DOI: 10.12731/2218-7405-2016-1-15 УДК 316.74
развитие социальной компетентности
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБуЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕй ШкОЛЕ
Новикова А.А.
В статье раскрываются наиболее важные аспекты методологической проблемы определения социальной компетентности обучающегося в процессе социализации в высшей школе. В рамках психолого-социологического анализа механизма «социализации.» социальная компетентность осмысливается как основа успешности овладения и принятия личностью «новых социальных ролей» и формирования адекватных позитивных личностных характеристик. Социологический аспект конструкта социальной компетентности предполагает рассматривать ее в социальном контексте, который определяет успешность личности во всех сферах жизнедеятельности общества. Высокий уровень развитости социальной компетентности коррелирует с феноменом «самотрансцендентности», когда возникает потребность в позитивном преобразовании и стабильности общества, трансляции лучших личностных качеств, тем самым интенция формирования высокого уровня социальной компетентности личности в процессе социализации способствует сохранению стабильности общества и ее структуры.
В статье представлена структура социальной компетентности, диагностические методики; описывается авторская матрица диагностики и определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в образовательном пространстве высшей школы.
ключевые слова: социализация; социальная компетентность; самотрансцендентность; диагностирующие методики.
SOCIAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN HIGH SCHOOL STUDENTS'
SOCIALIZATION PROCESS
Novikova A.A.
The article reveals the most important methodological problem aspects of students' so-
cial competence definition in higher education socialization process. Within the framework of psychological and sociological analysis of «socialization» mechanism, social competence is interpreted as a basis for the person <s successful mastery and acceptance «new social roles» and for forming adequate positive personality characteristics. Sociological aspect of the social competence construct requires to consider it in the social context that determines the individual success in all society spheres. Social competence high level is correlated with the «samotranstsendentnost» phenomenon when there is a need for a positive society transformation, broadcasting the best personal qualities, thus the intention of forming of the individual's social competence high level in the socialization process helps to preserve the society stability and its structures.
The article presents the social competence structure and diagnostic methods; described author matrix of diagnosis and determination of students' social competence formed level in high school educational space.
Keywords: socialization; social competence; samotranstsendentnost; diagnostic methods.
Введение
Инновационные трансформации в образовании призваны осуществлять заказ личности, государства и общества, направленного на удовлетворение потребности в обеспечении социальной стабильности и процветание социума, успешной самореализации личности во всех сферах жизнедеятельности. Идеи компетентностного подхода в обучении, реализованные в Федеральных государственных образовательных стандартах являются адекватным решением системы образования на поставленные перед ней задачи.
В структуре ключевых компетентностей значительное место занимает социальное содержание компетенций, выражающееся в готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, в социальной адаптивности, мобильности [11]; развитии социально-значимых качеств и характеристик личности, необходимых для организации качественной продуктивной профессионально-общественной и личностной жизнедеятельности [3].
Цель
Автор статьи считает целесообразным рассматривать социальную компетентность как неотъемлемую составляющую процесса социализации личности, поскольку данный «конструкт» способствует успешному овладению и осмыслению новых «социальных ролей», определяет и формирует личностные характеристики.
Обзор источников
Понятие «социализация» имеет комплексных характер, в контексте анализируемого вопроса, к наиболее значимым областям научного знания целесообразно отнести социологические и психологические исследования. Здесь необходимо указать на соотношение научных интересов, которые выражаются в выявлении социализирующих функций непосредственного окружения человека как участника внутригрупповых и межгрупповых интеракций и отношений. Предметом интереса психологии являются коммуникационные и когнитивные процессы, эмоциональные реакции и т.д. Яркими представителями классических теорий, связанных с изучением социализации являются З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Ватерман, М. Шериф и др. [6, с. 107]. Социология, в свою очередь, выделяет «социальное» в «процессе социализации». Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии и принятые обществом системы норм и ценностей. В процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление, т.е. возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих. Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь и течение всей жизни индивида.
Значительный вклад в разработку теории социализации внесли такие классики социологии, как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид, И. Гофман, М. Кун, А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье и др. Классические теории Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона рассматривают процесс социализации как механизм усвоения социальных ролей и общепринятой культуры, норм, ценностей обеспечивающих сохранение общества и его социальной структуры [6, с. 108].
Изучение социологической и психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что социальная компетентность рассматривается многими учеными как основа процесса социализации личности, так как именно овладение социальной компетентностью способствует адекватному освоению и принятию новых социальных ролей. Социальная компетентность способствует успешности личности в системе интеракции: готовность и умение сотрудничать, вступать в контакты; предполагает комфортный уровень совместимости, гибкость мышления, поведения и открытость к инновациям [12, p. 117]; готовность личности к социальной ответственности за последствия своих действий. Представляется целесообразным рассматривать социальную компетентность как качественную характеристику процесса социализации обучающегося.
Уровень сформированности и развитости социальной компетентности определяет успешность жизнедеятельности как отдельно взятой личности, так и общества в целом. Высокий уровень развитости социальной компетентности позволяет индивиду не только успешно самореализоваться, вступать в интеракцию с другими членами общества, социальными микрогруппами, институтами, организациями, но и активизировать «самотрансценденцию», когда аккумулируется потребность личности в позитивном преобразовании общества, благотворной направленности на значимого «другого», возникает необходимость трансляции своей духовности, позитивного общественного взаимодействия, самосовершенствования, культурности, нравственности - т.е. проявления самых лучших личностных интенций [7, с. 114]. Тем самым социализация, успешно осуществляемая на основе сформированной социальной компетентности, определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую преемственность в его развитии.
В образовательном пространстве высшей школы осуществляется адаптация обучающихся к новым жизненным условиям, развивается новая форма социальной активности и самоопре-деления[2]. Индивид уже освоил процесс интериоризации и открыт для сбалансированной интеграции в систему общественных отношений, имеет определенный уровень сформированно-сти социальной компетентности, однако не совсем достаточный для успешной социализации в социуме. Поэтому одной из ведущих проблем современной высшей школы является построение такой системы образовательного пространства, которая оптимальным образом учитывала бы не только особенности профессионального становления специалиста, но и закономерности личностного развития, формирования социально-значимых компетенций студента.
Представляется, что в рамках внедренного компетентностного подхода в образовательное пространство высшей школы гуманистическая парадигма является эффективным фактором формирования таких социальных компетенций, как: приверженность здорового образа жизни (показатели физического развития, овладение культурой здоровья); учебно-образовательные способности (уровень освоения ключевых компетенций, уровень мотивации к учению, саморазвития, уровень самоорганизации учебной деятельности и др.); ценностные ориентации, коммуникабельность, гуманность, толерантность, адекватность самооценки, стремление к реализации внутреннего потенциала, гражданские качества, способность принимать решения и брать на себя ответственность, уровень развития самоорганизации и самодисциплины и др.); социальная устойчивость (уровень социальной адаптации и социализации, социальная мобильность и активность) [9]. Гуманистическая парадигма направлена на раскрытие, формирование и развитие личности обучающегося, тем самым способствует его успешной социализации в социуме.
В зарубежных глоссариях под социальной компетентностью понимается, как правило, приобретенная способность, включающая собственно компетентность и социальные навыки, применяемые в интеракции, то есть знание и владение социальными суждениями, эмпатией и сценариями коммуникации между людьми.
Единого принятого определения социальной компетентности нет, поэтому часто выделяют отдельные задачи, которые решаются с использованием данного конструкта: способность индивида эффективно и адекватно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается [13]; эффективность индивида в повседневном взаимодействии со своим окружением; способность пользоваться ресурсами социального окружения и личностными ресурсами с целью достижения хороших результатов [14]; способность эффективно участвовать в сложных межличностных взаимодействиях, понимая и используя других людей и др.
Проблематика компетентности человека в социальном взаимодействии также разрабатывается в рамках гуманистической и позитивной психологии (А. Маслоу, Дж. Роттер, Р. Райан, Р. Харре и др.). При этом учеными постулируется наличие у индивида стремления к обретению компетентности, продиктованного потребностями в саморазвитии, самодетерминации, признании и уважении со стороны окружающих [4, с. 247]. Социальную компетентность как признак социальной зрелости личности рассматривают Б.А. Жиганов, Н.В. Калинина, где акцентируется духовно-личностная составляющая личности, основывающаяся на условиях жизнедеятельности индивида и определяющая основные цели, задачи личностного развития [5, с. 7].
Р. Сельман относит социальный интеллект к тому элементу психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности. Он выделяет пять основных этапов развития такого интеллекта: досоциальную стадию, на которой ребенок еще не различает внутренние психологические и внешние физические принципы поведения; заканчивается эта стадия тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка; стадию дифференцировки внешнего и внутреннего мира, на который ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру «примерить» свою позицию; стадию понимания, взаимозависимости, взаимообусловленности разных целей поведения отдельных людей, благодаря чему структурируются представления о человеческом взаимодействии и они выстраиваются в систему; стадию социального развития, которая предусматривает осознание разных уровней человеческой близости и умение (или способность) учиться способам построения отношений на разных уровнях близости [15, p. 51].
Материалы и методы исследования
Социологические исследования связаны с изучением проявления «социальности», т.е. социального опыта индивида, определение факторов социальной компетентности личности. Социологические изыскания направлены на разработку механизмов ее формирования и развития, поиск и выработку критериев оценки социальной компетентности, включая определение уровней ее сформированности.
На основании анализа источников, считаю целесообразным определить социальную компетентность как интегрированную категорию, качественное новообразование, свойство личности, включающую в себя совокупность социальных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также социально-значимых качеств и характеристик личности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-общественной и личностной жизнедеятельности.
Базируясь на теории компетентностного подхода, разработанной Г. Халаж, В.И. Байденко, А.А. Вербицким, И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторским и др. автор статьи считает, что социальная компетентность включает в себя политическую и социально-экономическую, поликультурную, социально-коммуникативную, индивидуально-личностную, информационно-инструментальную компетентности, т.е. компетентности, овладение которыми обеспечивают успешность жизнедеятельности личности в социуме - «ключевые социальные компетентности». Личностные характеристики определяют успешность овладения личностью социальными компетентностями [8, с. 45].
Социальную компетентность можно представить в виде структуры, включающей функционально-содержательные компоненты и личностно-психологические характеристики (рис. 1). Ценностные ориентации( ценности, установки, система диспозиций); когнитивные способности(индивидуальность мышления, социальные знания, умения); поведенческий и эмоционально-волевые подсистемы(опыт; навыки общения, саморегуляции; культура поведения) способствуют овладению личностью социальными компетенциями (рефлексии) и определяют успешность ее социального развития.
На основании изучения источников и анализа феномена «социальная компетентность», автор приходит к выводу, что адаптивно-социализирующий компонент структуры социальной компетентности, включающий в себя общественно одобряемые нормы, правила поведения, а также интуитивное понимание социально-психологических механизмов его функционирования, может быть определен посредством выявления уровня развитости коммуникативной толерантности индивида.
Рис. 1. Структура социальной компетентности
Методики оценки эмоционального интеллекта личности позволяют выявить такие составляющие конструкта социальной компетентности, как: умение управлять своим эмоциональным состоянием и влиять на эмоции других, уровень эмпатии, мотивации и самомотивации. Поведенческий компонент может быть выявлен через изучение интерактивного потенциала индивида. Ценностно-смысловой компонент структуры социальной компетентности может быть выявлен с помощь методик определения убеждений, установок, ценностных ориентации и личностных качеств индивида[10, с. 136-137].
Для определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в вузе считаю целесообразным применять следующие диагностирующие методики, предварительно адаптированные к практике вузов: методику изучения жизнестойкости (опросник
жизнестойкости С. Мадди); методику личностного дифференциала ((ЛД) Д.А. Марьяненко); опросник самоорганизации деятельности; опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова); Тест на эмпатию В.В. Бойко; Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко; Тест рефлексии А.В. Карпова [1].
Результаты
С целью диагностики сформированных социально-психологических характеристик социальной компетентности обучающихся в высшей школе и определении динамики, автор данной статьи разработал собственный инструментарий. Авторская методика направлена на оценку следующих компетенций, как: «умение работать в команде», «мотивации, достижения», «уверенности в своих силах, действиях», «уровень самоконтроля, стрессоустойчивости», «умение принимать решения», «креативность, творчество», «коммуникативная компетенция», «социальная активность, понимание политического, социально-экономического развития», «потребность личностного роста, в самообразовании, саморазвитии», «взаимодействие с представителями других культур», «информационно-инструментальные умения», «личностные качества». Респонденту предлагается ответить на вопросы анкеты, которые способствуют выявлению уровня сформированности определенных компетентностей. Затем предлагается анкета «оценки сформированных компетенций глазами другого человека» из малой группы общения. Оценка уровня сформированности социальной компетентности конкретной личности обучающихся определяется на основании разработанной автором шкалы посредством выявления среднеарифметического значения результатов «тестирования» респондентов.
Авторская методика определения уровня развитости социальной компетентности личности А.А. Новиковой включает в себя анкету и шкалу определения уровня сформированности социальных компетентностей студентов. Динамика социальной компетентности обучающихся в вузе осуществляется посредством проведения диагностик на первом и последних курсах обучения. Более полная картина определения уровня развитости социальной компетентности личности складывается посредством матрицы сложения результатов диагностик социальной компетентности личности и «малой группы общения», а также результатов интервью или анкеты «мнение эксперта» (работодателя).
Результаты авторской методики позволяют ранжировать сформированные социальные компетенции по уровням: «высокий», «средний», «низкий».
Список литературы
1. Богачева Г.Г. Диагностика социальных компетенций и социальной компетентности учащихся основной школы. Мастер-класс. URL: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/8/8c/ Мастер-класс_Диагностика_социальной_компетентности_учащихся.pdf (дата обращения 18.01.2016).
2. Боденко Б.Н. К проблеме критериев уровней социальной компетентности обучающихся // Компетентность человека - новое качество результата образования: материалы XIII Всероссийского совещания. Кн. 2. М.: ИЦ ПКПС, 2004. С. 56-62.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. URL: http://metod. dvpion.ru/asp/article/download.asp?id=3 (дата обращения 25.12.2013).
4. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. М.: «Рефл-бук». К.: «Ваклер»,1997. C. 230-259.
5. Масягина Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов: Автореф. дис... канд.пед.наук. Астрахань, 2008. 24 с.
6. Махиянова А.В., Фахрутдинова А.Ф. Специфика применения классических теорий идентификации и социализации к анализу современных тенденций. Вестник ЧГУ, 2010. № 31 (212). Философия. Социология. Культурология. Вып. 19. С. 106-109.
7. Мехришвили Л.Л. Социальная политика: концептуальные подходы. Тюмень: ТюмГНГУ, 2006. 226 с.
8. Новикова А.А. Формирование социальной компетентности студентов в современных условиях: монография. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014.120 с.
9. Новикова А.А. Гуманизация высшей школы как фактор формирования личности обучающихся: монография. Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. 173 с.
10. Пушкарева Т.Г. Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011. №13. С. 135-140.
11. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe: report of the Symposium Berne, Switzezland 2730 March, 1996. Council for Cultural Co- operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strsburg,1997. 72p. URL: http://eric.ed.gov>?id=ED407717(дата обращения 23.06.2015).
12. Rose-Krasnor L. // Social Development. 1997. Vol. 6, №1, pp. 112-135.
13. Spivac G. The cognition of social adjustment: Interpersonal cognitive problem-thinking. New York: Plenum, vol. 5, 1982, pp. 323-372.
14. Ulrich R., Ulrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer Störungen. Das Assertiveness-Trainings-Programme ATP. München: Pfeiffer, 1980.
15. Selman R.L. The growth in interpersonal understanding. N.Y.: Askad. Press, 1980. 343 p.
References
1. Bogacheva G.G. Diagnostika socialnych kompetenzyi i socialnoi kompetentnosti [Social competences diagnostics]. http://www.wiki.vladimir.i-edu.m/images/8/8c/MacTep-K.nacc_rn,HarHO-стнка_соцна.пbнон_компетентностн_уна^нхсfl.pdf (accessed January, 18, 2016).
2. Bodenko B.N. Kprobleme kriteriev urovney socialnoy competentnosti obuchayushihsya [To the criteria of the social competence levels]. Vol. 2. Moscow, 2004, pp. 56-62.
3. Zimnyaya I.A. Kluchevie competentnosti kak resultativnaya zelevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrasovanii [Key competences as aim basis of educational competence approach]. http://metod. dvpion.ru/asp/article/download.asp?id=3 (accessed December, 25, 2013).
4. Maslow A. Psichologiya bitzya[Psychology of life]. Moscow, 1997, pp. 230-259.
5. Masyagina G.P. Formirovanie socialnoy kompetentnosti budushihpedagogov [Social competence forming of future tutors]. Astrakhan, 2008. 24 p.
6. Mahiyanova A.V., Fakhrutdinova A.F. Spezifika primeneniya klassicheskih teoriy identificazii I sozializazii k analizu sovremennich tendenziy [Applying specific of identification and socialization to the modern trends analisys]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Univ., 2010, pp. 106-109.
7. Mekhrishvili L.L. Socialnaya politika: konzeptualnie podhodi [Social politics: conceptual approaches]. Tyumen: Tyumen Oil-gas Univ., 2006. 226 p.
8. Novikova A.A. Formirovanie socialnoi kompetentnosty studentov v sovremennich usloviyah [Students' social competence forming in modern conditions]. Tyumen: Tyumen Oil-gas Univ., 2014.120p.
9. Novikova A.A. Gumanizaziya visshey shkoli kak factor formirovaniya lichnosti obuchayushihsya [High school humanization as students' personality forming factor. Tyumen: Tyumen Oil-gas Univ., 2015.173 p.
10. Pushkareva T.G. Metodiki diagnostiki urovnya sformirovannosti socialnoi kompetentnosti budushih pedagogov selskoy shcoli [Diagnosis methods of the formed level of future rural schools teachers' social competence]. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University, 2011, pp. 135140.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Новикова Анжелика Ахметовна, доцент кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин
Тобольский филиал Тюменского государственного нефтегазового университета Зона Вузов №5, г. Тобольск, Тюменская область, 626150, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Novikova Anzhelika Ahmetovna, docent of natural sciences and humanities disciplines, PhD in Sociology.
Tyumen State Oil and Gas University, branch in Tobolsk
High school area № 5, Tobolsk, Tyumen Region, 626150, Russian Federation
SPIN-code: 1125-8447
ORCID: 0000-0001-8393-5554
ResearcherlD: 3279-2015