Научная статья на тему 'Реализация глобального плана по обеспечению авиационной безопасности'

Реализация глобального плана по обеспечению авиационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ФЗ "О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" / РЕГИОНАЛЬНОЕ БЮРО ИКАО / ДОРОЖНАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ГПАБ / AVIATION SECURITY COORDINATION CENTRE / FEDERAL LAW 'ON TRANSPORT SAFETY' / REGIONAL ICAO BUREAU / GLOBAL AVIATION SECURITY PLAN IMPLEMENTATION ROADMAP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черток В. Б.

В статье дана оценка хода реализации Глобального плана обеспечения авиационной безопасности в России по направлениям: улучшение осведомленности о рисках и системе реагирования на них, развитие культуры авиационной безопасности, расширение технических ресурсов и стимулирование инноваций, усовершенствование системы надзора и контроля качества, развитие международного сотрудничества и поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the progress of implementation of key high-priority results of the Global Aviation Security Plan in the Russian Federation

The article offers an appraisal of the progress of implementation of the Global Aviation Security Plan in Russia in the following areas: improving knowledge of the risks and system of reaction to them, development of aviation security culture, expanding technical resources and stimulation of innovations, perfecting the monitoring and quality control systems, development of international co-operation and support.

Текст научной работы на тему «Реализация глобального плана по обеспечению авиационной безопасности»

Реализация глобального плана по обеспечению авиационной безопасности

В. Б. Черток,

зам. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Каждые три года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) пересматривает Глобальный план безопасности полетов. Мониторинг и предоставление докладов о ходе реализации плана позволяет государствам оперативно вносить изменения в свою деятельность, используя достижения международной гражданской авиации в области безопасности полетов.

Российская Федерация активно участвовала в разработке и одобрении группой экспертов Международной организации гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) Глобального плана обеспечения авиационной безопасности (далее — ГПАБ) и поэтому решительно поддерживает его практическую реализацию. Принятие ИКАО ГПАБ позволило завершить глобальное регулирование ИКАО всей сферы обеспечения безопасности в международной гражданской авиации. В настоящее время действуют три глобальных плана: по аэронавигации, по безопасности полетов и по авиационной безопасности.

Важность для России ГПАБ определяется, в частности, огромной территорией нашей страны, занимающей 20 % суши

земного шара, граничащей с 20 государствами; включающей 11 часовых поясов. Основной вид транспортной доступности всех регионов РФ — гражданская авиация.

Согласно принятой Стратегии развития транспорта России до 2030 г. активно развивается международная и региональная авиация. Интенсивное строительство и реконструкция идут практически во всех 230 аэропортах, в том числе в 80 международных. Только что открыт новый крупный международный аэропорт «Платов» на юге России, под Ростовом-на-Дону. К Чемпионату мира по футболу 2018 г. реконструированы аэродромы и построены новые терминалы для пассажиров в 11 городах.

В сфере обеспечения авиационной безопасности появляется новое оборудование, внедряются инновационные технологии, зачастую не имеющие аналогов

1 ' (В

УПДКС

löi

1 j

ь

I

I

nifl К j

№ I ■

I» 1

3

в мире. При этом в РФ четко выстроена структура разделения полномочий органов государственной власти в отношении авиационной безопасности: на нормот-ворческую деятельность, государственный надзор за безопасностью и государственные услуги по строительству, реконструкции и эксплуатации в авиации.

Улучшение осведомленности о рисках и реагирования на них

В РФ внедряется усовершенствованный механизм непрерывного мониторинга авиационной безопасности. цель модернизации — эффективное выявление проблемных вопросов безопасности, оценка риска, влияющего на возникновение угрозы, и управление выявленными рисками, чтобы минимизировать вероятность нарушений обязательных требований.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16 -ФЗ образована Единая государственная информационная система по транспортной безопасности, служащая базой данных для всех федеральных государственных органов по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта разработана и внедрена Комплексная информационная система управления контрольной и надзорной деятельностью за обеспечением транспортной безопасности. Эта система позволяет консолидировать всю информацию о рисках в обеспечении авиационной безопасности, проанализировать на этой основе глобальную картину угроз и обосновать рекомендации по снижению уровня или исключению рисков безопасности.

Основная идея принятия в России риск-ориентированного подхода заключается в управлении рисками. Это дает возможность вовремя принимать необходимые меры там, где это требуется, и в значительной мере экономить ресурсы. Государственная система контроля и надзора за авиационной безопасностью в России эффективна и продолжает совершенствоваться. Постановлением Правительства РФ № 173 от 17.02.2018 г. установлены критерии отнесения деятельности в области авиационной безопасности к определенной категории риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий и вероятности их наступления. Периодичность проверок определяется уров-

нем категории риска на объектах.

На воздушных судах введен порядок рейдовых осмотров и обследований (рамповые проверки) воздушных судов в процессе их эксплуатации. Кроме того, проводится контроль полноты и достоверности передачи данных о пассажирах и экипаже согласно директивам ИКАО.

Для оперативного получения информации и оценки рисков в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта создан автоматизированный центр контроля и надзора за безопасностью на транспорте. Он находится в Москве, в центральном аппарате Ространснад-зора, а филиалы расположены в восьми территориальных управлениях по всей территории страны. центр контроля и надзора осуществляет сбор, обработку оперативной информации и ее доведение до специальных служб транспортного комплекса и государственных инспекторов, осуществляющих свои полномочия во всех субъектах федерации. Нужно добавить, что это и координационный центр по авиационной безопасности, входящий в систему координационных центров ИКАО.

Следует отметить, что мы активно участвуем в международном обмене опытом на площадках заседаний рабочих групп AVSECP и ENAVSEC.

Развитие культуры авиационной безопасности

В наши дни РФ уделяет большое внимание повышению уровня культуры безопасности у граждан. Нынешний год в России объявлен Годом культуры безопасности. Запланированы информационно-профилактические мероприятия, дни открытых дверей и уроки безопасности для самых широких слоев населения, представителей органов государственной власти и бизнеса. Пройдут всероссийские учения и тренировки, соревнования, уроки мужества и конкурсы профессионального мастерства.

Проведение Года культуры безопасности будет способствовать получению населением знаний и практических навыков в области безопасности, а также приобретению специалистами всех органов государственной власти уникального опыта в вопросах защиты населения от актов незаконного вмешательства. Для информирования граждан о состоянии авиационной безопасности используются средства массовой информации, в частности специальные печатные издания. Регулярно выходит отраслевой журнал

«Транспортная безопасность и технологии».

Чтобы минимизировать влияние человеческого фактора, в аэропортах внедрены системы автоматизированного контроля доступа с применением биометрических технологий, осуществляется видеомониторинг действий персонала на всех этапах досмотра. Требования к знаниям и навыкам персонала, к его квалификации, системе допуска к работе установлены Федеральным законом «О транспортной безопасности» и специальными постановлениями Правительства РФ. Приняты особые меры по повышению общественной значимости и созданию позитивного образа защитника из сотрудников служб безопасности на транспорте.

3 сентября 2017 г., в День солидарности в борьбе с терроризмом, на территории Российского университета транспорта был открыт памятник сотрудникам транспортного комплекса, погибшим при исполнении профессионального долга во время террористических актов. Памятник был создан за счет добровольных пожертвований организаций транспортного комплекса и граждан страны.

Расширение технических ресурсов и стимулирование инноваций

В России ведется активная работа по внедрению инновационных подходов по всем восьми критическим элементам Универсальной программы проверок ИКАО. Разработаны и утверждены Правительством РФ единые требования к функциональным характеристикам и правилам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. Созданы и действуют пять органов по сертификации оборудования,аккредитованы испытательные лаборатории.

Продолжается работа 16 мобильных центров дистанционного надзора за обеспечением транспортной безопасности по субъектам РФ. Развертывается система передачи данных от центров мониторинга авиационной безопасности в аэропортах в федеральный орган государственного надзора на транспорте.

Для того чтобы объективно контролировать исполнение требований авиационной безопасности, система видеомониторинга установлена в кабине экипажа, в зонах входа и в пассажирских салонах 70 воздушных судов. Это значительно повысило эффективность проведения профилактических мероприятий по обес-

4 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 3 (76) 2018

печению авиационной безопасности. Требования по обязательному оснащению системами видеорегистрации пассажирских самолетов вступят в силу с 1 января 2019 г.

В России разработана инновационная технология для введения в действие «Электронной системы управления безопасностью (ESpsM)», обеспечивающей интеграцию информационных потоков от подсистем безопасности аэропорта, своевременное выявление угроз, управление всеми этапами реагирования, анализ эффективности принятых мер, контроль и подсказку оператору действий в чрезвычайной ситуации. Система доказала свою эффективность в аэропортах Сочи, Краснодара и Анапы в период проведения Зимних Олимпийских игр в 2014 г.

Российская Федерация поддерживает усилия Секретариата ИКАО по стимулированию инноваций и активно участвует в симпозиумах ИКАО по инновациям в области авиационной безопасности. Совершенствование надзора и контроля качества

Необходимо отметить, что сотрудники бюро аудита авиационной безопасности Секретариата ИКАО и Регионального бюро ИКАО выполняют важную работу по внедрению механизма непрерывного мониторинга в глобальной системе авиационной безопасности.

В прошлом году в России бьиа принята приоритетная национальная программа по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в сфере транспорта на период до 2025 г. Указанная программа включает в себя семь основных направлений совершенствования надзорной деятельности. Распоряжением Правительства РФ № 788-р от 27.04.2018 г. утвержден перечень ключевых показателей результативности контрольной и надзорной деятельности Ространснадзора в области транспортной безопасности. Это уменьшение количества погибших и пострадавших в результате актов незаконного вмешательства и снижение материального ущерба, причиненного гражданам, организациям и государству.

Особый акцент делается нами на развитие и внедрение системы комплексной профилактики нарушений требований в сфере обеспечения авиационной безопасности. Весьма эффективны ежеквартальные публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Ространснадзора в каждом регионе РФ и в целом по России. Успешно внедряется механизм самоконтроля выполнения установленных требований в области

обеспечения авиационной безопасности для поднадзорных субъектов. Кроме того, используются передовые информационные технологии для объективной и независимой оценки квалификации государственных инспекторов.

В ближайшее время будет реализован пилотный проект учебной программы для подготовки инспекторского состава по надзору в сфере авиационной безопасности с элементами виртуального моделирования тех ситуаций, с которыми инспектор может столкнуться на проверке (аналогично подготовке пилотов с использованием тренажеров). Внедрена система обязательной аттестации всех работников, непосредственно обеспечивающих авиационную безопасность.

Развитие сотрудничества и поддержки

Россия принимает активное участие в мероприятиях ИКАО по международному взаимодействию и обмену практическим опытом. На национальном уровне в каждом субъекте РФ созданы антитеррористические комиссии, задача которых состоит, в частности, в оказании содействия заинтересованным органам по профилактике нарушений в сфере безопасности. Ежеквартально проходят отраслевые конференции по вопросам авиационной безопасности.

Осуществляется постоянное взаимодействие с другими странами с целью повышения качества надзора за авиационной безопасностью. Российский бизнес участвует в оказании практиче-

ской помощи государствам, заинтересованным в реализации инновационных решений.

В заключение нужно отметить следующее. Эффективность контрольной и надзорной деятельности играет ключевую роль в проактивной адаптации государств к новым угрозам в области авиационной безопасности, поэтому Российская Федерация поддерживает стремление Секретариата ИКАО и Регионального бюро ИКАО к внедрению дорожной карты реализации ГПАБ в Европейском и Североатлантическом регионе.

Занимая пост председателя Рабочей группы по авиационной безопасности при Региональном бюро ИКАО, надеюсь, что наша совместная работа по объединению усилий разных стран в повышении эффективности обеспечения авиационной безопасности будет успешной. □

Литература:

1. Федеральный закон РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ. - URL: http://www.consultant ru/document/cons_doc_LAW_66069/ (дата обращения 15.06.2018).

2. Глобальный план обеспечения безопасности полетов 2017-2019. Doc 10004. - URL: https://www.icao.int/ publications/Documents/10004_ru.pdf (дата обращения 15.06.2018).

3. Распоряжение Правительства РФ от 27.04.2018 г. № 788-р. - URL: https://government.consultant.ru/do cuments/3725 328?items=1&page=2 (дата обращения 15.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.