Научная статья на тему 'Уровень сформированности универсальных учебных действий у детей с расстройством аутистического спектра'

Уровень сформированности универсальных учебных действий у детей с расстройством аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПЕРВОГО КЛАССА / FIRST-YEAR STUDENTS / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAM / РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / AUTISM SPECTRUM DISORDER / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS / ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ / CORRECTIONAL WORK PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малярчук Наталья Николаевна, Карасёв Владимир Александрович

В статье рассматривается Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), раскрывается понятие «универсальные учебные действия», которые обеспечивают адаптацию детей с расстройством аутистического спектра (РАС), описывается процессе учебной деятельности и требования к программе формирования универсальных и базовых учебных действий для детей с РАС, направленной на формирование полноценной жизненной компетенции и развитию социальных навыков; описываются характеристика и динамика развития детей с РАС в процессе обучения; определяются факторы, обуславливающие необходимость введения адаптированных образовательных программ (АОП), характеризуются особенности обучения детей с РАС в соответствии с ФГОС начального образования по адаптированным образовательным программам. В процессе комплексной диагностики, осуществляемой совместно классным руководителем и специалистами сопровождения, выявлен уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся первого класса с РАС. По результатам диагностики предложена программа коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малярчук Наталья Николаевна, Карасёв Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of formation of universal educational activities in childrenwith autism spectrum disorder

In the article, the following concepts are considered: Federal State Educational Standards (FSES) for primary education students with disabilities (HIA), "universal learning activities"; which ensure the adaptation of children with autism spectrum disorder (ASD) in the process of educational activity and requirements to the program of formation universal and basic educational activities for children with ASD, aimed at creating a full-fledged life competence and the development of social skills. The abilities, characteristics and dynamics of development of children with autism spectrum disorder in the learning process are revealed; The factors that make it necessary to introduce adapted educational programs (AOP), the features of teaching children with ASD in accordance with the FSES of primary education on adapted educational programs are described. In the course of complex diagnostics, carried out together with the class teacher and support specialists, the level of formation of universal educational activities of first-grade students with ASD was revealed. Based on the results of the diagnosis, a program for corrective work is described.

Текст научной работы на тему «Уровень сформированности универсальных учебных действий у детей с расстройством аутистического спектра»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 300-305. УДК 371.3

В. А. Карасёв, Н. Н. Малярчук

Уровень сформированности универсальных учебных действий у детей с расстройством аутистического спектра

В статье рассматривается Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), раскрывается понятие «универсальные учебные действия», которые обеспечивают адаптацию детей с расстройством аутистического спектра (РАС), описывается процессе учебной деятельности и требования к программе формирования универсальных и базовых учебных действий для детей с РАС, направленной на формирование полноценной жизненной компетенции и развитию социальных навыков; описываются характеристика и динамика развития детей с РАС в процессе обучения; определяются факторы, обуславливающие необходимость введения адаптированных образовательных программ (АОП), характеризуются особенности обучения детей с РАС в соответствии с ФГОС начального образования по адаптированным образовательным программам. В процессе комплексной диагностики, осуществляемой совместно классным руководителем и специалистами сопровождения, выявлен уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся первого класса с РАС. По результатам диагностики предложена программа коррекционной работы.

Ключевые слова: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, универсальные учебные действия, расстройство аутистического спектра, обучающиеся первого класса, процесс обучения, адаптированная образовательная программа, программа коррекционной работы

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 300-305.

v. A. Karasyov, п. N. Malyarchuk

Level of formation of universal educational activities in children with autism spectrum disorder

In the article, the following concepts are considered: Federal State Educational Standards (FSES) for primary education students with disabilities (HIA), "universal learning activities"; which ensure the adaptation of children with autism spectrum disorder (ASD) in the process of educational activity and requirements to the program of formation universal and basic educational activities for children with ASD, aimed at creating a full-fledged life competence and the development of social skills. The abilities, characteristics and dynamics of development of children with autism spectrum disorder in the learning process are revealed; The factors that make it necessary to introduce adapted educational programs (AOP), the features of teaching children with ASD in accordance with the FSES of primary education on adapted educational programs are described. In the course of complex diagnostics, carried out together with the class teacher and support specialists, the level of formation of universal educational activities of first-grade students with ASD was revealed. Based on the results of the diagnosis, a program for corrective work is described.

Keywords: Federal State Educational Standards (FSES) for primary education students with disabilities "universal learning activities"; autism spectrum disorder, first-year students, learning process, adapted educational program, correctional work program

_Введение

каждым годом количество диагностиро-/ ванных случаев аутических расстройств V__<- у детей увеличивается, о чем свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения: страдает 1 ребенок из 160. Но это усредненная цифра, варьирующаяся среди исследователей [1]. Расстройство аутистического спектра (англ.: ASD - autism spectrum disorders) (РАС) - это неоднородная группа состояний, связанных с развитием нервной системы и характеризующихся нарушениями в процессе социального взаимодействия и коммуникации (использование вербального и невербального языка), ограниченными и повторяющимися моделями поведения и деятельности [8].

Ключевым направлением общественного развития становится создание условий для включения детей с расстройством аутистическо-го спектра в процесс социализации и в образовательную среду. Среди задач образовательных организаций - оказание помощи и сопровождения детей с РАС, организация широкого круга мероприятий по созданию доступности в физической и социальной среде.

Для этих целей был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) - важнейший правовой акт, устанавливающий определенную совокупность наиболее общих норм и правил. Он регулирует деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с РАС [5].

Стандарт способствует обеспечению равного доступа к получению качественного образования и вариативности образования, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС и введения адаптированных образовательных программ (АОП). Таким образом, обеспечивается возможность для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с РАС с учетом его особых образовательных потребностей, состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.

ФГОС НОО обучающихся с РАС в описании специальных условий уделяет большое внимание, как к освоению предметного материала, так и формированию универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающая его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения [2].

_Цель статьи

Выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у первоклассников с расстройством аутистического спектра.

_Основная часть

Способности детей с расстройством аутистического спектра в процессе обучения крайне вариабельны и напрямую связаны с тяжестью ау-тистических проблем и качеством дошкольного образования, полученного ранее.

Причины возникновения РАС накладывают серьезный отпечаток на характер и динамику развития ребенка, являются условием, определяющим возможные трудности и, безусловно, оказывает влияние на социальное развитие. Не зависимо от этиологии, степень нарушения психического развития крайне неоднородна. С одной стороны, дети могут быть безразличны к происходящему, у них могут отсутствовать коммуникации, отмечаться речевые штампы. Но, наряду с этим, дети с РАС могут иметь богатый словарный запас и развернутую речь, не соотносимую с возрастом. Для большинства детей характерна глубокая умственная отсталость, но аутистические расстройства могут наблюдаться и у детей, имеющих нормальное и высокое интеллектуальное развитие. В особых случаях дети с РАС обладают избирательной одаренностью (грамотностью, математическими или музыкальными способностями и др.) [7].

В связи с недостаточным развитием психических функций и интеллектуальной недостаточностью дети с РАС отличаются низкой продолжительностью продуктивной деятельности и повышенной утомляемостью, возникающей на фоне какого-либо вида деятельности. Характерные для них нарушения в сфере коммуникаций и социализации приводят к дезадаптивному поведению. Вследствие этого обучающимся крайне сложно адаптироваться к школьным условиям [7].

Наличие данных факторов обусловливает необходимость введения АОП, которая определяет специальные условия обучения и индивидуальные планируемые результаты для каждого учащегося с РАС.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выделяются рекомендации по разработке и реализации программы формирования универсальных и базовых учебных действий для детей с РАС. Данная программа на ступени начального общего образования выдвигает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО обучающихся с РАС [2]. Усиливается внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях, в процессе поэтапного и планомерного расширения опыта обучающегося с РАС и социальных контактов.

В широком смысле, основной целью реализации программы УУД является формирование учащегося с РАС как субъекта учебной деятельности. В более узком - обеспечение возможностей

адаптации детей с расстройством аутистического спектра в процессе учебной деятельности и пребывания в школе.

Определение уровня развития учебных навыков и жизненных компетенций ребенка является необходимым условием при определении индивидуальных планируемых результатов и их оценке. Комплексная диагностика позволяет выявить все сложности ребенка, определить главные особенности конкретного ученика и направления коррекционно-развивающей работы [2].

Все требования к овладению детьми с РАС универсальных учебных действий подробно описаны во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ [5].

Для организации наблюдения и анализа возникающих трудностей в процессе обучения у детей, а также для оценки результативности оказываемой помощи нами было выделено 18 основных умений и навыков, наиболее важных в процессе обучения и социализации. Данные умения и навыки представляют в основном личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Познавательные, за исключением навыков обобщения и генерализации не представлены, вследствие того, что учитель может оценить уровень их сформированно-сти в рамках изучения учебных предметов [2].

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий включает в себя такие параметры, как:

• мотивация к учебной деятельности;

• соблюдение норм и правил поведения;

• самостоятельность;

• овладение начальными навыками адаптации к изменениям;

• умение ориентироваться в пространстве класса, школы;

• умение организовать учебное пространство;

• умение принимать учебную задачу;

• умение сохранять учебную задачу;

• способность добиваться результата;

• оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей;

• восприятие оценки учителя и одноклассников;

• перенос знаний, умений и навыков;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

• использование коммуникационных средств;

• умение вести диалог и умение задавать вопросы;

• эмоциональная отзывчивость и сопереживание;

• умение организовать собственную деятельность [2].

Базой исследования является МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60» г. Тюмени, осуществляющая свою деятельность с 2017 г. в рамках проекта «Открытые сердца».

Исследование по формированию универсальных учебных действий у детей с РАС проводилось

< 1Л

^ о/ <<° / Л-

/"У/

/V с/ ^

£ ^ ^сР ,*<г ¿Г У Л<Г ^ ж

„о'

/V

о? ^

V

^ # ¿Г <<$

* /////// у/

о- /УV .

# #

>л- _ЧГГ

'V

4г V

лГ „О"

-V*

»ноя.17 апр.18

УНИВЕРСАЛ ЬН ЫЕ УЧЕ БН Ы Е ДЕЙСТВ И Я

Рис. 1 Уровень сформированности УУД обучающегося с РАС

среди двух школьников первого класса, обучающихся по АООП НОО (вариант 8.2) в период с ноября 2017 г. - по апрель 2018 г. Исследование проводилось посредством проведение комплексной диагностики, осуществляемой классным руководителем и специалистами сопровождения в ходе наблюдения, бесед, опроса родителей с использованием специальных таблиц наблюдения.

Разработанные таблицы динамического наблюдения за обучающимся с РАС дают возможность объективной оценки проблем обучающихся, выявления их ресурсов и эффективности оказываемой помощи. Данные таблицы позволяют оценить личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД обучающихся с РАС, что, в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с РАС является определяющим в работе учителя.

На рис. 1 представлены результаты уровня сформированности УУД у девочки с РАС на начальном этапе диагностики (ноябрь 2017 г.) и конечном этапе диагностики (апрель 2018 г.). Оценка проводилась только в школьных ситуациях и во время проведения классных мероприятий.

График позволяет увидеть уровень сформи-рованности УУД и определить направления работы, необходимые для развития компетенций ребенка с РАС и адаптации в социуме. Результаты исследования свидетельствуют, что наблюдается положительная динамика в развитии и формировании учебных действий. Например,

стал выше показатель овладения начальными навыками адаптации к изменениям, т.е. переход от единичных протестных реакций в процессе обучения до адаптации, ожидаемой для сверстников с типичным развитием. Продолжается выработка умения сохранять учебную задачу. Девочка эпизодически прекращает выполнение заданий, но способна самостоятельно продолжать деятельность. По результатам диагностики можно выделить и несформированные учебные действия, такие как: оценивание своей деятельности (поиск ошибок) и умение задавать вопросы.

На рис. 2 представлены результаты уровня сформированности УУД у мальчика с РАС на начальном этапе диагностики (ноябрь 2017 г.) и конечном этапе диагностики (апрель 2018 г.).

По результатам исследования, представленным в виде графика можно говорить о наличии у мальчика более тяжелой формы расстройства аутистического спектра, являющейся барьером для формирования универсальных учебных действий. Отметим, что многие действия за наблюдаемый период времени так и не были сформированы. Обучающийся избегает совместной деятельности, отказывается от сотрудничества как со взрослыми, так и сверстниками, не инициирует диалог, не задает вопросы, не реагирует на эмоции и чувства одноклассников, демонстрирует полевое поведение при организации самостоятельной деятельности. Вместе с тем, наблюдается положительная динамика в формиро-

<

ш

С?

# # Л" «

лГ ^ ^ 1 <яи ей" <*'

р- .х^ ОО $ А ¿Г

ноя.17 апр.18

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕ БН Ы Е Д Е ИСТВ ИЯ

Рис. 1 Уровень сформированности УУД обучающегося с РАС

вании УУД при овладении навыками адаптации. Появляются умения сохранять учебную задачу и переносить знания. Наблюдается продвижение в сторону от постоянного внешнего побуждения первоклассника к продолжению учебной деятельности к периодическому побуждению.

Заключение

Были обозначены дальнейшие направления коррекционной работы для девочки: коррекция нежелательного поведения (исключение деза-даптивного поведения в процессе оценивания своей деятельности учителем); формирование социально-бытовых навыков (расширение знаний об окружающей действительности); формирование коммуникативных навыков (умения вступать в диалог, задавать вопросы); формирование и развитие устной речи (развитие связной речи, коррекция звукопроизношения, обогащение словарного запаса); коррекция учебных навыков (развитие познавательной активности, положительной мотивации к обучению и других видах деятельности).

В соответствии с уровнем сформированности УУД, определены индивидуальные планируемые результаты УУД: научиться выполнять задания, опираясь на речевую инструкцию педагога, самостоятельно выполнять задания и доделы-

вать их до конца, развитие коммуникации, развитие познавательной активности и способности добиваться результата, развитие умения находить ошибки.

Программа коррекционной работы для мальчика направлена на: коррекцию нежелательного поведения (исключение дезадаптивного поведения: плач, крики, коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы); формирование социально-бытовых навыков (научиться соблюдать школьные нормы поведения); формирование коммуникативных навыков (развитие коммуникации, формирование эмоционального контакта); формирование и развитие устной речи (уточнение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи, фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, грамматического строя речи); коррекция учебных навыков (формирование алгоритма продуктивной деятельности).

Таким образом, в соответствии с уровнем сформированности УУД, определили индивидуальные планируемые результаты УУД: повышение мотивации к учебной деятельности, соблюдение правил и норм поведения, развитие самостоятельности, коммуникации, научиться выполнять задания, опираясь на речевые инструкции педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирная организация здравоохранения. Расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс] http://www.who. int/gho/ru/ (дата обращения: 1.05.2018)

2. Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 177 с.

3. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Критерии оптимального обеспечения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы Науки и Образования. 2014. № 6 (12).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Загуменная О.В., Белякова О.А., Береславская М.И., Богорад П.Л., Стальмахович О.В., Чистякова Л.А. Реализация ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 141 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ».

6. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком. Методическое пособие / О.С. Рудик. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 189 с.

7. Карасёв В.А., Малярчук Н.Н. Трудности освоения и формирования академических навыков у детей с расстройством аутистического спектра / Карасёв В.А, Малярчук Н.Н. В сборнике: Проблемы современного педагогического образования. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57. Ч. 9. С 165-171.

8. Мужановский К. Расстройства аутистического спектра, (Joaquin Fuentes, Muideen Bakare, Kerim Munir) Перевод на русский: К. Мужановский, редактор: О. Доленко, Д. Марценковский. [Текст] / Расстройства развития, Глава С.2, 2015.

9. Новосёлова О.Г., Каркашадзе Г.А., Журкова Н.В., Маслова О.И. Перспективы диагностики расстройств аутистического спектра у детей// ВСП. 2014. №3. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/perspektivy-diagnostiki-rasstroystv-autisticheskogo-spektra-u-detey (дата обращения: 1.05.2018).

10. Janet Farmer, Stephen Kanne, Michele Kilo, John Mantovani, MD. Autism Spectrum Disorders: Missouri Best Practice Guidelines for Screening, Diagnosis, and Assessment is the result of a private-public partnership formed by the Thompson Foundation for Autism and the Division of Developmental Disabilities, Missouri Department of Mental Health. Consensus PubliCAtion. 2010, 164 p.

REFERENCES

1. World Health Organization. Autism spectrum disorders. URL: http://www.who.int/gho/ru/ (accessed 1 May 2018)

2. Goncharenko M.S., Manelis N.G., Semenovich M.L., Stalmakhovich O.V. Adaptation of the educational program of the student with autism spectrum disorders. Methodical manual / Under the general ed. Khustova A.V., Manelis N.G. Moscow, MGPPU, 2016. 177 p.

3. Danakin N.S., Shutenko A.I. Criteria for the optimal provision of adaptation for children with disabilities. Perspectives of Science

and Education. 2014. No. 6 (12).

4. Zagumennaya O.V., Belyakova O.A., Bereslavskaya M.I., Bogorad P.L., Stalmakhovich O.V., Chistyakova L.A. Implementation of GEF LEO trainees with HIA in organizations that teach children with autism spectrum disorders. Methodical allowance / Ed. Khustova A.V. Moscow: FRC FGBOU IN MGPPU, 2017. 141 p.

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1598 "On the approval of the federal state educational standard of primary general education for students with HIA."

6. Rudik O.S. Corrective work with an autistic child. Methodical manual / O.S. Rudik. Moscow, VLADOS Publ., 2015. 189 p.

7. Karasev V.A., Malyarchuk N.N. Difficulties of mastering and forming academic skills in children with autism spectrum: In the collection: Problems of modern pedagogical education. Yalta, RIO GPA, 2017. Issue. 57. Part 9. pp. 165-171.

8. Muzhanovsky K. Autistic spectrum disorders, (Joaquin Fuentes, Muideen Bakare, Kerim Munir) Translation into Russian: K. Muzhanovsky, editor: O. Dolenko, D. Martsenkovskiy. [Text] / Developmental disorders, Chapter C.2, 2015.

9. Novoselova O.G., Karkashadze G.A, Zhurkova N.V., Maslova O.I. Prospects for diagnosing autism spectrum disorders in children // VSP. 2014. no. 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-diagnostiki-rasstroystv-autisticheskogo-spektra-u-detey (accessed 1 May 2018).

10. Janet Farmer, Stephen Kanne, Michele Kilo, John Mantovani, MD. Autism Spectrum Disorders: Missouri Best Practice Guidelines for Screening, Diagnosis, and Evaluation is the result of a private partnership based on the Thompson Foundation for Autism and the Division of Developmental Disabilities, Missouri Department of Mental Health. Consensus PubliCAtion. 2010, 164 p.

Информация об авторах Малярчук Наталья Николаевна

(Россия, г. Тюмень) Доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Тюменский государственный университет E-mail: [email protected]

Information about the authors

Malyarchuk Natalia Nikolaevna

(Russia, Tyumen) Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Medical Sciences, Head of the Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education

Tyumen State University E-mail: [email protected]

Карасёв Владимир Александрович

(Россия, г. Тюмень) Институт психологии и педагогики Тюменский государственный университет E-mail: [email protected]

Karasev Vladimir Alexandrovich

(Russia, Tyumen) Institute of Psychology and Pedagogy Tyumen State University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.