Научная статья на тему 'Сотрудничество семьи и образовательного учреждения как средство развития обучаемых'

Сотрудничество семьи и образовательного учреждения как средство развития обучаемых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1595
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИ / РОДИТЕЛИ / ШКОЛА / ОПЫТ / СУЩНОСТЬ / CO-OPERATION / TEACHERS / PARENTS / SCHOOL / EXPERIENCE / ESSENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринова Лариса Владимировна, Плетенёва Ирина Финогеновна

В статье представлен опыт сотрудничества родителей и педагогов учебных заведений XIX в. в вопросе воспитания. Показано, что сотрудничество во многих гимназиях и школах XIX в. дало прекрасные результаты. Представлены результаты исследования процесса взаимодействия учителей и родителей, обучаемых в школах города Липецка: МБОУ СОШ № 21, 52, 65. Целью исследования является оценка современного состояния процесса взаимодействия, понимание сущности взаимодействия педагогами и родителями, использование педагогами основных форм и методов, наличие и использование опыта в процессе взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COOPERATION BETWEEN THE FAMILY AND THE EDUCATIONAL INSTITUTION AS A MEANS OF STUDENTS’ DEVELOPMENT

The experience of collaboration between 19 th-century parents and teachers on the issue of upbringing is presented in the paper. The authors show that the collaboration in many gymnasias and schools of the 19 th century had outstanding results. The results of investigation of the process of co-operation between school teachers and students’ parents at schools № 21, 52, 65 in the town of Lipetsk are provided. The aim of the research is evaluating the modern state of the process of co-operation, understanding the essence of teacher-parent co-operation, using the basic forms and methods, presence and using of experience in the process of co-operation.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество семьи и образовательного учреждения как средство развития обучаемых»

УДК 37(091)

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМЫХ

Л. В. Баринова, И. Ф. Плетенёва

THE COOPERATION BETWEEN THE FAMILY AND THE EDUCATIONAL INSTITUTION AS A MEANS OF STUDENTS' DEVELOPMENT L. V. Barinova, I. F. Pleteneva

В статье представлен опыт сотрудничества родителей и педагогов учебных заведений XIX в. в вопросе воспитания. Показано, что сотрудничество во многих гимназиях и школах XIX в. дало прекрасные результаты. Представлены результаты исследования процесса взаимодействия учителей и родителей, обучаемых в школах города Липецка: МБОУ СОШ № 21, 52, 65. Целью исследования является оценка современного состояния процесса взаимодействия, понимание сущности взаимодействия педагогами и родителями, использование педагогами основных форм и методов, наличие и использование опыта в процессе взаимодействия.

The experience of collaboration between 19th-century parents and teachers on the issue of upbringing is presented in the paper. The authors show that the collaboration in many gymnasias and schools of the 19th century had outstanding results. The results of investigation of the process of co-operation between school teachers and students' parents at schools № 21, 52, 65 in the town of Lipetsk are provided. The aim of the research is evaluating the modern state of the process of co-operation, understanding the essence of teacher-parent co-operation, using the basic forms and methods, presence and using of experience in the process of co-operation.

Ключевые слова: взаимодействие, педагоги, родители, школа, опыт, сущность.

Keywords: co-operation, teachers, parents, school, experience, essence.

В условиях нестабильности в социальной жизни общества особое внимание следует уделять воспитанию молодежи, развитию подрастающего поколения.

Болонская декларация, Концепция модернизации российского образования нацеливают на развитие и совершенствование школьного образования. В ряду важнейших проблем современности выделяется проблема взаимодействия семьи и педагогов.

Принятие в 2012 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепило обязанность и ответственность родителей за физическое, нравственное и интеллектуальное развитие ребенка (ст. 44. п. 1), и обязанность образовательных организаций - оказывать помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (ст. 44, п. 2) [1]. Именно объединение усилий семьи и школы в воспитании детей законодательно закреплено в официальных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональном стандарте педагога, Федеральных образовательных стандартах второго поколения) [1; 7; 9].

Реформы образования в новых исторических условиях, поиск новых образовательных парадигм, ценностных ориентиров побуждают исследователей к изучению передового исторического опыта отечественной школы.

С целью изучения взаимодействия образовательного учреждения и семьи нами был исследован XIX век. Это время великих реформ и свершений в истории нашего государства. Этот период дал богатейший материал в изучении проблемы взаимодействия семьи и школы. Обращение к истории народного

образования, позволит найти новые формы и эффективные методы в организации взаимодействия семьи и школы. Исторический педагогический опыт поможет нам решить многие современные проблемы.

Обратимся к классикам педагогики, изучавших вопрос сотрудничества семьи и образовательного учреждения в вопросе развития учащихся.

На необходимость сотрудничества родителей и учителей одним из первых обратил внимание классик зарубежной педагогики Я. А. Коменский. Он создал принципиально новую парадигму взаимоотношений семьи и школы: они должны взаимодействовать, не подменяя друг друга, а помогая друг другу. Великий педагог сформулировал и одно из основных правил сотрудничества семьи и школы: «Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством...» [3]. Тем самым Я. А. Коменский подчеркнул главное условие успешного образования и воспитания - единство целей и задач воспитания, единство требований к ребёнку.

Среди множества педагогов, поддерживающих взгляды Я. А. Каменского, следует отметить великого педагога В. Я. Стоюнина, который утверждал, что школа должна искать себе помощи в семье, призывать её на свои совещания, выслушивать её требования; семья же должна смотреть на школу как на свою помощницу в деле, которое ей ближе всего, но которого она одна не может выполнить [8]. Им справедливо отмечается, что «Благотворность правильных взаимоотношений школы и семьи доказана уже на деле. Такие отношения крайне желательны в виду той пользы, какую школа должна приносить обществу. Ведь между обществом и семьей существует неразрывная

связь, и интересы их тесно соприкасаются, если не сливаются» [8].

Педагоги понимали, что прежде чем приступить к вопросу сближения и взаимодействия с родителями, необходимо выделить основной момент: вложить в сознание родителей мысль, что родители наравне со школой несут ответственность за воспитание ребенка; семья должна стать союзником и помощником школе в деле воспитания и образования детей.

Этому способствовали научно-педагогические труды видных ученых XIX века. Серьезное внимание координация семейного и школьного воспитания отводилось в трудах В. П. Вахтерова, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого, Н. Д. Ушинского и др. Названные педагоги переосмысливали прежний опыт и предлагали конкретные пути улучшения опыта сотрудничества семьи и школы.

Проблема взаимодействия семьи и школы была и в центре внимания П. Ф. Каптерева. Взгляды педагога на процесс взаимодействия опирались на глубокие знания, что позволило ему сформулировать основные правила взаимодействия семьи и школы, отдавая приоритет семье. Хорошая школа должна действовать «в непосредственной связи с семьей и под ее влиянием». Они должны идти «рука об руку ... поддерживать и восполнять друг друга», считал П. Ф. Каптерев [2].

В. П. Кащенко, В. Я. Стоюнин и ряд других педагогов, поддерживая П. Ф. Каптерева, основным направлением в деле сближения семьи и школы считают повышение педагогической культуры, просвещение родителей, наряду с которым говорят о совместной деятельности образовательного учреждения и семьи.

Необходимо отметить, что сближение школы и семьи прошло непростой и тернистый путь. На протяжении всего XIX века осуществлялся поиск путей сотрудничества родителей и педагогов.

Следует заметить, что вопросы сотрудничества семьи и школы являлись не только предметом теоретических обсуждений и рекомендаций. Вторая половина XIX века продемонстрировала наличие в отечественных частных учебных заведениях определенного опыта сотрудничества родителей и учителей.

В частных гимназиях (таких, как Л. И. Поливанова, Ф. И. Креймана и Н. П. Хвостовой, частная школа К. И. Мая, сельские школы С. А. Рачинского и др.) всячески старались создать семейную, домашнюю обстановку, что положительно сказывалось на успеваемости и поведении воспитанников. Сотрудничество находило проявление в благоустройстве школы; в выборе преподавателей и школьной администрации; в оборудовании учебных кабинетов; в организации учебно-воспитательного дела, совместно организованных праздников и концертов и др. В этих учебных заведениях воспитатели и родители часто являлись единомышленниками, благодаря чему в таких образовательных учреждениях создавалась дружеская семейная атмосфера сотрудничества. Родители оказывали школе не только финансовую поддержку, но и присутствовали на экзаменах, проводили беседы с малоуспевающими и недисциплинированными учениками, посещали школьные праздники и вечера, участвовали в оборудовании классов и кабинетов [4 -5; 11].

Таким образом, взаимодействию преподаватели гимназий уделяли огромное значение, и, действительно, данная работа была продуктивной, потому, что как свидетельствуют источники, гимназисты были более образованными, развитыми и дисциплинированными, высоконравственными, благородными по отношению к другим людям.

О первых шагах в вопросе взаимодействия семьи и школы, предпринятых на практике гимназиями, читаем в «Журнале для родителей и наставников» (1865 г.): «С некоторого времени совещания гимназических советов начали сосредотачиваться по преимуществу на вопросе: «о сближении школы с обществом». Начали придумываться в гимназиях меры к такому сближению, и педагогическая литература наша стала наполняться известиями, как о самих мерах, так и об отзывах и суждениях об них pro и contra» [5].

О первом опыте привлечения родителей к управлению учебно-воспитательным процессом узнаем из протоколов педсоветов Московской 1 мужской губернской гимназии (с 1865 г. по 1871 г.). «В учебно-воспитательном русле гимназии значительно расширилась деятельность педсовета (состоял из учителей и родителей). Педсовет обсуждал вопросы, связанные с жизнью учеников в стенах гимназии и дома, всячески укреплял связь семьи и школы» [12].

Варианты взаимодействия педагогов и родителей разрабатывались обычно в частных учебных заведениях, как свидетельствуют П. А. Лебедев, Е. Л. Шарапова [4]. Они сыграли видную роль в русской педагогике второй половины XIX в. Их опыт оказывал благотворное влияние на государственные учебные заведения в организации учебно-воспитательного процесса.

Педагоги, перечисленных учебных заведений, стремились к тому, чтобы научные познания, получаемые в школе, способствовали «созданию просвещенного человека в широком смысле этого слова, с широким и светлым умственным и нравственным горизонтом, с ясными и твердыми нравственными понятиями, с возвышенными чувствами и благородными стремлениями, глубоко проникнутого духом научного идеализма» [10].

Вопросы воспитания воли в учениках, развитие тех нравственных навыков и привычек, которые являются существенными и отличительными признаками человека благовоспитанного, были в центре внимания педагогического коллектива вышеназванных гимназий и рассматривались на педагогических советах с приглашением родителей. Открытость и бескорыстие, высокая заинтересованность сотрудников и преподавателей гимназий, родителей в полноценном образовании гимназистов в сочетании с высоким уровнем воспитанности, нравственности способствовали созданию уникальной образовательной среды, сделавшей эти учреждения истинно передовыми для того времени.

Осмысление деятельности образовательных учреждений XIX в. приводит к пониманию того, что развитие способностей, воспитание личности во многом определяются таким фактором, как взаимодействие педагогов и родителей [11].

Несомненно, накопленный опыт, подготовленные кадры оказали немаловажное положительное влияние как на родительскую общественность, так и на педа-

гогов XIX в. К сожалению, наработки российских педагогов, в том числе в вопросах взаимодействия, не получили широкомасштабного внедрения в образовательные учреждения. Однако крупицы новых идей, внедренных в педагогическую деятельность в XIX в., мы используем сегодня, придав им новое направление.

Таким образом, XIX век в истории России явился временем, положившим начало развитию процесса сотрудничества педагогов и родителей в воспитании молодого поколения. Воспитанность проявлялась у гимназистов именно от того, что этот процесс взаимодействия был построен достаточно продуктивно.

Более того, педагогам не удалась бы попытка воспитания образованного, развитого школьника, если бы не было понимания и поддержки со стороны родителей. На наш взгляд, именно контроль со стороны родителей, взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка играют ключевую роль в решении данной проблемы. Поэтому в настоящее время возрастает роль взаимодействия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения.

Сказанное побудило нас изучить состояние процесса взаимодействия школы и семьи на современном этапе. Было проведено исследование в 3-х средних общеобразовательных школах г. Липецка: МБОУ СОШ № 21, 52 и 65. В исследовании приняли участие 62 педагога и 70 родителей. Респондентам были предложены анкеты, содержание которых предполагало, выяснить, насколько педагоги ценят взаимодействие с семьёй, а родители - со школой.

Опрос показал: что все 100 % опрошенных педагогов считают, что взаимодействие семьи и школы необходимо. Более того 80 % педагогов при решении проблем поведения, успеваемости, взаимоотношения обучаемых с одноклассниками, регулярно обращаются к родителям за содействием. Они уверены, что эти вопросы необходимо решать сообща.

Третья часть опрошенных педагогов отметила необходимость взаимодействия с семьей только в ситуациях, когда у детей возникают какие-либо проблемы, и ребенок нуждается в помощи или совете. В остальном, считает эта часть педагогов, они способны справляться самостоятельно, без помощи родителей, в решении проблем воспитания и обучения.

В то же время, положительно относятся к посещениям родителями школы 97 % учителей. Из этого числа 83 % не отрицают полезности регулярных встреч с родителями. А вот организуют регулярные встречи из числа педагогов данной группы - 60 %. В процессе встреч они выясняют состояние здоровья ученика, обсуждают проявление тех или иных индивидуальных и социально-психологических качеств ребенка, его интересы.

Обнаружилась группа педагогов (12 %), которая встречается с родителями только на родительских собраниях или открытых классных мероприятиях.

Неожиданным оказалось мнение педагогов (66 %) и родителей (20 %) о том, что школа, в первую очередь, должна обеспечить высокое качество знаний, а только во вторую - воспитывать нравственные качества ученика. Полученные данные в ходе анкетирования противоречат положению Профессионального

стандарта педагога, вступающего в силу в 2017 г., где отмечена роль педагога, как ключевая, в вопросах воспитания ребенка. Здесь же указывается на важность владения педагогом умениям поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся и привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка (ч. 4.2, п. 14.) [7].

На наш взгляд, педагоги не совсем четко представляют значимость воспитательной функции, которую они должны реализовывать в профессиональной деятельности.

Небезынтересно было выяснить причины стремительно снижающегося уровня воспитания и образования детей на современном этапе, отмеченные педагогами. Так, 76 % педагогов полагают, что на уровень образования и воспитания детей негативно сказывается низкий уровень педагогических знаний родителей. По их мнению, низкий уровень педагогических знаний родителей препятствует взаимодействию семьи и школы. Но из этого числа лишь 19 % педагогов считают, что повышение педагогических знаний у родителей - это недоработка педагогов с семьей.

Полученные результаты показали, что педагоги отвечали на вопросы достаточно уверенно, говорили о необходимости взаимодействия с родителями, о том, что семья должна заниматься воспитанием, а педагог - помогать семье.

Далее были предложены вопросы, предполагающие уточнение о представлениях педагогов о взаимодействии. На вопрос: «Как Вы понимаете сущность взаимодействия?». Педагоги не смогли дать исчерпывающий ответ. Следующий вопрос: «Чей опыт установления взаимодействия с семьей Вы могли бы взять для себя, как образец?». Ответы: 33 % опрошенных педагогов назвали имена А. С. Макаренко и В. А. Су-хомлинского, а 60 % затруднились ответить на данный вопрос.

Следующий вопрос касался изучения источников получения знаний педагогами о сущности взаимодействия. С данной целью педагогам был задан вопрос: «Откуда Вы берете информацию о формах, методах и способах взаимодействия с родителями (художественная литература, научные книги, методические пособия и т. д.)?». Более половины опрошенных ответили, что источником информации выступают методические пособия и педагогические журналы. Но никто не назвал источником знаний о взаимодействии опыт коллег той же школы или другой школы. На вопрос: «Знакомы Вы с исторической литературой по педагогике и можете привести пример из истории педагогики об опыте взаимодействия семьи и школы в истории педагогики?». Ни один педагог не ответил положительно.

Думается, причина низкой информированности педагогов кроется в загруженности учебной работой, подготовкой материалов к урокам, отсутствием коллегиальности в оказании помощи педагогам в выполнении ими профессиональных функций. Напрашивается сам собой вывод - они пользуются какими-то устаревшими формами работы.

Выявленная негативная ситуация побудила нас обратиться к истории педагогики и посмотреть, как складывался опыт взаимодействия школы и родите-

лей в XIX в. Мы считаем, что обращение к истории, изучение исторического опыта позволяют сегодня показать современному педагогу, что сейчас, в век современных технологий, необходимо расширять кругозор, обогащать себя глубокими разносторонними знаниями.

Именно история знакомит нас с примерами начитанности и высокообразованности педагогов. Изученные нами архивные материалы свидетельствуют о широте кругозора и глубине знаний педагогов.

Обратимся к результатам исследования родителей по их пониманию сущности взаимодействия.

Опрос показал: 98 % родителей считают, что взаимодействие семьи и школы необходимо в современном обществе; 90 % родителей полагают, что регулярное взаимодействие со школой в воспитании и обучении детей необходимо.

Более 60 % родителей считают, что воспитанием должны заниматься семья и школа вместе. Это вполне объяснимо: родители в достаточной степени осознают трудности связанные с обучением и воспитанием детей, понимают, что только совместными усилиями с педагогами можно достичь хороших результатов.

В то же время более 50 % родителей считают, что у них достаточно знаний и опыта в воспитании детей. А 72 % опрошенных родителей отметили, что, посещая родительские собрания и консультируясь с педагогами, они стали лучше разбираться в индивидуальности своего ребенка.

Залогом эффективного взаимодействия семьи и школы являются доверительные взаимоотношения родителей с педагогами. Следует отметить, что у 90 % родителей сложились доброжелательные отношения с педагогами и классными руководителями (10 % отметили, что у них нейтральные отношения); более 82 % считают себя партнёрами школы, 5 % - влиятельными, 11 % - зависимыми от педагога людьми.

Наиболее важным, на наш взгляд, является вопрос контроля ребенка родителями вне стен школы, так как отсутствие такового со стороны семьи отрицательно сказывается на поведении и успеваемости учащихся. Солидарны с педагогами в данном вопросе 76 % оп-

рошенных родителей. Они считают, что необходимо осуществлять постоянный контроль за ребёнком вне школы.

Полученные данные позволяют констатировать:

- педагоги и родители не владеют полной информацией о значимости процесса взаимодействия;

- педагоги не проявляют должного интереса к повышению качества взаимодействия с семьей, изыскивать новые интересные формы сотрудничества;

- педагоги не изучают и не анализируют опыт коллег по взаимодействию с семьей;

- у педагогов отсутствует потребность обращения к историческому опыту организации педагогического процесса в целом и отдельных его составляющих.

Мы считаем решение всех названных проблем может стать полным и обоснованным, если осмыслить феномен взаимодействия семьи и школы, который обусловливает обращение к историческому опыту совместной деятельности родителей и педагогов, ибо «проводница наша - история с ее светочем, с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего» (В. Ю. Ключевский).

К тому же, здесь уместно будет привести слова М. М. Поташника, действительного члена (академика) российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора: «Эрудированные педагоги восприняли нововведение (введение ФГОС) спокойно, поскольку были методологически подготовлены, понимая, что все новое вырастает из уже накопленных знаний и опыта, что всякая новизна относительна» [6].

Таким образом, педагог обязан знать историю, он должен не только читать историческую литературу, а изучать её, анализировать. Это поможет избежать ошибок, найти собственный стиль деятельности.

Знание истории необходимо каждому образованному человеку, а педагогу в особенности. Один из первых русских историков, крупный государственный деятель XVIII в. В. Н. Татищев считал, что человек, не знающий истории, «совершен, мудр и полезен быть не может».

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29

2. Каптерев П. Ф. История педагогики. СПб.: Типография В. Безобразов и К°, 1915. 770 с.

3. Коменский Я. А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. С. 243 - 245.

4. Лебедев П. А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. М.: Педагогика, 1990. 608 с.

5. Пискунов А. И. История педагогики и образования. М.: Сфера, 2001. 512 с.

6. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2014. 320 с.

7. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. Режим доступа: http://sovet-edu.ru/documents/

8. Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. СПб.: Типография Училища глухонемых, 1892. 568 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373. Режим доступа: http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/

10. Фомичёв И. В. Развитие общеобразовательной школы России до 1917 г. Воронеж: ВОИПКРО, 1996. 156 с.

11. Холодный Г. М. Историческая записка Тамбовской гимназии. 1786 - 1886. Тамбов: Типо-литография Д. С. Семенова, 1887. 328 с.

12. Центральный государственный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф. 371. Оп. 1. Д. 64. 1-ая Московская мужская гимназия. Годовой отчет гимназии за 1871 г.

Информация об авторах:

Баринова Лариса Владимировна - аспирант кафедры педагоги начального обучения, заместитель директора МБОУ СОШ № 21 г. Липецка, [email protected].

Larisa V. Barinova - post-graduate student at the Department of Primary Education, Deputy Director at Secondary School № 21, Lipetsk.

(Научный руководитель - И. Ф. Плетенёва).

Плетенёва Ирина Финогеновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и специального образования Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, г. Елец.

Irina F. Pleteneva - Doctor of Pedagogics, Professor at the Department of Pre-School and Special Education, Bunin Yelets State University.

Статья поступила в редколлегию 19.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.