DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10022
С.Л. Сазонов, Чэнь Сяо
СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ПО СОЗДАНИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНОГО МАРШРУТА
Аннотация. Китай является крупнейшим внешнеторговым партнером стран АСЕАН и основным «донором» развития региональной инфраструктуры. На субрегиональном уровне основные магистрали в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) будут построены с помощью именно китайских инвестиций. Эти пути получат доступ к основным региональным портам. Авторы полагают, что это позволит увеличить поток экспортных грузов из КНР и стран АСЕАН, Европы, Ближнего Востока и Африки, а строящаяся при финансовой поддержке Китая объединенная инфраструктурная сеть КНР и стран ЮВА и широтная паназиатская высокоскоростная железная дорога (Китай—Лаос—Вьетнам—Камбоджа—Таиланд—Малайзия—Сингапур) в будущем станут отправным пунктом Евроазиатского трансконтинентального маршрута протяженностью более 14 тыс. км, который пройдет через территорию 18 стран.
Ключевые слова: Китай, АСЕАН. железные и автомобильные дороги, порты, транзит, Юго-Восточная Азия, инвестиции, Евроазиатская транспортная магистраль.
Сегодня центром экономического роста стал Азиатско-Тихоокеанский регион, причем на долю 21 страны форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), приходится более 60 % объема мирового ВВП, более 45 % всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ), 52 % объема мировой торговли, здесь проживает около 40 % мирового населения. Понятно, что здесь зарождаются и формируются основные грузопотоки транзитных грузов, в первую очередь в страны Европы1.
Одной из самых крупных региональных экономических организаций в АТР является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющая 10 стран2. Региональное сотрудничество стран АСЕАН опирается на соглашения, заключенные на двусторонней или многосторонней основе. В 2010 г. Китай заключил со странами АСЕАН Соглашение о создании зоны свободной торговли «КНР—АСЕАН» и Соглашение об экономической интеграции, важным предметом которых стало взаимодействие в области интеграции национальных автомобильных сетей и планы создания паназиатской сети автомобильных дорог .
С 2013 г. КНР превратилась в крупнейшего торгового партнера стран ЮВА, а АСЕАН стала 3-м важнейшим внешнеторговым партнером Китая: объем взаимной внешней торговли КНР—страны АСЕАН увеличился с 7,9 млрд долл. в 1991 г. почти в 60 раз — до уровня в 514,8 млрд долл. в 2017 г., причем председатель КНР Си Цзиньпин определил дальнейший ориентир в этом направлении — увеличить к 2020 г. объемы взаимной торговли до 1 трлн долл.4 Динамика товарооборота показана на рис. 1.
Международные аналитики сходятся во мнении, что в ближайшее десятилетие ежегодные темпы роста инвестиций в создание и расширение сети транспортной инфраструктуры будут составлять около 9 %, а странам Азии для поддержания этого показателя и, как следствие, для создания мультипликативного эффекта в национальных экономиках, обеспеченного расширением инфраструктурного строительства, а также для сохранения нынешнего, достаточно высокого уровня экономического развития будет необходимо до 2025 г. инвестировать в развитие национальных транспортных сетей около 10 трлн долл., а в период до 2030 г. — еще 15 трлн долл. Причем до 70 % этих инвестиций будет направлено на строительство объектов
1991 2002 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 1. Увеличение объемов взаимной торговли между КНР и государствами-членами АСЕАН, млрд долл. Источник: China-ASEAN trade volume hits record high in 2017. URL: http://www.china.org.cn/business/2018-01/29/content_50340005.htm
инфраструктуры, а около 30 % — вложено в модернизацию и обслуживание уже имеющихся дорог5. Аналитики Всемирного банка (ВБ) и Азиатского банка развития (АБР) считают, что для ликвидации лимитирующих участков своих инфраструктурных сетей государства Центральной Азии в течение ближайших 20 лет должны ежегодно инвестировать до 300 млрд долл. в развитие их транспортной инфраструктуры, а страны Юго-Восточной Азии — около 700 млрд долл. При этом два ведущих мировых банка, уделяя основное внимание борьбе с бедностью в азиатских странах, ежегодно выделяют лишь около 30 млрд долл. на расширение азиатской транспортной инфраструктуры, чего оказывается совершенно недостаточно6.
К 2025 г. общий объем инвестиций, необходимых для выполнения требований планов экономического развития азиатских стран, достигнет примерно 5,3 трлн долл., составив более 60 % объема мировых инвестиций, направляемых в развитие мирового рынка инфраструктурного развития. Около 50 % ПИИ в развитие мирового рынка, или 2,5 трлн долл., будут инвестировано КНР или же контролируемыми ею финансовыми институтами и различными фондами. Общий объем накопленных взаимных инвестиций за последние 15 лет вырос с 30,1 млрд долл. в 2002 г. до почти 183,4 млрд в 2016 г., и председатель КНР Си Цзиньпин поставил цель к 2020 г. обеспечить ежегодные объемы взаимных инвестиций в размере 150 млрд долл.7 Динамика роста китайских накопленных ПИИ в странах АСЕАН показана на рис. 2.
400 334,5
300
100
200
О
7,19 2
Рис. 2. Общий объем накопленных китайских прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в странах АСЕАН по состоянию на 2016 г. (в сотнях млн долл.). Источник: Trade relations between China and ASEAN. URL: http://english.gov.cn/statecouncil/
На 22-м саммите руководителей стран-членов АСЕАН (Мьянма, 2014 г.) была поддержана идея создания новой зоны свободной торговли АТР, выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпином, которая получила дальнейшее развитие на саммите АТЭС (Лима, 2017 г.). Китайское предложение главным образом направлено на развитие региональной экономической интеграции и создание объединенной сети автотранспортной инфраструктуры с целью обеспечения комплексной взаимосвязанности всех автомагистралей в АТЭС8. На встрече министров финансов стран АТЭС (Пекин, 2016 г.) была утверждена программа финансирования совместных автодорожных проектов, призванных «стимулировать региональный спрос и экономический рост стран АТЭС». В период 2015—2017 гг. Китай выделил на развитие автодорожной инфраструктуры нескольким странам АТЭС ряд преференциальных кредитов в общем объеме 35 млрд
9
долл.
В рамках зоны свободной торговли «КНР—страны АСЕАН» активно развивается сотрудничество в области автомобильного транспорта на субрегиональном уровне: «два китайско-вьетнамских коридора и одно кольцо» (экономический коридор «Куньмин—Лаоцзе— Ханой—Хайфон—Гуанънин», экономический коридор «Наньнин— Ляошань—Ханой—Хайфон—Гуанънин», экономическая зона залива Бэйбу), а также экономический коридор «Наньнин—Сингапур». По инициативе АБР с начала XXI в. стала создаваться субрегиональная экономическая зона «Большой Меконг» (GMSEZ — The Greater
Mekong Subregional Economic Zone), которая под названием «Шести-сторонняя зона экономического сотрудничества (ЗЭС) субрегиона «Ланьцанцзян—Меконг»» была оформлена в 2004 г. и охватывает шесть стран, примыкающих к бассейну реки Меконг: Таиланд, Вьетнам, Лаос, Мьянму, Камбоджу и КНР (точнее, ее пров. Юньнань). В итоге, население экономической зоны превысило 330 млн человек.
На состоявшихся 20-м и 22-м совещаниях министров иностранных дел стран субрегиона «Ланьцанцзян—Меконг» («Большой Меконг»), которые были проведены в г. Цзинхун (пров. Юньнань, КНР, 2015 г.) и в Пекине в 2017 г., а также на 2-й встрече руководителей стран в рамках механизма сотрудничества в субрегионе «Лань-цанцзян—Меконг» были предприняты конкретные шаги по формированию Паназиатской автомобильной сети, которая к 2020 г. объединит автомобильные магистрали государств Юго-Восточной Азии10. Паназиатская автомобильная сеть будет состоять из трех коридоров, которые разойдутся в восточном, центральном и западном направлениях: 1. Западный маршрут — Сингапур—Куала-Лумпур— Бангкок—Пномпень—Хошимин—Ханой—Куньмин (около 3 тыс. км); 2. Центральный маршрут — Сингапур—Куала-Лумпур—Бан-гкок—Вьентьян—Шанюн—Куньмин (около 2,2 тыс. км); 3. Восточный маршрут — Сингапур—Куала-Лумпур—Бангкок—Янон—Жуй-ли—Куньмин (около 2,5 тыс. км). Паназиатская автомобильная сеть интегрирует в единое целое автомобильные магистрали Китая, Вьетнама, Лаоса, Мьянмы, Таиланда, Камбоджи, Малайзии и Сингапура, а ее общая протяженность составит более 7 тыс. км и предоставит центральным провинциям КНР через территорию пров. Юньнань, превращающуюся в логистический транзитный центр, прямой выход к Индийскому океану, а с введением Паназиатской автомобильной сети на полную мощность к 2025 г. она сможет ежегодно обеспечивать автомобильную транспортировку 20—25 млн т гру-зов11. Паназиатская сеть, соединяющая важнейшие морские порты ЮВА, имеет непосредственное отношение к реализации плана создания «Морского Шелкового пути-21 в.» (МШП-21 в.). Отправной точкой МШП-21 станет экономическая зона залива Бэйбу. Экономическое сотрудничество в субрегионе объединяет такие страны, как Китай, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Филиппины
и Бруней, а более 80 % торговли между странами экономической зоны залива Бэйбу осуществляется морским транспортом. В августе 2016 г. в Наньнине состоялся 8-й Форум по экономическому сотрудничеству в районе залива Бэйбу. Участники Форума отметили «исключительную важность укрепления транспортных связей стран ЮВА путем строительства и соединения автомобильных, железнодорожных и морских путей в регионе»12.
С 2018 г. Китай и страны ЮВА приступили к активному строительству центральной трансазиатской магистрали высокоскоростной железной дороги (ВСЖД) протяженностью 3 тыс. км по маршруту: провинция Юньнань (Куньмин)—Лаос—Вьетнам—Камбоджа—Таи-ланд—Малайзия—Сингапур, которая сформирует скоростной маршрут «Китай—ЮВА»13. От центральной магистрали планируется построить ответвления «Юньнань—Мьянма» и «Мьянма—Таиланд». В рамках заключенного трехстороннего соглашения о сотрудничестве в сфере строительства ВСЖД ведущая китайская корпорация по строительству железных дорог China Railway Engineering Corporation приступила к прокладке линий ВСЖД в Малайзии, Таиланде, Мьян-ме и Лаосе, которые свяжут 4 страны и впоследствии достигнут и Сингапура. Хотя стоимость проекта составляет 75 млрд долл., китайские экономисты утверждают, что Паназиатская высокоскоростная железная дорога позволит через 7 лет обеспечить увеличение ВВП Китая и стран ЮВА на 400 млрд долл.14
С целью создания единой региональной сети сухопутного сообщения, соединяющей КНР с Сингапуром, расширяется инфраструктура автотранспорта Китая и стран ЮВА. В 2015 г. была сдана в эксплуатацию скоростная автомагистраль «Синьань—Гуйлинь (Гу-анси-Чжуанский автономный район — ГЧАР)» протяженностью 153 км, которая позволила открыть движения на всем протяжении скоростной автострады, соединяющей Наньнин (ГЧАР) с Пекином. Автомагистраль Синьань—Гуйлинь в качестве составной части скоростных автодорог Цюаньчжоу (пров. Фуцзянь)—Наньнин (ГЧАР) и Сямэнь (пров. Фуцзянь)—Чэнду (пров. Сычуань) снизила нагрузку на автодороги, ведущие из южных районов КНР на север, и позволила сократить расстояние транспортировки грузов между районами Центрального и Юго-Западного Китая и странами ЮВА.
В 2016 г. была сдана в эксплуатацию скоростная автомагистраль «Малювань—Чжаотун», поспособствовавшая формированию скоростного автомобильного коридора протяженностью 1032 км, пересекающего пров. Юньнань с севера на юг. До 2015 г. было сооружено 732,7 км магистрали, а в 2016 г. — достроены оставшиеся 299,3 км скоростной автодороги. Этот коридор начинается на севере в районе порта Шуйфу на р. Янцзы (граница провинций Юньнань и Сычу-ань) и заканчивается на юге в районе порта Фунин на р. Чжуцзян (граница пров. Юньнань и ГЧАР). Магистраль проходит через города Чжаотун, Цюйцзин, Куньмин, Хунхэ и Вэньшань. Данный проект будет способствовать развитию юго-западных районов Китая, укрепит интеграционные связи пров. Юньнань с экономической зоной залива Бэйбу и активизирует транспортное сообщение со странами АСЕАН.
В 2017 г. было закончено строительство автомобильного коридора, связывающего г. Чунцин и провинции Центрального Китая со странами ЮВА. Коридор состоит из трех маршрутов. Первый был запущен в эксплуатацию в апреле 2016 г. и соединяет Чунцин через ГЧАР с Ханоем (Вьетнам). Грузовые автомобили преодолевают расстояние в 1,4 тыс. км между Чунцином и Ханоем за 40 ч. Второй и третий маршруты были открыты в сентябре 2017 г. и связали г. Чун-цин через приграничный г. Мохань (пров. Юньнань) с Вьентьяном (Лаос) и г. Янгун (Мьянма). К 2020 г. общая стоимость перевозимых по трем маршрутам грузов составит 20 млрд юаней (около 3 млрд долл.). В будущем страны ЮВА могут использовать этот коридор для подключения к перевозкам железнодорожной сети Чунцина с целью выхода на европейские рынки и увеличения объемов своего внешнеторгового оборота.
В 2016 г. завершилось строительство четвертого моста через р. Меконг, который позволил открыть прямое сквозное сообщение по автомагистрали «Куньмин—Бангкок (пров. Юньнань—Лаос—Таиланд)», увеличить грузопоток и снизить себестоимость перевозок15.
В конце 2016 г. была сдана в эксплуатацию секция скоростной дороги, соединяющая Таиланд, Мьянму и Индию, протяженностью 25,6 км и являющаяся частью азиатского автомобильного транспортного коридора «Восток—Запад». В августе 2017 г. на западе Камбоджи при помощи китайских инженеров началось строительст-
во скоростной национальной автострады № 44 протяженностью 140 км, осуществляемое за счет кредитов центральных банков КНР, а в декабре 2017 г. китайская строительная компания Changda Highway Engineering (пров. Гуандун) получила контракт стоимостью 20 млн долл. на реконструкцию участка национальной автострады № 7 протяженностью в 107 км16.
В январе 2018 г. началось строительство скоростной автомобильной дороги в Лаосе по маршруту «Вьентьян—Ванг-Вьенг» (город расположен на р. Нам в 110 км от Вьентьяна). Скоростная автострада будет проходить параллельно национальной автомобильной дороге № 13 и в будущем, продлившись до границы с Китаем, станет важнейшим звеном проекта создания паназиатского международного скоростного автомобильного коридора. Общий объем инвестиций в прокладку нового четырехполосного шоссе составит 1,3 млрд долл. Китайская строительная компания из пров. Юньнань Yunnan Construction Engineering Group, применяя специфическую форму государственно-частного партнерства в форме BOT (Build, Operate, Transfer — «строительство, эксплуатация, передача»), обязуется построить дорогу за 2 года. Общая протяженность скоростной автомобильной дороги составит 113,5 км, а автомобили будут развивать скорость до 110 км/ч17. Сооружаемый на территории стран ЮВА в рамках развития субрегиональной экономической зоны «Большой Меконг» азиатский автомобильный транспортный коридор «Восток—Запад» протяженностью 1560 км свяжет КНР, Вьетнам, Лаос, Таиланд, Камбоджу и Мьянму18.
В рамках зоны свободной торговли «Китай—АСЕАН», субрегиональных экономических зон, планов создания ЭПШП и МШП-21 Китай реализует проект Евразийского трансконтинентального маршрута (ЕТМ). Согласно плану, ЕТМ начнется в портовых городах дельты р. Чжуцзян и пойдет на запад до провинций Юньнань и ГЧАР. Затем маршрут, состоящий из автомобильных и железнодорожных магистралей, стоимость строительства которого оценивается в 41 млрд долл., соединит основные города и порты Лаоса, Вьетнама, Камбоджи, Таиланда, Малайзии и Сингапура (южная часть маршрута, идея которого была разработана еще в 1960-х гг.). Далее магистраль проляжет через Бангладеш, Индию, Пакистан, Иран, Турцию и дойдет до Роттердама (Нидерланды). Общая протяжен-
ность маршрута составит более 14 тыс. км, и он будет пересекать территорию 18 стран. Ответвление от основной трассы начнется в Турции, оно протянется по территории стран Ближнего Востока и закончится в Египте, активизируя транспортные потоки из Китая в
Африку. Протяженность ЕТМ станет на 6 тыс. км короче альтерна-
19
тивного морского маршрута . Примечания
1 Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) является экономическим объединением государств АТР и формально не имеет надгосударственных институтов. Экономическое сотрудничество и постепенная интеграция экономик происходит на разных уровнях, начиная с двусторонних экономических взаимоотношений, на уровне различных региональных объединений, например, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и на площадке форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
2 Организация была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке после подписания «Декларации АСЕАН», или «Бангкокской декларации», и в 2017 г. отпраздновала свое 50-летие (однако формальное оформление АСЕАН в правовом статусе произошло только в 1976 г., когда на о. Бали были подписаны, а затем ратифицированы «Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии» и «Декларация согласия стран АСЕАН» (From Bali to Da Nang, Xi expands China's footprints in Asia-Pacific development. URL: http://www.chinadaily.com.cn/world/ 2017-11/17/content_34635768_4.htm). Региональная организация стран ЮВА состоит из следующих стран (в скобках год присоединения): Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (все — 1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос (1997 г.), Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.).
3 Concentrating on peace, development key to East Asia's future. URL: http:// www.china.org.cn/world/OfT_the_Wire/2016-11/14/content_34043515.htm; China and Asia seen to remain engines of world economy. URL: http://www.ecns.cn/business/ 2017/01-18/196182.shtml
4 Zheng Yiran (mnadaily). China-ASEAN trade to hit $1t by 2020. URL: http:// www.chinadaily.com.cn/business/2017-05/16/content_29364521.htm; President Xi's Belt and Road speech in numbers. URL: http://www.chinadaily.com.cn/beltandroadini tiative/2017-05/14/ content_ 29341723.htm
5 Asia infrastructure boom boon for China. URL: http://en.ce.cn/main/latest/ 201611/17/ t20161117_3918646.shtml
6 Zhao Xiaomin (China Daily). China vigorously propels free trade across Asia-Pacific. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-11/06/content_34192302.htm
7 Yang Jiechi. Building the Belt and Road for win-win development. URL: http:// www.china.org.cn/opinion/2017-02/03/content_40213586.htm; Belt and Road, a promising initiative aimed at common prosperity. URL: http://www.chinadaily.com. cn/business/2017-10/08/content_ 26989566.htm
8 President Xi Jinping delivers keynote speech at opening ceremony of APEC CEO Summit. URL: http://english.people.com.cn/n/2017/1109/c98389-8806479.html
9 Jiang Xueqing (China Daily). China boss calls for Belt and Road funding conduit. URL: http://www.chinadaily.com.cn/cndy/2017-07/26/content_28058107.htm; Risks on Belt & Road loans controllable. URL: http://www.china.org.cn/business/2017-09/ 11/content_40792340.htm
10 Lancang-Mekong protection makes gains. URL: http://www.chinadaily.com. cn/china/2017-11/16/content_ 34592019.htm; Брифинг в МИД КНР в связи с участием Ли Кэцяна во 2-й встрече руководителей стран механизма сотрудничества в бассейне реки Ланьцанцзян-Меконг и его визитом в Камбоджу. URL: http:// russian.people.com.cn/n3/2018/0105/ c31521-9311815.html
11 Trade, investment cooperation robust along Belt and Road. URL: http://www. globaltimes.cn/content/ 1044492.shtml (Source: Xinhua: 2017/12/27).
12 Maritime Silk Road to Strengthen China-ASEAN Ties. URL: http://english. cri.cn/6826/2016/ 05/16/191s826690.htm
13 В декабре 2017 г. власти Таиланда с помощью китайских компаний приступили к строительству высокоскоростной железной дороги Бангкок—Накхон-ратчасима протяженностью 256 км и скоростью движения до 250 км/час (объем инвестиций составляет 179 млрд бат (5,4 млрд долл.). Строительство ВСЖД началось с прокладки участка между станциями Кланг Дон—Пан Асок протяженностью 3,5 км, а соооружение остальной части магистрали в будущем будет разбито на три участка протяженностью соответственно 11, 119,5 и 119 км. Позднее скоростная железнодорожная магистраль Бангкок—Накхонратчасима соединится со станцией Нонгкхай (на границе с Лаосом), продлится до Куала-Лумпура, а затем — до Сингапура. Железные дороги станут первыми в Таиланде дорогами с шириной колеи 1435 мм, скорость движения пассажирских составов в горных районах составит 160 км/час, на равнине — 200 км/ч, грузовых составов — 120 км/ч, а общий объем инвестиций в строительство не превысит 180 млрд тайских бат. Тайская национальная железнодорожная компания будет закупать подвижной состав в КНР, использовать китайские технологии при установке систем блокировки и централизации (Construction of Thailand-China railway to start. URL: http://www.globaltimes.cn/ content/1081305.shtml (Source: Xinhua Published: 2017/
12/20); High-speed rail project finally gets on track. URL: http://en.ce.cn/main/latest/ 201712/22/t20171222_27382626.shtml).
14 Cai Xiao, Zhao Yinan (China Daily). More talks 'needed on high-speed rail link' between Xinjiang, Europe. URL: http://english.people.com.cn/n/2016/0705/c90882-8 751312.html; China champions economic globalization, braves challenges. URL: http:/ /www.chinadaily.com.cn/ business/2017-12/26/content_28680115.htm
15 Thai cabinet approves draft MoU on Sino-Thai rail co-op. URL: http://www. chinadaily.com.cn/business/2016-11/26/content_18979522.htm
16 Chinese firm wins bid to upgrade, maintain national road in Cambodia. URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/201712/29/WS5a45ac6aa31008cf16da4351.html
17 Lao expressway to stretch to China: Official media. URL: http://www.chma daily.com.cn/ a/201801/04/WS5a4dbe20a31008cf16da50dd.html
18 Сооружаемый на территории Китая и стран ЮВА в рамках развития субрегиональной экономической зоны «Большой Меконг» азиатский автомобильный транспортный коридор Восток—Запад протяженностью 1560 км свяжет сети автомобильных магистралей КНР, Вьетнама, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Мьянмы. Объединенная транспортная сеть Китая и стран ЮВА соединит Тихий океан с Индийским и по двум маршрутам, а именно: по первому маршруту — Шэньян — Пекин — Шицзячжуан — Чжэнчжоу — Синьян — Ухань — Чаньша — Сянтань — Гуанчжоу — Шэньчжэнь — Наньнин — Юигуань — Хунги — Дон-гданг — Ханой — Винь — Донгха — Хюэ — Дананг — Хойан — Нятранг — Бьен-хоа — Вунгтау — Хошимин — Мокбай — Бавет — Пномпень — Пойпет — Арань-япратет — Кабинбури — Хинконг — Бангпаин — Бангкок — Накхонсаван — Так — Мэсот — Мьявади — Паяджи — Янгон — Мейктила — Мандалай — Таму — Морех — Импхал — Кохима — Димапур — Нагаон — Джорабад — Гува-хати — Шиллонг — Дауки — Тамабил — Силхет — Качпур — Дакка — Джессур — Бенапол — Бангаон — Колката — Бархи — Канпур — Агра — Дели — Аттари — Уага — Лахор — Равалпинди — Исламабад — Хассан-Абдал — Пешавар — Тор-хам — Кабул — Кандагар — Диларам — Герат — Исламкала — Докхарун — Мес-хед — Сабзевар — Дамган — Семнан — Тегеран — Казвин — Табриз — Эйвог-ли — Базарган — Гурбулак — Догубаязит — Аскале — Рефахие — Сивас — Анкара — Гереде — Стамбул — Капикуле — граница Болгарии страны Европы и по второму маршруту — Денпасар — Сурабайя — Суракарта — Семаранг — Чикам-пек — Бандунг — Джакарта — Мерак — паромная переправа — Сингапур — Си-най-Утара — Серембан — Куала-Лумпур — Баттеруэрт — Букит Кайю Хитам — Садао — Хатъяй — Бангкок — Бангпаин — Накхонсаван Так — Чианграй — Ме-сай — Тачилек — Кьяингтонг — Мейктила — Мандалай — Таму — Морех — Импхал — Кохима — Димапур — Нагаон — Джорабад — Гувахати — Шиллонг — Даоки — Тамабил — Силхет — Качпур — Дакка — Хатикамрул — Банглабандха — Силигури — Какарбхитта — Патхлайя — Нараянгхат — Кохалпур — Махендрана-
гар — Брамхадев Манди — Банбаса — Рампур — Дели — Аттари — Уага — Лахор — Мултан — Рори — Кетта — Тафтан — Мирджавех — Захедан — Керман — Анар — Язд — Салафчеган — Тегеран — Савех — Хамадан — Хосреви—страны Европы, который обеспечит поставку китайских экспортных товаров в страны Европейского союза, сократит время транспортировки транзитных грузов, уменьшит себестоимость автомобильных грузоперевозок и будет стимулировать развитие территорий, прилегающих к маршруту экспорта товаров из КНР в страны Юго-Восточной, Центральной, Южной Азии и Европы по сети азиатских автомобильных дорог.
19 Guo Anfei, Hu Yongqi (China Daily). Railway line heralds new Trading dawn. URL: http://english. peopledaily.com.cn/90778/8171562.html