УДК 376.2 ББК 74.5
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
I С.Р. Асланова
Аннотация. В современном обществе ведется активная работа по облегчению социализации детей с различными отклонениями. Социальная адаптация детей с детским церебральным параличом остается одной из наиболее актуальных проблем. Однако отсутствие комплексного подхода, единых стандартов в подготовке кадров, разрозненность действий различных социальных институтов является стопором в решении данной проблемы. Социальная адаптация детей-инвалидов в дошкольном и школьном образовании определяется как педагогическая проблема. Разработка различных методик и программ адаптации таких детей - основная задача коррекционной педагогики. В теоретической части статьи дается описание детского церебрального паралича в форме комплексной комбинации двигательных и интеллектуальных нарушений в тяжелой форме в условиях дошкольного образовательного учреждения; в практической части - особенности и основные методики, индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка.
Ключевые слова: социальная адаптация; детский церебральный паралич; интеллектуальные нарушения; сложная структура дефекта; тяжелые двигательные и интеллектуальные нарушения, речевые нарушения, индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка.
191
SOCIAL ADAPTATION IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
I S.R. Aslanova
Abstract. The 21st century society is actively working to facilitate the socialization of children with various disabilities. Social adaptation of children with cerebral palsy is one of the most pressing problems. However, the lack of an integrated approach, common standards in training, inconsistency of actions of various social institutions hampers the solution of this problem. Social adaptation of disabled children in pre-school and school education is defined as a pedagogical problem. The development of various methods and programs of adaptation of these children is a main task of inclusive pedagogy. In its theoretical part the article gives a description of cerebral palsy in the form of a complex combination of motor and intellectual disorders in
severe conditions in a preschool educational institution. In its practical part the article presents basic features and techniques, individual program of rehabilitation and socialization of a child.
Keywords: social adaptation; cerebral palsy; intellectual disability; complex defect structure; severe physical and mental disabilities, speech disorders, individual program of rehabilitation and socialization of a child.
192
Вначале XXI века процесс социальс ной адаптации детей с физическими и умственными отклонениями является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Усиление толерантных течений в обществе, массовое осознание инвалидов как полноценных членов социума, их принятие и интеграция в большинство сфер жизни вкупе с общим развитием уровня медицины и активного привлечения благотворительных и государственных средств в данный сегмент, по сути, перевернули само представление о людях с отклонениями. Еще полвека назад люди (как взрослые, так и дети) с заболеваниями, подобными ДЦП, занимали место на периферии общества, а на самом деле превращались в изгоев, в том числе в учебных заведениях и в своих семьях. Сегодня в обществе в целом и в науке в частности есть понимание, что проблема адаптации инвалида — это не проблема пациента, испытывающего коммуникационные или физические трудности при контакте, это проблема социума, не предоставившего ему необходимые для этого инструменты. Касательно детей-инвалидов, эта проблема, безусловно и в первую очередь, лежит в области реабилитологии, психологии и педагогики. Сегодня только в нашей стране множество психологов, философов, социологов, педагогов, изучают различ-
ные аспекты процесса социализации: исследуют механизмы восприятия больных детей, описывают этапы и стадии заболевания, выявляют факторы, способные дать каталитический эффект при проведении социализации. Но, несмотря на высокий интерес и достаточно серьезную финансовую и методологическую поддержку, проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в науке на постсоветском пространстве все еще не являются предметом специального комплексного исследования. Более того, с каждым годом наблюдается динамика к сужению фокуса исследовательских работ, смещение акцентов в сторону специфических прикладных факторов. На этом фоне даже весьма внушительные успехи в отдельных областях, при отсутствии общей системы, оказываются малопригодными для внедрения в текущих реалиях. Но при этом они активно применяются как составная часть комплексных программ ведущих клиник США, Канады, Европы и Израиля [3].
Проблема социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития и в первую очередь ДЦП актуальна как в теоретическом, так и в практическом отношении. В условиях декларирования принципов «свободной среды» и «равнодоступного общества»
ЕК
мы наблюдаем концентрацию усилий вокруг пациентов с тяжелыми нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата (колясочниками), ставшими символами всего движения за социализацию инвалидов. В то же время пациенты с тяжелыми формами ДЦП и, в первую очередь, с многосторонними нарушениями физического и умственного развития нуждаются в адаптации и социализации в гораздо большей степени, чем колясочники. Особенно важен этот аспект на фоне внедрения современных медицинских технологий. Оборотной стороной этой, безусловно, положительной статистики является тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями в абсолютных величинах.
Интеллектуальные нарушения при церебральном параличе являются лишь одной частью сложного комплексного дефекта, включающего нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. При этом имеет место критическое снижение влечения к познавательной деятельности и, в первую очередь, деградация и атрофия абстрактного мышления, а также нарушения в других высших психических функциях. Те или иные дефекты в интеллектуальной деятельности в разной степени выраженности наблюдаются в 30-50% случаев ДЦП. Физиологически наиболее часто это является следствием поражений коры головного мозга, а также их сочетаний с повреждениями мозжечковой системы (атонически-астатическая форма детского церебрального паралича). Также подобные нарушения наблюдаются при генетически обусловленных синдромах детского церебрального паралича.
В большинстве случаев это атипичная форма, характеризующаяся неравномерностью проявлений интеллектуального дефекта. В ряде случаев неравномерность проявляется в дефиците развития таких высших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, в сочетании с типичными для нарушения интеллекта признаками — инертностью мышления, конкретностью, нарушениями в построении причинно-следственных связей. Также распространена и другая форма нарушений, связанная с недоразвитием лобной коры головного мозга. Дети с такими нарушениями отличаются выраженной некритичностью, эйфорией, стойкими нарушениями произвольной регуляции, двигательной расторможенностью [1, с. 119].
Часто нарушение интеллекта у детей с церебральным параличом проявляется совместно с ярко выраженной психической дисфункцией, приводящей к полной невозможности психического усилия или его отсутствию в значительной мере. В качестве сопутствующих, но менее серьезных нарушений можно выделить чрезмерную рассеянность, невозможность сконцентрироваться на чем-либо, бездеятельность, трудности при установлении контакта с окружающими. Данная форма нарушений называется атоническая форма олигофрении. Она преобладает у детей с двусторонней гемиплегией и при атонически-астатической форме ДЦП.
Отдельно в системе развития больных ДЦП с аномальным психическим развитием детей необходимо выделить дефекты речи. Речевые нарушения могут принимать самые
193
ВЕК
194
разнообразные формы: дизартрии и анартрии, сенсорные и моторные алалии и дислалии, дислексии и дис-графии. Уровень сенсорного развития зависит от в разной степени зависит от множества факторов, в том числе от глубины и формы поражения двигательной и интеллектуальной функций, их подфунций, характера и степени поражения отделов головного мозга, а также комбинации этих поражений, от возраста и пола ребенка, вторичных нарушений.
Детский церебральный паралич, осложненный нарушением интеллекта, — это сложный дефект, где доминантными являются первичные и одновременные нарушения двух и более функциональных систем организма в сочетании с поражением структур мозга, каждое из которых существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами. Это значительно усложняет общую структуру дефекта, делая его компенсацию, по сути, индивидуальной и уникальной задачей. Ошибочные действия при компенсации сложных дефектов, применение штампов и стандартизированных методик, не учитывающих особенности конкретного повреждения, зачастую приводят к обратным эффектам, негативно отражается на психическом развитии детей данной категории и вызывает трудности социальной адаптации.
При этом важно понимать, что нарушения психического и физического развития у детей накладывают серьезные ограничения на жизнедеятельность таких пациентов, способствуют их социальной дезадаптации. Во многом жизнь и быт таких детей определяются нарушениями в развитии. Затруднения в самообслужива-
нии, общении, обучении, овладении профессиональными навыками во многом определяют само существование и самосознание маленьких пациентов, их место в социуме. Освоение такими детьми социального опыта, включение их в систему общественных отношений требуют от общества и государства определенных мер, средств и усилий. В качестве инструментов лечения, адаптации и социализации выступают специальные программы, центры по реабилитации, специализированные учебные заведения и т.д. Но крайне важно, что разработка и применение этих мер должны основываться на знании механизмов процесса социализации, учитывать особенности и тонкости каждого конкретного случая. Как показывает практика, индивидуальный подход к пациенту, несмотря на несколько большие расходы, оказывается в разы эффективней методик, основанных на обобщенном опыте.
Актуальность темы, ее дальнейшее развитие и расширение, предполагает широкое обсуждение факторов и механизмов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Несмотря на значительный научный прогресс в этой области в начале XXI века, многие физиологические, психологические, социальные вопросы по-прежнему остаются без ответа. Мы знаем, что эти дети ориентируются на улице: различают тротуар и проезжую часть, знают их назначение. Могут назвать профессии, дорожные знаки. Ориентируются в растениях и животных. В ряде случаев в некоторых узких областях дети, больные ДЦП, могут демонстрировать знания, превосходящие результаты сверстников.
Также с уверенностью можно утверждать, что при посещении культурных мероприятий нарушения не мешают детям понимать смысл происходящего. Они могут выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать за собой, расставлять предметы на свое место, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, помогать взрослым убираться и другие простейшие операции. У них, как и у здоровых детей, хотя зачастую и с меньшим прогрессом, но развивается потребность в восприятии и познании окружающего мира. С возрастом проявляется дальнейшее формирование и закрепление приобретенных навыков. Активная речь начинает формироваться примерно с пяти лет. С этого же возраста начинает формироваться и проявляться социальная приспособленность. По нашим наблюдениям, этот возраст считается самым продуктивным на данном этапе развития ребенка. Навыки самообслуживания, такие как еда, туалет и умывание, формируются равномерно. С пяти лет начинается период их скачкообразного развития.
При реабилитации и социализации детей, больных ДЦП, педагогическая наука определяет основные направления работы. В программе и методических рекомендациях по социальной адаптации детей с сочетанием тяжелого двигательного и интеллектуального дефекта при церебральном параличе выделяют следующие области:
1) развитие коммуникативных навыков;
2) развитие социально-бытовых навыков;
3) создание адекватной коррекци-онно-развивающей среды [1, с. 120].
Целью программы социальной адаптации является конструирование индивидуальной среды развития ребенка с ограниченными двигательными и интеллектуальными возможностями, способствующей эффективному освоению социального пространства, адаптации и полноценной жизнедеятельности, а также обучение навыкам, способствующим взаимодействию с социальным окружением.
При реализации индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка разбивается на несколько этапов:
• диагностика навыков, необходимых для социальной адаптации;
• диагностика социальной среды ребенка;
• организация коррекционно-развивающей среды, соответствующей возможностям и способностям ребенка;
• обучение ребенка элементарным навыкам самообслуживания, навыкам взаимодействия с окружающими;
• формирование у ребенка максимально возможной самостоятельности в созданных условиях;
• работа с родителями и педагогическим коллективом по обучению взаимодействию с ребенком [там же].
Первая форма социального общения между детьми — это контакты, возникающие между ними по поводу игрушек или предметов. Дети могут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга. По мере того как развиваются коллективные навыки, способности к совместным действиям и навыки общения, взаимодействие
195
ВЕК
196
со сверстниками становится все более стабильным и продолжительным.
Развитию коммуникативных навыков и формированию позитивного опыта общения способствует развитие положительных качеств личности ребенка: доброжелательности, терпения, понимания, взаимоуважения, сочувствия, уверенности в себе, инициативы, самоконтроля.
Коррекционно-развивающая среда в специальном дошкольном учреждении компенсирующего вида должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и отвечать задачам коррек-ционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с проблемами развития, а также быть гибкой и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Коррекционно-развивающая среда базируется на учете «зоны актуального развития ребенка» и определяет условия для формирования «зоны ближайшего развития» на принципах поэтапного, многоступенчатого подведения ребенка в коррекцион-но-развивающую среду [2, с. 57].
Дети с различными формами ДЦП зачастую имеют ряд проблем с установлением контакта с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и частой зависимостью от взрослых, а в наиболее сложных случаях — сложную комбинацию этих факторов. Все это требует создания специальных условий для систематического развития детей при выполнении упражнений в различных видах деятельности, разработки и внедрения со-
временных видов исследования скрининга и мониторинга детей в различных состояниях, выявления наиболее эффективных способов развития для каждого конкретного пациента. Особые требования предъявляются к инструментам, игрушкам, наглядным пособиям, дидактическим играм и специальным приспособлениям, используемым как средство коррекции и компенсации первичного дефекта (оптические средства, логопедический комплект инструментов, комплект поддерживающих устройств, улучшающих двигательные акты при нарушениях опорно-двигательного аппарата, коррекционная выраженность игрового материала и др.), к технике безопасности, а также к качеству подготовки и дисциплине специализированного персонала.
Программа для каждого ребенка состоит из следующих блоков:
1. Определение социального статуса, исходных психофизических особенностей ребенка, его творческих наклонностей.
2. Постановка задач социальной адаптации и определение путей их достижения за конкретный период.
3. Фиксация достигнутых результатов и их осмысление.
4. Составление предварительной программы следующего периода адаптации [2, с. 89].
Содержание программы обсуждается дефектологом и воспитателем группы, при этом они решают вопросы реализации задач программы на занятиях, применения методов и приемов, способствующих закреплению и переносу усвоенных знаний в новые ситуации. Занятия целесообразно проводить во время бодрствования не ранее чем через полчаса после при-
ема пищи, необходимо разграничить двигательную и интеллектуальную нагрузку, избегать резкой смены положения тела ребенка, внимательно наблюдать за состоянием ребенка. В целом же при составлении индивидуальной программы на ранних и средних стадия адаптации рекомендуется использование максимально дискретных блоков занятий, ориентированных на строго определенные функциональные сектора. В большинстве случаев такой подход позволяет равномерно нагружать различные центры ребенка, максимально полно использовать ограниченный потенциал развития ребенка, имеющего нарушения. Также такой подход облегчает наблюдение и значительно повышает точность мониторинга состояния пациента и прогресса его развития. Применение комплексных методик, весьма популярных в дошкольной педагогике у здоровых детей, в данном случае, напротив, может дать негативный эффект, который к тому же может оказаться завуалированным. При комплексном подходе прогресс в отдельных областях может скрыть за собой серьезные усугубления в смежных и зависимых областях, последствия которых могут проявиться лишь спустя время, и в некоторых случаях могут носить необратимый характер.
Материал, представленный нами, определяет практическую значимость работы. Он может быть использован в деятельности воспитателей, психологов, дефектологов и родителей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Капустина, А.А. Особенности социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / А.А. Капустина // Пермский педагогический вестник. - 2014. - № 5. - С. 118-122.
2. Плаксина, Л.И. Коррекционно-развиваю-щая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. -М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. - 112 с.
3. Program Social support and adaptation outcomes in children and adolescents with cerebral palsy. Cerebral Palsy Association in Alberta (CPAA) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.cpalberta.com/programs-services/programs/ (дата обращения: 11.05.2016).
REFERENCES
1. Kapustina A.A., Osobennosti sotsialnoi ad-aptatsii detei s sochetaniem tyazhelykh dvi-gatelnykh i intellektualnykh narushenii pri detskom tserebralnom paraliche v uslovi-yakh doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezh-deniya, Permskii pedagogicheskii vestnik, 2014, No. 5, pp. 118-122. (in Russian)
2. Plaksina L.I., Sekovets L.S., Korrektsionno-razvivayushchaya sreda v doshkolnykh obra-zovatelnykh uchrezhdeniyakh kompensiruy-ushchego vida: Uchebno-metodicheskoe po-sobie, Moscow, 2003, 112 p. (in Russian)
3. Program Social support and adaptation outcomes in children and adolescents with cerebral palsy. Cerebral Palsy Association in Alberta (CPAA) [Electronic resource], available at: http://www.cpalberta.com/programs-services/programs/ (accessed: 11.05.2016).
197
Асланова Сабина Рамиз кызы, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра коррекционного обучения, Азербайджанский государственный педагогический университет, г Баку, [email protected] Aslanova Sabina, PhD in Education, Senior Lecturer, Correctional Education Department, Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, [email protected]