ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Статья / Article
УДК / UDC 373
Сотрудничество школ со студенческим педагогическим отрядом в целях поддержки российского движения школьников
С. М. Платонова
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. Факторами, затрудняющими возрождение детского движения в Российской Федерации, является отсутствие подготовленных кадров для работы с учащимися. Учредителем РДШ от имени Российской Федерации является Федеральное агентство по делам молодежи, поэтому Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» относится к РДШ как своему детищу. Педагогические отряды, входящие в движение РСО, обладают достаточной компетентностью для того, чтобы помочь школьникам в обогащении их жизнедеятельности в рамках РДШ. Целью данной статьи является разработка методических основ взаимовыгодного сотрудничества вуза и школы, на базе которой рождаются и развиваются подразделения РДШ.
Материалы и методы. Детское движение в нашей стране имеет богатую историю и серьёзную теоретико-методическую проработанность. Мы опираемся на передовые идеи и находки основных моделей детского движения, которые развивались в истории России: скаутинг, пионерия, коммунарство. В работе мы опираемся на исследования Ассоциации исследователей детского движения, педагогов-последователей И.П. Иванова, среди которых И.Д. Аванесян, М.В. Богуславский, А.Г. Кирпичник, К.Д. Радина, Р.В. Соколов, Т.В. Трухачёва и другие исследователи. Создание детской организации нового формата, поддержка студентами вузов и ссузов является новой для современной социально-педагогической действительности задачей, поэтому деятельность по сотрудничеству студенческих педагогических отрядов и школы носит опытно-экспериментальный характер
Результаты исследования. В статье раскрываются задачи педагогов школы по осуществлению сотрудничества со студенческим педагогическим отрядом по поддержке школьного отделения РДШ. Нами определено несколько возможных вариантов моделей деятельности отряда: дистанционная модель, частично дистанционная, десантная, апробационная, циклическая и организаторская. Мы определили основ-
© Платонова С. М., 2020
ные принципы взаимодействия педагогического отряда и школы: дополнения, компенсации, сотрудничества, сотворчества. Фактором партнерства с педагогическим отрядом является создание совместной образовательной программы, в которой ребенок занимает активную, деятельную позицию. В статье описано, каким образом школьный куратор отделения РДШ в школе и другие педагоги могут вступать во взаимодействие с педагогическими отрядами вузов и ссузов, на какие компоненты этого взаимодействия необходимо обратить внимание, каким формам и методам работы надо учить. Важно помнить, что для молодого человека работа вожатого в детском объединении должна стать площадкой получения различного опыта и профессиональным трамплином. Между образовательным учреждением и ВУЗом (ССУЗом) может быть заключено соглашение о сотрудничестве, которое определит правовую основу их отношений.
Обсуждение и заключения. Учитывая, что процесс воспитания требует единства позиций и смыслов от взрослых, необходимо выработать единые подходы в работе с детьми, определить зону и направление вектора взаимодействия школы и педагогического отряда, сформулировать задачи, объём и вид сотрудничества, определить позицию, статус, функции вожатого в школе. Взаимодействие вуза и школы по сотрудничеству в работе с отделением РДШ на базе школы - это взаимовыгодный, развивающийся и творческий процесс.
Ключевые слова: Российское движение школьников, воспитывающая среда, педагогический отряд, позиция педагога, социокинетика.
Для цитирования: Платонова С.М. Сотрудничество школ со студенческим педагогическим отрядом в целях поддержки российского движения школьников // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 8-26.
Cooperation of schools with the student teaching team in order to support the Russian school movement
Svetlana M. Platonova
Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. Factors hindering the revival of the children's movement in the Russian federation are the lack of trained personnel to work with students. The founder of the RDS on behalf of the Russian Federation is the Federal Agency for Youth Affairs, so the Youth All-Russian public Organization "Russian Student Detachments" treats the RDS as its own child. The teaching teams that are part of the RSO movement have sufficient competence to help students in enriching their life activities within the framework of the RDS. the purpose of this article is to develop methodological foundations for mutually beneficial cooperation between the university and the school, on the basis of which the rds units are born and develop.
Общая педагогика General pedagogy
Materials and methods. The children's movement in our country has a rich history and serious theoretical and methodological elaboration. We rely on advanced ideas and findings of the main models of the children's movement that have developed in the history of Russia: scouting, pioneering, communalism. In this work, we rely on the research of the Association of Researchers of the Children's Movement, teachers-followers of I. P. Ivanov, including I. D. Avanesyan, M. V. Boguslavsky, A. G. Kirpichnik, K. D. Radin, R. V. Sokolov, T. V. Trukhachev and other researchers. The creation of a children's organization of a new format, the support of students of universities and colleges is a new task for modern socio-pedagogical reality, therefore, the activity of cooperation between student teaching teams and the school is experimental in nature/
Results of the study. The article reveals the tasks of school teachers to cooperate with the student teaching team to support the school department of the rds. We have identified several possible models of the unit's activity: remote model, partially remote, amphibious, approbation, cyclic and organizational. We have defined the basic principles of interaction between the teaching team and the school: additions, compensation, cooperation, co-creation. The factor of partnership with the teaching team is the creation of a joint educational program in which the child takes an active, active position. The article describes how the school curator of the RDS department at school and other teachers can interact with the teaching teams of universities and colleges, what components of this interaction should be paid attention to, what forms and methods of work should be taught. it is important to remember that for a young person, the work of a counselor in a children's association should become a platform for obtaining various experiences and a professional springboard. an agreement on cooperation may be concluded between an educational institution and a higher education institution (ssuz), which will determine the legal basis of their relations.
Discussion and conclusions. Given that the process of education requires unity of positions and meanings from adults, it is necessary to develop common approaches in working with children, to determine the zone and direction of the vector of interaction between the school and the pedagogical team, to formulate tasks, scope and type of cooperation, to determine the position, status, functions of the counselor in the school. The interaction of the university and the school on cooperation in working with the RDS department on the basis of the school is a mutually beneficial, developing and creative process.
Key words: Russian movement of schoolchildren, the educational environment, the pedagogical team, the position of a teacher, the science of children's movement.
For citation: Platonova, S. M. (2020) Sotrudnichestvo shkol so studencheskim peda-gogicheskim otryadom v tselyakh podderzhki rossiiskogo dvizheniya shkol'nikov [Cooperation of schools with the student pedagogical group in order to support the Russian school movement]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina -Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. pp. 8-26. (In Russian).
Введение
В общественной жизни растёт понимание необходимости возрождения, но на новых основах, детского движения, обеспечивающего участие школьников в социальном творчестве. В ответ на эту потребность Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. было создано Российское движение школьников (РДШ) - общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. Факторами, затрудняющими возрождение детского движения в Российской Федерации, является отсутствие подготовленных кадров для работы с учащимися и нарушение связей, преемственности между различными поколениями детей по самоорганизации их деятельности. История детского движения нашей страны показывает, что во многом его развитие происходило под влиянием ориентации младших поколений на пример старших1. Деятельность старших поколений школьников, как показали исследования в области социокинетики, была привлекательной для младших, побуждала их включаться в поддержание и развитие традиций школьного коллектива и позволяла легко осваивать различные способы действий, ориентируясь на образец и опыт старших ребят2. В этой связи остро встаёт вопрос привлечения студентов в качестве вожатых, которые, имея небольшую возрастную разницу со школьниками, могли бы органично вовлечь их в социально-значимую деятельность и заложить ориентиры её качественного творческого выполнения. Таким образом, общественность и образовательные учреждения заинтересованы в появлении в школе юношей и девушек, которые могли бы существенно помочь развитию российского движения школьников. Поддержка детского движения педагогическими отрядами - это необходимая система мер в условиях отсутствия подготовленных кадров для работы с учащимися, входящими в детское движение, и нарушения связей преемственности между различными поколениями детей по самоорганизации их деятельности [2]. Педагогические отряды, входящие в движение РСО, обладают достаточной компетентностью для того, чтобы помочь школьникам в обогащении их жизнедеятельности в рамках РДШ.
С другой стороны, существует проблема неготовности выпускников педагогических вузов к работе в школе, так как преподаваемый в вузе материал не апробируется и не осмысливается студентами через практический опыт. Без серьёзной вожатской практики новый учитель не
состоится. Взаимодействие со школой в течение учебного года обеспечит апробационный режим обучения, предоставит студентам возможность творческого применения психолого-педагогического знания, саморазвития на основе рефлексии результатов взаимодействия. Таким образом, студенты-вожатые нужны школе, школьный опыт вожатых нужен студентам.
Целью данной статьи является разработка методических основ взаимовыгодного сотрудничества вуза и школы, на базе которой рождаются и развиваются подразделения РДШ. Мы будем стремиться определить и описать возможные модели, содержание, формы сотрудничества студентов с педагогами и учащимися школы, методические основы взаимодействия педагогов со студентами. Мы полагаем, что, приходя в школу, педагогический отряд становится союзником и помощником педагогов. В работе мы исходим из предположения, что взаимодействие вуза и школы позволит создать систему, ориентированную на достижение двух целей:
1. Обеспечить качественное развитие воспитательной среды образовательного учреждения за счёт прихода в школу нового профессионального контингента - заинтересованных творческих молодых людей.
2. Работа вожатого в детском объединении должна стать для молодого человека площадкой получения различного опыта и профессиональным трамплином. Здесь он должен иметь возможность овладеть умениями и компетенциями, которые впоследствии будут востребованы на современном рынке труда.
Обзор литературы
Занимаясь работой по созданию и развитию Российского движения школьников, мы должны понимать, что детское движение в нашей стране имеет богатую историю и серьёзную теоретико-методическую проработанность. История России связана с развитием таких моделей детского движения как скаутинг, пионерство, коммунарство. Одной из ярких традиций была работа учащихся-вожатых, которая возникла ещё в кадетских
1 Мальцева Э.А., Костина Н.М. Педагогика детского движения. Ижевск: Удмуртский университет, 2000. 516 с.
2 Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде: в 2 ч. / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М.: Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, 2000. Ч.1. 240 с.; ч. 2. 240 с.
корпусах XIX века1. История вожатства в детском движении берет начало в 1909 г., когда в России зарождались первые скаутские отряды и скаут-мастера становились примером для подражания и наставниками для младших [8]. Вожатые всегда играли большую роль в детском движении.
В нашей стране в течение десятилетий функционировала Ассоциации исследователей детского движения, педагогическое общественное объединение последователей академика И.П. Иванова «Педагогика социального творчества», членами которых велись исследования по проблематике детского движения. Усилиями таких учёных, как И.Д. Аванесян, М.В. Богуславский, А.Г. Кирпичник, К.Д. Радина, Р.В. Соколов, Т.В. Труха-чёва и других появилась наука о детском движении - социокинетика2 [4; 6]. Достижения социокинетики позволяют осмыслить значимость, факторы, условия, принципы создания, становления и развития детских организаций и объединений, роль взрослых в этих объединениях и другие вопросы.
Миссия педагогических отрядов в школе - содействие возрождению характерной для русской культуры и педагогики традиции самодеятельности детской жизни, обеспечивающей формирование социальной активности учащихся через расширение сфер жизнедеятельности и влияния Российского движения школьников [3].
Анализ методических систем детского движения показывает, что основным ресурсом развития отряда является потенциал детей и, прежде всего, их потребность в самореализации, в участии в общественно-полезной деятельности, в общении, понимании, в испытании себя, в творчестве. Придумывая вместе с детьми, мы всегда создадим то, что увлечёт большинство детей. Такая деятельность может быть организована посредством технологии коллективной творческой деятельности3.
1 Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2013. 113 с.
2 Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. Материалы для специалиста образовательного учреждения. СПб.: КАРО, 2004. 153 с.; Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.; Основы социокинетики детства / под ред. Т.В. Трухачёвой, А.Г. Кирпичника. М.: Ассоциация исследователей детского движения, 2009. 528 с.; Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде: в 2 ч. / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. М.: Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, 2000. Ч.1. 240 с.; ч. 2. 240 с.
3 Воспитательная система школы: проблемы управления: Очерки прагматической теории / под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и др. М.: Сентябрь, 1997. 112 с.
Учредителем РДШ от имени Российской Федерации является Федеральное агентство по делам молодежи, поэтому Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» относится к РДШ как своему воспитаннику, который делает первые самостоятельные шаги и нуждается в её помощи. Студенческий педагогический отряд - общественное объединение студенческой молодежи, созданное с целью оказания социально-педагогической поддержки и организации отдыха, досуга и занятости детей и подростков. История движения педагогических отрядов начинается с 1966 года. 17 февраля 2004 г. в Москве в Государственном Кремлевском дворце состоялся Всероссийский форум СО, посвященный 45-летию их истории, по итогам которого было зарегистрировано молодежное общероссийское общественное движение «Российские студенческие отряды». Педагогические отряды, входящие в движение РСО, созданы, как правило, для работы в лагерях отдыха, имеют базовые лагеря, с которыми сотрудничают. Студент-вожатый становится помощником педагога в организации деятельности объединений на основе творческого содружества детей и взрослых в процессе проектирования, осуществления и анализа совместной деятельности.
В современном нам обществе процесс распространения детского движения сталкивается с такими преградами, как инфантильность детей, их разобщённость, предпочтение виртуальных действий реальным, открытая потребительская позиция, примитивизация потребностей и др. Всё это требует от взрослых, занимающихся данной проблемой, высокого уровня диагностико-аналитических способностей, гибкости, креативности, владения инновационными педагогическими технологиями, в том числе информационными, игровыми, эвристическими, диалоговыми [7].
Материалы и методы
Детскую общественную организацию в сегодняшней школе мы рассматриваем как особую воспитательную среду жизнедеятельности ребёнка - источник его социальных проб и личностного развития; поле борьбы с формалистикой, бюрократизацией, заорганизованностью, инфантильностью детской жизни; как эффективное средство приобретения опыта человеческого общения, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, средство эмоционально-нравственного развития в кругу друзей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных1. Создание
1 Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2001. 248 с.
детской организации нового формата, деятельность которой будет основана на опыте лучших традиций детских организаций прошлых лет, включение ее в деятельность, поддержка студентами вузов и ссузов является новой для современной социально-педагогической действительности задачей. В связи с вышеизложенным, деятельность по сотрудничеству студенческих педагогических отрядов и школы носит опытно-экспериментальный характер, и педагоги вовлекаются в решение таких исследовательских задач в целях:
- апробации различных моделей деятельности педагогических отрядов в образовательных учреждениях;
- поиска способов установления отношений социального партнёрства с педагогическими отрядами, входящими в движение РСО;
- разработки системы отношений между вузами, ссузами и школой в рамках деятельности РДШ;
- определения организационного и правового статуса членов педот-рядов в школе;
- выявления и развития потенциальных возможностей первичных отделений РДШ для самоорганизации и самореализации школьников и формирования их личностного опыта, для решения задач личностного роста;
- разработки системы взаимодействия вожатых, являющихся членами педагогического отряда, со школьниками, с администрацией и педагогами школы.
В работе с педагогическим отрядом педагог должен учитывать, что:
- деятельность вожатого на базе школы является добровольной, неоплачиваемой и неформальной;
- вожатый не несёт ответственности за жизнь и здоровье учащихся, эта ответственность остаётся на сотрудниках образовательного учреждения;
- в большинстве случаев педагогический отряд - это уже сложившийся коллектив, в котором сформировалась определённая система работы, традиционно реализуемые направления, формы и методы взаимодействия с детьми;
- работа со школой ведётся параллельно с обучением в вузе, что не позволяет студенту свободно распоряжаться своим временем и требует учёта в работе его возможностей.
Результаты исследования
Мы спросили самих детей о том, какого вожатого они ждут. И получили вполне ожидаемые ответы: весёлого, умного, умелого, с чувством юмора, который всё понимает, доверяет, уважает, придумывает что-то интересное, общается на равных, участвует во всем вместе.
Исходя из запросов школы и существующих условий, педагогический отряд может по-разному организовать свою работу. Как может функционировать отряд? Вариантов организации его работы много. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Варианты видов деятельности педотряда в школе:
по масштабу деятельности
• локальная деятельность на основе плана школы и отряда РДШ по организации, подготовке и проведению конкретных событий по просьбе школы;
• систематическая деятельность на основе перспективного планирования коллегиальными органами управления РДШ в сотрудничестве с вожатыми;
по доминирующему способу контакта со школьниками
• деятельность с преобладанием дистанционных форм взаимодействия,
• деятельность с преобладанием непосредственных форм взаимодействия.
Какой будет деятельность отряда, по одному или по нескольким направлениям, с одной школой или с несколькими школами и т.д. - это зависит и потребностей и пожеланий школы, и от готовности отряда.
Можно выделить несколько вариантов моделей деятельности отряда:
Дистанционная модель - в этой модели значительная часть деятельности осуществляется посредством коммуникативных технологий. Студенческий отряд придумывает замысел игры, конкурса, путешествия, мастерской и пр., создаёт рекламу для участников выбранной формы, предлагает задания, пошаговые инструкции, организует вебинары, чаты и пр., подводит промежуточные и общие итоги. Непосредственная живая встреча может произойти лишь на одном из этапов деятельности.
Частично дистанционная - в которой первая часть - непосредственная идея проекта / события обсуждается совместно с ребятами и педагогами, а подробная реализация и даже исполнение может координироваться дистанционно.
Десантная модель - отряд приходит в школу как педагогический десант для решения задачи, поставленной работниками школы, работающими с РДШ, членами РДШ, и заканчивает свою деятельность после полного или частичного выполнения задачи. Школа может поставить, например, такие задачи: организовать и провести какое-либо событие, обучить членов РДШ каким-либо умениям, вовлечь школьников в новый вид деятельности и пр.
Апробационная модель - педагогический отряд самостоятельно разрабатывает одну из актуальных, то есть соответствующей современной проблематике развития школьников в целом или проблеме, поставленной школой, форм деятельности и проводит её в тестовом режиме, предлагая участникам и самим вожатым стать исследователями, погруженными в предлагаемый путь решения проблемы, рефлексирующими своё состояние и коллективно дорабатывающим предложенную форму.
Циклическая модель - педагогический отряд выполняет совокупность действий, осуществляя замкнутый цикл воспитательной работы, соответствующий этапам коллективной творческой деятельности: педагогический замысел решения проблемы, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ, последействие. По завершении одного цикла деятельности отряд начинает подготовку к следующему.
Организаторская модель - педагогический отряд поддерживает связь между институтом (колледжем) и школой, подготавливает и организует практику студентов в период изучения основ вожатской деятельности, оказывает помощь практикантам в подготовке и анализе проведённых событий. Сегодня в вузах введён предмет «Основы вожат-ского мастерства». Педагогический отряд привлекает студентов, изучающих данную дисциплину, к проведению коллективных творческих дел на базе отделения РДШ в школе.
Принципы взаимодействия школы и педагогического отряда:
Принцип дополнения - педагогический отряд не дублирует, а дополняет деятельность педагогов школы в сфере воспитания [2].
Принцип усиления - обогащает воспитательную среду формами, событиями, ориентацией детей на познание окружающей среды.
Принцип компенсации - создание условий для преодоления дефицита внимания к каждому ребёнку, учёта его индивидуальности, для его принятия и поддержки, пребывания в атмосфере содружества, товарищества.
Принцип сотрудничества - тесное взаимодействие с педагогами, классным руководителем, администрацией, принятие совместных решений по предстоящим событиям, планам деятельности. Создание совместной программы деятельности.
Принцип сотворчества - учащиеся должны быть не потребителями тех ярких форм, которые для них придумали студенты, а созидателями и творцами событий своей жизни. Поэтому предпочтительной формой является разработка со школьниками и запуск социальных, творческих, исследовательских и других проектов, направленных на совместное решение актуальных для учащихся проблем.
Педагогический отряд может сочетать несколько моделей деятельности. Базовой технологией для инновационных форм работы со школьниками является групповая технология. Включённость каждого ученика в события РДШ осуществляется благодаря его участию в работе микроколлектива [1]. Это могут быть «команды» (микрогруппы), выполняющие определённое поручение в работе отделения РДШ («оформители», «создатели хорошего настроения», «летописцы», «интернет-связные» и пр.); это могут быть ролевые группы, каждая из которых выполняет своё задание в коллективном творческом деле («сценаристы», «артисты», «художники», «фотографы» и т.д.) и пр. Участие педагогического отряда в работе со школьниками может позволить научить их работать в группе. При осуществлении работы групп мы можем направить по вожатому в каждый микроколлектив. Вожатый сможет научить школьников правилам и приёмам групповой работы1.
Далее рассмотрим, на что важно обращать внимание педагогам школы, какие задачи в сотрудничестве со студентами решать. Любая совместная деятельность начинается со знакомства. На этапе знакомства с отрядом нам важно узнать его историю - когда, где, кем он был создан, во имя каких целей, на какой базе работали вожатые, входящие в состав отряда, опыт отряда, сильные и слабые стороны, отношение к детям и пр.
1 Роль вожатого в развитии общественной активности подрастающего поколения: авт.-сост. И. И. Фришман. Салехард: РИРО, 2016. 24 с.
Более близко мы знакомимся с руководством отряда: командиром и комиссаром, куратором отряда в вузе или ссузе. Нам важно получить представление о том, есть ли у педагогического отряда освоенные им направления и приоритеты в содержании деятельности. Например, отряд создан на базе технического вуза и предпочитает вести работу с детьми только в личностном и информационно-медийном направлении.
Педагоги знакомятся с отрядом вожатых, а отряд вожатых знакомится с педагогами. Необходимо рассказать студентам о том, когда было создано и как функционирует отделение РДШ в школе, каковы его традиции, в чём нуждаются дети и пр. Педагог характеризует приоритетные направления деятельности отделения РДШ в школе и школы в целом, взаимосвязь воспитательной системы школы с деятельностью РДШ, состояние деятельности отделения РДШ, его сильные и слабые стороны, план деятельности РДШ школы, планом мероприятий района, региона, в которых участвует школа. Важно раскрыть не только общие формализованные сведения, но и помочь вожатым ощутить проблемы, успехи, обстоятельства деятельности РДШ. Вожатым педагогического отряда можно рассказать:
- о пространстве детской жизни в школе, особой субкультуре, атмосфере, наличии у детей стремления (или отсутствии) к добровольному общественному объединению;
- о детях, в отношении которых нужна педагогическая поддержка. В воспитательном пространстве есть активные, талантливые дети, но есть и замкнутые, "непринятые" в коллективе, пассивные, не уверенные в себе, но желающие себя проявить;
- о наличии возможностей в школе для проявления социальных инициатив подростков. Инициатива вожатых может стать толчком для проявления общественной инициативы школьников;
- о партнерстве с другими учителями, педагогами дополнительного образования и родными детей;
- о возможных трудностях: когда взрослые (вожатые) переоценивают или недооценивают возрастные и др. возможности детей, когда недостаточно продумано время и место для проведения дела (события) и др.;
- об акциях, программах, проектах, конкурсах, проводимых в РДШ, в которых в данное время участвует школьное отделение РДШ [5].
Важно, чтобы контекстом сообщения этих сведений стало раскрытие потребности детей и школы в целом в сотрудничестве с вожатыми, чтобы они видели свою нужность в этой системе. На этапе знакомства задачей педагога необходимо увлечь студентов перспективами сотрудничества, побудить их остаться в вашей школе.
Учитывая, что процесс воспитания требует единства позиций и смыслов от взрослых, важно обсудить с отрядом те концептуальные основы, на которых будет строиться общая работа педагогов и вожатых с учащимися, выработать единые подходы в работе с детьми. Одной из характеристик педагогической деятельности является позиция. В позиции отражается вся совокупность ценностного отношения человека к миру, система взглядов и установок личности педагога, определяющая выбор линий поведения в обществе и в школе, а также способов организации взаимодействия с учениками. Позиция в нашем случае - это система отношений взрослого к коллегам, членам РДШ, к детскому общественному объединению, ее деятельности, ценностям, к детям, членам организации.
Педагог и вожатый могут занимать позицию старшего товарища, мудрого и заботливого друга и наставника учащихся1 [3]. Учитель не позволяет себе унизить учеников, поскольку настоящая дружба предполагает взаимное уважение каждой личности.
П ■■ w w
В студенческие годы существует определённый риск, связанный с поиском собственной позиции, при котором студенты могут стремиться строить отношения на равных, что на практике приводит к панибратству с учащимися, к неспособности предъявить требования к детям. Некоторые студенты могут, напротив, стремиться к самоутверждению, выбирая для себя подчёркивающую их взрослость авторитарную позицию. Иногда студенту может быть важно получить яркие эмоции от учащихся, вызвать обожание, восхищение со стороны детей. В этом случае он может демонстрировать свою исключительность, отличие от педагогов школы [3]. Данные ошибки в выборе позиции могут негативно сказаться на системе отношений в коллективе отделения РДШ, поэтому нужно обсудить со студентами проблему выбора позиции, предостеречь их от возможных ошибок.
1 Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.
Как же должен вести себя педагог? Какое обращение использовать в общении с учениками и коллегами? Эти вопросы могут стать предметом специального рассмотрения, возможно, даже занятия-практикума с вожатыми по выработке разумной педагогической позиции. Вопрос об определении педагогической позиции вожатого связан с проблемой его статуса. Вопрос о статусе связан с системой полномочий и ответственности, выполняемыми функциями и ролью, с системой отношения к человеку. Статус взрослого в РДШ связан с непосредственной причастностью к детскому общественному объединению, обеспечением руководства изнутри и психологической готовностью принять его [9].
Обсуждая с педагогическим отрядом статус вожатого в школе, мы знакомим отряд с распределением системы полномочий в школьном отделении РДШ в целом, которая определяется Уставом Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Согласно Уставу в первичное (школьное) отделение «Российское движение школьников» входят все участники РДШ, обучающиеся в данной школе. На школьном уровне органом принятия решений является Совет лидеров РДШ, возглавляемый председателем. В Совет лидеров входят все руководители школьных отрядов по направлениям деятельности. Председатель Совета лидеров отвечает за работу РДШ в школе от имени учащихся. Он назначается муниципальным отделением по представлению Совета лидеров РДШ. Функции Совета лидеров РДШ: формирует и утверждает план движения в школе; осуществляет координацию развития РДШ в своей школе и системное взаимодействие с муниципальным отделением, в том числе по вопросам предоставления необходимой отчетности [10].
Таким образом, РДШ как детская самодеятельная организация управляется детьми. Педагоги - сотрудники образовательного учреждения муниципального образования, выполняющие роль школьного куратора РДШ или кураторов по направлениям деятельности РДШ, осуществляют лишь координацию работы первичного (школьного) отделения РДШ. Исходя из данной системы полномочий, студенты видят, что педагог-куратор РДШ не является руководителем, организатором, распорядителем деятельности отряда, он ведёт свою педагогическую линию руководства деятельностью отряда очень тонко, занимая позицию подсказчика, советчика, коллеги. Вожатые становятся помощниками куратора, то есть по отношению к детям они также действуют как их коллеги, друзья, советчики. Кроме того, они действуют в рамках, согласованных со
школьным куратором РДШ. В процессе взаимодействия педагог как наставник, а вожатый как помощник могут договориться о правилах взаимодействия, о зонах ответственности, способах общения с детьми.
После обсуждения с педагогическим отрядом вопроса о позиции, статусе, функциях вожатого в вашей школе будет закономерно поставить вопрос о дальнейшем сотрудничестве. Смогут ли члены педагогического отряда придерживаться описанных выше правил? Если нет, то на данном шаге можно остановиться и не развивать дальнейшие отношения. Если да, то мы сможет строить взаимодействие с педагогическим отрядом на основе единого общего подхода в работе с детьми и на основе взаимопонимания. В этом случае следующим шагом является установление правовой основы во взаимоотношениях студенческого педагогического отряда и образовательного учреждения. Такой основой является заключение Договора о безвозмездном сотрудничестве без финансовых обязательств, при закреплении отряда на базе вуза с вузом, на базе ссуза - с ссузом, при закреплении отряда как самостоятельной единицы с региональным советом РСО.
Важно далее определить зону взаимодействия школы и педагогического отряда, направление вектора взаимодействия, сформулировать задачи сотрудничества и определить, какой объём и вид сотрудничества предполагается. Союз педагогов и вожатых объединен общей целью, общим подходом и мы начинаем совместную деятельность. Сотворчество педагогов и вожатых направлено на обогащение воспитательной среды школы для самопознания и самореализации школьников, на создание атмосферы товарищества, взаимовыручки, заботы в общественном объединении, на помощь детям в овладении организаторскими умениями, нормами демократической культуры, способами самоорганизации жизни. Фактором партнерства с педагогическим отрядом является создание совместной образовательной программы, в которой ребенок занимает активную, деятельную позицию. Условием реализации программы является обучение вожатых, что позволит им стать активными участниками программ РДШ различной направленности. Учитывая, что процесс воспитания осуществляется, прежде всего, личностью самого воспитателя, в позиции которого будет выступать вожатый, особое внимание уделяется развитию личностного и творческого потенциала, повышению педагогического мастерства, психологической подготовке вожатых1.
1 Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. Материалы для специалиста образовательного учреждения. СПб.: КАРО, 2004. 153 с.
Чему необходимо учить вожатых? Замысел разработанных средств трансформируется через вовлечение школьников в целеполагание, планирование, подготовку и проведение задуманных форм работы [9]. Учащиеся должны быть не потребителями тех ярких форм, которые для них придумали студенты, а созидателями и творцами событий своей жизни. Поэтому предпочтительной формой является разработка со школьниками и запуск социальных, творческих, исследовательских и других проектов, направленных на совместное решение актуальных для учащихся проблем1. Отсюда, важно научить технологии проектирования и, прежде всего, социального проектирования.
В процессе взаимодействия с детьми вожатому важно активизировать, поддерживать, стимулировать деятельность школьников, побуждать их к созидательному решению личных и общественных проблем, давать им право на принятие решения, право на ответственность за это решение, право на ошибку. Всё это требует от вожатого педагогического мастерства, умения выбирать грамотно линию своего поведения, занимать позицию старшего товарища и пр. Этому тоже надо учиться.
Студенты, придя в школу, зачастую недостаточно информированы о целях, содержании деятельности Российского движения школьников. Поэтому одной из задач для педагога и школы может быть повышение компетентности студентов педагогического отряда в функционировании Российского движения школьников, задачах, направлениях и формах его деятельности. К решению этой задачи можно привлечь школьников, являющихся членами РДШ.
Помощь, которую мы ждём от педагогического отряда, может быть связана с возможностями вожатых взаимодействовать с членами школьного отделения РДШ индивидуально, помогая непринятым, пассивным, неуспешным, талантливым, но проблемным детям. Мы можем посвятить несколько встреч с педагогическим отрядом правилам индивидуального подхода, способам реализации принципа персонализации в педагогическом общении.
Взаимодействуя с отрядом, мы можем увидеть те или другие ошибки в их работе. Например, студенты могут переоценивать или недооценивать возможности детей, не учитывать их возрастные особенности, не продумывать условия проведения встречи, забывать о необходимости согласовывать какие-то события и пр. В соответствии с проблемой мы можем предпринять шаги по её решению.
1 Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М.: Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. 160 с.
Для ведения работы с детьми сегодня необходимо владеть современными образовательными технологиями. Ведущей является технология обогащения опыта самостоятельной созидательной жизни школьников, включающей такие гуманитарные педагогические технологии, как: коллективная творческая деятельность, коллективная организаторская деятельность, диалоговые, информационные, рефлексивные и др. Эти технологии воплощаются в таких формах работы со школьниками как коллективное творческое дело, дискуссии, дебаты, квесты, ролевые и деловые игры и т.д. Возможно, что какими-то из технологий, форм студенты владеют, а какими-то нет. Если они важны для школы и предполагают участие педагогического отряда в их проведении, то этому тоже надо учиться.
Обсуждение и выводы
Подводя итог, мы можем констатировать, что вожатый может стать ключевой фигурой в организации деятельности детского объединения на основе творческого содружества детей и взрослых. Вожатское объединение способно стать коллективом, имеющим в качестве общественно значимой цели обогащение воспитательной среды образовательных учреждений в контексте реализации программ РДШ, чтобы помочь современному школьнику стать мыслящим и творческим человеком, патриотом и гражданином своей страны, способным противостоять деструктивным факторам социальной среды.
Сотрудничество образовательного учреждения с вузами, ссузами в рамках помощи РДШ может обеспечить педагогу, школе:
• обогащение содержания деятельности РДШ на базе школы;
• подключение интеллектуальных, креативных, эмоциональных ресурсов студенчества для внедрения инновационных форм образовательной деятельности;
• помощь в активизации и повышении качества работы по различным направлениям деятельности РДШ;
• помощь в работе с детьми при подготовке акций, праздников, встреч для более качественного их проведения;
• возможность более качественной подготовки и обучения школьного актива;
• возможность организации работы микрогрупп (экипажей, бригад и пр.) на разных этапах организации деятельности учащихся, в том числе, на этапе планирования, подготовки и рефлексии;
• помощь в получении обратной связи, изучении запросов членов РДШ;
• поддержку сложных для школы направлений деятельности РДШ (например, информационно-медийного, военно-патриотического).
Но условием такого эффективного сотрудничества является выработка единых подходов, общих смыслов, выверенных позиций в работе с детьми, и, как следствие, обучения вожатых. Педагоги могут не только учить вожатых педагогического отряда, но и учиться у них. У отряда могут быть свои сильные стороны, яркие традиции, свой наработанный опыт проведения развивающих программ.
Каждый отряд уникален, каждый имеет свои особенные характеристики, поэтому всё, что будет происходить в развитии отношений конкретной школы с педагогическим отрядом, станет страницей неповторимой биографической истории школы, педагогического отряда и Российского движения школьников.
Список литературы
1. Алиева Л.В. Детское движение субъект воспитания: моногр. М.: Макс-Пресс, МГУ, 2002. 224 с.
2. Балясная Л.К. Педагогические коллективы школ, их роль в повышении эффективности деятельности пионерской организации // Советская педагогика. 1973. № 5. С. 9-11.
3. Березина В.А. Роль системы образования в поддержке развития детских общественных организаций // Внешкольник. 1998. № 3. С. 6-8.
4. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982. 80 с.
5. Макарова Е. И. РДШ: первые шаги // Концепт. 2017. Т. 29. С. 322-324.
6. Мухина В.С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений // Развитие личности. 1999. № 3. С. 4-14.
7. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. 228 с.
8. Радина К.Д. Общее и особенное детского движения и структур образования // Теория и методика детского движения. Кострома. 2002. С. 86-90.
9. Рослякова С.В. К проблеме построения первичной ячейки Российского движения школьников // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. в 3 ч. Ч. 3. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 18-25.
10. Харламова Е.М. Воспитательная система первичного отделения «Российского движения школьников»: этапы становления // Вестник Челябинского гос. пед. университета. 2017. № 4. С. 84-90.
References
1. Alieva, L. V.(2002) Detskoe dvizhenie sub"ekt vospitaniya [Child movement subject of education]. Moscow: Maks-Press, MGU. (In Russian).
2. Balyasnaya, L.K. (1973) Pedagogicheskie kollektivy shkol, ikh rol' v povyshenii ehffektivnosti deyatel'nosti pionerskoj organizacii [Pedagogical teams of schools, their role in improving the effectiveness of the pioneer organization]. Sovetskaya pedagogika - Soviet pedagogy. No. 5. pp. 9-11. (In Russian).
3. Berezina, V. A. (1998) Rol' sistemy obrazovaniya v podderzhke razvitiya detskikh ob-shchestvennykh organizacij [The role of the education system in supporting the development of children's social organizations]. Vneshkol'nik- Vneshkolnik. No. 3. pp. 6-8. (In Russian).
4. Ivanov, I. P. (1982) Vospityvat' kollektivistov [Educate collectivists]. Moscow: Peda-gogika. (In Russian).
5. Makarova, E. I. (2017) RDSH: pervye shagi [RDS: first steps]. Koncept - Concept. Vol. 29. pp. 322-324. (In Russian).
6. Muhina, (1999) V. S. Osnovy vospitaniya i razvitiya lichnosti podrostka v usloviyakh vremennykh ob"edinenij [Fundamentals of education and development of adolescent personality in conditions of temporary associations]. Razvitie lichnosti - Personal development. No. 3. pp. 4-14. (In Russian).
7. Nikandrov, N. D. (2000) Rossiya: Socializaciya i vospitanie na rubezhe tysyacheletij [Russia: Socialization and education at the turn of the millennium]. Moscow: Gelios ARV. (In Russian).
8. Radina, K. D. (2002) Obshchee i osobennoe detskogo dvizheniya i struktur obrazovaniya [General and Special Children's Movement and Education Structures]. Teoriya i metodika detskogo dvizheniya - Theory and methodology of children's movement. Kostroma. pp. 86-90. (In Russian).
9. Roslyakova, S. V. (2017) K probleme postroeniya pervichnoj yachejki Rossijskogo dvizheniya shkol'nikov [To the problem of building a primary cell of the Russian movement of schoolchildren] Psikhologiya, pedagogika, obrazovanie: aktual'nye i prioritetnye naprav-leniya issledovanij [Psychology, pedagogy, education: topical and priority areas of research]. Сollection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Part 3. Ufa. pp. 18-25. (In Russian).
10. Kharlamova, E. M. (2017) Vospitatel'naya sistema pervichnogo otdeleniya «Ros-siiskogo dvizheniya shkol'nikoV»: ehtapy stanovleniya [Educational system of the primary department of the "Russian Schoolchildren Movement": stages of formation]. Vestnik Chel-yabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. No. 4. pp. 84-90. (In Russian).
Об авторе
Платонова Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
About the author
Svetlana M. Platonova, Cand. Sci. (Ped.), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 02.12.2020 Received: 02 December 2020
Принята к публикации: 20.12.2020 Accepted: 20 December 2020
Опубликована: 28.12.2020 Published: 28 December 2020