Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал модели наставничества «студент – ученик» в профессиональном становлении будущего педагога в вузе'

Воспитательный потенциал модели наставничества «студент – ученик» в профессиональном становлении будущего педагога в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / наставническая деятельность / модель наставничества «студент – ученик» / технология наставника / инновационный потенциал модели наставничества для будущего педагога / mentoring / mentoring activity / mentoring model ‘student – pupil’ / mentor technology / innovative potential of mentoring model in the future teacher’s formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костомарова Елена Витальевна, Савва Любовь Ивановна, Смушкевич Людмила Николаевна

Трансформация целей и ценностей высшего образования влечет за собой изменение не только характера профессиональной подготовки педагога в вузе, но и модификацию его позиции и роли. В связи с этим использование возможностей института наставничества в педагогической деятельности на разных уровнях современного образования является одной из ключевых проблем. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования наставничества по модели «студент – ученик» в процессе профессионального обучения в вузе и становления будущего педагога. Цель исследования – представление практико-ориентированной модели наставничества «студент – ученик» и обоснование ее инновационного потенциала в профессиональном становлении будущего учителя. В статье представлен опыт организации наставничества по указанной модели в процессе профессиональной подготовки студентов вуза в отношении обучающихся, проходящих предпрофессиональную подготовку в Академическом лицее г. Магнитогорска. Модель наставничества «студент–ученик» реализуется в рамках инновационного проекта, эффективность которого основана на внедрении технологии наставничества среди студентов педагогических специальностей для использования его в качестве инструмента, сокращающего разрыв между темпом обновления содержания педагогической подготовки и темпом обновления общего образования в соответствии с принципами Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [1]. Теоретическими методами выступают: проектирование модели наставничества, теоретический анализ, сравнение, обобщение. Эмпирическими методами выбраны: опрос респондентов, анализ и обобщения практического опыта на базе региональной инновационной площадки. Полученные результаты исследования подтверждают эффективность технологии наставничества как инструмента профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костомарова Елена Витальевна, Савва Любовь Ивановна, Смушкевич Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational potential of the model of mentoring ‘student – pupil’ in the future teacher's professional development in higher education institution

The transformation of the higher education goals and values entails not only changes in the nature of a teacher’s professional training in higher education, but also modification of his/her position and role. In this regard, the use of the institute opportunities for mentoring in pedagogical activity at different levels of modern education is one of the key problems. The article substantiates the problem relevance on the formation of mentoring ‘studentpupil’ in the process of professional training in the university of a future teacher and its formation. The research aim is to present a practice-oriented model of mentoring ‘student – pupil’ and to substantiate its innovative potential in the professional self-determination of a future teacher. The article presents the organization experience of mentoring according to the ‘student – pupil’ model in the process of professional training of university students for the organization of pre-professional training of Academic Lyceum, Magnitogorsk, students. The model effectiveness of mentoring ‘student – pupil’, implemented in the framework of the innovative project, is based on the introduction of mentoring technology among students of pedagogical specialities as a tool for bridging the gap between the pace model of updating the content of pedagogical training and the pace of updating general education in accordance with the principles of the Concept of teacher training for the education system for the period up to 2030. Theoretical methods are design of mentoring model, theoretical analysis, comparison, generalization. Empirical methods are survey of respondents, analysis and generalization of practical experience at the ball of the regional innovation platform. The obtained results of the study allow asserting that the technology of mentoring acts as an effective tool for professional training of future teachers in higher education.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал модели наставничества «студент – ученик» в профессиональном становлении будущего педагога в вузе»

Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 4. С. 6-14. Humanitarian and pedagogical Research, 2024, vol. 8, no. 4, pp. 6-14.

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.14

doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-4-06-14

Воспитательный потенциал модели наставничества «студент - ученик» в профессиональном становлении будущего педагога в вузе

Костомарова Елена Витальевна1 Савва Любовь Ивановна2 Смушкевич Людмила Николаевна3

13Академический лицей, Магнитогорск, Россия '[email protected]

2Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8340-3742 3 [email protected]

Автор, ответственный за переписку: Савва Любовь Ивановна, [email protected]

Аннотация. Трансформация целей и ценностей высшего образования влечет за собой изменение не только характера профессиональной подготовки педагога в вузе, но и модификацию его позиции и роли. В связи с этим использование возможностей института наставничества в педагогической деятельности на разных уровнях современного образования является одной из ключевых проблем. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования наставничества по модели «студент - ученик» в процессе профессионального обучения в вузе и становления будущего педагога. Цель исследования - представление практико-ориентированной модели наставничества «студент - ученик» и обоснование ее инновационного потенциала в профессиональном становлении будущего учителя. В статье представлен опыт организации наставничества по указанной модели в процессе профессиональной подготовки студентов вуза в отношении обучающихся, проходящих предпрофессиональную подготовку в Академическом лицее г. Магнитогорска. Модель наставничества «студент-ученик» реализуется в рамках инновационного проекта, эффективность которого основана на внедрении технологии наставничества среди студентов педагогических специальностей для использования его в качестве инструмента, сокращающего разрыв между темпом обновления содержания педагогической подготовки и темпом обновления общего образования в соответствии с принципами Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [1]. Теоретическими методами выступают: проектирование модели наставничества, теоретический анализ, сравнение, обобщение. Эмпирическими методами выбраны: опрос респондентов, анализ и обобщения практического опыта на базе региональной инновационной площадки. Полученные результаты исследования подтверждают эффективность технологии наставничества как инструмента профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе.

Ключевые слова: наставничество, наставническая деятельность, модель наставничества «студент - ученик», технология наставника, инновационный потенциал модели наставничества для будущего педагога

Для цитирования: Костомарова Е. В., Савва Л. И., Смушкевич Л. Н. Воспитательный потенциал модели наставничества «студент - ученик» в профессиональном становлении будущего педагога в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 4. С. 6-14. doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-4-06-14.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Educational potential of the model of mentoring 'student - pupil' in the future teacher's professional development in higher education institution

Elena V. Kostomarova1

© Костомарова Е. В., Савва Л. И., Смушкевич Л. Н., 2024

Lubov I. Savva2 Ludmila N. Smushkevich3

1,3Municipal Autonomous General Education Institution 'Academic Lyceum', Magnitogorsk, Russia, '[email protected],

2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-

0001-8340-3742

[email protected]

Corre spondingauthor: Lubov I. Savva, [email protected]

Abstract. The transformation of the higher education goals and values entails not only changes in the nature of a teacher's professional training in higher education, but also modification of his/her position and role. In this regard, the use of the institute opportunities for mentoring in pedagogical activity at different levels of modern education is one of the key problems. The article substantiates the problem relevance on the formation of mentoring 'student- pupil' in the process of professional training in the university of a future teacher and its formation. The research aim is to present a practice-oriented model of mentoring 'student - pupil' and to substantiate its innovative potential in the professional self-determination of a future teacher. The article presents the organization experience of mentoring according to the 'student - pupil' model in the process of professional training of university students for the organization of pre-professional training of Academic Lyceum, Magnitogorsk, students. The model effectiveness of mentoring 'student -pupil', implemented in the framework of the innovative project, is based on the introduction of mentoring technology among students of pedagogical specialities as a tool for bridging the gap between the pace model of updating the content of pedagogical training and the pace of updating general education in accordance with the principles of the Concept of teacher training for the education system for the period up to 2030. Theoretical methods are design of mentoring model, theoretical analysis, comparison, generalization. Empirical methods are survey of respondents, analysis and generalization of practical experience at the ball of the regional innovation platform. The obtained results of the study allow asserting that the technology of mentoring acts as an effective tool for professional training of future teachers in higher education.

Keywords: mentoring, mentoring activity, mentoring model 'student - pupil', mentor technology, innovative potential of mentoring model in the future teacher's formation

For citation: Kostomarova E. V., Savva L. I., Smushkevich L. N. Educational potential of the model of mentoring 'student - pupil' in the future teacher's professional development in higher education institution, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya = Humanitarian and pedagogical Research, 2024, vol. 8, no. 4, pp. 6-14. (In Russ.), doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-4-06-14.

Введение

Исследование проблемы организации наставнической деятельности в период обучения в вузе как инструмента повышения воспитательного потенциала образования остается весьма актуальной и перспективной при поиске новых технологий в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. На это указывают материалы нормативных документов: «Концепция развития наставничества в Российской Федерации» (одобрена Президиумом РАО 29.06.2023) [1], «Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» от 23 января 2020 г. N МР42/02 [2]. В этой связи требуются уточнение понятийного аппарата по данной проблеме и проектирование новых моделей, где субъектом наставничества выступит будущий учитель, получающий подготовку в вузе с учетом требований работодателей (школ, лицеев, гимназий). Цель статьи - представление практико-ориентированной модели наставничества «студент - ученик» и обоснование ее инновационного потенциала в профессиональном становлении будущего учителя в период обучения в вузе. Основными методами выступают теоретические методы: проектирование модели наставничества, теоретический анализ, сравнение, обобщение. Эмпирические методы представлены в следующем сочетании: опрос респондентов, анализ и обобщения практического опыта на базе региональной инновационной площадки.

1. Наставничество в системе образования

Контент-анализ различных литературных источников (диссертационных исследований, статей, методических рекомендаций и нормативных документов) позволяет выделить достаточно большое разнообразие описаний и толкований понятия «наставничество». В определении содержания научной дефиниции «наставничество» большинство исследователей имеют ввиду процесс передачи знаний, опыта в процессе деятельности. При этом трактовка понятия «наставничество», а в отдельных случаях и методология, определяется сферой деятельности объектов и субъектов взаимодействия и отно-

сится к одной из старейших в истории человечества моделей передачи знаний.

Современная теория наставничества, опираясь на идеи классиков педагогической теории наставничества, развивается достаточно интенсивно, что приводит к появлению разнообразных описаний и определений ключевого понятия «наставничество». Оно толкуется и как предмет педагогического исследования, и как субъект того или иного вида деятельности на производстве, в предпринимательстве, социальной сфере. Мы придерживаемся устоявшегося в педагогической науке мнения, что наставничество «может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов, одним из катализаторов для «технологического рывка» российской экономики» [3 с. 64].

Необходимость формирования компетенций наставника у студентов педагогических специальностей на этапе обучения в вузе, возможность использования такого рода наставничества в качестве инструмента профессионального становления студентов и в качестве фактора развития воспитательной системы образовательных учреждений подчеркивается в исследованиях ряда авторов. Так, Н. В. Тарасова, И. П. Пастухова и С. Г. Чигрина позиционируют институт наставничества как «социальный институт, необходимый и эффективный для решения воспитательных, дидактических и профессиональных задач» [4 с. 113]; Н. В. Семенова видит в наставничестве одно из необходимых психолого-педагогических условий для становления социальной зрелости обучающихся [5 с. ?]; зарубежные авторы K. N. Tang, Y. H. Mohd и N. H. Hashim убеждены, что наставничество будет способствовать «развитию интернационализации», «продвижению молодых ученых и развитию академического персонала» при усилении воспитательной составляющей профессионального образования [6, с. 838]. Л. Н. Смушкевич поясняет, что воспитательный потенциал наставничества связан тем, что предстоящая профессиональная деятельность будущего учителя предполагает осуществление педагогической поддержки обучающихся через индивидуальное сопровождение при осуществлении про-ектно-исследовательской деятельности, проведении профориентации, развития социального опыта общения с целью достижения успеха в обучении [7]. Вместе с тем, как указывает И. А. Эсаулова, признавая «влияние наставничества как стратегически значимого элемента системы развития персонала на развитие самой организации», авторы многих исследований мало описывают и анализируют саму практику формирования компетенций наставника у будущих педагогов как элемента профессионального становления [8].

Мы считаем, что сегодня для профессионального обучения недостаточно описаны модели взаимодействия «студент - ученик», способствующие эффективной подготовке начинающих педагогов к осуществлению наставнической деятельности, выступающие как механизм повышения качества образования, укрепления воспитательного потенциала образовательного процесса, а также закрепления будущих педагогов в профессии.

2. Наставничество как технология и ее характеристика

Теоретический анализ основных положений Концепции развития наставничества в Российской Федерации [1] и направлений целевой модели наставничества [2] показал, что данные документы: 1) отмечают высокий потенциал технологии наставничества в устранении противоречия между темпом обновления содержания и инфраструктуры педагогической подготовки и темпом обновления общего образования; 2) указывают на необходимость соответствия между потребностями потенциальных работодателей в лице образовательных учреждений на внедрение наставничества и уровнями сформированности компетенций будущих педагогов.

В рамках нашего исследования наставничество рассматриваем как «социально-педагогическую технологию организации и сопровождения обучающегося для личностного, профессионального развития, мотивации, роста мастерства, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств» [9].

Именно такой подход к наставничеству как к технологии позволяет не только определить комплекс педагогических условий по формированию компетенций будущих педагогов к осуществлению наставнической деятельности в профессиональной практике будущих педагогов в период их обучения в вузе, но и обосновать воспитательный потенциал ее использования.

Нами, Л. Н. Смушкевич и Е. В. Костомаровой, уже уточнялось, что субъектами рассматриваемой модели являются наставляемый и наставник, где наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и

поддержки процессов самореализации и самосовершенствования, наставляемого (в модели «студент - ученик» будущие учителя «примеряют» на себя функции наставника под руководством опытных учителей, но выполняют при этом двойную роль - наставника и наставляемого). Наставляемый же - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником, при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

3. Модель «студент - ученик» и ее воспитательный потенциал

В основу построения модели «студент - ученик» (см. рисунок 1) заложены принципы взаимосвязи и сотрудничества.

Рисунок 1 - Модель наставничества «студент-ученик»

Центральным компонентом здесь выступает каскадное наставничество: студент проходит практику под руководством учителя-наставника из числа высоко мотивированных к занятию профессиональной деятельностью педагогов, но сам является наставником для обучающихся образовательной организации, куда привлекается с целью устранения того или иного образовательного дефицита по различным направлениям. Так, в МАОУ «Академический лицей» (г. Магнитогорск) в период прохождения практики на первоначальном этапе организуется знакомство студентов вуза с системой реализации различных моделей наставничества: они принимают участие в проведении тренингов для практикантов, посещают открытые занятия, практикумы с лицеистами, которые проводят педагоги-наставники, знакомятся с накопленным опытом наставничества через электронные ресурсы (сайт лицея). Такая практико-ориентированная форма работы с практикантами позволяет студентам в сжатые сроки не только ознакомиться с техниками и приемами работы наставника в лицее, изучить его обязанности и функции, но и увидеть положительные результаты от применения этой технологии в образовательном процессе, оценить степень и возможность своего участия в ней.

Студентам при этом предлагается курировать исследовательские проекты обучающихся совместно с педагогами лицея по разным предметным областям и направлениям. Они выступают в роли наставников при подготовке индивидуальных проектов в рамках регионального исследования качества образования (РИКО) обучающихся 7-х классов и проектов, выполняемых обучающимися выпускных классов при реализации программ профессионального обучения [9].

Деятельностный подход, являясь методологической основой реализации модели «студент -ученик», позволяет рассматривать будущего учителя как субъекта выполняемой деятельности и дает возможность студенту оценивать свои действия, результаты работы с детьми и свое профессиональное развитие. При этом обучающиеся под руководством наставника-студента осознают, что именно в деятельности человек преобразует природу, строит, создает то, что без него не существовало бы в природе, создает элементы материальной и духовной культуры, развивает свои способности [10]. Воспитательный потенциал модели наставничества заключается в том, что она позволяет будущему педагогу оценить необходимость постоянной работы по профессиональному становлению путем развития конкретных качеств и компетенций, необходимых в наставнической деятельности учителя.

В предлагаемой модели наглядно отражены прогнозируемые формы взаимодействия «студент -ученик» (экскурсии, конкурсы, проекты, походы и спортивные соревнования и др), разнообразные области применения наставничества в рамках образовательных программ с учетом направлений развития всех ее субъектов и ожидаемых результатов, направленных на обучающихся.

Смещение акцентов результата в данной модели на обучающихся дополнительно подчеркивает ее воспитательный эффект как инструмента рефлексивного развития будущего учителя в профессионально-педагогической деятельности.

Под «образовательным дефицитом» сопровождаемого следует понимать его неготовность преодолевать самостоятельно какие-либо возникающие перед ним препятствия. В качестве последних могут рассматриваться: отсутствие организационных механизмов реализации плана саморазвития, дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, неблагоприятные условия или явления и т. д. Общим признаком всех образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности сопровождаемого. Исходя из образовательных дефицитов, наставник в своей деятельности может реали-зовывать несколько функций, имеющих определенный смысловой ракурс, что отражено в таблице 1.

Таблица 1 - Функции и смысловой ракурс наставника

Функции наставника Смысловой ракурс наставнической деятельности

Функция педагогической поддержки 1)диагностика личностных дефицитов и мотивов наставляемого, 2) создание организационно-педагогических условий для освоения образовательных программ, 3) оказание индивидуальной помощи в конкретной ситуативной и т.д.

Функция обучения 1) создание ситуаций успеха; 2) помощь в организации учебной деятельности; 3) помощь, оценка результатов, контроль, коррекция действий опекаемого в организации учебной деятельности; 4) помощь в самоорганизации сопровождаемого

Функция медиации 1)диагностика межличностных отношений в коллективе, 2) выявление и разрешение проблемных и конфликтных ситуаций с участием сопровождаемого, 3) посредничество во взаимодействии наставляемого и коллектива

Функция самообразования 1)самодиагностика и самооценка собственных личностных и образовательных дефицитов; 2) проектирование программы и плана самообразования; 3) овладение знаниями, умениями, компетенциями, приемами самоорганизации деятельности и др.

В соответствии с точкой зрения О. С Газмана, возможность выполнения указанных функций наставниками в условиях лицея может быть обеспечена имеющимся опытом участия педагогического коллектива в реализации научно-прикладных проектов, высоким уровнем корпоративной культуры в вопросах профессионального самообразования и самосовершенствования; сформированностью гибкой и насыщенной образовательной среды, эффективной практикой социального партнерства и сетевого взаимодействия [12]. Вместе с тем, успешное выполнение обозначенных функций несомненно положительно сказывается как на развитии воспитательной системы образовательной организации, так и на профессиональном становлении будущих педагогов.

Исследование, проведенное в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме «Наставничество как ведущий механизм реализации предпрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся многопрофильного лицея» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области 01/2769 от 30.12.2020) на базе МАОУ «Академический лицей» города Магни-

тогорска, показало положительное влияние практики наставничества на развитие компетенций будущего педагога.

Одним из инструментов оценки полученных результатов стало проведение опроса различных категорий педагогического сообщества: учителей-наставников, молодых педагогов и студентов. В опросе приняли участие 72 респондента: студенты вуза по направлению «Педагогическое образования» - 75 %, молодые педагоги школ города - 12 %, учителя-наставники лицея - 13 %.

На вопрос «Считаете ли вы целесообразным изучение методологии наставничества студентами вуза в процессе профессионально-педагогического образования?» 71 % студентов согласились с утверждением «да, так как изучение методологии наставничества расширяет сферу профессиональных знаний и компетенций»; 25 % респондентов отметили «да, так как данная технология достаточно активно внедряется в педагогическую практику», и только 4 % опрашиваемых затруднились сказать что-либо по данному вопросу. Кроме того, результаты проведенного нами опроса студентов, проходивших практику в образовательных учреждениях города, подтвердили, что «формы работы наставника помогают будущим педагогам в выборе индивидуальной траектории при взаимодействии с учениками при проведении исследовательских работ, подготовке к олимпиадам, сопровождении обучающихся, испытывающих трудности как в обучении, так и в профессиональном самоопределении» [10, с.114].

Отметим, что деятельность наставника похожа на оказание педагогической поддержки. Сущность последней, по мнению О. С. Газмана, а также ученых С. С. Гиля. Н. Б. Крылова и Н. Н.Михайлова, состоит в оказании помощи обучающемуся в преодолении каких-либо барьеров в развитии, которые он преодолеть не способен самостоятельно [1 1].

В модели наставника «студент - ученик» возможное решение мы видим в построении взаимоотношений наставника с подопечным, которые способствуют восполнению какого-то образовательного дефицита. Деятельностный подход в сочетании с принципами интеграции теории и практики, адресности (ориентации на конкретного ученика) определяют формы, методы и средства взаимодействия студента с обучающимися.

Обозначенные формы взаимодействия педагогов в модели «студент - ученик» позволяют персонифицировать процесс научно-методического сопровождения будущих учителей не только в период прохождения практики, но и при дальнейшем взаимодействии в паре «наставник - наставляемый» по модели «учитель - студент» и достигать продуктивных результатов на личностном, функциональном и личностно-деятельностном уровнях. Воспитательный потенциал моделипроявляется в снижении тревожности, беспокойства как среди студентов, так и среди обучающихся, в развитии личностных качеств студентов-наставников (коммуникативности, ответственности, гибкости, готовности помочь), формировании предметных и управленческих компетенций [12].

В результате апробации модели наставничества «студент - ученик» были выявлены ключевые характеристики наставнической деятельности (см. таблицу 3), благодаря которым она оказывает положительное влияние как на формирование компетенций будущего педагога, так и на эффективность воспитательной системы образовательной организации.

Таблица 3 - Воспитательный потенциал наставнической деятельности

Ключевые характеристики наставнической деятельности Методы и формы реализации Формируемые компетенции

- Инструмент личностного развития и формирования личностных качеств обучающихся, - инструмент профессионального самоопределения и профессиональной и обучающихся; - инструмент социальной адаптации обучающихся и развития у них гибких навыков; - инструмент воспитания обучающимися из «группы риска», - инструмент педагогической помощи и поддержки обучающихся с проявлениями девиантного и асоциального поведения по адаптации и социализации их в коллективе - инструмент построения индивидуальной траектории саморазвития - Сотрудничество; - передача опыта; - личный пример; - дискуссия, убеждение; - педагогическая поддержка; - педагогическая помощь; - тренинг; - беседа; - консультация; - ситуация успеха; - поощрение Профессиональн ые компетенции: - предметная; - психолого-педагогическая; - коммуникативная; - валеологическая; - управленческая Специальные компетенции, необходимые для осуществления наставнической деятельности

Заключение

В ходе реализации описанной модели «студент - ученик» были получены следующие промежуточные результаты исследования:

- отмечен рост уровня теоретических знаний и практических умений, навыков студентов вуза педагогического направления профессиональной подготовки и обучающихся лицея по учебным дисциплинам, выражающийся в положительной динамике успеваемости и результативности участия подопечных в социальных практиках: научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах, подготовке научных проектов, докладов и публичных выступлений;

- наблюдается положительная динамика по развитию мотивации к личностному и профессиональному становлению обучающихся, по развитию навыков командной работы у всех участников взаимодействия;

- зафиксированы рост уровня профессионально-педагогической адаптации и становления обучающихся (они поступают в вузы на педагогические специальности, студенты становятся активными участниками профессиональных конкурсов, трудоустраиваются по месту прохождения практики) и повышение интереса к выбору педагогической специальности среди выпускников. Так, на протяжении двух лет среди выпускников МАОУ «Академический лицей» 17 человек выбрали профессии, связанные с педагогическими специальностями (социальный педагог, психолог, дефектолог, учитель иностранного языка и т. д.); 5 студентов из числа проходивших практику в образовательной организации пришли в лицей работать.

Каскадное наставничество, по мнению Л. И. Савва и Н. В. Дериной, выступает как инструмент непрерывного профессионального образования, развития лидерских качеств педагога, что само по себе обеспечивает воспитательный потенциал описываемой модели [13]. За период апробации модели часть педагогического коллектива МАОУ «Академический лицей» успешно повысила свою квалификационную категорию и стала участником программ наставничества.

Введение технологии наставничества направлено на повышение эффективности прохождения практики и включенность будущих учителей в процесс взаимодействия в моделях «учитель - студент» и «студент-ученик».

Вместе с тем, практический опыт, накопленный на базе региональной инновационной площадки, показал, что развитие компетенций наставничества у будущих педагогов на основе модели «студент - ученик» требует дальнейшего изучения, в том числе обоснования и уточнения новых педагогических условий, выявления эффективных форм и методов реализации данного процесса, обеспечивающих выполнения функций наставника. С этой целью была разработана программа факультативного курса «ПРО наставничество». Его структура и содержание направлены на развитие компетенций наставничества будущих педагогов с использованием информационных технологий на образовательном портале вуза. В рамках курса будущие педагоги смогут изучить такие блоки, как «Навигатор наставничества», «Лучшие практики наставничества», «Виды моделей наставничества» и другие; стать студентами-наставниками, осуществить самооценку уровня подготовки к наставничеству.

Итак, рассмотренная нами технология имеет высокий воспитательный потенциал в профессиональном становлении личности студентов, так как ее реализация обеспечивает педагогическое сопровождение процесса формирования компетенций наставников у студентов вуза на двух уровнях (репродуктивном и творческом) [14] и положительно сказывается на формировании у будущих учителей целостного профессионального мышления.

Список источников

1. Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Президиумом РАО 29.06.2023) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 831223#HWpzhWUoHHPHrGiS (дата обращения: 12.09.2024).

2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. N МР42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» // АО «Кодекс», 2024. URL: https://docs.cntd.ru/document/564445229?ysclid=m4s9xatgie136392323 (дата обращения: 13.09.2024).

3. Савва Л. И., Костомарова Е. В. Наставничество - модный тренд или развивающая образовательная технология // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире: сб. науч. статей по материалам VIII Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) / отв. ред. Х .Б. Нургалина. Сибай : Уфимский унт науки и технологий, 2022. С. 62-65.

4. Щербакова Е. В., Щербакова Т. Н. Наставничество как форма поддержки профессионального становления студентов в ходе учебной педагогической практики // Психолого-педагогическая подготовка будущих

учителей: история, методология и технологии: материалы межвузовской конференции (с международным участием) / отв. ред. Л. В. Попова. М. : Изд-во Московского пед. гос. ун-та, 2019, С. 212-215.

5. Семенова Н. В. Профессионально-педагогическое сопровождение становления социальной зрелости обучающихся ссуза // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016. Вып. 1. № 2. С. 186-191.

6. Tang K. N., Mohd Y. H., Hashim N. H. Soft skills integration in teaching professional training: Novice teachers' perspectives, Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 186. P. 835-840.

7. Семушина Л. Г. Влияние профессионально-квалификационной структуры труда на структуру профессионального образования // Специалист. 2004. № 10. С. 26-29.

8. Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний // Стратегии бизнеса. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-modeli-nastavnichestva-v-praktike-obucheniya-i-razvitiya-personala-zarubezhnyh-kompaniy (дата обращения: 13.09.2024).

9. Смушкевич Л. Н., Костомарова Е. В., Савва Л. И. Организация предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения старшеклассников в условиях многопрофильного лицея посредством применения целевых моделей наставничества // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/56PSMN523.pdf (дата обращения: 13.09.2024).

10. Смушкевич Л. Н., Костомарова Е. В Эффективные практики сопровождения подготовки будущих педагогов при обучении в вузе // Научная мысль: традиции и инновации: сб. науч. трудов III Всероссийской научно-практической конференции /под ред. И. В. Кашубы, С.С. Великановой. Москва: Директ-Медиа, 2022. С. 113-115.

11. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6-33.

12. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 25-36.

13. Савва Л. И, Дёрина Н. В. Вектор профессионального образования на развитие лидерских качеств в глобализационном мире // Вестник ОГУ. 2019. № 2 (220). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vektor-professionalnogo-obrazovaniya-na-razvitie-liderskih-kachestv-v-globalizatsionnom-mire (дата обращения: 13.09.2024).

14. Гончарова, А. Л., Орехова Т. Ф., Кружилина Т. В. Теоретическое обоснование комплекса педагогических условий формирования проектной культуры будущих архитекторов художественно-архитектурными средствами в процессе непрерывного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN124.pdf (дата обращения: 13.09.2024).

References

1. Kontseptsiya razvitiya nastavnichestva v Rossiiskoi Federatsii (odobrena Prezidiumom RAO 29.06.2023), Konsul'tantPlyus, URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 831223#HWpzhWUo HHPHrGiS (accessed 12 September 2024)

2. Pis'mo Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii ot 23 yanvarya 2020 g. N MR42/02 «O na-pravlenii tselevoi modeli nastavnichestva i metodicheskikh rekomendatsii», AO «Kodeks», 2024, URL: https://docs.cntd.ru/document/564445229?ysclid=m4s9xatgie136392323 (accessed 13 September 2024)

3. Savva L. I., Kostomarova E.V. Nastavnichestvo - modnyi trend ili razvivayushchaya obrazovatel'naya tekhnologiya, Problemy gumanitarnykh nauk i obrazovaniya v sovremennom mire: sb. nauch. statei po materia-lam VIII Vseros. nauch.-prakt. konf. (s mezhdunarodnym uchastiem), otv. red. Kh. B. Nurgalina, Sibai, Ufimskii un-t nauki i tekhnologii, 2022, pp. 62-65.

4. Shcherbakova E. V., Shcherbakova T. N. Nastavnichestvo kak forma podderzhki professional'nogo stanov-leniya studentov v khode uchebnoi pedagogicheskoi praktiki, Psikhologo-pedagogicheskaya podgotovka budushchikh uchitelei: istoriya, metodologiya i tekhnologii: materialy mezhvuzovskoi konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem) / otv. red. L. V. Popova, Moscow, Izd-vo Moskovskogo ped. gos. un-ta, 2019, pp. 212-215.

5. Semenova N. V. Professional'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya sotsial'noi zrelosti obuchayushchikhsya ssuza, Vestnik psikhologii i pedagogiki Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University, 2016, vol. 1, no.2, pp. 186-191. (In Russ.).

6. Tang K. N., Mohd Y. H., Hashim N. H. Soft skills integration in teaching professional training: Novice teachers' perspectives, Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 186, pp. 835-840. (In Russ.).

7. Semushina L. G. Vliyanie professional'no-kvalifikatsionnoi struktury truda na strukturu profes-sional'nogo obrazovaniya, Spetsialist, 2004, no. 10, pp. 26-29. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Esaulova I. A. Novye modeli nastavnichestva v praktike obucheniya i razvitiya personala zarubezhnykh kom-panii, Strategii biznesa = Business Strategies, 2017, no. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-modeli-nastavnichestva-v-praktike-obucheniya-i-razvitiya-personala-zarubezhnyh-kompaniy (accessed 13 September 2024). (In Russ.).

9. Smushkevich L. N., Kostomarova E. V., Savva L. I. Organizatsiya predprofessional'noi podgotovki i profes-sional'nogo obucheniya starsheklassnikov v usloviyakh mnogoprofil'nogo litseya posredstvom primeneniya tselevykh modelei nastavnichestva, Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = World of Science. Pedagogy and psychology, 2023, vol. 11, no. 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/56PSMN523.pdf (accessed 13 September 2024). (In Russ.).

10. Smushkevich L. N., Kostomarova E. V. Effektivnye praktiki soprovozhdeniya podgotovki budushchikh pe-dagogov pri obuchenii v vuze, Nauchnaya mysl': traditsii i innovatsii: sb. nauch. trudov III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pod red. I. V. Kashuby, S. S. Velikanovoi, Moscow, Direkt-Media, 2022, pp. 113-115.

11. Gazman O. S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuyu tsivilizatsiyu XXI veka, Klassnyi ruko-voditel', 2000, no. 3, pp. 6-33. (In Russ.).

12. Dudina E. A. Nastavnichestvo kak osobyi vid pedagogicheskoi deyatel'nosti: sushchnostnye kharakteri-stiki i struktura, Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Science for Education Today, 2017, vol. 7, no. 5, pp. 25-36. (In Russ.).

13. Savva L. I, Derina N. V. Vektor professional'nogo obrazovaniya na razvitie liderskikh kachestv v globali-zatsionnom mire, Vestnik OGU = Vestnik of the Orenburg State University, 2019, no. 2 (220), URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vektor-professionalnogo-obrazovaniya-na-razvitie-liderskih-kachestv-v-globalizatsion nom-mire(accessed 13 September 2024). (In Russ.).

14. Goncharova A. L., Orekhova T. F., Kruzhilina T. V. Teoreticheskoe obosnovanie kompleksa pedagogiche-skikh uslovii formirovaniya proektnoi kul'tury budushchikh arkhitektorov khudozhestvenno-arkhitekturnymi sredstvami v protsesse nepreryvnogo obrazovaniya, Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = World of Science. Pedagogy and psychology, 2024, vol. 12, no. 1, URL: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN124.pdf (accessed 13 September 2024). (In Russ.).

Информация об авторах

Костомарова Е. В. - заместитель директора Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Академический лицей» г. Магнитогорска.

Савва Л. И. - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и докмен-товедения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».

Смушкевич Л. Н. - кандидат педагогических наук, директор МАОУ «Академический лицей» г. Магнитогорска.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Kostomarova Е. V. - deputy director Municipal Autonomous General Education Institution 'Academic Lyceum'.

Savva L. I. - doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Pedagogical education and Document Science, Institute of Humanitarian Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU).

Smushkevich L.N. - candidate of Pedagogical Sciences Municipal Autonomous General Education Institution 'Academic Lyceum.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.11.2024; одобрена после рецензирования 30.11.2024;

принята к публикации 05.12.2024.

The article was submitted 15.11.2024; approved after reviewing 30.11.2024;

accepted for publication 05.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.