Научная статья на тему 'Социальная адаптации младших школьников в учебной деятельности в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС до'

Социальная адаптации младших школьников в учебной деятельности в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
317
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцева К. П.

В данной статье рассматривается социальная адаптация младших школьников в условиях преемственности ФГОС НОО И ФГОС ДО. Рассмотрено понятие «социальная адаптация», перечислены основные методологические требования (критерии технологичности), а также реализация игровых приемов и игровых ситуаций по основным направлениям. Рассмотрен характер педагогического процесса. Выявлен комплекс игр направленных на социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зайцева К. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптации младших школьников в учебной деятельности в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС до»

ü

К.П. Зайцева,

к.п.н, доцент, Челябинский институт повышения и квалификации работников образования Россия, г. Челябинск

Нег1зг1 свздер: элеумет-miK бешмдеу, рефлексивтг цабыеттер, царым-цаты-нас, эмпатикалыц сипат, элеуметтгк свйлеу.

Ключевые слова: социальная адаптация, рефлексивные способности, контактность, эмпатич-ность, социальная речь.

Keywords: social adaptation, reflexive abilities, sociability, empathy, social speech.

m

о

Рч

w О

¡3

О

о &

Й -а X X О

m

о

X

^^ Вестник «Орлеу^-kst -

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС НОО И ФГОС ДО

Ацдатпа

Бершген макалада БМ ФМЖС жэне МД ФМЖС арасын-дагы сабактасты; жагдайында бастауыш сынып окушыларын элеуметпк бейiмдеу карастырылган. мЭлеуметтiк бейiмдеум угымы карастырылып, Heri3ri эдюнамалы; талаптар (техно-логиялылы; кeрсеткiштерi) аталады, сонымен катар непзп багыттар бойынша ойын эдiс-тэсiлдерi мен ойын жагдаятта-рын жYзеге асыру кeрсетiледi. Педагогикалы; YPДiстщ сипат-тамасы усынылады. БМ ФМЖС жэне МД ФМЖС арасындагы сабактасты; жагдайында жогары мектепке дейiнгi жастагы балаларды элеуметтендiруге багытталган ойындар кешенi аныкталады.

Аннотация

В данной статье рассматривается социальная адаптация младших школьников в условиях преемственности ФГОС НОО И ФГОС ДО. Рассмотрено понятие «социальная адаптация», перечислены основные методологические требования (критерии технологичности), а также реализация игровых приемов и игровых ситуаций по основным направлениям. Рассмотрен характер педагогического процесса. Выявлен комплекс игр направленных на социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС ДО.

Annotation

In this article younger school students' social adaptation under conditions of FSES of PE and FSES of PreSchE is considered. The concept "social adaptation" is defined, main methodological requirements (criteria of technology effectiveness), and realization of games strategies and game situations on main directions are listed. The nature of pedagogical process is analysed. The complex of games for children of advanced preschool age directed to socialization under conditions of FSES of PE and FSES of PreSchE is revealed.

С поступлением ребенка в школу происходят существенные изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется особое деловое общение с взрослыми.

В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к ним больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, учителя являются для них очень высоким

Вестник «Oрлеу»-kst

примером. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. К 3-4 классам появляется признаки мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера к общению.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно определяющийся словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить словами и делами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального и относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.

Данный период развития ребенка характеризуется величайшим конфликтом со средой. Он сопровождается внутренними и внешними потрясениями. Возникает серьезный конфликт между ребенком и средой, и внутри самого ребенка. В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, перемене, в гардеробе. Усвоение связанных с этими ситуациями норм речевого поведения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок младшего школьного возраста, избегать конфликтных ситуаций в общении. Именно за счет развития коммуникативных способностей у ребенка данного возраста происходит социальная адаптация к внешним условиям среды [2, с 247]. Поэтому выделяют следующие виды адаптации:

- статистическую адаптацию, при которой характер человека, остается неизменным, а лишь проявляются какие-то новые привычки;

- динамическую адаптацию, при которой индивид приспосабливается к внешним условиям, но такое приспособление изменяет его, в нем возникают новые стремления [5, с. 58].

Многие психологи изучают человека не только как личность во взаимосвязи и взаимодействии с человеком, но и с окружающими его обстоятельствами, поэтому в своих исследованиях они рассматривают психологический аспект социальной адаптации. Социальную адаптацию Т. К. Дичев и Б. Г. Турусбеков представляют как систему, направленную на овладение новыми общественными связями. Кроме того, по мнению Д. А. Даренских, адаптация учащегося является в определенной мере воспитательной задачей конкретного образовательного учреждения и зависит от мастерства и осознанности этой задачи педагогическим коллективом. Е. А. Ямбург в своих исследованиях говорит о том, что именно школа и педагогический коллектив должны способствовать наиболее успешной адаптации младших школьников [1, с. 52].

Исследования многих ученых свидетельствуют о том, что социально-психологическая адаптация детей к школе происходит по-разному, где выделяется три группы адаптации.

Легкую адаптацию можно считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Такие дети адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно выполняют требования учителя. Иногда у них наблюдается сложность либо в контактах со сверстниками, либо с учителем, так как им трудно выполнять все требованиям. К концу года такие дети полностью осваиваются со статусом ученика.

Тяжелое протекание адаптации свидетельствует о не посильности учебных нагрузок и режима обучения для организма ребёнка. По мнению учёного, нередки случаи, когда процесс адаптации не завершается на протяжении всего первого года обучения. У детей сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость, они быстро утомляются. Н. Попова отмечает, что к концу года у таких детей

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

78

Вестник «Oрлеу»-kst

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

т о

X

выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушением со стороны нервной и сердечно-сосудистой системы. Такие дети не усваивают учебную программу, проявляют отрицательные эмоции и негативные формы поведения. На таких детей чаще жалуются родители, учителя, дети.

Адаптация средней тяжести имеет длительный период. Поведение детей не соответствует требованиям школы в течение длительного времени. Дети не принимают процесс обучения, общение с учителем и детьми затруднено. Они могут играть на уроках, разговаривать с товарищами, на замечания учителя реагируют слезами, как правило, такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Они осваиваются с требованиями школы только к концу первого полугодия [1, с. 36].

На наш взгляд, необходимо отметить индивидуально-типологические различия между детьми, обусловленные разной степенью развития для адаптации сторон их индивидуальности, разным состоянием здоровья, проявляющимся уже с первых дней пребывания в школе. Поэтому мы разделяем детей младшего школьного возраста по группам с разной степенью адаптации. Охарактеризуем уровень адаптации детей в общении в учебной деятельности.

Первая группа детей. Вхождение детей этой группы в школьную жизнь происходит естественно и безболезненно. Они быстро адаптируются к школьному режиму, их работоспособность отвечает требованиям, предъявляемым этим режимом.

Вторая группа детей. Характер адаптации у детей этой группы в целом также можно назвать вполне удовлетворительным. Жалоб со стороны родителей нет. Отдельные затруднения могут возникнуть у детей в любой из сфер новой для них жизни: возможны сложности в социальных контактах, ограниченность в первое время сфер общения.

Третья группа детей. Работоспособность детей этой группы нельзя назвать низкой, однако она заметно падает к концу учебного дня, недели. Отмечаются признаки переутомления, нарушается концентрация внимания, появляется недомогание.

Четвертая группа детей. У детей этой группы проявляются достаточно отчетливые трудности адаптации к школе. Работоспособность понижена. Требования, предъявляемые школь-

ным режимом, вызывают большое напряжение всех систем и функций организма.

Пятая группа детей. Трудности адаптации таких детей к школе носят ярко выраженный характер. Дети не отвечают требованиям, предъявляемым условиями обучения в обычных классах. Работоспособность у них низкая, переутомление наступает очень быстро. Ребенок ощущает в классе явный дискомфорт. Обостряются начальные неблагополучия в нервно-психической сфере.

Шестая группа детей. Для развития характерно то, что ни один его компонент не позволяет «вытянуть» ребенка на уровень состоятельного ученика. Слабость эмоционально-волевых, интеллектуальных составляющих познавательной деятельности дополняется незрелостью социальных качеств ребенка, несформированностью у него психологии ученика, что ярко проявляется не только при осуществлении познавательной деятельности, но и во всем поведении ребенка [2, 69-72]. Рассматривая социальную адаптацию младшего школьника как одну из актуальных проблем нашего общества, мы считаем, что для успешной социальной адаптации детей младшего школьного возраста необходимо формирование коммуникативных способностей. Которые заключаются, в освоении основных норм человеческого общения, правил поведения в школе и т.д. Именно при формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста складываются предпосылки важных социальных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова, Л. В. В семье - первоклассник: Записки учительницы [Текст]/Л.В. Белова. М.: Педагогика, 198. - 160 с.

2. Клюева, Н. В. Общение. Дети 5-7лет [Текст]/Н.В. Клюева, Е. В. Филиппова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 191с.

3. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст]/ А.А. Леонтьев. - М...: Знание, 1986. - 176с.

4. Орлов, М.Ю. Самосознание и самовоспитание характера [Текст] /М.Ю. Орлов. - М. ..:Просвещение, 1987. - 367с.

5. Психология /Под ред. А.А. Крылова. -М.: Проспект, 1999. - 584 с.

6. Фромм, Э. Душа человека [Текст]. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 664 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.