Научная статья на тему 'Социальная адаптация предприятий автомобильного транспорта в условиях модернизации экономики'

Социальная адаптация предприятий автомобильного транспорта в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВНУТРИКОРПОРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ВНУТРИКОРПОРАТИВНАЯ ПРАКТИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / SOCIAL POLICY / INTRACORPORATE POLICY / SOCIAL INFRASTRUCTURE / SOCIAL ADAPTATION / ENTERPRISES OF MOTOR TRANSPORT / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIAL SPHERE / INTRACORPORATE PRACTICE / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свирбутович Ольга Александровна

Рассмотрена социальная инфраструктура современных предприятий автомобильного транспорта, выполняющая широкий спектр функций для развивающегося бизнеса, а также социальная политика компаний как необходимый структурный компонент их деятельности. Стратегия социальной политики предприятий автомобильного транспорта представлена как инструмент социального инвестирования и социальной адаптации в условиях рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Свирбутович Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES UNDER THE CONDITIONS OF MODERNIZATION ECONOMY

The article deals with the social infrastructure of modern motor transport enterprises performing a wide range of functions for growing businesses, as well as social policy of companies as an essential structural component of their activities. The strategy of social policy of motor transport enterprises is presented as a tool for social investment and social adaptation under the conditions of market economy.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация предприятий автомобильного транспорта в условиях модернизации экономики»

УДК 316.334.(3)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

О.А.Свирбутович1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена социальная инфраструктура современных предприятий автомобильного транспорта, выполняющая широкий спектр функций для развивающегося бизнеса, а также социальная политика компаний как необходимый структурный компонент их деятельности. Стратегия социальной политики предприятий автомобильного транспорта представлена как инструмент социального инвестирования и социальной адаптации в условиях рыночной экономики. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: социальная политика; внутрикорпоративная политика; социальная инфраструктура; социальная адаптация; предприятия автомобильного транспорта; социальное развитие; социальная сфера; внутрикорпоративная практика; стратегия развития.

SOCIAL ADAPTATION OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES UNDER THE CONDITIONS OF MODERNIZATION

ECONOMY

O.A. Svirbutovich

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article deals with the social infrastructure of modern motor transport enterprises performing a wide range of functions for growing businesses, as well as social policy of companies as an essential structural component of their activities. The strategy of social policy of motor transport enterprises is presented as a tool for social investment and social adaptation under the conditions of market economy. 5 sources.

Key words: social policy; intracorporate policy; social infrastructure; social adaptation; enterprises of motor transport; social development; social sphere; intracorporate practice; development strategy.

Одним из актуальных вопросов взаимодействия общества и бизнеса является социальная адаптация делового сообщества, компаний и отдельных представителей бизнеса в условиях модернизации экономики. В современной России нет жесткого идеологического противостояния между сторонниками и противниками вопроса социальной адаптации бизнеса. Это связано с тем, что российское общество вынуждено преломлять свою позицию к реальным условиям переходного периода, поэтому против расширительных принципов социальной адаптации оно не выступает.

Признавая необходимость социальной деятельности бизнеса в условиях трансформирующегося общества, российские либералы, тем не менее, выступают против излишне «расширительного» внимания к социальной адаптации, подчеркивая, что бизнес не должен заменять собой государство, и настаивая на том, что выдвигать дополнительные социальные требования к российскому бизнесу нецелесообразно. Либеральному подходу в России противостоят сторонники широкой трактовки социальной адаптации бизнеса, считающие, что перед предприятиями (компаниями) автомобильного транспорта стоят не только экономические, но и социальные задачи, и они обязаны вносить вклад в

улучшение качества «человеческого капитала», окружающей среды, выпускаемой продукции.

В последние несколько лет идеи социальной адаптации начали активно обсуждаться в российском бизнес-сообществе. Новые социальные проекты российских корпораций анализируются в материалах, подготовленных Ассоциацией менеджеров, становятся предметом обсуждения в ходе конференций, организованных деловым сообществом[1].

Толкование социальной адаптации предприятий, в том числе и автомобильного транспорта, в рамках их корпоративной ответственности, применительно к России, дается весьма расширенно в «Докладе о социальных инвестициях в России в 2004 году «Роль бизнеса в общественном развитии», подготовленном Программой развития ООН (ПРООН) и Ассоциацией менеджеров России. В этом расширенном определении обращает на себя внимание то, что социальная составляющая представлена через инвестиции в развитие человеческого потенциала и вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества, то есть добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций.

1Свирбутович Ольга Александровна, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3952) 405136, факс: (3952) 405689, е-mail: [email protected]

Svirbutovich Olga, Associate Professor of the Department of Automobile Transport, tel.: (3952) 405136, fax: (3952) 405689, e-mail: [email protected]

Социальные инвестиции бизнеса - это материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы, направленные на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов сторон, в результате реализации которых будет получен социальный и экономический эффект. Существуют различные типологии социальных программ российского бизнеса[2]:

1. Благотворительность по типу Римской империи - «хлеба и зрелищ» (разовые благотворительные проекты в преддверии выборов, концерты на профессиональные праздники и т.д.).

2. Систематическая имиджевая поддержка социально уязвимых групп (культура, искусство, спорт).

3. Социальные проекты на стыке внутренней и внешней социальной политики.

4. Социальные инвестиции в общество (вложения в образование, в здоровье населения и т.д.).

5. Вход бизнеса во власть и улучшение территорий в своих интересах и в интересах устойчивого социального развития местных сообществ.

Следует отметить, что в России социальная адаптация предприятий автомобильного транспорта чаще всего отождествляется с внешней корпоративной социальной политикой, но на сегодняшний день для большинства российских предприятий и компаний приоритетным в социальном инвестировании является внутренняя социальная политика, рассчитанная на стимулирование и поддержание работников компании в рамках их социальной адаптации.

Социальная адаптация предприятий автомобильного транспорта как процесс характеризуется определенной продолжительностью и, следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает, то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что социальная адаптация - это процесс, протекающий постоянно по мере изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работников, да и изменения характеристик производственной среды. С позиций управления предприятием и формирования трудового потенциала, определения сроков адаптации большое значение имеет выяснение такого понятия, как предел адаптации.

При определении сроков социальной адаптации предприятия автомобильного транспорта в качестве ее предела, или точки отсчета завершения ее как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации. В частности, можно выделить:

- объективные показатели - уровень и стабильность количественных показателей труда (систематическое выполнение норм, качественное изготовление продукции, отсутствие нарушений в ритме работы конвейерной или поточной линии, профессиональная устойчивость, рост квалификации, уровень трудовой дисциплины и т.п.);

- субъективные показатели - уровень удовлетворенности работников профессией, условиями труда, коллективом и др.

Стратегия внутренней социальной политики предприятия автомобильного транспорта - это составляющая стратегии его развития и социальной адаптации, в которой приоритет отдается росту зарплаты и предоставлению льгот, часто выраженных в денежной форме, которые ориентированы на создание условий для повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Поведение различных компаний автомобильного транспорта, особенно старых, с советским прошлым, и новых, имеет свои отличия, когда речь идет о социальной инфраструктуре.

Как показывают статистические данные, социальная инфраструктура современных предприятий автомобильного транспорта сегодня начинает выполнять широкий спектр функций для развивающегося бизнеса в процессе социальной адаптации. В первую очередь она способствует:

• удешевлению социальных льгот для работников;

• повышению качества жизни работников;

• сдерживанию естественного роста зарплаты;

• формированию положительного имиджа компаний;

• получению дополнительной прибыли на рынке услуг;

• формированию корпоративной культуры;

• созданию условий для выхода бизнеса за рамки внутренней корпоративной политики и реализации внешней социальной политики, которая может давать компании новые возможности[4].

Наиболее проблемным направлением предоставления социальных льгот своим работникам стало обеспечение работников компаний жильем. После отказа от ведомственного жилья многие старые предприятия автомобильного транспорта не имеют возможности предоставлять льготные условия для приобретения работниками жилья. Это делается лишь в исключительных случаях для важных для предприятий специалистов. Предприятия среднего бизнеса с помощью жилищных кредитов активно закрепляют в компании высококвалифицированных специалистов. Но средства предоставляются только кредитоспособным работникам.

Социальная адаптация выступает одним из важнейших направлений развития предприятий автомобильного транспорта. Оно важно и для старых, и для новых предприятий, для крупного, среднего и малого бизнеса. Целенаправленная политика по развитию предприятия способствует росту сплоченности коллектива и созданию его благоприятного имиджа. Это, в свою очередь, повышает управляемость и конкурентоспособность предприятия в условиях модернизации экономики. Социальная адаптация служит также инструментом формирования приверженности работников своему предприятию. Компании очень широко трактуют это понятие.

Расширение функций социальной инфраструктуры в рамках социальной адаптации предприятий автомобильного транспорта фактически выводит ее из категории непрофильных активов. В перспективе ее полезность для бизнеса может увеличиваться, и ее раз-

витие станет выгодным для тех предприятий, которые пока проводят свою внутреннюю социальную политику посредством покупки социальных услуг на стороне.

Приоритетными направлениями социальных вложений компаний всех уровней сегодня являются вложения и в образование работников. Важность образовательных программ диктуется в первую очередь особенностями демографической ситуации. По прогнозам в 2009 - 2012 гг. ожидается спад трудоспособного населения. На рынке занятости уже несколько лет ощущается нехватка квалифицированных рабочих специалистов среднего звена. Поэтому компании стараются обеспечить воспроизводство квалифицированных кадров через вложения в обучающие программы^].

Следующим важным приоритетом внутренней социальной политики предприятий автомобильного транспорта в рамках социальной адаптации является охрана здоровья работников предприятий, включая профилактику заболеваний и оказание медицинской помощи. Приоритетность этих вложений диктуется, прежде всего, резким удорожанием для населения медицинских услуг, большой долей вредного производства на предприятиях. Поэтому в структуре социальных пакетов особое место занимают льготы по медицинскому обслуживанию. Важно отметить, что сам бизнес осознал рациональность профилактики заболеваний и стал инициатором профилактических программ. Для поддержания здоровья своих работников компании выделяют также большие средства на массовый спорт.

Важное место в социальной адаптации предприятия автомобильного транспорта занимает реализация корпоративной социальной политики, т.е. сохранение баланса между работодателем и работниками, между властью и бизнесом, как осознанной и целена-

Библиографический список

правленной деятельности во благо работников и населения региона. Именно поэтому она должна строиться по принципу долгосрочных стратегий[5].

Проблемой анализа социальной адаптации предприятий автомобильного транспорта в России является проблема взаимодействия бизнеса, власти и общества при разработке и реализации социальных программ бизнеса. Причем это относится как к внутренним, так и к внешним социальным проектам.

Во взаимоотношениях власти и бизнеса главную роль, конечно, играет власть, а второстепенную - бизнес. Сама возможность реализации социальных проектов задается именно властью. Выстраивая ту или иную политику в отношении бизнеса на федеральном уровне и на местах, власть может создавать условия или препятствовать как развитию бизнеса вообще, так и социальным проектам бизнеса.

Вышеизложенное говорит о том, что сегодня социальная адаптация предприятий автомобильного транспорта зависит от их внутренней социальной политики, которая выступает необходимым структурным компонентом их деятельности в контексте реализации социальных программ, направленных на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, формирование положительного имиджа компании, воспроизводство квалифицированных кадров, обеспечение работников жильем и т.п. И тот факт, что одни предприятия используют ее как ресурс для выживания, а другие - как ресурс для развития, означает, что с начала рыночных реформ внутренняя социальная политика не только не потеряла своих интегрирующих и стабилизирующих функций, но в известном смысле стала инструментом социальной адаптации предприятий автомобильного транспорта в условиях модернизации экономики,

1. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / под общей редакцией С.Е. Литовченко М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

2. Бизнес, в общем-то, хочет выращивать мозги.// КоммерсантЪ. ДЕНЬГИ. 2005. №31 (563). С. 8.

3. Долятовский В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов. Регионология, 1994., № 2-3.

4. Арженовский И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Нижний Новгород. 1997. С. 17.

5. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания, потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают Социальную роль бизнеса в России. М.: Ассоциация менеджеров, 2007.

УДК 336: 338

УПРАВЛЕНИЕ СОВОКУПНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ КАК ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

О.В.Таюрская1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены проблемы управления задолженностью на примере организации жилищно-коммунального хозяйства. Показано, что для снижения величины дебиторской и кредиторской задолженности всегда необходим комплекс мер, направленных не только на снижение названных показателей, но и на стимулирование деятельности всех служб организации, а также необходимым условием для устранения любой задолженности является проведение анализа, в результате которого можно определить способы ее устранения.

1Таюрская Ольга Валентиновна, старший преподаватель кафедры финансов и кредита, тел.: 89021719337, е-mail: [email protected]

Tayurskaya Olga, Senior Lecturer of the Department of Finance and Credit, tel.: 89021719337, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.