ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 68-70.
УДК 7.01
Е.А. Девдараидзе
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КРАСОТЫ:
ВОСПИТАНИЕ ВКУСА В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Благодаря влиянию науки просветителями дается высокая оценка красоте и эстетическому вкусу - способности распознавать ее. Эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений. Эстетическое начало, способное смягчить эгоизм и страдания людей, превратить человека в <гражданина>, воспитать в нем новые черты характера, новую мораль, новые эстетические вкусы в эпоху Просвещения - приобретало большое значение.
Ключевые слова: эстетические концепции, эстетическое воспитание, социальная миссия просветителей.
Философия эпохи Просвещения представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы рационализма и сенсуализма, столкновения рационального и эмоционального в осмыслении самой сущности человека, его взаимоотношений с миром. Эстетика вычленяется в самостоятельную дисциплину - как философию красоты («наука о прекрасном»). А. Баумгартен, давший наименование науки - «эстетика», определял ее как науку о совершенстве в мире явлений, совершенстве чувственного познания и усовершенствования вкуса. Содержание эстетики составляют принципы и истины чувственности, а «целью эстетики является совершенство чувственного познания. Это совершенство - красота» [1]. Однако последователи А. Баумгартена признали, в противоположность главному его положению, целью искусства не только красоту, но и добро. Так, И. Зульцер считал, что прекрасным может быть признано только то, что вызывает и воспитывает чувство добра. А цель всей жизни человечества есть благо общественной жизни, достигаемое воспитанием нравственного чувства. Этой цели должно быть подчинено и искусство [2].
В Англии, Франции, Италии, Голландии в это же время, независимо от мыслителей Германии зарождались свои эстетические теории, столь же противоречивые, кладущие в основу своих соображений понятие красоты, как более или менее сливающееся с добром или имеющее с ним один и тот же корень.
С точки зрения воспитания нового человека - «гражданина», просветители раскрывают основные эстетические понятия: прекрасное, возвышенное, гармония, грация, вкус; в том же духе рассматриваются проблемы сущности и общественной функции искусства. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных категорий эстетической мысли. Именно в этот период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений.
Хороший эстетический вкус выражается в способности получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребности воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, поведении, быту, искусстве.
© Е.А. Девдараидзе, 2011
Социализация красоты: воспитание вкуса в эпоху Просвещения
69
Эстетические концепции французского Просвещения XVIII в. (Вольтер, Дидро, Руссо) характеризуются полемической заостренностью и стремлением поставить искусство и литературу на службу политической борьбе. Вольтер подвел итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе в ст. «Вкус» (1764): вкус (речь везде идет только о художественном вкусе, то есть о вкусе к прекрасному в искусстве) мгновенно определяет красоту и отступления от нее, «видит и понимает» ее и наслаждается ею. Своеобразие этого чувства в том, что оно позволяет распознать красоту мгновенно, а значит быстрее, чем это делает человеческий ум с его логическими обоснованиями и доказательными построениями. Вкус, по определению Вольтера, воспитывается в нации, так как «она воспринимает дух своих лучших художников. Она привыкает смотреть картины глазами Лебрена, Пуссена...; читать книги лучших своих писателей, постигая их умом» [3]. Вкус исторически и географически мобилен.
Строительство нового мира, разумеется, не мыслилось просветителям без борьбы за нового человека. Все они утверждали, что люди в своем поведении должны руководствоваться разумом и стремиться ко всеобщему благу. Появились художники, выполняющие социальную миссию -вызвать интерес к национальной истории и нравственному чувству зрителя, а не только стремящиеся просто доставить удовольствие. «Истинная трагедия, - писал Вольтер, - есть школа добродетели»
[4]. Он придавал большое значение эстетическому началу, способному смягчить эгоизм людей, превратить человека в «гражданина», воспитать в нем новые черты характера, новую мораль, новые эстетические вкусы.
Эстафету французской гуманистической мысли приняли в Германии Гердер, Шиллер, Гегель, Кант. И.Г. Гердер рассматривал искусство всех веков и народов как богатство, как великое наследие человечества. Он призывал «сознательно формировать эстетический вкус для того, чтобы пользоваться искусством и наукой о прекрасном. с радостной серьезностью для воспитания человечества» [5, с. 426-451].
У Канта мы находим последовательный, стройный анализ понятия красоты (а потому и искусства), как нечто обособленного и от логического познания, и от нравственного чувства. В истолковании идеала Кант приходит к просветитель-
скому сближению эстетики и этики. Идеал красоты, судя по заключительным выводам Канта, состоит в выражении нравственного и гласит: прекрасное есть символ нравственно доброго. Таким образом, идеал красоты И. Кант связывает с «идеей нормы». Человек применяет к прекрасным предметам природы или искусства названия, в основе которых лежит нравственная оценка. Вкус как бы делает возможным без резкого скачка переход от чувственного очарования к обычному моральному интересу» [6, с. 228-229]. Вкус определяется Кантом кратко и лаконично: «это способность удовольствия/неудовольствия» [6, с. 231]. Кант считал, что своеобразие и сущность эстетического вкуса состоит не в физиологической, но в культурно-исторической природе. Вкус -это воплощение нравственных идей, потому он значим для человечества в целом, а не только для личного чувства каждого.
И. Кант, разделяя сферу эстетического удовольствия на две области (прекрасное в искусстве, созидаемое гением, и возвышенное, встречающееся и в мире людей, и в первозданной природе), определяет чувство возвышенного - мерилом нравственности, преломленной в призме красоты.
Эстетические концепции находят свое развитие в трудах последователей И. Канта: Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля.
Таким образом, в данный период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, так как связывается с поисками гармонических общественных связей, преодолевающих противоречия современной цивилизации. Эстетика конституируется как самостоятельная философская дисциплина. В связи с этим просветители раскрывают основные эстетические понятия: прекрасное, возвышенное, изящное, гармония, грация, вкус; в том же духе рассматриваются проблемы сущности и общественной функции искусства. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных категорий эстетической мысли.
Эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений. Эстетическое начало, способное смягчить эгоизм людей, превратить человека в «гражданина», воспитать в нем новые черты характера, новую мораль, новые эстетические вкусы, приобретало большое значение.
Благодаря влиянию науки, просветителями дается высокая оценка красоте и
70
Е.А. Девдараидзе
эстетическому вкусу - способности распознавать ее. Эпоха Просвещения высвободила не только разум, но и то, что ему противостояло - она способствовала новому всплеску эмоциональности в искусстве, который, достигнув расцвета, просуществовал почти полстолетия под названием «романтизм». Рационалисты считали Природу бесконечным источником разума, а романтики воспевали ее как нечто непокорное, первозданное и вечно меняющееся.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ваитда|1еп «АевШейк». Бонн, 1907 (цит. по: Маркузе Г. Эстетическое измерение // Маркузе Г. Эрос и цивилизация / пер. с англ. Киев : Гос. библ. для юношества, 1995. С. 188.
[2] Зульцер И. Г. // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли : в 5 т. М. : Искусство, 1969. Т. 2. С. 491.
[3] Вольтер. Эстетика. Ст., письма, предисловия и рассуждения. М. : Искусство, 1974. С. 269.
[4] Вольтер // Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Т. 2. М., 1955. С. 297.
[5] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер; пер. и прим. А. В. Михайлова. М. : Наука, 1977. 703 с.
[6] Кант И. Критика способности суждения / Пер. с нем. Н. О. Лосского. М. : Искусство, 1994. 592 с.