МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
7. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В. Оценка связи между здоровьем детей, посещающих образовательные учреждения, и уровнем их санитарно-эпидемиологического благополучия. Научные ведомости. 2014. № 24 (195). С. 73-76.
Kuchma V.R., Safonkina S.G., Moldovanov V.V. Ocenka svyzimegduzdorovem detey, posechauchich obrazovatelnie uchrechdeniy, i urovnem ih sanitarno-epide-miologicheskogo blagopoluchiy. Nauchnie vedomosti. 2014. № 24 (195). S. 73-76.
8. Кучма В.Р. Анализ риска здоровью детей в стратегии обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины здоровья. 2015. № 4. С. 9-15.
Kuchma V.R. Analiz piska zdorovy detey v strategii obespecheniy sanitar-no-epidemiologicheskogo blagopoluchiy oychauchichsy v obrazovatelnich or-ganizaciych. Voprosi chkolnoi I yniversitetskoy medicine I zdoroviy. 2015. № 4. S. 9-15.
9. Денисов Э.Н., Прокопенко Л.В., Степанян И.В. Управление профессиональными рисками: прогнозирование, каузация и биоинформационные технологии. Вестник РАМН. 2012. № 6. С. 51-55.
Denisov E.N, Prokopenko L.B., Stepanyn I.V. Upravlenie professionalnimi riskami prognoirovanie, kauzaciy I bioinformacionnie echnologii. Vestnik RAMN. 2012. № 6. S. 51-55.
ш
УДК: 371.Ж78:Б14.2:Б13.Б/.9 Код специальности ВАК: 14.02.01
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
Р.С. Рахманов1, Н.В. Котова2, Е.А. Олюшина2, М.В. Шапошникова2, С.Н. Ковальчук2,
!ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии», 2ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Олюшина Екатерина Анатольевна - e-mail: [email protected]
Проведена гигиеническая оценка показателей состояния здоровья и умственной работоспособности школьников, обучающихся в условиях разной наполняемости классных коллективов, в качестве критериев адекватности детскому организму среды обучения. Определена значимость фактора наполняемости классов общеобразовательных организаций в изменчивости показателей заболеваемости по данным обращаемости в лечебно-профилактические организации, заболеваемости по данным углубленных медицинских осмотров, умственной работоспособности учащихся. Установлено, что в классах с наполняемостью ниже предельно допустимой величины меньше число случаев заболеваемости школьников за год и общая длительность случаев заболеваний детей в течение года. По результатам выполнения корректурных проб у детей и подростков, обучающихся в классах с меньшей наполняемостью, отмечен более высокий уровень умственной работоспособности. Доказана необходимость учета предельно допустимой наполняемости классных коллективов для формирования профилактической образовательной среды. Ключевые слова: наполняемость классов, общеобразовательные организации, дети и подростки, состояние здоровья, умственная работоспособность.
The hygienic estimation of health indicators and mental efficiency of schoolchildren is a criteria of children's health in educational environment with different pupil's amount in classroom. The article shows that the pupil's amount in classroom influence incidence, chronic diseases morbidity and mental efficiency of schoolchildren. It is established that the number of influence incidences of schoolchildren per year and the total duration of diseases of children the year are less in classes with a pupil's amount below the maximum permissible value. Based on the results of proofreading sampling in children and adolescents there is a higher level of mental efficiency of schoolchildren in classes with lesser pupil's amount. It proves necessity to respect pupil's amount standard for providing preventive educational environment.
Key words: pupil's amount, school, children's health, mental efficiency.
Введение
Образовательная среда как система условий, влияющих на формирование личности, и совокупность возможностей для саморазвития учащихся общеобразовательных организаций (ОО) в зависимости от своего качества может выступать как в роли профилактической средой, так и фактором риска здоровью детей и подростков. Последнее происходит при несоблюдении существующих гигиенических нормативов и государственных регламентов и способствует формированию негативных отклонений в состоянии здоровья обучающихся, увеличению количества
Дата поступления 16.06.2017
детей, имеющих школьно-обусловленные заболевания, что в итоге ведет к серьезным медико-социальным последствиям [1, 2, 3].
Одним из важных показателей организации школьного образования является наполняемость классов, оптимальное значение которой сложно определить, так как оно зависит от экономических и демографических условий, принятых технологий и методик обучения и т. д. Содержание классов с меньшим количеством обучающихся обходится дороже, однако позволяет реализовать личностно-
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
ориентированное обучение. Экономически выгоднее увеличить наполняемость классов, чем открывать новые. Но это приводит к нарушению условий обучения и, следовательно, экономии за счет здоровья детей [4, 5].
Российским законодательством установлено максимально допустимое количество обучающихся в классе, составляющее 25 человек [6]. В настоящее время наблюдается тенденция не только к предельному наполнению классных коллективов, но и зачастую к превышению его вследствие разных причин. В результате площади учебных кабинетов не соответствуют рекомендуемым гигиеническим нормам, выявляется дефицит набора и площадей помещений общешкольного назначения, санитарно-технического оборудования, повышается бактериальная обсемененность воздушной среды учебных классов.
Поэтому актуальным является мониторинговое сопровождение образовательной деятельности в современных школах, в частности, изучение изменений в состоянии здоровья школьников и оценка уровня их работоспособности в качестве показателей адекватности детскому организму среды обучения, в том числе отражающих влияние наполняемости классов ОО [7].
Цель исследования: гигиеническая оценка показателей состояния здоровья и умственной работоспособности школьников, обучающихся в условиях разной наполняемости классных коллективов.
Материал и методы
В 2014-2015 гг. провели изучение показателей состояния здоровья учащихся двух ОО Нижнего Новгорода, относящихся к одной группе по уровню санитарно-гигиенического благополучия и расположенных на схожих по эколого-гигиеническим характеристикам и социально-экономическим условиям жизни населения микротерриториях [8].
Комплексные углубленные медицинские осмотры школьников в возрасте 7-17 лет проводились бригадой квалифицированных специалистов ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России. Результаты осмотра фиксировали в «Карте изучения состояния здоровья школьника», включающей показатели физического развития (ФР) и состояния здоровья по всем классам болезней согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра.
Изучение заболеваемости обучающихся по данным трехлетней обращаемости в детские поликлиники провели методом выкопировки из истории развития ребенка (форма 112/у) и оценивали по следующим показателям: распределение детей на группы (здоровые, эпизодически болеющие, часто болеющие дети (ЧБД)); число случаев заболеваний в течение года; общая длительность всех случаев заболеваний в течение года в днях.
Методом корректурных проб провели исследование умственной работоспособности учащихся. Работа с буквенными таблицами Анфимова в модификации, предложенной ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава России, выполнялась в соответствии с методикой С.М. Громбаха. При обработке корректурных таблиц анализировали: количество прослеженных знаков (КЗ), характеризующее скорость работы, количество ошибок (КО), допущенных на 500 знаков - показатель точности работы; качественные характеристики работоспособности:
ТАБЛИЦА 1.
Распределение детей по кратности заболеваний в год в зависимости от наполняемости классов, %
Группы детей Наполняемость классов *
1 2 3
Неболеющие 56,9 54,4 41,6
Эпизодически болеющие 43,1 44,4 56,5
ЧБД 0 1,1 1,9
Всего 100 100 100
Статистика X2 =3,55; сс=4; р = 0,0364
Примечание: * - здесь и далее (1 - наполняемость меньше предельно допустимой величины; 2 - наполняемость, соответствующая предельно допустимой величине; 3 - наполняемость, превышающая предельно допустимую величину).
4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
у 2,9
Л
л-
Число случаев заболевании за год
И Классы с наполняемостью меньше предельно допустимой величины О Классы с наполняемостью соответствующей предельно допустимой величине Ш Классы наполняемсотью превышающей предельно допустимую величину
РИС. 1.
Число случаев заболеваний за год в зависимости от наполняемости классов.
РИС. 2.
Общая длительность всех случаев заболеваний в течение года (количество дней) в зависимости от наполняемости классов.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
преобладание отличных и хороших работ над неудовлетворительными и плохими (коэффициент «П») и процент работ, выполненных без ошибок. По формуле Н.Н. Куин-джи и О.И. Менделеевой (1987 г.) вычисляли интегральный критерий функционального состояния организма учащихся - продуктивность корректурной работы (ПКР):
ПКР=
КЗ
(#o+i)xio
В ходе исследования классам с наполняемостью меньше предельно допустимой величины присвоили градацию 1, соответствующей предельно допустимой величине - 2, превышающей предельно допустимую величину - 3.
Обработка данных: базы научных данных сформировали в СУБД FoxPro v.2.6. Для статистического анализа использовали методы вариационной статистики, непараметрические методы, х2, t-критерий Стьюдента, корреляционно-регрессионный анализ. Расчеты провели с использованием ППП статистической обработки данных Statgraphics Plus 5.0, Biostatistics v.4.03, Statistica v.6.0. Достоверность различий оценивали с помощью критерия Стьюдента (t) для независимых и связанных выборок. Результаты расценивали как статистически значимые при р<0,05.
Результаты и их обсуждение
Одним из критериев комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков является степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, о которой можно судить по количеству острых заболеваний или обострений хронических болезней за год, предшествующий настоящему осмотру.
В классах с наполняемостью, превышающей предельно допустимую величину, количество неболеющих детей было в 1,4 раза меньше, чем в классах с наполняемостью ниже допустимой (таблица 1).
Учащиеся, относящиеся к категории ЧБД, в классах с меньшей наполняемостью отсутствовали, в то время как
в классах с наполняемостью, превышающей допустимую величину, их количество составило 1,9%. Доля ЧБД в классах с наполняемостью, соответствующей предельно допустимой, занимала промежуточное положение.
Анализ заболеваемости по данным обращаемости в лечебно-профилактические организации (ЛПО) показал, что ведущее место в структуре заболеваемости занимают острые инфекции верхних дыхательных путей. Главная роль в формировании высокого уровня заболеваемости респираторными инфекциями принадлежит контингенту ЧБД, что сопряжено с изменениями иммунобиологических свойств их организма.
Для выявления зависимости острой заболеваемости учащихся от наполняемости классов оценили также число случаев заболеваний и общую длительность всех случаев заболеваний в течение года. В классах с наполняемостью меньше предельно допустимой величины статистически значимо меньше число случаев заболеваний школьников за год, чем в классах с большей наполняемостью (х2=2,35; сс=4; р=0,0516), и меньше общая длительность случаев заболеваний детей в течение года (х2=5,88; сс=4; р=0,0421) (рис. 1, 2).
Оценка заболеваемости школьников по данным углубленных медицинских осмотров выявила, что уровень хронических заболеваний был выше в классах с большей наполняемостью (градация 3): 2367,84 против 2346,55%о в классах с наполняемостью, меньшей предельно допустимой величины, и у таких школьников выше оказался уровень морфофункциональных отклонений: 5027,53 против 4637,30% учащихся из классов наполняемости градации 1 (р=0,8712).
Анализ показателей умственной работоспособности учащихся, характеризующих функциональное состояние их центральной нервной системы, показал, что в целом результаты выполнения корректурных проб учащимися классов меньшей наполняемости статистически значимо выше (таблица 2). С увеличением численности классного коллектива в 1,4 раза
ТАБЛИЦА 2.
Характеристика показателей умственной работоспособности учащихся (средние данные)
Показатели Наполняемость классов Статистика
1 2 3
Среднее количество просмотренных знаков (М±m) 376,6+2,74 299,6+4,30 273,8+2,10 р = 0,0000
Среднее количество ошибок на 500 знаков (М±m) 7,3+0,28 9,4+0,44 9,8+0,22 р = 0,0000
Коэффициент ПКР (М±m) 10,8+0,21 7,2+0,33 6,8+0,6 р = 0,0000
Уровни работоспособности, % низкий 16,0 15,3 19,1 р = 0,0000
средний 62,9 58,7 62,1
высокий 21,1 26,0 18,8
Число работ без ошибок, % 15,4 17,5 17,7 р = 0,0025
Число отл. + хор. работ, % 21,1 26,0 18,8 р = 0,0000
Число удовл. работ, % 62,9 58,7 62,1
Число неуд. + плохих работ, % 16,0 15,3 19,1
Коэффициент П 1,3 1,7 1,0
Al
SSM
снижается среднее количество просмотренных знаков, в 1,3 раза увеличивается среднее количество стандартизированных ошибок, продуктивность корректурной работы снижается в 1,6 раза. Среди учащихся классов меньшей наполняемости выше доля детей с высоким уровнем умственной работоспособности (26,0% в классах с соответствующей предельно допустимой величине наполняемостью против 18,8% таковой среди учащихся классов с наполняемостью, превышающей гигиенически допустимую величину) и соответственно в 1,2 раза меньше доля детей с низким уровнем работоспособности. За счет увеличения количества отличных и хороших работ, выполненных учащимися классов с не превышающей гигиенический норматив наполняемостью, коэффициент «П» у таких школьников оказался выше в 1,7 раза.
Выявлена общая закономерность изменений показателей умственной работоспособности учащихся каждой из трех ступеней обучения в зависимости от наполняемости классных коллективов.
Таким образом, превышение наполняемости классов в ОО выше предельно допустимой величины ведет к ухудшению функционального состояния организма школьников и способствует развитию утомления, что статистически значимо отражают показатели умственной работоспособности.
Применение множественного регрессионного анализа позволило выявить характер и количественную зависимость изучаемых показателей от наполняемости классных коллективов ОО, определить долю вклада факторов наполняемости (НАП) и ступени обучения (СО) или возраста (В) учащихся в формирование изменчивости показателей состояния здоровья и умственной работоспособности.
Выявили незначительную (0,94%) суммарную долю вклада указанных факторов для показателя общей длительности всех случаев заболеваний за год (р=0,0252).
Статистически значима (р = 0,0000) модель для показателя числа случаев заболеваний за год (ЧСЗ), который на 3,56% определяется влиянием НАП и СО и увеличивается с возрастанием количества обучающихся в классе, уменьшаясь в динамике обучения в школе (от младших классов к старшим):
¥СЗ=3,8+О,О569Х#ЛЯ-1,О9ХС0±2,16
Уравнение регрессии для показателя полиморбидности -числа диагнозов хронических заболеваний, классифицируемых 3-й и 4-й группами здоровья (ЧД3+ЧД4), на 8,42% определяемого влиянием НАП и возраста (В) школьников, показывает, что при увеличении наполняемости класса и возраста обучающихся число диагнозов хронических заболеваний статистически значимо увеличивается:
ЧДЗ + ЧД4=1,27+0,00113 Х#ЛЯ+0,551ХЯ± 1,12
(р=0,0000).
Наполняемость и ступень обучения являются значимыми факторами для скорости, точности и продуктивности корректурной работы (ПКР).
Среднее количество просмотренных знаков (СКЗ) на 43,4% определяется влиянием указанных признаков, среднее количество стандартизированных ошибок (СКО) и ПКР лишь на 2,6%, 10,5% соответственно зависят от НАП и СО:
СКЗ=189,442- 4,34894 X НАП +128,265 X СО ±75,78
(р=0,0000).
При увеличении наполняемости класса от старшего возраста к младшему ухудшаются скорость, точность и продуктивность корректурной работы:
СКО=13,4596+0,0579898 X НАП-Ъ,20146 X СО ± 7,2
(р=0,0000).
ПКР=3,90069-0,158133 X НАП+4,52524 X СО ± 6,02
(р=0,0000).
Заключение
Наполняемость классов является индикатором благополучия ОО, обеспечивающим безопасность детей в отношении ухудшения их здоровья и их гармоничное развитие.
Выявлены чувствительные к параметру наполняемости классных коллективов показатели состояния здоровья учащихся (заболеваемость по данным обращаемости в ЛПО, заболеваемость по данным профилактических медицинских осмотров) и показатели умственной работоспособности. В классах с наполняемостью ниже предельно допустимой величины меньше число случаев заболеваемости школьников за год и общая длительность случаев заболеваний детей в течение года. У детей, обучающихся в классах с меньшей наполняемостью, по результатам выполнения корректурных проб отмечается более высокий уровень умственной работоспособности.
Полученные данные необходимо учитывать для создания профилактической образовательной среды. Уменьшение количества учащихся в классе ОО обеспечит не только реализацию индивидуального подхода в обучении, но и более высокие показатели умственной работоспособности школьников и уровень их здоровья в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Изд-во «Смысл», 2001. 365 с.
Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda ot modelirovaniya k proektirovaniyu. M.: Izd-vo «Smysl», 2001.365s.
2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. и др. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М. 2012. 207 с.
Kuchma V.R., Suhareva L.M., Hramcov P.I. i dr. Rukovodstvo po diagnostike i profilaktike shkol'no obuslovlennych zabolevaniy, ozdorovleniyu detey v obrazovatel'nych uchrezhdeniyah. M. 2012.207s.
3. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся. Научно-методическое пособие. М.: МИОО, 2009. 256 с.
Suharev A.G. Obrasovatel'naya sreda i zdorov'e uchash'ihsya. Nauchno-metodicheskoe posobie. M.: MIOO, 2009.256s.
4. Аверина С.В. Гигиеническая оценка факторов образа жизни, формирующих здоровье младших школьников (на примере г. Красноярска): Автореф. дис. ... к. м. н. Красноярск, 2015.
Averina S.V. Gigienicheskaya ozenka faktorov obraza zhizni, formiruyush'ih zdorov'e mladshih shkol'nikov (na primere g. Krasnoyarska): Avtoref. dis. ... k. m. n. Krasnoyarsk, 2015.
5. Приоритетные направления развития гигиены детей и подростков как биомедицинской науки на 2015-2020 годы / Под ред. член-корр. РАН В.Р. Кучмы. М.: Издательство ФГБУ НЦЗД Минздрава России, 2015. 35 с.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Prioritetnye napravleniya razvitiya gigieni detey i podrostkov kak biomedi-cinskoy nauki na 2015-2020 gody/Pod red. chlen-korr. RAN V.R. Kuchmi. M.: Izdatel'stvo FGBU NCZD Minzdrava Rossii, 2015.35 s.
6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». М. 2010.
SanPiN 2.4.2.2821-10 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k uslovi-yam i organizacii obucheniya v obsh'eobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah». M. 2010.
7. Кучма В.Р., Степанова М.А., Уланова С.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения. Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 42-46.
Kuchma V.R., Stepanova M.A., Ulanova S.A., Polenova M.A. Sochranenie zdorov'ya shkol'nikovputem optimizacii ih obucheniya. Rossiyskiy pediatriches-kiy zhurnal. 2011. № 3. S. 42-46.
8. Богомолова Е.С., Котова Н.В., Бадеева Т.В., Короленко Н.В., Олюшина Е.А. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений (учебное пособие). Н. Новгород: Изд-во НижГМА, 2015. 112 с.
Bogomolova E.S., Kotova N.V., Badeeva T.V., Korolenko N.V., Oly-ushina E.A. Ozenka kriteriev sanitarno-gigiegicheskogo blagopoluchiya obsh'eobrazovatel'nih uchrezhdeniy (uchebnoe posobie). N. Novgorod: Izd-vo NizhGMA, 2015. 112 s.
ш
УДК: 655.1:614.7:613.6(570.13) Код специальности ВАК: 14.02.01
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ НЕКОТОРЫХ ОМСКИХ ТИПОГРАФСКИХ ПРОИЗВОДСТВ
В.П. Родькин1, А.Н. Усатов2, Е.А. Боровенская3, М.А. Ерченко1, Е.А. Мусихина1, Я. А. Стародубцева1,
1ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет»,
2Управление Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, г. Омск, 3ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», г. Санкт-Петербург
Родькин Виктор Петрович - e-maií: [email protected]
Дата поступления 13.06.2017
Охрана здоровья трудоспособного населения является одной из приоритетных задач Российского здравоохранения. В этой связи целью исследования явились изучение и оценка условий труда и здоровья работающих в ООО «Полиграф» и ООО «Планета-Центр». В ходе работы изучены производственные факторы и условия труда работников, оказывающие влияние на психофункциональное состояние и их здоровье, сформированы гигиенически обоснованные профилактические мероприятия.
Ключевые слова: гигиеническая оценка, условия труда, здоровье, работающие.
Health protection of able-bodied population is one of priority problems of the Russian health care. In this regard a research objective were studying and an assessment of the working conditions and health working in LLC «Poligraf and» LLC «Planeta-Centre». During work the production factors and working conditions of workers exerting impact on a psychofunctional state and their health are studied, reasonable preventive actions are created sanitarily.
Key words: hygienic assessment, working conditions, health working.
Введение
Охрана здоровья трудоспособного населения в различных сферах деятельности, в том числе на полиграфических предприятиях, является одной из приоритетных задач Российского здравоохранения. В то же время, как отмечается [1], с конца 2008 г. отечественная полиграфия находится в состоянии тревожной неопределенности. В создавшейся экономической ситуации все действующие бизнес-структуры были вынуждены применять неординарные меры, связанные с оптимизацией своего производства: сокращение персонала, поиск новых поставщиков более дешевых расходных материалов, сокращение заработной платы, предоставление скидок клиентам и работа на уровне «точки убыточности», активный поиск новых заказчиков, сокращение всех непроизводственных затрат и ремонтных работ.
Проведенные [2] гигиенические исследования условий труда рабочих полиграфии позволили выявить комплекс неблагоприятных факторов, воздействующих на организм работающих (содержание бумажной пыли и изопропило-вого спирта в концентрациях, превышающих предельно
допустимые), недостаточные уровни освещенности рабочих мест, повышенные уровни шума, нерациональная рабочая поза.
По данным [3], условия труда работников полиграфического производства относятся к следующим классам: оператор компьютерного набора и верстки, копировщик печатных форм, печатник, машинисты фальцевальных и резальных машин, переплетчик - 3-й класс 2-й степени (3.2), прессовщик - 3-й класс 3-й степени (3.3).
В связи с этим становятся актуальными вопросы охраны труда на полиграфических предприятиях.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, определенный интерес представляло изучение условий труда и здоровья работников двух крупных омских предприятий, занятых типографским производством -ООО «Полиграф» и ООО «Планета-Центр», оснащенных высокоавтоматизированным оборудованием.
ООО «Полиграф» производит продукцию на основе флексографского, офсетного и трафаретного способов печати. На основе флексографского способа печати