ББК 65.5
И. П. Сергун
ВЬЕТНАМ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ АФТА И КАФТА
I. P. Sergun
VIETNAM IN ECONOMIC INTEGRATION OF АFTA AND CAFTA
Освещаются проблемы сотрудничества и партнёрства Вьетнама с государствами ЮгоВосточной Азии и Китаем. Рассматриваются товарооборот, объём инвестиций между странами Юго-Восточной Азии и Вьетнамом, поднимается вопрос об экономическом взаимодействии в рамках реализации проекта «Большой Меконг», действующего на основании соглашения 1994 г. Между Китаем и АСЕАН 1 января 2010 г. была открыта зона свободной торговли, именуемая КАФТА. Рассматривается место Вьетнама не только в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и зоне свободной торговли АСЕАН - АФТА, но и в зоне свободной торговли КАФТА.
Ключевые слова: зона свободной торговли, Вьетнам, Китай, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН, АФТА, КАФТА.
The problems of the cooperation and partnership of Vietnam with the states of South East Asia and China are covered. Goods turnover, volume of investments between the countries of South East Asia and Vietnam are considered; the question on economic interaction within the realization of the project «the Big Mekong», operating on the basis of the agreement of 1994, is brought up. On the 1st of January, 2010 China and ASEAN opened the free trade area, called CAFTA. There is considered the place of Vietnam not only in Association of the states of South East Asia and the AFTA free trade zone of ASEAN, but also in the CAFTA free trade area.
Key words: free trade area, Vietnam, China, Association of South East Asian Nations, ASEAN,
AFTA, CAFTA.
В настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион концентрирует в себе значительный экономический потенциал: около 60 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 50 % объёма мировой торговли и более 40 % совокупных мировых инвестиций [1]. Одним из основных движителей в регионе является Китайская Народная Республика (КНР), которая по показателям 2010 г. занимает 2 место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию [2]. Юго-Восточная Азия (ЮВА) - наиболее динамично развивающийся сегмент. Динамика экономического развития стран ЮВА настолько высока, что центрам мировой экономической активности (Европа и Америка) приходится считаться с их позицией. По оценкам экспертов, практически все страны ЮВА в ближайшее время будут демонстрировать значительный рост ВВП, характеризующий большой подъём экономики после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
Вьетнам является одним из наиболее динамично развивающихся государств в ЮВА. На протяжении последнего десятилетия страна проводит курс на обновление и добилась первых очень важных результатов. Однако глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. негативно повлиял как на экономику Вьетнама, так и на все стороны национальной жизни, в результате чего определённая доля присущего Вьетнаму динамизма была утрачена [3]. Однако даже сейчас государство продолжает демонстрировать быструю динамику экономического роста (рис. 1).
В структуре ВВП Вьетнама доля промышленности составляет 44,5 %, сферы услуг -37,1 %, сельского хозяйства - 18,4 %. В 2010 г. ВВП Вьетнама превысил 100 млрд долл. (1 160 долл. на душу населения, что свидетельствует о выходе страны из категории беднейших государств мира). Уровень инфляции за 2010 г. составил 10 % [5].
Объём официальной помощи Вьетнаму на цели развития в 2011 г., заявленный иностранными государствами и международными организациями, должен составить 8 млрд долл. (+1,6 % относительно 2010 г.) [5].
График годового изменения реального ВВП Вьетнама за 1992-2015 гг. представлен на рис. 2. Данные за 2011 г. и 2015 г. являются прогнозными, поэтому возможны отклонения от заявленных показателей на конец отчётного периода.
■ Реальный уровень ВВП
о
СЧ
О
сч
Рис. 2. График годового изменения реального ВВП Вьетнама за 1992-2015 гг. [6, р. 182]
Для экономики Вьетнама характерны следующие основные черты:
— значительная доля сельского хозяйства;
— экспортная ориентированность;
— высокие темпы роста ВВП (рис. 2);
— значительные иностранные инвестиции;
— гибкое государственное регулирование;
— «перекосы в инфраструктуре»: развитая связь, авиация и отставание в сфере наземного транспорта.
11 января 2007 г. Вьетнам присоединился к Всемирной торговой организации (ВТО), получив положительные результаты. Ежегодный прирост экспорта товаров увеличивался на 20 % и в 2010 г. составил 64,2 млрд долл. (в 2009 г. - 56,5 млрд долл.) [6-7]. Около 50 % всего экспорта приходится на 5 стран: США, Япония, Китай, Австралия и Германия (рис. 3).
США 21 %
Япония 11 %
Китай
Австралия 8 % Г ермания 4 %
4 %
Рис. 3. Структура экспорта Вьетнама по странам, %1
Объём импорта в 2010 г. составил 74,9 млрд долл. (2009 г. - 68,9 млрд долл.) [6-7]. Отметим, что в структуре импорта по странам в первой пятёрке лидеров преобладают страны ЮВА: Китай, Сингапур, Япония, Корея, Таиланд - более 60 % (рис. 4). Представленная структура указывает на высокую экономическую зависимость экономик государств ЮВА друг от друга.
Другие страны 38 %
Таиланд 7 %
Корея 9 %
Китай
2б %
Сингапур 10 %
Япония 10 %
Рис. 4. Структура импорта Вьетнама по странам, %2
Таким образом, товарооборот Вьетнама с зарубежными странами и территориями составил в 2010 г. 139,1 млрд долл., в том числе экспорт - 64,2 млрд долл., импорт - 74,9 млрд долл. [7]. Главные статьи вьетнамского экспорта - сырая нефть, швейные, трикотажные и обувные изделия, морепродукты, электроника и вычислительная техника, продукция деревообрабатывающей промышленности, рис, натуральный каучук, кофе, чай. В структуре импорта преобладают машины и оборудование, горючесмазочные материалы, металлопрокат, сырьё для лёгкой промышленности, электроника и комплектующие к ней, удобрения, химикаты.
С 28 июля 1995 г. Вьетнам является постоянным членом АСЕАН3, которая придерживается регионального сотрудничества в трех стратегических направлениях: безопасность, социально-культурная сфера и экономическая интеграция. Ассоциации удалось добиться наибольшего прогресса в экономической интеграции, ориентированной на создание Экономического сообщества АСЕАН - АЭС - до 2015 г. Вьетнам относится к пятёрке крупнейших экономик стран АСЕАН, и именно поэтому причины присоединения Вьетнама к АСЕАН очевидны.
В 1991 г. денежные потоки из СССР во Вьетнам были практически остановлены, а традиционные торговые связи со странами Восточной Европы были прерваны. В то же время Соеди-
1 Рассчитано автором по [7, p. 421-422].
2 Рассчитано автором по [7, p. 421-422].
3 АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (англ. Association of South-East Asian Nations) - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в ЮВА. Возникла в 1967 г. в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 г. к ним присоединился Бруней, а в 1995 г. было принято во многом знаковое решение о приеме в состав Ассоциации Вьетнама, за которым последовали Лаос, Мьянма и Камбоджа.
нённые Штаты Америки продолжали сохранять торговое эмбарго против Вьетнама, не давая ему налаживать отношения с другими странами и международными организациями. Напряжёнными оставались отношения между Вьетнамом и Китаем. В этот период Вьетнам больше других стран ЮВА испытывал потребность в новых торговых партнёрах.
В этих условиях в качестве стратегического курса Вьетнам сделал ставку на продвижение по трём направлениям: нормализацию межгосударственных отношений с КНР, нормализацию вьетнамо-американских отношений, налаживание многопланового, прежде всего торговоэкономического сотрудничества с АСЕАН [8].
Во вступлении в АСЕАН Вьетнам видел реальную возможность присоединиться к механизму регионального торгово-экономического сотрудничества, который можно использовать для успешного преодоления хозяйственного отставания, создания фундамента постепенного вхождения в многостороннее сотрудничество. При этом Вьетнам рассчитывал на использование своих сравнительно преимущественных показателей в виде дешёвой рабочей силы, богатых природных ресурсов и т. д.
Сразу же после вступления в АСАЕН Вьетнам активно подключился ко всем программам международного сотрудничества стран-участниц, в числе которых была программа создания зоны свободной торговли (ЗСТ) АСЕАН - АФТА (от англ. AFTA - ASEAN Free Trade Area).
«Старые страны - участницы АСЕАН разработали программу создания АФТА исходя из особенностей своих экономик, специфики взаимных экономических связей и возможностей, представленных предшествующим соглашением о преференциальной торговле. То есть страны уже были готовы с экономической точки зрения к выполнению условий АФТА. Это обстоятельство стало инструментом стимулирования новых стран-членов, таких как Вьетнам, в направлении ускорения процесса выполнения программы по снижению тарифов, реорганизации своей внешнеторговой политики в соответствии с требованиями АФТА. Это явилось не просто объективным требованием для ускорения экономической интеграции в регионе, а вызовом и обязательством для каждого полноправного члена Ассоциации» [8].
В настоящее время, по прошествии более 15 лет с момента присоединения Вьетнама к АСЕАН, можно выделить основные преимущества участия страны в АФТА.
Прежде всего, участие Вьетнама в АФТА позволяет ускорять процесс интеграции страны в мировую и региональную экономику. Кроме того, АФТА предоставляет Вьетнаму возможности активизировать участие в процессе разделения труда в регионе, а также специализации на производстве тех товаров, по которым Вьетнам имеет наибольшие сравнительные преимущества. Наряду с этим участие Вьетнама в АФТА стимулирует развитие национальной экономики по таким направлениям, как ускорение процесса индустриализации, увеличение объёма и диверсификация экспорта. В связи с увеличением объёма экспорта и ускорением индустриализации вьетнамским предпринимателям необходимо модернизировать производство, шире использовать новые технологии для повышения конкурентоспособности. Развитие и внедрение новых технологий в производстве обусловлено ужесточением конкуренции после образования АФТА.
Участие Вьетнама в АФТА создаёт благоприятные условия для привлечения в страну большего объёма иностранных инвестиций. Зарубежные инвесторы рассматривают капиталовложения во Вьетнам под более широким углом зрения: инвестиции во вьетнамскую экономику означают для них укрепление позиций не только на внутреннем рынке страны, но и на региональном рынке АСЕАН в целом.
Несомненно, что участие Вьетнама в АСЕАН создаёт благоприятные условия для повышения квалификации рабочей силы и управленческих кадров с тем, чтобы удовлетворять требованиям открытой рыночной экономики.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества участия Вьетнама в АФТА: расширение доступа к потенциально ёмкому рынку; снижение, благодаря низким ценам на ввозимые комплектующие и материалы, себестоимости производства; создание условий для прироста иностранных инвестиций в национальную экономику; активизация процесса подключения к региональной экономике и международному разделению труда. Ряд дополнительных преимуществ относится к группе стимулирующих факторов: участие в АФТА стимулирует поддержание высоких темпов хозяйственного роста, осуществление структурных преобразований, реформу управленческих механизмов на основе современных методов и средств менеджмента [9].
Созданию АФТА предшествовал процесс создания «треугольников экономического роста», как более узкой и более динамичной формы экономической интеграции на макроэкономическом уровне. «Треугольник экономического роста» представляет собой зону, объединяющую приграничные районы трёх государств на основе взаимодополняемости, совместного использования природных, трудовых, финансовых ресурсов, производственного и технологического потенциала.
Вьетнам также является участником одного из «треугольников экономического роста», получившего название «платиновый треугольник экономического роста» или «зона роста «Большой Меконг». Располагается он по р. Меконг, начиная с юга Китая через Камбоджу и Вьетнам. Участие страны в треугольнике усиливает влияние страны в ЮВА, а также ускоряет и развивает интеграцию со странами АСЕАН.
В сентябре 1994 г. было заключено соглашение по реализации проекта «Большой Меконг», подписанное правительствами Камбоджи, Вьетнама, Лаоса и Таиланда. Позднее к ним присоединились Мьянма и Китай. Основная цель соглашения - содействие на основе совместных усилий экономическому росту стран субрегиона, включающего также Мьянму и китайскую провинцию Юньнань. Соглашение предусматривает создание транспортной инфраструктуры, связывающей восточный Таиланд с Камбоджей и югом Вьетнама - Бангкок - Пномпень -Хо Ши Мин и строительство шоссе Мьянма - Юньнань. Разработан проект строительства дороги Чианграй - Юньнань - Мьянма - Лаос [10].
Фактически «Зона роста «Большой Меконг» стала начальной точкой развития субрегиональной экономической интеграции в ЮВА. Таким образом, 1990-е гг. знаменовались развитием новых направлений приграничного сотрудничества в Восточной Азии. Зоны экономического роста считаются ранним направлением углубления интернационализации экономической жизни.
Таким образом, Социалистическая Республика Вьетнам в присоединении к АСЕАН в 1995 г. видела выход из сложной экономической ситуации в стране. От присоединения Вьетнама к Ассоциации выиграли обе стороны. Однако на этом интеграционные процессы Вьетнама со странами Юго-Восточной Азии не исчерпывают себя.
1 января 2010 г. между Китаем и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии была открыта ЗСТ, именуемая КАФТА (от англ. CAFTA - China - ASEAN Free Trade Area). Создание КАФТА стало важным шагом для развития тесного экономического сотрудничества между странами, а её образованию предшествовала длительная и трудоёмкая работа. Диалог о создании ЗСТ впервые был начат в 1991 г., а в ноябре 2000 г. КНР выдвинула концепцию о создании ЗСТ с АСЕАН, в марте 2001 г. специально образованная совместная комиссия признала создание ЗСТ взаимовыгодным. В ноябре 2002 г. было подписано рамочное соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве между КНР и АСЕАН, определившее общую цель, нормы и сферы сотрудничества, а также срок формирования зоны. В ноябре 2004 г. стороны подписали соглашение о торговле товарами, в январе 2007 г. - о торговле услугами, в августе 2009 г. -соглашение об инвестициях. После этого можно было констатировать успешность переговоров по созданию КАФТА.
Китай - АСЕАН - это первая ЗСТ, созданная развивающимися странами, с совокупным ВВП в 6 трлн долл., общим объемом торговли 4,3 трлн долл. (13 % мировой торговли) и долей в общемировых золотовалютных резервах 23 % [11]. Население стран-участниц составляет
1,9 млн человек, что делает ЗСТ крупнейшей в мире по численности населения.
По мнению экономистов, именно финансовые потрясения, обрушившиеся на ЮгоВосточную Азию в 1997-1998 гг., выявили объективные пределы эффективности экспортоориентированной стратегии экономического развития расположенных в регионе государств и поставили на повестку дня необходимость проведения глубоких структурных преобразований. Приоритетными направлениями стали стимулирование внутреннего потребления, наращивание сотрудничества между реальными секторами экономики отдельных стран и усиление роли АСЕАН в выработке как антикризисных мер, так и единой позиции при взаимодействии с партнёрами по диалогу [12]. По нашему мнению, именно финансово-экономический кризис побудил страны АСЕАН в начале 2000-х гг. усилить экономическую интеграцию с Китаем и активизировать шаги по созданию ЗСТ.
Наряду с географическим соседством между странами, а также политическим и историкокультурным сходством, Китай и АСЕАН обусловлены взаимодополняемостью экономик. По мнению большинства экспертов, быстрое развитие торговли и других экономических связей между Китаем и АСЕАН отвечает интересам обеих сторон.
По данным Секретариата АСЕАН, переход к свободной торговле позволит участникам зоны ежегодно увеличивать экспортные поставки в Китай примерно на 0,9 % в год [13]. Некоторые экономисты полагают, что больше всех от участия в ЗСТ выиграет Китай, т. к. страна сможет выгоднее закупать в регионе сырьё и материалы и продвигать на рынки стран АСЕАН свою дешёвую готовую продукцию. Расширение экспорта в соседние страны позволит КНР компенсировать снижение поставок на рынок США после начала мирового финансового кризиса.
В последние годы объём инвестиций китайских предприятий в страны АСЕАН составил 13 млрд долл. Кроме того, правительство Китая поощряет отечественные компании выходить на рынки АСЕАН для укрепления сотрудничества в области машиностроения, судостроения, информатики и автопроизводства, производства текстиля. Отметим, что к настоящему времени китайские инвестиции в АСЕАН не ограничены строительной областью, они получили распространение в сфере энергетики, обрабатывающей индустрии и коммерческих услуг [14]. В настоящее время Китай является первым торговым партнёром АСЕАН, а АСЕАН, обогнав Японию, стал третьим торговым партнёром КНР после США и Европейского союза. В первом полугодии 2011 г. объём торговли между Китаем и Ассоциацией превысил 171 млрд долл.
За последние 5 лет товарооборот между Китаем и АСЕАН в среднем возрастал на 16,2 % в год. При сохранении таких темпов или даже их некотором замедлении (до 14,3 %) стороны вполне смогут выйти на намеченный объем товарооборота до 500 млрд долл. к 2015 г. [15].
На конец первого полугодия 2011 г. общий объём китайских инвестиций в АСЕАН составил около 80 млрд долл., и масштабы инвестиционной деятельности китайских предприятий в странах АСЕАН продолжают увеличиваться.
Особое место в региональном движении товаров и капитала в регионе занимает Вьетнам. Исследуя товарооборот Китая и стран АСЕАН, можно увидеть, что примерно 35 % приходится на Вьетнам. Несмотря на это, Вьетнам имеет торговый дефицит с этими государствами. Как показывают статистические данные, именно из Восточной Азии во Вьетнам преимущественно поступают такие товары, как бумага, цемент, металлопрокат, удобрения и древесина (80 % общей стоимости ввоза), швейные комплектующие (более 70 %), машины и оборудование (около 40 %) [16].
Благодаря дешёвому сырью и материалам, закупаемым внутри региона, вьетнамские импортёры серьёзно экономят на транспортных затратах. Ввозятся такие машины и оборудование, которые соответствуют низкой квалификации рабочей силы. За счёт этого продукция обрабатывающей промышленности успешно конкурирует с продукцией из иных регионов на европейском и американском рынках.
Вьетнамские товары пользуются за счёт своей дешевизны спросом у европейских и американских потребителей, но проигрывают по качеству аналогам из соседних стран на региональном и местном рынке. В результате, несмотря на быстрое увеличение экспорта в ЮВА, на Вьетнам приходится по основным позициям менее 20 % поставок соответствующей продукции в этот регион. Региональный рынок в принципе более удобен для работы, чем рынки развитых стран. На нем легче просчитываются риски, ниже транспортные расходы, дешевле прочие операции. Если вьетнамские предприниматели поймут это и переориентируют свою экспортную политику на страны АСЕАН и Китай, то в предстоящие годы можно ожидать снижения дефицита в торговле с ними. Динамика товарооборота между Вьетнамом и КНР за 2002-2009 гг. между Вьетнамом и Китаем представлена в таблице.
Динамика товарооборота между Вьетнамом и Китаем, млн долл.1
^^^Год Объем''~'^ 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Экспорт 1 518 1 883 2 899 3 228 3 243 3 646 4 536 4 310
Импорт 2 159 3 139 4 595 5 900 7 391 12 710 15 652 17 933
Сальдо -641 -1 256 -1 696 -2 672 -4 148 -9 064 -11 116 -13 623
За первый квартал 2011 г. товарооборот между Китаем и Вьетнамом составил 7,901 млрд долл. (в 2010 г. - 5,856 млрд долл.). Объём экспорта из КНР во Вьетнам достиг 5,862 млрд долл. (в 2010 г. - 4,641 млрд долл.). Объём вьетнамского импорта в КНР составил 2,039 млрд долл. (в 2010 г. - 1,215 млрд долл.) [7, 17].
1 Составлено автором по [7, р. 421-422].
Для Вьетнама участие в КАФТА имеет в основном позитивный эффект и связано с расширением доступа к ёмкому рынку; снижением издержек производства благодаря низким ценам на ввозимые комплектующие и материалы; созданием условий для роста притока зарубежных инвестиций; углублением интеграции экономики страны в мировую и региональную экономику; поддержанием стабильных и динамичных темпов экономического роста; реализацией структурных реформ.
Экономическая интеграция неизбежно влияет на рост издержек, особенно для стран-членов, отличающихся невысоким уровнем экономического развития. Для Вьетнама это обострение конкуренции на вьетнамском рынке вследствие либерализации и его открытия для более конкурентоспособных зарубежных товаров; сокращение объёма доходных поступлений в национальный бюджет из-за снижения ставок пошлин.
На развитие экономической интеграции в ЮВА влияют две группы факторов. Первую составляют внутренние факторы, связанные с уровнем развития стран-участниц, особенностями их внутренней экономической политики и взглядов на будущее региональной интеграции. На данном этапе эти факторы оказывают в основном тормозящее влияние. Вторая группа факторов связана с влиянием внешней среды - тенденциями развития мировой экономики, экономическими процессами в Восточной Азии. Эти факторы в большей степени стимулируют интеграцию и определяют её новые направления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Максаковский В. П. Азиатско-Тихоокеанский регион в мировом хозяйстве /
http: //geo. 1 september.ru/2001/35/3. htm.
2. China Passes Japan to Become No. 2 Economy / NYTimes.com.
3. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития / Ин-т востоковедения Российской академии наук, 2009. - Вып. XIII. - С. 311.
4. World Economic Outlook: Recovery, Risk and Rebalancing. - Washington, DC., International Monetary Fund, 2010. October. - P. 64.
5. Российско-вьетнамские отношения / http://www.vietnam.mid.ru/hron_01.html.
6. Экономика Вьетнама / http://www.vietnamnews.ru/economy_1 .htm.
7. International Monetary Fund: Direction of Trade Statistics, September, 2010. - P. 421-422.
8. Фам Ань Туан. Вьетнам в азиатско-тихоокеанской экономической интеграции: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2005. - 181 с.
9. Мазырин В. М. Отличительные черты и перспективы регионального сотрудничества в рамках АСЕАН / Региональные организации. Современные тенденции развития. - М.: ИСАА при МГУ, 2003. - С. 69.
10. Костюнина Г. М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция: основные тенденции, проблемы и перспективы: дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2003. - 170 с.
11. Мазырин В. М. КАФТА - новый формат экономического взаимодействия в Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 11. - С. 50-58.
12. Канаев Е., Курилко А. Юго-Восточная Азия в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 2. - С. 38-46.
13. URL: http://www.vinasme.com.vn/nd5/detail/tin-kinh-te-tong-hop/52587.003.html.
14. URL: http://www.russian.cri.cn/881/2011/07/27/1s390322.html.
15. URL: http://www.russian.people.com.cn/31518/7452671.html.
16. Dinh Tuan Minh. Nhap sieu: dau la nguyen nhan chinh? URL:
http://vepr.org.vn/home/index.php?option=com_content&task=view&id=710&Itemid=327:testset.
17. Товарооборот КНР и Вьетнама вырос на 42,3 % / http://www.vietnews.ru/content/товарооборот-кнр-и-вьетнама-вырос-на-423.
Статья поступила в редакцию 21.09.2011 ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сергун Игорь Петрович - Саратовский государственный социально-экономический университет; аспирант кафедры «Мировая экономика и управление внешнеэкономической деятельностью»; [email protected].
Sergun Igor Petrovich - Saratov State Social and Economic University; Postgraduate Student of the Department "World Economy and Management of Foreign Trade Activities; [email protected].