8. Radzikhovskij L.A. Vospitanie chuvstva sotsialnoj otvetstvennosti u podrostkov / l.a.radzikhovskij // Psikhologicheskie usloviya formirovaniya sotsialnoj otvetstvennosti shkolnikov. M., 1987. 2. S. 43-48.
Иргит Елена Ломбуевна - к.п.н., доцент кафедры педагогики ТувГУ, г. Кызыл.
Попова Алена Николаевна - сотрудник отдела социальной защиты и воспитательной работы ТувГУ, г. Кызыл.
Irgit Elena - Candidate of Pedagogy, associate professor of Pedagogy Department of Tuvan State University.
Popova Alena - office-worker of social security and educational work Department of Tuvan State University.
УДК 378(571.52)(04)+378.180.6.1.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Комбу А.С.
КПИ Тувинского государственного университета
SOCIALIZATION OF COLLEGE KIDS IN STUDYING AT HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT
Kombu A.
Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State Universiy, Kyzyl
В данной статье описаны сущность, факторы, направления, условия социализации студентов в процессе обучения в вузе. Изучены критерии социализированности студентов. Приведены результаты эмпирического исследования уровня социализированности студентов.
Ключевые слова: социализация студентов, социализированность студентов, факторы социализации студентов, направления социализации студентов, критерии социализированности студентов, уровень социализированности студентов.
This article describes the essence, factors, trends, conditions of socialization of students in the learning process at the University. The criteria of student socialization are studied. The results of empirical research of a level of student socialization are given.
Key words: socialization of students, student socialization, the factors of socialization of students, tendency of socialization of students, criteria of student socialization, the level of student socialization.
В условиях трансформации российского общества изучение проблем социализации студенческой молодежи имеет важное теоретическое и практическое значение.
Для сохранения стабильности и дальнейшего развития общества необходимо формирование такой личности, которой присущи активность, социальная мобильность, профессиональная компетентность, высокая способность адаптироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений,
ответственность, способность к интеллектуальному поиску и другие качества и свойства личности, определяемые современной реальностью.
Именно вузы как институты социализации могут обеспечить подготовку специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных обществом.
Однако, по мнению ряда авторов, в основе устоявшейся практики воспитания в вузе содержатся формализованные процедуры, служащие для передачи традиционных или заимствованных идеалов. Формализация выхолостила живую практику воспитания, и она перестала быть эффективным каналом ввода молодых людей в основные практики жизнедеятельности общества [1, с. 143]. Снизилось значение образования как социокультурного механизма социализации личности, ее включение в систему общественных отношений и самостоятельного воспроизводства этих отношений.
Несомненно, социализация является одной из важнейших функций социально-воспитательной среды вуза, которая должна предоставлять различные возможности для саморазвития и самореализации [2, 13]. Однако работа по социализации абитуриентов уже давно осуществляется в вузах не в достаточном объеме [3].
Под воздействием массовизации высшее образование теряет качество своей деятельности, перестает быть фундаментальным. Нормой становится выпуск вузами морально неукорененных и социально безответственных людей [4]. Очевидной является необходимость строить воспитательный процесс по-новому.
Социализация - самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентаций, своего стиля жизни, социального опыта.
Как и каждый процесс, социализация имеет свой результат. В научной литературе встречаются разные названия результата социализации («воспитанность», «социальное самоопределение», «социальность» и т.д.) Наряду с обозначенными категориями, большинство ученых в качестве результата социализации человека представляют его социализированность (социализованность). Анализ теоретических основ социализации и видов социализированности подробно рассмотрен автором в более ранней работе [5].
Социализация в высшей школе, по мнению М.М. Шульга, является наиболее значимым звеном в системе образования: «потенциально способная обеспечить формирование нового типа личности, оптимально соответствующего современному этапу общественного развития». «Социализация студенческой молодежи в период обучения в высшем учебном заведении - это процесс познания, освоения и усвоения студентом специфических социально-профессиональных ролей, норм и ценностей, выработанных и принятых в обществе, в конкретном высшем учебном заведении, необходимых для выполнения будущих социальных и профессиональных функций специалиста и формирование на этой основе определённого социального типа личности как системы её социально и профессионально-важных качеств» [6, с. 114].
На основе анализа работ отечественных учёных М.С. Сокова предлагает понимать социализацию студенческой молодежи как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, процесс активного
воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [7, с. 24].
Исследователь М.М. Шульга выделяет макро-, мезо-, микрофакторы социализации в высшей школе [6, с. 116]. В группу факторов макроуровня входят глобальные тенденции развития человечества, особенности конкретно-исторического этапа развития определенного общества, соответствующие декларируемые и реально существующие ценностные идеалы и нормы в сфере образования. Макрофакторы определяют общую направленность развития высшего образования.
К группе факторов среднего уровня (мезоуровня) она относит региональные особенности высшего образования, представляющие собой этническую, конфессиональную, территориальную культурную среду, накладывающую отпечаток на функционирование высшей школы в различных регионах страны, а также те динамические процессы, которые происходят в самой системе высшего образования: особенности организации учебно-воспитательного процесса, преподавательский состав вуза, культурная среда конкретного учебного заведения.
К факторам микроуровня относятся влияние преподавателей как основных агентов социализации, внутригрупповые и межличностные, формальные и неформальные отношения в процессе осуществления образовательной деятельности, влияние субкультурных групп.
Социализация в вузе осуществляется в два этапа. Первый этап социализации студентов (1 -2 курсы) представляет собой процесс адаптации индивидов к специфике образовательной деятельности в высшей школе. Второй этап социализации студентов (3-5 курсы) определяется доминантой профессиональной специализации [6, с. 118].
В рамках современной высшей школы реализуются направления социализации: образовательная, профессиональная и общественная.
В соответствии с предложенной схемой направлений социализации выделяются следующие критерии: интеллектуальность, предрасположенность действовать определенным образом в процессе трудовой деятельности. Критерии общественной социализированности рассматриваются на двух уровнях: базисном и активном. Базисный уровень включает в себя систему ценностных ориентаций студентов. Критериями активного уровня общественной социализированности студентов выступают ряд следующих социальных качеств:
• конформность, включающая в себя законопослушность и ответственность;
• толерантность;
• интеллигентность;
• критическое мышление;
• мобильность как готовность к постоянному самосовершенствованию;
• самостоятельность [6, с. 120].
Для стимулирования социализации студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде можно использовать модель, основанную на личностно-ориентированном подходе. Она состоит из двух блоков:
1. Социокультурная среда образовательного учреждения, состоящая из нравственно-психологической атмосферы, воспитательно-образовательной деятельности, поведения ее участников (педагогов и студентов) и воздействия
педагогов с целью формирования духовно богатой, социально интегрированной и профессионально подготовленной личности студента.
2. Студенческая молодежь, имеющая свою структуру, различающуюся по уровню освоенности социальных компетенций, по принадлежности к субкультурным образованиям (формальным или неформальным) и в свою очередь, состоящая из студентов с их индивидуальными особенностями и склонностями [8].
Со стороны социокультурной образовательной среды идет социально-педагогическое воздействие на студенческую молодежь с целью стимулирования социализации студенческой молодежи. В свою очередь, социализированная личность характеризуется наличием следующих социальных компетенций:
- мировоззренческих;
- коммуникативной;
- овладение культурой общества;
- духовность и гражданственность;
- мотивация к обучению;
- опыт социального поведения [8].
Кроме того, важны психолого-педагогические условия, которые наилучшим образом способствовали бы социализации студенческой молодежи. В качестве таковых выступают следующие [8]:
1) создание среды в вузе, стимулирующей социализацию;
2) направленность учебно-воспитательного процесса на личностно-ориентированный подход.
Главное для педагогов - предоставление студенту возможности самостоятельного выбора. Студенты нуждаются в индивидуализации воспитания и обучения, ломке привычных стереотипов и стандартов, ориентированных на усредненных, среднестатистических индивидов. Учебная работа должна быть напряженной, интенсивной, но обязательно творческой. В итоге конечный результат, как отмечает А.В. Мудрик, должен оцениваться не по тому, как удалось передать молодым знания и умения, а как подготовили их к самостоятельным действиям и умению принимать решения в нестандартных условиях [9].
Беккер И.Л. и Журавчик В.Н. выделили следующие основные направления социализации студентов в образовательном пространстве вуза [1, 145].
1. Формирование у молодых людей целостного научно обоснованного и гуманистического мировоззрения, основой для которого должны стать:
- широкий естественнонаучный и гуманитарный кругозор;
- эковалеологическая культура.
2. Воспитание духовно-нравственной сферы. В рамках этого направления одним из очевидных приоритетов является формирование нравственной и правовой культуры молодых людей, преодоление скептицизма и нигилизма.
3. Развитие у молодых людей способности к эффективному межличностному общению и взаимодействию в социально значимых видах деятельности, прежде всего в трудовой, профессионально-производственной. Для достижения успеха в этой сфере жизни необходимы такие качества как целеустремленность (способность к концентрации волевых усилий), прагматичность (трезвость) мышления.
Центральным педагогическим инструментом, как считает О.В. Буховцева, способным повысить эффективность социализации студентов 1 -го курса, может стать антропоориентированная практика кураторства [10, с. 104]. Это разработка новых средств и технологий реализации таких жизненных и образовательных ситуаций, в которых возможно личностное и профессиональное самоопределение, обретение субъектности, формирование и развитие качеств, способствующих эффективной социализации студентов.
Указанный исследователь перечисляет следующие показатели и критерии социализированности студентов: принятие других (адекватный уровень принятия других); тревожность (оптимальный индивидуальный уровень тревожности); социальная эмпатия (адекватный уровень эмпатических тенденций); коммуникабельность (умение устанавливать реальные контакты со сверстниками и взрослыми и умение регулировать межличностные отношения); сформированные мотивы учебной деятельности (наличие устойчивой внутренней мотивации к деятельности); способность к адаптации (адекватный уровень адаптивности). Очевиден факт того, что в научной литературе нет единого мнения насчет показателей и критериев социализированности студентов.
Исследование уровня социализированности студентов проводилось на базе Кызылского педагогического института. Выборку составили 78 респондентов, которые являлись студентами 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование» (29 человек), 3 курса направлений подготовки «Психолого-педагогическое образование» и «Социальная работа» (22 человек), 5 курса специальности «Социальная педагогика» и «Педагогика и психология» (27 человек). Можно предположить, что чем выше курс, тем лучше показатели социализированности студентов.
Цель эмпирического исследования - выявить и сравнить уровень социализированности студентов разных курсов. Для выявления уровня социализированности была использована анкета М.И. Рожкова.
Общие результаты всех респондентов представлены на диаграмме 1, где видно, что большая часть студентов, имея высокий уровень социальной активности, недостаточно адаптированы в обществе, не автономны в своих суждениях и поведении и приверженность к гуманным ценностям (нравственность) сформировано на среднем уровне.
Диаграмма 1
Общие результаты студентов
80% 60% 40% 20°% 0%
■ Высокий
■ Средний
■ Низкий
Тувинский государственный университет
Далее были проанализированы данные по курсам. Результаты респондентов 1 курса (29 человек) (рис. 2) свидетельствуют, что у них в основном преобладает средний уровень социальной адаптированности, социальной автономности и нравственности. Примечательно, что у данной группы респондентов преобладает высокий уровень социальной активности, чего на других курсах не наблюдается.
Диаграмма 2
Данные респондентов 1 курса Высокий Средний Низкий
Адаптированное 27,50% 65,50% 6,80%
Автономность 31% 62% 6,80%
Активность 58,60% 37,90% 3,40%
Нравственность 44,80% 48,20% 6,80%
Для изменения диапазона данных диаграммы перетащите правь
На диаграмме 3 представлены результаты респондентов 3 курса. У большинства респондентов 3 курса по всем показателям социализированности выявлен средний уровень. Хотелось бы отметить, что по показателю социальной активности высокий уровень наблюдается у 40% испытуемых. Удивителен тот факт, что доля студентов 3 курса, имеющих низкий уровень адаптированности, автономности, активности и нравственности больше в 2 раза, чем у респондентов 1 курса. Получается, что доучившись до третьего курса, данные студенты недостаточно адаптированы, не автономны, также пассивны и имеют неправильные нравственные убеждения.
Диаграмма 3
Данные студентов 3 курса
У респондентов пятого курса (диагр. 4) также преобладает средний уровень по всем показателям. Однако у них высокий уровень преобладает по нравственности. Этого в других группах не было выявлено.
Диаграмма 4
Данные студентов 5 курса
70,00% 60,00% 50,00%% 40,00°% 30,00%% 20,00% 10,00% 0,00%
62,50%
62,50%
Ш50% 45,850¥°% ■ ^
« 16,60%20,80% 12,50%
0
>Р
л;
Л?
Л?
высоким средний I низкий
Для того чтобы увидеть возможную динамику изменений показателей в процессе обучения, были отдельно проанализированы показатели социализированности на разных курсах.
Диаграмма 5
Показатели социальной адаптированности
5 курс 3 курс 1 курс
0,00%
1
-29,10% 62,50% 8,30%
24% 60% 16%
27,50% 65,50% 6,80%
высокий средний низкий
50,00%
100,00%
Показатели социальной автономности
Диаграмма 6
5 курс 3 курс 1 курс
16,60%
62,50%
20,80%
28%
60%
12%
31%
62%
6,80%
0%
50%
100%
высокий средний I низкий
Диаграмма 7
Показатели социальной активности
5 курс 3 курс 1 курс
37,50%
50%
12,50%
40%
56%
4%
58,60%
37,90% 3,40
%
I высокий средний низкий
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%
Диаграмма 8
Показатели нравственности (приверженность к гуманным ценностям)
5 курс
3 курс
1 курс
45,80%
54,20%
24%
64%
12%
44,80%
48,20%
6,80%
высокий средний низкий
0,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%
Данные диаграмм 5, 6, 7, 8 говорят, что предполагаемой динамики изменений компонентов социализированности в лучшую сторону не происходит. Напротив, у респондентов 3 и 5 курсов по социальной адаптированности, показатели по автономности и активности ниже, чем у 1 курса. Количество респондентов имеющих низкий уровень по указанным компонентам больше. Хотелось бы отметить, что у респондентов 5 курса вообще не был выявлен низкий уровень по нравственности, но зато у них увеличился количество респондентов с низким уровнем автономности и активности.
У респондентов 3 курса по сравнению с другими курсами значительное число людей с низким уровнем по нравственности и больше по социальной адаптированности. Иначе говоря, предположение о том, что показатели социализированности у студентов улучшаются с каждым годом обучения, не получило подтверждения. Это можно объяснить индивидуальными качествами самих студентов или (и) неправильной организацией воспитательной среды в вузе. Последнее можно улучшить через следующие мероприятия: первое, разработка, принятие и введение в практику программы антропоориентированного кураторства с целью оптимизации процесса адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе, развитию личностных качеств студентов старшего курса. Второе, создание и
реальное функционирование разных по направленности кружков, клубов, отрядов, секций с целью вовлечения максимального количества студентов в разнообразные формы социальной активности (волонтерство, благотворительность и другие добровольные общественные организации).
Библиографический список
1. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Проблема социализации студенческой молодежи в современных условиях // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского: общественные науки. № 12 (16). 2009. С. 141-151.
2. Андреева T.M. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник MTO. Серия 14. Психология. 1997. №4. С. 31.
3. Букин В. П. Социализация молодежи в современном российском обществе: региональный аспект// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Социология. 2009. № 2 (10). С. 122-130 // http:www.cyberleninka.ru дата последнего обращения 19.05.2014
4. Андреева T.M. Социальная психология. M.: Аспект-пресс, 1997.
5. Комбу А.С. О социализированности студентов вуза (на примере студентов ТувГУ) // Вестник ТувГУ. Педагогические науки. 2013. №3. С. 12-21.
6. Шульга M.M. Особенности процесса социализации в высшей школе // Вестник Томского государственного университета. №287. 2005. С. 114-120.
7. Сокова M.Q Теоретические основы исследования социализации студенческой молодежи в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Вестник Военного университета. 2011. № 2 (26). С. 21 - 25.
8. Эррера ЛМ. Стимулирование социализации студенческой молодежи в социокультурной образовательной среде (личностно-ориентированный подход) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) №4. Т. 8. 2011. // http:www.cyberleninka.ru Дата последнего обращения 19.05.2014
9. Myдрик А.В. Социализация вчера сегодня: учебно-методическое пособие - M.: Mосковский психолого-социальный институт, 2006. 431 с.
10. Буховцева О.В. Антропопрактика кураторства как возможность повышения эффективности социализации студентов 1-го курса // Педагогическое образование и наука, 2013. № 3. С.104-107
11. Mилëхин А.В. Феномен «Социализации» в представлении субъектов образовательного процесса // Психологическая наука и образование, 2012. №2. С. 59-69.
Bibliograficheskij spisok
1. Bekker I.L., Zhuravchik V.N. Problema sotsializatsii studencheskoj molodezhi v sovremennykh usloviyakh // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo: obschestvennye nauki. 12 (16). 2009. S. 141-151.
2. Andreeva G.M. Uroven sotsialnoj stabilnosti i osobennosti sotsializatsii v starshem shkolnom vozraste // Vestnik MGU. Seriya 14. Psikhologiya. 1997. 4. S. 31.
3. Bukin V. P. Sotsializatsiya molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: regionalnyj aspekt// Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. sotsiologiya. 2009. 2 (10). S. 122-130 // http:www.cyberleninka.ru data poslednego obrascheniya 19.05.2014
4. Andreeva G.M. Sotsialnaya psikhologiya. M.: Aspekt-press, 1997.
5. Kombu A.S. O sotsializirovannosti studentov vuza (na primere studentov tuvgu) // Vestnik TUVGU. Pedagogicheskie nauki. 2013. 3. S. 12-21.
6. Shulga M.M. Osobennosti protsessa sotsializatsii v vysshej shkole // Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 287. 2005. S. 114-120.
7. Sokova M.S. Teoreticheskie osnovy issledovaniya sotsializatsii studencheskoj molodezhi v protsesse podgotovki k professionalnoj deyatelnosti // Vestnik voennogo universiteta. 2011. 2 (26). S. 21 -25.
8. Errera L.M. Stimulirovanie sotsializatsii studencheskoj molodezhi v sotsiokulturnoj obrazovatelnoj srede (lichnostno-orientirovannyj podkhod) // Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal) 4. T. 8. 2011 // http:www.cyberleninka.ru data poslednego obrascheniya 19.05.2014
9. Mudrik A.V. Sotsializatsiya vchera segodnya: uchebno-metodicheskoe posobie - M.: Moskovskij psikhologo-sotsialnyj institut, 2006. 431 s.
10. Bukhovtseva O.V. Antropopraktika kuratorstva kak vozmozhnost povysheniya effektivnosti sotsializatsii studentov 1-go kursa // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2013. 3. S.104-107
11. Milkhin A.V. Fenomen "Sotsializatsii" v predstavlenii subektov obrazovatelnogo protsessa // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2012. 2. S. 59-69.
Комбу Айлан Сергеевна - старший преподаватель кафедры педагогики КПИ Тувинского государственного университета, E-mail: ailan-kombu@yandex.ru.
Kombu Aylan -Senior Lecturer, Department of Pedagogy Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, e-mail: ailan-kombu@yandex.ru.
УДК 378(571.52)(04):362.73
ДОМИНИРУЮЩИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ-СИРОТ (на примере студентов Кызылского педагогического института)
КомбуА.С., ФроколА.С.
КПИ Тувинского государственного университета
THE DOMINANT COPING STRATEGIES OF ORPHAN-STUDENTS (for example, students of the Kyzyl pedagogical Institute)
Kombu A., Frokol A.
Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State Universiy, Kyzyl
В статье раскрываются понятия копинга, стратегии копинг-поведения студентов. Также представлены результаты эмпирического исследования доминирующих стратегий студентов-сирот, обучающихся в Кызылском педагогическом институте.
Ключевые слова: копинг-стратегии, совладание, студенты-сироты, стратегия разрешения проблем, стратегия поиска социальной поддержки, стратегия избегания.
The article reveals the concept of coping, strategies of the students coping behavior of. As well the results of the empirical study of dominating strategies of orphan students studying at Kyzyl Teacher Training Institute are presented.
Key words: coping strategies, control, orphan-students, the strategy of problem solving, the search strategy of social support, avoidance strategy.
Постоянно усложняющиеся условия современной жизни, неустойчивость и непредсказуемость социальных процессов предъявляют все более высокие требования к способности человека преодолевать жизненные трудности. Выработка широкого спектра эффективных способов и стратегий разрешения трудных ситуаций, формирование навыков их гибкого и адекватного использования повышает позитивный потенциал личности, развивает ее психологическую устойчивость.