Ярембаш А.И. Сотрудничество государства, региона и бизнеса в программах социально-экономического развития депрессивных регионов // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Т. 2. — № 3. — С. 143-154. — doi: 10.18334^.2.3.1905
Язык публикации: русский
Public-Private Partnership, 2015, Volume 2, Issue 3
Cooperation of the State, the Region and the Business in the Programs of Social and Economic Development of Depressive Regions
Aleksandr Yarembash1®
1 Donetsk State University of Management, Donetsk, Ukraine
ABSTRACT_
The article describes the basic principles of the state, regional and business cooperation in the implementation of programs of local social and economic development of the regions that have become depressed in the course of restructuring of the coal industry.
KEYWORDS_
state, regional and business cooperation, restructuring of the coal industry, social and economic development programs, region, municipality
CITATION_
Yarembash, A.I. (2015). Cooperation of the State, the Region and the Business in the Programs of Social and Economic Development of Depressive Regions. Public-Private Partnership, 2(3), 143-154. doi: 10.18334/ppp.2.3.1905
JEL: L72, O13, R11 Original Research Language: Russian
Received: 1 Aug 2015, Published: 30 Sep 2015
© Yarembash A.I. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: [email protected]
HIGHLIGHTS
► coal-mining regions are not able to cope with negative social and economic impact of restructuring
► selection of investment project for provision of state support shall be made using qualitative and quantitative criteria
► quantitative investment project selection criteria include those of economic, financial and budgetary efficiency
Государственно-частное партнерство, 2015, Том 2, Выпуск 3
Сотрудничество государства, региона и бизнеса в программах социально-экономического развития депрессивных регионов
Александр Ярембаш1
1 Донецкий государственный университет управления, г. Донецк, Украина
АННОТАЦИЯ_
В статье изложены основные принципы осуществления государственного, регионального и бизнес сотрудничества при реализации программ местного социально-экономического развития регионов, ставших депрессивными в процессе реструктуризации угольной отрасли.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
государственное, региональное и бизнес-сотрудничество, реструктуризация угольной отрасли, программы социально-экономического развития, регион, муниципальное образование
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Ярембаш А.И. Сотрудничество государства, региона и бизнеса в программах социально-экономического развития депрессивных регионов // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Т. 2. — № 3. — С. 143-154. — М: 10.18334/ррр.2.3.1905
JEL: L72, O13, R11
Язык публикации: русский
© Ярембаш А.И. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
н Для связи: [email protected]
ТЕЗИСЫ
► угледобывающие регионы не в состоянии самостоятельно справиться
с негативными социально-экономическими последствиями реструктуризации
► отбор инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки необходимо производить по качественным и количественным критериям
► количественные критерии отбора инвестиционных проектов включают в себя критерии экономической, финансовой и бюджетной эффективности
Об авторах:
Ярембаш Александр Игоревич, кандидат технических наук, доцент кафедры инновационного менеджмента и управления проектами, Донецкий государственный университет управления, г. Донецк, Украина ([email protected])
Введение
Негативные социальные последствия реструктуризации угледобывающей отрасли Украины во многом определяют направления дальнейшего социально-экономического развития депрессивных угледобывающих регионов.
Негативные тенденции в развитии экономики углепромышленных регионов и муниципальных образований обусловлены, в основном, малой эффективностью программ местного социально-экономического развития (ПМСЭР), финансируемых за счет средств госбюджета и бюджетов реструктуризируемых регионов. Именно недостаточное финансирование таких программ предопределило необходимость поиска финансовых, материальных и других ресурсов, необходимых для их реализации.
Одним из путей решения этой проблемы является обеспечение эффективного сотрудничества государственной власти, органов местного самоуправления реструктуризируемых регионов и
частнопредпринимательских структур, функционирующих на этих территориях.
Однако проблема социально-экономического развития регионов, несмотря на свою многогранность, изучается без использования принципа системности.
Социально-экономические системы конкретных
реструктуризируемых регионов являются подсистемами
общенациональной экономики, поэтому необходимо применять комплексный подход к решению проблемы их развития в соответствии с изменяющимися требованиям общества, согласно стандартам и нормам развития социально-экономических систем в рамках экономики региона.
В настоящей работе такое сотрудничество представляется как форма взаимодействия государства, органов местного самоуправления, частного бизнеса, общественных организаций и других заинтересованных структур с целью реализации социально ориентированных проектов и программ преодоления негативных социально-экономических последствий реструктуризации (ПНСЭП) угольной промышленности, в части закрытия неперспективных предприятий отрасли.
Организация, методы, средства и инструменты этого взаимодействия, выбираются в зависимости от направленности, масштабности, сложности и общественной значимости таких программ
(занятость населения, развитие социальной инфраструктуры, повышение качества образования и медицинского обслуживания, ЖКХ и т. д.).
При этом государство осуществляет, в основном, законодательные функции, органы местного самоуправления - функции исполнительной власти, а бизнес - функции приращения валового регионального продукта.
Единство возможностей ведет к подъему
Организация системы государственного, регионального и бизнес-сотрудничества (ГРБС) в ходе преодоления негативных последствий реструктуризации угольной отрасли требует разработки моделей управления, методов оптимизации отношений собственности и способов финансирования. При этом необходимо выполнения ряда условий:
—рациональное использование средств господдержки;
— внедрение социальных инноваций;
— возможностей частнопредпринимательских структур в части повышения эффективности использования всех видов ресурсов;
— проведение необходимых изменений форм собственности без негативных социальных последствий.
В такой системе происходит объединение ресурсов и потенциалов всех хозяйствующих субъектов:
— государства - в форме его собственности;
—регионов - в форме муниципальной собственности;
— бизнеса - в виде возможностей частнопредпринимательских структур в части хозяйствования, инвестиций, менеджмента и инноваций [1].
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости объединения возможностей государства, региона и бизнеса в процессе реализации ПМСЭР депрессивных угледобывающих регионов и муниципальных образований
В связи с этим, предлагается следующее определение понятия «регион».
С научной точки зрения любой регион следует рассматривать как территориальное образование в рамках определенных административных границ, определенных государством, представляющее собой управляемый сложный природно-социально-экономический комплекс, в котором специфично воспроизводятся социальные и экономические блага для обеспечения жизнедеятельности населения на основе системы
разнообразных связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами (предприятиями, учреждениями, населением, органами управления) с учетом интересов всех участников экономических отношений [2].
Угледобывающий регион - это территория, на которой формирование региональной экономики происходило на основе деятельности предприятий по добыче и переработке угля. Это позволяло в значительной степени специализировать все экономические процессы, протекающие в регионе. Однако изменения экономических, социальных и технологических факторов в ходе реструктуризации угольной отрасли, в значительной степени снизило эффективность функционирования такой региональной социально-экономической системы (РСЭС).
Угледобывающие регионы не в состоянии самостоятельно справиться с негативными социально-экономическими последствиями реструктуризации. Сложный и длительный процесс реформирования экономики, породивший дисбаланс в региональном развитии, поставил задачу определения путей и направлений вывода региона из состояния депрессии и решения комплекса возникших социальных проблем (низкий уровень жизни населения, безработица, разрушение социальной инфраструктуры и др.).
Таким образом, депрессивным может называться угледобывающий регион, социально-экономическое состояние которого после проведения реструктуризации угольной отрасли (особенно вследствие закрытия шахт) резко ухудшилось по всем параметрам жизнедеятельности.
Для успешного развития региона необходимо сформировать систему управления преодолением негативных последствий реструктуризации угольной отрасли (ПНПРУО), способствующую стабилизации и росту социально-экономического потенциала региона.
В данной системе значение уделяется и традиционным, и инновационным факторам, влияющим на эффективность ее функционирования.
Инновации, применяемые в системе управления ПНПРУО (при реализации проектов и программ ПМСЭР и ПНСЭП закрытия шахт), имеют определенную социальную и производственно-экономическую направленность.
Внедрение методов, средств и инструментов государственного, регионального и бизнес сотрудничества (ГРБС) при реализации ПМСЭР депрессивных регионов и муниципальных образований, в период
реструктуризации и в постреструктуризационный период, позволит учесть интересы всех заинтересованных в развитии сторон на всех уровнях управления - государственном, региональном и местном.
Сотрудничество для общего блага
В настоящее время задача объединения возможностей государственных, региональных учреждений и предпринимательских структур приобретает все большую актуальность. Социально-ориентированные проекты и программы, которые могут быть реализованы в ходе преодоления негативных социально-экономических последствий закрытия шахт, являются важнейшим фактором развития региона и служат базой для формирования и реализации технико-экономических проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения, внедрения инноваций на производстве, эксплуатации объектов производственной и социальной инфраструктуры, производства новых товаров и услуг и т. д.
ГРБС в программах развития депрессивных углепромышленных регионов должно быть ориентировано, в первую очередь, на решение социальных проблем, т. е. направлено на решение таких задач, как создание новых рабочих мест и обеспечение занятости высвобождаемых в процессе закрытия шахт работников; повышение уровня жизни и покупательной способности населения; улучшение качества медицинского обслуживания и образования; повышение эффективности функционирования социальной инфраструктуры и т. д.
Решение подобных задач основывается на следующих принципах:
— эффективное и рациональное распределение и использование средств господдержки;
— повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью;
—ликвидация особо убыточных и неперспективных предприятий;
— реконструкция производств, имеющих перспективу успешного развития;
— реализация программ поддержки и развития предпринимательства.
Учитывая вышеизложенное, в настоящем исследовании предлагается следующая трактовка понятия ГРБС: это взаимодействие государства, региональной исполнительной власти, органов местного самоуправления и частного бизнеса, направленное на реализацию
программ социально-экономического развития депрессивных угледобывающих регионов и муниципальных образований, как во время проведения реструктуризации угольной отрасли, так и в постреструктуризационный период.
Такое сотрудничество будет содействовать решению проблемы преодоления негативных социально-экономических последствий реструктуризации угольной промышленности, (особенно в части ликвидации неперспективных предприятий отрасли) на конкретных территориях.
Таким образом, целью реструктуризации угольной отрасли является восстановление социально-экономических систем угледобывающих регионов (РСЭС), ставших депрессивными в результате закрытия шахт [3].
Неэффективность РСЭС порождает серьезные дополнительные проблемы на местных рынках труда: наряду с ростом безработицы происходит отток трудоспособного населения из шахтерских поселений в крупные города, что негативно сказывается на качестве трудовых ресурсов региональной экономической системы в целом.
Развитие по пути узкой специализации не позволило обеспечить экономике угледобывающих регионов стабильных темпов роста в долгосрочном периоде. Именно поэтому необходимо формировать и реализовывать социально-экономические проекты и программы, обеспечивающие, за счет диверсификации, дополнительные резервы для развития региона.
Рациональный инновационный подход к социально-экономическому развитию реструктуризируемых угледобывающих регионов и угольной отрасли в целом заключается в преобразовании отраслевой производственно-экономической системы в региональную социально-экономическую при помощи государственного, регионального и бизнес-сотрудничества (ГРБС) (рисунок 1).
При этом произойдет не только повышение качества жизни населения, но и развитие смежных отраслей (диверсификация производства) в региональной социально-экономической системе и в конечном итоге повышение конкурентоспособности региона.
Внутренний потенциал региональной социально-экономической системы
Рисунок 1. Преобразование отраслевой производственно-экономической системы в региональную социально-экономическую Источник: составлено автором
К конкурентным преимуществам углепромышленных регионов, можно отнести:
— наличие мощного топливно-энергетического комплекса;
—достаточно развитую промышленную и социальную инфраструктуру;
— наличие сильного инновационного потенциала;
— перспективу для инвестиций в экономические проекты.
Отбор инвестиционных проектов на предоставление
государственной поддержки как инструмента ГРБС необходимо производить по качественным и количественным критериям.
Количественные критерии отбора инвестиционных проектов включают в себя критерии экономической, финансовой и бюджетной эффективности.
К качественным критериям следует отнести:
— приоритет соответствия программы в долго- и среднесрочной перспективе развития региона;
— активное участие негосударственного сектора экономики;
— невозможность реализации проекта без государственной поддержки;
возможность минимизации сметной стоимости инвестиционного
проекта;
— обеспечение положительных социальных эффектов;
— наличие положительного заключения Правительственной комиссии.
Для получения государственной поддержки за счет средств госбюджета социально-экономический инвестиционный проект (программа) должен проходить несколько уровней. Отбор инвестиционных проектов проводится в несколько этапов (рисунок 2).
Рисунок 2. Схема движения и рассмотрения социально направленного инвестиционного проекта с целью получения финансирования из средств госбюджета
Источник: составлено автором
Кроме всего прочего, инновационная инфраструктура управления проектом с учетом ГРБС должна обеспечивать разработку системы стимулов и мотиваций для участников социально ориентированной программы (стейтхолдеров), ориентированных на достижение приемлемого социально-экономического результата, а само социально-экономическое и инновационное развитие шахтерских муниципальных образований следует обязательно рассматривать в связи с общим состоянием таких процессов в регионе.
Выводы
Для решения проблем развития конкретных реструктуризируемых регионов необходимо применять комплексный подход в соответствии с изменяющимися требованиям общества, согласно стандартам и нормам развития социально-экономических систем в рамках экономики региона.
В настоящей работе такое сотрудничество представляется как форма взаимодействия государства, органов местного самоуправления, частного бизнеса, общественных организаций и других заинтересованных структур с целью реализации социально ориентированных проектов и программ преодоления негативных социально-экономических последствий реструктуризации угольной промышленности.
Государственное, региональное и бизнес-сотрудничество - это взаимодействие государства, региональной исполнительной власти, органов местного самоуправления и частного бизнеса, направленное на реализацию программ социально-экономического развития депрессивных угледобывающих регионов и муниципальных образований, как во время проведения реструктуризации угольной отрасли, так и в постреструктуризационный период.
Инновационный подход к социально-экономическому развитию реструктуризируемых угледобывающих регионов и угольной отрасли в целом заключается в преобразовании отраслевой производственно-экономической системы в региональную социально-экономическую при помощи государственного, регионального и бизнес-сотрудничества.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ярембаш, А.И. (2012). Проблемы и направления создания проектов и программ
преодоления негативных социально-экономических последствий закрытия угольных шахт. В книге Управление проектами: состояние и перспективы (С. 245-247). Николаев: НУК.
2. Кретинина, Т.В. (2012). Государственно-частное партнерство как фактор
экономического роста депрессивного угольного региона (на примере Восточного Донбасса) (Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05). Шахты.
3. Ярембаш, А.И. (2014). Партнерство государства, регионов и бизнеса в процессе
реализации социально ориентированных проектов реструктуризации угольной отрасли. Менеджер. Вестник ДонГУУ, 3, 68-78.