--------------------------------------------- © А.Б. Дерюжинская, 2008
УДК 662.6/.8:658.26 А.Б. Дерюжинская
СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1ГЛузбасс - один из крупнейших
-ж\ индустриальных регионов, который вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие не только Сибири, но и России в целом. Основными отраслями топливно-энергетического комплекса Кузбасса являются угольная и электроэнергетическая промышленности. За последние годы (2004-2005 гг.) добыча угля увеличилась с 158 до 168 млн т, а производство электроэнергии с 23,5 до 25,8 млрд кВт-ч.
Прирост промышленного производства топливно-энергетических отраслей за последние годы был осуществлен за счет роста инвестиций. Так за 2004-2005 гг. выделяемые инвестиции в угольную промышленность соответственно составили 20,9 млрд руб. и 29,7 млрд руб., а в электроэнергетическую промышленность 2,5 млрд руб. и
3,1 млрд руб.
Индекс промышленного производства электроэнергетической отрасли в 2005 г. в сравнении с предыдущим годом составил 108 %. Рост производства электроэнергии в регионе обусловлен значительным вводом в эксплуатацию новых угледобывающих предприятий.
В 2005 г. в отрасли введены в действие: паровые котлы мощностью 420 т пара в час, линии электропередач (7,8 км) напряжением 35 кВ, а также линии
электропередач (12,9 км) напряжением 6-20 кВ.
Потребление электроэнергии в Кузбассе за период 2001-2005 гг. растет с
32,3 млрд кВт-ч до 33,5 млрд кВт-ч. Электробаланс Кузбасса за рассматриваемый период представлен в табл. 1.
Снижение производства электроэнергии в Кузбассе в 2004 г. связано не со снижением потребления электроэнергии, а с увеличением получения ее из других регионов (до 12,6 млрд кВт-ч).
Поставки электроэнергии из Кузбасса в другие регионы России значительно снижаются с 4,4 млрд кВт-ч в 2001 г. до 2,8 млрд кВт-ч в 2005 г. Мировая энергетическая ситуация предопределяет необходимость расширения использования угольного топлива во всех сферах экономики стран. Инновационные процессы, происходящие в развитии угольных мощностей позволяют значительно снизить затраты по его добыче и снизить экологическую нагрузку на окружающую природную среду. Современные технологии сжигания угля на тепловых электростанциях, обогащения его привели к тому, что выработка 1 кВт-ч электроэнергии на угольном топливе по общим затратам стала ниже, чем на нефтегазовом топливе даже с учетом экологических затрат. Новые технологии сжигания и подготовки угольного топлива в ближайшие годы повысят конкурентоспособность его в топливных ба-
Таблица 1
Электробаланс за период 2001-2005 гг (млрд. кВт.ч)
Наименование статей баланса 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
1. Производство электроэнергии 27,1 27,9 25,6 23,5 25,8
2. Получено электроэнергии из других 9,6 7,5 9,8 12,6 10,5
регионов
3. Потреблено электроэнергии, всего 32,3 31,7 30,8 32,7 33,5
в том числе:
- промышленностью и строительством 23,4 23,1 22,7 24,9 25,5
- сельским хозяйством 0,8 0,7 0,7 0,7 0,7
- транспортом 1,6 1,6 1,6 1,7 1,7
- другими отраслями 4,3 4,1 3,4 3,3 3,5
4. Потери в сетях 2,2 2,2 2,4 2,1 2,1
5. Отпущено за пределы области 4,4 3,7 4,6 3,4 2,8
лансах. Так технологии газификации угля, сжигания его в «кипящем слое» и др. позволяют повысить эффективность его использования и значительно сокращают выбросы в атмосферу.
Определяющим условием в повышении энергетической безопасности России в ближайшее время станет уголь. В настоящее время угольная продукция пользуется значительным спросом на мировых топливных рынках. Российские угольные компании занимают на мировом топливном рынке 12 % от общего торгового оборота, а на европейском рынке порядка 35 %.
Россия располагает углями всех видов от бурых низкой степени углефика-ции до высокометаморфических каменных углей и антрацитов. Основная часть балансовых запасов как энергетических, так и коксующихся углей находится в Западной Сибири - соответственно 41 % и 71 % от общих запасов по России. Ресурсы коксующихся углей в основном сосредоточены в хорошо освоенном Кузнецком бассейне. На территории Кемеровской области расположены залежи каменного угля, составляющие до четверти всех топливно-энергетичес-ких ресурсов страны. В настоящее время используется только 10-11 % угленосных площадей Кузбасса. Среди разведанных
запасов угля половину составляют коксующиеся угли, основной вид технологического топлива для производства чугуна. Кроме того, кузнецкие угли по внутрипластовым запасам метана оцениваются в пределах 1,5 трлн куб. м. Балансовые запасы кузнецких углей по категории А+В+С оцениваются в пределах
57,2 млрд. тонн, что составляет 28,5 % от общих запасов и 58,8 % от запасов каменных углей России. При этом запасы коксующихся углей составляют 30,1 млрд т или 73 % от всех запасов страны. Значительные запасы кузнецких углей высококачественных марок позволяют строить долговременную перспективу развития экономики Кузбасса и России в целом, рассматривая уголь как базовое стратегическое топливо, тем самым гарантируя энергетическую безопасность и социальную стабильность страны.
В последние годы в Кемеровской области сохраняется тенденция роста объемов промышленного производства. Индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых ежегодно растет и составляет в среднем 104 %. Приходная часть топливноэнергетического баланса Кузбасса характеризуется поступлениями первичных энергоресурсов за счет собственной добычи угля и незначительного завоза
Рис. 1. Добыча угля за 1990-2005 гг., тыс. т
угля из других регионов России, а также завоза газа для населения. Расходная часть топливно-энергетического баланса Кузбасса связана с топливообеспечени-ем тепловых электростанций, промышленности, коммунально-бытового сектора, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Важное место в расходной части топливно-энергетического баланса Кузбасса занимает экспорт угля и поставки его в различные регионы России - порядка 60 млн тонн.
Рост за последние годы экономики Кузбасса и России в целом предопределил значительный рост добычи кузнецких углей. Сложившиеся «перекосы» в экономическом развитии Кузбасса в девяностых годах привели к спаду производства угольной продукции. Объем ее добычи за период 1990 до 1997 гг. снизился с 143,1 млн т до 90,0 млн т, а с изменением экономической стратегии развития региона с 1998 г. добыча кузнецких углей значительно возросла с 100,0 млн т до 168 млн т в 2005 г. Динамика изменения общей добычи угля в Кузбассе за период 1990-2005 гг. представлена на рис. 1.
Добыча коксующихся углей достигла 58,7 млн т. Усилилась роль влияния Кузбасса в развитии угледо-
бычи России. В общем объеме производства российского угля доля акционерных обществ и компаний Кузбасса превысила 55 %, а по углям для коксования 82 %. Основной прирост добычи угля за последний период достигнут за счет предприятий, входящих в состав компаний ОАО «СУЭК» - 3,2 млн т, ОАО «Кузбассразрезуголь» - 0,94 млн т, ООО «Южный» - 0,72 млн т, ПО «Си-бирь-Уголь» - 0,68 млн т, а также благодаря вводу в конце 2004 года ЗАО «Салек» - 1,76 млн т, ОАО «Кузбасская» - 1,36 млн т.
Производственная мощность предприятий по добыче кузнецких углей за период 01.01.1990 г. по 01.01.2000 г. снизилась с 159,1 млн т до 102,0 млн т, в том числе на разрезах с 62,8 млн т до
49,2 млн т, а на шахтах с 96,3 млн т до
50,9 млн т. Динамика изменения производственных мощностей на начало года представлена на рис. 2.
С ростом экономического развития региона и необходимостью увеличения добычи угля производственные мощности угледобывающих предприятий за период с 01.01.2001 г. по 01.01.2005 г. возросли с 107,4 млн т до 149,4 млн т, в том числе на разрезах с 52,1 млн т до
Рис. 2. Динамика мощностей по добыче угля в Кузбассе на начало года, млн т
74,4 млн т, а на шахтах с 55,3 млн т до
74,9 млн т.
Для повышения качества угольной продукции значительно возрос объем переработки и обогащения кузнецких углей. Так за период 1990-1997 гг. объем переработки и обогащения кузнецких углей снизился с 61,7 млн т до 29,4 млн т, в том числе по выпуску концентрата с
38,2 млн т до 21,0 млн т, а выпуска сортовых углей с 11,5 млн т до 5,8 млн т. За последние годы переработка угля на обогатительных фабриках достигла уровня 62,5 млн т, в том числе по выпуску концентрата 44,2 млн т, а выпуску сортовых углей 9,6 млн т (рис. 3).
В настоящее время переработка коксующихся углей в Кузбассе осуществляется на 16-ти обогатительных фабриках общей мощностью 49,2 млн т в год, энергетических углей - на 3-х обогатительных фабриках мощностью 6,9 млн т, 6-ти модульных обогатительных установках, 6-ти установках механизированной выборки породы и 10-ти сортировках.
Для достижения объемов добычи кузнецких углей в пределах 168 млн т и переработки их в Кузбассе были за период 2000-2005 годов реализованы крупные проекты по развитию угольной отрасли:
- строительство шахты № 7 (проектной мощностью 2,8 млн т);
- строительство шахты «Талдынская-Западная» (проектной мощностью 1,0 млн т);
- строительство обогатительной
фабрики «Антоновская» (проектной мощностью 1,0 млн т);
- строительство обогатительной
фабрики «Красногорская» (проектной мощностью 1,5 млн т);
- строительство обогатительной
фабрики «Богатская-Энергетическая» (проектной мощностью 2,5 млн т);
- строительство шахты «Ульяновская» (проектной мощностью 3,0 млн т);
Рис. 3. Переработка угля по Кузнецкому бассейну, млн т
- строительство шахтоучастка «Си-биргинский» (проектной мощностью 1,2 млн т);
- строительство разреза «Заречный» (проектной мощностью 2,0 млн т);
- строительство обогатительной фабрики «Спутник» (проектной мощностью 2,4 млн т);
- строительство шахты «Котинская» (проектной мощностью 3,0 млн т);
- строительство шахты «Томусин-
ская 5-6» (проектной мощностью
3.0 млн т);
- строительство разреза «Виноградский» (проектной мощностью 1,5 млн т);
- строительство шахты «Салек»
(проектной мощностью 2,0 млн т);
- строительство шахты «Колмого-ровская» (проектной мощностью
2.1 млн т);
- строительство обогатительной
фабрики «Междуреченская» (проектной мощностью 4,5 млн т);
- строительство обогатительной
фабрики «Распадская» (проектной мощностью 7,5 млн т);
- строительство обогатительной
фабрики «Северная» (проектной мощ-
ностью 3,0 млн т);
- строительство шахты «Ольжерас-ская» (проектной мощностью 2,0 млн т);
- строительство шахты «Кастомаров-ская» (проектной мощностью 2,0 млн т);
- строительство обогатительной фабрики «Листвяжная» (проектной мощностью 4,5 млн т);
- строительство шахты «Распадская-Коксовая» (проектной мощностью 2,0 млн т);
- строительство шахты «Южная» (проектной мощностью 0,8 млн т);
Сдерживающим фактором в конкурентоспособности кузнецких углей в топливообеспечении России являются транспортные тарифы на железнодорожные перевозки угольной продукции к местам ее потребления. При перевозке энергетических углей пот-ребителям Западной Сибири на расстояния до 1500 км транспортная составляющая колеблется от 35 до 41 % в зависимости от стоимости угля. При перевозке угля на Урал и в европейскую часть транспортная составляющая в цене достигает 45-60 %. Общегосударственный подход в тарификации перевозки угольной продукции требует изменения ее системы формирования. Традиционно на железнодорожном транспорте перевозка угля осуществля-
лась со значительными тарифными льготами как для внутренних поставок, так и в международном сообщении. В настоящее время железнодорожные тарифы на перевозку угольной продукции приводят к убыточности ее в местах конечного потребления. Вместе с тем очевидно, что сложившаяся система тарификации железнодорожных перевозок угля неминуемо приведет к увеличению затрат на выработку электрической и тепловой энергии и будет стимулировать поиск более дешевых видов использования топлива по стоимости в местах потребления за счет использования природного газа. Такой подход в системе тарификации железнодорожных перевозок угольной продукции не сможет обеспечить решения сформулированной проблемы правительством России о расширении использования угля в повышении ее энергетической безопасности. Размер тарифов на железнодорожные перевозки различной продукции, на наш взгляд, зависит от особенностей структуры подвижного состава ее транспортировки, погрузочно-разгру-зочных операций, маневро-оператив-ных условий при движении грузов к местам потребления. Однако, угольные маршруты характеризуются перевозкой концентрированной (только уголь) продукции в подвижном составе, поэтому вспомогательные операции, связанные с маневрами на станциях следования отсутствуют, что снижает затраты на транспортировку угля к местам его потребления в отличие от комбинированных грузопотоков другой, различной продукции. Для обоснования транспортных тарифов на железнодорожные перевозки угольной продукции необходимо учитывать только постоянные затраты, связанные с эксплуатацией подвижного состава и частично переменные,
связанные с погрузочно-разгрузочными операциями у поставщика и потребителя без учета затрат на маневренные операции в процессе следования подвижного состава. Такой учет в системе тарификации угольной продукции к местам ее потребления снизит конечную стоимость угля у потребителя и повысит конкурентоспособность угольного топлива в системе то-пливообеспечения России.
Несмотря на некоторые изменения в структуре себестоимости добычи кузнецких углей за счет уменьшения долей материальных затрат и отчис-лений на социальные нужды (соот-ветственно 2,6 % и 1,2 %) происходит увеличение долей расходов на оплату труда (до 15 %). Однако осуществляемая реструктуризация формиро-вания структуры себестоимости добычи кузнецких углей и ее главная составляющая в ее размере до 70 % остаются материальные затраты и расходы на оплату труда. Средняя себестоимость добычи 1 т угля только за период 2003-2005 годов за счет указанных факторов в системе формирования структуры себестоимости изменилась с
324,1 руб/т до 523,63 руб/т, т. е. на 61,6 %. По подземному и открытому способам добычи себестоимость добычи угля в настоящее время достигла соответственно 654,98 руб/т и 431,2 руб/т (рис. 4).
В связи с ростом потребления угольных ресурсов в России и соответственно увеличением добычи кузнецких углей при одновременном проведении угольной отрасли ее реструктуризации по закрытию нерентабельных угольных предприятий производительность труда рабочего по добыче угля увеличилась с 60 т/мес. в 1995 г. до 153,0 т/мес. в 2005 г.
внепроизводственные
расходы
|прочие расходы
■ амортизация основных фондов
■ отчисления на социальные нужды
расходы на оплату труда
■ материальные затраты
2003 г. 2004 2005
Рис. 4. Структура себестоимости добычи 1 т угля в 2003—2005 гг.
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Рис. 5. Динамика производительности труда рабочего по добыче угля, т/мес.
Рост себестоимости добычи угля и размер инфляции (10-13 %) предопределили увеличение средних цен реализуемой в целом по угольной продукции по Кузбассу в размере до 949,9 руб./т, а для коксования до 1444,1 руб./т. Выручка от продажи товаров, работ, услуг по предприятиям за период увеличилась с 65,8 млрд руб. до 134,6 млрд руб. при росте себестоимости на 74 %. Валовая прибыль увеличилась на 66 % и достигла 37,4 млрд руб. против 10,2 млрд руб. в 2003 г.
Отмечая за последние годы экономический рост угольной промышленности Кузбасса и значительные масштабы ее 108
развития необходимо указать на негативное влияние отрасли на окружающую природную среду, которая вызывает деградацию среды обитания и наносит ущерб здоровью населения. Эта экологическая проблема региона является наиболее острой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Выбросы вредных веществ по угольной промышленности только за период 2001-2005 годов увеличились с 475,5 тыс. т до 490,1 тыс. т, т.е. на 3,2 %. Рост выбросов вредных веществ по угольной промышленности несомненно связан с приростом добычи угля Кузбас-
са. Основным компонентом нарушения окружающей природной среды региона являются отходы угольной промышленности. Так на территории Кузбасса ежегодно размещается отходов в размере
281,4 млн т. Кроме того, угольная промышленность в настоящее время суммарно сбрасывает сточные воды в водные объекты до 27 % от общих объемов региона. Выделяемые ежегодные инвестиции на стабилизацию окружающей природной среды в размере 64 млн руб. не полностью обеспечивают нормы допустимой экологической ситуации Кузбасса.
Структура производства топливноэнергетических отраслей региона была предопределена созданной в стране так называемой модели экономического развития «рыночной экономики». Данная экономическая модель базировалась на либерализации цен, приватизации при условиях достижения финансовой стабильности действующих отраслей экономики.
Такой экономический механизм формирования ее развития привел к спаду темпов экономического развития Кузбасса и России в целом, с достигнутым в 1990 г., в 1,5 раза. Создаваемая экономическая модель «сме-шанной экономики» (государство и частный сектор) позволила изменить не только структуру, но и размер производства то-пливно-энергетичес-ких ресурсов в Кузбассе на основе увеличения потреби-
тельского спроса региона в материальной и непроизводственной сферах, а также в экспортных поставках.
Определяющим условием в решении эффективного масштаба развития кузнецких углей в перспективе должны выступать производственно-экономи-ческие, инвестиционные условия развития ТЭК, факторы оказывающие влияние на изменения окружающей природной среды и макроэкономические направления перспективного развития региона. Реализация этой комплексной проблемы возможна на основе геоэкономической оценки последствий производственной деятельности, учитывающей взаимоотношения человека, общества и природной среды. Без учета этих факторов дальнейшее широкомасштабное развитие отраслей не может быть обосновано с точки зрения уровней ее развития в перспективе.
Дальнейший индустриальный рост экономики Кузбасса в настоящее время ставит ряд сложнейших социальноэкономических, экологических и горнотехнологических проблем, связанных с созданием современных технологий в топливно-энергетических отраслях, обеспечивающих снижение экологической нагрузки на регион, повышение эффективности использования топливноэнергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения.
---------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О работе угольной промышленности 2. Итоги развития экономики и социальной
Кузбасса. Информационно-аналитический об- сферы Кузбасса. Кемерово, 2005 г. зор, Росинформуголь, 2005 г.
— Коротко об авторе ----------------------------------------------------------------
Дерюжинская А.Б. - аспирантка, экономический факультет МАИ.
Рецензент д-р техн. наук, проф. И.В. Гранин.