СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ © Алексенко О.Н.*
Детский сад № 15, г. Таганрог
В статье представлены формы работы ДОУ по социализации личности ребенка.
В современном мире социальное развитие подрастающего поколения становится одной из актуальных проблем. Родители и педагоги обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
- трудовых навыков;
- знаний;
- норм, ценностей, традиций, правил;
- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.
Само слово «общество» произошло от латинского «societas», означающего «товарищ», «друг», «приятель». Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближай-
* Заведующий.
шим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.
Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру» [1].
Для реализации задач социального развития в МБДОУ «Детский сад № 15» созданы следующие условия: оформлены игровые уголки по группам «мама, папа, я - счастливая семья», «Права ребенка», подобраны атрибуты для полноценной сюжетно-ролевой игры «Семейная гостиная», «парикмахерская «Фея», «Больница Пилюлькина», регулярно оформляются уголки по формированию социальной компетентности.
В дошкольном образовательном учреждении проводятся разнообразные праздники, в том числе фольклорные «Во саду ли, в огороде», «Красна девица», развлечения «За околицей», «В гости в деревню», «Бабушкин сундук», досуги для детей «Остров Дружбы», «Путешествие в космос», «Кем Я стать хочу», реализующие задачи развития социальной компетентности.
В детском саду ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Знакомить с родной страной помогает уголок России, в котором собран большой материал о нашей Родине. Формируя представления о России, городе Таганроге, педагоги используют разные методы: познавательные беседы «Таганрог - родина А.П. Чехова», «Путешествие по
России», рассказы, экскурсии, встречи с интересными людьми, совместную празднично-игровую и трудовую деятельность.
Знакомить детей с родным краем помогают сотрудники детской библиотеки имени А. Гайдара. Работники библиотеки знакомят детей с разнообразием художественной литературы и литературой родного края, знакомят с историей родной области «Путешествие по донскому краю».
Формируя у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения педагоги используют сюжетно-ролевую игру. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению» [3]. Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы - заместители, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.
Поэтому, основная задача детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка, обучение нормам поведения, развитие общих представлений об окружающем мире.
Список литературы:
1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Карапуз, 2001.
3. Эльконин Д.Б. Психологические игры. - М.: Педагогика, 1978.
4. Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА © Джафарова Ф.Х.*
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 546, г. Екатеринбург
В статье представлены ключевые элементы по процессу приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной куль-
* Воспитатель 1 категории.