1. Сложные для усвоения понятия, процессы и явления разъясняются и представляются как часть системы.
2. Разборчивее определяются основные понятия и взаимосвязи.
3. Снижается вероятность пропуска или неправильной интерпретации важных понятий.
4. При закреплении пройденного учебного материала облегчается понимание и запоминание научной информации через визуализацию основных понятий и обобщение их отношений.
5. Применение ментальных карт в процессе проверки знаний обучающихся с помощью тестирования помогает преподавателю оценить качество знаний через выявление неправильно понятых или пропущенных понятий [6, с. 47].
Ментальная карта, по сути, символическая схема пройденного учебного материала, объяснение отдельных частей схемы многократно варьируется, при устном выступлении. Вариативное синонимическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, сохраняя в памяти всю его целостность и внутреннюю структуру. При этом вербально и визуально выделяются главные и вспомогательные информационные единицы схемы [5, с. 1441]. Все больше проведенных исследований, подтверждают, что ментальные карты повышают уровень креативности и продуктивности человека [1, с. 59] Использование такой методики проведения семинарских занятий с ментальными картами помогает представить идеи, концепции, информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, даёт их целостное видение, облегчает запоминание содержащейся в карте информации, т. к. использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом. Использование «карт ума» обеспечивает повышение эффективности обучения и развития потребностей обучающихся в процессе обучения.
Выводы. В результате у обучающихся педагогических специальностей, после проведения семинарского занятия с помощью ментальных карт, повышается уровень усвоения знаний, способностей применять изученный материал при решении прикладных задач, развития творческого мышления; умения синтезировать приобретенные знания из разных дисциплин, выделять проблему и видеть пути ее решения, анализировать результаты; формирования навыков публичного выступления, языковой культуры, самостоятельной работы с учебно-методической и научной литературой, приобретения обучающимися способности преподавательской деятельности и научно-исследовательской работы.
Литература:
1. Балан, И. В. Использование ментальных карт в обучении / И. В. Балан // Молодой ученый. - 2015. -№11.1. - С. 58-59.
2. Балан, И.В. Формирование познавательной самостоятельности студентов как ключевой профессиональной компетенции / И. В. Балан // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ. - 2014. - С. 2706-2711.
3. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Симанюк // Психологический журнал. - 2011. - №6. - С. 35-44.
4. Муратова, А. С. Психологические особенности студенческого возраста и их учёт в процессе обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе / А.С. Муратова // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2007. - № 3 (3): в 3-х ч. - Ч. I. - C. 170.
5. Назарова, О. В. Технология картирования знаний как фактор повышения качества обучения / О. В. Назарова, А. Г. Перов, С. П. Шмалько // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2013. -№ 89. - С. 1436-1445.
6. Симонова, М. В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения / М. В. Симонова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 6. - С.44-47.
7. Смирнова, О. Ю. Теоретические аспекты самостоятельной работы студентов в контексте информатизации образования / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 1. - С. 284-295.
8. Смирнова, О. Ю. Методика организации самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 1. - С. 250-262.
Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Горшкова Марина Абдуловна ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Шейнова Татьяна Геннадьевна
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); студент 2 курса психолого-педагогического факультета Горшков Егор Сергеевич
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Данное исследование посвящено исследованию современных тенденций инновационного развития и модернизации высшего образования в рамках глобализационных процессов актуализируют в обществе проблему поиска инновационных путей создания воспитательных систем в современном вузе. В первую очередь это обусловлено сменой парадигм ценностных установок и ориентаций общества, изменением соответствующих приоритетов, оказавших влияние, в том числе, и на трансформацию мировоззрения молодёжи.
Ключевые слова: социализация, воспитательное пространство, воспитание, социализированность студента.
Annotation. This research is devoted to the research of modern tendencies of innovative development and modernization of higher education within the framework of globalization processes, which actualizes in society the problem of searching for innovative ways of creating educational systems in a modern university. First of all, this is
due to a change in paradigms of values and orientations of society, a change in the relevant priorities that have influenced, among other things, the transformation of the worldview of young people.
Keywords: socialization, educational space, education, socialization of the student.
Введение. Специфика построения системы воспитательной работы в условиях рыночных отношений обусловлена, прежде всего, соотношением концептов «воспитание» и «социализация молодёжи» в современном осмыслении. По справедливому замечанию Н.Д. Никандрова, основой конструктивизма общества и важной предпосылкой его успешной консолидации является согласованное воздействие на молодёжь институтов воспитания и средств социализации (воспитания жизнью в самом широком её понимании).
Изложение основного материала статьи. Термин «социализация» (от лат. socialis - общественный) в научном и публицистическом дискурсах употребляется довольно широко, однако полного и однозначного толкования его нет. Определение социализации, представленное в Оксфордском словаре, заостряет внимание на социализации как процессе приобретения личностью ценностных ориентаций и образа мысли, которые важны для обеспечения стабильности внутри той социальной группы, членом которой является данная личность.
По мнению Т. Парсонса, под социализацией можно понимать такой процесс, когда индивидом «вбираются» (осмысляются) общие ценности во взаимодействии со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам переходит в мотивационную структуру личности, становясь её значимой частью и, что особенно важно, потребностью.
Пониманию сложности и неоднозначности корреляции целей, задач и функций социализации и воспитания способствует анализ основ «критической теории» Ю. Хабермаса, его представлений о том, что социализацией может быть охвачена только какая-то часть личности; при этом одна часть личности представляет собой её общественную сущность, другая часть определяет некоторую дистанцию человека по отношению к существующему обществу, которое зачастую противоречит желанию личности самоутвердиться.
В отечественной науке проблемами активной социализации занималась А.И. Ковалева, определившая ключевым понятием «множественные социализационные траектории», которые являются интегральным показателем характера социализации и отражают ее объективную и субъективную стороны, тем самым определяя направленность и результативность социализации. Согласно позиции А. В. Мудрика социализация - это закономерный управляемый процесс развития человека во взаимодействии и взаимосвязи его с окружающим миром. В этом, близком нам понимании можно отметить единство задач образования (обучения и воспитания) в рамках социализации студента.
В правовом контексте понятие социализации осмыслено в исследовании М.Ю. Попова, подчёркивавшего, что процесс социализации, предстающий как богатство и многообразие взаимопроникающих процессов усвоения, накопления и обогащения личности опытом предыдущих поколений, базируется на сложной системе межличностных и коллективных отношений.
В Российской социологической энциклопедии процессом социализации назван процесс становления и развития личности в рамках освоения человеком социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду эффективно функционировать в данном конкретном обществе. «Новейший социологический словарь» при определении социализации акцентирует внимание на важности сознательного усвоения личностью ценностных установок и норм поведения, значимых для адаптации в социуме.
Психологический контекст осмысления социализации актуализирует её субъектную составляющую; интересно в этом плане, к примеру, мнение А. Л. Свенцицкого, который вслед за А. Дж. Баамом утверждал, что понятие социализации соотносится с понятием социальных ролей - в связи с этим контекст социализации обусловлен двумя основными фазами: интериоризацией и социальной адаптацией.
Отмеченные основные контексты научного осмысления социализации позволяют нам представить соотношение функций социализации с ведущими направлениями системного процесса воспитания студенческой молодёжи (рис. 1).
•ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ЧЕРЕЗ ПЕРЕДАЧУ ОПЫТА) К I IH( I И 1УЦИОНАЛЕНО-ПРАНОКЫМ НОРМАМ
социум л. социальным РОЛ1М •-KOHOMII'IH ним •И < ОЦИОКУЛЫУРНЫМ •VI /ювиям
адаптиина;)
функция социализации
п1 дагоги ческое СОДЕЙСТВИЕ
•РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ И П Г'АВИЛ К О H СТР УКТИВН О ГО В ЗАИ V О ДЕЙСТВ M Я В
0 Б ЩЕ СТВЕ: РАЗ В ИТ И Е
II -М I II : ТЬ Ы : КАЧЕСТВ и ХАРАКТЕР .-1С-И Н Л И Ч h Cl CT И : СОЗ ДАНИ Е ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИ' = IГ- УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО ПГИНЯТИ 1 "V/1FHTOM ТО/1 FBblX НОГМ И ПРАВИЛ
1 I A-t-V(AHI1HA
I 11- -Г чП1 . I loi IA Л Л
CLML.4I IUI 1Л ПЛ1РИО Л И I I I
•ВКЛЮЧЕНИЕ < ОЦИОКУЛЫУРНЫХ IICIPIV1 II ULI II ЮС I III IS
Ь| 1У1 PLI II Ulli МИР ЧГЛОВП ЛЧГРГ » ВОЗДНИ IBIIE AI l-HKIB ВЛИЧНИЧ(< ми ИНТЕРНЕТИ ТП ;< И roi 1ИАЛННЫХ III 1ГТИТУТОВ (ГГММ. вуз И I.II.)
ценностно-установочная
функция социализации
ПЕДАГОГИ- Vll-Г KJ 11-
ВОЗДЕЙСТВИЕ
!
■СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ : УБЕЖДЕНИЕ, ДИАЛОГ, =АЗЪЯСНЗНИЕ, КОРРЕКЦИЯ I П.) И СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРОЕКТЫ, МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКО-|': им: I и ДООУГСВОЙ,
волонтёрской и т.п.)
НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ИНТЕРИОРИЗАЦИИ-
ПЕРЕВОДУ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НОРЫ и ЦЕННОСТЕЙ ЕС ВНУТРЕННЕЕ 'Я'1 СТУДЕНТА
Рисунок 1. Соотношение функций социализации с основными направлениями системной организации воспитания студенческой молодёжи
Исходя из того, что процесс воспитания как части социализации, находится под влиянием широкого спектра системных политических, экономических, социальных и культурных факторов жизни, проявляемых сознательно или возникающих случайно, большое значение, на наш взгляд, приобретает институциональные, законодательные и организационно-педагогические условия обеспечения скоординированности (или, во всяком случае, непротиворечивости) всей системы этих влияний на молодёжь.
В связи с этим, отметим выявленные социокультурные трансформации конца ХХв. -начала XXI в., обусловливающие современный контекст социализации студенческой молодёжи и оказывающие самое непосредственное влияние на специфику реализации воспитательной системы в условиях рыночных отношений.
1. Перераспределение влияния агентов социализации современной молодежи.
Не ставя перед собой цели детального анализа широко используемого в научном тексте понятия «агенты социализации» [1], отметим, что вслед за Ч. Х. Кули - американским социологом, автором концепции Зеркального «Я», рассматриваем данное понятие (в рамках диссертационного исследования) как системный образ конкретных людей, учреждений и социальных институтов, ответственных за передачу социокультурного опыта поколений и обучение молодёжи культурным, общественным и конституционно-правовым нормам в процессе освоения основных социальных ролей (сына, гражданина, семьянина, будущего профессионала, защитника отечества и т.п.). Традиционно к агентам социализации молодёжи (рис. 2) относились институты семьи, культуры, образования, досуга и спорта, а также близкие и дальние родственники, преподаватели, тренеры, сверстники, друзья, герои книг, кумиры и идеалы из творческой, научной, общественно-политической и т.п. среды.
Рисунок 2. Иерархия агентов социализации студенческой молодёжи
2. Изменение ценностных ориентаций молодёжи идеологическими посылами массовой культуры.
Ещё в середине прошлого века американским философом, психологом и социологом Джорджем
Гербнером была разработана теория культивации или культивирования, которая не утратила актуальности в современном социокультурном пространстве. В ней убедительно доказана объективное влияние массовой культуры на социализацию всех половозрастных и социально-профессиональных слоев населения. Особо значимо в рамках рассматриваемой нами научной проблемы понимание изменившихся идеологических посылов массовой культуры, активно влияющих на ценностные ориентации молодёжи. Эти посылы явились следствием экономического шока, обусловливающим такое же шоковое, не одномоментное, но очень быстрое и агрессивно внедряемое изменение ценностей общества.
К таким посылам можно отнести, в первую очередь, внушение мысли о всевластии денег, что проявляется в трансляции прямых и завуалированных идей различных сериалов, отдельных фильмов, спектаклей, игр, книг, ток-шоу и т.п. Вторым посылом является внушение практической неизбежности и зачастую необходимости насилия (физического, военного, сексуального, психологического) в тематике и сюжетных линиях зарубежного и отечественного кинематографа, книжной продукции, изобразительного искусства и др.
Ещё один идеологический посыл соотносится с идеей вседозволенности (прежде всего-сексуальной), нивелирования нравственных и этических норм. Существенной проблемой воспитания молодёжи являются попытки со стороны массовой культуры дегероизации исторического прошлого, личностей, героев художественных литературных произведений, кино, высмеивание тех гражданско-патриотических и нравственно-этических ценностей, с которыми соотнесён был данный образ в сознании предшествующих поколений. С этим явлением соотносятся также своего рода навязывание молодёжи кумиров «гламура» и тот факт, что притягательные образы людей труда, примеры гражданской чести и воинской доблести в массовой культуре не артикулируются.
Всё это обусловило ценностный и нормативный кризис у молодежи. Нам близко в этом плане мнение З.Баумана, утверждавшего, что данный кризис «мало связан с виной, ошибками, недосмотром профессиональных педагогов, равно как и с промахами теории образования» - он стал следствием «всеобщего разложения личности», сформированного отрицанием авторитетов, полифонией провозглашаемых ценностей и связанной с этим фрагментацией жизни, характеризующей наш мир. Эта же мысль находит интересное подтверждение у К. Манхейма, отмечавшего, что «конфликтное самосознание молодёжи является лишь отражением хаоса, существующего в общественной жизни», а растерянность и замешательство молодых людей есть результат их неопытности, проявляемой под агрессивным воздействием маскульта.
3. Актуализация субкультурных и контркультурных образований, позволяющих молодёжи адаптироваться (или дистанцироваться) на линии «свой-чужой» в быстро меняющемся мире.
По мнению ряда учёных, появление и развитие молодёжной субкультуры явилось реакцией на экономическую обстановку; кризис образования и культуры, ценности постмодерна складывались именно в недрах молодёжной субкультуры. Особенностью молодёжной субкультуры является обретение молодым человеком механизма уверенности в исполняемых им ролях и принятом поведении, что служит для взаимной адаптации сверстников и привлекает ощущением «нормированной» (нормированной определённым кругом) вседозволенности и правильности поведения. Основу ценностной ориентации в таком случае составляет иррационализм, связанный с признанием приоритета биологического над социокультурным. Традиционные духовно-нравственные ценности заменяются на контрценности, пропаганду антиинтеллектуализма и свободы самовыражения; безоговорочное оправдание и доверие к спонтанным проявлениям чувств, в том числе и открытость интимных связей; непристойность поведения, воспринимаемых как новый (принятый на линии «свой») стиль жизни.
Одним из примеров позиционирования молодёжи на линии «свой-чужой» является участие в нетрадиционных религиозных организациях и сектах. Нетрадиционные формы и проявления религиозности, равно как и нетрадиционные религиозные организации, секты, зачастую воспринимаются молодёжью как некие, отличные от других, привлекательные философские системы и сообщества, далёкие от религии и экстремизма.
4. Кризис гуманитарных, гуманистических, духовно-нравственных оснований сути и целей высшего образования.
Включение института образования в общую систему рыночных отношений способствовали качественному изменению его сути и целей. Классическая интеллектуальная традиция рассматривает образование как императивное благо, которое можно заслужить лишь упорным трудом. В экономическом контексте функционирования высшего образования эта императивность исчезает, уступая место идеалам рыночной культуры и потребительским предпочтениям. Целью высшего образования в рамках идей Болонского процесса становится не воспитание гармоничной, интеллектуально и нравственно развитой личности, а внедрение любыми способами идей конкурентоспособности и эффективности личности.
Принудительный перевод образования в сферу услуг закономерно предполагает замену сути (обучения и воспитания как сегментов содержания образования) второстепенным - продвижением образовательных услуг, заботой о коммерческой привлекательности. В нравственном аспекте перевод образования в предмет потребления исключает из него важные элементы самоорганизации, самодисциплины и саморазвития личности, связанные с традиционными императивностью, принудительностью и требовательностью в сфере образования. Эта мысль звучит у Н.Е. Покровского, констатирующего, что выбор образовательных услуг и направлений у «потребителей высшего образования» связан в России, прежде всего, с его доступностью, возможностью максимально сократить физические, материальные и умственные усилий для получения искомого результата; при этом «университеты уже не рассматриваются в качестве святилищ разума», а «профессура предстаёт в роли обслуживающего персонала, предлагающего эффективные продукты, готовые к употреблению» [2]. В этой ситуации, на наш взгляд, сложно говорить о качестве образования, так как понимание его соотносится исключительно с рекламным образом образовательной услуги.
Важным аспектом в этом плане является утверждение в рамках Болонского процесса компетентностного подхода. С одной стороны, данный подход в рамках новой образовательной парадигмы оказался объективно востребованным, так как, позволяя перейти от ориентации на воспроизведение знания к его применению, соответствует социальным ожиданиям в сфере образования и интересам участников образовательного
процесса - предполагает ориентировать деятельность выпускников на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций. С другой стороны, это обусловило введение в пространство высшей школы понятий «конкурентоспособность», «компетентность как ресурс конкурентности и успешности на рынке труда», что стало соотноситься с ценностями соперничества, достижения успешности любыми путями, нравственным нигилизмом, с отсутствием тяги к конструктивному социальному взаимодействию, с жёсткостью и даже жестокостью в контексте противостояния.
Данные явления усугубляются всё более проявляемым в обществе и студенческой среде социальным, материальным и т.п. неравенством. Если ранее молодежь была включена в единое социальное и образовательное пространство, которое исключало явные проявления агрессии и противоречий, то сейчас это неравенство поощряется не только СМИ, но и пропагандой (в рамках Болонского процесса) идей социальной мобильности, обучения за рубежом. В целом, имущественное, экономическое и статусное неравенство создаёт ситуации, когда интересы разных групп российской молодежи зачастую не просто противоречат, а прямо враждебны друг другу.
Внедряемые в сознание студенческой молодёжи идеалы успешности любой ценой, противостояния и соперничества стали возможны ещё и в связи с изменением содержания гуманитарных дисциплин, которое не только «выхолащивается», но и приобретает всё больший крен в сторону широкомасштабного критиканства и пересмотра идеалов на основе не регулируемого государством выпуском учебников и методических пособий, в которых представлены зачастую взаимоисключающие тоски зрения. Немаловажное значение в контексте всех отмеченных проблем имеет, на наш взгляд, нечёткость определения сути и целей образования на законодательном уровне. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (действующая редакция, 2016г.) образование признаётся:
1) единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, являющимся общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства;
2) совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Оставшаяся в новой редакции декларируемость удовлетворения потребностей и интересов человека не коррелируется в законодательном документе с понятиями социальной и личной ответственности.
Вопрос социальной и личной ответственности, как представляется, включает два аспекта. В первую очередь, это аспект институциональной и государственной ответственности в образовательном пространстве, в рамках которой создаваемые, транслируемые, передаваемые и прочие образы знания должны сообразовываться с ответственностью за судьбу будущих поколений, за развитие, за интеллектуальный, личностный, индивидуальный и коллективный, общественный рост и прогресс, не сводимый только к техническому. Большое значение в этой связи имеет понимание и внедрение в сознание молодёжи идеи личной ответственности, связанной с необходимостью личных усилий в саморазвитии и самоактуализации, сознательном следовании социокультурным, нравственным и конституционно-правовым нормам. Личная ответственность не противоречит, а дополняет институциональную ответственность образовательных учреждений. Более того, такой же ответственностью должны обладать и преподаватели вуза, добросовестно передающие знания по тем или иным предметам слушателям курса; в объективном секторе ответственность может быть проявлена как отчисление из университета на основании несдачи того или иного экзамена, в субъективном секторе — общая ответственность вуза за качество подготовки выпускников, которая влияет на престиж данного учебного заведения.
Особо следует сказать об ответственности гуманитарной компоненты высшего образования, которая в создаваемых и транслируемых через знание образах, символах, мифах, идеалах должна иметь основополагающее воздействие на ценностные установки студентов, играть более значимую роль.
Выводы. Таким образом, отмеченные особенности социализация российской студенческой молодёжи обозначают векторы пересмотра и оптимизации сложившейся системы воспитательной работы в вузе, связанные с пониманием закономерности сложившихся противоречий между воспитанием и социализацией, обусловленных многоаспектностью современных средств влияния на личность. При этом важно подчеркнуть, сто, если воспитание, как правило, опирается на слово, которое, несомненно, является мощным фактором влияния, то социализация воздействует через «дело» - события, материальные и иные условия жизни. Противоречие между словом и делом, в том числе и на государственном уровне, - серьёзная проблема всей системы социализации и педагогики. В рамках решения данных проблем возникает потребность осмысления подходов, тенденций и закономерностей корректного перевода (в контексте воспитательной системы) нерегулируемых процессов социализации в регулируемые процессы педагогического воздействия на основе актуализации духовно-нравственного вектора в культуре и образовании.
Важным также является включение в систему воспитания «дела», или специальным образом организованной системы «дел» (социальных, общественно полезных, гражданско-патриотических, экологических и т.п, проектов); развитие возможностей творческой и научной самореализации;поиска в рамках воспитательной системы вуза более действенных путей, методов и приёмов педагогического воздействия на сознание, адаптационные стратегии студенческой молодёжи, а главное - на ценностную картину мира, которая является прообразом будущего мира России.
Литература:
1. Лепин, А. П. Особенности семьи как агента социализации на примере студенческой молодежи юга России: 22.00.04: автореф. дис. канд. социолог. наук. - Москва, 2014. - 23 с.
2. Покровский, Н.Е. О совершенствовании преподавания теоретико-социологических дисциплин // Социологические исследования. - 2005. - № 10. -С. 72-74.
3. Уразова,С.Л. Телевидение как институциональная система отражения социокультурных потребностей: автореф. дис. ... д-ра филол. наук:10.01.10 -. М., 2012. - 62 с.
4. Хагуров,Т.А. Консьюмеризация образования: обучающие и воспитательные дисфункции современной школы в контексте распространения потребительскойкультуры // Народное образование. - 2006. -№ 9. - С. 239 - 245.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, профессор Гринёва Елизавета Алексеевна
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (г. Ульяновск); доктор педагогических наук, профессор Кружилина Тамара Васильевна Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск); магистрант направления подготовки «Проектирование в социальной сфере» Царёва Ольга Юрьевна
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (г. Ульяновск)
К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи, созвучных требованию времени. Авторы выявляют сущность феномена «смысложизненные ориентации», раскрывают различные точки зрения на содержание и связи между понятиями «ориентиры», «ценности». «ценностные ориентации», «жизненные смыслы», «смысложизненные ценности». В статье приведены фундаментальные характеристики понятия «смысл жизни», варианты отношений между смыслом жизни и сознанием, между «внутренним» и «внешним» в формировании смысложизненных ориентиров.
Авторами представлены данные исследования смысложизненных ориентаций студентов Ульяновского государственного педагогического университета, которые отражают, в определенной мере, умонастроения современной студенческой молодежи.
Ключевые слова: жизнь, смысл, ориентации, ценности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, сознание, осознание, направленность жизни, смысложизненные ценности и ориентации.
Annotation. This article is devoted to the problem of forming meaningful orientations of student youth in tune with the requirement of time. The authors reveal the essence of the phenomenon "meaningful orientations", disclose different points of view on the content of the concepts "landmarks", "values". "Value orientations," "life's meanings," "meaningful values," and identify the connections between these concepts.
The article presents fundamental characteristics of the concept of "meaning of life", variants of the relationship between the meaning of life and consciousness, between "inner" and "external" in the formation of meaningful landmarks.
The authors present data on the study of the meaningful orientations of the students of the Ulyanovsk State Pedagogical University, which reflect to a certain extent the meaningful orientations of the student youth.
Keywords: life, meaning, orientations, values, value orientations, meaningful orientations, consciousness, awareness, direction of life, meaningful values and orientations.
Введение. На данный момент в Российской Федерации молодежь является одной из таких групп, которая за последние десятилетия подверглась наибольшей деформации. Происходил ряд процессов, меняющих ценностные и смысложизненные ориентации молодежи. Необходимо при этом учитывать, что в силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затрагивают эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.
В 2017 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» проводил опрос на тему ценностных ориентаций российского студенчества. В данном опросе приняли участие 6055 респондентов из 109 российских вузов. Своими жизненными целями студенческая молодежь выбрала: социальное положение (высокий заработок - 46 %), самореализация (личная свобода - 52%), человеческие отношения (любовь - 49 %). Жизненной стратегией российского студенчество выбрало сильную волю и целеустремленность - 55 %. Необходимо заметить, что 26 % студентов выразили свое желание уехать из России навсегда. При этом наибольшим доверием у студентов пользуются ученые и преподаватели вузов, школ и колледжей. Данные опроса о том, что в условиях реформирования современного общества формирование смысложизненных ориентаций у современной студенческой молодежи является крайне сложной, но очень важной задачей.
Также известно, что социальные изменения всегда влияют на смену жизненных ценностей и ориентиров, а также способов удовлетворения потребностей и реализации запросов членов общества. Проявление интереса к познанию и осмыслению таких понятий и социальных явлений как «ценности», «ценностные ориентации», «жизненные смыслы» знаменуют собой, по мнению М. С. Яницкого, «...аксиологический, этап развития науки» [15]. В то же время проблема смысложизненных ориентаций современного человека и, в частности современной студенческой молодёжи, приобрела исключительную остроту и актуальность не только и не столько как проблема чисто теоретическая, сколько как проблема самой жизни.
Социальные перемены, произошедшие в последние десятилетия, привели к смене прежних ценностных ориентаций и постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе, формирование системы ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек [9].
Изложение основного материала статьи. Понятие «смысложизненные ориентации» требует от исследователя выявления сущности, взаимосвязи и взаимопроникновения феноменов «ориентация», «ценности», «смыслы», «жизненные смыслы».
В Словаре русского языка С. И. Ожегова приведено следующее определение: «ориентация - умение разобраться, осведомлённость в чём-нибудь», «направленность деятельности в интересах кого-чего-нибудь» [1, с. 393].
Наиболее подробно данное понятие рассматривается в работе М. С. Раитиной. Она представляет ориентацию как результат и как процесс Как результат понятие «ориентация» характеризуется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает одновременно то, что это