE OF INCREASING IN STATE FINANCING OF POLITICAL PARTIES IN THE CONTEXT OF THE ECONOMIC CRISIS IN RUSSIA
Abstract. The current existing order of government support of political parties in the Russian Federation corresponds neither with the principles of reasonableness nor objectiveness. The severity of this issue has increased due to the fact, that Russia is undergoing an economic crisis. Thus, there is an urgent need for optimization of state revenues. Based on the conducted research the author suggests the ways of improving the existing legislation. It is recommended to set a rule that all and any amendments concerning the increase of government financing of political parties should come into force after the reconvening the State Duma.
Keywords: political parties, state financing, principle of reasonableness, parties' funds, current activities of political parties
ГОМАНОВА Сильвия Олеговна — аспирант Института химии и проблем устойчивого развития, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (125047, Россия, г. Москва, Миусская пл., 9; [email protected])
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОПОСЕЛЕНИЙ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается возможность изучения экопоселений России как территориального общественного самоуправления (ТОС). Автор выявляет основные характеристики экопоселений как формы ТОС: субъект, объект, цель, механизмы реализации, которые, в свою очередь, влияют на развитие сообществ.
Ключевые слова: экопоселения, территориальное общественное самоуправление (ТОС), территориальное сообщество, субъект-объектные отношения в рамках ТОС, социальные практики
Для развития социальных институтов в современном обществе необходимо учитывать не только политическую волю и правовые механизмы, но и то, насколько изменения основаны на реальных потребностях и интересах, а также подкреплены активностью индивидов и их сообществ. Результаты общероссийских опросов показывают, что местное самоуправление российскими гражданами воспринимается как локальное представительство государственной власти. Тем не менее так ситуация обстоит не везде, например, жители экопоселений привыкли брать на себя полную ответственность за решение вопросов местного характера.
Проведенный анализ зарубежной и отечественной литературы, посвященной экопоселениям и альтернативным сообществам [Christian 2007; Dawson 2006; Gilman 1991; Litfin 2014; Яницкий 2013; Кулясов, Кулясова 2008; Рыбакова 2012; Польский 2013; Шубин; Экопоселения в России... 2004; Аналитический обзор... 2012; Рыбакова, Щукина 2014], свидетельствуют о том, что экопоселения России
являются достаточно новым и малоизученным феноменом. Многие подходы не являются взаимоисключающими, что позволяет говорить о целом комплексе характеристик, дополняющих друг друга. Тем не менее более глубокий анализ дает возможность представить экопоселения как территориальные сообщества (рис. 1).
Рисунок 1. Признаки экопоселений как комплексного понятия
Приведенные на рис. 1 характеристики позволяют изучить экопоселения также в рамках ТОСа, что дает возможность говорить об их дальнейшем развитии в общегосударственном пространстве нашей страны за счет приобретения формального статуса, понятного как государственной власти, так и обществу в целом. Такая форма организации, как ТОС, также способствует быстрому и, главное, эффективному решению вопросов, возникающих на определенной территории или территории муниципалитета в целом.
Согласно ст. 27 федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, территориальное общественное самоуправление - это «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». Субъектом ТОСа является сообщество людей, которые объединились на добровольной основе (общность потребностей, целей, ценностей, традиций) для осуществления общественного самоуправления на определенной территории. Соответственно, объектом управления является совокупность инициатив, направленных на решение проблем и реализацию потребностей территориального характера, а целью - обеспечение реализации потребностей населения территории. Задачами территориального самоуправления являются конкретные социальные, экономические, культурные и другие потребности и интересы населения.
1 Федеральный закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2006 (в ред. от 03.11.2010). Доступ: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/8dca12e4c57dcd9672a34eadf15e13b4455e1519/ (проверено 05.05.2016).
Рисунок 2. Экопоселения как форма территориального общественного самоуправления
На основе теоретико-методологического анализа и эмпирических данных1 автор предпринял попытку наложения характеристик экопоселений на модель территориального общественного самоуправления, которая была реализована в виде схемы (см. рис. 2). Данная схема дает представление о том, что субъектом ТОСа в экопоселениях могут быть как отдельные жители, так и сообщество в целом, объектом является инициативная деятельность, направленная на реализацию целей и задач, которые условно можно разделить на социальные, экономические и экологические. Основными механизмами реализации целей ТОСа являются самоорганизация внутри сообщества и между сообществами, социальная солидарность, социализация детей и ресоциализация взрослых, образовательная и досуговая деятельность, общественная деятельность. Ограничениями данной схемы являются условия внешней среды, которые не отражены, но на практике могут как способствовать реализации территориального самоуправления, так и препятствовать ему. Среди таких условий можно выделить: отношения с местной властью, экономические, социально-политические, социокультурные и природные условия региона. Вместе с тем внутренняя среда территориального самоуправления является определяющей, т.к. на локальном уровне непосредственные участники ТОСа в большей степени определяют его развитие.
Весь комплекс субъект-объектных отношений экопоселений как формы ТОСа способствует формированию внутри поселений устойчивых практик, а также дает возможность расширять свои функциональные возможности. Таким образом, можно говорить о том, что реализация ТОСа в экопоселениях влияет на процесс их институционализации и формализации в РФ и позволяет расширить
1 Например, авторские эмпирические исследования в период 2013-2015 гг.: глубинные интервью с жителями экопоселений центрального региона России ^ = 42); экспертные глубинные интервью ^ = 11); анализ уставов и сводов правил экопоселений России.
практические возможности самоуправления как формы организации граждан в нашей стране.
Список литературы
Аналитический обзор экологических поселений России. Исследовательская группа ЦИРКОН. М.: ЦИРКОН. 2012. Доступ: www.zircon.ru/upload/iblock/e76/ Jekoposelenija_v_Rossii_Anahticheskij_obzor.pdf (проверено 01.10.2016).
Кулясов И.П., Кулясова А.А. 2008. Экопоселения - новая форма сельских сообществ в России. - Экология и жизнь. № 10. С. 20-26.
Польский И. 2013. От «дачников» к «поселенцам»: опыты сообщества в движении «Анастасия». — Труды «Русской антропологической школы». Вып. 12. C. 136-155.
Рыбакова М.В. 2012. Социальные экологические практики: состояние и механизмы управления: монография. М.: Изд-во КДУ. 318 с.
Рыбакова М.В., Щукина М.Ю. 2014. Экономический потенциал экопоселений в устойчивом развитии сельских территорий. — Вестник Финансового университета. Т. 81. С. 6-14.
Шубин А. Альтернативная община: экзотика или дорога в будущее. Доступ: http://old.russ.ru/journal/ist_sovr/98-07-29/shubin.htm (проверено 04.11.2017).
Экопоселения в России и США: сборник статей (под ред. М. Соколова). 2004. СПб: ЦНСИ. Труды. Вып. 10. 128 с.
Яницкий О.Н. 2013. Социальные движения в современном обществе: вопросы теории. — Социс. Социологические исследования. № 3. Доступ: http://www.isras.ru/ files/File/Socis/2013_3/Yanitskiy_dvizh.pdf (проверено 11.10.2016).
Christian D.L. 2007. Finding Community: How to Join an Ecovillage or Intentional Community. New Society Publishers. 256 p.
Dawson J. 2006. Ecovillages. New Frontiers for Sustainability. Green Books. 96 p.
Gilman R. 1991. The Ecovillage Challenge. — Living Together. № 29. URL: http:// www.context.org/ICLIB/IC29/Gilman1.htm (accessed 16.03.2016).
Litfin K.T. 2014. Ecovillages: Lessons for Sustainable Community. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press. 224 p.
GOMANOVA Silvia Olegovna, postgraduate student at the Institute of Chemistry and Problems of Sustainable Development, Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia (9 Miusskaya Sq, Moscow, Russia, 125047; [email protected])
TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT
AS A DEVELOPMENT FACTOR OF ECOVILLAGES IN RUSSIA
Abstract. The article analyzes the possibility of studying the ecovillages of Russia through the prism of territorial public self-government (TPS-G). The author defines the main characteristics of ecovillages as a form of TPS-G, such as subject, object, purpose, implementation mechanisms, which, in turn, influence the development of communities. Keywords: ecovillages, territorial public self-government (TPS-G), territorial community, subject-object relations within the framework of TPS-G, TPS-G mechanisms in ecovillages