Научная статья на тему 'Социальная адаптация детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра'

Социальная адаптация детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2835
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПСИХОГИМНАСТИКА / ПСИХОДРАМА / ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ / ИППОТЕРАПИЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIAL ADAPTATION / REHABILITATION CENTER / A SOCIAL PROJECT PSIHOGIMNASTIKI / PSYCHODRAMA / LEGO CONSTRUCTION / HIPPOTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафаров Т. И., Шмакова И. А.

Дети-инвалиды испытывают множество проблем. Изучив научно-методическую литературу, мы предлагаем свой вариант проекта, в котором отображеныэтапы проведения проекта диагностика основной оценочно-рефлексивный. А также представлены методики адаптации, на наш взгляд, успешно зарекомендовавшие на практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафаров Т. И., Шмакова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT: SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN - INVALIDS IN A REHABILITATION CENTER

Children with disabilities face many problems. After studying the scientific and methodological literature, we offer a version of the draft, which displays the stages of the project assessment and diagnosis of the primary reflective. Also presented methodology adaptation, in our opinion, successfully proven in practice

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра»

УДК 364 ББК 60

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В условиях РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА*

Т.И. САФАРОВ - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России И. А. ШМАКОВА - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России E-mail: [email protected]

Аннотация

Дети-инвалиды испытывают множество проблем. Изучив научно-методическую литературу, мы предлагаем свой вариант проекта, в котором отображеныэтапы проведения проекта диагностика основной оценочно-рефлексивный. А также представлены методики адаптации, на наш взгляд, успешно зарекомендовавшие на практике.

Ключевые слова: дети-инвалиды, социальная адаптация, реабилитационный центр, социальный проект, психогимнастика, психодрама, лего-конструирование, иппотерапия.

Социальная адаптация - как процесс приспособления индивида к словиям социальной среды является актуальной и важной, так как увеличение численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего общества.

Инвалидность у детей означает ограничение их жизнедеятельности, является причиной социальной дезадаптации, приводящей к нарушению в развитии, затруднению в самообслуживании, обучении и овладении в будущем профессиональными навыкам. Каждый год в России рождается более 25 тыс детей с различными заболеваниями. Семье тяжело в одиночку воспитывать полноценную личность, и социализировать ребенка инвалида к реальным жизненным условиям. Многие дети, имея отклонения в развитии, независимо от мер, которые принимаются в нашем обществе для их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к современной жизни. Вместе с тем, результаты проведенных исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, который имел проблемы с развитием, может стать полноценной личностью, развиваться творчески, обеспечивая себя в материальных благах и быть полезным обществу. Для преодоления негативных тенденций в подготовке детей инвалидов к интеграции в общество, нужно разработать совершенно новые теоретические подходы к их обучению, воспитанию и организации всей их жизнедеятельности. Эта задача должна решаться с учётом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных и социально-психологических проблем, которые касаются социальной защиты детей-инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду. Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, взаимодействие окружающего мира и личности.Социальная адаптация подразумевает приспособление человека к сформировавшийся общественной сфере, за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания собственных перспектив в сформировавшейся общественной ситуации, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. [2]. Для успешной социальной адаптации существуют различные социальные проекты. Мы предлагаем свой вариант социального проекта на базе реабилитационного центра.

Социальный проект - это предложение реальных действий, в основе, которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Условием проекта выступает то,

Научный руководитель к.пед.н., доцент С.В. Батуева

что он длится определенное время, а также должно быть конкретное представление о конечной цели, этапах проектирования, этапах реализации, а также должно быть осмысление и рефлексия результатов деятельности [3]

Цель проекта: создать условия для успешной адаптации детей-инвалидов Задачи:

1.привить ребенку новые умения и навыки для лучшей социализации ребенка в социуме.

2. проведение адаптивных методик, повышающих самочувствие ребенка-инвалида.

3. поднять самооценку ребенка-инвалида.

Воропаев В.И выделял проекты по продолжительности, которые осуществляются около года, называют обычно краткосрочными, если проекты запланированы на 3 года, являются среднесрочными, а проектыдлящиеся более 3 лет - долгосрочными. Наш проект является краткосрочным, так как рассчитан на один год [4]. Целевой аудиторией проекта являются дети-инвалиды. Этапы проведения проекта.

I этап: диагностика уровня социальной адаптации июнь-август 2015

II этап: основной сентябрь 2015-май 2016

III этап: Этапы проведения проекта май 2016 Диагностика адаптации в социальной среде.

диагностики индивидуальных и поведенческих специфик и склонностей ребенка-инвалида к определенным видам деятельности. Диагностика осуществляется в 3 этапа, на 1 этапе определяем уровень адаптации у детей с помощью анкет и проективных методик «Солнышко», цветовой тест Люшера (в адаптированной форме). На втором этапе обрабатываем диагностики, полученные результаты от двух методик объединяем, выводим средний балл по каждому ребенку. На третьем этапе озвучиваем результаты диагностики на родительском собрании. [1]

В основной этап входит реализация адаптивных мероприятий для детей-инвалидов. В реабилитационном центре психологической службой осуществляется и адаптивные мероприятия. К ним относятся психогимнастика, сказкотерапия, лего-конструирование и иппотерапия. Остановимся на каждом из них:

Психогимнастика - это этюды, упражнения, игры обращенное в формировании и коррекцию нервной системы ребенка. Специальные упражнения, направленные на повышение психических процессов и затрагивает эмоционо-психическую и личностную деятельность ребенка-инвалида

Цель метода психогимнастики: обучение детей выразительным движениям; тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам; формирование у детей моральных представлений; коррекция поведения с помощью ролевых игр; снижение психологического напряжения; психомоторных функций; обучение ауторелаксации.

Психодрама - это метод психотерапии, в котором участники продолжают и завершают свои действия при помощи ролевой игры, драматического самовыражения. При этом разыгрывается ряд сцен, которые раскрывают незавершённые ситуации: воображение, сны, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психологических состояний «здесь и сейчас».

Целью такого метода является приближение к реальной жизненной ситуации, и выведение наружу ментальных процессов. Психодрама может использоваться при работе с детьми-инвалидами.

К методикам психодрамы относятся тренинги "Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье", организуются поездки в зоопарк (потому что общение с животными способствует раскрытию хороших душевных качеств ребенка). Проводятся массовые мероприятия по экологическому просвещению (брейн-ринг, интеллектуальные игры, экологические конкурсы), мероприятия по эстетическому воспитанию, спортивно-оздоровительные конкурсы, игры.

Адаптации детей-инвалидов, их интеграции в современное общество способствуют прогрессивные идеи и современные социальные технологии.

Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, формирование креативных возможностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Зинкевич-Евстигнеева Вачков И.В и другие [5,6,9]. Цель: через сказку, как прекрасный образец литературы, воздействовать на умственное и эстетическое развитие, мышление и воображение детей, содействовать пониманию роли искусства в жизни общества; приобщить детей к чтению - источнику радости, знания и культуры.

Задачи метода: знакомство детей со сказками, используя инновационные формы и методы библиотечного общения; формирование навыков творческого чтения; создание благоприятных условий для самовыражения личности; стремление к гармоничному равновесию в развитии эмоций и интеллекта читателей - детей; приобщение к домашнему чтению в кругу семьи.

В типологии сказок Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

Дидактическая сказка - это самый простой и ненавязчивый метод, который применяются в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель этого метода скромна

- передать ребёнку некое новое знание, умение и навык.

Психокоррекционные сказки сочиняются и повествуются детям с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. Первоначально в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива.

Психотерапевтическая сказка - это жемчужина в короне сказкотерапия. Эти сказки владеют максимальной силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Цель психотерапевтической сказки - оказать необходимую поддержку, избавить ребенка от страданий, помочь ему в проблемной жизненной ситуации, вылечить его психоэмоциональную

травму. Очень часто для создания психотерапевтических сказок применяется арсенал религиозных духовных притч.

Лего-конструирование - одна из самых популярных и распространённых в наше время педагогических систем, в котором широко используются трёхмерные модели реального мира и предметно-игровая среда обучения и развития ребёнка. Игры с лего повышают у детей мотивацию к обучению.

В процессе игры у всех ребят очень легко вырабатывается заинтересованность к проектированию и созданию различных моделей.

Лего-конструирование - это современное средство обучения детей, отвечающее и запросу на самовыражение и образовательным задачам

Цель - развить мелкую моторику, волевую регуляцию овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», исследование определенных систем и ее основных свойствах (жесткости, прочности и стабильности),навык взаимодействия в группе.

Основными задачами являются гарантировать благоприятное самочувствие ребенка совершенствовать креативные возможности и логичное понимание ребят; -развивать образное, техническое мышление и умениес сформулировать свои мысли;

- развивать умения творчески подходить к решению задачи;

-развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, защищать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы.

Иппотерапию относят к инновационным технологиям социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, это комплексный многофункциональный метод реабилитации.

Иппотерапия это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия. Согласно определению доктора мед. наук профессора Цверава Д.М. иппотерапия-относится к разновидности ЛФК (лечебной физкультуры), где инструментом реабилитации выступают лошадь, физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды, а также процесс верховой езды[8].Расширение социальных связей, во время занятий происходит общений между собой, иппотерапевтами и коноводами; За счет растущей уверенности в себе, укрепляется самооценка и появляется вера в свои возможности; Развиваются трудовые навыки по уходу за животными, в дальнейшем для лиц с задержкой развития профессия конюха может рассматриваться как основой для полной интеграции в общество Все выше сказанные показатели могут говорить, что реабилитация и социализация благодаря иппотерапии пройдены успешно.

Оценочный блок проекта - предполагает повторную диагностику уровня адаптации у детей-инвалидов, участвовавших в проекте. Анализ результатов и обсуждение с педагогами, психологами и родителями. Ожидаемые результаты реализации проекта

По итогам проекта ожидается улучшение физического здоровья детей-инвалидов, они станут более самостоятельными. Им будет легче адаптироваться к социуму Результатом реализации проекта будет: улучшение здоровья детей-инвалидов, приобщения их к современному обществу и к повседневной жизни, реабилитация и социализация детей-инвалидов и их семей, облегчение их социальной адаптации.

Данный проект является пропагандой здорового образа жизни среди детей-инвалидов. Реализация данного проекта должно послужить основой для создания подобных центров в других районах города.

Оценивая результаты деятельности данного проекта необходимо учитывать не только количественные показатели, но и достигнутые результаты.

Список литературы

1. Батуева. С.В. Глоссарий психологических терминов. Под.ред. Н. Губина.

2. Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений

3. Воропаев В.И. Управление проектами в России. М.: «Аланс» 1995. — 225 с

4. ФроммЭ. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов (1951). — Москва: Аст, Астрель, 2010. — 320 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «детство-пресс»

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер. 1998.

7. Рухадзе М.М., Патофизиологическое обоснование райттерапии. -Тбилиси - 1992

8. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN - INVALIDS IN A REHABILITATION CENTER

T.I. SAFAROV- SUSMU I.A. SHMAKOVA - SUSMU

Abstract

Children with disabilities face many problems. After studying the scientific and methodological literature , we offer a version of the draft , which displays the stages of the project assessment and diagnosis of the primary reflective. Also presented methodology adaptation, in our opinion, successfully proven in practice.

Keywords: children with disabilities, social adaptation, rehabilitation center, psychodrama, Lego construction, hippotherapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.