https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.35
Тимофеев Егор Викторович
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ПРОТЕСТАНТАМИ В ТАТАРСТАНЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА ХРИСТИАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНА: ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА
Для исследований диалога религиозных традиций актуально рассмотрение внутриконфессионального диалога между протестантскими церквами. Автор дает обзор подходов к межрелигиозному диалогу. Далее изучается пример сотрудничества и взаимодействие протестантских общин Татарстана. Излагается история создания Совета христианских организаций данного региона (СХОРТ), анализируются различные аспекты деятельности СХОРТ (юридическое, научное направление, образование, просветительская деятельность). Ставится вопрос о том, является ли сотрудничество исключительно функциональным, или можно говорить о диалоге и "встрече" в парадигме современного "богословия общения". Делается вывод, что предпосылки к диалогу в данном понимании имеются.
Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СИЭ/Э/Зб.^т!
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. C. 166-171. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
32. Розанов В. В. Брак и христианство (из переписки с православным священником) // Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. М.: Республика, 1995. С. 107-139.
33. Розанов В. В. Об адогматизме христианства // Розанов В. В. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. С. 65-74.
34. Розанов В. В. Русская церковь. Дух. Судьба. Ничтожество и очарование. Главный вопрос. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1909. 46 с.
35. Розанов В. В. Свеча в храме // Розанов В. В. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. С. 253-404.
36. Слободской С., прот. Закон Божий. М.: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2009. 800 с.
FEATURES OF "NEW RELIGIOUS CONSCIOUSNESS" AND ORTHODOX DOCTRINE
Malimonova Svetlana Alekseevna
Medical College of the Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg
echo-c@mail.ru
The article examines the provisions formulated by the leaders of "new religious consciousness" who, relying on the popular XX-century conceptions of Catholic modernists, Gnostics, Protestants, Buddhists, occultists, etc., tried to add pragmatism to Christianity proposing essential dogmatic changes, which involve deification of a human being, recognizing the identity of Paganism and Christianity, culture and religion. Some religious leaders considered "new religious consciousness" not only as a trend of philosophy, God-seeking but also as a new religious doctrine, "Third Testament", which opens a new era, the "Age of the Holy Spirit". "New religious consciousness" mostly goes beyond the Orthodox doctrine and often contradicts it decisively.
Key words and phrases: "new religious consciousness"; Orthodox doctrine; neo-Christianity; revolution; God-seeking; "sacred flesh"; "consecration of culture"; theocracy; triumvirate.
УДК 123.2; 141.5 Дата поступления рукописи: 26.03.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.9.35
Для исследований диалога религиозных традиций актуально рассмотрение внутриконфессионального диалога между протестантскими церквами. Автор дает обзор подходов к межрелигиозному диалогу. Далее изучается пример сотрудничества и взаимодействие протестантских общин Татарстана. Излагается история создания Совета христианских организаций данного региона (СХОРТ), анализируются различные аспекты деятельности СХОРТ (юридическое, научное направление, образование, просветительская деятельность). Ставится вопрос о том, является ли сотрудничество исключительно функциональным, или можно говорить о диалоге и «встрече» в парадигме современного «богословия общения». Делается вывод, что предпосылки к диалогу в данном понимании имеются.
Ключевые слова и фразы: протестантизм; баптисты; пятидесятники; лютеране; неопятидесятники; диалог религиозных традиций; внутриконфессиональный диалог; богословие встречи.
Тимофеев Егор Викторович
Казанский (Приволжский) федеральный университет egor_tm@inbox. гы
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ПРОТЕСТАНТАМИ В ТАТАРСТАНЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА ХРИСТИАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА: ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА
Тема межрелигиозного, межконфессионального диалога в современном постсекулярном мире, с его тенденциями глобализации, остается актуальной, особенно для мультиконфессиональных регионов. Представляется важным рассмотреть также внутриконфессиональный диалог, так как в современной России и странах ближнего зарубежья в каждом городе в среднем действуют не менее 5-10 протестантских общин, а в столицах и губернских городах их количество доходит до 30 и более. В этом состоит актуальность исследования для понимания современной религиозной ситуации в стране.
На основе рассмотрения кейса - деятельности Совета христианских организаций Татарстана - мы анализируем тенденцию к диалогу внутри конфессии в одном из регионов современной России. Подобные исследования внутриконфессиональных взаимодействий не проводились, и в этом заключается научная новизна.
Целью данной статьи является проанализировать возможности внутриконфессионального диалога различных протестантских традиций в мультикультурном и мультиконфессиональном регионе - Татарстане. Для достижения цели решаются следующие задачи: рассмотреть различные подходы к межрелигиозному, межконфессиональному диалогу (и к диалогу религиозных традиций в целом); рассмотреть кейс - феномен сотрудничества, взаимодействия и коммуникации более тридцати различных протестантских организаций разных деноминаций в республике Татарстан; ответить на вопрос, в какой мере данное сотрудничество является диалогом, а не просто функциональным механическим взаимодействием.
Проблема диалога является неизменной частью философской культуры. Тема межконфессионального и межрелигиозного диалога актуальна для современных религиоведческих и философских исследований. В основном работы посвящены межрелигиозным отношениям, государственно-конфессиональной политике, проблеме экуменизма. С. В. Мельник [6], С. С. Хоружий [12; 13] обращаются к философско-религиозному осмыслению межрелигиозного диалога. Часть исследователей (В. К. Шохин [14], Г. А. Абраамян [1], А. Маргалит [17]) отрицают саму возможность межцерковного, межденоминационного, межконфессионального диалога, подчеркивая, что в основе любого взаимодействия религиозных организаций и конфессий лежит прозелитизм. Другие исследователи и мыслители считают, что «диалогический диалог» возможен в рамках «тринитарного богословия», «встречи» [3; 4, с. 332].
В протестантизме концепция диалога и взаимного принятия была предложена в теории ветвей, разработанной оксфордскими богословами, представителями англиканской церкви. Ее сторонники полагали, что Римско-католическая церковь, восточноправославные церкви и Англиканское сообщество суть три ветви Единой, Святой, Кафолической (Соборной) и Апостольской церкви. Следует заметить, что с середины XIX века, как и в XX веке, теорию ветвей разделяла немалая часть православного духовенства, и особенно стремился к ее распространению митрополит Филарет (Дроздов) [15].
Республика Татарстан является мультикультурным и мультирелигиозным регионом. Пространство диалога и потенциал для общения между различными религиозными традициями в Татарстане поэтому представляют обширный материал для исследований.
История протестантизма в Республики Татарстан подробно исследовалась авторами монографии «Протестанты в России и Татарстане» [7].
Протестантизм в Татарстане представлен широко и разнообразно. В столице республики действуют три общины лютеран и община реформатов. Община евангельских христиан-баптистов существовала еще до революции 1917 г., а самая старая пятидесятническая община действует с 1950-х гг. Наряду с этими традиционными представителями крыла евангеликов и пятидесятников, в 1990-е годы усилиями как миссионеров, так и представителей казанских протестантов образовались и реформистские, новаторские церкви обоих направлений, а 2000-2010 гг. были ознаменованы притоком новых миссионерских церквей. В Казани и по республике существуют церкви адвентистов седьмого дня.
В процессе образования протестантских общин в Казани и Татарстане в 1990-2000-е гг. формировались различные предпосылки и естественные пространства для межцерковного сотрудничества и диалога. Одним из таких пространств было проведение массовой евангелизации на стадионе 22 июля 1991 г., в результате которой была основана церковь «Слово веры». Примером сотрудничества также является участие в мероприятиях межконфессиональной миссии «Волга» в 1992 г. Эта миссия сама по себе была межконфессиональной.
Представители церкви «Голос Надежды», а также других церквей Татарстана, как харизматических, так и евангельских и баптистских, приняли совместное активное участие в мероприятиях миссии ЕХБ «Новая Жизнь», связанных с демонстрацией фильма «Иисус».
Важным этапом для развития внутриконфессионального диалога протестантов в Татарстане было создание в 1994 г. общеобразовательной христианской школы на базе церкви «Краеугольный камень». На сегодняшний день и среди педагогов, и среди учащихся немало представителей церквей «Завет», «Новая жизнь», «Вознесение». По примеру этого образовательного заведения была создана общеобразовательная школа в Набережных Челнах по инициативе баптистской церкви. Еще одним пространством являются детские летние и зимние (городские) лагеря при протестантских церквах, куда охотно принимают детей из всех общин.
Практикуются совместные конференции и богослужения нескольких церквей.
Важным пространством диалога и общения служит специфическая форма конференции под названием «Селах», которую с начала 2000-х гг. практикует церковь «Краеугольный камень».
Еще одним мероприятием, которое проводилось регулярно с 1997 г., стала «ночная молитва», в которой участвовали все общины г. Казани. Пространством взаимодействия стали также и совместные концерты для всего, которые устраиваются на значимые религиозные праздники, Пасху и Рождество. В этих мероприятиях участвуют музыкальные группы и хоры всех протестантских общин.
При этом назревала необходимость еще более тесного межцерковного диалога протестантов в Татарстане. В результате весной 1997 года в Казани «собрались порядка тридцати руководителей протестантских церквей. Они представляли лютеран, баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, харизматов, адвентистов; позже присоединились реформаты» [Там же, с. 213]. Был образован СХОРТ - Совет христианских организаций Татарстана.
Татарстан - один из немногих регионов России, где прижилась и вот уже 22 года эффективно и успешно действует такая форма межконфессионального и государственно-конфессионального взаимодействия, как Совет религиозных организаций.
В Совете предусмотрены широкие возможности основных форм деятельности: оказание юридической и консультативной помощи, создание информационной сети; Устав Совета предполагает также телерадиовещательную и издательскую деятельность. Возможны организация и проведение концертов, лекций, демонстраций, кино- и видеофильмов, конференций, семинаров, создание духовных образовательных учреждений, организация курсов по изучению Библии и духовно-консультативных центров, проведение конференций по подготовке и повышению квалификации проповеднических, миссионерских, преподавательских кадров.
Членом в Совете может быть любая религиозная христианская организация, независимо от ведомственной и конфессиональной принадлежности, то есть теоретически в Совет могли бы вступить не только протестантские организации, но и православные, и католические. Членство в других объединениях не имеет значения. Изначально установлено, что для вхождения в Совет организация должна прислать протокол заседания полномочного органа о принятом решении стать членом СХОРТ, заверенный печатью. Должны быть указаны данные лица, которое будут представлять организацию в Совете. Норма представительства в Совете - один человек от деноминации, один - от независимой церкви или миссии.
В правлении Совета нет оплачиваемых должностей (при условии нормального режима работы). Однако уставом предусмотрена возможность оплаты работников, если они будут задействованы полный день, в том случае, если Совет организует какие-либо постоянно действующие отделения, например, издательская деятельность, духовные образовательные учреждения. Вопрос об оплате таких сотрудников, как указано в уставе, будет решаться в зависимости от объема работы и финансовых возможностей.
В Совете также существует фонд для оплаты текущих расходов (почтовых, транспортных, телефонно-телеграфных и т.д.). Фонд формируется из пожертвований организаций-членов, суммы не оговариваются, способы поступления организации определяют самостоятельно (целевые пожертвования, спонсорская помощь и т.д.).
В том случае, если Правление Совета направляет в организации региона своих консультантов для оказания юридической, консультационной и иной помощи, расходы, связанные с поездкой, оплачивает принимающая сторона.
Правление Совета состоит из Председателя и его заместителя, который исполняет обязанности председателя в его отсутствие.
С 1997 года Совет собирается каждый первый понедельник месяца. Регулярно на встречах присутствуют от 8-10 до 15 пасторов; для решения важных вопросов собирается до 25-40 человек.
Наиболее частыми темами и основаниями для внеочередных собраний СХОРТ бывает проведение совместных мероприятий в масштабах столицы Татарстана или республики. Уже упоминались пасхальные и рождественские концерты, фестивали церковных хоров. Устраивались также так называемые «палаточные евангелизации». Они традиционно проводятся так: в определенном месте устанавливается пятисотместная палатка. В ней осуществляется серия мероприятий - проповеди, концерты, работа с детьми и т.д.
Представители СХОРТ принимают активное участие в публичных мероприятиях, организуемых государственными или муниципальными властями. Так, Совет участвовал в организации и работе Духовного центра Универсиады-2013.
Поскольку в совет входят не только религиозные организации, но и религиозные группы (в том числе нере-гистрированные объединения) и миссии, СХОРТ взял на себя обязанность защиты прав членов этих объединений. В начале своей деятельности Совет представлял интересы всех религиозных объединений в Республике Татарстан. В отношении нерегистрированных групп осуществлялась непосредственная помощь в координации и поддержке. Если, например, для такой группы возникал вопрос о проведении мероприятия или аренды, юридически это обеспечивали другие организации - члены СХОРТ, имевшие статус юридического лица.
Также СХОРТ представлял интересы протестантов на государственных и муниципальных мероприятиях, проводимых республиканским и городским правительством, связанным с религиозной (конфессиональной) политикой. Регулярно проводились встречи на уровне Совета по делам религий (когда он еще действовал), совещания, семинары кабинета министров. Представители других конфессий и религий (ислама) присутствовали традиционно (настоятель католического прихода, митрополит, муфтий), а всех протестантов представлял СХОРТ. Мероприятий было в 1990 - начале 2000-х гг. немало. Проводились конференции, совещания и при Совете по делам религий, а впоследствии - при Управлении по связям с религиозными организациями.
Важным аспектом деятельности СХОРТ стало решение конфликтов между религиозными организациями и местной администрацией. Время от времени возникали проблемы с регистрацией (вплоть до отказов в ней), арендой, обвинения религиозных организаций в нарушении тех или иных правил (например, пожарной безопасности). Поскольку в СХОРТ участвуют юристы, они обеспечивали ведение судебных процессов.
В последние годы СХОРТ занимался урегулированием проблем с последствиями понимания и претворения в жизнь поправок 2017 г., внесенных в федеральный закон о миссионерской деятельности РФ, известных как «Закон Яровой». Потребовалось консультирование религиозных организаций в отношении маркировки литературы и других материалов, так как поправка гласит: «Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации» [2]. Были и другие случаи, когда юристам СХОРТ пришлось вмешиваться.
В числе мероприятий СХОРТ были две Научно-богословские международные конференции, с изданием сборников - в 1999 и 2002 гг.
В конференции 1999 г. в составе организационного комитета были как представители СХОРТ (председатель и его заместитель), так и пастор церкви «Краеугольный камень», управляющий Казанской Митрополии Истинно-Православной церкви архиепископ Александр, проректор КГТУ им. Туполева [11]. Поднимались такие темы, как биоэтика в межконфессиональном диалоге, взгляд на перспективу целостного человека через духовность, религиозно-светская герменевтика, ценностное содержание модернизации России. Освещались и вопросы истории религиозных и философских учений: учение русского Космизма; концепт христианской любви в творчестве Владимира Соловьева; взаимосвязь религиозных убеждений и гражданских прав
иудеев в эллинистическом мире. Поднимались вопросы военно-правовых отношений, обсуждались актуальные проблемы государственно-религиозных отношений, религиозные стереотипы в массовом сознании. Присутствовал также верховный жрец (кырт) Марийского религиозного центра «Ошмарий-Чимарий» из Йошкар-Олы с докладом: «Веруя в язычество, почитай древнемарийских богов», т.е. представитель марийской языческой традиции. На примере данной конференции можно было увидеть взаимодействие и диалог не только внутриконфессиональный, но и межконфессиональный и межрелигиозный.
В газете «Молодежь Татарстана» была освещена первая международная конференция «Философия, богословие, наука - о судьбах мира и человечества третьего тысячелетия» [9]. Следующая, II Казанская научно-богословская конференция «Конец мировой истории и современное состояние общественного сознания» проходила 25-26 октября 2002 г. [5]. Охват участников был еще более широк и разнообразен.
В 1997 г. была зарегистрирована газета СХОРТ «Акцент». Целью печатного органа было освещение актуальных явлений с позиций христианства. «Акцент» позиционировалась как городская газета, рассчитанная на широкие круги читателей, не принадлежащих к церкви. В настоящее время газета передана церкви «Краеугольный Камень».
СХОРТ с 2002 по 2005 гг. устраивал дискуссионный клуб «Христианство и...» - серии вечеров, посвященных одному из явлений современного мира: «Христианство и культура», «Христианство и музыка», «Христианство и философия». Для диалога приглашались представители данных областей деятельности и сфер жизни - музыканты, философы, деятели литературы. Во встречах участвовали музыкальные группы, ансамбли и камерные оркестры из протестантских общин Казани.
Одной из целей и задач СХОРТ было и остается правовое просвещение в религиозной сфере. Представители Совета регулярно ездят по церквам региона с лекциями по правовым вопросам. В 1998 году совместно с Казанским филиалом Института религии и права СХОРТ издал «Справочник по действующему законодательству в области свободы совести и вероисповедания» [10]. Справочник является пособием, в котором «помещены нормативные документы, регламентирующие деятельность по реализации конституционного права на свободу совести, создание и функционирование религиозных организаций» [Там же, с. 3]. Часть разделов пособия посвящена вопросам налогообложения религиозных организаций и некоторым аспектам таможенного законодательства.
Также СХОРТ взял на себя ответственность за информационное обеспечение церквей, транслирование распоряжений и законодательств регионального правительства через рассылки в электронной почте и мес-сенджере WhatsApp.
Следует отметить, что, как видно из сказанного, субъектами диалога и коммуникации в СХОРТ являются протестантские церкви как организации, представляемые их руководителями. СХОРТ не регулирует и не несет ответственности за общение и диалог между отдельными представителями общин. Тем не менее во многом благодаря деятельности СХОРТ отношения между членами протестантских церквей в Татарстане и особенно Казани являются открытыми и конструктивными. Общение осуществляется и на уровне молодежных групп, музыкальных коллективов, детских лагерей, а также частных встреч.
Опытом СХОРТ заинтересовались другие регионы РФ. Представители Совета по приглашению протестантских церквей посещали такие города, как Ульяновск, Саратов, Самара, Ижевск, Йошкар-Ола с целью помочь организовать подобные объединения. Ижевск успешно перенял опыт, Ульяновск и Йошкар-Ола, в Саратов на встречу съезжались пасторы со всей области. В Татарстан также приезжали за опытом пасторы этих регионов, а также из Краснодарского края.
Об организации Саратовского аналога СХОРТ сообщали и православные СМИ. В тексте небольшой статьи уточняется, что 7 октября 2003 года «руководителями протестантских общин Саратова и области было подписано соглашение о создании единого Совета протестантских церквей. Соглашение подписали 12 руководителей ведущих протестантских объединений: евангелическо-лютеранской церкви, адвентистов седьмого дня, евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской и другие». В документе указано, что Совет протестантских церквей создается с целью «дальнейшего возрождения духовности, укрепления духовно-нравственных основ общества, а также содействия реализации прав и свобод вероисповедания граждан» [8].
Стоит вопрос о том, является ли СХОРТ примером внутриконфессионального «диалогического диалога», или это диалог информационный, технический, монологический, как описывает это М. Бубер и как отзывается о протестантских тенденциях в диалоге С. Хоружий, отмечая, что протестантскому и вообще западному миру свойственна модель функциональных контактов, которая является аналогом информационного обмена в современной философии, но не «диалог общения» [12].
С одной стороны, для взаимодействия протестантских организаций в рамках СХОРТ действительно характерна функциональность и подчиненность единым целям: правовая защита и координация деятельности протестантских церквей. Однако диалог не является только «механическим», и на это указывают два факта.
Как минимум, одна из церквей, входящих в СХОРТ, принципиально и осознанно стремится к «диалогическому диалогу». Речь идет о церкви «Краеугольный камень», которая с 2002 г. взяла курс на освоение наследия св. отцов (что является редкостью для протестантизма), а также западной и восточной (православной) религиозной философии. Для этой общины характерен активный интерес к наследию святых отцов и русской религиозной философии (труды Н. Бердяева, Н. Лосского, П. Флоренского и других - настольные книги у многих членов общины), западной религиозной философии и апологетике (Д. Бонхеффер, В. Франк, К. С. Льюис).
Данная церковь открыта к диалогу с православной церковью, а также с протестантскими общинами. В «Видении церкви» (2019 г.) это отражено в следующей форме: «Вселенская церковь едина во всем многообразии её проявлений. Межцерковные отношения задаются не формальной принадлежностью к деноминации или союзу, а духовным родством и "Встречей" (диалогом)» [16]. Здесь под «Встречей» имеется в виду термин из трудов И. Зизиуласа [3], которые также изучаются и усваиваются в церкви «Краеугольный камень». Они придерживаются также концепции «тринитарного общения» и уделяют много времени и внимания разработке и популяризации данной концепции во внутренних и внешних семинарах и других мероприятиях церкви. Суть концепции в том, что церковь представляет собой общение, источником и моделью которого является Троица.
Вторым фактом является установленное евхаристическое общение между церквами - членами СХОРТ. Согласно И. Зизиуласу, евхаристия - это созерцание царства, только в евхаристии преодолевается напряжение между историей и эсхатологией [Там же]. Однако следует отметить, что евангельский протестантизм (в нашем случае это баптисты, евангельские христиане и пятидесятники) в целом отличает семиотический подход к евхаристии - она считается символом и «воспоминанием» смерти Христа, а не реальным принятием его тела и крови, как учат православная и католическая церковь. Лютеране стоят на позиции «соприсутствия» - благодаря действию Святого Духа Тело и Кровь присутствуют мистически в элементах евхаристии (хлебе и вине). Однако ряд евангельских церквей Казани склоняются к вере в соприсутствие, а не утверждают, что евхаристия - это только воспоминание. Это церковь «Краеугольный камень» и «Вознесение». Таким образом, разделяя евхаристическое общение, протестантские церкви стоят на разных позициях. Пасторы, представляющие свои церкви в СХОРТ, нередко участвуют в совместном причастии. Оно проводится по очереди в помещениях, принадлежащих разным церквам по обряду принимающей стороны. Так, Евхаристия проводилась по лютеранскому обряду на территории лютеранской церкви Ингрии и соответственно на территории церкви «Слово веры» и «Свободной библейской церкви».
Немаловажно, что каждый месяц в здании лютеранской церкви Ингрии проводится совместная межцерковная молитва, в которой участвуют как пасторы - представители церквей-членов СХОРТ, так и члены данных церквей.
Следует отметить отсутствие конкуренции и готовность к взаимопомощи, которая отличает общение протестантских общин в рамках СХОРТ.
Одна из последних инициатив в рамках СХОРТ - это взаимное приглашение пасторов других церквей города для проповеди. Так, в церкви «Краеугольный Камень» проповедовали пасторы церквей «Завет» В. Егоров и «Слово Веры» А. Полищук. Еще более значимой оказалась инициатива В. Егорова - устроить благотворительный концерт силами церквей Казани с передачей пожертвований в фонд Христианской школы, в которой, как уже упоминалось, учатся дети представителей разных протестантских общин города.
Таким образом, взаимоотношения в СХОРТ являются примером сотрудничества, взаимодействия и диалога в рамках представителей протестантизма в Республике Татарстан. Кроме функциональных и информационных взаимодействий (защита прав, юридическое представительство, функции арбитра, координация деятельности) налицо также и взаимоотношения, которые в современной философии (в том числе и религиозной философии, богословии) называются диалогическими, «встречей», выходом к Другому. Это проявляется в осознанном общении и стремлении понять Другого, в евхаристическом единстве. Опыт СХОРТ перенимают и протестанты других регионов.
Список источников
1. Абраамян Г. А. Противостояние «Запад - Восток» как главная цивилизационная ось современности: методологически-мировоззренческий аспект // Путь Востока: универсализм и партикуляризм в культуре: материалы VIII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. С. 7-12.
2. Закон «о миссионерской деятельности» подписан Президентом РФ [Электронный ресурс]. URL: https://ruvera.ru/ articles/zakon_o_missionerstve (дата обращения: 26.03.2019).
3. Иоанн (Зизиулас), митр. Общность и инаковость // Вестник русского христианского движения. 1995. № 3 (172). С. 5-22.
4. Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. 332 с.
5. Конец мировой истории и современное состояние общественного сознания: труды II Казанской научно-богословской конференции (25-26 октября 2002 г.). Казань, 2003. 331 с.
6. Мельник С. В. Межрелигиозный диалог. Проблема семантики и критика основных стратегий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2 (16). Ч. 2. C. 129-134.
7. Погасий А. К., Корнилов И. П., Тулянская Ю. Т., Кульчицкий А. Е. Протестанты в России и Татарстане: коллективная монография / под ред. А. К. Погасий. Йошкар-Ола: БМТ, 2016. 280 с.
8. Протестанты Саратовской области решили объединиться [Электронный ресурс]. URL: http://www.sedmitza.ru/ text/291197.html (дата обращения: 26.03.2019).
9. Сотрудничество возможно // Молодежь Татарстана. 1999. 21 октября.
10. Справочник по действующему законодательству в области свободы совести и вероисповедания. Казань: Институт религии и права, Казанский филиал, 1998. 101 с.
11. Философия, богословие, наука - о судьбах мира и человечества третьего тысячелетия: материалы Международной научно-богословской конференции (г. Казань, 15-17 октября 1999 г.): в 2-х ч. Казань: Благая Весть, 2000. Ч. 1. 88 с.
12. Хоружий С. С. Глобалистика и антропология [Электронный ресурс]. URL: http://synergia-isa.ru/lib/lib.htm (дата обращения: 26.03.2019).
13. Хоружий С. С. Диалог религий: исторический опыт и принципиальные основания [Электронный ресурс]. URL: http://synergia-isa.ru/?page_id=4301#H (дата обращения: 26.12.2011).
14. Шохин В. К. «Диалог религий»: виртуальное понятие и реальное значение [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer. info/bogoslov_Buks/Relig/Shoch_DialRelig.php (дата обращения: 26.12.2011).
15. http://st-elizabet.narod.ru/raznoe/kassia/filaret_mosk.htm (дата обращения: 18.11.2018).
16. https://www.kkamen.ru/videnie-cerkvi (дата обращения: 26.03.2019).
17. Margalit A. The Ring: On Religious Pluralism // Toleration: An Elusive Virtue / ed. by D. Heyd. Princeton: Princeton University Press, 1996. P. 149-150.
COOPERATION AMONG PROTESTANTS IN TATARSTAN AND ACTIVITY OF THE COUNCIL OF CHRISTIAN ORGANIZATIONS IN THE REGION: POTENTIAL FOR INTRA-CONFESSIONAL DIALOGUE
Timofeev Egor Viktorovich
Kazan (Volga Region) Federal University egor_tim@inbox.ru
To study the dialogue of religious traditions, it is important to consider intra-confessional dialogue between Protestant churches. The author gives an overview of approaches to interreligious dialogue. Next, an example of cooperation and collaboration of Protestant communities of the Republic of Tatarstan is considered. The history of creating the Council of Christian Organizations in the region is described; various aspects of its activity (legal, scientific direction, education, enlightenment activity) are investigated. The question is raised whether cooperation is exclusively functional, or whether it is possible to talk about dialogue and "meeting" in the paradigm of modern "theology of communication". It is concluded that there are prerequisites for dialogue in this sense.
Key words and phrases: Protestantism; Baptists; Pentecostals; Lutherans; neo-Pentecostals; dialogue of religious traditions; intra-confessional dialogue; theology of meeting.