Научная статья на тему 'Роль Табо Мбеки в процессе урегулирования конфликта в Дарфуре'

Роль Табо Мбеки в процессе урегулирования конфликта в Дарфуре Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
489
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДАН / SUDAN / ДАРФУР / DARFUR / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ПРОЦЕСС УРЕГУЛИРОВАНИЯ / RESOLUTION PROCESS / ТАБО МБЕКИ / THABO MBEKI / ПОСРЕДНИК / АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ / AFRICAN UNION / СОГЛАШЕНИЕ / AGREEMENT / ПОВСТАНЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ / REBEL GROUPS / DIPLOMAT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тафотье Деффо Джерри Ровлингс

В статье рассматривается деятельность Табо Мбеки, бывшего Президента ЮАР, по разрешению конфликта в суданском Дарфуре. С 2009 г. большую работу по урегулированию конфликтов в Судане выполняла группа полномочных представителей Африканского Союза Рабочая группа высокого уровня по Судану во главе с Табо Мбеки, которой удалось ускорить подготовку к выборам президента Судана 2010 г., а также привести противоборствующие стороны к соглашению о режиме безопасности в пограничной зоне. Особое внимание уделяется рассмотрению посреднической деятельности Табо Мбеки в установлении диалога между повстанцами и правительством Судана, а также его дипломатической миссии в нормализации отношений между Чадом и Суданом. Определяется роль Мбеки в достижении мирного соглашения между Чадом и Суданом в 2010 г. и подписании мирных договоренностей в Дохе между правительством и повстанческими группировками в 2011 г. Анализируются трудности миссии Табо Мбеки в процессе урегулирования дарфурского конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thabo Mbeki’s Role in the Conflict Resolution Process in Darfur

The article considers activities of the former South African president Thabo Mbeki in the conflict resolution in Darfur (Sudan). Since 2009, the members of the African Union High Implementation Panel have played a key role in peace process in Sudan. This team under the leadership of Thabo Mbeki contributed to preparations for the presidential election in Sudan in 2010, as well as led the warring parties to the agreement on the security regime in the border zone. Particular attention is given to Mbeki’s mediation in establishing a dialogue between the rebels and the government of Sudan and to his diplomatic mission aimed at normalization of relations between Chad and Sudan. The article defines his role in reaching a peace agreement between Chad and Sudan in 2010 and signing of peace agreements in Doha between the government and rebel groups in 2011. The article analyses the difficulties of Thabo Mbeki’s mission in conflict resolution in Darfur.

Текст научной работы на тему «Роль Табо Мбеки в процессе урегулирования конфликта в Дарфуре»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

РОЛЬ ТАБО МБЕКИ В ПРОЦЕССЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ДАРФУРЕ

Тафотье Деффо Джерри Ровлингс

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается деятельность Табо Мбеки, бывшего Президента ЮАР, по разрешению конфликта в суданском Дарфуре. С 2009 г. большую работу по урегулированию конфликтов в Судане выполняла группа полномочных представителей Африканского Союза — Рабочая группа высокого уровня по Судану во главе с Табо Мбеки, которой удалось ускорить подготовку к выборам президента Судана 2010 г., а также привести противоборствующие стороны к соглашению о режиме безопасности в пограничной зоне.

Особое внимание уделяется рассмотрению посреднической деятельности Табо Мбеки в установлении диалога между повстанцами и правительством Судана, а также его дипломатической миссии в нормализации отношений между Чадом и Суданом. Определяется роль Мбеки в достижении мирного соглашения между Чадом и Суданом в 2010 г. и подписании мирных договоренностей в Дохе между правительством и повстанческими группировками в 2011 г. Анализируются трудности миссии Табо Мбеки в процессе урегулирования дарфур-ского конфликта.

Ключевые слова: Судан, Дарфур, конфликт, процесс урегулирования, Табо Мбеки, посредник, Африканский Союз, соглашение, повстанческие группировки.

Африка по многим параметрам перестает быть периферией мировой политики, к каковой ее относили многие аналитики с середины 80-х гг. прошлого века. С начала нашего столетия Африка стала претендовать на особое место в формирующейся структуре современного мироустройства. Континент располагает большими возможностями и ресурсами для всестороннего раскрытия своего потенциала, он может стать территорией успешного и взаимовыгодного международного партнерства. Однако, к сожалению, многие регионы Африки отличаются высоким конфликтным потенциалом, здесь существует немало конфликтных зон, например, в Демократической Республике Конго, Кот-д'Ивуаре, Мали, Центрально-Африканской Республике, Камеруне, Нигерии (деятельность «Боко Харам»), Южном Судане, Судане (Дарфур) и др.

Дарфурский конфликт (на западе Судана), начавшийся в 2003 г., по способам ведения боевых действий, во многом был схож с войной в Южном Судане. В борьбе против повстанческих группировок негроидных народов Дарфура Хартум широко использовал отряды местного арабского ополчения «Джанджавид», которые проводили этнические чистки [Коновалов, Шубин 2013].

В 2003 г. повстанцы Дарфура, известные как «Суданское освободительное Движение/армия» (Sudan Liberation Movement — SLM) и «Движение за справедливость и равенство» (Justice and Equality Movement — JEM), восстали против центральной власти Судана в регионе Эль-Фашер.

По мнению ряда экспертов, одной из основных причин конфликта в Дарфуре стало обнаружение здесь богатых залежей нефти, и конечной целью властей Судана стало тотальное изгнание с нефтеносных территорий африканского населения, а, по возможности, и его уничтожение1. Война в Дарфуре — это ни что иное, как борьба за природные ресурсы, а именно за нефть.

Главной мотивацией жителей Дарфура, поднявшихся на борьбу, стало стремление добиться для себя таких же привилегий, какие получил по мирному соглашению Южный Судан, прежде всего — самоуправлении, и справедливого раздела доходов от нефти2. Конфликт в Дарфуре по мере своего развития превратился в один из самых сложных и масштабных на континенте; для своего разрешения он потребовал внимания со стороны авторитетных международных структур, прежде всего ООН и Африканского Союза.

Роль Африканского Союза (АС), функционирующего с 2002 г., в деле урегулирования конфликтных ситуаций на континенте в последние годы значительно возросла. Что касается конфликтов в Судане, то большое значение имело подключение АС к контролю за выполнением Всеобъемлющего мирного соглашения, достигнутого в 2005 г., между правительством Судана и повстанческими группировками юга Судана. Именно это соглашение подвело черту под второй гражданской войной в Судане, длившейся более 20 лет.

В 2009 г. Африканский Союз назначил бывшего Президента ЮАР Табо Мбе-ки главным посредником в разрешении конфликтов в Судане. Рабочая группа АС высокого уровня по Судану (группа Мбеки) сыграла важную роль в достижении противоборствующими сторонами компромиссных договоренностей по вопросу проведения референдума в Южном Судане [Жуков 2012] и в процессе урегулирования конфликта в Дарфуре.

1 Вртанесян К., Палян А. Акты геноцида в истории человечества: геноцид африканского населения в Дарфуре. [Vrtanesyan K., Palyan A. Akty genotsida v istorii chelovechestva: genotsid afrikanskogo naseleniya v Darfure.]] Available at: http://www.genocide.ru/lib/ genocides/darfur.htm (Accessed: 24.05.2015) (in Russian).

2 Блинов А. Мир в обмен на нефть. Дарфурский конфликт приобрел геополитическое измерение. 24.09.2007 [Blinov A. Mir v obmen na neft'. Darfurskii konflikt priobrel geopoliti-cheskoe izmerenie. 24.09.2007]. Available at: http://afrikafriend.4bb.ru/viewtopic.php?id=1010 (Accessed: 24.05.2015)(in Russian).

Выдающийся африканский политический деятель и дипломат Табо Мбеки родился 18 июня 1942 г. В возрасте 14 лет он вступил в Молодежную лигу Африканского национального конгресса (АНК). После объявления АНК вне закона Мбеки уехал из страны и поступил в Суссекский университет в Брайтоне (Великобритания), где получил степень магистра экономики. В декабре 1961 г. он стал секретарем Африканской студенческой ассоциации. В начале 1970-х гг. он учился в СССР, где получил военное образование. До 1990 г. Табо Мбеки работал как функционер АНК в Замбии, Нигерии, Ботсване, Мозамбике и Свазиленде. В 1990 г. Мбеки вернулся в Южную Африку. В 1994—1999 гг. он являлся вице-президентом ЮАР, а с 14 июня 1999 г. стал Президентом страны. Табо Мбеки руководил ЮАР до 21 сентября 2008 г. За активную общественно-политическую и международную деятельность ему были присуждены следующие награды: Большой Крест (Великобритания, 2001); Большой Крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 2002); Орден Святого Иоанна Иерусалимского (Великобритания, 2007); Большой Крест ордена Святого Михаила и Святого Георгия (Великобритания)1.

Табо Мбеки как опытный дипломат внес весомый личный вклад в урегулирование конфликтов в Африке. В 2005 г. он сыграл ключевую роль в процессе урегулирования кризиса в Кот-Д'Ивуаре2.

В апреле того же года при его активном посредничестве в Претории было подписано соглашение о мирном урегулировании в Кот-д'Ивуаре между правительством, повстанческими группировками севера и оппозиционными партиями3. Учитывая большой опыт миротворческой деятельности Табо Мбеки, Африканский Союз назначил его председателем Группы высокого уровня для разрешения конфликтов в Судане.

КОНФЛИКТ В ДАРФУРЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАБО МБЕКИ ПО ЕГО УРЕГУЛИРОВАНИЮ

В марте 2009 г. была создана Группа высокого уровня Африканского Союза по урегулированию конфликтов4 во главе с тремя бывшими президентами — экс-главами ЮАР Табо Мбеки, Нигерии Абдулсалами Абубакером и Бурунди Пьером Буйоя. Табо Мбеки стал председателем этой группы, нацеленной на поиск реше-

1 Табо Мбеки: Биография [Thabo Mbeki: Biografiya [Thabo Mbeki: A Biography]]. Available at: http://www.people.su/72787 (Accessed: 25.05.2015) (In Russian).

2 Crise ivoirienne. Le président sud-africain Thabo Mbeki défend sa médiation. Courrier international. 21.10.2005. Available at: http://www.courrierinternational.com/breve/2005/ 10/20/le-president-sud-africain-thabo-mbeki-defend-sa-mediation.

3 Conseil de Sécutité des Nations Unies, Résolution 1600 (2005) adoptée par le Conseil de sécurité à sa 5173e séance,le 4 mai 2005 [Resolution 1600 (2005) adopted during the meeting 5173 of 04 May 2005. Security Council of United Nations]. Available at: http://www.onuci.org/ pdf/resolutions/R1600F.pdf (Accessed: 25.05.2015).

4 African Union High-Level Implementation Panel for Sudan. Available at: http://fletcher.tufts.edu/ World-Peace-Foundation/Program/Policy/African-Union-High-Level-Implementation-Panel-for-Sudan (Accessed: 25.05.2015).

ния различных конфликтов, существующих в Африке, в том числе и в Дарфуре. Табо Мбеки и его группа работали в Судане, Ливии, Египте и Чаде.

В мае 2009 г., после визита в Чад, Табо Мбеки призвал Судан восстановить отношения с Чадом, поскольку конфликт между Суданом и соседним Чадом негативно отражался на ходе переговоров по урегулированию в Дарфуре и поскольку ранее чадская сторона выполняла активную посредническую роль в переговорном процессе. 3 мая 2009 г. при непосредственном посредничестве бывшего Президента ЮАР в столице Катара Дохе было подписано соглашение о примирении между правительством Судана и Чадом, что было весьма высоко оценено Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном1.

4 марта 2009 г., в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности № 1593, в которой, в частности, говорилось, что «правительство Судана и все другие стороны конфликта в Дарфуре должны в полной мере сотрудничать с Судом и Прокурором и оказывать им любую необходимую помощь», прокурор Международного уголовного суда выдал ордер на арест Президента Судана Омара аль-Башира в связи с военными и гуманитарными преступлениями в Дарфуре2. Такое решение, безусловно, имело под собой все основания, однако оно предоставляло серьезную угрозу для хрупкого мира в Дарфуре, так как могло усилить напряженность в отношениях между правительством Судана и повстанцами мятежной провинции.

В октябре 2009 г. Группа высокого уровня Африканского Союза предала гласности документ3, в котором содержалось предложение Табо Мбеки о создании нии смешанного суда, который состоял бы из судей, назначенных АС. Такой «гибридный суд» мог бы воспрепятствовать вмешательству Международного уголовного суда во внутриполитическую ситуацию в Судане, которая должна быть разрешена исключительно правительством и народом Судана. Поэтому АС отказался поддержать решение Международного суда об аресте Президента Омара аль-Башира.

В докладе от 29 октября 2009 г. Табо Мбеки предложил конкретные меры по урегулированию конфликтов в Судане, особенно конфликта в Дарфуре, и среди них были:

♦ всеобъемлющий процесс переговоров с участием представителей различных политических сил и слоев общества — правительства Судана, вооруженных движений, внутренних перемещенных лиц и беженцев, политических партий, гражданского общества, организаций, включая женские, местной администрации, членов международного сообщества4;

1 Ban Ki-moon salue l'Accord signé à Doha entre le Tchad et le Soudan. 04.05. 2009. Available at: http://www.un.org/press/fr/2009/SGSM12220.doc.htm (Accessed: 25.05.2015).

2 Affaire le Mandat d'arrêt à l'encontre d'Omar Hassan Ahmad Al Bashir, N° : ICC-02/05-01/09, 04 Mars 2009. Available at: http://www.licra.org/licra/sites/default/uploads/Mandat%202009% 20El%20Bechir.pdf (Accessed: 26.05.2015).

3 Report of the African Union High- Level Panel on Darfur (AUPD). Abuja-Nigeria. 29.09.2009. Available at: http://www.operationspaix.net/DATA/D0CUMENT/501~v~Report_of_the_ African_Union_High-Level_Panel_on_Darfur__AUPD_.pdf (Accessed: 26.05.2015).

4 Ibid. P. 77.

♦ центральное правительство Судана и оппозиционные движения должны провести переговоры и заключить соглашение о перемирии, которое необходимо строго соблюдать на протяжении всего дальнейшего процесса урегулирования;

♦ борьба с насилием;

♦ создание гибридного суда;

♦ нормализация отношений между Чадом и Суданом1;

♦ продвижение национального согласия между всеми регионами Судана;

♦ усиление роли Африканского Союза в урегулировании Дарфуре. Увеличение потенциала миссии ООН и Африканского Союза в Дарфуре2.

20 февраля 2010 г., во многом следуя рекомендациям, разработанным в докладе Табо Мбеки, в Нджамене при поддержке Президента Чада Идрисса Деби было подписано соглашение о перемирии между «Движением за справедливость и равенство» и правительством Судана3. И после подписания соглашения о перемирии Табо Мбеки в качестве руководителя Группы высокого уровня АС продолжил интенсивную работу по сближению позиций между сторонами.

14 июля 2011 г. при посредничестве Катара, ООН, председателя Африканского Союза и Табо Мбеки между правительством Судана и «Движением за освобождение и справедливость» в Дохе было подписано соглашение о мирном урегулировании конфликта в Дарфуре4.

Подписанный документ должен был стать основой для всеобъемлющего мирного договора со всеми повстанческими группировками. Но, к сожалению, к договоренностям не присоединились такие повстанческие группировки, как «суданское освободительное движение» (Абдел Вахида и Минни Минави) и «Движение за справедливость и равенство»5. Более того, в ноябре 2011 г. повстанческие группировки, которые не подписали дохийское соглашение, объединились в Суданский революционный фронт6.

Табо Мбеки как главный посредник Группы высокого уровня Африканского Союза призывал повстанческие группировки, не подписавшие соглашения c правительством Судана, присоединиться к мирному процессу, поскольку достигнутый договор являлся основой для решения дарфурского конфликта7. Табо Мбеки

1 Ibid. P. 94.

2 Ibid. P. 97.

3 Darfour: Accords entre le MJE et Khartoum. Afrique-RFI. 21.02.2010. Available at: http://www.rfi.fr/contenu/20100221-darfour-accords-entre-le-mje-khartoum (Accessed: 26.05.2015).

4 Doha Document for Peace in Darfur, 14 July 2011. Available at: http://www.darfurconference.com/sites/default/files/files/DDPD%20English.pdf (Accessed: 26.05.2015).

5 Darfur conflict. Thomson Reuters Foundation. 31 July 2011. Available at: http://www.trust.org/ spotlight/Darfur-conflict.

6 Ibid. P. 2.

7 Троицкая Ю. США пообещали поддержать документ о мире в Дарфуре. РИА Новости. 24.11.2011. [Troitskaya Yu. SShA poobeshchali podderzhat' dokument o mire v Darfure [US promised to support document for peace in Darfur.] RIA Novosti [RIA News]] 24.11.2011] Available at: https://news.mail.ru/politics/7423815 (Accessed: 26.05.2015).

и Группа Африканского Союза продолжили контакты с повстанческими группировками, отказавшимися подписать соглашение.

Благодаря усилиям АС по реализации дохийских мирных соглашений отколовшаяся от «Движения за справедливость и равенство» (ДСР) группа во главе с Мохаммедом Башером присоединилась к ним в апреле 2013 г.1

В декабре 2014 г. в Аддис-Абебе Табо Мбеки выполнял функции главного посредника в ходе переговоров между правительством Судана и крупнейшими повстанческими группировками Дарфура — «Движением за справедливость и равенство» и «Движением за освобождение Судана». К сожалению, мирные переговоры в Аддис-Абебе были отложены2, так как Президент Омар аль-Башир не пошел на продление мандата правительственной делегации.

23 января 2015 г. Группа Африканского Союза встречались с президентом Чада Идриссом Деби в Нджамене3. Главной темой этой встречи было достижение мира в Судане.

27 января 2015 г., после визита посредников АС в Чад, Табо Мбеки встретился с Президентом Судана Омаром аль-Баширом в Хартуме, чтобы проинформировать его о ходе мирного урегулирования4. Вместе с этим он заявил о необходимости выполнения двух важнейших условий в процессе мирного урегулирования в Дар-фуре5, к числу которых относятся национальный диалог и возобновление переговоров по двум регионам (Голубой Нил и Южный Кордофан).

ТРУДНОСТИ МИССИИ ТАБО МЕКИ

Однако усилия Табо Мбеки по достижению мира в Судане не всегда заканчивались успехом, поскольку в процессе урегулирования появлялись непредвиденные проблемы и трудности, например, напряженность, возникшая между Президентом Судана Омаром аль-Баширом и международном уголовном судом.

В 2009 и 2010 г. прокурором международного уголовного суда было выдано два ордера на арест президента Судана — в связи с военными и гуманитарными преступлениями и геноцидом в суданском Дарфуре. Такое решение суда, по мнению ряда экспертов, могло нанести серьезный урон хрупкому миру в стране

1 Darfur conflict. Thomson Reuters Foundation. 31 July 2011. P. 3. Available at: http://www.trust.org/spotlight/Darfur-conflict.

2 Tesfa-Alem Tekle. Mbeki Adjourns Sudan's Darfur Peace Talks Indefinitely. Sudan Tribune, 05 December 2014. Available at: http://www.sudantribune.com/spip.php?article53231 (Accessed: 27.05.2015).

3 Paix au Soudan: Une delegation de l'UA rencontre Idriss Deby, revue de presse tchadienne. Alwihda Info. 23.01.2015. Available at: http://www.alwihdainfo.com/Paix-au-Soudan-Une-delegation-de-l-UA-rencontre-Idriss-Deby-a-N-Djamena_a14553.html.

4 AU Chief Mediator on the Sudan meets President Al-Bashir. Ministry of Foreign Affairs of the Federal Democratic Republic of Ethiopia. 28.01.2015. Available at: http://www.mfa.gov.et/ news/more.php?newsid=3930.

5 Zuleikha Abdul Raziq. Mbeki submits new proposals on two areas, & national dialogue. Sudan vision. 12 March 2015. Available at: http://news.sudanvisiondaily.com/details.html?rsnpid= 245517 (Accessed: 27.05.2015).

и обострить ситуацию в Судане, а также в Африке в целом [Barnes 2011]. После выдачи ордеров Табо Мбеки призвал все африканские страны, подписавшие Римские соглашения, чтобы стать членами международного уголовного суда, не поддерживать данное решение [Barnes 2011: 1608].

В июле 2010 г. Табо Мбеки во главе Группы высокого уровня Африканского Союза обратился в Совет Безопасности ООН с просьбой приостановить судебное преследование Омара аль-Башира1, что было поддержано большинством африканских государств. Чад и Кения были первыми африканскими странами, поддержавшими предложение Табо Мбеки о несогласии с решением международного уголовного суда. В июле и в августе 2010 г. Президент Судана Омар аль-Башир отправился в Чад и в Кению, несмотря на имеющийся ордер на арест [Barnes 2011: 1609]. Россия и Китай также выразили свою поддержку предложению Мбеки, поскольку в создавшейся напряженности видели угрозу процессу мирного урегулирования в Судане [Childress 2010: 129].

Однако, несмотря на усилия Табо Мбеки приостановить судебное преследование Омара аль-Башира, прокуратура международного уголовного суда не изменила своей позиции по этому вопросу. 23 января 2015 г. прокурор международного уголовного суда призвал правительство Эфиопии арестовать Омара аль-Башира, если он посетит страну2.

Еще одна проблема, осложнявшая посредническую миссию Мбеки и выполнение дохийских договоренностей о мире в Дарфуре, — отсутствие диалога между Хартумом и такими ключевыми повстанческими группировками, как «Движение за освобождение Судана» и «Движение за справедливость и равенство», не присоединившимися к мирному соглашению3.

В декабре 2014 г. при посредничестве Табо Мбеки правительство Судана и основные повстанческие группировки Дарфура все же возобновили мирные переговоры. Многие специалисты, а также представители противоборствующих сторон полагают, что Мбеки внес весомый вклад в мирный процесс в Судане, значительно улучшив ситуацию в стране4.

Таким образом, дипломатическую посредническую миссию Табо Мбеки, несмотря на отсутствие главного результата — урегулирования конфликта в Дарфу-ре, можно все-таки считать эффективной и успешной.

1 The Chairperson of the commission expresses deep concern about the new decision of the icc pre-trial chamber i on Sudan and its impact on the ongoing peace processes in Sudan, (July 16, 2010). Available at: http://reliefweb.int/node/362006 (Accessed: 27.05.2015).

2 Situation in Darfur, Sudan in the case of the prosecutor v Omar Hassan Ahmad AL BASHIR ("Omar Al Bashir"), Prosecution's notification of travel in the case of the prosecutor v Omar Al Bashir. 23.01.2015. Available at: http://www.icc-cpi.int/iccdocs/doc/doc1906269.pdf (Accessed: 27.05.2015).

3 Darfur rebels said peace in Sudan should be considered without Doha. 18 Nov 2014. Available at: http://reliefweb.int/report/sudan/darfur-rebels-say-peace-sudan-should-be-considered-without-doha# (Accessed: 27.05.2015).

4 Copnall J. Will Sudan ever find peace in Darfur, South Kordofan and Blue Nile? BBC news Africa. 08. 12.2014. Available at: http://www.bbc.com/news/world-africa-30354614 (Accessed: 27.05.2015).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

[1] Жуков А.Е. Предпосылки и этапы интернационализации военно-политического конфликта между Севером и Югом Судана (1983—2011 гг.). Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 2012. [Zhukov A.E. Predposylki i etapy internatsionalizatsii voenno-politicheskogo konflikta mezhdu Severom i Yugom Sudana (1983—2011 gg.). Avtoreferat diss. kand. ist. nauk [Background and stages of the internationalization of the military-political conflict between North and South Sudan (1983—2011). the Abstract of PhD (Hist) thesis]] Availavle at: http://www.inafran.ru/ sites/default/files/page_file/avtoreferat_jukov.pdf.

[2] Коновалов И.П., Шубин Г.В. Современная Африка: войны и оружие. Институт Африки РАН. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. [Konovalov I.P., Shubin G.V. Sovremennaya Afrika: voiny i oruzhie. [Modern Africa: war and weapons]. Institut Afriki RAN [Institute of African Studies]. Pushkino: Tsentr strategicheskoi kon"yunktury, 2013].

[3] Barnes Gwen P. The International Criminal Court's Ineffective Enforcement Mechanisms: The Indictment of President Omar Al Bashir. Fordham International Law Journal, Vol. 34, Is 6, 2011. Available at: http://ir.lawnet.fordham.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2313&context=ilj.

[4] Childress D. Omar Al Bashir's Sudan. 2010. XXI Century Books, USA.

THABO MBEKI'S ROLE IN THE CONFLICT RESOLUTION PROCESS IN DARFUR

Tafotie Deffo Jerry Rowllings

Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maclay str., 10/2, Moscow, Russia,117198

The article considers activities of the former South African president Thabo Mbeki in the conflict resolution in Darfur (Sudan). Since 2009, the members of the African Union High Implementation Panel have played a key role in peace process in Sudan. This team under the leadership of Thabo Mbeki contributed to preparations for the presidential election in Sudan in 2010, as well as led the warring parties to the agreement on the security regime in the border zone. Particular attention is given to Mbeki's mediation in establishing a dialogue between the rebels and the government of Sudan and to his diplomatic mission aimed at normalization of relations between Chad and Sudan. The article defines his role in reaching a peace agreement between Chad and Sudan in 2010 and signing of peace agreements in Doha between the government and rebel groups in 2011. The article analyses the difficulties of Thabo Mbeki's mission in conflict resolution in Darfur.

Key words: Sudan, Darfur, conflict, resolution process, Thabo Mbeki, diplomat, African Union, agreement, rebel groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.