удачные моменты рассмотренных учебников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Касьянов В.А. Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных. 3-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2012. 269 с.
2. Касьянов В.А. Физика. 11 кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2011. 448 с.
3. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). 3-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2012. 303 с.
4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. 19-е изд. М.: Просвещение, 2010. 399 с.
THE UNIT "RADIO RECEIVERS" AS PRESENTED IN THE SCHOOL COURSEBOOKS
ON PHYSICS
© 2014
S.A. Kozlochkov, forth-year student of Faculty of Mathematics, Physics and Computer Science K.O. Shatskikh, forth-year student of Faculty of Mathematics, Physics and Computer Science O.A. Yancevich, assistant professor of Department of Physics and Teaching Methodology
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The article features some aspects of the unit "Radio receivers" exposition in different contemporary school coursebooks. Detailed analysis of radio circuits, diagrams and illustrations is presented.
Keywords: radio receivers, elementary radio circuits, specific characteristics of presenting physics in the school course, school textbooks.
УДК 376.32
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ
© 2014
Л.А. Колыванова, кандидат педагогических наук, менеджер по связям с общественностью
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кинель-Черкасский медицинский колледж», с. Кинель-Черкассы (Россия) Т.М. Носова, доктор педагогических наук, профессор кафедры зоологии и анатомии, физиологии,
безопасности жизнедеятельности Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Статья посвящена инклюзивному образованию в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже, являющемуся одним из условий их социализации и трудовой реабилитации в обществе.
Ключевые слова: социализация; профессиональная подготовка; безбарьерная среда; студенты с ограниченными возможностями здоровья; социальная адаптация; реабилитация; трудоустройство.
Улучшение условий жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья как одной из самых социально уязвимых категорий населения, их профессиональная адаптация входят в число приоритетных задач государственной политики Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 разработан комплекс мер, направленных на обеспечение доступности профессионального образования, включающих совершенствование методов профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющих к 2020 году увеличить долю учреждений профессионального образования, приспособленных для обучения инвалидов [1].
Данная программа соответствует приоритетным направлениям по обеспечению на территории Российской Федерации условий для реализации положений Конвенции о правах инвалидов и создания благоприятной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Самарской области, как и в России в целом, являются актуальными и требуют дальнейшей систематизации и комплексного решения. Многоплановый характер проблемы социализации инвалидов, включающей в себя гарантии занятости и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья, получения достойного образования, соци-
альной и правовой безопасности, реабилитации, необходимой информации, участия в политической, социальной и культурной жизни, на территории Самарского региона способствует применению комплексного программного подхода к ее эффективному решению.
Так, за период 2001-2014 гг. на территории Самарского региона реализованы следующие нормативные правовые акты, способствующие преодолению социальной разобщенности в обществе и формированию позитивного отношения к проблемам инвалидов: Закон Самарской области «Об утверждении комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы»; Постановление Правительства Самарской области № 98 «Об утверждении мероприятий по социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2006-2008 гг.» от 21.09.2005; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области № 1085 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 20092011 гг.» от 15.09.2008; Постановление Правительства Самарской области № 512 «Об утверждении областной целевой программы «Доступная среда в Самарской области» на 2011-2015 гг.» от 27.10.2010, которая в ноябре 2013 года была утверждена руководством региона как государственная программа «Доступная среда в Самарской области» на 2014-2015 гг. [2].
Основными направлениями Государственной программы являются:
- повышение качества и увеличение объема услуг по социализации инвалидов;
- обеспечение безбарьерного доступа людей с инвалидностью к социальным объектам;
- увеличение количества учреждений социального обслуживания;
- информирование общества о проблемах инвалидов и инвалидности;
- обеспечение людей с ограниченными возможностями здоровья современными техническими средствами реабилитации;
- создание условий для развития системы инклюзивного образования в общеобразовательных и профессиональных учреждениях губернии, позволяющих осуществлять государственную политику в области социализации маломобильной группы населения на территории Самарской области [2].
Согласно Н.С. Ефимовой, в процессе социализации человек способен обогащаться социальным опытом и индивидуализироваться, становиться личностью, приобретать возможность и способность быть субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей, формируя безопасные способы взаимодействия с окружающей средой. Социализация, по ее мнению, предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации [3, с. 35].
По нашему мнению, социализация выступает как единство адаптации и активности личности, где происходит усвоение норм и ценностей социальной среды во взаимосвязи с ней. Она будет осуществляться тем успешнее, чем глубже освоены социальные нормы, присущие человеку (правила, уставы, традиции, стереотипы, стандарты), реализация которых будет для него являться привычным делом.
Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении [4, с. 287].
Согласно «Большой советской энциклопедии», термин «социализация» (от лат. socialis - общественный) обозначает процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [5].
По мнению отечественных ученых (О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, В.И. Лебедевой, Л.К. Синцовой, Ж.Т. Тощенко), первичный опыт социализации индивида связан с периодом раннего детства, формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения. По мере приобретения социального опыта процесс социализации характеризуется как постепенное расширение сферы общения, усложнение жизнедеятельности, развитие самосознания и становления активной жизненной позиции.
В многочисленных исследованиях Т. Парсонса важнейшим механизмом социализации является адаптация, представляющая собой конкретный процесс социализации, овладение личностью роли во время вхождения в новую социальную ситуацию. По его мнению, адаптация является лишь одним из элементов социализации наряду с другим, не менее важным - активностью личности, ее творческим выборочным отношением к среде, активным воспроизводством социального опыта, преобразованием имеющихся социальных условий и форм [6, с. 207].
В ходе социального развития человека происходит изменение формы адаптационного взаимодействия его с обществом, - отмечает А.В. Морозов, - которое спо-
собствует удовлетворению актуальных потребностей и реализации, связанных с ними значимых целей, обеспечивая соответствие максимальной его деятельности с требованиями среды [7, с. 240].
Ряд исследователей (Е.Д. Агеев, В.З. Денискина, В.П. Ермаков, А.И. Каплан, А.Г. Литвак, Г.А. Якунин) считают, что социальная адаптация - это особый вид реабилитационной деятельности, особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в Самарском регионе проживает более 247 тысяч инвалидов, что составляет 8% населения области. Общее количество инвалидов I группы составляет 9,1%, II группы - 58,6%, III группы -28,7%, детей с ограничениями здоровья - 3,6%. При этом основными причинами первичной инвалидности являются болезни системы кровообращения (44,1%), патология эндокринной системы (19,9%), болезни костно-мышечной системы (10,21%), травмы (4,51%) и психические расстройства (3,4%) [2].
Одной из наиболее важных проблем для людей с ограниченными возможностями здоровья остается их профессиональная подготовка и дальнейшее трудоустройство. Доля безработных инвалидов в Самарской области за последние три года возросла с 4,9% до 6,4% из-за объективных сложностей с их трудоустройством (ограничения к определенным видам деятельности, трудности доставки до рабочего места в случае его удаленности, неэффективность квотирования рабочих мест и т. п.). По данным регионального министерства образования и науки, на территории Самарской области наиболее востребованными специальностями среди молодых людей с инвалидностью являются: «Адаптивная физическая культура», «Оператор электронно-вычислительных машин», «Мастер по обработке цифровой информации», «Оператор диспетчерской службы», «Делопроизводство» и «Медицинский массаж».
Одной из основных причин, снижающих трудоустройство инвалидов в Самарской области, по нашему мнению, является отсутствие специализированных профессиональных образовательных учреждений, удовлетворяющих существующим потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время из 82 государственных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования оснащены оборудованием для совместного обучения со студентами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья только два.
В настоящее время на территории Самарской области профессиональную подготовку людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению осуществляет государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кинель-Черкасский медицинский колледж», в котором обучается наибольшее количество инвалидов (74) по сравнению с другими образовательными учреждениями губернии.
На современном этапе инклюзивного образования основными задачами колледжа выступают:
- социальный заказ общества в квалифицированных специалистах среднего звена;
- интеллектуальное, культурное и духовно-нравственное развитие личности студентов;
- развитие у обучающихся медицинских, социально-адаптивных и здоровьесберегающих знаний и умений, способствующих осуществлению трудовой деятельности;
- толерантность обучения в рамках реабилитации студентов в коллективе, способствующая созданию для них «безбарьерной» среды жизнедеятельности, условий для успешной социализации.
Кроме того, на протяжении всего образовательного процесса в колледже функционирует служба содействия трудоустройству выпускников, основными задачами которой являются:
- обеспечение социальной защиты и улучшения положения на рынке труда молодых специалистов;
- развитие механизмов социального партнерства с предприятиями, учреждениями и организациями;
- мониторинг потребностей регионального рынка труда.
С целью развития мотивации и повышения престижа будущей профессии в колледже осуществляется профо-риентационная работа среди студентов, направленная на перспективу карьерного роста специалистов среднего звена. Службой содействия трудоустройству выпускников проводится ряд мероприятий, характеризующих профессиональную пригодность студентов-инвалидов, среди которых: научно-исследовательская работа в области своей специальности, участие в конкурсах профессионального мастерства и ярмарках вакансий, прохождение производственной практики в медицинских учреждениях региона, встречи с работодателями, взаимодействие с районной службой занятости населения.
Все вышеизложенное послужило основанием для проведения мониторинга трудоустройства выпускников колледжа с нарушением зрения.
За последние три года 85% выпускников с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности «Медицинский массаж» были трудоустроены не только на базе МБУЗ «Кинель-Черкасская ЦРБ», но и в медицинских учреждениях Самарского региона:
- г. Самара (санаторий «Самарский», «Можайский», ГБУЗ «СОКБ им. М.И. Калинина», ГБУЗ «СОКГ ВВ», Клиники Самарского государственного медицинского университета; городская больница № 6, поликлиника № 10);
- г. Тольятти (санаторий «Полесье», негосударственные медицинские учреждения);
- г. Отрадный (санаторий «Нефтяник»);
- г. Похвистнево (МБУ «Похвистневская городская больница»);
- п. Серноводск (санаторий «Сергиевские минеральные воды»), 15% - открыли частные массажные кабинеты по месту жительства.
Помимо этого, в начале учебного года нами было проведено анкетирование студентов-инвалидов III курса с целью подготовки сведений для прогноза их трудоустройства и выявления эффективных форм работы по его содействию. В анкетировании принимали участие выпускники дневной формы обучения по специальности «Медицинский массаж» (рисунок 1).
Существует ли уверенность в
трудоустройстве
85,60%
9% 5,40%
uуверены не вполне уверены
не уверены совсем
Эффективные формы содействия трудоустро йству
48%
н профпрактика и встреча с работодателями -j Интернет-ресурсы_
Опрос показал, что 85,6% студентов выпускных курсов уверены в успешном трудоустройстве после окончания образовательного учреждения, 9% - не вполне уверены и 5,4% - не уверены совсем. Наиболее эффективной формой содействия трудоустройству выпускники считают встречи с работодателями в колледже, профессиональную практику и участие в ярмарках вакансий.
Полученные данные анкетирования по предварительному трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья, позволяют оценить эффективность процесса профессиональной подготовки студентов, способствующего повышению конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда и расширению возможностей их трудоустройства.
Таким образом, профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению оказывает на них благоприятное воздействие, где основным условием их социализации и социально-психологической адаптации является адекватное восприятие окружающей действительности, выступающее решающим фактором правильного отношения к своему дефекту и трудовой реабилитации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. URL: http://graph. document.kremlin.rU/page.aspx?1610840
2. Государственная программа Самарской области «Доступная среда в Самарской области» на 2014-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://minsocdem. samregion.ru/sites/default/files/documents/
3. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности : учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ», 2010. 192 с.
4. Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб., 2003. 287 с.
5. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.dasses.ru/all-russian/russian-dictionary
6. Парсонс Т. О построении теории социальных систем: интеллектуальная автобиография // Система современных обществ. М.,1998. 270 с.
7. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 240 с.
SIGHT-DISABLED STUDENTS' INTEGRATION IN VOCATIONAL TRAINING
© 2014
L.A. Kolyvanova, Candidate of pedagogical sciences, manager of public relations
State educational institution of secondary professional education «Kinel-Cherkassy medical College»,
S. Kinel-Cherkassy (Russia) T.M. Nosova, Doctor of pedagogical sciences, professor of Department of Zoology and Anatomy,
Physiology, Life Safety Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The article dwells upon inclusive education in the process of sight-disabled students' professional training at the medical college. It is one of the most crucial points in their integration and job rehabilitation in the society.
Keywords: integration; vocational training; barrier-free environment; disabled students; social integration; rehabilitation; employment.
УДК 315.5
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
©2014
И.А. Кочеткова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методики их преподавания
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В данной статье раскрываются методологические основы заданного подхода. Обосновывается необходимость построения заданной модели системы обучения. Относительно данной системы структурируется содержание деятельности учителя, разрабатываются новые способы организации и управления деятельностью учащихся посредством решения системы трех взаимосвязанных задач: предметной (математической), учебной, методической.
Ключевые слова: математическая задача; учебная задача; методическая задача; целевая методическая модель; задачная методическая модель; специфико-математические компетенции; общеинтеллектуальные компетенции.
Социальные преобразования, происходящие в современном обществе, выявили определенные противоречия, связанные с изменением социально-значимых критериев в рамках образовательной системы. Развитие теории и практики образования обусловило новые требования к характеру и содержанию педагогической деятельности и индикативно-факторной интерпретации педагогической практики. Они имеют принципиальное значение и обязывают рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии деятельность педагога и деятельность учащихся. В рамках этих требований становится актуальным задачный подход к процессу обучения, выражающийся в переоценке роли ученика как субъекта этого процесса.
Смена парадигмы образования, инициированная созданием теории развивающего обучения, определила характер взаимодействия деятельностей учителя и учащихся в этом процессе. Направленность деятельностей (учителя и учащихся) на решение системы задач является концептуальной методической основой задачного подхода к процессу обучения. Таким образом, обучение можно рассматривать как процесс решения различного рода задач [1].
Рассмотрение задачи в структурном контексте как единство цели и условия (или цели в заданных условиях), позволит расставить акценты при ответе на вопрос о соотношении целевого и задачного подходов в обучении [2].
Таблица 1 - Сопоставительный анализ целевого и задачного подходов
Целевой подход Задачный подход
1. Базируется на решении частно-методнческнх задач. Отсутствует обобщенная ориентировочная основа действий как средство решения математических задач. 1. Приоритетным выбирает решение учебных задач, результатом которых являются сформированные универсальные учебные действия, имеющие сложный операционный состав.
2. Не всегда объективно учитывает все необходимые условия для достижения цели. 2. Позволяет мотивировать и планировать учебную деятельность учащихся (цель - структурный компонент задачи).
3. Не ориентирует учащихся на выделение состава обобщенных умений. 3. Создает условия для выполнения учебной деятельности и достижения ее результата.
4. Не формирует операции, входящие в состав действия на обобщенном уровне. 4. Вносит четкость и системность в организацию процесса обучения.
Для полного отражения специфики традиционной модели образования остановимся на описании компонентов процесса с точки зрения их взаимосвязи в целе-
вой модели образования.
Известно, что одним из важных компонентов, определяющих стратегическую направленность любой дидактической системы, являются ее цели. Анализ педагогических средств вне контекста тех целей, на достижение которых они ориентированы, является методологически некорректным, ибо «средства без целей слепы». Однако, как ни парадоксально, но в психолого-педагогической теории начального образования проблема целеполагания в своей сущности является еще не достаточно разработанной. Цели традиционного начального образования, по существу, унаследованы от старой школы. Конкретные цели и содержание современного начального обучения фактически не изменились. Обучение по-прежнему ориентировано на знаниевую парадигму образования, хотя были провозглашены (но в полной мере не реализованы) задачи, связанные с развитием учащихся. Вклад Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова в решение проблемы развития учащихся привел к определенным сдвигам в понимании сущности начального образования. Однако эти исследования тормозились руководящими органами народного образования, которые долгое время занимали официальную позицию неприятия направленности обучения на формирование личностных качеств ребенка (новообразований, интеллектуальных умений). Только в связи с гуманизацией образования стала необходимой и возможной разработка целей обучения как исходного компонента методической системы обучения младших школьников, во многом определяющих не только содержание, но и методы, организационные формы и средства обучения. На первый план вместо традиционных целей - усвоения ЗУН - выходят цели развития ребенка в процессе формирования учебной деятельности. Однако, несмотря на попытку смены приоритетов, подобная формулировка целей, на наш взгляд, имеет некоторые методологические несовершенства. Во-первых, если развитие ребенка предполагается осуществлять на основе формирования учебной деятельности, то последняя выступает уже не как цель, а как средство. Во-вторых, термин «развитие» отражает процессуальную сторону деятельности