УДК 796.011.1 DOI 10.24411/2500-0365-2019-14308
ББК 74.200.554
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРОВ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ БОКСОМ
Н. В. Румянцева
Вологодский государственный университет, Вологда, Россия
Автор рассматривает результаты экспериментального обоснования эффективности занятий боксом на процесс социализации детей-сирот. Занятия боксом у детей-сирот формируют умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха, более высокую степень выраженности склонности к риску, высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей.
Установлено, что для испытуемых экспериментальной группы характерно преобладание умеренно высокого уровня мотивации к успеху, высокого уровня коммуникативных и организаторских способностей, а так же склонность риску и безудержному риску. В контрольной группе доминирует средний уровень мотивации к успеху, коммуникативных, организаторских способностей и ситуативное поведение в отношении к риску.
Ключевые слова: дети-сироты, социализация, занятия боксом.
Актуальность. По данным заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Т. Ю. Синюгиной, на 28 мая 2018 г. в федеральном банке данных числилось 49 583 детей-сирот [11]. Проблема социализации данной категории детей в нашей стране на современном этапе рассматривается специалистами разных направлений. Это связано с тем, что детские дома, или, как сейчас их называют, «центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей», закрыты от внешней среды. У воспитанников этих учреждений ограничены возможности общения с детьми из других социальных групп. Дети-сироты в подавляющем большинстве не осознают своей социальной роли, придерживаются иждивенческой позиции «мне должны». Несформированность умений организации бытовой сферы обуславливает их социальный инфантилизм и пассивность. Отмечается резко выраженная дезадаптация, которая проявляется в высокой тревожности, раздражительности, вспышках гнева, агрессии, негативном отношении к окружающим людям, неадекватности поведенческих реакций на события, преувеличенном реагировании на события и взаимоотношения, обидчивости, провоцировании конфликтов с взрослыми и сверстниками, неумении общаться с ними. В результате социальной запущенности дети отстают в развитии и не мотивированы ни на обучение, ни на трудовую деятельность [6, с.196; 8, с. 210].
Как отмечает В. А. Абельбейсов, освоение сиротами социальных ценностей и норм, включение
их в нормальную жизнь возможно только при изменении образа жизни этих детей, их отношения к себе, своему прошлому, настоящему и будущему, к ближайшему окружению и обществу в целом [1, с. 54]. Для успешной интеграции в общество ряд авторов предлагают активное вовлечение детей-сирот в физкультурно-спортивную деятельность, так как данная деятельность обладает огромным потенциалом для социализации личности [13, с. 166]. Как отмечают В. К. Бальсевич, Л. И. Лу-бышева, спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире, способствует проявлению ценностей — равенства шансов на успех, достижение успеха, стремления быть первым, победить не только соперника, но и самого себя. Спорт воспитывает честолюбие, инициативу, трудолюбие, терпение, волевые навыки, формирует способность быть личностью [3, с. 20].
Для детей-сирот особенно важна первичная социализация, которая закладывает основные психофизические и нравственные качества личности. При отсутствии главной поддержки данной категории детей — поддержки родителей, в первичной социализации особую роль играет тренер и спортивный коллектив. Попадая в коллектив спортивной секции бокса, подросток-сирота погружается в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив, товарищи, спарринг-партнеры на соревнованиях [12, с. 54].
Эти люди являются новыми агентами социализации, при их непосредственном участии через тренировочную и соревновательную деятельность
происходит освоение культурных норм и образцов поведения, обеспечивается эффективное усвоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.
Рассматривая проблему социализации личности детей-сирот средствами физической культуры и спорта, можно констатировать факт ограниченного использования средств бокса. По всей вероятности, это связано с возможным появлением у боксеров негативных черт характера — агрессивности и жестокости, усиливающиеся в сочетании с недовольством жизнью детей-сирот. Однако, по мнению С. А. Репина, М. Р. Насырова, бокс является видом спорта, который является полноценным средством способным формировать и воспитывать нравственные, морально-волевые качества личности юного боксера.
Тренировка в боксе — это не просто технология передачи конкретных спортивных навыков и приемов, а прежде всего урок жизни, ситуативная тренировка морального опыта. Как отмечает автор, эффективность нравственного воспитания подростков в процессе занятий боксом обеспечивается за счет высокого уровня нравственного сознания тренеров; систематического контроля степени усвоения спортсменами моральных требований, норм и понятий с целью дальнейшего планирования учебно-воспитательной работы в условиях боксерской секции или клуба; создания позитивно провоцирующих педагогических ситуаций, способствующих закреплению понятий и норм нравственного поведения [12, с. 59].
К. В. Хлебцевич, П. Б. Ефименко отмечают, что под влиянием целенаправленного тренировочного процесса в боксе у занимающихся повышается степень развития сдержанности, психологической устойчивости. С повышением спортивных результатов у юных спортсменов появляются уверенность в себе и умение держать удар от всяких невзгод [15, с. 39].
Цель и задачи исследования. Учитывая потенциальные возможности данного вида спорта в развитии важных для социализации личности качеств, нами была поставлена цель — выявить влияние занятий боксом на процесс социализации детей-сирот.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие две группы испытуемых, составленные из воспитанников вологодских центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В качестве экспериментальной группы выступили воспитанники центров, систематически занимающиеся боксом (п = 26,
средний возраст 14,54 ± 2,4 лет) на базе секции бокса при спортивном зале «Лидер» Вологодского центра помощи детям № 1. В состав контрольной группы вошли воспитанники этих же учреждений не занимающиеся боксом (п = 26, средний возраст 15,06 ± 1,18 лет). Группы не отличались статистически значимо друг от друга по возрасту ^ (1,02) > ^ (2,68) при p > 0,05).
С целью сбора фактических данных применялось психологическое тестирование: методика мотивации к успеху Элерса, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, методика изучения коммуникативных и организаторских способностей В. В. Синявского и В. А. Федор-шина. Полученные данные подвергнуты статистическому анализу.
Результаты исследования и их обсуждение. По мнению ряда авторов, несформированность мотивационной сферы, в частности мотивации достижения успеха, выражается в личностных проблемах социализации детей-сирот, связанных с их негативизмом, ленью, иждивенчеством, неуверенностью в себе [2, с. 13].
Рассматривая результаты диагностики мотивации к успеху, можно отметить, что в экспериментальной группе средний результат теста соответствует умеренно высокому уровню мотивации, он составил 18,27 ± 1,85 баллов. В контрольной группе данный параметр соответствует среднему уровню мотивации к успеху и составляет 14,04 ± 2,51 баллов, что на 24 % ниже, чем в экспериментальной группе. Различия между группами по рассматриваемому параметру статистически достоверны (7,8) > Ш (2,68) при p < 0,01). Следует отметить, что в экспериментальной группе преобладает умеренно высокий уровень сформированности мотивации к успеху (65,4 %), а в контрольной — средний (80,8 %). Полученные нами результаты согласуются с данными К. В. Хлебцевич, П. Б. Ефименко. Авторами установлено, что под влиянием занятий боксом у детей-сирот 12—13 лет улучшаются показатели «восприятия себя», «избегания проблем». В более старшем возрасте (15—16 лет) растет «внутренний» и снижается «внешний локус контроля», повышается «эмоциональный комфорт» и снижается «дискомфорт», снижается параметр «убегания от решения проблем» [15, с. 37—38].
Тестирование склонности к риску показало, что дети-сироты обеих групп обладают склонностью к риску. Это соотносится с данными Т. М. Кравцовой, отмечающей данное качество детей-сирот как отдельную черту личности, свойство,
с помощью которого они извлекают новый опыт в жизненных ситуациях, и повышают свою успешность в эффективной жизненной борьбе, позволяя противостоять неудачам [9, с. 106].
Однако в экспериментальной группе параметр, отражающий степень выраженности склонности к риску (18,08 ± 3,41 баллов), на 37,1 % выше, чем в контрольной группе (11,38 ± 4,37 баллов), различия между группами статистически достоверны ^ (6,6) > ^ (2,68) при р < 0,01). При этом в экспериментальной группе детей, склонных к риску, 69,2 %, а склонных к безудержному риску — 30,8 %, в то время как в контрольной группе отмечается 57,7 % детей с ситуативным поведением в отношении к риску, 34,6 % детей, склонных к риску и 7,7 % — склонных к безудержному риску.
Несомненно, привыкание к постоянному риску на ринге формирует соответствующую потребность. Как отмечает Е. П. Ильин, подобные закономерности формирования «вкуса к опасности» наблюдается у людей, связанных с экстремальными видами деятельности [7]. Следует учитывать, что дети-сироты относятся к группе социального риска и склонны к аддиктивному поведению. Для них склонность к безудержному риску может явиться средством достижения удовольствия, чтобы вывести себя из состояния скуки, зависимая от данных ощущений личность устремляется на поиск все более сложных и опасных способов его достижения.
Как отмечает Н. Н. Мехтиханова, обычно по мере углубления зависимости старые проверенные способы перестают удовлетворять растущие потребности и усиливается «вкус к опасности», что толкает детей-сирот на асоциальные поступки (бандитизм, разбой и т. п.) [10, с. 16—17].
Кроме того, специалистами установлен ряд фактов негативных проявлений в поведении личности, обусловленных склонностью к риску. Так, С. В. Быкова отмечает, что к чертам рискованной личности относят экстремально выраженную, не-корригируемую потребность доминировать над другими людьми, плохое самоуправление, слабо выраженное самосохранение, импульсивность, авантюрность намерений, комплекс вседозволенности, склонность к обману [5, с. 154].
В нашем случае наличие в экспериментальной группе детей, склонных к безудержному риску, актуализирует тренерский контроль их психоэмоционального состояния с целью его коррекции посредством адекватных педагогических воздействий.
Важную роль в процессе социализации личности играют коммуникативные навыки. На про-
тяжении всей жизни человек принимает и передает информационные сообщения, устанавливает и поддерживает контакты в процессе общения с другими людьми. При возникновении нарушений в процессах коммуникации личность может столкнуться с изолированностью от общества, и иметь проблемы с удовлетворением потребностей в принадлежности к социальной группе, в общении, безопасности, самореализации [14, с. 194].
По мнению Л. А. Беляевой низкий уровень коммуникативных навыков у детей-сирот обусловливает трудности общения со сверстниками, а общение с взрослыми характеризуется ранней депривацией неформального общения. Проявляя интерес к взрослому, дети-сироты стремятся любым путем завладеть его вниманием. При этом доминирующим мотивом общения выступает потребность во внимании и доброжелательности [4, с. 195].
Обобщенная оценка коммуникативных способностей показала, что в экспериментальной группе уровень их сформированности выше, чем в контрольной. Результат боксеров составил 4,23 ± 0,65 балла, что соответствует высокому уровню и на 16 % выше чем в контрольной группе, где результат 3,48 ± 0,87 балла соответствует среднему уровню (^ (3,78) > ^ (2,68) при р < 0,01). Уровень ниже среднего выявлен у 11,5 % респондентов только в контрольной группе. Средний уровень выявлен у 38,5 % подростков, не занимающихся боксом, и у 11,5 % подростков, занимающихся боксом. У 53,8 % подростков экспериментальной группы был выявлен высокий уровень коммуникативных способностей, в контрольной группе данный уровень отмечается у 34,6 % респондентов. Очень высокий уровень коммуникативных способностей отмечается у 34,6 % респондентов экспериментальной группы и 15,5 % контрольной группы.
Как показывает практика, иждивенческая позиция воспитанников центров социальной помощи обуславливает дезадаптацию их организационного поведения и пассивность жизненной позиции, что в свою очередь затрудняет процесс социализации [14, с. 195].
В тоже время спорт является хорошей базой для формирования организаторских способностей, так как данные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток.
В процессе тренировочной деятельности спортсмен непосредственно принимает участие в его организации, это касается вопросов соблюдения
рационального режима дня, правил личной гигиены, соблюдения дисциплины, ответственного выполнения заданий тренера во время тренировок и самостоятельно проводимых утренней зарядки и дополнительных занятий по физической подготовке. Все это помогает юному спортсмену научиться планировать свою деятельность и самому контролировать ее результаты.
Оценка организаторских способностей показала, что в экспериментальной группе средний результат составил 4,08 ± 0,63 балла, что соответствует высокому уровню, а в контрольной группе 3 ± 0,98 балла, что на 26 % меньше и соответствует среднему уровню организаторских способностей (^ (5,07) > ^ (2,68) при p < 0,01). Уровень ниже среднего выявлен только в контрольной группе у 11,5 % респондентов. Средний уровень проявления организаторских способностей был выявлен у 15,4 % экспериментальной группы и 30,8 % респондентов контрольной группы. Высокий уровень отмечается у 61,5 % подростков экспериментальной группы и 34,6 % контрольной группы. И в той и другой группах очень высокий уровень организаторских способностей зарегистрирован у 23,1 % воспитанников.
Выводы. Таким образом, результаты исследования позволили выявить, что занятия боксом создают благоприятные условия для социализации детей-сирот. Для воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, занимающихся в секции бокса, характерен более высокий уровень показателей социализи-рованности: умеренно высокий уровень сфор-мированности мотивации достижения успеха; более высокая степень выраженности склонности к риску с преобладанием детей, склонных к риску и склонных к безудержному риску; высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей.
С целью избегания проявления негативных личностных качеств, связанных с проявлением более высокой степени риска в тренировочном процессе детей-сирот, занимающихся боксом, особое внимание нужно обратить на контроль психоэмоционального состояния и применение адекватных средств педагогического воздействия в его коррекции.
В дальнейшем работа будет продолжена в изучении педагогических условий, обеспечивающих социализацию воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, посредством бокса.
Список литературы
1. Абельбейсов, В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы / В. А. Абельбейсов // Социосфера. — 2011. — № 1. — С. 53—58.
2. Багандова, Г. Х. Особенности развития мотивации достижения подростков-сирот / Г. Х. Ба-гандова, К. А. Ахмедпашаева, Л. А. Ибрагимова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2015. — № 2 (31). — С. 11—14.
3. Бальсевич, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лу-бышева // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 5. — С. 19—22.
4. Беляева, Л. А. Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома / Л. А. Беляева, Т. Г. Грид-нева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — № 11 (126). — С. 192—197.
5. Быкова, С. В. Склонность к риску как устойчивое свойство личности / С. В. Быкова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. — 2016. — Т. 1. — №1. — С. 157—160.
6. Егоров, Д. А. Дополнительные факторы, способствующие успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме / Д. А. Егоров // Регионология. — 2011. — № 2 (75). — С. 195—200.
7. Ильин, Е. П. Психология риска / Е. П. Ильин. — М. : Питер, 2012. — 286 с.
8. Истратова, О. Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема / О. Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2006. — № 14 (69). — С. 206—211.
9. Кравцова, Т. М. Особенности строения картины мира девиантных подростков (на примере детей-сирот и подростков с криминальным поведением) / Т. М. Кравцова // Сибирский психологический журнал. — 2012. — № 46. — С. 96—107.
10. Мехтиханова, Н. Н. Психология зависимого поведения : учеб. пособие / Н. Н. Мехтиханова. — Ярославль : ЯрГУ. — 2005. — 122 с.
11. На XV съезде уполномоченных по правам ребёнка обсудили реализацию программы
Десятилетия детства // Минобрнауки РФ. — URL: https://^H06pHaym^/H0B0cra/12952.
12. Репин, С. А. Бокс как средство формирования нравственных качеств личности подростка / С. А. Репин, М. Р. Насыров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2012. — № 1 (65). — С. 53—59.
13. Сокунова, С. Ф. Социализация детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на основе приобщения к физической культуре и спорту / С. Ф. Сокунова, Л. В. Коновалова, А. М. Гурьянов, И. А. Мамакина // Вестник томского государственного педагогического университета. — 2015. — №. 8 (161). — С. 163—166.
Поступила в редакцию 10 мая 2019 г.
14. Тимур, О. Ю. Коммуникативные и организаторские способности и ценностные ориентации подростков — воспитанников интернатных учреждений / О. Ю. Тимур, И. В. Вачков // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. — 2017. — № 2. — С. 191—196.
15. Хлебцевич, К. В. Influence of boxing on forming the personality of children-orphans / К. В. Хлебцевич, П. Б. Cфiменко П.Б. // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш про-блеми фiзичного виховання i спорту : наукова монографiя / за ред. проф. С. С. Ермакова. — Харюв: ХДАДМ (ХХП1). — 2007. — № 5. — С. 36—39.
Для цитирования: Румянцева, Н. В. Социализация воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, посредством занятий боксом / Н. В. Румянцева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 52—57.
Сведения об авторе
Румянцева Наталья Валерьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и спортивных дисциплин ФГБОУ ВО «Вологодского государственного университета», Россия, г Вологда. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 3, pp. 52—57.
Socialization of pupils of the centers of assistance to children left without parental care through boxing
Rumiantseva N.V.
Vologda State University, Vologda, Russian Federation. [email protected]
The results of the experimental study of the effectiveness of boxing on the process of socialization of orphans are considered. Boxing lessons for orphans form a moderately high level of motivation to succeed, a higher degree of manifestation of risk appetite, a high level of communication and organizational skills.
The problem of the socialization of orphans remains relevant, despite the gradual reduction in their numbers. Boxing has the potential to develop qualities that are important for the socialization of the individual, subject to a number of pedagogical conditions, but their use in order to adapt orphans to society is limited to the possible manifestation of their negative personality traits, which are intensified by the tendency to addictive behavior. In this regard, as an research task, an attempt was made to identify the impact of boxing on the socialization process of orphans. The experimental group consists of orphans who systematically box (n = 26), while in the control group they are not involved in physical culture and sports (n = 26). Methodology of Ehlers' motivation for success, Schubert's method for diagnosing risk readiness, methods for studying communicative and organizational skills V.V. Sinyavsky and V.A. Fedorshin. The test results are subjected to statistical analysis.
It was established that the subjects of the experimental group are characterized by the predominance of a moderately high level of motivation for success, a high level of communication and organizational skills, as well as a tendency to take risks and runaway risks. The control group is dominated by the average level of motivation for success, communication, organizational skills and situational behavior in relation to risk.
The presence of statistically significant differences between the control and experimental groups in terms of the indicators under consideration suggests a positive effect of boxing on the socialization process of orphans.
Keywords: orphans, socialization, boxing.
References
1. Abelbeysov V.A. Sotsializatsiya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley v detskom dome: sotsiologicheskiy analiz problemy [Socialization of orphans and children left without parental care in an orphanage: a sociological analysis of the problem]. Sotsiosfera [Sociosphere], 2011, no. 1, pp. 53—58. (In Russ.).
2. Bagandova G.Kh. Akhmedpashaeva K.A., Ibragimova L.A. Osobennosti razvitiya motivatsii dostizheniya podrostkov-sirot [Features of the development of the motivation to achieve orphan adolescents]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-peda-gogicheskiye nauki [News of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences], 2015, no. (31), pp. 11—14. (In Russ.).
3. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Sportivno oriyen-tirovannoye fizicheskoye vospitaniye: obrazovatel'nyy i sotsial'nyy aspekty [Sports-oriented physical education : educational and social aspects]. Teoriya iprakti-kafizicheskoy kultury [Theory and practice of physical culture], 2003, no. 5, pp. 19—23. (In Russ.).
4. Belyaeva LA., Gridneva T.G.. Osobennosti proyavleniya kommunikativnykh sposobnostey po-drostkov v usloviyakh detskogo doma [Features of the manifestation of the communicative abilities of adolescents in an orphanage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2012, no. 11 (126), pp. 192—197. (In Russ.).
5. Bykova S.V. Sklonnost' k risku kak ustoy-chivoye svoystvo lichnosti [The risk appetite as a stable personality trait]. Mezhdunarodnyy zhurnal sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk [International Journal of Social and Human Sciences], 2016, vol. 1, no 1, pp. 157—160. (In Russ.).
6. Egorov D.A. Dopolnitel'nyye faktory, sposobst-vuyushchiye uspeshnoy sotsializatsii detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, v detskom dome [Additional factors contributing to the successful socialization of orphans and children left without parental care in an orphanage]. Regionologiya [Regionology], 2011, no. 2 (75), pp. 195—200. (In Russ.).
7. Ilyin E.P. Psikhologiya riska [Psychology of risk]. Moscow, 2012, 286 p. (In Russ.).
8. Istratova O.N. Fenomen sotsial'nogo sirotstva kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [The phenomenon of social orphanhood as a psychological-pedagogical problem]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskiye nauki [News of the Southern Federal University. Technical science], 2006, no. 14 (69), pp. 206—211. (In Russ.).
9. Kravtsova T.M. Osobennosti stroyeniya kartiny mira deviantnykh podrostkov (na primere detey-sirot i podrostkov s kriminal'nym povedeniyem) [Features of the structure of the picture of the world of deviant adolescents (on the example of orphans and adolescents with criminal behavior)]. Sibirskiy psikho-logicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2012, no. 46, pp. 96—107. (In Russ.).
10. Mehtikhanova N.N. Psikhologiya zavisimogo povedeniya : uchebnoye posobiye [Psychology of addictive behavior: study guide]. Yaroslavl, 2005. 22 p. (In Russ.).
11. Na XV syezde upolnomochennykh po pra-vam rebonka obsudili realizatsiyu programmy De-syatiletiya detstva [At the XV Congress of the Commissioners for Children's Rights discussed the implementation of the program of the Decade of Childhood]. Available at: https://MHHo6pHayKH.p$/ hobocth/12952 (In Russ.).
12. Repin S.A., Nasyrov M.R. Boks kak sredstvo formirovaniya nravstvennykh kachestv lichnosti po-drostka [Boxing as a means of forming the moral qualities of the personality of a teenager]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Volgograd State Pedagogical University], 2012, no. 1 (65), pp. 53—59. (In Russ.).
13. Sokunova S.F. , Konovalova L.V., Guryanov A.M., Mamakina I.A. Sotsializatsiya detey-sirot, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, na osnove priobshcheniya k fizicheskoy kulture i sportu [Socialization of orphans left without parental care, on the basis of familiarizing with physical culture and sports]. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University], 2015, no. 8 (161), pp. 163—166. (In Russ.).
14. Timur O.Yu., Vachkov I.V. Kommunikativnyye i organizatorskiye sposobnosti i tsennostnyye oriy-entatsii podrostkov — vospitannikov internatnykh uchrezhdeniy [Communicative and organizational skills and value orientations of adolescents — students of boarding schools]. Molodozh i nauka: aktu-alnyye problemy pedagogiki i psikhologii [Youth and Science: Actual Problems of Pedagogy and Psychology], 2017, no. 2. pp, 191—196. (In Russ.).
15. Khlebtsevich K.V., Efimenko P.B. Influence of boxing on the formation of the personality of children-orphans. Pedahohika, psykholohiya ta me-dyko-biolohichni problemy fizychnoho vykhovannya i sportu [Pedagogics, psychology and medical and biological problems of physical education and sports], 2007, no. 5, pp. 36—39. (In Ukr.).