Научная статья на тему 'Социализация личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения'

Социализация личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексенко О. Н.

В статье представлены формы работы ДОУ по социализации личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ © Алексенко О.Н.*

Детский сад № 15, г. Таганрог

В статье представлены формы работы ДОУ по социализации личности ребенка.

В современном мире социальное развитие подрастающего поколения становится одной из актуальных проблем. Родители и педагоги обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

- трудовых навыков;

- знаний;

- норм, ценностей, традиций, правил;

- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Само слово «общество» произошло от латинского «societas», означающего «товарищ», «друг», «приятель». Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближай-

* Заведующий.

шим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру» [1].

Для реализации задач социального развития в МБДОУ «Детский сад № 15» созданы следующие условия: оформлены игровые уголки по группам «мама, папа, я - счастливая семья», «Права ребенка», подобраны атрибуты для полноценной сюжетно-ролевой игры «Семейная гостиная», «парикмахерская «Фея», «Больница Пилюлькина», регулярно оформляются уголки по формированию социальной компетентности.

В дошкольном образовательном учреждении проводятся разнообразные праздники, в том числе фольклорные «Во саду ли, в огороде», «Красна девица», развлечения «За околицей», «В гости в деревню», «Бабушкин сундук», досуги для детей «Остров Дружбы», «Путешествие в космос», «Кем Я стать хочу», реализующие задачи развития социальной компетентности.

В детском саду ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Знакомить с родной страной помогает уголок России, в котором собран большой материал о нашей Родине. Формируя представления о России, городе Таганроге, педагоги используют разные методы: познавательные беседы «Таганрог - родина А.П. Чехова», «Путешествие по

России», рассказы, экскурсии, встречи с интересными людьми, совместную празднично-игровую и трудовую деятельность.

Знакомить детей с родным краем помогают сотрудники детской библиотеки имени А. Гайдара. Работники библиотеки знакомят детей с разнообразием художественной литературы и литературой родного края, знакомят с историей родной области «Путешествие по донскому краю».

Формируя у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения педагоги используют сюжетно-ролевую игру. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению» [3]. Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы - заместители, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.

Поэтому, основная задача детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка, обучение нормам поведения, развитие общих представлений об окружающем мире.

Список литературы:

1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Карапуз, 2001.

3. Эльконин Д.Б. Психологические игры. - М.: Педагогика, 1978.

4. Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА © Джафарова Ф.Х.*

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 546, г. Екатеринбург

В статье представлены ключевые элементы по процессу приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной куль-

* Воспитатель 1 категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.