формирование коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений среди учащихся, создание благоприятного климата в коллективе может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники TOUCH-терапии. На занятиях с использованием упражнений TOUCH-терапии формируется способность ребенка контролировать телесные проявления, что является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики.
Учащиеся на этих занятиях всегда являются субъектом процесса и отношений, поэтому приходят на занятия с удовольствием, чувствуют себя успешными, активно выполняют предложенные упражнения. С помощью упражнений определяются представления о границах своего тела, что влияет на формирование Я-образа.
Проживая опыт прикосновений на занятиях с использованием техник TOUCH-терапии, ребенок учится строить свои отношения с окружающими.
Таким образом, включение телесно-ориентированных психотехник и техник TOUCH-терапии на занятиях педагога-психолога и воспитателей в условиях школы-интерната позволяет осуществлять диагностику и коррекцию эмоционального состояния, отдельных поведенческих нарушений у детей, а значит, оказывать ему своевременную психологическую и педагогическую помощь.
Список литературы
1. Баскаков В.Ю. Свободное тело: хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехники. - М., 2009.
2. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М., 2004.
3. Нэпп Марк, Холл Джудит. Невербальное общение: учеб. - СПб., 2010.
4. Оден Мишель. Научное познание любви. - М., 2009.
5. Courtenay Young, About the Ethics of Professional Touch - статья на сайте Европейской ассоциации телесной психотерапии: www.eabp.org
Г.П. Корниенко
заведующий И.М. Вартанян
старший воспитатель
О.Ф. Кобзарева
учитель-дефектолог Детский сад комбинированного вида второй категории № 250
Советского района, Ростов-на-Дону
Информационные компьютерные технологии в коррекционно-образовательном процессе в ДОУ для детей с нарушением зрения
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 250 организованы специализированные и комбинированные группы для детей с нарушениями зрения. В них осуществляется коррекционно-развивающая работа с учетом специфики нарушения, индивидуально-дифференцированного подхода, возраста и психофизиологических
153
особенностях ребенка. Коррекционно-развивающая среда способствует целостному развитию ребенка вне зависимости от его особых образовательных потребностей.
На базе дошкольного образовательного учреждения осуществляется коррекционно-развивающая, учебно-воспитательная и лечебнооздоровительная работа. Специфика учебно-воспитательной работы включает в себя коррекцию зрительного анализатора, развитие зрительного восприятия, ориентировку в пространстве и целостное развитие дошкольников с нарушениями зрения. Коррекционно-развивающая работа осуществляется воспитателями групп, музыкальным руководителем, физинструктором по рекомендациям специалистов и врача офтальмолога с учетом особенностей общего интеллектуального развития и зрительного нарушения.
В дошкольном образовательном учреждении созданы специальные психолого-педагогические условия для целостного развития личности ребенка с нарушением зрения. Цели работы педагогов и специалистов -коммуникация, социализация, познавательное, социальное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей. Именно такое комплексное сопровождение в ДОУ обеспечивает создание психологопедагогических и медико-социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка с нарушением зрения независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной ситуации.
В зависимости от зрительного нарушения (косоглазие, амблиопия, ретинопатия и др.) выстраивается работа комплексного сопровождения ребенка специалистами: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем, музыкальным руководителем, медиками и др. Работа выстраивается поэтапно: в период адаптации, включения в специализированные или комбинированные группы, взаимодействие с родителями, полная интеграция и социализация ребенка в условиях ДОУ.
Во всех периодах специалисты и педагоги обращают внимание на успешное вхождение ребенка с нарушением зрения в группу сверстников, осуществляется работа по развитию общения со сверстниками и взрослыми, преодолению комплексов, заниженной самооценки, тревожности, агрессии, неуверенности в себе и в собственных действиях. Каждый специалист ориентирован на конкретного ребенка, развивает способности и творческий потенциал в зависимости от собственной сферы деятельности, но в качестве эффективного средства активно использует информационные компьютерные технологии в педагогическом процессе и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях. Так, например, музыкальный руководитель использует разнообразные музыкальные записи, воспроизводимые на различных музыкальных инструментах, что реально невозможно продемонстрировать детям, показывает записи концертов, развивающие слуховое восприятие, записывает собственные выступления детей и просматривает их с рекомендациями по улучшению качества пения, использует обучающие презентации по нотной грамоте, которые позволяют ребенку зрительно прослеживать и тактильно перемещать объекты необходимой формы, размера и цвета для конкретного зрительного нарушения.
154
Сегодня информационные компьютерные технологии считаются эффективным способом передачи знаний, развития информационнокоммуникативного поля личности ребенка, которое определено в федеральном государственном образовательном стандарте. В зависимости от целей занятия и видов деятельности на нем компьютерные технологии повышают эффективность организации образовательного процесса.
Информационные компьютерные технологии разработаны на основе игры. Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, в том числе и детей с нарушением зрения, развивает познавательную деятельность, улучшает процесс усвоения материала и способствует развитию образного мышления. Игровые компьютерные программы, вовлекают детей в развивающую деятельность, ставят перед ними и помогают решать интеллектуальные и творческие задачи, проживать событийность в игре, развивать сюжет в разнообразном информационно-познавательном поле.
Применение компьютерных технологий на занятии делает их привлекательными, поэтому ребенок с нарушением зрения выполняет задания непринужденно, в удовольствие на высоком эмоциональном подъеме, что позволяет достичь эффективных результатов деятельности. Применение игровых компьютерных технологий способствует сплочению детского коллектива вне зависимости от того, специализированная эта или комбинированная группа.
В настоящее время возрастает роль информационных компьютерных технологий как инструмента диагностики и реабилитации детей с нарушениями зрения. Специализированные игровые компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей с нарушениями зрения, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их психического развития, а также опираются на современные методики профилактики, преодоления и предупреждения вторичных отклонений.
В дошкольном образовательном учреждении есть специализированные и комбинированные группы, которые посещают дети с различными зрительными нарушениями: с амблиопией и косоглазием, с разной степенью нарушения остроты и характера зрения; слабовидящие, частично видящие и слепые дошкольники. Однако у большинства детей наряду со зрительной патологией имеются вторичные нарушения в психофизическом развитии. Это дети со сложной структурой дефекта, у которых помимо нарушенного зрительного восприятия отмечаются нарушения в познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферах. Специфика работы с дошкольниками с нарушениями зрения, имеющими вторичные отклонения, требует от коллектива ДОУ обретения специальных компетенций, поэтому педагоги и специалисты прошли курсы переподготовки для качественной организации педагогического процесса с данной категорией детей. А внедрение в коррекционно-образовательный процесс информационных технологий потребовало еще и овладение ИКТ-компетенциями.
155
Содержание коррекционно-развивающих занятий в педагогическом процессе МБДОУ включает использование видеороликов, презентаций с анимациями и звуковым оформлением, компьютерные программы: «Чибис», «КЛИНОК-2», «ЦВЕТОК», «eYe» («Ай»), «Контур», «Крестики», «Паучок», «Игры для тигры», «Мир за твоим окном», логопедический тренажер «Дэльфа 142», «Играем и учимся» и др., а также разработанные педагогами и специалистами ДОУ для данной категории детей. Они активизируют все виды восприятия (зрительное, слуховое и т. д.), произвольное внимание, развивают память, логическое мышление, диалогическую речь и способствуют достижению результативности и освоению компетенций на занятиях. Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются условия для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиН):
• работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
• проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин на несколько секунд, включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительнопространственных отношений.
Таким образом, информационные компьютерные технологии являются эффективным средством профилактики, реабилитации, обучения и развития зрительных нарушений. Специалисты и педагоги, активно использующие компьютерные технологии, лучше оценивают способности и знания ребенка, находятся в поиске новых, нетрадиционных форм и методов обучения. Именно игровые компьютерные технологии способствуют интеллектуальному и личностному развитию дошкольников с нарушением зрения, повышению результативности коррекционно-образовательного процесса в ДОУ, разнообразию, мобильности и индивидуализации обучения и сопровождения, яркости и эмоциональности пребывания в мире Детства.
О.В. Котикова
учитель-дефектолог, руководитель, Центр социально-средовой реабилитации для детей-инвалидов,
Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Перспективы»
Роль мультисенсорной среды в формировании социальных навыков ребенка с тяжелыми множественными нарушениями
Изменения в современном обществе повышают требования к социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями развития. Дети с сенсомоторными нарушениями в силу своих особенностей испытывают трудности в познании окружающего мира, получении социального опыта. Эффективность формирования у детей с ограниченными возможностями социальных навыков определяется внешней средой, которая является
156