ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.013.42
ББК Ч466.01 ГРНТИ 15.41.25 Код ВАК 13.00.01
Трубина Галина Филипповна,
кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет; 620144,
г. Екатеринбург, ул. 8-е Марта/Народной воли, 62/45; e-mail: [email protected].
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социализация личности; ключевые компетенции; социальные компетенции; школьники; компетентностный подход; социальное взаимодействие; социальный опыт; структура социальных компетенций; критерии социализации личности.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме социализации личности школьника. В качестве критериев социализации рассмотрены социальные компетенции, так как совершенствование педагогической системы в рамках компетентностного подхода делает актуальной задачу овладения учащимися методами самостоятельного получения знаний, ключевых, социальных, предпринимательских и других навыков для решения возникающих жизненных проблем. От того, как решается эта задача в образовательном процессе школы, зависит конкретный результат социализации. Рассмотрено содержательное пространство понятия «социализация» в рамках компетентностного подхода, который в отечественной педагогике начал доминировать с конца восьмидесятых годов ХХ века. Учеными дан анализ исследований группы социальных компетенций по отношению к различным областям знаний. В качестве базового определено такое понятие, как «социальная компетенция» и представлена точка зрения по данному аспекту таких ученых, как И. А. Зимняя, В. Н. Куницына, А. И. Субетто, А. В. Баранников, А. В. Хуторской. Автором дана собственная классификация социальных компетенций, которые выступают отдельной группой, направленной на формирование необходимого социального опыта, а не только общения. Обозначена структура социальных компетенций: их название, определение и поведенческие индикаторы. В качестве компетенций предпрофес-сиональной социализации личности названы: общещекультурные, ценностно-мировоззренческие, творческо-познавательные, предпрофессиональные и информационно-коммуникативные. Сфор-мированность этих компетенций выступает в качестве основных критериев социализации личности школьника наряду с такими показателями личности, как социальный опыт, уровень ее самосознания, удовлетворенность. Все предлагаемые группы компетенций содержат в себе социально ориентированный аспект и могут быть интерпретированы через региональные потребности: без какой-либо одной из них становление полноценной, социализированной личности, способной приносить пользу обществу, практически невозможно.
Trubina Galina Filippovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia.
SOCIAL COMPETENCIES AS THE CRITERION OF SOCIALIZATION OF THE PUPIL SCHOOL PERSON
KEYWORDS: socialization of a person; key competences; social competences; students; competence-based approach; social cooperation; social experience; structure of social competences; criteria of person's socialization.
ABSTRACT. The article is devoted to the problem of sudent's personality socialization. Social competencies are treated as socialization criteria, since the improvement of the pedagogical system within the competence approach emphasizes the task of self-learning of studdents to acquire the key social and business skills necessary to solve life problems. The result of socialization depends on the way this problem is solved in the educational process of school. The content of the concept of "socialization" is considered within the framework of the competence approach, which, in domestic pedagogy, began to dominate at the end of the 80-s. An analysis of the research of the group of social competencies by scientists in relation to various fields of knowledge is given. The basic definitions of the concept "social competence" are given by several Russian scholars: I.A. Zimnya, V.N. Kunitsyna, A.I.Subetto, A.V. Barannikov and A.V. Khutorskaya. The paper gives its own classification of social competences, which act as a separate group aimed at formation of the necessary social experience, and not just communication skills. The structure of social competencies is defined: the name of the competence, its definition and behavioral indicators. All the proposed groups of competences contain a socially-oriented aspect and can be interpreted through regional needs: without any one of them development of a qualified, socialized person capable of benefiting the society is almost impossible.
В условиях образовательного процесса в качестве критериев социализации можно рассматривать социальные компетенции, так как совершенствование педагогической системы в рамках компетентностного подхода делает актуальной задачу овладения учащимися методами самостоятельного получения знаний, ключевых, социальных, предпринимательских и других навыков для решения возникающих жизненных проблем. От того, как решается эта задача в образовательном процессе школы, зависит конкретный результат социализации. В соответствии с этим рассмотрим содержательное пространство понятия «социализация» в рамках компетентностного подхода, который, несмотря на широкое распространение на западе, в отечественной педагогике начал доминировать сравнительно недавно (конец 1980-х годов ХХ века).
Чаще всего компетентностным подходом оперировали в рамках профессионального образования (Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.), однако в последнее время область его применения значительно расширилась, и сейчас он используется и в русле общеобразовательной школы, что связано в первую очередь с внедрением новых образовательных стандартов третьего поколения, а также «Стратегии модернизации содержания общего образования», о чем говорит в своих работах апологет ком-петентностного подхода А. И. Зимняя [5].
По оценкам исследователей, компетентность в определенной области представляет собой «обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней» [6].
Компетентность, как отмечают педагоги, подчеркивает деятельностный характер полученного личностью образования [7], в нем отражен «такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций»[2].
Подобный подход позволяет превратить учебную деятельность в предмет усвоения [3]. Как видно из приведенного краткого анализа, понятия «компетентность», «компетентностный подход» тесно связаны с понятием «личностно ориентированный подход» через практическую составляющую последнего.
Наибольшую методологическую путаницу в свое время представляла собой проблема разграничения понятий «компетенция» и «компетентность» (о чем пишет,
например, А. В. Хуторской) [17], лишь в последние годы появилась относительная определенность в данном вопросе. Сегодня вполне определено, что компетентность понимается как «основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека» [5]. Таким образом, мы можем зафиксировать, что подчеркивается практико-ориентированная социально-профессиональная составляющая понятия, а само понятие характеризует профессиональную направленность полученного образования. Исходя из трактовки компетентности, приведенной А. И. Тимошенко («качество личности, определяющее успешность выполнения того или иного вида деятельности» [15]), можно говорить о некоторой распространенности так называемого «рыночного» подхода к интерпретации понятия, измеряемого, как это часто осуществляется в современной отечественной практике, через критерий «успешности». Расширение содержания понятия «компетентность» происходит за счет активизации таких компонентов образовательного результата, общей образованности личности, как мотивационная, этическая, социальная и поведенческая. В соответствии с принятой «Стратегией модернизации содержания общего образования» понятие «компетентность» включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д.» [12]. Кроме того, расширение понятия происходит также за счет включения в его структуру не только относительно узкого социально-профессионального компонента, но и компонентов широкого личностно-образовате-льного уровня - общей культуры, этики, коммуникативности и других социально важных личностных качеств, также объединяемых теперь понятием «компетенция».
Дж. Равен выделил следующие особенности компетенций: принципиальная незавершенность компетентности, подразумевающая необходимость постоянного подтверждения получаемых результатов за счет накопления опыта, самообразования в соответствии с динамикой социокультурной ситуации; а также кумулятивный характер (то есть взаимозаменяемость в случае отсутствия одних компетенций другими для успешного выполнения поставленных задач) [11]. Следовательно, при формировании развивающейся компетентности, как отмечают И. Д. Лельчицкий,
Н. С. Пурышева, необходимо всесторонне анализировать сложность процесса, в котором ценности, различные виды знаний и
© Трубина Г. Ф., 2017
умений формируются на различных этапах обучения; особенности индивидуальной траектории формирования определяются особенностями конкретной личности [9].
В педагогической науке в последние годы принято выделять несколько групп компетенций, формируемых на уровне среднего образования: ключевые (общекультурные), общеобразовательные, предметные (специальные) [14].
В качестве базового понятия определим такое понятие, как «социальная компетенция». В педагогическом словаре социальная компетенция определяется как навыки и способности, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе [10].
А. В. Хуторской вводит понятие социально-трудовой компетенции, совмещая нравственное становление личности с экономическим, семейным и трудовым. Под социально-трудовой компетенцией он понимает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения [17]. Вслед за А. В. Хуторским социально-трудовые компетенции стали выделять и А. К. Маркова, В. Н. Мясищев и др.
В отличие от них И. А. Зимняя считает, что все компетенции социальны в широком смысле этого слова, так как они вырабатываются и формируются непосредственно в социуме. Потому все компетенции социальны по своему содержанию и характеру проявления [4].
В более поздних работах И. А. Зимняя выделяет следующие группы социальных компетенций: компетенции человека как личности, субъекта деятельности (здоро-вьесбережения, ценностно-смысловой ориентации, интеграции, самосовершенствования и др.), компетенции социального взаимодействия (общения, взаимодействия), компетенции человеческой деятельности (познания, информации и др.) [5]. Данная классификация важна для нас с точки зрения выделения отдельной группой компетенций социального взаимодействия, которые И. А. Зимняя полагает наименее сформированными у современной молодежи [4]. В авторской классификации социальные компетенции также выступают отдельной группой, направленной на формирование необходимого социального опыта, а не только общения.
Более точное определение социальной
компетенции дает В. Н. Куницына, предполагая, что это система знаний о социальной действительности и о себе, сложных социальных умений и опыта взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях [8]. Данный автор относит социальную компетенцию к разновидности ключевых компетенций. В этой связи, обобщая зарубежный и отечественный опыт, рассмотрим существующие классификации компетенций и покажем возможное содержание социальных компетенций.
А. И. Субетто рассматривает социальную компетентность как «интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением» [13]
А. В. Баранников выделяет следующие группы компетенций: учебные; исследовательские; социально-личностные; коммуникативные; личностно-адаптивные; компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества [1].
Данная классификация не является точной, многие группы компетенций пересекаются, так, например, коммуникативные компетенции уже содержат в себе компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества, а социально-личностные компетенции не могут не включать в себя коммуникативные компетенции, поскольку последние являются основой первых.
Более близка к позиции автора классификация компетенций А. В. Хуторского, который закладывает в основу социальный опыт, направленный на повышение возможностей личности к социальной адаптации, социализации в социуме. При этом Андрей Викторович выделяет несколько групп социальных компетенций: ценностно-смысловые (способность обучаемого видеть и понимать окружающий мир, среду общения, формировать ценности, принимать на основе их взвешенные и обдуманные решения); общекультурные (познания в области общечеловеческой культуры, их применение в жизни и практической деятельности); учебно-познавательные (самостоятельная познавательная деятельность, творческий подход); информационные (умение получать, обрабатывать и критически воспринимать информацию, владение новейшими средствами информационных технологий); коммуникативные (умения и навыки общения, выстраивания отношений, владение языками); социально-трудовые (умения и навыки в области выстраивания трудовых
отношений, соблюдения прав и обязанностей как гражданина), компетенции личностного самосовершенствования (умение осваивать новые способы самосовершенствования, саморазвития и т. д.) [17].
Все перечисленные группы компетенций содержат в себе социальную природу и выступают «сквозными» в выработке практических навыков в любой сфере жизнедеятельности личности.
Таким образом, в контексте современной интерпретации компетентностного подхода под социальной компетенцией будем понимать способность воспроизведения усвоенного социального опыта для эффективного решения задач взаимодействия с обществом в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях на основе актуализации знаний и опыта в конкретной области жизнедеятельности.
Структура
Анализ существующих классификаций показал необходимость в уточнении и дополнении точки зрения А. В. Хуторского. Вслед за Андреем Викторовичем мы считаем необходимым выделить общекультурные, ценностно-смысловые и учебно-познавательные компетенции. Однако трудно согласиться с необходимостью формирования в школе социально-трудовых компетенций. Скорее, речь должна идти о профильном обучении и профинформировании учащихся, то есть предпрофессиональной подготовке и, соответственно, предпрофессиональ-ных компетенциях. Кроме того, на наш взгляд, в активно формирующемся информационном обществе нет смысла различать информационную и коммуникационную компетенции, они должны быть тесно связаны между собой (см. таблицу 1).
Таблица 1
компетенций
Название Определение Поведенческие индикаторы
Общекультурные Готовность применять знания общечеловеческой культуры в жизни и практической деятельности. Эрудированность, любовь к природе, целеустремленность, уважение к людям, ответственность, порядочность, вежливость, заботливость.
Ценностно-мировозренческие Способность и стремление в формировании самостоятельной жизненной позиции на основе общепринятых в обществе норм и ценностей. Патриотизм, чувство собственного достоинства, доброта, обязательность, бескорыстие, ответственность, самостоятельность, скромность, добросовестность, честность, самокритичность.
Творческо-познавательные Мотивация к творческому поиску, познанию и образованию на протяжении всей жизни. Впечатлительность, мечтательность, созидательность, открытость, целеустремленность, креативность, усидчивость, активность, внимательность, обучаемость, упорство, инициативность.
Предпрофес-сиональные Готовность получать определенную профессию, востребованную на рынке труда, и умение выстраивать оптимальную образовательную траекторию. Трудолюбие, эрудированность, исполнительность, упорство, добросовестность, ответственность, бережливость, дисциплинированность, самостоятельность.
Информационно-коммуникативные Способность к социальному взаимодействию, в том числе и на основе умения находить нужную информацию и эффективно ее использовать. Внимательность, уважение к людям, общительность, целеустремленность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, толерантность, решительность.
Все предлагаемые группы компетенций содержат в себе социально ориентированный аспект и могут быть интерпретированы через региональные потребности: без какой-либо одной из них становление полноценной, социализированной личности, способной приносить пользу обществу, практически невозможно.
На основе вышеизложенного в качестве основных критериев социализации будем считать сформированность общекультурных, ценностно-мировоззренческих, творче-ско-познавательных, предпрофессиональ-ных, информационно-коммуникативных социальных компетенций (см. таблицу 1), а также такие показатели личности, как со-
циальныи опыт, уровень ее самосознания,
удовлетворенность (см. рисунок 1).
Рис. 1. Критерии социализации личности в процессе обучения
Полагаем, что выстроенная модель социальных компетенций и обозначенные выше показатели будут способны определять результаты социализации личности в процессе получения знаний в образовательном учреждении.
Таким образом, в качестве критериев социализации личности школьника определены социальные компетенции (общекультурные, ценностно-мировоззренческие, творче-ско-познавательные, предпрофессиональ-ные, информационно-коммуникативные), которые в рамках компетентностного подхода делают актуальной задачу овладения уча-
щимися методами самостоятельного получения знаний и ключевых социальных навыков для решения различного рода жизненных ситуаций. Представленная структура социальных компетенций: название, определение и поведенческие индикаторы являются некой отправной точкой для социализации личности школьника. Все вышеназванные группы компетенций содержат в себе социально ориентированный аспект с учетом региональных потребностей рынка труда, что способствует в определенной мере воспитанию полноценной, социализированной личности, готовой приносить пользу обществу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранников А. В. Содержание общего образования. Компетентностный подход. - М. : ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
3. Громыко Ю. В., Давыдова В. В. Понятие и проект в теории развивающего образования / / Известия РАО. - 2000. - № 2. - С. 38-45.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
6. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 3-10.
7. Кузьменко Н. В. Содержание образования в контексте компетентностного подхода // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 4. - С. 274-277.
8. Куницына В. Н. Социальные стереотипы условие и продукт социализации. - Л. : Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1971. - С. 184-193.
9. Лельчицкий И. Д., Пурышева Н. С. Диссертационные исследования по педагогическим наукам: анализ тематики // Педагогика. - 2017. - № 3. - С. 37-48.
10. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.
11. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.
12. Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М. : Мир книги, 2001. - 104 с.
13. Субетто А. И. Ноосферное смысловедение / под науч. ред. проф., д.ф.н. Л. А. Зеленова. - СПб. -Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова ; Астерион, 2012. - 262 с.
14. Тимошенко А. И., Ишкова А. Э. К вопросу об исследовательской компетентности // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2010. - Вып. 8. - С. 265-270.
15. Тимошенко А. И. Компетенции и компетентности в образовании // Совет ректоров. - 2011. -№ 12. - С. 82-88.
16. Хуторской А. В. Проектирование нового содержания образования // Школьные технологии. -2006. - № 2. - С. 74-80.
17. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / / Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения : сборник науч. трудов / под ред. А. В. Хуторского. - М. : ГНУ ИСМО РАО, 2006. - С. 65-79.
REFERENCES
1. Barannikov A. V. Soderzhanie obshchego obrazovaniya. Kompetentnostnyy podkhod. - M. : GU VShE, 2002. - 51 s.
2. Bolotov V. A., Serikov V. V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noy programme // Peda-gogika. - 2003. - № 10. - S. 8-14.
3. Gromyko Yu. V., Davydova V. V. Ponyatie i proekt v teorii razvivayushchego obrazovaniya // Izvestiya RAO. - 2000. - № 2. - S. 38-45.
4. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obra-zovanie segodnya. - 2003. - № 5. - S. 34-42.
5. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo pod-khoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. - M. : Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialis-tov, 2004. - 42 s.
6. Kraevskiy V. V., Khutorskoy A. V. Predmetnoe i obshchepredmetnoe v obrazovatel'nykh standartakh // Pedagogika. - 2003. - № 2. - S. 3-10.
7. Kuz'menko N. V. Soderzhanie obrazovaniya v kontekste kompetentnostnogo podkhoda // Vestnik Pyati-gorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. - 2008. - № 4. - S. 274-277.
8. Kunitsyna V. N. Sotsial'nye stereotipy uslovie i produkt sotsializatsii. - L. : Izd-vo Leningr. un-ta, 1971. -S. 184-193.
9. Lel'chitskiy I. D., Purysheva N. S. Dissertatsionnye issledovaniya po pedagogicheskim naukam: analiz tematiki // Pedagogika. - 2017. - № 3. - S. 37-48.
10. Pedagogicheskiy slovar' : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / V. I. Zagvyazinskiy, A. F. Zakirova, T. A. Strokova i dr. ; pod red. V. I. Zagvyazinskogo, A. F. Zakirovoy. - M. : Akademiya, 2008. - 352 s.
11. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya. - M. : Kogi-to-Tsentr, 2002. - 396 s.
12. Strategiya modernizatsii soderzhaniya obshchego obrazovaniya : materialy dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obshchego obrazovaniya. - M. : Mir knigi, 2001. - 104 s.
13. Subetto A. I. Noosfernoe smyslovedenie / pod nauch. red. prof., d.f.n. L. A. Zelenova. - SPb. - Kostroma : KGU im. N. A. Nekrasova ; Asterion, 2012. - 262 s.
14. Timoshenko A. I., Ishkova A. E. K voprosu ob issledovatel'skoy kompetentnosti // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - Novosibirsk, 2010. - Vyp. 8. - S. 265-270.
15. Timoshenko A. I. Kompetentsii i kompetentnosti v obrazovanii // Sovet rektorov. - 2011. - № 12. -S. 82-88.
16. Khutorskoy A. V. Proektirovanie novogo soderzhaniya obrazovaniya // Shkol'nye tekhnologii. - 2006. -№ 2. - S. 74-80.
17. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy // Innovatsii v obshcheobrazovatel'noy shkole. Metody obucheniya : sbornik nauch. trudov / pod red. A. V. Khutorskogo. - M. : GNU ISMO RAO, 2006. - S. 65-79.