Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ'

СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ - ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ / НАСТАВНИКИ-РУКОВОДИТЕЛИ / ПАНДЕМИЯ COVID 19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Ольга Николаевна, Хазан Мария Юрьевна, Гринева Ольга Михайловна

Представлены особенности взаимодействия вузов с различными стейкхолдерами - потенциальными работодателями, предоставляющими места для прохождения практики, вовлекающими обучающихся различных уровней и форм подготовки в реальные производственные и коммерческие процессы. Описана мотивация, лежащая в основе взаимодействия между вузами и представителями реального сектора экономики. Показаны различные варианты организации практической подготовки в условиях дистанционного формата (на примере взаимодействия вуза с таможенными органами Российской Федерации). Рассмотрены проблемы, возникающие в организации при руководстве практикантами, выделены личностные и деловые качества, необходимые для наставника-руководителя. Обозначены проблемы, возникающие при дистанционной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Ольга Николаевна, Хазан Мария Юрьевна, Гринева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF UNIVERSITIES WITH ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS IN CONDUCTING PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS IN A DISTANCE FORM

The article presents the specifics of the interaction of universities with various stakeholders - potential employers who provide places for internships, involving students of various levels and forms of training in real production and commercial processes. The motivation underlying the interaction between universities and representatives of the real sector of the economy is described. Various variants of the organization of practical training in the conditions of the distance format are shown (on the example of the interaction of the university with the customs authorities of the Russian Federation). The problems arising in the organization during the management of interns are considered, personal and business qualities necessary for a mentor-manager are highlighted. The problems arising during remote communication are outlined.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ»

DOI: 10.18137ZRNU.HET.22.03-04.R078

УДК 378.4

Фролова О.Н., Хазан М.Ю., Гринева О.М.,

Национальный исследовательский Нижегородский государственныйуниверситет имени Н.И.Лобачевского

Сотрудничество университетов с предприятиями и организациями при проведении практической подготовки обучающихся в дистанционной форме

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Пандемия коронавируса ускорила трансформацию образовательного процесса в вузах, усилила роль дистанционного формата обучения, цифровых технологий во всех аспектах образовательной деятельности. Если ранее речь шла о том, как использовать дистанционные технологии для формирования индивидуальных образова-

тельных траекторий студентов, повышения уровня их вовлеченности в образовательный процесс, то теперь дистанционный формат -единственный путь, позволяющий не приостанавливать учебный процесс и не нарушать нормативные сроки обучения [1].

В период пандемии возникла необходимость пересмотра взгляда на

все аспекты организации образовательного процесса, в том числе на проведение практической подготовки обучающихся. Ранее предполагалось, что данный процесс не может быть осуществлен в удаленном формате. В новых условиях нужно изучить следующие вопросы, связанные с реализацией практической подготовки обучающихся:

• какова мотивация представителей реального сектора экономики, лежащая в основе привлечения студентов вузов и сузов к производственным, организационным и управленческим процессам в формате прохождения практической подготовки в условиях дистанционного взаимодействия;

• каковы требования, предъявляемые к формату дистанционной коммуникации между обучающимися и представителями предприятий, организаций, учреждений, являющихся площадками для проведения практической подготовки (требования, связанные со взаимодействием практикантов и наставников, освоением информационных технологий, этикет дистанционного общения);

• каковы возможные пути повышения эффективности проведения практической подготовки в дистанционном формате.

В рамках изучения первого вопроса, на основе эмпирических

© Фролова О.Н., Хазан М.Ю., Гринева О.М., 2022

СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ

ФРОЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Российская Федерация, Нижний Новгород

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: проектное управление в отраслях и сферах деятельности; внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело. Автор более 65 опубликованных научных и методических работ. Электронная почта: [email protected]

OLGA N. FROLOVA

Nizhny Novgorod, Russian Federation

Ph.D. of Economic Sciences, Docent, Associate professor at the Department of International Economy and Customs Affairs, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Research interests: project management in industries and areas of activity; foreign economic activity and customs business. Author of more than 65 published scientific and methodological works. E-mail address: [email protected]

ХАЗАН МАРИЯ ЮРЬЕВНА Российская Федерация,Нижний Новгород

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: мировая экономика и международные экономические отношения, кросс-культурное деловое взаимодействие, этика международного бизнеса и государственной службы, управление персоналом в таможенной деятельности. Автор более 45 опубликованных научных и методических работ. Электронная почта: [email protected]

MARIA Yu. KHAZAN

Nizhny Novgorod, Russian Federation

Ph.D. of Economic Sciences, Docent, Associate professor at the Department of International Economy and Customs Affairs, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Research interests: world economy and international economic relations, cross-cultural business interaction, international business ethics, public service ethics, personnel management in customs activities. Author of more than 45 published scientific and methodological works. E-mail address: [email protected]

ГРИНЕВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА Российская Федерация,Нижний Новгород

ассистент кафедры мировой экономики и таможенного дела, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: дополнительное образование, международные отношения, мировая экономика. Автор более 20 опубликованных научных и методических работ. Электронная почта: [email protected]

OLGA M. GRINEVA

Nizhny Novgorod, Russian Federation

Assistant at the Department of International Economy and Customs Affairs, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Research interests: additional education, international relations, the world economy. Author of more than 20 published scientific and methodological works. E-mail address: [email protected]

Аннотация. Представлены особенности взаимодействия вузов с различными стейкхолдерами - потенциальными работодателями, предоставляющими места для прохождения практики, вовлекающими обучающихся различных уровней и форм подготовки в реальные производственные и коммерческие процессы. Описана мотивация, лежащая в основе взаимодействия между вузами и представителями реального сектора экономики. Показаны различные варианты организации практической подготовки в условиях дистанционного формата (на примере взаимодействия вуза с таможенными органами Российской Федерации). Рассмотрены проблемы, возникающие в организации при руководстве практикантами, выделены личностные и деловые качества, необходимые для наставника-руководителя. Обозначены проблемы, возникающие при дистанционной коммуникации.

Ключевые слова: практическая подготовка обучающихся, стейкхолдеры - потенциальные работодатели, наставники-руководители, пандемия COVID 19.

Abstract. The article presents the specifics of the interaction of universities with various stakeholders - potential employers who provide places for internships, involving students of various levels and forms of training in real production and commercial processes. The motivation underlying the interaction between universities and representatives of the real sector of the economy is described. Various variants of the organization of practical training in the conditions of the distance format are shown (on the example of the interaction of the university with the customs authorities of the Russian Federation). The problems arising in the organization during the management of interns are considered, personal and business qualities necessary for a mentor-manager are highlighted. The problems arising during remote communication are outlined.

Keywords: practical training of trainees, stakeholders - potential employers, mentors-managers, COVID pandemic 19.

данных, полученных в ходе анализа осуществления практической подготовки обучающихся различных уровней, направлений, специальностей Института экономики и предпринимательства Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (далее - ННГУ) нами были выявлены мотивационные основы деятельности руководства вузов и лиц, ответственных за соответствующее направление работы. В основе организации проведения практической подготовки в дистанционном формате лежат: приоритет здоровья и безопасности обучающихся, забота о жизни и здоровье сотрудников учреждений и предприятий; стремление полноценно завершить цикл обучения студентов

В основе мотивации стейкхол-деров - потенциальных работодателей - лежит интерес к возможности наблюдения за потенциальными сотрудниками с целью привлечения на предприятие наиболее перспективных и подготовленных специалистов. Предпочтительнее принимать на работу знакомого практиканта, нежели трудоустраивать на полноценную зарплату непроверенного выпускника, у которого может не быть необходимых компетенций, навыков, а также требуемых личностных качеств [2].

Когда обучающийся направляется для прохождения практической подготовки в таможенные органы, он оказывается в роли новичка-стажера, только что поступившего на службу. Руководитель практики принимает на себя функции наставника, выполняя при этом задачи во многом схожие с теми, которые он реализует при работе с гражданином, только что пришедшим на государственную службу.

На основе опыта, полученного при организации практической

подготовки обучающихся специальности 38.05.02 «Таможенное дело» в дистанционном формате, были выявлены специфические черты в работе наставников практикантов в таможенных органах. В традиционных условиях их задачи сводилась к ознакомлению практикантов с особенностями ведения таможенного дела, работой на таможенных постах и в таможенных органах управления, к раскрытию специфики корпоративной культуры и ведения деловой коммуникации в таможенных органах. В условиях дистанта наставники в основном становились «соруководителями» дипломных работ практикантов, активно помогая в поиске, отборе и структурировании необходимого материала в соответствии с требованиями, предъявляемыми профессией специалиста в области таможенного дела. Именно наставник может наиболее быстро реагировать на допущенные практикантами ошибки, детально разбирать их и указывать правильный ход работы, помогать выстраивать логику выпускной квалификационной работы.

Деятельность института наставничества в таможенных органах закреплена в рамках приказа Федеральной таможенной службы № 612 от 03 июля 2006 года: «Для оказания помощи гражданину в период испытания приказом начальника таможенного органа на основании служебной записки начальника структурного подразделения таможенного органа (далее - структурное подразделение), в котором гражданин будет проходить испытание, назначается наставник из числа должностных лиц этого структурного подразделения [8, I, п. 7]».

Наставнику рекомендуется придерживаться следующих правил: общаться с новичком доверительно и открыто; обучать стажера лично, выделять для него свое личное время; транслировать новичку самые важные ценности, принимаемые в организации (необхо-

димость постоянного обучения, непрерывное развитие, самосовершенствование, профессиональный и карьерный рост); обучать новичка добиваться ответов на свои вопросы, эффективно учиться на чужом и своем опыте; не скупясь хвалить за успехи [3]. Эти правила целесообразно соблюдать также при взаимодействии с практикантами.

Как правило, наставничество -руководство практикантами - является дополнением к основному виду деятельности сотрудника. Помимо проблем, связанных с дополнительной нагрузкой, возникают проблемы, заключается в том, что не каждый успешный работник может стать хорошим наставником, тем более в осложненных дистанционным форматом условиях. Среди необходимых качеств наставника-руководителя практикантов выделяют:

1. Значительный опыт в сфере своей профессиональной деятельности, а также системные представления о работе своего подразделения и организации в целом.

2. Способность к коммуникации.

3. Желание быть наставником-руководителем практикантов, иначе наставничество будет восприниматься как дополнительная нагрузка, а это скажется на качестве выполнения служебных обязанностей.

4. Способность к обучению практиканта, конструктивной критике его работы.

5. Высокая степень личной ответственности за работу практиканта, заинтересованность в ней.

6. Умение оказывать влияние, мотивировать к эффективному выполнению практических задач [7].

Такое описание портрета идеального наставника, а также полученный нами опыт, позволяют сделать вывод о том, что выбор руководителя практической подготовки обучающихся в организации является серьезной задачей, осложненной сегодня еще и усло-

СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ

вием дистанционного формата вза- • имодействия. Как отмечают исследователи, в любой организации очень важным является развитие и поддержание культуры, традиций наставничества, подобных тем, которые были приняты в советское время [4]. Наставничество -это во многом призвание, его можно навязать, прибегнув к административным мерам, но подобное внешнее стимулирование не будет успешным, если отсутствует внутренняя мотивация.

В то же время наставничество -это большой труд, поэтому для эффективного функционирования данного института организациям необходимо обращать внимание на поощрение работы наставников, компенсацию затраченных усилий и времени. Помимо материального вознаграждения, значимую роль могут сыграть другие способы поощрения: признание важности наставнической деятельности; внимание к проблемам наставников со стороны руководства компании; различные внутрикорпоративные знаки отличия для наставников-руководителей (в виде грамот, благодарственных писем и пр.) [7].

Ключевым условием успеха наставнической деятельности становится соответствующая квалификация наставника, его внутренняя мотивация и заинтересованности способность создавать обстановку доверия, уважения и одновременно требовательности при взаимодействии с практикантом, строить с ним доверительные, эмоционально окрашенные отношения.

По итогам анализа опыта проведения практической подготовки обучающихся в организации можно выделить ряд проблем, возникающих при работе наставников с практикантами:

• непонимание цели наставничества и как следствие активное сопротивление, нежелание взаимодействовать с практикантами;

• нежелание обучаться необходимым для наставнической деятельности умениям и навыкам;

формальное отношение к наставнической деятельности [5].

Помимо проблемы демотивации сотрудников организаций, где обучающиеся проходят практическую подготовку в условиях дистанта, всем участникам этого процесса пришлось столкнуться и с другими сложностями.

Например, возникла проблема, связанная с осознанием и исполнением всеми участниками процесса практической подготовки норм этикета общения в дистанционном формате. Она затрагивает вопросы установления коммуникации между практикантами и представителями предприятий, учреждений и организаций, ведения электронной переписки, общения в мессен-джерах и др. В современных условиях это актуальная плоскость учебного взаимодействия, в которой нормы и правила находятся на стадии формирования. Соблюдение определенных этических и этикетных норм напрямую влияет на качество прохождения практической подготовки студентов, поскольку затрагивает важные аспекты межличностного взаимодействия. Digital-эмпатия - необходимое условие для комфортной коммуникации между практикантом и наставником-руководителем [10].

Этикет дистанционного взаимодействия, общения в социальных сетях только зарождается, но, тем не менее, уже сейчас появились некоторые правила, которые помогут сделать общение в формате дистанта эффективным, приятным и удобным для всех вовлеченных в него коммуникаторов. В настоящий момент среди правил цифрового этикета и этикета «удаленки» можно выделить наиболее актуальные:

1. Соблюдение субординации, которая переносится из реальной жизни в дистанционное, цифровое пространство.

2. Симметрия - выбор одинаково удобных для всех участников общения каналов.

3. Безопасность - надежность используемого ресурса, возможность передачи информации по выбранному каналу.

4. Удобство и экономия ресурсов - выбор наиболее приемлемого способа общения в зависимости от коммуникативной задачи (телефонный звонок, письмо по электронной почте, сообщение в мессенджер, запись голосового сообщения).

5. Конвенциональность - принцип договоренности, структурирование общения по времени и удобному каналу.

6. Минимизация объема текста электронных писем.

7. Наличие темы у электронного письма для облегчения процедуры его поиска в случае необходимости [6].

Еще один немаловажный аспект дистанционного взаимодействия всех, кто вовлечен в практическую подготовку обучающихся, связан с использованием специальных цифровых инструментов. По итогам наблюдения за прохождением практической подготовки в дистанционном формате студентами разных форм и уровней обучения в период с апреля 2020 года по октябрь 2021 года мы сделали вывод о том, что основным способом решения поставленных практических задач являлась работа с информационными источниками, предоставленными предприятиями, организациями. На основе анализа полученных документов практиканты выполняли задания, сформулированные на местах прохождения практики, руководителями вузов, а также формировали необходимые отчетные документы и писали выпускные квалификационные работы.

Более эффективным представляется интерактивное взаимодействие, требующее для реализации в дистанционном формате применения цифровых технологий -реализация кейсов, симуляций, проектной работы с применением различных инструментов, таких

как Miro, Trello, Google, привычный уже многим Moodle. На наш взгляд, именно в такой форме обучающийся сможет не только выполнить формальные требования для получения зачета по итогам прохождения практической подготовки (написать отчет, заполнить необходимые документы и др.), но и получить достаточное представление о своей будущей профессии, ближе познакомиться с реальными производственными, коммерческими, организационными задачами. Например, использование Google-форм позволит как преподавателям вузов, так и наставникам-руководителям на предприятиях оперативно получать обратную связь от практикантов, при необходимости проводить дополнительные онлайн-тестирования, позволяющие определить степень проработанности поставленных перед студентами задач, а также видеть возможные проблемы и сложности, возникающие при прохождении практики. Инструменты платформы Miro позволяют эффективно вовлекать в проекты, мероприятия, другую интерактивную работу студентов, проходящих практическую подготовку в организации или на предприятии.

Использование подобных цифровых технологий позволяет потенциальным работодателям получить информацию о наличии необходимых профессиональных и личностных компетенций у практикантов, планировать дальнейшую кадровую работу с ними.

Безусловно, такой способ взаимодействия требует определенных навыков работы в цифровой среде. Поэтому возникает вопрос расширения перечня необходимых компетенций как студентов, так и преподавателей - руководителей практической подготовки в вузах, сотрудников принимающих предприятий, организаций, учреждений. При этом высока вероятность столкновения с ощутимым сопротивлением тех, кто не захочет такие компетенции при-

обретать. Поэтому также возникает следующая задача: мотивирование всех, кто вовлечен в процесс проведения практической подготовки в дистанционном формате, к повышению уровня владения информационными технологиями.

Вместе с этим, уже сегодня многие предприятия, организации, работая на опережение, готовят и реализуют проекты по привлечению обучающихся для прохождения практической подготовки в дистанционном формате с использованием цифровых технологий. Так, компания KPMG, являющаяся крупной международной сетью предприятий, предоставляющих консультационные, аудиторские и налоговые услуги, ведущая активную работу по привлечению персонала, накопила определенный опыт в области дистанционного взаимодействия со студентами-практикантами. Компания работает с вузами разных городов, привлекая студентов для дистанционного прохождения практической подготовки с возможностью последующего трудоустройства, обменивается опытом с преподавателями и сотрудниками учебных заведений в области методологии использования цифровых инструментов.

Таможенные органы с учетом своих возможностей и действующих ограничений также ведут дистанционную работу по привлечению потенциальных служащих. Так, региональные таможенные управления и таможни, заинтересованные в привлечении молодых кадров, включаются в процесс дистанционной коммуникации с выпускниками вузов. В 2021 году на базе Российской таможенной академии была проведена серия встреч в дистанционном формате обучающихся выпускных курсов с должностными лицами таможенных органов. В рамках этих мероприятий студентам была предоставлена возможность задать вопросы об условиях успешного профессионального развития,

карьерного роста. В Нижегородской области сотрудники Приволжского таможенного управления и Приволжской электронной таможни провели в смешанном формате со студентами старших курсов и выпускниками специальности «Таможенное дело» ННГУ профориентационные мероприятия, на которых в режиме активного диалога обсуждали возможности трудоустройства в таможенные органы области, а также в целом специфику профессии таможенника.

Сотрудничество представителей предприятий и организаций, преподавателей вузов в области он-лайн-коммуникаций, на наш взгляд, позволит повысить эффективность практической подготовки в дистанционном формате, сделать ее более привлекательной для всех участников этого процесса.

Таким образом, можно говорить о том, что взаимодействие вузов и организаций при проведении практической подготовки в период распространения пандемии будет по-прежнему развиваться, поскольку в таком сотрудничестве заинтересованы все его участники. В сложившихся условиях возрастает нагрузка на наставников-руководителей практикантов, связанная с дистанционным форматом проведения практической подготовки. Становится важным вопрос о необходимости морального и материального поощрения сотрудников организаций, которые выполняют работу по руководству практикантами, осложненную условиями дистанта.

Становится очевидным, что всем участникам, вовлеченным в процесс практической подготовки, необходимо развивать умения и навыки, которые способны сделать проведение практической подготовки более эффективным. В числе таких востребованных компетенций - владение элементами этикета дистанционного общения и цифровыми инструментами интерактивного взаимодействия.

СОТРУДНИЧЕСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаев В.А., Кобец Е.В., Васильев В.А. О методике дистанционной работы со студентами ВУЗов в условиях пандемии // Вопросы кадров. 2021. № 4. С. 43-47.

2. Ведунова М.В., Абаева О.П. Организация практической подготовки студентов медицинских специальностей в условиях пандемии COVID-19 // ГЛАВВРАЧ. 2020. № 9. С. 39-44.

3. Горбунова Е. Наставничество: как минимизировать затраты на обучение и ускорить адаптацию // Директор по персоналу. Практический журнал по управлению человеческими ресурсами. URL: https://www.hr-director.ru/ article/67439-nastavnichestvo-kak-vnedrit-sistemu-v-kompanii (дата обращения 04.02.2022).

4. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. 2016. № 5. С. 92-112.

5. Кто такой наставник и какими гибкими навыками он должен обладать. Результаты исследования / Блог компании «Хабр Карьера». URL: https://habr.com/ru/company/habr_career/blog/488986 (дата обращения 04.02.2022).

6. Лукинова О. Цифровой этикет: как правильно общаться в сети? // Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа-Вентана). URL: https://rosuchebnik.ru/material/tsifrovoy-etiket-kak-pravilno-obshchatsya-v-internete/ (дата обращения 04.02.2022).

7. Памятка наставникам (руководителям стажировок) / Официальный сайт Кадровой политики Красноярского края. URL: http://kadry24.krskstate.ru/dat/bin/art/23822_pamytka_nastavnikam.pdf/(дата обращения 04.02.2022).

8. Приказ Федеральной таможенной службы России от 3 июля 2006 года N 61 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации» (с изменениями на 17 апреля 2012 года) / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901988145.

9. Шмурыгина О.В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 51-52.

10. Щербакова Н. Этика удаленки // Секрет фирмы. Интернет-журнал. URL: https://secretmag.ru/selfie/etika-udalyonki-kak-vesti-sebya-s-kollegami-i-partnyorami-chtoby-ne-besit-ikh.htm/ (дата обращения 04.02.2022).

REFERENCES

1. Azaev V.A., Kobec E.V., Vasil'ev V.A. O metodike distancionnoj raboty so studentami VUZov v usloviyah pandemii [On the method of distance work with students of universities in pandemic conditions]. Personnel questions. 2021. No. 4. P. 43-47. (in Russian).

2. Vedunova M.V., Abaeva O.P. Organizaciya prakticheskoj podgotov-ki studentov medicinskih special'nostej v usloviyah pandemii COVID-19 [Organization of practical training of medical students in the conditions of the COVID-19 pandemic], CHIEF PHYSICIAN. 2020. No. 9. P. 39-44. (in Russian).

3. Gorbunova E. Nastavnichestvo: kak minimizirovat' zatraty na obuchenie i uskorit' adaptaciyu [Mentoring: how to minimize training costs and accelerate adaptation], HR Director. Practical journal on human resources management. Available at: https://www.hr-director.ru/article/67439-nastavnichestvo-kak-vnedrit-sistemu-v-kompanii (date of the Application: 04.02.2022). (in Russian).

4. Klarin M.V. Sovremennoe nastavnichestvo: novye cherty tradici-onnoj praktiki v organizaciyah XXI veka [Modern mentoring: new features of traditional practices in organizations of the 21st century]. Economics and education. 2016. No. 5. P. 92-112. (in Russian).

5. Kto takoj nastavnik i kakimi gibkimi navykami on dolzhen ob-ladat'. Rezul'taty issledovaniya [Who is the mentor and what flexible skills he should have. Research Results], Habr Ka-riera Blog. Available at: https://habr.com/ru/company/ habr_career/blog/488986 (date of the Application: 04.02.2022). (in Russian).

6. Lukinova O. Cifrovoj etiket: kak pravil'no obshchat'sya v seti? [Digital etiquette: how to communicate on the network?]. Corporation Russian textbook (publishing house Drofa-Ventana). Available at: https://rosuchebnik.ru/material/tsifro-voy-etiket-kak-pravilno-obshchatsya-v-internete/ (date of the Application: 04.02.2022). (in Russian).

7. Pamyatka nastavnikam (rukovoditelyam stazhirovok) [Mentor's memo (internship managers)]. Offic/'a/ website of the Personnel Policy of the Krasnoyarsk Territory. Available at: http://kadry24.krskstate.ru/dat/bin/art/23822_pamytka_ nastavnikam.pdf (date of the Application: 04.02.2022). (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Prikaz Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossii ot 3 iyulya 2006 goda N 61 «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke i usloviyah prohozhde-niya ispytaniya pri prieme na sluzhbu v tamozhennye organy Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami na 17 aprelya 2012 goda) [ORDER of the Federal Customs Service of Russia No. 61 dated July 3, 2006 "On Approval of the Instruction on the Procedure and Conditions for Passing the Test When Serving in the Customs Authorities of the Russian Federation" (as amended on April 17, 2012 )]. Electronic Fund of Legal and Regulatory Documents. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901988145. (in Russian).

9. Shmurygina O.V. Obrazovatel'nyj process v usloviyah pandemii [Educational process in pandemic conditions], Voca-tionaleducation andlabormarket. 2020. No. 2. P 51-52. (in Russian).

10. Shcherbakova N. Etika udalenki [Ethics Remote], CompanySecret. Internetmagazine. Available at: https://secretmag. ru/selfie/etika-udalyonki-kak-vesti-sebya-s-kollegami-i-partnyorami-chtoby-ne-besit-ikh.htm/ (date of the Application: 04.02.2022). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.