более чем актуальным. Автор считает, что только совместно Кир-гизстан, Россия, Китай и США смогут оказать эффективное и решительное противодействие терроризму и экстремизму. В мире происходит размывание традиционного баланса сил - появляются новые центры влияния и новые движущие силы, и Киргизстан должен выстроить свою внешнюю политику с учетом национальных интересов, чтобы занять достойное место в международных отношениях, правильно выбрав партнеров для борьбы с современными вызовами и угрозами.
Автор реферата Е.Л. Дмитриева
Тоцкойнова Н.М.,
студентка 4-го курса кафедры политологии (Московский государственный лингвистический университет) СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ
Аннотация. В статье автор дает анализ террористических угроз в Центрально-Азиатском регионе, а также представляет обзор мнений экспертов и политологов по проблемам противодействия терроризму.
Ключевые слова: Центральная Азия; Ферганская долина; терроризм; ОДКБ ; США ; ИГИЛ.
Уровень террористической опасности в странах Центрально-Азиатского региона был высок на протяжении всех постсоветских лет. В значительной степени это обусловлено факторами внутреннего порядка: низким уровнем социально-экономического развития общества, создающим почву для возникновения радикального исламизма, этнонационального сепаратизма, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия, нелегальной миграции; клановой борьбой, нередко использующей политический экстремизм в собственных целях; недостаточным развитием религиозного и культурного самосознания.
Положение усугубляется близостью к очагам международной исламистской угрозы. С ухудшением обстановки в соседнем Афганистане, созданием и расползанием нового террористического
объединения - «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), запрещенного в России, регион превращается в зону повышенной террористической угрозы. Между тем в силу своего географического положения постсоветский Центрально-Азиатский регион является важным звеном в обеспечении глобальной безопасности, при этом очевидно особое значение, которое имеет сохранение мира и стабильности в регионе для его ближайшего соседа - России.
Террористическая угроза
в Центрально-Азиатском регионе
Долгое время на территории Центрально-Азиатского региона действовала экстремистская группировка «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Она преследовала цель отделения Ферганской долины от Узбекистана, Киргизстана и Таджикистана и образования на ее территории отдельного государства, которое, по замыслу, должно войти в состав Всемирного исламского халифата, включающего весь Ближний Восток и Кавказ.
Как известно, Ферганская долина представляет собой густонаселенный район с высоким уровнем безработицы, что делает ее территорией, удобной для деятельности радикальных организаций и вербовки новых участников. ИДУ обвиняется во многих терактах в Узбекистане, а также во вторжении вооруженных отрядов в Киргизстан и Узбекистан.
Отряды ИДУ принимали участие в гражданской войне в Таджикистане на стороне Объединенной таджикской оппозиции, а после перемирия большая их часть переместилась в Афганистан. В Афганистане ИДУ совместно с «Талибаном» воевало против сил коалиции. По свидетельству источников, после того как боевиков ИДУ оттеснили на границу Пакистана и Афганистана, они вступили в контакт с «Аль-Каидой».
В последние годы, как отмечают эксперты, организация переживает раскол, на ее базе возникают новые террористические организации, в том числе «Исламский джихад» (2002)1.
А в августе 2015 г. ИДУ примкнуло к ИГИЛ. Перетекание одних террористических объединений в другие не меняет сути
1 Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Россия - антитеррор. Национальный портал противодействия терроризму - http://www.antiterror.ru (Дата обращения: 12.12.2018.)
проблемы - значительного усиления глобальной террористической угрозы, в эпицентре которой может оказаться постсоветская Центральная Азия.
Новые вызовы создает скопление формирований боевиков на границе Афганистана с Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Обострение ситуации в Афганистане вблизи южных рубежей СНГ было зафиксировано еще в конце апреля 2015 г., когда талибы объявили о начале весеннего наступления на правительственные силы1.
Дальнейшая эскалация внутриафганского конфликта была связана с захватом боевиками г. Кундуз, расположенного в 70 км от таджикской границы. В связи с этим с 1 октября пограничные войска Таджикистана были приведены в полную боевую готовность. На состоявшейся вскоре после этого двусторонней встрече президентов Таджикистана и России с таджикской стороны была выражена обеспокоенность ухудшающейся с каждым днем ситуацией в Афганистане. По словам президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, боевые действия идут на протяжении 60% таджико-афганской границы. Подчеркнув, что эта граница находится в зоне ответственности ОДКБ, он поставил вопрос об обеспечении организацией безопасности в регионе.
В мае-июне регулярно поступали сообщения об ожесточенных боевых столкновениях талибов с правительственными войсками в граничащих с Туркменистаном провинциях Герат и Бадгис. При этом отмечалось многократное превосходство сил талибов. Интенсивные бои в этих провинциях в конце мая привели к увеличению потока афганских беженцев в направлении границы с Туркменистаном. Однако туркменские пограничники не впустили их в страну из-за опасения атаки талибов.
Осенью 2015 г. в связи с новым наступлением талибов на Севере Афганистана туркменские войска также перешли в режим постоянной боевой готовности. Была объявлена мобилизация офицеров и рядовых запаса, произведена передислокация боевой техники, в результате которой вдоль туркмено-афганской границы было сконцентрировано до 70% боеспособной техники и вооружения сухопутных войск Туркменистана. Однако новый глава движения «Талибан» мулла А. Мансур, отказавшийся вести переговоры
1 Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Россия - антитеррор. Национальный портал противодействия терроризму - http://www.antiterror.ru (Дата обращения: 12.12.2018.)
с правительством в Кабуле, заявил, что его движение не представляет угрозы северным соседям, и страны Центрально-Азиатского региона не должны беспокоиться по этому вопросу.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в настоящее время реальная угроза странам Центрально-Азиатского региона исходит не от «Талибана», а от набирающего влияние в северных провинциях Афганистана ИГИЛ (запрещенного в РФ). Ряды этого террористического объединения растут за счет выходцев из Центрально-Азиатского региона, число которых, по различным оценкам, доходит до 4 тыс.
По мнению директора Аналитического центра МГИМО А. Казанцева, «классические талибы, будучи пуштунскими националистами, конечно, в Центрально-Азиатский регион не пойдут -это миф, а вот вторжение в регион групп различных этнических экстремистов, связанных как с "Аль-Каидой", так и с ИГ, не только вероятно, но и вообще ожидаемо в свете той ситуации, которая сложилась в Афганистане, Центральной Азии и Ближнем Востоке»1.
Тем не менее не все политологи придерживаются этой точки зрения. Некоторые эксперты считают маловероятным прямое военное вторжение группировок ИГИЛ в Центрально-Азиатский регион, полагая, что разговоры об угрозе ИГИЛ для Центральной Азии региона в значительной степени вызываются внешними силами, заинтересованными в укреплении своего влияния в регионе, или же руководством самих республик, рассчитывающих на финансовую помощь из-за рубежа.
Борьба с терроризмом
Узбекский политолог Я. Садиков, признавая активизацию агентов международных террористических организаций в странах Центральной Азии, полагает, что военной угрозы Узбекистану и другим странам региона со стороны ИГИЛ не существует2. Одной из причин этого он считает конструктивное сотрудничество спецслужб стран региона с афганскими коллегами, в том числе в обеспечении безопасности на общих границах. Между тем в соответствии с объективными данными, в республиках региона резко
1 Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами. [Электронный ресурс]. - www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/ 2015 (Дата обращения: 12.12.2018.)
2 Там же.
активизировалась деятельность агентов ИГИЛ, которые ведут работу по подрыву государственной власти, вербуют тайных сторонников и провоцируют беспорядки.
При поддержке российских спецслужб была предотвращена серия терактов, которые должны были произойти в Бишкеке. В ответ на эти действия ИГИЛ выдвинуло ультиматум руководству республики. В социальных сетях появились прямые угрозы в отношении лидеров Киргизстана - если власти республики продолжат задержание сторонников ИГИЛ и будут препятствовать вербовке новых боевиков, то в ближайшее время страну захлестнет волна террора.
В Узбекистане предпринимаются повышенные меры безопасности среди населения, а в мечетях ведут разъяснительную работу о сущности ислама. В августе 2015 г. на юге республики, в Андижане, были проведены совместные антитеррористические тактические учения соответствующих подразделений министерств обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций и Службы национальной безопасности республики.
Как отмечают эксперты, в настоящее время Узбекистан обладает наиболее сильной армией в регионе, а узбекский участок границы с Афганистаном является одним из наиболее охраняемых и защищенных. Тем не менее бывший президент республики И. Каримов проявлял крайнюю обеспокоенность в связи с нарастанием в регионе террористической угрозы1.
Следует отметить, что стратегия безопасности, проводимая Ташкентом, предполагает поддержание тесных добрососедских отношений с правительством Афганистана и развитие экономических связей (строительство транспортных, логистических маршрутов в Афганистан, участие в развитии его электроэнергетического сектора, поставки продуктов питания и других товаров). В случае реализации угроз ИГИЛ поодиночке справиться с ситуацией республики Центральной Азии не смогут, и это находит понимание в центральноазиатских столицах. Между тем одной из главных слабостей государств Центрально-Азиатского региона в борьбе с терроризмом является невысокий уровень взаимодействия в этом направлении, что во многом обусловлено их давними противоречиями.
1 Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами. [Электронный ресурс]. - www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/ 2015 (Дата обращения: 12.12.2018.)
Разобщенность региона
Сложными остаются отношения Киргизстана и Узбекистана, Таджикистана и Узбекистана, испортившиеся из-за проблемы использования водных ресурсов региона. Нередко происходят столкновения на границе Таджикистана и Киргизстана протяженностью 970 км, из которых только 567 демаркированы и делимитированы. Как заявил министр иностранных дел Киргизстана Э. Абдылдаев на 70-й сессии Генассамблеи ООН (сентябрь 2015 г.), прямой многосторонний политический диалог между странами Центрально-Азиатского региона фактически отсутствует. Он, в частности, предложил создать диалоговую площадку для стран региона в рамках ООН, «чтобы активизировать политическое и экономическое сотрудничество в регионе».
Нарастание террористической угрозы вынуждает республики Центральной Азии более активно сотрудничать друг с другом в сфере безопасности. Так, в июле 2015 г. на Юге Киргизстана в приграничном с Таджикистаном районе при поддержке ОБСЕ были проведены совместные командно-штабные тактические учения двух республик «Заслон-2015» с участием экспертной группы ФСБ РФ1.
Туркменистан и Узбекистан, два ближайших союзника по региону, обладающие внеблоковым статусом, по итогам состоявшейся 7-8 октября 2016 г. встречи президентов двух стран в Ташкенте достигли договоренности об усилении взаимодействия по охране границ с Афганистаном и подписали ряд соглашений о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и другими вызовами. (Договоренность о совместной охране границ действует между двумя странами с 2012 г.)
Руководство Центрально-Азиатского региона возлагает надежды на поддержку в борьбе с исламистской угрозой со стороны мирового сообщества и центров силы, имеющих наибольшее влияние в регионе, - России, Китая и США. Антитеррористическая тематика входит в повестку дня различных международных саммитов, форумов и других мероприятий в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС, в которых принимают участие страны ЦА. На активизацию взаимодействия постсоветских государств в области борьбы
1 Арифханов Ш. Центральная Азия: Настоящее и будущее. - Ташкент,
2015.
с терроризмом направлены решения октябрьского саммита СНГ в Казахстане.
На нем были приняты Заявление о борьбе с международным терроризмом, Концепция военного сотрудничества до 2020 г., Программа сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016-2020 гг. По словам Исполнительного секретаря СНГ С. Лебедева, политики договорились о взаимопомощи в обустройстве участков внешних границ государств СНГ на «наиболее угрожаемых направлениях». С этой целью должны быть созданы специальные группировки пограничных войск. Эксперты не исключают, что российские пограничники могут вернуться на таджикско-афганскую границу, откуда они ушли в 2005 г.
Тем не менее основные векторы внешнеполитического сотрудничества центральноазиатских государств в области безопасности отличаются друг от друга.
ОДКБ
и Центрально-Азиатский регион
Для Казахстана, Таджикистана и Киргизстана приоритетным является взаимодействие с Россией в рамках ОДКБ. В середине сентября в Душанбе состоялось очередное заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ, на котором главы стран - участниц ОДКБ обсудили проблемы борьбы с терроризмом, кризис в Сирии, сотрудничество в оборонной сфере и др.
Президент Казахстана Н. Назарбаев считает, что Россия и Казахстан имеют общее видение оценки развития ситуации в мире, тесно координируют подходы к решению проблемы безопасно-сти1. Он подчеркнул, что для стран региона большое значение имеет обстановка в Афганистане, Ираке и Сирии, причем сирийский кризис представляет угрозу для всего Центрально-Азиатского региона. На октябрьском саммите СНГ в Казахстане Назарбаев выступил с инициативой создания форума «Ислам против терроризма», который должен объединить усилия мусульманских стран.
Россия готова выступить гарантом безопасности Центрально-Азиатского региона, о чем свидетельствует ее лидирующая роль в ОДКБ. В связи с ростом в регионе террористической угрозы
1 Анненков В.И. Международная безопасность, геополитические и военно-политические аспекты современности. Статья. - М.: Русавия, 2017.
Россия намерена усилить свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе, в частности за счет укрепления военных баз в Таджикистане и Киргизстане, а также увеличения военно-технической помощи союзникам по ОДКБ.
Россия подписала договоры с Таджикистаном и Киргизста-ном о продлении срока действия российских военных баз в этих странах до 2047 и 2032 гг. соответственно. Также Москва заявила об увеличении военного контингента 201-й российской базы в Таджикистане с 5900 до 9 тыс. человек к 2020 г. На аэродром Айни, куда Россия пыталась получить доступ с 2004 г., будет направлена вертолетная группа для усиления данной российской военной базы1. Кроме того, в рамках ОДКБ были проведены военные учения с выходом на границу Таджикистана и Афганистана. Как сообщают источники, учитывая сложную внутриполитическую ситуацию в Киргизии, РФ готова предоставить республике военную помощь в размере 1 млрд долл.
За счет обновления авиации будет также усилена российская авиабаза в Канте, куда уже поступили 10 новых усовершенствованных истребителей СУ-25. Кроме того, согласно двустороннему договору, Москва предоставила республике 10 БТР, артиллерийские системы и боеприпасы к ним, запасные части и оборудование для средств ПВО.
До 2017 г. Киргизстан должен получить основную часть военной помощи, которая включает бронетранспортеры, боевые машины, самолеты и вертолеты. Узбекистан и Туркменистан, объявившие о своем внеблоковом статусе, занимают обособленную позицию. Что касается Узбекистана, который в 2012 г. вышел из ОДКБ, то главной площадкой его сотрудничества с Россией остается ШОС.
С 2003 г. в Ташкенте располагается Региональный антитеррористический центр ШОС (РАТС). Имеющиеся между Москвой и Ташкентом двусторонние соглашения о стратегическом партнерстве обязывают стороны оказывать содействие друг другу в сфере безопасности. Некоторые узбекские аналитики не исключают того, что в случае очень серьезных угроз безопасности со стороны террористических, экстремистских группировок Ташкент может пойти на создание неких форматов сотрудничества с ОДКБ.
1 Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Россия - антитеррор. Национальный портал противодействия терроризму. - http://www.antiterror.ru (Дата обращения: 12.12.2018.)
Например, создать площадку для диалога в рамках формулы ОДКБ-Узбекистан, четко оговорив, что данный формат не рассматривает участие республики в деятельности организации, кроме сотрудничества в антитеррористической сфере в регионе.
США и Центрально-Азиатский регион
Однако предугадать действия правительства Узбекистана, политика которого всегда отличалась двойственностью, сложно. В частности, на упоминавшейся выше встрече президентов Узбекистана и Туркменистана был согласован синхронный отказ от обращения к РФ за помощью в случае обострения ситуации на афганской границе.
В то же время в Декларации о стратегическом партнерстве между Узбекистаном и США зафиксирована готовность Вашингтона оказать помощь республике, вплоть до военной, в случае возникновения угроз безопасности. Передача Ташкенту американской стороной некоторой военной техники после частичного вывода своего контингента из Афганистана свидетельствует о продолжении сотрудничества двух стран в этой сфере. В рамках специальной программы Пентагон передал Узбекистану 300 бронемашин общей стоимостью 180 млн долл.1
Соединенные Штаты не намерены оставлять Центральную Азию в сфере влияния России и Китая и в последнее время проявляют все больший интерес к участию в обеспечении безопасности региона. Укрепление влияния в Центральной Азии важно для Вашингтона также в связи с его решением оставить в Афганистане свои войска для нейтрализации там исламистской угрозы. В конце августа в Ташкенте побывал помощник Госсекретаря США по делам Южно-Азиатского и Центрально-Азиатского регионов Д. Ро-зенблюм, а в Душанбе - глава Центрального командования США генерал Ллойд Дж. Остин III. В обеих центральноазиатских странах речь шла о региональной безопасности и ситуации в Афганистане.
26 сентября по инициативе Вашингтона на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча Госсекретаря США Д. Керри с министрами иностранных дел пяти центрально-азиатских стран, по итогам которой американская сторона заявила об установлении с этими странами «нового формата взаимодейст-
1 Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - www.un.org; www.unodc. org-сайт ООН (Дата обращения: 12.12.2018.)
вия для обсуждения региональных вопросов». Как отмечали СМИ, на встрече речь шла о совместных действиях по нейтрализации новых вызовов в области безопасности и развитию экономических связей1.
«Презентация» этого «нового формата взаимодействия», или «С5+1» (республики Центральной Азии плюс США), прошла в Самарканде в рамках турне Д. Керри по странам региона в начале ноября 2015 г. Здесь состоялась встреча Госсекретаря США с министрами иностранных дел всех пяти стран региона. Первый визит главы внешнеполитического ведомства США в республики ЦА свидетельствовал об очередном повышении интереса Вашингтона к этому региону. По итогам встречи была принята Совместная декларация, в которой стороны заявили о готовности проведения регулярных контактов в данном формате и о том, что шесть стран будут способствовать привлечению иностранных инвестиций в регион, развитию местного предпринимательства, региональной торговле, инфраструктуре, экономическому развитию и энергетическим связям.
По сути, формат «С5+1» представляет собой попытку интегрировать все республики региона под патронажем США. Таким образом, создается конкуренция интеграционным объединениям стран ЦА с Россией и Китаем, что свидетельствует о стремлении Вашингтона ограничить влияние РФ и КНР в ЦА. Характерно, что свое турне Госсекретарь США начал с Киргизстана, тесно сотрудничающего с РФ по военной линии. На встрече с президентом республики А. Атамбаевым Керри предложил подписать новое военное соглашение с США, хотя и дал понять, что Вашингтон не планирует создание военной базы на территории республики.
В Таджикистане, которому Вашингтон наряду с Узбекистаном ранее направил предложение примкнуть к антитеррористической коалиции, Госсекретарь США пообещал поддержку в охране границы и решении вопроса дефицита электроэнергии. Особая роль Узбекистана для Соединенных Штатов была подчеркнута уже тем, что встреча в рамках «С5+1» состоялась именно в этой республике. Что касается Туркменистана, то в последнее время в позиции Ашхабада все более явно прослеживается ориентация на США. Еще весной 2015 г., когда началось наступление талибов на Севере Афганистана и появилась информация о присутствии там
1 Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - www.un.org; www.unodc. org-сайт ООН (Дата обращения: 12.12.2018.)
боевиков ИГИЛ, Ашхабад обратился в Вашингтон с официальной просьбой о военной помощи и получил на нее положительный ответ.
Президент республики Г. Бердымухамедов проигнорировал октябрьский саммит СНГ, на котором была принята концепция военного взаимодействия стран Содружества, направив туда вместо себя премьер-министра. В это же время туркменская делегация во главе с министром иностранных дел РТ Р. Мередовым находилась в США, где вела переговоры о предоставлении американской помощи на обеспечение безопасности границы с Афганистаном. По итогам переговоров американская сторона заявила, что США планируют углублять отношения с Туркменистаном.
В числе факторов, обусловивших поворот Ашхабада в сторону Вашингтона, важную роль играют нефтегазовые интересы республики. С одной стороны, действует ставшее традиционным недовольство Ашхабада сотрудничеством с Россией в области экспорта туркменского газа и давлением со стороны российского «Газпрома». Кроме того, руководство Туркменистана обеспокоено ростом военной активности РФ на Каспии. Российский политолог А. Дубнов не исключает, что туркменские власти были недовольны несогласованными с ними ракетными ударами из акватории Каспия по Сирии1.
В итоге можно констатировать следующее.
Во-первых, существует реальная угроза со стороны ИГИЛ для стран Центральной Азии. Эта угроза, идущая с южных границ СНГ, представляет опасность для национальных интересов России. На ее предотвращение направлены решения октябрьского саммита СНГ в Казахстане.
Во-вторых, Россия готова взять на себя дополнительную ответственность за обеспечение безопасности в Центральной Азии, что находит отражение в росте ее военной помощи в рамках ОДКБ.
В-третьих, необходимым условием эффективности противостояния террористической угрозе является усиление взаимодействия самих стран региона в области безопасности.
В-четвертых, отсутствие должного уровня этого взаимодействия предоставляет Соединенным Штатам возможность включиться в интеграционные процессы в ЦА, при этом их главной опорой здесь может стать Туркменистан.
1 Дубнов А. Геополитика постмодерна. - М., 2015.
В заключение хотелось бы отметить успешность реализуемых военных проектов в рамках указанных организаций. В то же время основным инструментом противодействия должны стать идеологический и информационный отпор терроризму, развенчание привлекательности идей псевдорелигиозных организаций в глазах молодежи России и стран Центрально-Азиатского региона, образовательные проекты по изучению основ и культуры традиционных религий.
Литература
1. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Россия - антитеррор. www.antiterror.ru - Национальный портал противодействия терроризму (Дата обращения: 12.12.2018.)
2. Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами. [Электронный ресурс]. - www.un.org/ru/sc/documents/ resolutions/2015 (Дата обращения: 12.12.2018.)
3. Арифханов Ш. Центральная Азия: Настоящее и будущее. Ташкент, 2015.
4. Анненков В.И. Международная безопасность, геополитические и военно-политические аспекты современности. Статья. М.: Русавия, 2017.
5. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - www.un.org; www.unodc.org-сайт ООН (Дата обращения: 12.12.2018.)
6. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - www.un.org; www.unodc.org-сайт ООН (Дата обращения: 12.12.2018.)
7. Дубнов А. Геополитика постмодерна. М., 2015.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».
Ниязи А.,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья (Институт востоковедения РАН) МИР, СНГ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ИЗМЕРЕНИЯХ ИНДЕКСА ГОЛОДА
Аннотация. Статья посвящена проблеме голода в странах Центральной Азии в сравнении с ситуацией в других странах мира. Автор приводит различные статистические данные и результаты исследования проблемы голода международными организациями. Дается анализ причин, приводящих к проблеме голода среди населения планеты.