России», рассказы, экскурсии, встречи с интересными людьми, совместную празднично-игровую и трудовую деятельность.
Знакомить детей с родным краем помогают сотрудники детской библиотеки имени А. Гайдара. Работники библиотеки знакомят детей с разнообразием художественной литературы и литературой родного края, знакомят с историей родной области «Путешествие по донскому краю».
Формируя у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения педагоги используют сюжетно-ролевую игру. Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению» [3]. Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, используя игрушки, предметы - заместители, ребенок приобщается к социальной жизни, становится ее участником. Именно в игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками.
Поэтому, основная задача детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка, обучение нормам поведения, развитие общих представлений об окружающем мире.
Список литературы:
1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Карапуз, 2001.
3. Эльконин Д.Б. Психологические игры. - М.: Педагогика, 1978.
4. Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА
© Джафарова Ф.Х.*
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 546, г. Екатеринбург
В статье представлены ключевые элементы по процессу приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной куль-
* Воспитатель 1 категории.
туры Урала. При успешном приобщении к родной культуре происходит развитие эмоционально-нравственной сферы детей, повышается уровень нравственно-эстетического воспитания дошкольников, формируется чувства патриотичности, уважительного отношения к истории своей страны, области, города. Представленные этапы данного процесса могут быть использованы в качестве образца педагогами и родителями в процессе обучения детей.
Мировосприятие детей дошкольного возраста играет немаловажную роль в процессе формирования личности ребенка. Навыки, отработанные в этом возрасте, закрепляются ребенком достаточно быстро и сохраняются продолжительное время. Изучение истоков русской народной культуры в старших группах детского сада является уже более осознанным для детей, потому что к этому возрасту у ребенка уже сформированы основные представления о ключевых предметах и явлениях, элементарные навыки в базовых областях жизнедеятельности.
Приобщение воспитанников детского сада к русской народной культуре помогает детям зафиксировать в сознании ключевые понятия и процессы, происходящие в культуре их страны. А при дальнейшем изучении данной темы в рамках школьных предметов у детей уже будут иметься определенные знания, что облегчит обучение и понимание. Ведь знания, полученные еще в детстве, со временем становятся устойчивее, так как являются базой для введения и усвоения новой информации.
Приобщение детей к истокам народной культуры Урала происходит в группах старшего дошкольного возраста детского сада. Элементы ранее изученных материалов по русской народной культуре частично повторяются, но уже в рамках своего края - Урала. Новая информация легко воспринимается воспитанниками, так как более увлекательно рассматривать историю собственного окружения, задаваясь вопросами: «Как раньше это было?», «Почему так происходило на Урале?», «Что сейчас сохранилось из истории родного края?» и другие аналогичные вопросы.
Проблемность рассматриваемой темы состоит в том, что зачастую в образовательных учреждениях данному аспекту уделяется мало времени, изучение поверхностное, что не позволяет сформировать полноценное представление ребенку о народной культуре. Дети с каждым годом все меньше интересуются вопросами истории своего родного края, поэтому ведение деятельности по приобщению к истокам народной культуры является актуальным в рамках занятий в детском саду.
В настоящее время все чаще государством ставится вопрос о приобщении населения к своей истории: проведение мероприятий с тематикой народной культуры (День города, Ледяной городок и др.), отмечаются государственные и народные праздники (Масленица, Коляда и др.). Занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры являются эффектив-
ными, так как дети не только узнают информацию по данной теме, но и сами активно участвуют в ее изучении: разучивают образцы народного творчества и фольклора (песни, заклички, попевки, потешки, пословицы, поговорки), участвуют в народных играх и хороводах, разыгрывают сценарии народных сказок, знакомятся с русскими ремеслами и инструментами, прослушивают музыку, а также просматривают мультфильмы по данной тематике.
В процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры формируется личность ребенка. На таких занятиях детям необходимо давать первоначальные представления по данной теме, тем самым будет происходить развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка за счет средств народного искусства, таким образом, происходит постепенное развитие творческой деятельности и качественное нравственно-эстетическое воспитание дошкольников.
На занятиях необходимо использовать не только иллюстрации и художественную литературу, но и наглядные предметы, такие как национальные костюмы, предметы быта, музыкальные инструменты. В группе создан уголок народной культуры: куклы в народных костюмах, детские книги, старинные предметы и специально подготовленный материал по данной теме.
Также для большей наглядности и визуального представления образа народной культуры подготовлен стенд русского села (рис. 1), на котором представлены основные образы русской деревни: деревянные дома, церковь, колодец, другие здания и сооружения, животные сельской местности, загородная природа. Вся композиция формирует у воспитанников детского сада практическое восприятие информации, которая дается при проведении занятий по приобщению. Детям нравится играть и придумывать истории по данному стенду, используя в играх кукол и животных: вспахивание земли при помощи лошади, набирание воды из колодца, кормление гусей на пруду, ухаживание за животными, сбор урожая. Отдельно представлен образец русской избы, в котором можно детально рассмотреть все элементы быта.
Рис. 1. Стенд русского села
При проведении тематических праздников проводятся костюмированные представления, дети стараются сразу же принять активное участие в по-
становке выбранного воспитателями сценария. Вызванный интерес к участию объясняется непосредственной возможностью детей попробовать себя в роли, которая была изучена на занятиях по приобщению к русской народной культуре: интересный сюжет, который всегда подбирается в соответствии с возрастом ребенка.
Рис. 2. Костюмированное представление Уральского костюма
Игры являются неотъемлемой частью нравственного и физического воспитания детей разного возраста [1]. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Дети имеют возможность на практике закрепить полученную информация, происходит лучшее усвоение материала.
Приобщение детей к народной культуре в рамках занятий в детском саду происходит поэтапно: первоначально происходит знакомство с названиями и способами использования, отдельно выделяется значимость и историческая преемственность. Детям также дается возможность самим догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался (рис. 3).
Рис. 3. Открытое занятие по предметам быта Уральской избы
Определенное место отводится в обучении к усвоению материала по нашему региону. Не смотря на то, что русские народные ценности культуры характерны для всей территории страны, на Урале имеются определенные культурно - исторические особенности: уральский традиционный костюм, уральская роспись (крупная домовая, подносов и др.), специфические элементы декоративно - прикладного искусства [2]. Сформированы исторические предпосылки к развитию крупных городов: наличие крупных отраслевых предприятий, которые повлияли на складывающийся веками уклад, определенная иерархия между промыслом, ремеслами и народным искусством. А произведения народного искусства связаны с природно-климатическими образами Урала и с нравственными ценностями жителей данной территории, которые формировались в течение всей истории [3].
Через родителей активно осуществляется процесс обратной связи по приобщению воспитанников детского сада к истокам русской народной культуры. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. При подготовке домашних заданий родители активно помогают детям, участвуя в совместном творчестве (изготовление поделок, рисунков, фигур, костюмов), что еще сильнее объединяет их. Необходимо проводить обсуждения, анкетирования родителей, воспитатели должны постоянно интересоваться поведением ребенка вне детского учреждения: степень узнавания детьми изученного материала по русской культуре, уровень использования новых слов в обиходе, появляется ли интерес к участию в праздниках и мероприятиях, проявленные чувства при посещении музеев и выезде в загородную местность.
Проект по приобщению детей к истокам народной культуры Урала успешно реализуется в нашем учреждении. Создана комплексная система работы по ознакомлению детей с русской культурой, которая учитывает возрастные характеристики детей, за счет доступного объяснения материала и постепенного усложнения. Созданы условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений детьми: вне обучения дети могут играть с обучающими материалами (куклы в народных костюмах, стенд русского села), просматривать мультфильмы по данной тематике.
Также родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, что дает наибольшую эффективность. Родители активно помогают детям в изготовлении макетов, поделок, рисунков, фигур, костюмов, такая деятельность еще сильнее объединяет их. Проводятся совместные обсуждения, анкетирования родителей, я постоянно интересуюсь поведением детей вне детского учреждения: что они говорят об изученном материале по русской культуре, часто ли используют новые слова, повторяю ли песни и отрывки литературных произведений, есть ли интерес к участию в праздниках и мероприятиях, какие посещают музеи?
Процесс обучения строится, в первую очередь, за счет привлечения интереса детей к народному творчеству, русским играм, обычаям, традициям,
обрядам. Приобщение становится более легким процессом, как для ребенка, так и для воспитателей и родителей за счет постепенного многоэтапного раскрытия чувства любви и уважения к русской народной культуре.
Очень важно как можно раньше начать приобщать детей к культуре своего народа, показывая им всю ее разнообразность и ценность. В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными, но при этом необходимо знание и культуры своего региона.
Духовное, нравственное и патриотическое воспитание дошкольников во многом будет зависеть от восприятия и отношения к культурным ценностям, поэтому правильно и вовремя усвоенная информация будет служить залогом уважительного отношения к своей истории, сохранения традиций русской культуры.
Список литературы:
1. Агамова Н.С. Народные игры для детей.
2. Макматова А.И. Уральская роспись.
3. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в Х1Х-ХХ веках.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТОГО ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА
© Парамонова Т.Р.*
Детский сад общеразвивающего вида «Снежинка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей, ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район, п. Нижнесортымский
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительского отношения к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям как
* Музыкальный руководитель.