Научная статья на тему 'Роль стандартизации и управления качеством в развитии социальной сферы на предприятиях автомобильного транспорта'

Роль стандартизации и управления качеством в развитии социальной сферы на предприятиях автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТАНДАРТЫ ИСО 9001 / QUALITY MANAGEMENT / STANDARDIZATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / ISO 9001 STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свирбутович Ольга Александровна, Зарифова Татьяна Геннадьевна

Определена роль и значение стандартизации в развитии социальной сферы автомобильного транспорта. Показано, что важно соблюдать установленные стандарты и поддерживать на соответствующем уровне систему качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свирбутович Ольга Александровна, Зарифова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STANDARDIZATION AND QUALITY MANAGEMENT IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE OF MOTOR TRANSPORT

The author determines the role and importance of standardization in the development of the social sphere of motor transport. It is shown that it is important to comply with the established standards and maintain the quality system at the appropriate level.

Текст научной работы на тему «Роль стандартизации и управления качеством в развитии социальной сферы на предприятиях автомобильного транспорта»

производственно-техноло-

развитием в регионе гических мощностей.

Наибольшее влияние на организацию оказывает поле СиВ, что свидетельствует о высокой устойчивости бизнеса и хороших перспективах проекта по производству энергосберегающих тепловых приборов.

Библиографический список

Для дальнейшего формирования бизнес-плана данная информация позволит создать стратегию с учетом всех положительных и отрицательных факторов внешней и внутренней среды с учетом их взаимосвязи.

1. Попова Е.В. Актуальные вопросы инновационного развития России. // Актуальные проблемы инновационного развития. Выбор инновационных приоритетов. Материалы заседания Межведомственной рабочей группы в рамках IV Национального конгресса «Приоритеты развития экономики. Модернизация и технологическое развитие экономики Рос-

сии». Москва, 8 октября 2009. Информационный бюллетень №11. Тверской ИнноЦентр, 2010. С. 7-19. 2. Рупосов В.Л. Формализация проведения SWOT-анализа.// Социально-экономические проблемы региона: тез. докл. Регион. науч.- практ. конф. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. С. 56-60.

УДК 621.01(07)

РОЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

О.А.Свирбутович1, Т.Г.Зарифова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Определена роль и значение стандартизации в развитии социальной сферы автомобильного транспорта. Показано, что важно соблюдать установленные стандарты и поддерживать на соответствующем уровне систему качества.

Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: управление качеством; стандартизация; инновационные технологии; стандарты ИСО 9001.

THE ROLE OF STANDARDIZATION AND QUALITY MANAGEMENT IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE OF MOTOR TRANSPORT O.A. Svirbutovich, T.G. Zarifova

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author determines the role and importance of standardization in the development of the social sphere of motor transport. It is shown that it is important to comply with the established standards and maintain the quality system at the appropriate level. 5 sources.

Key words: quality management; standardization; innovative technologies; ISO 9001 Standards.

Автомобильный транспорт является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, который играет главную роль в обеспечении экономического роста и социального развития. В России автомобильный транспорт развивается опережающими темпами по отношению к другим отраслям экономики. Этому способствовали его объективные преимущества, дополненные значительным прогрессом в области дорожного строительства и конструкций автотранспортных средств, а также в связи с широким распространением систем промышленной и транспортной логистики.

Массовое применение автотранспортных средств повлекло за собой изменения во всех секторах экономики и в социальной сфере, ситуации на рынке труда, градостроительной политике, организации розничной

торговли, отдыха, и других аспектах жизни общества. При этом процесс автомобилизации принял, по существу, глобальный характер. В настоящее время в стране 75-80% всего объема пассажирских и грузовых перевозок выполняется автомобильным транспортом.

Вместе с тем, признавая серьезность негативных аспектов процесса автомобилизации, транспортная политика страны нацелена не на прямое ограничение этого процесса, а на его регулирование в целях снижения потерь от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), недопущения необратимых экологических последствий автомобилизации и предотвращения коллапса в наиболее загруженных сегментах автодорожных сетей. Эта политика реализуется в рамках так называемой концепции устойчивого развития транспорта, предусматривающей сбалансированное разви-

1Свирбутович Ольга Александровна, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3952) 405136, е-mail: zazetta77@mail.ru

Svirbutovich Olga Alexandrovna, associate professor of the chair of Automobile Transport, tel.: (3952) 405136, e-mail: zazet-ta77@mail.ru

2Зарифова Татьяна Геннадьевна, старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3952) 405136. Zarifova Tatiana Gennadievna, senior lecturer of the chair of Automobile Transport, tel.: (3952) 405136.

тие различных видов транспорта, повышение роли общественного автотранспорта, введение ряда ограничений движения личных легковых автомобилей в крупных городах и на наиболее напряженных автомагистралях (платный проезд, ограничения времени движения, выделение приоритетных полос движения автобусов, проведение парковочной политики и т.д.).

На этапе становления рыночных отношений в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социальной сферы страны. Так, при перевозках грузов и пассажиров установилась тенденция, подтверждающая практику развитых зарубежных стран: средние темпы роста объемов автомобильных грузопассажирских перевозок соответствуют средним темпам социально-экономического роста, превышая при этом темпы роста объемов перевозок на других видах транспорта.

Ускоренное развитие автомобильного транспорта в России обусловлено следующими основными факторами:

1. Около 80% производственных и транспортно-распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет в этих условиях безальтернативное использование автомобильного транспорта;

2. Известные объективные преимущества автомобильного транспорта (возможность организации работы «с колес», доставка «от двери до двери», скорость, гибкость, мобильность, надежность) позволяют рассматривать его как наиболее рыночно-ориентированный вид транспорта.

За последние годы грузовой автомобильный транспорт выполняет свыше 55% объемов внутренних грузовых перевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, «главным перевозчиком» для растущих секторов экономики и социальной сферы России.

Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, социальной сферы, а также малого бизнеса. Это подтверждается соответствующими объектами перевозок грузов и значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельных секторов экономики: в промышленности доля автотранспортных издержек составляет не менее 15%, в строительстве -30%, в сельском хозяйстве и торговле - до 40% и социальной сфере - более 15%.

В процессе международной интеграции значительно возросла роль автомобильного транспорта. В общей стоимости перевозимых всеми видами транспорта внешнеторговых грузов доля автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки наиболее ценной продукции, находится примерно на уровне железнодорожного и морского транспорта.

Важнейшая роль в обеспечении социально-политической и экономической стабильности общест-

ва принадлежит автобусному транспорту, осуществляющему более 52% пассажирских перевозок страны. Маршрутными автобусами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении обеспечивается основная часть трудовых поездок населения в 1313 городах и поселках городского типа, в 1200 из них автобусы являются единственным видом городского пассажирского транспорта. Междугородные перевозки пассажиров автобусами эффективно конкурируют с пригородными и, в отдельных случаях, дальними железнодорожными перевозками пассажиров. Общественный автобусный транспорт, по существу, является единственным видом пассажирского транспорта для большинства жителей села. Небольшая часть пассажирских перевозок осуществляется автобусами предприятий отраслей экономики (в основном, разовые или служебные поездки «собственных» пассажиров), хотя парк этих автобусов более чем в 3 раза превышает парк предприятий общественного транспорта и составляет 350 тыс. единиц. При этом расходы на его содержание, по экспертным оценкам, составляют не менее 100 млрд руб. в год.

Важным фактором современного этапа развития пассажирского автотранспорта является значительный рост числа личных легковых автомобилей. За последние 10 лет парк личных легковых автомобилей в стране более чем удвоился и составил свыше 21 млн единиц, а в Москве он увеличился в 10 раз и достиг почти 3 млн единиц.

В инвестиции и издержки на приобретение пассажирских и грузовых автомобилей населением и бизнесом ежегодно вкладывается до 4 миллиардов долларов. Уровень этих инвестиций определяется, прежде всего, объективным ростом мобильности населения и потребности в автомобильных перевозках и в настоящее время в минимальной степени зависит от регулирующих воздействий государства.

Высокий уровень автотранспортных издержек обусловлен не только огромным объемом выполняемой автотранспортом работы, но и недостаточным уровнем государственного регулирования отрасли. Кроме того, значительное влияние на увеличение этих издержек оказывают следующие факторы:

1. В настоящее время производительность грузового автотранспорта России в 2,6 раза ниже по сравнению с дореформенным периодом и в 4 раза ниже по сравнению с развитыми зарубежными странами. Низкая производительность автотранспорта обусловлена снижением скорости движения высокоценной товарной продукции более чем в 2 раза, что требует от товаропроизводителей дополнительного увеличения оборотных средств как в товаропроизводстве, так и в товарореализации.

2. На высокий уровень автотранспортных издержек большое влияние оказывает низкий технический уровень отечественных автомобилей, высокая степень их изношенности в эксплуатации, несоответствие структуры парка автомобилей номенклатуре грузов и требованиям обеспечения их сохранности.

3. Недостаточная развитость логистических систем при перемещении товарных масс другими видами

транспорта, участниками которых является автомобильный транспорт; отсутствие эффективных технологий в грузоперерабатывающих узлах и слабое развитие высокомеханизированной терминальной сети существенно повышает стоимость переработки грузов.

4. Крайне недостаточное применение эффективных технологий междугородных перевозок грузов, особенно в межрегиональном сообщении, и децентрализация системы организации этих перевозок обусловили значительное сокращение использования большегрузных автотранспортных средств и неадекватное расширение применения малоэффективного для указанных перевозок малотоннажного автопарка, при полной ликвидации системы загрузки порожних автомобилей грузами в попутном или обратном направлении.

5. Автомобильный транспорт является наиболее ресурсоемкой транспортной отраслью. На его долю приходится около двух третей объема всех нефтяных топлив, потребляемых транспортом, причем структура топливопотребления на автомобильном транспорте и соответствующие удельные показатели весьма далеки от достигнутых в развитых странах.

Процесс автомобилизации наряду со значительным ускорением развития экономики и социальной сферы сопровождается нарастающими негативными эффектами, которые необходимо учитывать при формировании национальной автотранспортной политики:

1. Рост парка личных легковых автомобилей.

2. Загрязнение окружающей среды.

3. Ухудшение безопасности дорожного движения.

4. Перегрузка дорожной сети.

Только прямые экономические потери, связанные с перегрузкой дорожной сети, составляют, согласно имеющимся оценкам, до 2-3% от ВВП.

Суммарные потери от негативных эффектов функционирования автомобильного транспорта составляют не менее 7% от ВВП. Это свидетельствует о том, что при огромном положительном влиянии на развитие экономики и социальной сферы автомобильный транспорт оказывает также значительное негативное воздействие на окружающую среду и безопасность населения.

Огромное влияние на решение вышеуказанных негативных эффектов оказывают вопросы, связанные с управлением качества и стандартизацией.

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель, как качество, играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующем движении. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата разрабатываются различные подходы к управлению качеством. Если говорить о перспективах, то это - освоение новых стандартов ИСО серии 9000.

Как известно, субъекты хозяйственной деятельности различных форм собственности создают, производят и поставляют продукцию или услуги, обладающие такой совокупностью свойств и характеристик, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности, запросы, требования потребителей (заказчиков). Это корре-лируется с определением понятия «качество», установленным ИСО 9001. Возрастающая на мировом рынке конкуренция приводит к ужесточению требований, которые потребитель и заказчик предъявляют к качеству продукции и услуг. Обычно требования потребителей (заказчиков) устанавливаются в технических заданиях на разработку продукции и реализуются в нормативной документации (технических условиях, стандартах предприятия) на серийно выпускаемую продукцию. Однако само по себе это нормирование не может быть надежной гарантией того, что требования потребителя (заказчика) будут действительно удовлетворены, поскольку организационно-технический механизм (система) деятельности разработчика или товаропроизводителя может иметь существенные недостатки.

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотвор-ческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.

Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Законом о стандартизации понятие стандартизации формулируется как деятельность по установлению норм, правил, характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Законы рыночных отношений в условиях глобализации мировой экономики требуют от современного бизнеса постоянного баланса между максимально возможным удовлетворением запросов всех заинтересованных сторон (акционеров, инвесторов, потребителей, органов государственного управления, общест-

ва), конкурентным давлением и безусловным соблюдением законодательных и отраслевых требований. Достижение и поддержание такого баланса гарантирует предприятиям перспективу устойчивого и успешного развития, а поэтому во многих случаях является корпоративной целью. Для ее достижения топ-менеджмент использует стратегические программы, в том числе ориентированные на внедрение стандартизированных требований для разработки, поддержания и развития формализованных систем менеджмента, имеющих международное признание.

Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность, повторяемость, вариантность, взаимозаменяемость.

Уходят в прошлое подходы к качеству как к инженерной проблеме, решаемой отдельными специали-

стами. В настоящее время достижение высокого качества и постоянное совершенствование всех сторон деятельности являются стратегическими задачами каждой эффективно действующей организации. Управление качеством становится основой управления деятельностью любого предприятия, фирмы. Лидерство руководителей, вовлечение персонала, ориентация на потребителя и развитие партнерских отношений с поставщиками, системный и процессный подходы, принятие решений на основе фактов и постоянное улучшение деятельности - все эти принципы управления качеством в настоящее время служат основой реализации эффективной стратегии развития промышленных предприятий и социальной сферы автомобильного транспорта.

Библиографический список

1. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учеб. пособие. 5-е изд. М.: Дело и Сервис, 2007. 288 с.

2. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2004. 240 с.

3. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой / под ред. Г.В. Гутмана. Финансы и статистика, 2001. С.78.

4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.

5. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.

УДК 338

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ В ЭКОНОМИКЕ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Е.Ю.Семёнов1, С.А.Козин2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена концепция технологических укладов экономики. Проведен анализ технико-инновационного потенциала Российской Федерации. Представлены основы реализации стратегии инновационного развития страны. Табл. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: концепция технологических укладов; шестой технико-экономический уклад; инновации; стратегия инновационного развития.

TECHNOLOGICAL MODES IN ECONOMY AND INNOVATIVE POTENTIAL OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIA E.Yu. Semenov , S.A. Kozin

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The authors consider the concept of technological modes in economy. They carry out the analysis of the technical and innovative potential of the Russian Federation and present the principles for the implementation of the strategy of country innovative development. 1 tables. 5 sources.

Key words: concept of technological modes; sixth techno-economic mode; innovations; strategy of innovative development.

Успешное развитие общественных систем зависит от происходящих в них инновационных процессов, которые затрагивают не только науку и технико-технологическую сферу, но и тесно связаны с эконо-

мическими и социальными преобразованиями.

Появление нововведений носит волнообразный характер, где каждый последующий цикл повышает общий уровень организации, а также обеспечивает

1Семёнов Евгений Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита.

Semenov Evgeny Yurievich, Candidate of Economics, associate professor of the chair of the Finance and Credit. .

2Козин Сергей Анатольевич, аспирант, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89500519987, e-mail: sako-

zin15@gmail.com

Kozin Sergey Anatolievich, postgraduate, assistant of the chair of the Finance and Credit, tel.: 89500519987, e-mail: sako-zin15@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.