Ярембаш А.И. (2016). Методологические положения формирования системы управления преодолением негативных последствий реструктуризации угольной отрасли. Вопросы инновационной экономики, 6(3), 259-276. 10.18334Мпес.6.3.36089
Язык публикации: русский
Russian Journal of Innovation Economics, 2016, Volume 6, Issue 3
Methodological guidelines for the formation of management system to overcome the negative effects of restructuring of the coal industry
Aleksander Yarembash
ABSTRACT_
The article stated and substantiated methodological principles of formation of a control system to overcome the negative effects of the closure of unviable enterprises in the process of restructuring the coal industry, based on the development of socially oriented programs.
Article is intended for graduate students, researchers, and in the field of economics and management specialists, project managers, and heads of the coal enterprises and associations. In addition, the article will be of interest to employees of all levels of authorities and specialists in the field of industrial restructuring.
KEYWORDS_
restructuring the coal industry, the socio-economic impact of the project, program, social tensions
CITATION_
Yarembash, A.I.. (2016). Methodological guidelines for the formation of management system to overcome the negative effects of restructuring of the coal industry. Russian Journal of Innovation Economics, 6(3), 259-276. doi: 10.18334/vinec.6.3.36089
JEL: G34, L60, M11 Original Research Language: Russian
Received: 18 Jul 2016, Published: 30 Sep 2016
© Yarembash, A. / Publication: Creative Economy Publishers
This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: [email protected]
HIGHLIGHTS
►at the closing of the mines should be taken into account the possible negative social and economic consequences, which are understood in the first place, reducing the loss of life and the prospects of further development of coal-mining areas
► the main reason for growth of social tension in the coal-producing regions undergoing structural reform, is dissatisfaction of the population in all or several socio-economic indicators of life
► at the planning stage of liquidation activities generated projects and programs to respond adequately to problems arising in the process of restructuring the negative socio-economic processes in order to reduce their destabilizing impact on the situation in the coal-producing regions
►under the operation of control systems regulators PNPRUO and implementation of projects and programs PNSEP mine closure should be understood there is a relationship of participants restructuring of resource, time, regulatory and methodological possibilities
Вопросы инновационной экономики, 2016, Том 6, Выпуск 3
Методологические положения формирования системы управления преодолением негативных последствий реструктуризации угольной отрасли
Александр Ярембаш®
АННОТАЦИЯ_
В статье сформулированы и обоснованы методологические положения формирования системы управления преодолением негативных последствий закрытия неперспективных предприятий в процессе реструктуризации угледобывающей отрасли, основанные на разработке социально ориентированных программ.
Статья рассчитана на аспирантов, научных работников и специалистов в области экономики и управления, менеджеров проектов, а также руководителей угольных предприятий и объединений. Кроме того, статья будет интересна работникам органов власти всех уровней и специалистов в области промышленной реструктуризации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
реструктуризация, угольная промышленность, социально-экономические последствия, проект, программа, социальная напряженность
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Ярембаш А.И. (2016). Методологические положения формирования системы управления преодолением негативных последствий реструктуризации угольной отрасли. Вопросы инновационной экономики, 6(3), 259-276. doi: 10.18334^^.6.3.36089
JEL: G34, L60, M11 Язык публикации: русский
© Ярембаш А. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
и
Для связи: [email protected]
ТЕЗИСЫ
► при закрытии шахт должны обязательно учитываться возможные негативные социально-экономические последствия, под которыми понимаются, в первую очередь, снижение уровня жизни населения и утрата перспективы дальнейшего развития углепромышленных территорий
► главной причиной роста социальной напряженности в углепромышленных регионах, подвергшихся структурному реформированию, является неудовлетворенность населения по всем или нескольким социально-экономическим показателям жизнедеятельности
► на стадии планирования ликвидационных мероприятий формируются проекты и программы адекватного реагирования на возникающие в процессе реструктуризации негативные социально-экономические процессы с целью снижения их дестабилизирующего влияния на ситуацию в углепромышленных регионах
► под регуляторами функционирования систем управления ПНПРУО и реализации проектов и программ ПНСЭП закрытия шахт следует понимать существующую зависимость участников реструктуризации от ресурсных, временных, нормативно-правовых и методических возможностей
Об авторах:
Ярембаш Александр Игоревич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационного менеджмента и управления проектами, Донецкий государственный университет управления ([email protected])
Введение
Закрытие неперспективных предприятий угольной отрасли неизбежно приводит к росту социальной напряженности на углепромышленных территориях. Это объясняется тем, что акцент при проведении реструктуризационных мероприятий в отрасли ставился в основном на производственно-технологические факторы. Социальные проблемы при этом практически не учитывались. Это приводит к резкому росту безработицы, нарушению функционирования инфраструктуры и общему снижению уровня жизни населения на реструктуризируемых территориях. И это представляется проблемой не только регионального, но и общегосударственного масштаба.
Анализ публикаций по вопросам реструктуризации [1-9] и материалов уже реализованных проектов показал, что социальные аспекты последствий ликвидации шахт изучены крайне недостаточно, особенно в плане функционирования экономики в условиях рынка.
Актуальность
Недостаточно внимания, с научной и практической точек зрения уделяется формированию системы управления преодолением социально-экономических последствий реструктуризации, в частности формированию и реализации социально ориентированных проектов и программ регулирования негативных процессов, возникающих при ликвидации шахт.
Это обусловлено рядом причин, к которым относятся следующие:
1. Социально-экономические последствия закрытия шахт рассматриваются как вторичные по важности.
2. Финансирование преодоления негативных социальных последствий происходит по остаточному принципу.
3. Управление преодолением негативных социально-экономических последствий закрытия неперспективных и особо убыточных угледобывающих предприятий в регионах, требует формирования специфических по форме и содержанию социально
ориентированных проектов, объединенных в конкретные социально ориентированные программы.
4. Реализация подобных программ приводит к изменению социально-экономической ситуации в конкретном регионе по таким показателям, как уровень занятости населения, потребная специализация рабочей силы, уровень доходов населения, направления развития предпринимательства и т.д.
5. В целом данные программы должны обеспечивать преобразование региональной производственно-экономической системы в социально-экономическую.
6. Создание системы управления преодолением негативных последствий реструктуризации угольной отрасли (ПНПРУО) затруднена также действием факторов, составляющих специфику многих углепромышленных регионов и способствующих ухудшению социально-экономической обстановки и:
- изменениями прав собственности на средства производства;
- недостаточной развитостью нормативно-правовой базы и отсутствием необходимых организационных структур, способствующих скорейшей социальной адаптации населения угледобывающих территорий к условиям закрытия шахт;
- ограниченностью возможностей и недостаточностью имеющихся ресурсов, используемых для социально-экономического развития угледобывающих регионов на основе частичной или полной диверсификации их экономики и др.
Целью настоящей статьи является разработка теоретико-методологических основ формирования системы управления преодолением негативных последствий реструктуризации угольной промышленности в части закрытия неперспективных угледобывающих предприятий.
Задача. Разработать принципиальные положения, составляющие методологическую основу формирования системы управления преодолением негативных последствий.
Результаты исследования
Последствия недостаточной разработанности проблемы формирования и реализации проектов и программ преодоления негативных социально- экономических последствий (ПНСЭП) закрытия шахт отрицательно сказываются на результатах реструктуризации угольной промышленности.
В ходе структурного и технического реформирования отрасли были достигнуты результаты, указывающие на некоторое улучшение ее технико-экономических показателей (наращивание объемов добычи угля на перспективных предприятиях, повышение производительности труда, создание материальной основы для развития отрасли в перспективе и т.д.). Однако из-за отсутствия к началу реструктуризации методологии управления преодолением ее негативных социально-экономических последствий, появился комплекс социальных проблем:
- на угледобывающих территориях в связи с ликвидацией угольных предприятий и организаций резко возросла безработица;
- выросла задолженность по зарплате, регрессным и другим социальным выплатам;
- у большой части населения углепромышленных регионов резко снизился уровень жизни и т.д.
Принимая во внимание актуальность разработки методологии формирования системы управления ПНПРУО, следует отметить, что к настоящему времени возникла необходимость неотложного решения данной проблемы.
При этом уже имеются ряд теоретических и практических разработок в области управления социально-экономическими процессами промышленной реструктуризации, приобретен, как позитивный, так и негативный опыт преодоления ее негативных последствий, что является необходимым условием формирования методических положений и практических решений используемых при реализации проектов и программ ПНСЭП закрытия неперспективных предприятий угольной отрасли. Взаимосвязь факторов обеспечения
эффективности реализации проектов и программ ПНСЭП реструктуризации представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Взаимодействие государства и бизнеса в проектах и программах преодоления социально-экономических последствий закрытия шахт
Источник: составлено автором
I- правовое обеспечение проектов и программ ПНСЭП;
II- государственная социально-экономическая экспертиза;
III - государственная финансовая поддержка (кредитные и налоговые льготы, субсидии и др.);
IV - государственный контроль за соблюдением социальных гарантий (заработная плата, социальные выплаты и др.);
V - обеспечение занятости населения путем формирования программ местного социально -экономического развития;
VI - поддержка функционирования и развития социальной инфраструктуры;
VII - социально-экономическое развитие углепромышленных регионов в постреструктуризационный период;
VIII - государственная финансовая поддержка проектов и программ ПНСЭП реструктуризации;
IX- комплекс других социально направленных мероприятий.
Методология формирования системы управления ПНПРУО в части закрытия особо убыточных предприятий должна учитывать необходимость сотрудничества всех заинтересованных сторон в социальной сфере и базироваться на методах обоснования принятия управленческих решений с определением необходимого ресурсного, правового, инновационного и информационного обеспечения.
При этом преодоление социально-экономических последствий (СЭП) закрытия шахт и формирование соответствующих проектов должно осуществляться на принципах системно-целевого подхода к управлению сложными, изменяющимися во времени социально-экономическими системами, исходным элементом которого являются результаты их диагностики регулярный мониторинг [9].
Методически формирование системы управления ПНПРУО должно основываться на современных методах обоснования принимаемых решений, математическом, оптимизационном и имитационном моделировании базирующемся на эффективной информационно-аналитической системе.
Системы управления ПНПРУО должны иметь способность адаптации к изменяющейся социально-экономической ситуации и возможностям ресурсной и нормативно-правовой поддержки на каждом этапе реструктуризации.
Следует учитывать, что закрытие неперспективных шахт затрагивает не только интересы населения углепромышленных регионов, но и дальнейшее их развитие, поэтому необходимо упреждающее формирование стратегических проектов и программ ПНСЭП и в текущем, и в постреструктуризационном периоде.
При закрытии шахт должны обязательно учитываться возможные негативные социально-экономические последствия, под которыми
понимаются, в первую очередь, снижение уровня жизни населения и утрата перспективы дальнейшего развития углепромышленных территорий. Следовательно, требуется формирование и реализация программ, направленных на предотвращение и (или) локализацию негативных СЭП. Именно эти последствия требуют особого внимания и эффективных мер по урегулированию на отраслевом, региональном и муниципальном уровнях. Такие меры должны быть направлены на предотвращение или снижение роста социальной напряженности, являющейся индикатором проявления различных негативных социально-экономических последствий, вызванных закрытием шахт в реструктуризируемых регионах.
Негативные социально-экономические последствия закрытия шахт, в определенных условиях могут оказывать решающее влияние на конечные результаты реструктуризации в целом, и это должно обязательно учитываться при формировании системы управления ПНПРУО.
Под социальной напряженностью, в нашем случае, следует понимать возникновение негативных социально-экономических факторов, которые без принятия соответствующих мер по их ликвидации или локализации, могут способствовать проявлению, в различных формах, социальной, производственной и экономической дестабилизации в конкретном реструктуризируемом углепромышленном регионе.
Главной причиной роста социальной напряженности в углепромышленных регионах, подвергшихся структурному
реформированию, является неудовлетворенность населения по всем или нескольким социально-экономическим показателям жизнедеятельности (безработица, низкая зарплата, неэффективно функционирующая социальная инфраструктура и др.). Именно это способно дестабилизировать социально-экономическую обстановку в регионе в ходе промышленной реструктуризации.
Характер и интенсивность влияния социальной напряженности в регионе, на территории которого происходит закрытие шахт, подвергаются системно-целевой диагностике. На основе полученных данных и определяются параметры формирования системы управления
ПНПРУО и входящих в нее социально-ориентированных проектов и программ.
Под проектом преодоления социально-экономических последствий закрытия шахт, входящим в систему управления ПНПРУО понимается ограниченная во времени и ресурсах совокупность мероприятий, инструментов, методов, средств и способов целенаправленного воздействия на протекание сложных социально-экономических процессов, вызванных ликвидацией предприятия, учитывающая специфику конкретного региона или муниципального образования
Следовательно, при формировании системы управления ПНПРУО и, соответственно, проекта преодоления негативных социально-экономических последствий (ПНСЭП) закрытия шахты, в каждом конкретном случае изначально определяется его целевая направленность, структура, а далее методы и способы достижения поставленной цели при определенных ресурсных, правовых, временных и других ограничениях и требованиях [8].
На рисунке 2 представлена последовательность формирования проекта ПНСЭП закрытия шахт.
Наличие эффективной системы управления ПНПРУО в части закрытия шахт, затрагивает социальные интересы населения углепромышленных регионов и должно рассматриваться как обязательное условие на всех этапах реструктуризации.
При проектировании закрытия шахт социально ориентированные проекты и программы должны формироваться еще на этапе планирования. При этом системы управления ПНПРУО в затронутых реструктуризацией регионах, должны предусматривать мероприятия по сбалансированию высвобождения и трудоустройства работников ликвидируемых шахт, обеспечению эффективной социальной защиты населения и другие меры, предупреждающие возникновение социальной напряженности.
На стадии планирования ликвидационных мероприятий формируются проекты и программы адекватного реагирования на
возникающие в процессе реструктуризации негативные социально-экономические процессы с целью снижения их дестабилизирующего влияния на ситуацию в углепромышленных регионах. При этом система управления ПНПРУО должна обладать способностью адаптироваться к изменяющимся ресурсным, правовым и другим условиям, а также к специфическим особенностям регионов, которые, в свою очередь, классифицируются, на основе данных системной диагностики, по социально-экономическим последствиям реструктуризации и потенциальным возможностям социально-экономического развития.
Д ОЦ Ф В П Р
Рисунок 2. Формирование систем управления ПНПРУО (проектов и программ ПНСЭП закрытия неперспективных угольных шахт)
Д - диагностика факторов и условий возникновения и проявления социально-экономических последствий реструктуризации в углепромышленном регионе;
ОЦ - определение целей ПНПРУО;
Ф - формирование системы социальных и экономических показателей, требований и ограничений при достижении поставленной цели;
В - выбор методов, средств и способов эффективного преодоления социально-экономических последствий;
П - проверка наличия достаточности имеющегося ресурсного и правового обеспечения для достижения поставленной цели с учетом принятых ограничений и требований;
Р - решение информационных, организационно-технических и других вопросов практической реализации проекта преодоления социально-экономических последствий реструктуризации.
В зависимости от масштабов и характера решаемых социально-экономических задач и принадлежности их к различным уровням управления (в отраслевой, региональной и муниципальной экономической системе), проекты ПНСЭП реструктуризации должны
формироваться как инструмент для решения возникающих при закрытии шахт негативных социально-экономических проблем.
В организационно-техническом отношении системы управления ПНПРУО должны базироваться на данных социально-экономического мониторинга, включающего применение компьютерных технологий и коммуникаций для сбора и обработки информации о социально-экономических процессах на реструктуризируемых территориях. При этом необходимо учитывать результаты уже реализуемых там проектов и программ ПНСЭП, которые должны подвергаться корректированию по мере изменения социально-экономических условий, возможностей ресурсного и правового обеспечения и других изменений.
Важным условием формирования системы управления ПНПРУО (особенно в части закрытия неперспективных шахт) является обеспечение сбалансированного системного взаимодействия всех участников ликвидации предприятий в процессе разрешения методологических, экономических, социальных, финансовых, организационных, технических, технологических, экологических и других проблем. Основополагающим здесь является принцип социального сотрудничества, основанный на согласовании и координации интересов населения, государства и бизнеса, на на всех уровнях управления.
При формировании методологии формирования системы управления ПНПРУО необходимо учитывать то, что СЭП закрытия шахт в углепромышленных регионах не ограничиваются изначально принятыми сроками и практически все из них так или иначе, в той или иной форме, с различной интенсивностью проявляются по окончании реструктуризации.
Проблема здесь состоит в том, что негативные последствия закрытия шахт влияют не только на интересы населения углепромышленных регионов, но и на социально-экономические развитие самих регионов в постреструктуризационном периоде.
Промышленная реструктуризация должна способствовать активизации социально-экономического развития углепромышленного
региона, причем при недостаточности потенциала для развития на базе специализации существующих отраслей, эффективность
функционирования и развития таких регионов может повышаться при помощи диверсификации их экономики.
При этом необходима интенсификация деятельности частнопредпринимательских структур, что будет содействовать повышению занятости населения, достижению достаточного уровня заработной платы, дополнительному финансированию социальной сферы, росту эффективности функционирования социальной инфраструктуры и осуществлению других социальных программ [10].
Для того чтобы эффективно управлять социально-экономическими реструктуризационными программами, особенно при ограниченном финансовом, ресурсном и организационном обеспечении, необходимо формирование систем управления ПНПРУО и программ долговременного регионального развития базирующихся на кратко-, средне- и долгосрочных социально-экономических прогнозах и стратегическом планировании развития затронутых реструктуризацией регионов в соответствии с их производственно-экономическим потенциалом [11].
На рисунке 3 показаны условия и факторы, влияющие на формирование и реализацию проектов и программ преодоления социально-экономических последствий закрытия шахт, входящих в систему управления ПНПРУО.
Под регуляторами функционирования систем управления ПНПРУО и реализации проектов и программ ПНСЭП закрытия шахт, следует понимать существующую зависимость участников реструктуризации от ресурсных, временных, нормативно-правовых и методических возможностей.
Проект рассматривается применительно к каждой подверженной структурным преобразованиям территории:
- на уровне муниципального образования («микроуровень»);
- на региональном уровне («мезоуровня»);
- на государственном уровне (макроуровень).
Ресурсное и
правовое обеспечение проекта
Методическое обеспечение проекта
Регуляторы реализации проекта
Внешние факторы воздействия на проект
Рисунок 3. Условия и факторы формирования и реализации проектов преодоления социально-экономических последствий закрытия шахт
Источник: составлено автором
К субъектам структурных преобразований относятся: органы власти государственного, регионального и местного уровней, хозяйствующие субъекты, общественные организации и пр.
Методы управления процессами структурных преобразований включают: формирование управляющей системы; определение прав, обязанностей и ответственности управляющих структур; проведение мониторинга и корректировку реструктуризационных проектов и программ по результатам мониторинга.
Особенностью систем управления ПНПРУО и социально ориентированных программ ПНСЭП закрытия шахт представляют собой процедуры принятия решений и согласования интересов на всех уровнях управления. Нормативно-правовой базой при этом являются государственные законодательные акты и решения исполнительной власти на региональном и местном уровнях.
К факторам оптимизации осуществления социально ориентированных проектов и эффективного функционирования систем управления ПНПРУО относятся:
- возможности управленческих структур и хозяйствующих субъектов регионов к реализации структурных преобразований;
- специализация, количество и качество трудовых ресурсов;
- природно-ресурсная база и производственный потенциал и др.
Заключение
В качестве теоретико-методологической основы формирования системы управления преодолением негативных последствий в статье предложены следующие принципиальные положения:
- необходимая социальная поддержка населения углепромышленных регионов, затронутых негативными последствиями закрытия шахт, должна быть своевременно обеспечена в достаточном объеме при помощи формирования систем управления ПНПРУО и программ ПНСЭП закрытия шахт;
- решающая роль в преодолении негативных социально-экономических последствий реструктуризации угольной отрасли должна принадлежать органам власти всех уровней, при активном участии общественных организаций и частнопредпринимательских структур;
- методология формирования системы управления ПНПРУО должна базироваться на принципах социального сотрудничества и методах обоснования принятия управленческих решений основанных на обеспечении необходимого ресурсного, финансового, технологического, правового, инновационного и информационного обеспечения;
- преодоление социально-экономических последствий (СЭП) закрытия шахт должно осуществляться с помощью применения проектного подхода к управлению сложными трансформирующимися социально-экономическими системами и процессами, происходящими в них;
- в методическом и организационно-техническом плане, формирование системы управления ПНПРУО должно базироваться на современных методах обоснования принимаемых управленческих решений, включая экономико-математическое, оптимизационное и имитационное моделирование, основанное на результатах мониторинга социальных, экономических, технико-технологических и экологических явлений и процессов в реструктуризируемых угледобывающих регионах и муниципальных образованиях;
- системы управления ПНПРУО должны иметь возможность адаптироваться, на каждом этапе реструктуризации, к изменяющейся социально-экономической ситуации, возможностям ресурсного и нормативно-правового обеспечения и специфике реструктуризируемых регионов;
- учитывая то, что закрытие неперспективных и особо убыточных шахт затрагивает не только интересы населения, но и условия функционирования углепромышленных регионов, необходимо упреждающее формирование социально направленных проектов преодоления негативных социально-экономических последствий реструктуризации и программ регионального социально-экономического развития, рассчитанных на долгосрочный период.
ИСТОЧНИКИ
1. Ворхлик И.Г., Стрельников В.И., Ярембаш И Ф. Технология закрытия (ликвидации)
угольных шахт. Под редакцией докт. техн. наук^проф. Ярембаша И.Ф. - Донецк: Норд-Пресс, 2004. - 238с. .
2. Гребенкин С.С. Ярембаш А.И. Анализ социально-экономических последствий
ликвидации угольных шахт Донбасса и пути их преодоления. В кн.: Проблемы современного государственного управления. Сб.научн.трудов. Донецьк, ДонДУУ. - 2011. - Т.Х11. - 294 с.
3. Павлова Н.Ф.Потенциал жизнеспособности отраслевых территориальных образований:
социологический аспект. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. социолог, наук. -М.: Московский государственный социальный университет, 2004. - 40 с.
4. Петров И.В. Механизм эколого-экономической оценки и выбора направлений развития
угледобывающих регионов. Автореф. дис. на соиск. уч. степени докт. экон. наук. -М.: МГГУ, 1999. - 40 с.
5. Попов В.Н.. Социально-экономическое программирование структурных
преобразований экономики углепромышленных регионов. Автореф дис. на соиск. уч. степени докт. экон. наук - Екатеринбург, 2004. - 40 с.
6. Рожков А.А. Методология формирования механизмов регулирования социально-
экономических последствий реструктуризации угольной отрасли. Автореф дис. на соиск. уч. степени докт. экон. наук. - М., 2004. - 41 с.
7. Тургель И.Д. Стратегическое управление социально-экономическим развитием
моноспециализированного города (на примере городов горного профиля Среднего Урала). Автореф. дис. на соиск. уч. степени докт. экон. наук. -Екатеринбург, 2001. - 41 с.
8. Ярембаш А.И.. Проблемы и направления создания проектов и программ преодоления
негативных сциально-экономических последствий закрытия угольных шахт. В кн. Управление проектами: состояние и перспективы: Материалы XIII международной. научно-практической конференции (Николаев, 18-21 сентября 2012г.). - Николаев: Изд.НУК, 2012. - с. 245-247.
9. Ярембаш А.И. Процессы диагностики в социально ориентированных программах
развития регионов. В кн. Управление проектами: состояние и перспективы: Материалы IX международной. научно-практической. конференции (Николаев, 1720 сентября 2013г.). - Николаев: Изд. НУК, 2013. - с. 397-399.
10. Ярембаш А.И. Партнерство государства, регионов и бизнеса в процессе реализации
социально ориентированных проектов реструктуризации угольной отрасли. Менеджер // Вестник Донецкого государственного университета управления. Донецк, ДонГУУ. - 2014. - №2(60). - с. 68-78.
11. Ярембаш А.И. Управление качеством проектов преодоления социально-
экономических последствий закрытия угольных шахт А.И. Ярембаш, О.А. Кратт // Управлшня проектами та розвиток виробництва: зб. наук. пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В. Даля, 2012. - №2 (42). - С. 30-36.