качеств. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность исследовать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»). Выполняется он в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. Такие проекты полностью подчинены логике научного исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсужден неполученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.
Литература
1. Заир-БекЕ. С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1994.
2. КазаковаЕ. И. Проектирование образовательных программ. СПб., 1994.
Особенности взаимодействия семьи и ДОУ в современных условиях
Гаджибалаева Э. Г.
Гаджибалаева Эльмира Гаджибалаевна / Оа42кгЬа1аеуа Е1тгта Оа42кгЬа1аеупа - педагог-психолог,
кафедра педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений в современных условиях развития общества. Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей. Ключевые слова: семья, ДОУ, педагоги, методы воспитания, взаимодействие, сотрудничество.
Семья и детские сады - два существенных вуза социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего становления ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет актуальную роль в развитии ребёнка [1, с. 23]. Тут он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и организовывать свою работу. Гармоничное становление дошкольника без интенсивного участия его родителей в образовательном процессе так же вряд ли возможно.
Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т. п.) [4, с. 54].
Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как
групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семьи социальным педагогом, психологом или воспитателем. Действенными считаются так же такие нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, как разговор за круглым столом, где родитель непринужденно выговаривает свое мнение по методам воспитания, делится навыком домашнего воспитания.
В «Концепции дошкольного воспитания», положившей начало реформе дошкольного образования было замечено, что дошкольное учреждение и семья, имея собственные особенные функции, не имеют возможности заменить друг друга. Для настоящего, содержательного течения периода дошкольного возраста нужно соединение усилий родителей и воспитателей [3, с. 55].
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит мысль о том, что за образование детей отвечают родители, а все иные общественные университеты призваны посодействовать и дополнить их воспитательную работу. Новизна взаимоотношений детского сада и семьи ориентируется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие представляет собой метод организации общей работы при помощи общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит преимущество предписывать, контролировать.
Сотрудничество воспитателей и родителей представляет равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон, учет личных полномочий и возможностей каждого [2, с. 34].
В настоящее время следует перестройка системы дошкольного воспитания, и по центру данной перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его считается не образование члена сообщества, а свободное становление личности. Эффективность воспитательной работы педагога во многом находится в зависимости от его умения искать общий язык с родителями, делая упор на взаимопонимание и поддержку.
Литература
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2010. № 6. С. 66-70.
2. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание, 2002. № 9. С. 52-58.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.
4. Титов В. А. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. М.: Приор-издат, 2002. 192 с.