МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
СОТРУДНИЧЕСТВО ООН И АС ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ, ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА И МИРОСТРОИТЕЛЬСТВУ
Л.И. Ромадан, В.А. Шагалов
МИД России, 119200, Москва, Смоленская-Сенная пл.,32/34.
Казанский (Приволжский) федеральный университет. Россия, 420008, Казань, ул.
Кремлёвская,18.
Статья посвящена сотрудничеству Организации Объединенных Наций (ООН) и региональных международных организаций, в частности Африканского Союза (АС) в сфере безопасности и урегулирования конфликтов. За последнее десятилетие роль АС и субрегиональных организаций существенно возросла. Через свои органы по обеспечению мира и безопасности Африканский Союз вносит огромный вклад в дело укрепления стабильности и поощрения демократии и уважения прав человека в Африке. В начале статьи авторы предлагают читателю краткий обзор состояния безопасности на африканском континенте и отмечают наиболее конфликтные зоны. Одним из самых беспокойных с точки зрения безопасности регионом является Северо-восточная Африка. Продолжающийся четверть века конфликт в Сомали, конфликтные отношения между Сомали и Эфиопией, пограничный конфликт между Эфиопией и Эритреей, приведший в конце 20 века к войне между двумя странами, наконец, несколько вооруженных конфликтов в Судане привлекли к этому региону пристальное внимание всего мирового сообщества. Авторы раскрывают основные элементы взаимодействия ООН и АС в процессе урегулирования региональных конфликтов и проведения миротворческих операций. В статье анализируются механизмы и методы, используемые для проведения миротворческих операций силами ООН и АС. Авторы подробно анализируют положение в Сомали и усилия, которые предпринимают ООН и АС для стабилизации положения в этой стране. В статье раскрываются основные элементы, и дается обзор смешанной многокомпонентной миротворческой операции ООН и АС в Судане. В заключение, авторы останавливаются на мерах, которые способны укрепить стратегическое сотрудничество между ООН и АC Самое важное, по мнению авторов статьи, оперативное решение вопросов, связанных с финансированием совместных миротворческих операций.
Ключевые слова: ООН, Совет Безопасности, Африканский Союз, Сомали, Судан, Дарфур, региональные конфликты, миротворческие операции, вооружённые конфликты, миростроительство в Африке, региональная безопасность, АМИСОМ, ЮНАМИД.
В XXI в. достижение мира и безопасности в Африке является неотложной задачей. В течение двух последних десятилетий этот континент стал свидетелем ряда кризисов и вооружённых конфликтов, имевших огромные негативные последствия, которые выходят далеко за пределы стран-участниц, регионов и самого Африканского континента. На сегодняшний день существует целый ряд проблем, которые необходимо урегулировать мировому сообществу для разрешения таких затяжных конфликтов как, например, конфликты в Сомали и Судане. Помимо этого, необходимо содействовать восстановлению стран, которые вышли из острой фазы конфликта. Необходимость предотвращения конфликтов и стабилизации неустойчивых ситуаций требует активного взаимодействия всех заинтересованных стран. Кроме того, угроза транснациональной преступности, международный терроризм, пиратство, а также торговля людьми и контрабанда создают серьёзные препятствия на пути укрепления мира и безопасности. В силу этого, проблемы африканского континента на протяжении длительного времени доминируют в повестке дня Совета Безопасности ООН (СБ), поскольку такие угрозы негативно влияют на международный мир и безопасность [12]. Трудно переоценить необходимость тесного и хорошо налаженного стратегического взаимодействия между Советом Безопасности ООН и Советом мира и безопасности Африканского Союза [8].
Вместе с тем, на сегодняшний день данная проблематика недостаточно хороша изучена. В основном встречаются труды, посвящённые изучению отдельных миротворческих операций под эгидой ООН на африканском континенте.
Вопрос о роли ООН в миротворчестве обстоятельным образом в своих исследованиях рассматривает В.А. Шагалов. В них подробно анализируются как концептуальные, так и практические аспекты этой проблематики, описываются конкретные исторические примеры и созданные ими прецеденты в деятельности ООН на данном направлении.
Количество иностранных источников, посвященных миротворческой проблематике и сотрудничеству ООН и региональных организаций в данной сфере, в несколько раз превышает число работ российских авторов.
Анализ зарубежной литературы, посвященной миротворчеству ООН на африканском континенте представляется целесообразным продолжить на примере работ таких исследователей, как Пауля Вильемса и Артура Боутелисса [19]. Для этих работ характерна категоричность выводов, в которых так или иначе звучит мысль о глубоком кризисе ООН.
В целом, рассматривая отечественную и зарубежную литературу, посвященную проблеме миротворческой деятельности ООН на африканском континенте, необходимо отметить, что
на сегодняшний день существует возможность сформировать фундамент для проведения исследования по данной проблематике. Вместе с тем, изучение документов международных организаций, научной и научно-публицистической литературы, материалов конференций и других источников позволяет утверждать, что системный анализ взаимодействия ООН и региональных организаций в сфере миротворчества, в частности на африканском континенте, не производился.
Методологической основой исследования являются принципы и методы политического исследования, основывающиеся на системно-функциональном подходе к изучаемому явлению. Для достижения поставленной цели авторы использовали инструментарий современной политической науки, исходя из принципов цивилизационного и формационного подходов к анализу стратегий миротворчества и практики их реализации.
Отмечается, что за последнее десятилетие роль АС - преемника Организации африканского единства существенно возросла. Он был создан 10 лет назад с целью координации и руководства усилиями стран континента по обеспечению устойчивого развития и общей безопасности. Африканский Союз вносит огромный вклад в дело укрепления мира и безопасности и поощрения демократии и уважения прав человека в Африке. Данная организация также стремится наполнить практическим содержанием положения Устава ООН, касающиеся сотрудничества с региональными организациями. Согласно данному документу для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций её Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и без-опасности.(ст.24) [18]. В то же время при осуществлении мандата ООН Устав призывает к сотрудничеству с региональными организациям, такими как АС, в соответствии с принципом субсидиарности. (ст.53,54) [4]. Тесное сотрудничество с региональными органами дает следующие преимущества: региональные организации лучше знают ситуацию, знакомы с проблемами и зачастую понимают динамику развития конкретного конфликта[13]. Соседние страны нередко ощущают на себе бремя и последствия конфликтов, происходящих в их регионах [3, с.83]. Исходя из этого, мы поддерживаем принцип взаимодополняемости деятельности АС и ООН и их соответствующих советов безопасности. Правовые механизмы ООН и региональных организаций не должны дублировать или заменять друг друга. Только дополняя друг друга, правовые системы ООН и АС смогут усилить друг друга и обеспечить решение задач в области международной безопасности. В тоже время, мы склонны согласиться с мнением японского исследователя Хакуры Ямашито, который в своих трудах отмечает необходимость более чёткого
выделения роли ООН в деле поддержания мира и стабильности [20, с. 165].
Положения Устава являются не только правовой основой, на которой строится работа ООН, но также важнейшей составляющей современного международного права. Региональные организации, как полноправные международные акторы, также в своих действиях должны ими руководствоваться. Иными словами, без рассмотрения вопросов войны и мира в Совете Безопасности ООН региональные организации не должны предпринимать какие-либо самостоятельные действия по разрешению конфликтов. Согласно Уставу ООН именно СБ обладает полномочиями решать вопросы в сфере международной безопасности. Таким образом, данный орган является центральным механизмом сохранения мира на нашей планете. Вопросы в сфере международной безопасности прежде всего должны быть всесторонне обсуждены в СБ ООН, и только после принятия соответствующей резолюции необходимо приступать к конкретным действиям. В свою очередь региональные организации обязаны своевременно и достоверно информировать Совет Безопасности о конфликтах и мерах по их урегулированию в конкретных регионах.
В настоящее время ООН тесно взаимодействует с региональными организациями, в частности, с АС. Это взаимодействие происходит преимущественно в форме консультаций. ООН и региональные организации оказывают друг другу дипломатическую поддержку в решении поставленных задач. Более тесное сотрудничество ООН и региональных партнеров происходит во время совместного проведения миротворческих операций.
Однако, по мнению некоторых экспертов, в частности Пауля Вильемса и Артура Боутелис-са, порой отношения между ООН и АС были напряжёнными и не доверительными, что являлось препятствием к проведению эффективных миротворческих операций [19,с. 254.
Выделим основные принципы работы, на которых строится и развивается сотрудничество ООН и региональных организаций. Одним из важнейших элементов является создание механизма консультаций. Следующим не менее значимым принципом является уважение и признание руководящей роли ООН в сфере международной безопасности региональными партнерами. Данный пункт закреплён в Уставе ООН. Помимо этого, в последние годы особое внимание уделяется принципу чёткого распределения полномочий во избежание своего рода соперничества между институтами ООН и институтами региональных организаций.
Сегодня Африканский Союз, со своей стороны, прилагает огромные усилия для содействия миру, безопасности и стабильности на континенте и демонстрирует свою способность урегулирования конфликтов. Хотелось бы особо остановиться на Африканской архитектуре мира
и безопасности, входящих в её состав элементах, и, в первую очередь, на операциях АС в поддержку мира, санкционированных СБ. Первая крупная миссия АС была проведена в Бурунди, где он впервые развернул свои силы в апреле 2004 г. Затем АС действовал в Дарфуре, когда другие международные игроки ещё не определились со своей позиций по данному вопросу. Миссия АС в Судане начала работать в августе 2004 г. АС также начал действовать, добиваясь установления мира в отношениях между Суданом и Южным Суданом. АС решает очень сложную задачу в Сомали, где он с 2007 г. проводит миротворческую операцию. Миссия Африканского Союза в Сомали (АМИСОМ) и политическое отделение ООН для Сомали много сделали для установления отношений между собой и улучшения координации своих действий [15]. Все эти миссии проводились при поддержки Совета Безопасности, и даже субрегиональных организаций, таких как Межправительственный орган по вопросам развития (МОВР), объединяющий страны северо-восточной Африки. Полагаем, смешанная операция Африканского Союза -ООН в Дарфуре и Миссия Африканского Союза в Сомали (АМИСОМ) - это два примера конкретного сотрудничества между ООН и АС в деле поддержания мира. В ходе исследования нам удалось проанализировать уровень взаимодействия, а также выявить основные проблемы и разногласия в ходе операций.
Так, учитывая недееспособность вооружённых формирований переходного правительства Сомали, АМИСОМ, остается реальной силой, которая сможет обеспечить стабильность в регионе, при условии расширении мандата. По оценкам Совета Безопасности и мира АС, «для нормализации ситуации в Сомали необходимо увеличить численность АМИСОМ до 20 тыс. военнослужащих и 1680 полицейских (560 экспертов и 8 отдельных отрядов по 140 полицейских в каждом) [9]. Таким образом, она должна стать крупнейшей операцией на континенте. Из истории видно, относительная стабилизация обстановки в Сомали возможна только под постоянным и жёстким контролем Международных Вооружённых Сил, но не исключено, что это может спровоцировать повторный всплеск насилия, как уже было в первой половине 1990-х гг. Сегодня вялотекущий конфликт в Сомали продолжается. Да и как можно говорить о скорейшем его урегулировании, если в самом сомалийском обществе заложены его предпосылки. Следующая пословица подчеркивает его своеобразную атомизированность: «Я и Сомали против остального мира. Я и мой клан против остального Сомали. Я и моя семья против клана. Я и мой брат против моей семьи. Я против моего брата» [1, с. 215].
Во время саммита Африканского союза деятельность контингента АМИСОМ была оценена президентом Сомали Хасаном Шейх Мо-хаммедом следующим образом: «Я хочу от всего
сердца и от имени граждан Сомали поблагодарить вас (Африканский Союз) за поддержку и за те жертвы, которые пришлось понести Африканскому Союзу и его солдатам ради того, чтобы вернуть цивилизацию и стабильность нашей любимой Родине» [5].
Сегодня контингент АМИСОМ составляет 22 056 человек, включая военных и полицейских. Военные отряды состоят из 6 220 угандийских, 5 338 бурундийских, 4 395 эфиопских, 3 664 кенийских солдат. Также в составе миссии находятся представители военных сил Джибути и Сьерра-Леоне [10].
Что касается миссии АС в Дарфуре, организованной в 2004 г., то её эффективность сильно пострадала из-за недостатка финансирования. Миротворцам не хватало технических средств и оборудования для работы. В то же время ситуация в регионе обострилась. Оппозиционные группировки всё чаще нападали на гражданское население. Стало очевидным, что своими силами Африканский Союз не справится с ситуацией. В этой связи 12 января 2006 было принято решение о переходе от МАСС к ЮНАМИД. Проанализировав деятельность Африканского Союза и ООН, можно сделать вывод о том, что смешанная миротворческая операция ООН и АС стала ключевым инструментом в деле стабилизации положения в Дарфуре. Уменьшилась интенсивность боёв, и они всё чаще стали носить локальный характер. Ситуация стала более безопасной и, как следствие, беженцы стали возвращаться в места постоянного проживания. Увеличилась площадь сельскохозяйственных угодий. Активизировалась торговля между различными районами Судана. Вновь открылись школы. Но, были и сложности: недостаточное количество продовольствия и военной техники, дефицит воды в лагерях для перемещённых лиц. События «арабской весны» также повлияли на ситуацию в данном регионе. Возникла напряжённость на границе между охваченной волнениями Ливией и Дарфуром.
Мандат миссии ЮНАМИД, согласно резолюции Совета Безопасности ООН 2228 (2015), продлён до 30 июня 2016 г. [16]. Сейчас численность военного и полицейского персонала составляет 16 815 человек, из которых военнослужащих — 13 460. Согласно данным официального сайта миссии, в работе ЮНАМИД также задействованы военные наблюдатели — 190; полицейские — 3165 (включая сформированные полицейские подразделения); международный гражданский персонал — 967; местный гражданский персонал — 2864; добровольцы ООН— 275 [17]. Отметим, что данные цифры значительно меньше санкционированной численности из-за высокого уровня опасности. С момента начала миротворческой операции погибло 216 человек (в основном среди военного контингента - 145) [17]. Если говорить о национальном составе миротворцев, то стоит отметить, что подавляющее большинство является
африканцами. Бюджет миссии с 1 июля 2014 по 30 июня 2015 составил 1 153 611 300 долл. США, что сделало ЮНАМИД самой дорогостоящей миротворческой операцией современности [17].
Стоит отметить, что в последние годы на африканском континенте существенно увеличилось количество китайских миротворцев. Они представлены полицией и военными наблюдателями. В целом, сегодня Китай является одним из основных поставщиков миротворческих контингентов [7, с. 114].
Безусловно, без помощи со стороны ООН АС не удалось бы стабилизировать ситуацию в регионе, так как он не имеет возможности, прежде всего, обеспечить необходимый объём финансирования. В этой связи, существует большая вероятность того, что в будущем ООН продолжит проводить смешанные многокомпонентные миротворческие операции на африканском континенте [11, с. 673].
Следует отметить успехи, достигнутые в рамках сотрудничества между ООН и Африканским Союзом за последнее десятилетие. В том числе принятие резолюции 1809 (2008), явившейся важным шагом в деле укрепления сотрудничества[15].
Заметно усилилось взаимодействие между секретариатами Организации Объединенных Наций и Африканского союза. Прежде всего, речь идёт об успехах совместной целевой группы ООН и АС по вопросам мира и безопасности, которая проявила себя как эффективный консультативный орган. Так, эксперты проанализировали сложнейший ряд вопросов связанных с ситуацией в Судане, Ливии и Сомали, а в целях дальнейшего укрепления сотрудничества было преобразована штаб-квартира экономической комиссии ООН в Эфиопии, модернизированы системы раннего предупреждения об угрозах. ООН и АС продолжают активно взаимодействовать в целях обеспечения проведение честных выборов в ряде африканских стран. Отметим, что в последние годы тема мирострои-тельства и пост конфликтного восстановления также является ключевым вопросом взаимодействия Африканского союза и Организации Объединенных Наций [14].
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что за последние годы стратегическое взаимодействие АС и ООН значительно укрепилось. Совместная работа Комиссии и Секретариата ведётся на высоком уровне и приносит результаты. Подтверждением этому является регулярный характер консультаций между старшими должностными лицами двух организаций по вопросам международной безопасности.
Вместе с тем, в области мира и безопасности данные организации находятся лишь в начале пути по налаживанию более тесного сотрудничества. Дело в том, что на сегодняшний день некоторые процедуры взаимодействия ООН и АС не до конца разработаны. Также ощущается острая нехватка специалистов, которые занима-
ются правовым обеспечением миротворческих операций [6].
В тоже время крайне важно избегать ситуаций, подобной той, которая сложилась во время конфликта в Ливии несколько лет назад. Силами Африканского Союза была выработана «дорожная карта», которая могла бы содействовать урегулированию политического кризиса в этой стране. Однако, данный план не был принят во внимание, что привело к вмешательству НАТО [2, с.265]. Последствия этих действий ощутили на себе и другие страны региона. Проблема, которая была ограничена лишь границами одной страны, сегодня превратилась в проблему регионального масштаба. Дабы избежать новых конфликтов в регионе, необходимо внимательнее прислушиваться к мнению Африканского Союза.
Как показывает история, большинство конфликтов на африканском континенте имеют настолько глубокие этнополитические и этнографические корни, что их с помощью стандартных инструментов невозможно урегулировать. Зачастую для их решения необходимо предпринимать более радикальные и серьёзные меры. Одним из вариантов действий может стать предоставление определённой территориальной автономии некоторым регионам, а также создание социально-экономических условий для постконфликтного миростроительства. Убеждены, что только согласованные действия и общие усилия Организации Объединенных Наций и Африканского союза смогут гарантировать безопасность на африканском континенте и предупредить возникновение вооруженных противостояний в ближайшем будущем.
Проведённое исследование показало, что деятельность Африканского Союза чрезвычайно важна в новых международных условиях. АС имеет хорошие шансы повлиять на важнейшие процессы на африканском континенте. Также необходимо отметить, что Африканский Союз является одним из важнейших стратегических региональных партнеров ООН.
В то же время дальнейшее повышение институциальной и политической роли АС неизбежно. Усиление присутствия ООН в Аддис-Абебе, а также признание ею АС в качестве лиди-
рующей организации и незаменимого участника мирных процессов в Африке, свидетельствует о желании ООН сделать взаимодействие с АС слаженнее и результативнее. Известно, что примерно 2/3 вопросов, рассматриваемых Советом Безопасности ООН вопросов, касаются Африки. Поэтому мнения Африканского Союза должны надлежащим образом учитываться в процессе принятия решений в Совете.
Что может укрепить стратегическое сотрудничество между ООН и АС?
Во-первых, усиление стратегического политического партнёрства и согласованности между ООН и АС в сфере миротворческой деятельности в Африке, в частности между Советом Безопасности Организации Объединённых Наций и Советом мира и безопасности Африканского Союза. Необходимо изыскать механизмы, которые позволяли бы избегать дублирования усилий и расхождения в плане исходных позиций в отношении подхода к тому или иному вопросу. Поэтому мы считаем, что для достижения нашей общей цели - поддержания международного мира и безопасности,- отношения между двумя Советами следует официально закрепить. В этой связи первостепенное значение имеет согласование совместной политики, стратегий, и механизмов в сфере предотвращения и урегулирования конфликтов в Африке, в том числе с помощью посреднических усилий.
Во-вторых, разработка и определение точных параметров механизмов взаимодействия ООН и АС и принятия ими совместных решений. Это позволит обеспечить единообразие, последовательность и определённость при работе обеих организаций над достижением общей цели.
В-третьих, чёткое разделение труда между секретариатами и другими органами двух организаций. При этом следует принимать во внимание различные сферы компетенции, потенциалы и сравнительные преимущества обеих организаций.
В-четвёртых, более детальное и оперативное рассмотрение Советом Безопасности просьб региональных партнеров, также финансирование миротворческих операций, проводимых совместно с Африканским союзом.
Список литературы
1. Шагалов В.А. Гражданская война в Сомали и миротворческая операция Африканского союза // Учен. Зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки.-2011. Т.153, кн.1. С.207-216.
2. Bellamy A. Libya and the Responsibility to Protect: The Exception and the Norm//Ethics & International Affairs. 2011. Vol.25. №3. P. 263-269.
3. Bures O. Regional Peacekeeping Operations: Complementing or Undermining the United Nations Security Council? // Global Change, Peace & Security. 2006. Vol.18. №2. P.83-99.
4. Deutsch. T. Peacekeeping in Africa // Asia and Africa Today. 2007. № 1. C. 18-23.
5. Electronic news portal «Voice of America», «the African Union will discuss the increase in troops in Mali». Available at http://www.golos-ameriki.ru/content/au-summit-opening/1592042.html, Accessed 25.09. 2015.
6. General Assembly resolution (A/61/296) on "Cooperation between the United Nations and the Africa Union" Available at http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r61_en.shtml, Accessed 23.10.2015
7. Grishin Y., Shagalov V. Regional Conflicts in Africa and Evolution of Conceptual Bases of Peace-Keeping of P.R. China // The Social Sciences.-2015. Vol.10. №2. P.114-116.
8. Report of the African Union-United Nations panel on modalities for support to African Union peacekeeping operations (S/2008/813 of 31 December 2008) Available at http://www.un.org/Docs/journal/asp/ws.asp ? m = S/2008/813 Accessed 23.09.2014
9. Report of the Chairperson of the Commission on the Situation in Somalia (PSC/PR/2(CCXCIII) of 13 September
2011) Available at http://www.au.int/en/sites/default/files/Final_-_293rd_PSC_Report_on_Somalia_
Eng_%5B1%5D.pdf, Accessed 23.10.2015
10. Report of the Chairperson of the Commission on the Situation in Somalia on the occasion of the 462nd Meeting of the Peace and Security Council Available at http://cpauc.au.int/en/content/report-chairperson-commission-situation-somalia-occasion-462nd-meeting-peace-and-security-co, Accessed 23. 10.2015
11. Shagalov V. Civil War and the UN Peacekeeping Operation in South Sudan//The Social Sciences.-Vol.10. -№5.-P.671-673.
12. Security Council Presidential statement (S/PRST/2009/3 of 18 March 2009) Available at http://www.un.org/ ru/documents/ods.asp?m=S/PRST/2009/3, Accessed 23.10.2015
13. Secretary-General's report to the General Assembly on cooperation between the United Nations and the African Union (A/61/256 of 16 August 2006)Available at http://www.ipu.org/Un-e/a-61-256-e.pdf, Accessed 23.10.2015
14. Secretary-General's report to the Security Council on the relationship between the United Nations and regional organizations, in particular the African Union in the maintenance of international peace and security (S/2008/186 of 24 March 2008 ). Available at http://www .un.org / Docs / journal / asp / ws.asp? m = S/2008/186, Accessed 23.09.2014
15. Security Council Resolution (S/RES/1809 (2008) of 16 April 2008).Available at http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=S/RES/1809 (2008), Accessed 23.09.2014
16. Security Council Resolution (S/RES/2228 (2015) of 29 June 2015) Available at http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UND0C/GEN/N15/201/59/PDF/N1520159.pdf?0penElement, Accessed 23.10.2015
17. The official website of the UNAMID. Available at http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/unamid/ facts.shtml, Accessed 23.10.2015
18. The United Nations Charter. Available at http://www.un.org/ru/documents/charter/, Accessed 23.10.2015
19. Williams P., Boutellis A. Partnership peacekeeping: Challenges and opportunities in the United Nations-African Union Relationship // African Affairs. 2014. Vol. 113. № 451. P.254-278.
20. Yamashita H. Peacekeeping Cooperation Between The United Nations And Regional Organizations // Review of International Studies. 2012. Vol.38. №1.- P.165-186.
Об авторах
Ромадан Лилия Игоревна - секретарь-референт МИД России, соискатель кафедры мировых политических
процессов МГИМО (У) МИД России. E-mail: [email protected].
Шагалов Вячеслав Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
E-mail: [email protected].
UNITED NATIONS - AFRICAN UNION COOPERATION IN CONFLICT PREVENTION,
PEACEKEEPING AND PEACEBUILDING
L.I. Romadan, V.A.Shagalov
Ministry of Foreign Affairs of Russia. 119200, Moscow, Smolenskaya-Sennaya pl.32/34.
Kazan Federal University. 420008, Kazan, 18 Kremlevskaya st.
Abstract: The article addresses the cooperation between the United Nations and regional organizations, in particular the African Union in the sphere of security and settlement of conflicts. Over the last decade the role of the AU and sub regional organizations has dramatically increased. Through its agencies of ensuring peace and security the African Union is making significant contribution to strengthening stability and promotion of democracy and human rights in Africa. In the beginning of the article authors make a review of the level of security on the African continent and stress the sharpest conflict zones. According to researches one of the most turbulent regions on continent in terms of security is the North-East Africa.
Continuing quarter-century war in Somalia, conflict relations between Somalia and Ethiopia, the border crises between Ethiopia and Eritrea, which in the late 20th century turned into the war between the two countries, finally, the number of armed clashes in Sudan attracted the special attention to the region of the entire world community. Authors pay the main attention to the cooperation between the United Nations and the African Union in the sphere of settling regional conflicts and holding peacekeeping operations. In the article the main mechanisms and methods that are used by the United Nations and the African Union to hold peacekeeping operations are analyzed in details. The situation in Somalia and efforts of the United Nations and the African Union that are making towards stabilization in this country are also studied. Authors reveal the basic elements and make a review of the mixed multicomponent peacekeeping operation of the United Nations and the African Union in Sudan. In the conclusion authors stress the measures that could strengthen the strategic cooperation between the United Nations and the African union. According to the authors the most important task is to solve problems of financing joint peacekeeping operations quickly and effectively.
Key words: United Nations, Security Council, African Union, Somalia, Sudan, Regional Conflicts, Peacekeeping in Africa, Regional Security, AMISOM, UNAUMID.
References
1. Shagalov V.A. Grajdanskaya voyna v Somali i mirotvorcheskaya operacia Africanskogo Souza. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. 2011. V.153, No. 1.PP.207-216.
2. Bellamy A. Libya and the Responsibility to Protect: The Exception and the Norm. Ethics & International Affairs. 2011. Vol.25. No. 3. P. 263-269.
3. Bures O. Regional peacekeeping operations: Complementing or undermining the united nations security council? Global Change, Peace & Security. 2006. Vol.18. No. 2. P.83-99.
4. Deutsch. T. Peacekeeping in Africa. Asia and Africa today. 2007. No. 1. P. 18-23.
5. Electronic news portal "Voice of America ", " the African Union will discuss the increase in troops in Mali. Available at http://www.golos-ameriki.ru/content/au-summit-opening/1592042.html, Accessed 25.09. 2015.
6. General Assembly resolution (A/61/296) on "Cooperation between the United Nations and the Africa Union" Available at http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r61_en.shtml, Accessed 23.10.2015
7. Grishin Y., Shagalov V. Regional Conflicts in Africa and Evolution of Conceptual Bases of Peace-Keeping of P.R. China. The Social Sciences. 2015. Vol.10. №2. P.114-116.
8. Report of the African Union-United Nations panel on modalities for support to African Union peacekeeping operations (S/2008/813 of 31 December 2008) Available at http://www.un.org/Docs/journal/asp/ws.asp ? m = S/2008/813 Accessed 23.09.2014
9. Report of the Chairperson of the Commission on the Situation in Somalia (PSC/PR/2(CCXCIII) of 13 September 2011) Available at http://www.au.int/en/sites/default/files/Final_-_293rd_PSC_Report_on_Soma-lia_Eng_%5B1%5D.pdf, Accessed 23.10.2015
10. Report of the Chairperson of the Commission on the Situation in Somalia on the occasion of the 462nd Meeting of the Peace and Security Council Available at http://cpauc.au.int/en/content/report-chairperson-commission-situation-somalia-occasion-462nd-meeting-peace-and-security-co, Accessed 23. 10.2015
11. Shagalov V. Civil War and the UN Peacekeeping Operation in South Sudan. The Social Sciences. Vol.10. No 5. P.671-673.
12. Security Council Presidential statement (S/PRST/2009/3 of 18 March 2009) Available at http://www.un.org/ ru/documents/ods.asp?m=S/PRST/2009/3, Accessed 23.10.2015
13. Secretary-General's report to the General Assembly on cooperation between the United Nations and the African Union (A/61/256 of 16 August 2006)Available at http://www.ipu.org/Un-e/a-61-256-e.pdf, Accessed 23.10.2015
14. Secretary-General's report to the Security Council on the relationship between the United Nations and regional organizations, in particular the African Union in the maintenance of international peace and security (S/2008/186 of 24 March 2008). Available at http://www .un.org / Docs / journal / asp / ws.asp? m = S/2008/186, Accessed 23.09.2014
15. Security Council Resolution (S/RES/1809 (2008) of 16 April 2008).Available at http://www.un.org/ru/docu-ments/ods.asp?m=S/RES/1809 (2008), Accessed 23.09.2014
16. Security Council Resolution (S/RES/2228 (2015) of 29 June 2015) Available at http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N15/201/59/PDF/N1520159.pdf?OpenElement, Accessed 23.10.2015
17. The official website of the UNAMID. Available at http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/unamid/ facts.shtml, Accessed 23.10.2015
^.M. PoMagaH, B.A. Wara.noB
18. The United Nations Charter. Available at http://www.un.org/ru/documents/charter/, Accessed 23.10.2015
19. Williams P., Boutellis A. Partnership peacekeeping: Challenges and opportunities in the United Nations-African Union Relationship. African Affairs. 2014. Vol.113. No 451. P.254-278.
20. Yamashita H. Peacekeeping cooperation between the United Nations and regional organizations. Review of International Studies. 2012. Vol.38. №1.- P.165-186.
About the authors
Romadan Liliya Igorevna - executive assistant of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, PhD student MGIMO-University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected].
Shagalov Vyacheslav Aleksandrovich - phd, historical sciences , associate professor of international relations and diplomacy department , Kazan Federal University , Kazan, Russia. E-mail: [email protected].