Сотрудничество России и ЕС в сфере авиационной безопасности, политика безопасности аэропортов
В.Б. ЧЕРТОК, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
В настоящей статье рассматривается чрезвычайно важная тема, связанная с безопасным функционированием воздушного транспорта, поскольку выбор Россией пути развития рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и соответствующие ему реформы существенно изменили условия работы транспорта и формирования спроса на международные перевозки.
Россия является одним из активных участников международной интеграции и субъектом глобальных экономических процессов. При этом ежегодный рост объемов перевозок пассажиров и грузов, гармоничное вхождение в мировую транспортную систему должны сопровождаться, как минимум, сохранением уровня транспортной безопасности, в том числе и на воздушном транспорте.
Теракты 11 сентября 2001 года в США и 24 августа 2004 года в России, связанные с одновременным взрывом в воздухе двух гражданских воздушных судов, целый ряд предотвращенных террористических актов в гражданской авиации европейских и других государств вызвали необходимость введения комплекса дополнительных мер по
усилению авиационной и транспортной безопасности. Особенно в части противодействия новым видам угроз, обусловленных действиями террористов-смертников, применением террористами химических, биологических, а также жидких взрывчатых веществ.
Международное сотрудничество России в сфере обеспечения авиационной безопасности осуществляется на основе двухсторонних межправительственных Соглашений о воздушном сообщении, заключенных в рамках стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).
Общие принципы обеспечения авиационной безопасности при международном сотрудничестве изложены в
Приложении 17 к Конвенции о международной гражданской авиации.
В статье «Авиационная безопасность» межправительственных Соглашений о воздушном сообщении, как правило, предусмотрены обязательства государств защищать безопасность гражданской авиации и оказание на взаимной основе необходимой помощи по предотвращению незаконного захвата гражданских воздушных судов и других незаконных актов, направленных против безопасности воздушных судов, их пассажиров и экипажей, аэропортов и аэронавигационных средств и услуг, а также любой другой угрозы безопасности гражданской авиации.
Однако, такая специализированная статья, посвященная авиационной безопасности, присутствует только в 14 из 27 Соглашений с государствами — членами Евросоюза (на 1 декабря 2007 года).
В рамках совершенствования и углубления международного сотрудничества в сфере авиационной безопасности Российская Федерация предлагает совместно отработать и обеспечить обязательное включение во все без исключения Соглашения о воздушном сообщении со странами Евросоюза (ЕС) статью «Авиационная безопасность».
Взаимный интерес для России и ЕС представляет гармонизация позиций по вопросам, рассматриваемым в рамках международных организаций, в частности ИМО, ИКАО и МОТ, в целях продвижения универсальных стандартов транспортной безопасности и безопасности на транспорте.
С этой целью Российской Федерацией разработан проект меморандума о намерениях относительно системы сотрудничества в области авиационной безопасности с Европейской комиссией.
Обеспечение защиты пассажиров, воздушных судов и инфраструктур гражданской авиации России от актов незаконного вмешательства в ее деятельность осуществляется системой авиационной безопасности, соответ-
ствующей стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и российскому законодательству.
Система представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.
Государственная политика в сфере законодательного и нормотворческого регулирования функционирования системы обеспечения авиационной безопасности осуществляется Министерством транспорта России.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) выполняет функции государственного органа по надзору и контролю соблюдения российского законодательства, ведомственных нормативных документов и требований международных стандартов и договоров в области гражданской авиации.
Федеральное агентство воздушного транспорта и субъекты транспортной инфраструктуры гражданской авиации организуют и обеспечивают материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение функционирования системы.
В Российской Федерации вопросами обеспечения авиационной безопасности занимаются давно и системно.
12 июля 1973 года по распоряжению Совета министров СССР в Министерстве гражданской авиации было создано управление, предназначенное для комплексного решения задач по своевременному предупреждению и пресечению возможных попыток угона воздушных судов за границу, совершения других преступных актов против гражданской авиации. Уже на этом этапе были созданы первые нормативные документы по досмотру пассажиров, а также по предотвращению захватов и угонов воздушных судов за границу. Были усилены меры по охране авиационной техники и особо важных объектов гражданской авиации, а также положено начало созданию отечественной промышленностью технических средств досмотра и их внедрения в эксплуатацию в аэропортах. В нормы летной годности гражданских воздушных судов были внесены требования по системе закрытия и бронирования дверей кабины экипажа, сигнализации между кабиной экипажа и бортпроводниками.
Нормативная база обеспечения авиационной безопасности в России постоянно совершенствуется в соответствии
со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО), международными договорами Российской Федерации и отечественным законодательством.
В марте 1997 года был принят Воздушный кодекс Российской Федерации, в котором впервые появился специальный раздел — «Авиационная безопасность», раскрывающий вопросы обеспечения авиационной безопасности и деятельности служб авиационной безопасности.
По результатам расследования взрывов двух самолетов 24 августа 2004 года законом Российской Федерации от 21 марта 2005 года №20-ФЗ в Воздушный кодекс были внесены изменения в связи с осуществлением дополнительных мер авиационной безопасности на воздушном транспорте.
В настоящее время в России действует положение «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 897.
По существу этот документ — это государственная программа, требования которой послужили основой для разработки и ввода в действие целого ряда руководящих документов: «Руководства по досмотру членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади и багажа, грузов, бортза-пасов», «Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации»,
«Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта» и «Типового положения о службе авиационной безопасности эксплуатантов и организаций ГА», «Памятки экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке», межведомственных соглашений по взаимодействию и пресечению актов незаконного вмешательства, различных инструкций и положений.
В феврале 2007 года принят федеральный закон «О транспортной безопасности», который ставит задачи и регламентирует деятельность по защите от актов незаконного вмешательства во все структуры транспортного комплекса России.
В целях реализации вновь принятых законов и постановлений правительства Российской Федерации Министерством транспорта введены в действие Федеральные авиационные правила и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность по обеспечению авиационной безопасности.
В соответствии со стандартами ИКАО и решениями 36 сессии Ассамблеи ИКАО разработаны в новой редакции:
• Государственная программа безопасности гражданской авиации (Стандарт ИКАО — Приложение 17, п. 311);
• Государственная программа контроля качества в сфере обеспечения авиационной безопасности (Стандарт ИКАО — приложение 17, п. 344);
• Государственная программа подготовки кадров в области безопасности гражданской авиации (Стандарт ИКАО — приложение17, п. 3.1).
Надзор и контроль за мерами по обеспечению авиационной безопас-
ности Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет через территориальные управления Госавиа-надзора и систему государственных инспекторов по авиационной безопасности, работающих непосредственно в аэропортах гражданской авиации.
При этом контрольно-надзорные функции реализуются через систему плановых и внеплановых инспекционных проверок деятельности авиакомпаний, аэропортов и авиапредприятий по обеспечению авиационной безопасности, систему сертификации авиационной безопасности и лицензирования юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность.
В системе контроля за обеспечением авиационной безопасности в гражданской авиации России введены в практику и регулярно проводятся внезапные (без предварительного уведомления) проверки антитеррористической защищенности объектов, проверки готовности сил и средств аэропортов и авиакомпаний, задействованных в мероприятиях по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также проверки функционирования систем оповещения и взаимодействия с соответствующими подразделениями министерств и ведомств.
С 2007 года осуществляется лицензирование деятельности юридических лиц по обеспечению авиационной безопасности.
В соответствии с новыми нормативными правовыми актами в обеспечении авиационной безопасности принимают участие подразделения органов внутренних дел и ведом-
ственной охраны Минтранса России.
С 1 марта 2007 г., в соответствии с рекомендациями секретариата ИКАО, в России введены ограничения по перевозке на воздушных судах гражданской авиации в ручной клади пассажиров жидкостей, аэрозолей и гелей.
Вместе с тем необходимо отметить, что в некоторых международных аэропортах ЕС трансфертным пассажирам не разрешатся брать на борт жидкости, упакованные, в соответствии с рекомендациями ИКАО, в защищенный от несанкционированного вскрытия пластиковый пакет, если первый участок их полета производится рейсом из страны, которая не входит в ЕС.
Необходимо согласование правил провоза жидкостей, гелей и аэрозолей между Россией и странами Евросоюза в рамках рекомендаций ИКАО, чтобы обеспечение авиационной безопасности не становилось инструментом экономической конкуренции аэропортов в системе безпошлинной торговли.
Принятыми мерами служб авиационной безопасности и ведомств за последние годы в России не допущено захватов и угонов воздушных судов, а также террористических актов на объектах гражданской авиации, несмотря на то, что угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации сохранялась.
В целях повышения оперативности в системе транспортной безопасности России в структуре Ространснадзора создана единая дежурно-диспетчерская служба, осуществляющая круглосуточный мониторинг состояния безопас-
ности в транспортном комплексе в режиме реального времени.
В соответствии с директивой ИКАО, на базе единой диспетчерской службы функционирует Координационный центр авиационной безопасности России, осуществляющий оперативное взаимодействие с территориальными органами надзора на транспорте, субъектами инфраструктуры воздушного транспорта, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также Координационными центрами авиационной безопасности других государств.
В задачу Координационного центра авиационной безопасности России входит сбор, обработка, обмен и предоставление оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и происшествиях на объектах гражданской авиации.
В целях организации системы оперативного реагирования, центры мониторинга авиационной безопасности создаются во всех аэропортах, авиакомпаниях и авиапредприятиях гражданской авиации.
Особое внимание уделяется оснащению аэропортов и авиапредприятий инженерно-техническими средствами охраны и современным оборудованием для досмотра пассажиров, багажа и грузов рентгенотелевизионными инт-роскопами, стационарными и ручными металлоискателями, рентгенографическими сканерами, томографами, средствами для обнаружения взрывчатых веществ, системами видеонаблюдения и видеозаписи.
В России ведется активная работа по снижению влияния человеческого фактора на эффективность обеспечения авиационной безопасности.
Действующая система подготовки кадров в гражданской авиации определяется федеральным законом «Воздушный кодекс Российской Федерации», требующим наличия сертификата (свидетельства) при допуске авиационного персонала к самостоятельной деятельности. Порядок прохождения обучения в области авиационной безопасности детализирован в директивных документах Министерства транспорта России.
В настоящее время в России специальную профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников служб авиационной безопасности по программам, утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, осуществляют около 30 сертифицированных учебных заведений и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования.
Ежегодно специальную профессиональную подготовку и переподготовку в России проходят около 16 тысяч сотрудников служб авиационной безопасности.
В гражданской авиации России подготовку по авиационной безопасности проходит не только весь персонал служб авиационной безопасности, но и экипажи воздушных судов, и наземный персонал аэропортов и авиакомпаний.
С июня 1998 г. в Москве работает один из 15 действующих учебных центров ИКАО по авиационной безопасности. В нем проводится обучение инспекторов, руководящего состава и специалистов авиапредприятий и других организаций России и многих иностранных государств.
В год по программам ИКАО проходят подготовку около 300 специалистов. Наличие сертификатов ИКАО о прохождении обучения у руководящего состава авиапредприятий является важным фактором, обеспечивающим авторитет и международное признание мер по обеспечению авиационной безопасности, реализуемых в России, что в свою очередь способствует интеграции нашей страны в мировое сообщество.
В соответствии с планом проверок авиационной безопасности государств — членов ИКАО в период с 26 августа по 9 сентября 2006 года комиссией ИКАО осуществлена инспекционная проверка авиационной безопасности в Российской Федерации.
В ходе работы комиссии проведены встречи с представителями федеральных органов исполнительной власти и государственными инспекторами по авиационной безопасности по нацио-
нальной документации по авиационной безопасности, по обсуждению планов действий в чрезвычайных ситуациях, оценке угроз, ответных действий и методике проведения учений, по вопросам подготовки персонала и контроля качества в сфере авиационной безопасности.
Также экспертами ИКАО была осуществлена проверка по авиационной безопасности соответствующих служб Международного аэропорта Шереметьево и ряда российских авиакомпаний, предприятий и организаций.
Комиссией был сделан вывод, что в целом состояние авиационной безопасности в Российской Федерации соответствует требованиям стандартов и рекомендуемой практике ИКАО.
В качестве примера развития эффективного международного сотрудничества надзорных государственных органов по авиационной безопасности может быть отмечено взаимодействие России и США.
В рамках этого международного сотрудничества в области надзора и контроля за обеспечением авиационной безопасности подписан протокол о сотрудничестве и налажено взаимодействие Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта России с Управлением транспортной безопасности Министерства внутренней безопасности США. Функционирует «горячая линия» связи между дежурно-диспетчерской службой Ространснадзора и оперативным центром Управления транспортной безопасности Министерства внутренней безопасности США.
Разработан и проходит согласование с американской стороной проект меморандума (соглашения) о взаимопонимании и оказании друг другу содействия в отношении принятия мер по усилению безопасности гражданской авиации путем обмена информацией, касающейся угрозы безопасности гражданской авиации, периодической оценки состояния авиационной безопасности в международных аэропортах, из которых осуществляются полеты авиаперевозчиков обоих государств и определению совместных процедур по ответным действиям при возникновении угрозы гражданской авиации.
В соответствии с международными договорами по обеспечению авиационной безопасности между Правительством Российской Федерации и властями ряда государств проведены двусторонние проверки (аудит) по выполнению предусмотренных мер авиационной безопасности эксплуа-тантами и в аэропортах.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что в настоящее время требует решения целый ряд актуальных вопросов по сотрудничеству между Российской Федерацией и странами Евросоюза в сфере обеспечения авиационной безопасности:
• гармонизация нормативных правовых документов в области обеспечения и контроля авиационной безопасности;
• совершенствование соглашений о воздушном сообщении в соответствии с рекомендациями ИКАО, в части, касающейся обеспечения авиационной безопасности, включая предоставление данных о пассажирах;
• разработка и заключение соглашений органов государственного надзора о совместных инспекционных проверках мер обеспечения авиационной безопасности эксплуатантами и в международных аэропортах гражданской авиации;
• эффективное взаимодействие Координационных центров по авиационной безопасности;
• интегрирование усилий в области подготовки персонала по авиационной безопасности.
Организация эффективного сотрудничества авиационных властей России и Евросоюза в сфере обеспечения авиационной безопасности позволит достигнуть более высокого уровня в области защиты жизни и здоровья граждан наших стран при авиационных перевозках.
ак производить массовую продукцию о индивидуальным потребностям клиентов, о удерживать цены на доступном уровне?^
. -I ^—
Ответ «Сименс»: Интеллектуальное производство.
Наши инновации - это сочетание виртуального планирования продукции с новейшими достижениями в области автоматизации производственных процессов для повышения гибкости производства. Это позволяет выполнять даже индивидуальные пожелания клиентов и все же сохранять рентабельность, www.siemens.ru
Answers for industry*.
SIEMENS