тельские умения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, продолжая работу, начатую в младших классах.
1. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике. Омск, 2005.
Поступила в редакцию 13.07.2009 г.
Kravtsova SA. Psychological characteristics of developing the personality of younger school children in the research and investigation activity. The article contains theoretical and methodological analysis of research and investigation activity. The importance of research and investigation activity is proved in the development of younger school children based on the example of solving mathematical problems. The classification of mathematical problems is given.
Key words: research and investigation activity; mathematical problems; classification of mathematical problems.
УДК 159.922.761
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
© Т.Н. Симонова, В.Г. Симонов
Статья содержит данные комплексного обследования детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича. Выявлены особенности их когнитивного и эмоционально-личностного, двигательного развития. Определены прогностические критерии социально-психологической адаптации, отражающие потенциал развития ребенка.
Ключевые слова: тяжелые двигательные нарушения; детский церебральный паралич; потенциал развития.
Специальная отечественная психология располагает данными всестороннего изучения развития детей с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющими легкие двигательные нарушения [1]. Что же касается тяжелых проявлений ДЦП, то приходится констатировать явный недостаток и разобщенность исследований, неизученность особенностей познавательных процессов, необъективность мнения о низком социально-реабилитационном потенциале детей с тяжелыми двигательными нарушениями (ТДН) [2-4]. Решение этих проблем возможно только на основе интеграции психофизиологических, нейропсихологических и психолого-педаго-гических исследований [4-6].
В статье представлены результаты лон-гитюдного (12 лет) клинико-психолого-педа-гогического изучения развития детей 3-6 лет с ДЦП.
Материалы и методы. В исследовании приняло участие 440 детей с тяжелыми (экспериментальная группа - ЭГ) и 280 детей с легкими (контрольная группа - КГ) двигательными нарушениями.
Одним из ведущих методов исследования развития полностью обездвиженных и
«неговорящих» детей был метод наблюдения за повседневной активностью. Учитывая сложность получения ответов, мы фиксировали малейший отклик ребенка: вокализации, эмоционально-мимические реакции, выражения глаз, изменение позы тела, головы, конечностей, учащение дыхания.
Результаты наблюдений родителей, которые вели разработанный нами «Дневник развития» и данные анкет, содержащих перечень возрастных навыков, оцениваемых специалистами, анализировались и сравнивались между собой.
Главным психодиагностическим методом у детей, которые позднее овладели более разнообразными формами общения и предметной деятельностью, был естественный эксперимент, когда в создаваемых исследовательских ситуациях ребенок мог использовать свой жизненный опыт и наилучшим образом проявить свои способности. Применялись также психометрические и проективные методы оценки зрительно-пространственного гнозиса, речи, мышления, личности.
Программа исследования была составлена из отечественных методик, ранее апробированных у детей с ДЦП (И.Ю. Левченко,
ИИ. Мамайчук, О.Г. Приходько, Н.В. Симонова, В.В. Ткачева, Н.А. Рычкова и др.), ранее не описанных в России зарубежных методик, которые мы адаптировали в соответствии с целями исследования (Gauthier, Gowland, Mazeau и др.), и методик, разработанных нами (оценка психо-эмоциональной активности, комплексная оценка функциональной независимости ребенка).
Мы выделили и описали качественные показатели оцениваемых параметров, которые имели также количественные соответствия в баллах, позволявшие определить степень выраженности признаков. Обработка данных осуществлялась методами математической статистики: анализ достоверности различий, корреляционный анализ. На этапе обработки результатов исследования использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных “STATISTICA” ver. 6.0 для персональных компьютеров типа PENTIUM.
На подготовительном этапе было очень важно привлечение ко взаимодействию родителей, поэтому мы проводили мероприятия по улучшению эмоционального состояния в диаде «мать - ребенок» с целью снижения уровня их фрустрации, повышения мотивации к сотрудничеству и деятельному участию в исследовании возможностей ребенка.
Для обеспечения максимальной успешности диагностики требовалось также создание специальных условий. В частности, мы применили впервые в отечественной практике разработанные при нашем участии индивидуальные биотехнические системы - постуральные ортезы, в которых ребенок мог удобно и безопасно удерживать положения «сидя» и «стоя», включаться в игровую деятельность и активно познавать окружающий мир [4].
Обследование было организовано таким образом, что диагностические задания не были разобщены, различные стороны психофизического развития изучались в ходе совместных наблюдений, хотя каждая процедура имела преимущественную ориентацию на определенный аспект развития: моторика, познавательное, речевое развитие, общение, эмоционально-личностная сфера. Такой подход позволил нам добиться психологического комфорта ребенка, учесть фактор его ин-
теллектуальной нагрузки, полнее раскрыть его возможности и вывести их из тени эмоциональных наслоений.
Результаты и обсуждение. При оценке двигательных функций мы впервые апробировали метод «Global Motor Function Measure», специально разработанный для оценки моторики детей с ДЦП дошкольного возраста и не описанный в отечественной литературе [7].
Результаты оценивались в баллах (от 0 до 4), высчитывался общий моторный коэффициент (ОМК) по формуле: ОМК= (S1 +... S) / n, где в числителе сумма баллов по каждой серии заданий, а в знаменателе общее число серий.
Сопоставив показатели ОМК испытуемых с клиническими данными, мы выявили наиболее распространенные патогенетические механизмы двигательных нарушений. Выраженные нарушения произвольной регуляции движений имели 76,5 % детей. У 42 % детей отмечалось грубое расстройство постуральной функции. Несмотря на преобладание спастических форм ДЦП, только у 19 % детей спастичность была основным препятствием для двигательной активности.
По показателям ОМК с учетом клинических данных все испытуемые распределились на две группы.
1 группа - дети с тяжелыми двигательными нарушениями - 440 человек (ОМК от 0,03 до 0,31). Они либо полностью не владели основными постуральными навыками -не держали голову, не сидели и не могли стоять, самостоятельно изменить позу, либо имели задержку формирования навыков на два года и более. Вследствие грубых расстройств произвольного контроля при внезапных, даже незначительных, внешних стимулах усугублялась патологическая поза и возникала «двигательная буря» неконтролируемых движений. Произвольные движения рук отсутствовали или были резко ограничены. Нарушения речи колебались от анартрии до выраженного снижения ее разборчивости, сочетаясь с поперхиваниями и нарушением жевания.
2 группа - дети с легкими двигательными нарушениями (ОМК от 0,32 до 0,94) - 280 человек. У них отмечалась незначительная задержка формирования двигательных навыков на 6-12 мес. Двигательные действия
осуществлялись с незначительными затруднениями, медленнее, чем в норме, дети нуждались во вспомогательных приспособлениях и средствах, облегчающих функционирование. Легкие нарушения произношения не влияли на разборчивость речи.
Таким образом, двигательные нарушения детей ЭГ имеют более сложную структуру в сравнении с КГ.
Эмоционально-личностное развитие
изучалось по уровню мотивации, познавательной активности, эмоционально-волевой устойчивости, тревожности, самооценки, саморегуляции по 5-балльной шкале.
Мы выявили значительную распространенность у детей ЭГ по сравнению с КГ тревожных переживаний, разнообразие страхов: телесных, пространственных, сенсорных, медицинских и др. Одним из специфических видов страхов у детей с тяжелыми двигательными нарушениями были гравитационные страхи, при которых ребенок ощущал дискомфорт перед резкими движениями, переворотами, наклонами, малейшим изменением позы как в горизонтальном, так и вертикальном положениях. Они зачастую были настолько выражены в раннем детстве, что родители старались как можно меньше перемещать ребенка, усугубляя двигательную депривацию. Эти страхи связаны, по-видимому, с дезинтеграцией вестибулярной и проприоцептивной информации.
Всем детям была свойственна неадекватная самооценка: несформированная
у 21 % детей, заниженная у 49 % и завышенная у 30 %. Низкие адаптационные и мотор-
ные возможности усугублялись церебрасте-нией в виде чрезмерной истощаемости, вплоть до полной потери интереса к окружающему (39 %). Очень характерными были слабые внутренние ресурсы волевого контроля ситуации, разнообразные оборонительные реакции пассивного (42 %) и активного (22 %) типа. Только при настойчивой активизации со стороны взрослого дети были способны к непродолжительной коррекция поведения, включению в деятельность.
На основании среднего значения суммы всех показателей мы вывели коэффициент эмоционально-личностного развития (КЭЛР) для каждой из 7 форм ДЦП у детей ЭГ и КГ (рис. 1).
Наиболее низкие показатели КЭЛР (рис. 1) выявлены у детей с двойной гемиплегией (1,4 ± 0 ,1) и смешанной формой (1,6 ± 0,1). Наиболее высокие показатели КЭЛР были у детей с гемипаретической формой (2,5 ± 0,2), средние (2,2 ± 0,2) - при спастической дип-легии и атактической форме, при которых были потенциально сохранными интеллектуальные функции.
В КГ отсутствовали дети с двойной гемиплегией, и показатели КЭЛР были значительно выше при всех формах ДЦП.
Мы выявили наличие прямых корреляций между КЭЛР, познавательной активностью и уровнем тревожности (р < 0,001) у детей ЭГ, что позволило подтвердить гипотезу о регрессирующем влиянии на процесс развития ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями отрицательного эмоционального состояния.
Рис. 1. Сравнительный анализ эмоционально-личностного развития детей экспериментальной и контрольной групп: 1 - спастическая диплегия, 2 - гемипаретическая форма, 3 - гиперкинетическая форма, 4 - двойная гемиплегия, 5 - атактическая форма, 6 - атонически-астатическая форма, 7- смешанная форма То есть этот показатель отражает готовность ребенка ко взаимодействию с окру-
жающим, что является необходимым условием успешности психолого-педагогической коррекции.
При изучении сенсорно-перцептивной сферы мы уделили особое внимание оценке зрительно-моторно-манипулятивного поведения (ЗММП) и его роли в познавательном развитии обездвиженного ребенка. Данные корректурной пробы позволили выявить тяжелые нарушения ЗММП у 24,6 % детей вследствие расстройства тактильно-двигательного компонента перцептивных действий из-за ограниченных возможностей мелкой моторики и зрительно-моторной координации, неспособности к дедуктивному анализу и неполноценности сенсорных эталонов. Это проявлялось в трудностях формирования целостного образа предмета, обобщающих понятий, в конкретности восприятия зрительных образов, мышления.
У 41 % детей установлена недостаточность ЗММП вследствие задержки его формирования, выраженных нарушений зрительного внимания, стратегии оптико-пространственной деятельности (целенаправленности зрительного поиска и других операций глазодвигательной моторики). Это ведет к нарушению зрительно-пространственного
гнозиса, расстройству конструктивной деятельности, счета, письма.
Изучение тактильного восприятия показало, что большинство детей с грубыми нарушениями мелкой моторики «застревают» на этапе узнавания предмета по отдельным характеристикам, опираясь исключительно на словесное обозначение предмета взрослым. В результате у них формируются сенсорные ситуационные эталоны, в основном слухо-речевые и зрительно-речевые.
Нами установлено, что у детей с высокой познавательной способностью (24,8 %) отсутствие активных перцептивных действий пальцев рук частично компенсировалось глазодвигательными и слабыми телесными кинестезиями, возникающими при пассивном перемещении тела ребенка на руках взрослого или в инвалидной коляске и в постуральном ортезе - вертикализаторе или корсете-сиденье. Хотя эта деятельность не достигала достаточного уровня, она все же позволяла детям овладевать представлениями об окружающем мире, в определенной степени адаптироваться. Так, дети, способные к речевому
общению (43 %), несмотря на трудности оперирования двумерным пространством и пространственными понятиями, овладели пространственным словарем: могли словесно описать геометрические фигуры, правильно обозначив признаки, но не могли изобразить ту же фигуру на бумаге. То есть вербализация пространственных отношений опережает у них практическое освоение пространства. В ходе обучающего эксперимента дети научились ориентироваться в реальном пространстве, хотя и испытывали трудности ориентировки по плану.
Таким образом, познавательная активность, наличие экспрессивной речи и сфор-мированность ЗММП отражают потенциал когнитивного развития ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями.
На основе полученных экспериментальных данных по всем сериям заданий мы выделили наиболее важные прогностические параметры, отражающие степень социальнопсихологической адаптированности ребенка (эмоционально-личностная активность, произвольная регуляция поведения, познавательная способность, коммуникативная активность), которые включены нами в потенциал развития (ПР).
Этот системообразующий показатель отражает, по нашим данным, совокупность имеющихся у ребенка физических, психологических задатков, позволяющих при определенных условиях уменьшить или компенсировать имеющиеся у него ограничения жизнедеятельности.
По показателям ПР испытуемые ЭГ распределились на три подгруппы.
I. Низкий уровень (22 %) характеризовался слабым познавательным интересом, отсутствием потребности в общении, кратковременностью внимания, низким уровнем самооценки, выраженным расстройством сенсорно-перцептивных функций, произвольной регуляцией поведения, постурального контроля, недостаточным пониманием обращенной речи, в основном на ситуативном уровне, неспособностью выполнить простую инструкцию, неумением выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств общения, полной зависимостью от окружающих в осуществлении всех видов повседневной активности.
II. Для среднего уровня (72 %) было характерно наличие достаточно высокой коммуникативной и познавательной активности, которые, однако, отличались нестойкостью, зависимостью от физического и эмоционального состояния ребенка; преобладание положительного эмоционального настроя, адекватность эмоциональных реакций, умение ясно выражать свои потребности, переживания вербальными или невербальными средствами; недостаточность произвольной регуляции поведения и постурального контроля, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания; снижение результативности деятельности вследствие трудностей организации, выбора способов ее выполнения, слабости волевых усилий (замечая допущенные ошибки, ребенок отказывается от выполнения задания при незначительных трудностях); отмечается необходимость в физической помощи взрослого при осуществлении повседневной активности.
III. Высокий уровень (6 %) отличался активным и стойким интересом к окружающему, способностью регулировать свое эмоциональное состояние, поведение, увлеченно принимать любую познавательную задачу, действовать самостоятельно в соответствии с намеченным планом, выбирая для этого адекватные средства, добиваясь положительного результата; способностью к самоконтролю, адекватностью оценки своей деятельности; заинтересованностью в совместной деятель-
ности, игре, общении; способностью с незначительной помощью осуществлять повседневные занятия.
Мы проанализировали распределение уровней ПР в зависимости от формы ДЦП у детей ЭГ (рис. 2).
Дети с двойной гемиплегией имели только низкий уровень ПР, при смешанной форме было примерно равное число детей с низким и средним уровнем ПР. Высокий уровень ПР наблюдался преимущественно при спастической диплегии, гемипаретиче-ской и атактической формах, которым значительно уступали дети с гемипаретической и атактической формами. Дети с атонически-астатической формой имели только средний уровень ПР.
Оптимальный уровень социально-
психологической адаптированности достигли 78 % детей с тяжелыми двигательными нарушениями при создании специальных условий и особой организации комплексной пси-холого-медико-педагогической помощи.
Таким образом, полученные данные подтвердили гипотезу о том, что познавательное развитие детей с тяжелыми проявлениями ДЦП отличается от его легкого течения качественно, имеет сложную структуру, клиникопсихологический полиморфизм:
1) в структуре тяжелых двигательных нарушений значительное место занимают нарушения произвольной регуляции движений и постурального контроля;
25 -20 15 10 5
0
1 2 3 4 5 6
Уровни
’Низкий иСредний
7
Рис. 2. Уровни потенциала развития детей ЭГ в зависимости от формы ДЦП: 1 - пастическая дипле-гия, 2 - гемипаретическая форма, 3 - гиперкинетическая форма, 4 - двойная гемиплегия, 5 - атонически-астатическая форма, 6 - атактическая форма, 7 - смешанная форма
2) своеобразие познавательного развития обусловлено иными способами ориентировочно-исследовательской деятельности, выраженностью церебрастенических явлений, эмоциональных нарушений;
3) тяжесть нарушений психического развития в первую очередь связана с выраженностью и стойкостью эмоционально-аффективных расстройств, которые маскируют и тормозят проявление потенциальных когнитивных и моторных возможностей ребенка. Аномальное их включение в познавательные процессы, регуляцию поведения обусловливает дезорганизацию всех видов его деятельности;
4) дети с тяжелыми двигательными нарушениями при создании специальных условий и особой организации комплексной пси-холого-медико-педагогической помощи могут достичь оптимального уровня социальнопсихологической адаптированности, благодаря имеющемуся у значительного большинства потенциалу развития.
1. Детский церебральный паралич. Хрестоматия I сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. СПб., 2QQ3.
2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развитии. М., 2007.
3. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. М., 2007.
4. Симонова Т.Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями: монография. СПб., 2008.
5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. Киев, 1988. С. 39.
6. Mazeau M. Deficit visio-spatiaux et dyspraxie de l’enfant. Du trouble a la reeducation. Paris, 1996.
7. Reliability of the Gross Motor Performance Measure / Gowland C. et al. // Phys. Ther., 1995. № 75. P. 597-602.
Поступила в редакцию 29.05.2009 г.
Simonova T.N., Simonov V.G. The cognitive, emotional and personal development of preschool age children with severe cerebral motor disorders. The article contains data of complex assessment of children of preschool age with severe cerebral motor disorders. It describes particularities of its cognitive, emotional, motor and personal development. The predictive criteria of social and psychological adaptation are revealed. They reflect potential of development of a child.
Key words: severe motor disorders; cerebral palsy; developmental potential.
УДК 371.3
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© В.Н. Рыбина
В статье рассматривается организация социальной работы в сельском социуме. Представлены особенности сельской среды, специфика социальной работы в сельской местности. Выделены приоритетные направления социальной работы в сельском социуме. Проанализировано становление системы социальных служб на селе.
Ключевые слова: социальная работа; сельская социальная среда; социальная работа на селе; управление социальной работой; организация социальной работы на селе.
В начале 90-х гг. прошлого столетия в нашей стране возникли острые социальные проблемы, с которыми человек был не в состоянии справиться без помощи государства. Именно в этот период в обществе появляется новое направление профессиональной деятельности, являющееся частью социальной политики государства, - социальная работа.
Р.М. Куличенко дает следующее определение социальной работы: это деятельность, организованная на государственном, общественном, личностном (волонтерском) и коммерческом уровнях, основанная на общечеловеческих ценностях милосердия и благотворительности, направленная на помощь социально уязвимым индивидам и общинам,