Плотникова Е.Е.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема состояния здоровья детей и подростков за последние годы приобрела настолько трагический характер, что стала волновать не только врачей и педагогов, о ней заговорили представители широкой общественности и политики. Около 80% первоклассников поступают в школу, уже имея нарушения состояния здоровья. Одним из реальных средств изменения данной ситуации является туристско-краеведческая деятельность.
Особую актуальность туристско-краеведческое направление приобретает в свете требований ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности школьников [1].
В силу своей специфики туризм имеет большой оздоровительный потенциал. Школьный туризм тесно связан с краеведческой работой, т.е. с углубленным изучением истории, культуры и природы родного края - своей малой родины, в процессе походов. Туристско-краеведческая деятельность - это не только уникальное оздоровительное направление внеурочной деятельности детей и подростков, но и важнейшее средство их культурно-патриотического воспитания. Более того, в наше сложное время, когда многократно возросла опасность террористических актов, техногенных и природных катастроф, возможно и даже необходимо, использование возможностей туризма для подготовки специалистов, работающих в условиях экстремальных ситуаций [7].
Возрастающая отчужденность между людьми порождает необходимость применять педагогический потенциал туристско-краеведческой деятельности для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений у подрастающего поколения.
Таким образом, данные положения дают основания утверждать, что турист-ско-краеведческая деятельность обладает огромным психолого-педагогическим потенциалом для успешной социализации подростков. Вышеизложенными причинами было мотивировано создание коллективом педагогов клуба «Юный турист» (г. Борисоглебск) и автором настоящего исследования комплексной программы социализации подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности «Ветер странствий».
Содержание программы предполагает активное участие в спортивной, турист-ско-краеведческой, оздоровительной, познавательной деятельности детей и их родителей. Отличительной особенностью программы является расширение содержания традиционных образовательных программ. Например, включение раздела «Творческая мастерская» привлекает внимание к проблеме семейного туризма, к возможностям использования потенциала туристско-краеведческой деятельности во взаимодействии 62
с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Предпринимается попытка решения вопроса подготовки педагогических кадров, готовых и способных к организации туристско-краеведческой деятельности обучающихся в современных условиях.
Основная цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности.
Поскольку туристско-краеведческая деятельность выступает в качестве одного из важных средств оздоровления, обучения, воспитания школьников, разумного использования свободного времени и их успешной социализации, программа «Ветер странствий» направлена на решение следующих основных задач: освоение подростками специальных знаний по вопросам туризма, краеведения; воспитание патриотизма, экологической культуры; укрепление здоровья воспитанников, формирование здорового образа жизни; развитие творческих способностей подростков.
Структурно комплексная программа социализации подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности «Ветер странствий» представлена тремя взаимосвязанными блоками.
1 блок - образовательный включает образовательные программы для школьников по ТКД:
- Программа «Путешественник»;
- Программа «Юные судьи туристских соревнований»;
- Программа летнего отдыха «Войди в мир путешествий».
2 блок - социально-проектной деятельности - представлен социально значимыми проектами, реализующимися силами педагогов, методистов, воспитанников и их родителей:
- Проект «В одной связке»;
- Проект «Раздвигая горизонты»;
- Проект «Покорение Эльбруса: начало маршрута в нашем дворе».
3 блок - методический - обеспечивающий эффективную реализацию первых двух блоков, включает в себя:
- Программу подготовки педагогических кадров для организации туристско-кра-еведческой работы;
- Методические рекомендации по проведению учебных занятий;
- Методические рекомендации по организации и проведению массовых мероприятий.
Значимое преимущество туризма состоит в возможностях активного, широкого эмоционального познания воспитанниками окружающей действительности. Великий отечественный педагог К.Д. Ушинский записал в своем дневнике: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье» [8].
Рассмотрим представленные блоки комплексной программы подробнее. Образовательный блок включает в себя программы «Путешественник», «Юные судьи туристских соревнований», программу летнего отдыха «Войди в мир путешествий».
Программа «Путешественник» рассчитана на школьников 14-16 лет, как для маль-
чиков, так и для девочек независимо от базовой подготовки. Время, отведенное на реализацию программы составляет 4 года.
Цель программы: создание оптимальных условий для самореализации и развития школьников, воспитания позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-кра-еведческой деятельности.
В объединение приходят ребята с различной подготовленностью к занятиям туризмом, поэтому во главу учебно-воспитательного процесса ставятся принципы дифференциации, индивидуализации и преемственности. Реализации данных принципов способствуют ведение индивидуальных карт обучающихся, личных книжек мастерства, организация наставничества.
Наиболее важными в обретении и формировании навыков у юных туристов являются следующие разделы: основы туристской подготовки, топография и ориентирование, начальная судейская подготовка. Особая роль отводится разделу общая и специальная физическая подготовка, главная направленность которого заключается в укреплении здоровья воспитанников, в развитии умения преодолевать трудности. В процессе освоения программы акцентируется внимание на пропаганде здорового образа жизни, формировании устойчивого неприятия вредных привычек, ориентирование ребенка на самостоятельные физические занятия.
Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края, невозможно путешествовать, не познавая окружающий мир. Педагогам хорошо известно, что фундаментом патриотизма является любовь к своей малой родине, к её людям и природе. Неслучайно практически все выдающиеся педагоги прошлого (А.С. Макаренко, Д.Д. Семенов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский и др.), а также современные ученые (Н.В. Бушманова, А.В. Даринский, П.И. Истомин, Б.М. Суртаев, Т.В. Уско-ва, Л.Ю. Юркина и др.) в своих теоретических положениях и педагогической практике неизменно обращались к школьному краеведению. Поэтому шестая часть от общего количества учебных часов программы отводится на разделы «Краеведение» и «Природа родного края. Основы экологического поведения».
Особое место в программе «Путешественник» отводится проведению походов от однодневных до категорийных. Я.А. Коменский завершением своей школьной системы считал обязательное участие детей в путешествиях [6]. В походах проходят проверку и закалку такие важные морально-волевые качества личности, как: честность, скромность, организованность, дисциплинированность, смелость, решительность, отзывчивость, принципиальность, дружба, ответственность, трудолюбие. В походе обучающиеся находятся в таких условиях, когда каждый из них оказывает помощь своему товарищу, одновременно принимая помощь от него. Здесь удовлетворение личной потребности сливается с выполнением общественной обязанности, всё это делается добровольно под влиянием внутренней потребности молодого человека действовать сообща в условиях простора для его инициативы и самостоятельности.
Дисциплинированное поведение школьников в походе - это не слепое послушание, а сознательное, активное стремление каждого участника к выполнению своего долга перед коллективом. На этой основе возникают отношения товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, соподчинения, руководства и контроля. Если
общественная деятельность в школе формирует в основном нравственные понятия и представления, то туристско-краеведческая деятельность обучающихся служит основой для закрепления позитивных стереотипов поведения.
Клуб ежегодно проводит городские соревнования, на которых сталкивается с проблемой судейства на этапах. Для решения данной проблемы разработана программа «Юные судьи туристских соревнований».
При создании программы были проанализированы типовые программы: Ю.С. Константинова «Юные судьи туристских соревнований» [2], А.Г. Маслова «Юные инструкторы туризма» [3] и др., предполагающие двухлетний срок освоения и не предусматривающие участие школьников в туристских соревнованиях.
На наш взгляд, качественная подготовка квалифицированных судей из числа школьников будет обеспечена посредством увеличения объема часов на изучение образовательного курса; собственного участия воспитанников в соревнованиях в качестве участников, а затем только в роли судей.
Исходя из данных оснований программа «Юные судьи туристских соревнований» рассчитана на 3 года обучения. Первый и второй год обучения предполагают преподавание основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских соревнований в качестве участников. Только на третьем году обучения вводится специализация в судейской подготовке. После окончания данных курсов воспитанники могут продолжить обучение в объединении «Инструктор школьного туризма».
Обучение детей в туристско-краеведческом объединении по программам «Путешественник» и «Юные судьи туристских соревнований» реализуется посредством трёх взаимосвязанных этапов. На каждом из них решаются свои специфические задачи:
I этап - информационно-познавательный (1 год обучения). Обучающиеся в этот период овладевают основами туристских и краеведческих знаний.
II этап - операционно-деятельностный (2-3 год обучения). На данном этапе формируются умения обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания педагога: разбивка бивака, приготовление пищи, проведение наблюдений и т.п.
III этап - практико-ориентированный (3-4 год обучения). Результатом его является овладение спецификой работы и практической деятельности по какой-либо туристской специальности (юный судья, младший инструктор).
В туристских походах особенно ярко раскрывается основной нравственный аспект подрастающего человека - сочетание личного и коллективного. Выполнение юными туристами постоянных и временных должностных обязанностей воспитывают такие нравственные качества, как: чувство долга, ответственность за порученное дело, исполнительность, обязательность, инициативность, самостоятельность [4].
Опираясь на вышесказанное, целью программы летнего отдыха «Войди в мир путешествий» является проведение зачетных летних походов.
Этапы реализации программы.
1. Начальный этап:
- создание материальной и методической базы для реализации программы;
- формирование туристической группы;
- выбор маршрута похода, составление сметы похода, подготовка туристского сна-
ряжения;
- проведение родительских собраний.
2. Основной этап:
- реализация программы.
3. Заключительный этап:
- диагностика и анализ результатов деятельности.
Исходя из целей и задач, образовательный процесс по вышеназванным программам реализуется посредством следующих методов:
- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах и т.д.);
- метод самореализации (самоуправление через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях);
- метод контроля (самоконтроль, контроль усвоения программы, роста динамики спортивных показателей);
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Перейдём к рассмотрению 2 блока комплексной программы социализации подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности «Ветер странствий» - блоку социально-проектной деятельности.
Структурное подразделение юных туристов реализует проект «В одной связке», целью которого является организация семейного активного отдыха (проведение совместных турпоходов детей с родителями).
Актуальность данного проекта обоснована тем, что процесс взросления детей неразрывно связан с нарастанием силы, разделяющей ребенка и родителей. Чем старше ребенок - тем больше времени он проводит вне семьи. Чем больше времени родители проводят без ребенка, тем больше вероятность непонимания между ними, разрушения семьи и попадания каждого из её членов в зону риска [5]. Для решения данной проблемы коллектив выдвинул предложение провести фестиваль палаточных семейных лагерей. Идея фестиваля - дать возможность его участникам - детям и родителям - вместе провести летние дни, чтобы позитивно оценить друг друга, сохранить и преумножить семейные традиции.
Не менее значимым является социальный проект «Раздвигая горизонты», нацеленный на организацию полевого туристского лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с внешним миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Особой проблемой является общение с живой природой инвалидов детства. Занятие детей с ограниченными возможностями здоровья туризмом в полевом лагере расширяет их жизненное пространство, позволят избавиться от комплексов и страхов, свойственных людям данного статуса.
Актуальным на современном этапе развития клуба является проект «Покорение Эльбруса: начало маршрута в нашем дворе», поскольку направлен на создание турист-кого полигона, крайне необходимого для проведения как учебных занятий, так и мероприятий, соревнований по спортивно-туристскому многоборью.
3 блок комплексной программы - методический - посвящен обеспечению эффективной реализации обозначенных образовательных программ и социально-педагогических проектов.
С целью повышения качества туристско-краеведческой деятельности авторским коллективом были разработаны методические рекомендации по проведению учебных занятий и методические рекомендации по организации и проведению массовых мероприятий.
Таким образом, в представленной программе социализации подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности «Ветер странствий» отмеченные блоки взаимосвязаны и реализуются комплексно.
Большое значение в достижении поставленной цели играет комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации предложенной программы.
Субъект-субъектное взаимодействие педагогов и подростков в процессе турист-ско-краеведческой деятельности выступают основой для возникновения благоприятного психологического климата в группах, выражающегося в сочувствии, доверии, взаимопонимании, поддержке. В качестве одного из конкретных проявлений субъект-субъектных взаимоотношений подростков и педагогов можно назвать создание дальней и ближней личностно и социально значимой перспективы в ходе занятий туристско-краеведческой деятельностью.
Многообразие способов включения подростков в процесс туристско-краеведче-ской деятельности, соответствующее их способностям, интересам и возможностям, обеспечивает создание и постоянное поддержание положительного эмоционального фона, на основе которого выстраивается продуктивное взаимодействие и межличностные отношения.
Организация ситуаций востребованности и возможностей для самоутверждения и самореализации позволяет подросткам обрести уверенность в себе, ощутить собственную значимость, скорректировать самооценку, научиться объективно оценивать своих товарищей и самих себя в различных жизненных обстоятельствах.
Различные, порой довольно сложные ситуации, появляющиеся в процессе ту-ристско-краеведческой деятельности, в которых подросткам нужно проявлять взаимную поддержку, осознанную дисциплину, разумную инициативу, взаимопонимание и обоснованную требовательность друг к другу, выступают основой для формирования чувства социальной ответственности. Целенаправленное формирование способности к глубокому осознанию значения и смысла собственной деятельности и деятельности своих товарищей, к рефлексии содействует развитию таких качеств, как: толерантность, объективность, доброжелательность.
Таким образом, туристско-краеведческая деятельность как вид внеурочной деятельности в школе, форма дополнительного образования и активного отдыха полезна каждому ребенку, способствует его успешной социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
2. Константинов, Ю.С. Организационно-педагогические условия туристско-крае-ведческой деятельности в образовательных учреждениях. М.: Логос, 2011. 191 с.
3. Маслов, А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 156 с.
4. Остапец, A.A. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001. 87 с.
5. Плотникова, Е.Е. Развитие познавательной активности детей в процессе реализации здоровьесберегающей функции материнской школы // Культура физическая и здоровье. 2011. №11. С.32-34.
6. Плотникова, Е.Е. Развитие познавательной активности ребенка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. №12. С.236-242.
7. Попова, Т.В. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних в российском обществе: история и современные реалии / Т.В. Попова, Н.В. Быстрова // Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 17.
8. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. 239 с.