Научная статья на тему 'Социализация агрессивных дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждений'

Социализация агрессивных дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завражин С. А., Краснова М. В.

Статья посвящена одной из злободневных проблем дошкольников агрессивности. Повышенная агрессия рассматривается авторами как одна из наиболее острых проблем для психолого-педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. Определяются пути профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завражин С. А., Краснова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация агрессивных дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждений»

социализация агрессивных дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждений

С. А. Завражин, М. в. краснова

Статья посвящена одной из злободневных проблем дошкольников — агрессивности. Повышенная агрессия рассматривается авторами как одна из наиболее острых проблем для психо-лого-педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. Определяются пути профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми.

Дошкольный возраст — это особый период в жизни человека. В эту пору закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, которые определяют последующую жизнь человека, происходит становление мировосприятия, видения себя в социуме, начинает учитываться оценка окружающих себя. Педагогу важно не упустить данный этап взросления личности, направить ребенка в конструктивное русло развития, особенно это актуально для агрессивных детей, поскольку дошкольный возраст — наиболее сенситивная фаза для коррекции их поведенческих установок.

Продуктивно организованный педагогический процесс в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) призван обеспечить позитивный психологический контакт, который должен возникнуть между воспитателем и детьми, превратить их в субъектов деятельности, помочь преодолеть разнообразные проблемы. Возникающее взаимодействие направлено на переведение детей из привычной для них позиции ведомых на позиции сотрудничества.

Повышенная агрессия (под агрессией подразумевается целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт) детей является одной из наиболее острых проблем для педагогов. Особенно важным изучение актов агрессии является в дошкольном возрасте, когда агрессивность как черта характера находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Вовлечение педагогов в процесс социальнопсихологического сопровождения личностного развития ребенка предполагает организацию

профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими затруднения в реализации адекватных форм поведения (агрессивных), развитие способностей агрессивного воспитанника; установление взаимодействия воспитателей с другими специалистами детского сада (музыкальным руководителем, преподавателями по ИЗО и физической культуре, психологами, руководителем театрального кружка и т. п.) и родителями с целью:

— изучения индивидуальных особенностей ребенка, его затруднений и достижений в развитии;

— разработки рекомендаций для индивидуальной работы и ознакомления с ними всех взрослых, которые взаимодействуют с агрессивным ребенком;

— организации коррекционной работы;

— наблюдения за достижениями развития ребенка и фиксация их в индивидуальных картах развития;

— мониторинга результатов развития личностных качеств ребенка для оказания своевременной помощи в решении возникших у него поведенческих затруднений.

В связи с этим перед сотрудниками ДОУ (опытно-экспериментальная работа проводилась в ДОУ № 58 и 63 г. Владимира) ставились следующие задачи:

— способствовать активному освоению ребенком окружающей среды;

— привлечь к совместной работе с ДОУ по нивелированию агрессии у дошкольников различные социальные институты;

— установить прочные контакты коллектива воспитанников с детскими объединениями территориального типа (по месту проживания дошкольников);

— сформировать механизмы взаимосвязи и преемственности деятельности ДОУ во всех сферах, где живет и общается агрессивный ре-

бенок, с максимальным привлечением возможностей социума.

Для успешной деятельности педагогического коллектива, направленной на снижение агрессивных поведенческих алгоритмов дошкольников, педагогами использовались такие методы работы, как анализ воспитателем совместно с психологом особенностей поведения и деятельности агрессивного ребенка; обсуждение выявленных проблемных зон с педагогическим коллективом и постановкой перед сотрудниками конкретных задач по их локализации.

Нами проводились дискуссии, диспуты, целевые курсы для обучения взаимодействия в команде, «круглые столы» по обобщению опыта работы, ролевые игры, семинары, беседы, приглашались для совместного обсуждения данного вопроса родители, организовывались встречи с заведующей ДОУ. Цель перечисленных методов профилактической работы — сориентировать референтных для ребенка взрослых на помощь в преодолении его поведенческих нарушений.

Педагогическим коллективом использовался метод включения воспитанников в познавательную деятельность по осмыслению сущности деструктивных качеств личности и способов их проявления. При этом воспитательному процессу придавался содержательно-интеллектуальный и эмоционально положительный характер, делавший его интересным и увлекательным. В качестве методов работы использовались разнообразные игры, моделирование, обсуждение произведений литературы, включение ребенка в различные виды изобразительной, музыкальной, спортивной деятельности.

Кратко охарактеризуем эти методы:

1) моделирование предполагает демонстрацию детям, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения. После показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной цели, у детей можно наблюдать улучшение поведения;

2) в процессе игры детям предлагается представить себя в ситуации, когда требуется реализация социально-приемлемых умений. Это дает возможность проверить на практике алгоритмы поведения, которым агрессивные дети научились в ходе моделирования;

3) включение ребенка в различные виды изобразительной, музыкальной, спортивной деятельности, которые содержат как можно

больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки;

4) обсуждение произведений литературы и искусства формирует у ребенка вариативность поступков в трудноразрешимых ситуациях, а также новый тип поведения и реагирования.

Использование педагогами перечисленных методов работы с агрессивными дошкольниками позволяет расширить их репертуар социальных умений. В качестве приемов педагогического воздействия на агрессивных детей нами применялись психогимнастика, элементы арттерапии, музыкотерапии, цветотерапии, поведенческого тренинга, игры-драматизации, подвижные игры с правилами.

Технология профилактики агрессивного поведения дошкольника направлена на индивидуализацию личностного и социального развития. Она объединяет в себе следующие направления работы с детьми: формирование уверенности в себе, развитие чувства эмпатии, воспитание социальных навыков.

Каждый из перечисленных разделов работы с дошкольниками призван воплотить базисную идею. Так, раздел «Уверенность в себе» ориентирован на раскрытие для ребенка собственной уникальности. Раздел «Чувство эмпатии» открывает перед ребенком многообразие и целостность эмоционального мира. Раздел «Социальные навыки» показывает всю сложность взаимосвязей в общении между людьми, в частности, гармоничного отношения ребенка с группой сверстников.

Опыт, получаемый ребенком в процессе знакомства с предложенными разделами работы, позволил каждому воспитаннику глубже познать себя и других представителей общества, освоить взаимосвязи в социальном мире, а это в свою очередь дает ребенку возможность более эффективно адаптироваться в социальной группе, предполагает развитие сопереживания, воображения (проводились игры «Угадай эмоцию», «Лото настроения», «Рисуем настроение друга», «Как ты себя сегодня чувствуешь?»); находчивости, любознательности, самостоятельности (каждый ребенок имеет право высказать свое мнение); вариативного мышления, воли (ребенок учится сдерживать себя, чтобы дать возможность и другому обозначить свою точку зрения); развитие способности децент-рироваться (встать на позицию другого); реализацию потребности в самовыражении и са-

моутверждении (игры «Зеркало», «Сиамские близнецы», «Тень», «Поводыри» и т. д). Работа сотрудников ДОУ происходила при включении агрессивных детей в разные формы совместной деятельности, когда ребенок должен согласовывать личные интересы с интересами группы, коллектива или сообщества в целом (предлагались игры «Дракон», «Дотронься до...», «Доброе животное» и др.).

При организации коррекционного процесса педагогами использовались формы работы, повышающие уровень принятия агрессивного ребенка сверстниками: объединение в подгруппы, работа в парах (упражнения «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся», «Нарисуй портрет лучшего друга»), выходы за пределы группы и участка детского сада, перевоплощение детей в непривычные (нехарактерные) роли (ролевое обыгрывание литературных произведений: сказок «Морозко», «Про мимозу» С. Михалкова; «Вредные советы» Г. Остера и др.). Дети, занимаясь интересным делом, незаметно для себя учились считать, рисовать, петь, танцевать, что позволило расширить пространство нормативного поведения. Обеспечение дошкольнику успехов в той деятельности, где он по-новому раскрывался для окружающих, придание этому успеху гласности закрепляло у ребенка нормы поведения, принятые в социуме.

В ходе организации воспитательного процесса педагогами использовались занятия с малыми группами (3—5 чел.) и равномерное чередование интеллектуальных и двигательных мероприятий (подвижные игры, психологические этюды). При организации работы в микрогруппах педагог стремился к тому, чтобы дети были внимательны друг к другу, самостоятельно проявляли заинтересованность к переживаниям товарищей. Применялись разнообразные формы совместной партнерской, поисково-исследовательской, имитационно-игровой деятельности взрослого с детьми («Поле чудес», «Музыкальный ринг», «КВН»).

Для активизации восприятия социально приемлемых форм поведения у агрессивных дошкольников при общении со сверстниками педагогами создавались проблемные ситуации, направленные на:

— развитие социально значимых мотивов поведения, выражающихся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить внимание и заботу о слабом, обиженном, боль-

ном, пожилом человеке; доброжелательно, с особым вниманием общаться с новым ребенком в группе детского сада, ребенком — гостем дома. Также дети ставились в условия сопричастности к переживаниям героев художественных произведений («Вовка — добрая душа» (А. Барто) — помощь другим, «Волшебное слово» (В. Осеева) — показать детям, как можно своими действиями огорчить окружающих и др.);

— развитие гибкости социального поведения в общении с младшими, старшими детьми, а также ровесниками: как мальчиками, так и девочками;

— развитие навыков по установлению контакта и общению с помощью вербальных и невербальных средств (мимика, пантомимика): тактично, соблюдая чувство меры, обращаться с предложениями, вопросами, просьбами; внимательно выслушивать ответ; в вежливой форме отвечать на вопросы, смотреть на другого человека, приветливо улыбаясь; доброжелательно, достойно предлагать помощь при затруднениях;

— обучение умению выражать симпатию, расположенность, доброжелательность, оказывать любезность;

— расширение круга общения ребенка; формирование способов контактирования с малознакомыми людьми (воспитатель другой группы, заведующая, методист, психолог, родители кого-либо из сверстников);

— обучение детей в совместной деятельности в мягкой, приветливой форме умению высказывать свои предложения, советы, просьбы; оказывать эмоциональную поддержку сверстнику при затруднении, создавать атмосферу взаимной расположенности, доверия;

— развитие стремления с помощью социально принятых способов общения защитить себя, проявить чувство собственного достоинства, когда сверстник кричит, рассержен, разговаривает насмешливо, категоричным, командным тоном. Такой навык важен для детей, которые активно усваивают (в основном через телевидение и компьютерные игры) качества «антигероев» (жестокость, злость, грубость, агрессивность);

— обучение ребенка умению прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние («Я рад», «Я доволен», «Мне весело», «Я рассержен», «Я огорчен», «Мне

грустно», «Мне страшно» и т. д.). Развитие способности открыто выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные.

Проблемные ситуации помогли детям больше узнать о суждениях друг друга: им становились доступны и понятны как положительные, так и отрицательные переживания сверстников. Проигрывание предложенных обстоятельств помогало детям входить в роль, действовать как бы на самом деле, оценивать важность возложенной на них ответственности — поступить таким образом, чтобы одногруппник получил удовлетворение от оказанной помощи, проявленного внимания. Проблемные ситуации развивали у детей чувство сопереживания товарищу, заботу о нем.

Таким образом, в ходе эксперимента установлено, что профилактика агрессивных проявлений дошкольников более эффективна, если она:

1) осуществляется как целостный, поэтапный, системно организованный, индивидуально-ориентированный процесс, обеспечиваемый комплексом диагностических и коррекционных методик;

2) организуется компетентными педагогами и психологами;

3) при общении с детьми педагогами создаются проблемные ситуации, направленные на:

— эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с агрессивным ребенком и детей друг с другом в игре, в различных видах художественной, музыкальной, театральной деятельности (инсценировках сказок, представлениях кукольного, теневого театра). Воздействие на эмоциональную сферу агрессивного дошкольника предполагает побуждение его к общению, опору на его прежний положительный опыт, использование метода проблемной ситуа-

Поступила 02.03.09.

ции. Воспитатель предлагает детям перевоплотиться в игровой персонаж, в рамках взятой на себя роли адекватно выразить свое отношение к объекту. Проигрывание разных ролей расширяет поведенческий багаж ребенка;

— создание условий, побуждающих агрессивных детей вступать в общение со взрослыми и другими детьми для формирования симпатии, эмоциональной привязанности, доверия к близким взрослым и сверстникам, стремления к взаимопониманию и сопереживанию; для познания проявления эмоциональных состояний окружающими (радости, восторга, грусти, печали, злости, гнева, тревожности); возможностей в различных видах деятельности; правил поведения в обществе и др.; для развития способности к сочувствию, если другой человек устал, не совсем здоров, плохо чувствует себя, чем-то огорчен, обижен, раздосадован, рассержен; воспитания эмоционального отклика на выразительную речь взрослого и детей, на шутки;

— поддержку стремления выполнять просьбы взрослого, других детей, откликаться на предложения заняться совместной деятельностью.

В процессе экспериментальной работы у агрессивных детей изменилось отношение к окружающему миру. Они стали более внимательными и заботливыми с окружающими их сверстниками и взрослыми. Если раньше они могли спокойно ударить, толкнуть, укусить, оскорбить одногруппника, то после проведенной работы дети чаще старались помочь им, стремились принять участие в совместных играх. Разумеется, данные позитивные тенденции необходимо укреплять, что отчетливо осознают родители и педагоги ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.