Теория и методика дошкольного образования
183
Список литературы:
1. Абульханова К. Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна / Под ред. Л. Дорфмана и др. // Творчество в искусстве - искусство творчества. - М., 2000. - С. 122-141.
2. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А.Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора - к диагностике развития) // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 6-13.
3 Афанасьев Ю.Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. - Львов: Свит, 1990.
5. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
6. Батуев А.С. Критические периоды детства и среда воспитания // Мир психологии. - 2002. - № 1. - С. 56-59.
7 Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 42-45.
8. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. - М., 1996.
9. Блок Б.Б. Сопереживание и сотворчество // В сб. Художественное творчество и психология. - М.: Наука. 1991. - С. 31-55.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с.
12. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-н/Д., 1983. - 173 с.
13. Вишнякова В.Ф. Креативная психопедагогика // Психология творческого обучения. - Минск, 1995.
14. Леонтьев Л.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // В сб. «Художественное творчество и психология». - М.: Наука, 1991. - С. 109-133.
СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ВОПРОСАМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
© Красношлык З.П.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В статье поднимаются вопросы построения педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении с целью воспитания здорового ребенка. Раскрывается примерное содержание сотрудниче-
* Декан Коррекционно-педагогического факультета, доцент кафедры Дошкольного образования, к.п.н.
184
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ства дошкольного образовательного учреждения с родителями при активном включении в эту работу всех членов коллектива и семей воспитанников. Предложены наиболее эффективные формы и методы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей по оздоровлению дошкольников.
Ключевые слова: воспитание здорового ребенка, включение семьи в процесс воспитания, психолого-педагогическое просвещение родителей, формы и методы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни, дети много времени проводят у телевизора и компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью. У родителей отсутствует потребность в здоровом образе жизни, недостаточен уровень педагогической культуры в вопросах физического воспитания, невнимание взрослых к здоровью детей. Но при содержательном построении педагогического процесса можно заинтересовать родителей проблемой воспитания здорового ребёнка. Очень важно, чтобы требования, предъявляемые ребенку в условиях общественного воспитания и семьи, были едиными, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении ребенок получал все необходимое для полноценного физического и психического развития [3].
В настоящее время большинство родителей не являются полноправными участниками педагогического процесса детского сада. Это связано с интенсивным образом жизни молодых мам и пап. В глазах родителей современный детский сад - это надежный помощник в воспитании и развитии детей. В связи с этим одной из актуальных проблем педагогического коллектива становится включение семьи в процесс воспитания здорового ре-бенка-дошкольника. При этом психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования).
Проблему воспитания, развития и формирования основ здорового образа жизни ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей.
Теория и методика дошкольного образования
185
По мнению В.А. Деркунской, эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются: родительские собрания, совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы, дни открытых дверей, домашние задания, передача опыта семейного воспитания, комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье, выпуск газеты и др. [2].
Следует отметить, что тему и вид родительского собрания педагоги должны определять вместе с родителями. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты оздоровительно-образовательной работы, мониторинга физического развития дошкольников, проблемы летнего оздоровительного периода и др. На собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов) [3].
Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка.
По нашему мнению, проведение совместных физкультурных досугов позволяет приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Организация Дней здоровья привлекает практикой оздоровления детей и взрослых, предупреждает утомление. Особое удовольствие доставляют детям туристические походы как одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
В организованных нами формах работы с родителями, дни открытых дверей являются достаточно распространенными. Это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, а также возможность заинтересовать их и привлечь к совместной работе. Проводятся Дни открытых дверей как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Как показывает опыт, демонстрация фрагментов работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, подвижные игры и упражнения, нетрадиционные физкультурные занятия, спортивные игры др.) является достаточно впечатляющим. После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Кроме того, в день открытых дверей родителей приглашают принять уча-
186
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
стие в утренней гимнастике, физкультурном занятии, предлагают пронаблюдать организацию питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов в дошкольном учреждении.
Исходя из нашего опыта, домашние задания оздоровительной направленности позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми.
Передачу опыта семейного воспитания следует осуществить через разнообразные интервью, выставки, конференции, на которых родители будут обмениваться опытом между собой. Приобщать родителей к педагогической литературе - значит найти точки соприкосновения в воспитании детей. Поэтому в дошкольном учреждении и конкретной возрастной группе необходимо иметь педагогическую библиотеку, в которой должна быть литература по разным вопросам семейного воспитания, в том числе и по организации оздоровления детей. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседания дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.
По мнению Е.В. Рылеевой и Л.С. Барсуковой в газете, выпускаемой в детском саду, должны освещаться актуальные вопросы оздоровления ребенка, в номерах предлагаться диагностические материалы и рекомендации для родителей [4].
На наш взгляд, наиболее содержательными методами сотрудничества с семьей являются: беседы с родителями, консультации, наблюдения за ребенком, анкетирование, посещение семьи, изучение рисунков воспитанников.
Беседа воспитателя с родителями является наиболее целесообразной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Педагог регулярно сообщает родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращает внимание на его достоинства, способствует созданию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Мы организуем как индивидуальные, так и групповые беседы с родителями. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы должно быть лаконичным, значимым для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Воспитатель должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Обычно нами составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации
Теория и методика дошкольного образования
187
можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие).
Особого внимания заслуживает такой метод как посещение семьи, который позволяет увидеть, в каких условиях растет ребенок, как он ведет себя дома с родителями, есть ли у него уголок для самостоятельной деятельности и т.д. Благодаря таким визитам между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество [1]. Посещение семьи воспитанника - удобный случай ответить социальным ожиданиям родителей, прежде всего относительно положительного отношения к их ребенку. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Воспитателю необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Поэтому необходимо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
В нашей практике, наблюдения позволили многое узнать об особенностях семейного воспитания, микроклимата, общения. Чтобы избежать случайных выводов, мы организовывали наблюдения несколько раз в аналогичных ситуациях.
Как считает Е.П. Арнаутова [1], такая форма работы как анкетирование родителей помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения.
Таким образом, организуя сотрудничество дошкольного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка и формированию основ здорового образа жизни, понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной работой дошкольного образовательного учреждения, необходимо особое внимание уделять поиску новых форм и подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.
188
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Список литературы:
1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М., 2007. - 208 с.
2. Деркунская В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 5. - С. 49-51.
3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
4. Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова // Управление ДОУ - 2004. - № 3. - С. 35-37.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Черных О.В.*
Начальная школа - детский сад № 44, г. Белгород
В статье представлено содержание работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей по проблеме социокультурного воспитания дошкольников. Приведены примеры внедрения таких нетрадиционных форм работы с родителями как: электронные записки; обсуждение возникающих проблем в воспитании детей в социальных сетях; дистанционное обучение; презентации семейного опыта.
Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: социокультурное воспитание, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Широкий социально-культурный фон изменений современной социокультурной ситуации определяет ход педагогический мысли в отношении проблем воспитания. Одной из главных становится задача воспитания личности культурной и социально адаптированной, готовой к равноправному участию в диалоге с окружающим миром.
Изменения, происходящие в период дошкольного возраста, в процессе ознакомления с культурой и социальной действительностью свидетельствуют о широких возможностях социокультурного развития ребенка на этом этапе.
Воспитатель.