Акутина С. П. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе / С. П. Акутина, Т. В. Калинина // Научный диалог. — 2016. — № 3 (51). — С. 255—266.
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 37.012+37.015.324.2
Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе*
© Акутина Светлана Петровна (2016), доктор педагогических наук, профессор, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), [email protected].
© Калинина Татьяна Валентиновна (2016), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии развития, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), [email protected].
Рассматривается вопрос формирования смысложизненных ориентаций студентов в процессе профессиональной подготовки. Актуальность исследования обусловлена противоречиями между предъявляемыми высокими требованиями к будущему специалисту со стороны работодателей и неудовлетворительным качеством подготовки студента в вузе; между переориентацией нравственного сознания у части студентов и высокими требованиями со стороны общества и государства к личности современного специалиста. Выполнен обзор научной литературы по теме исследования. Приводятся определения понятия «профессиональное воспитание», дается авторское понимание его как процесса формирования у студентов определенной системы ценностей и самосознания. Особое внимание уделяется концептуальным подходам в формировании ценностного отношения к жизни и профессии через анализ системного, культурологического, аксиологического, деятельностного, личностного подходов. Представлены результаты исследования ценностных качеств личности, необходимых для становления и развития личности профессионала, по разработанной авторской анкете. Предложена авторская разработка программы формирования смысложизненной концепции будущего специалиста, основанная на опыте преподавателей-кураторов и включающая в себя несколько блоков: «Нрав-
В статье использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда (РГНФ) в рамках гранта №1406-00798 «Теоретико-методические основы воспитания студентов в системе уровневого психолого-педагогического образования».
*
ственные основы коммуникации», «Я — Человек, но какой?», «Воспитание гражданина, семьянина, профессионала», «Слагаемые профессиональной культуры».
Ключевые слова: смысложизненная стратегия; ценностные ориентации; профессиональное воспитание.
1. Введение
Сегодня как никогда ранее в процессе профессиональной подготовки актуален вопрос формирования ценностных ориентаций и выработки жизненной стратегии студента, способного впоследствии стать специалистом высокого уровня, человеком высокой культуры и грамотности, конкурентоспособным на рынке труда, кроме того, готового быть ответственным гражданином своей страны и патриотом. Неслучайно в Проекте стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015—2025) [Проект ..., 2015], Государственной программе Российской Федерации «Развития образования 2013—2020 годы» [Развитие ..., 2013], Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [Программа ..., 2013], Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [Об образовании ..., 2012] и других государственных документах, связанных с развитием и воспитанием будущего специалиста, активно обсуждаются вопросы, направленные на воспитание личности в условиях инновационного образования, внедряемого во все образовательные организации, в том числе вузы.
2. Анализ научной литературы по проблеме исследования
Воспитание смысложизненной стратегии современного студенчества и молодежи, приоритетная роль такой стратегии в деятельности высших учебных заведений в настоящее время продолжает оставаться лишь сферой деятельности кураторов студенческих групп и сотрудников отделов по социально-воспитательной работе. В то же время совершенно очевидна важность формирования смысложизненной стратегии студента как динамически развивающейся проекции смысложизненной концепции личности. Т. В. Столина использует релевантное понятие «смысложизненная концепция» — «индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. В основе этой концепции лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности» [Столина, 2002, с. 6].
Следует отметить, что воспитание жизненной стратегии в высшем учебном заведении имеет специфический характер, обусловленный современным пониманием основной функции вуза — подготовки профессионала, способного быть востребованным и социально-активным на рынке
труда в долгосрочной перспективе. Вопросы формирования ценностных ориентаций личности, поиска смысловых конструктов, формирования мировоззрения, успешной социализации в процессе профессионального воспитания будущего специалиста широко обсуждаются в современной психолого-педагогической науке [Абакумова, 2003; Дубровина, 2009; Мудрик, 2000; Мухина,1999; Слободчиков, 2000].
Анализ научной литературы позволяет нам говорить о содержательном переосмыслении понятия «профессиональное воспитание». Впервые термин профессиональное воспитание ввел в педагогическую науку А. П. Веселов в 60-х годах прошлого столетия, когда речь велась о профессиональной подготовке рабочих в профтехучилищах [Веселов, 1961]. Постепенно данное понятие расширялось и наполнялось более глубоким смыслом и стало включать в себя содержательную составляющую — формирование положительного отношения будущего специалиста к выбранной профессии и развитие качеств личности, способной к трудовой деятельности, тем самым дополняя уже существующее понятие и категорию «воспитание», а впоследствии и «профессиональное воспитание» [Шаршов и др.].
В. В. Кутузов понимает профессиональное воспитание, как «систему мер и способов воздействия воспитателя и формирования у воспитанников определенных профессиональных качеств специалиста», О. А. Леонова — как «воспитание профессиональной рефлексии» [Борзых, 2008, с. 132]; Н. Н. Дьяченко, А. П. Беляева, В. И. Белов — как «формирование профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда, сознательное отношение к выбору профессии» [Дьяченко, 1978].
И. Н. Борзых, М. И. Иванюк, И. И. Иванова, И. А. Шаршов рассматривают профессиональное воспитание как «перестройку самосознания с психологической позиции студента-объекта на позицию специалиста-субъекта; перестройку мотивации с приоритета "я хочу" на "я сделаю", "я изменю"» [Шаршов и др.].
А. В. Репринцев дает следующее определение понятию «профессиональное воспитание»: «целостное психолого-педагогическое явление, обусловленное совокупностью социально-политических, социокультурных, экономических, организационно-педагогических условий и факторов, в которых осуществляется подготовка будущего специалиста к реализации им ответственных социальных функций» [Репринцев, 2001, с. 16].
В контексте исследуемой проблемы мы понимаем профессиональное воспитание как формирование у студента как субъекта профессиональной
деятельности в процессе профессиональной подготовки определенной системы ценностей и самосознания, что предполагает:
— формирование и развитие профессионально-ценностных ориента-ций;
— развитие творческой деятельности «по созданию зоны ближайшего и перспективного культурного развития» и саморазвития личности;
— конструктивное отношение к выбранной профессии, осознание и оценку себя как будущего субъекта деятельности, относящегося к себе как к профессионалу, способному быть востребованным на современном рынке труда [Акутина, 2015б, с. 443].
К современному студенту предъявляются в настоящее время особые требования со стороны государства, так как именно студенческая молодежь занимает особое положение в социальной структуре общества, ее отличает высокий уровень стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, большой творческий потенциал, активный интерес к практическому участию в социальных преобразованиях, происходящих в обществе [Калинина, 2015, с. 83].
Студенчество сегодня быстро реагирует на изменения тенденций развития мирового сообщества, которые определяют тенденции воспитания студенчества: расширение информационного пространства, существенные изменения в мире труда, необходимость смены нескольких профессий в течение жизни, вхождение системы образования в Болонское соглашение, возможность получения образования за границей [Акутина, 2015а, с. 11—15].
В связи с этим возникают серьезные противоречия при формировании смысложизненных стратегий, профессиональном воспитании и саморазвитии студентов между высокими требованиями к специалисту, предъявляемыми работодателями, и неудовлетворительным качеством подготовки в вузе; между разным опытом общественной жизни, социальной активностью студентов и невозможностью их самореализации в высшем учебном заведении; между переориентацией нравственного сознания у части студентов, проявляющейся в разрушении нравственных идеалов, росте агрессии, недисциплинированности, и высокими требованиями со стороны общества и государства к личности современного специалиста.
Осознание важности разрешения выделенных противоречий касается не только студенчества, но и профессорско-преподавательского состава вузов, поскольку в настоящее время в работе высших учебных заведений явно выраженной тенденцией является отсутствие гуманистического понимания сущности воспитания студенческой молодежи. Неподготовлен-
ность некоторой части профессорско-преподавательского состава к воспитательной работе со студентами по формированию у них ценностных ори-ентаций, смысложизненных стратегий поведения обусловливает недостаточный воспитательный потенциал высшего учебного заведения. В такой ситуации возникает острая необходимость формирования педагогической позиции преподавателя вуза с его ориентацией на приоритеты гуманистического воспитания, понимание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства, моделирование не только поведения его субъектов, но и связей и отношений между ними; развитие умений создавать условия для реализации студентами, профессорско-преподавательским составом и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции и умения осуществлять профессиональные задачи [Акутина и др., 2014, с. 11—21].
Задачи формирования смысложизненных стратегий будущего специалиста, на наш взгляд, необходимо осуществлять с позиции следующих методологических концептуальных подходов, разработанных Е. В. Бонда-ревской, О. С. Газманом, В. А. Караковским, Ю. А. Кудрявцевой, Л. И. Новиковой, Н. Д. Никандровым и другими учеными (табл. 1).
Таблица 1
Роль концептуальных подходов к формированию смысложизненных стратегий будущего специалиста
№ Название подхода Авторы подхода Системообразующие цели и результат
1 Системный И. В. Блауберг В. Н. Садовский Э. Г. Юдин А. Д. Холл Р. И. Фейджин Л. Берталанфи Формирование у будущих специалистов умения решать жизненные проблемы, делать и осознавать свой нравственный выбор, строить свою собственную жизнь на сознательной и подлинно человеческой основе, реализовывать и развивать собственные природные задатки и способности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
2. Аксиологический Б. М. Бим-Бад Б. С. Брушлинский Б. И. Додонов Н. Д. Никандров Л. И. Новикова В. А. Сластенин М. Н. Фишер П. Г. Щедровиц-кий Формирование и выявление приоритетных ценностей на основе общечеловеческих приоритетов: ценности жизни, здоровья, уважения человеческой личности, свободы, толерантности, уважения семейных традиций.
Продолжение табл. 1
№ Название подхода Авторы подхода Системообразующие цели и результат
3 Деятель-ностный М. Я. Басов С. Л. Рубинштейн А. Н. Леонтьев М. Г. Ярошевский Формирование возможности развития у студентов личностных качеств, приобретение и оценка личного опыта по становлению ценностных ориентации, коммуникативных умений, творческих способностей в профессиональной деятельности
4 Культурологический Е. В. Бондаревская Ю. И. Ефимов И. И. Громов В. А. Караковский Ю. А. Кудрявцева В. А. Малахов В. П. Тугаринов Формирование жизненной стратегии на основе культурных традиций, сложившихся в конкретном обществе, в соответствии с менталитетом нации сохранять и передавать лучшие достижения российской культуры, развитие чувства гармонии, меры.
5 Личностный К. А. Абульханова О. С. Газман И. С. Кон, А. В. Мудрик К. Роджерс A. Маслоу Р. Мей B. Франкл Формирование у будущего специалиста уважения к партнерам, учет их интересов и склонностей, потребностей, решение профессиональных задач в совместной творческой деятельности и сотрудничестве
3. Исследование ценностных ориентаций студентов
В процессе исследования мы проанализировали ценностные ориентации современной студенческой молодежи с позиций личного подхода [Rogers, 1954] по разработанной авторами статьи анкете у студентов первого курса на этапе их социально-психологической адаптации к профессии. Наш диагностический инструментарий был направлен на изучение индивидуально-психологических особенностей личности, ценностных ориен-таций и жизненной стратегии студентов, определяющих доминирующую социально-психологическую, профессиональную и деятельностную направленность личности.
При проведении психолого-педагогической диагностики становится возможным составление целостного социально-психологического портрета с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов, а также с учетом периода обучения в вузе, что позволяет выявить общие тенденции, характеризующие особенности профессионального становления и развития современных студентов на разных этапах их профессионализа-
ции и формирования смысложизненных стратегий в воспитательной системе современного вуза.
В нашем исследовании выяснялось отношение студентов к следующим понятиям:
— установка человека на цель — «отношение к личности другого человека»;
— способность к децентрации — «точке зрения другого человека»;
— готовность к эмпатии — «сопереживанию другому человеку, пониманию его»;
— отношение к собственной личности и принятие ее (самоотношение) — «моё «Я»;
— склонность к интроспекции — «изучению себя»;
— личностная рефлексия — «изучение других»;
— установка на диалог и сотрудничество в общении и взаимодействии — «сотрудничество и взаимодействие с другими».
Нами выделено шесть основных качеств личности студента, необходимых, на наш взгляд, для успешной профессиональной деятельности и раскрывающих его смысложизненные ориентации. Мы акцентировали свое внимание на качествах, формирующих ценностные позиции специалистов, занимающихся человеко-ориентированной профессиональной деятельностью, в данном случае педагогов-психологов, социальных педагогов, социальных работников. К таким качествам мы относим гуманность, любознательность, трудолюбие, целеустремленность, культурный уровень развития, требовательность к себе, стремление развиваться и самосовершенствоваться.
Проведенное исследование показало следующее проявление указанных качеств у студентов:
— гуманности: 37,5 % студентов обладают высокой степенью проявления этого качества, 43,7% — средней, 18,8% — низкой;
— любознательности: 18,75 % студентов обладают высокой степенью проявления этого качества, 75 % — средней, 6,25 % — низкой;
— трудолюбия 18,75 % студентов обладают высокой степенью проявления этого качества, 43,04 % — средней, 38,21 % — низкой;
— целеустремленности: 48,75 % студентов обладают высокой степенью проявления этого качества, 25 % — средней, 26,25 % — низкой;
— к у л ь т у р н о г о у р о в н я : 6,25 % студентов обладают высокой степенью проявления этого качества, 50 % — средней, 43,75 % — низкой;
—требовательности к себе, стремления самосовершенствоваться: 31,25 % студентов обладают высокой степенью проявления этого качества, 43,75 % — средней, 25 % — низкой.
Используемая нами анкета позволяет выявить не только профессиональную ориентированность студентов с учетом их смысложизненных стратегий, но и особенности их ценностно-мотивационной и индивидуально-личностной сфер, а также особенности реализации их ценностных ори-ентаций в реальных условиях жизнедеятельности. Для студентов 1 курса важным является определение начального уровня личностно-профессио-нального развития, который выступает стартовой точкой при отслеживании его динамики и построения индивидуального образовательного маршрута в воспитательной системе вуза.
Анализ результатов диагностики показал, что такие качества, как гуманность, культурный уровень, требовательность к себе, трудолюбие, слабо развиты у студентов-первокурсников, следовательно, необходимо принять меры, направленные на развитие данных качеств у студентов. В связи с этим мы предлагаем внедрение программы формирования смысложизненных стратегий развития личности студентов в воспитательной системе вуза через систему тематических циклов общения на кураторских часах.
В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи: воспитание нравственных ценностей и ориентаций, формирование смыс-ложизненных стратегий путем ознакомления студентов с правилами нравственного, конструктивного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий ценностно-нравственного содержания; ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности в группе, на факультете и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях; формирование нравственной среды воспитания в группе и окружающем социуме. Содержательная часть программы основана на личностном опыте кураторов и включает в себя следующие разделы: «Нравственные основы коммуникации», «Я - Человек, но какой?», «Воспитание гражданина, семьянина, профессионала», «Слагаемые профессиональной культуры».
4. Выводы
Формирование смысложизненной стратегии современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе, на наш взгляд, должно являться приоритетным в деятельности высших учебных заведений, что подтверждается результатами многочисленных научных исследований.
Исследование, проведенное авторами статьи, показало, что качества, необходимые личности в профессиональном становлении и развитии, выработке смысложизненных стратегий, недостаточно развиты у современных студентов. Реализация программы развития смысложизненных стра-
тегий у студентов в воспитательной системе вуза через систему тематических циклов общения на часах общения с куратором академической группы, рассчитанная на весь период профессионального обучения студентов, на наш взгляд, будет способствовать повышению их уровня культуры, выработке смысложизненных стратегий, формированию общечеловеческих ценностей и т. д. В конечном счете работа в данном направлении поможет реализовать главную цель высшего образования — подготовку специалиста, обладающего высокой нравственностью, гражданской позицией, социально-профессиональной мобильностью, моральной устойчивостью, и, как следствие, профессиональной востребованностью в обществе.
Литература
1. Абакумова И. В. Смыслообразование в учебном процессе : автореферат диссертации ... доктора психологических наук / И. В. Абакумова. — Ростов-на-Дону, 2003. — 43 с.
2. Акутина С. П. Воспитательный потенциал ФГОС ВПО в формировании профессиональных компетенций студентов / С. П. Акутина // Педагогика и современность. — 2015а. — № 1. — С. 11—15.
3. Акутина С. П. Профессиональное воспитание и саморазвитие будущих специалистов в условиях реализации ФГОС ВО / С. П. Акутина // Педагогические чтения в ННГУ : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические чтения в ННГУ», 10—11 декабря 2015 года / отв. ред. И. В. Фролов ; Минобрнауки РФ, Минобр. НО, Арзамасский филиал ННГУ — Нижний Новгород—Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2015б. — С. 442—444.
4. Акутина С. П. Роль воспитательного потенциала ФГОС ВПО в профессиональной подготовке студентов направления «психолого-педагогическое образование» / С. П. Акутина, Т. Т. Щелина // Социальные исследования социальных проблем. — 2014. — № 12 (44). — С. 11—21.
5. Борзых И. Н. Профессиональное воспитание студентов в условиях студенческого самоуправления / И. Н. Борзых // Психолого-педагогический журнал Гаудеа-мус. — 2008. — № 1 (13). — С. 132—136.
6. Веселое А. П. Профессиональное воспитание в СССР : очерки по истории среднего и низшего профтехобразования / А. П. Веселов. — Москва : [б. и.], 1961. — 231 с.
7. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И. В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. — 2009. — № 3. — С. 17—21.
8. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание молодежи / Н. Н. Дьяченко. — Москва : Высшая школа. — 1978. — 216 с.
9. Калинина Т. В. Изучение готовности педагога к осуществлению воспитательной работы в условиях современного вуза / Т. В. Калинина, Т. Т. Щелина, М. В. Маркеева // Высшее образование сегодня. — 2015. — № 11. — С. 82—86.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина.— Москва : Академия, 2000. — 200 с.
11. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учебник / В. С. Мухина. — Москва : Академия, 1999. — 456 с.
12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016). — Режим доступа : http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013.
13. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа : И1р://минобрнауки.рф._
14. Проект стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015— 2025) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://turcentrrf.ru/interesnye-sobytiya.
15. Развитие образования 2013—2020 годы : государственная программа Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : Шр://минобрнауки.рф.
16. Репринцев А. В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя : диссертация ... доктора педагогических наук / А. В. Репринцев. — Курск, 2001. — 519 с.
17. Слободчиков В. И. Основные ступени развития субъектности человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология развития человека : развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие для вузов. — Москва : Школьная Пресса, 2000. — C. 212—385.
18. Столина Т. В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков : автореферат диссертации .. кандидата психологических наук / Т. В. Столина. — Санкт-Петербург, 2002. — 20 с.
19. Шаршов И. А. Профессиональное воспитание студентов в вузе : сущность и содержание [Электронный ресурс] / И. А. Шаршов, И. Н. Борзых. — Режим доступа : http://www.tsutmb.ru/professionalnoe-vospitanie-studentov-v-vuze-sushhnost-i-soderzhanie.
20. Rogers С. R. Psychotherapy and Personality change / С. R. Rogers. — Chi. : [s. n.], 1954.
Formation of Modern Students' Life-Meaning Conception in Course of Professional Education in Higher Educational Institution
© Akutina Svetlana Petrovna (2016), Doctor of Education, professor, Department of General Pedagogy and Pedagogy of Professional Education, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Nizhni Novgorod, Russia), [email protected].
© Kalinina Tatyana Valentinovna (2016), PhD of Education, associate professor, Department of Development Psychology, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Nizhni Novgorod, Russia), [email protected].
The formation of life-meaning orientations of students in professional education is considered. The relevance of the study is determined by the conflict between employers' high requirements to the future specialist and the poor quality of training of the student in the university; between the reorientation of the moral consciousness in the part of students and high requirements from society and state to the personality of the modern specialist. The article contains the review of the scientific literature on the research topic. The definitions of "professional education" concept are given, its understanding by the author as a process of formation in students of a certain value system and identity. Special attention is paid to the conceptual approaches to the formation of value attitude to life and profession through the analysis of system, culturological, axiological, activity and personal approaches. The results of the study of the axiological personal qualities necessary for the formation and development of the professional based on the questionnaire developed by the author are presented. The author suggests development of the program of formation of the future expert life-meaning concept based on the experience of teachers (tutors) which includes several sections: "Moral foundations of communication", "I am a Man, but what kind of?", "The education of the citizen, family man, professional", "Components of professional culture".
Key words: life-meaning strategy; axiological orientations; professional education.
References
Abakumova, I. V. 2003. Smysloobrazovaniye v uchebnom protsesse: avtoreferat disser-tatsii doktora psikhologicheskikh nauk. Rostov-na-Donu. 43. (In Russ.). S. P. 2015a. Vospitatelnyy potentsial FGOS VPO v formirovanii profession-alnykh kompetentsiy studentov. Pedagogika i sovremennost', 1: 11—15. (In Russ.).
S. P. 2015b. Professionalnoye vospitaniye i samorazvitiye budushchikh spetsi-alistov v usloviyakh realizatsii FGOS VO. In: Pedagogicheskiye chteniya v NNGU: sbornik nauchnykh statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Pedagogicheskiye chteniya v NNGU», 10—11 dekabrya 2015 goda. Nizhniy Novgorod — Arzamas: Arzamasskiy filial NNGU. 442—444. (In Russ.). S. P., Shchelina, T. T. 2014. Rol' vospitatelnogo potentsiala FGOS VPO v professionalnoy podgotovke studentov napravleniya «psikhologo-peda-gogicheskoye obrazovaniye». Sotsialnyye issledovaniya sotsialnykh problem, 12 (44): 11—21. (In Russ.).
Borzykh, I. N. 2008. Professionalnoye vospitaniye studentov v usloviyakh studenchesk-ogo samoupravleniya. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus, 1 (13): 132—136. (In Russ.).
Dubrovina, I. V. 2009. Psikhicheskoye i psikhologicheskoye zdorovye v kontekste psik-hologicheskoy kultury lichnosti. Vestnik prakticheskoy psikhologii obra-zovaniya, 3: 17—21. (In Russ.).
Dyachenko, N. N. 1978. Professionalnoye vospitaniye molodezhi. Moskva: Vysshaya shkola. (In Russ.).
Kalinina, T. V., Shchelina, T. T., Markeeva, M.V. 2015. Izucheniye gotovnosti pedagoga k osushchestvleniyu vospitatelnoy raboty v usloviyakh sovremennogo vuza. Vyssheye obrazovaniye segodnya, 11: 82—86. (In Russ.).
Akutina, Akutina,
Akutina,
Mudrik, A. V., Slastenina, V. A. 2000. Sotsialnaya pedagogika. Moskva: Akademiya. (In Russ.).
Mukhina, V. S. 1999. Vozrastnayapsikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otro-chestvo. Moskva: Akademiya. (In Russ.).
Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 02.03.2016). Available at: http://www.asses-sor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013. (In Russ.).
Proekt strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii (2015—2025). Available at: http://turcentrrf.ru/interesnye-sobytiya. (In Russ.).
Programma razvitiya vospitatelnoy komponenty v obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeni-yakh. Available at: http://minobrnauki.rf. (In Russ.).
Razvitiye obrazovaniya 2013—2020 gody: gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://minobrnauki.rf. (In Russ.).
Reprintsev, A. V. 2001. Teoreticheskiye osnovy professionalnogo vospitaniya budush-chego uchitelya: avtoreferat dissertatsii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kursk. (In Russ.).
Rogers, C. R. 1954. Psychotherapy and Personality change. Chi.
Sharshov, I. A., Borzykh, I. N. Professionalnoye vospitaniye studentov v vuze: sushchnost' i soderzhaniye. Available at: http://www.tsutmb.ru/professionalnoe-vospita-nie-studentov-v-vuze-sushhnost-i-soderzhanie. (In Russ.).
Slobodchikov, V. I., Isaev, E. I. 2000. Osnovnyye stupeni razvitiya subyektnosti che-loveka. In: Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitiye subyektivnoy realnosti v ontogeneze. Moskva: Shkol-naya Pressa. C. 212—385. (In Russ.).
Stolina, T. V. 2002. Smyslozhiznennaya kontseptsiya i agressivnost' uchashchikhsya-podrostkov: avtoreferat dissertatsii .... kandidata psikhologicheskikh nauk. Sankt-Peterburg. 20. (In Russ.).
Veselov, A. P. 1961. Professionalnoye vospitaniye v SSSR: ocherki po istorii srednego i nizshegoproftekhobrazovanii. Moskva. 231. (In Russ.).