УДК 911.3:338.483 ББК 26.8
П.А. Волков, В.В. Ермилова, К.С. Захаров, Е.Е. Кротова
состояние развития особых экономических зон в туризме и факторы, его определяющие
Рассматриваются вопросы функционирования особых экономических зон туристско-рек-реационного типа и потенциала их развития. Анализируется влияние функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа на социально-экономическое развитие регионов, на территории которых они созданы, а также финансирование объектов инфраструктуры особых экономических зон. Авторы выявляют наличие существенных проблем в развитии особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Предлагаются решения проблемы по повышению эффективности функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа, в том числе: расширение льгот и преференций для создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения резидентов; снижение проектных рисков и улучшение условий кредитования резидентов; усиление роли и ответственности регионов; развитие информационной инфраструктуры, направленной на повышение конкурентоспособности ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
Ключевые слова:
инвестиция, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, туризм, финансирование, функционирование.
Волков П.А., Ермилова В.В., Захаров К.С., Кротова Е.Е. Состояние развития особых экономических зон в туризме и факторы, его определяющие // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 2. - С. 9-12.
© Волков Павел Александрович - кандидат экономических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Ермилова Виктория Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальных технологий, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
© Захаров Константин Сергеевич - кандидат экономических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Кротова Елена Евгеньевна - старший преподаватель, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Перспективы развития всех видов туризма в России связаны, в первую очередь, с его финансированием. Некоторые регионы, благодаря проведению там мировых спортивных соревнований, которые привлекают огромное количество туристов, имеют финансирование [1]. Но в целом, современное состояние экономики характеризуется ограниченностью финансовых ресурсов, в т.ч. и в туризме, что вызывает необходимость расширения механизмов привлечения бизнеса для решения задач по развитию туризма.
Одной из признанных во всём мире форм расширения источников финансирования за счёт привлечения бизнеса являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Основная задача ОЭЗ - создание условий для притока инвестиций, в первую очередь частных, в отдельные регионы и отрасли экономики.
Заинтересованность инвесторов обеспечивается путем создания налоговых льгот и таможенных преференций. Кроме того, инвесторы получают гарантии доступа к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. В свободных экономических зонах также действуют различные косвенные льготы. Это, прежде всего, возможность ускоренной амортизации, а так-
же пониженные тарифы на оплату аренды, коммунальных и др. услуг.
В сфере туризма создаются ОЭЗ ту-ристско-рекреационного типа (ТРТ), цель которых:
- обеспечить приток туристов в регионы России, создавая туристские центры и курорты международного уровня;
- создать благоприятный инвестиционный климат в регионах России с целью привлечения инвесторов в туристическую отрасль;
- стимулировать развитие депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом, но обладающих уникальными природными и культурными ресурсами.
Создание ОЭЗ ТРТ позволит улучшить социально-экономическое положение регионов, в которых они создаются, обеспечить увеличение количества рабочих мест и налоговых платежей в казну регионов и др.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации зарегистрировано 14 особых экономических зон ТРТ. На современном этапе развития ОЭЗ ТРТ ока- 0 зывают слабое влияние на социально-эко- ¡5 номические показатели региона, на терри- Ц тории которых они созданы (табл. 1).
10 Таблица 1
Влияние функционирования ОЭЗ ТРТ на социально-экономическое развитие региона, на территории которых они созданы
ОЭЗ ТРТ Кол-во РМ, созданных резидентами ОЭЗ* Объем выручки от продажи Т, Р,У без НДС, А и сумма доходов, 2014 г. налоги, уплаченные резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней за 2014 г. Инвестиции, осуществлённые резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ за 2014 г.
Ед. %** Млн руб., В % к ВРП субъекта Млн руб. В % к налогам субъекта Млн руб. % к ВРП субъекта
в Алтайском крае 45 0,32 11 0,002 1,79 0,0030 92 0,0200
в Республике Алтай 14 0,06 0 0,000 1,01 0,0200 6 0,0200
в Республике Бурятия 13 0,09 0 0,000 0,54 0,0000 9 0,0050
в Иркутской области 30 0,05 6 0,000 1,9 0,0000 47 0,0060
в Приморском крае 0 - 9 0,000 0,00 0,0000 0 0,0000
Туристический кластер*** 111 0,02 56 0,002 15,00 0,0000 201 0,0060
Итого по ТРЗ 213 0,04 73 0,001 20,20 0,0028 355 0,0065
* по состоянию на 01.01.2015 г.
** В % к численности трудоспособного населения, на территории которых создана ОЭЗ. *** Туристический кластер в СКФО, в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Источник: составлено авторами по данным Минэкономразвития [3].
Лучшими показателями характеризуется деятельность ОЭЗ ТРТ Алтайского края и Туристического кластера, худшими - Приморского края.
На территории ОЭЗ ТРТ резидентами ОЭЗ создано 213 рабочих мест (115% от Планов развития), в том числе в 2014 г. - 145 рабочих мест (345% от Планов развития).
Объем выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом НДС и сумма доходов за 2014 г. составил 73 млн рублей (363% от Планов развития), нарастающим итогом с начала функционирования ОЭЗ - 138 млн рублей (163% от Планов развития).
Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ ТРТ в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за 2014 г. составил 20 млн рублей (438% от
Планов развития), нарастающим итогом -35 млн руб. (176% от Планов развития).
Объем инвестиций, в том числе капитальных вложений, осуществленных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ ТРТ, в отчетном периоде составил 354 млн руб. (5% от Планов развития), нарастающим итогом -1271 млн руб. (17% от Планов развития).
Объем инвестиций, осуществленных коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, утратившими статус резидента ОЭЗ за год оценки эффективности, как и за период с начала функционирования ОЭЗ, составил 31 млн руб.
Анализ показателей функционирования особых экономических туристско-рекреа-ционного типа за 2014 г. (табл. 2) свидетель-
Таблица 2
Показатели функционирования ОЭЗ ТРТ за 2014 год
ОЭЗ ТРТ Количество резидентов ОЭЗ, ед. Кол-во туристов посетивших ОЭЗ, чел. Кол-во объектов инженерной инфраструктуры построенных на территории ОЭЗ, ед. Сред негодовая загрузка номерного фонда, созданного на территории ОЭЗ, %
Прогноз Факт Тыс. чел. в % к общему кол-ву
В Алтайском крае 2 0 60 10,37 План - 4, факт - 0 31,7
В Республике Алтай 3 0 0 0,00 План - 14, факт - 2 0,0
В Республике Бурятия 4 4 0 0,00 План - 1, факт - 1 0,0
В Иркутской области - 2 0,1 0,01 План - 0, факт - 0 0,0
В Приморском крае - - - - - -
Туристический кластер* 1 7 338 5,74 План - 0, факт - 32 45,9
Итого по ТРЗ 10 13 398 4,64 План - 19, факт - 35 78,0
о.
ее о О
* Туристический кластер в СКФО, в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Источник: составлено авторами по данным Минэкономразвития [3].
ствует о неблагополучной картине освоения ОЭЗ ТРТ России. Прогнозные значения по количеству резидентов из 7 ОЭЗ ТРТ выполнила только Республика Бурятия. Перевыполнение по Туристическому кластеру объясняется отсутствием на настоящий момент утверждённых планов развития.
Следует отметить отсутствие резидентов особых экономических зон с участием иностранных инвесторов. За период с начала функционирования ОЭЗ ТРТ 12 резидентов ОЭЗ исключены из реестра резидентов, в том числе в отчетном периоде - 4 резидента ОЭЗ ТРТ.
Количество туристов, посетивших ОЭЗ, составило всего 4,64% от общего количества туристов, посетивших субъект, что обусловило низкий процент среднегодовой загрузки номерного фонда, созданного на территории ОЭЗ.
Обращает на себя внимание отсутствие результатов деятельности ОЭЗ ТРТ Приморского края (остров Русский). В настоящее время рассматривается вопрос о досрочном прекращении существования ОЭЗ, так как за три года не нашлось ни одного инвестора, пожелавшего стать их резидентом.
Не лучше обстоят дела с выполнением прогнозов по созданию объектов инженерной инфраструктуры (табл. 3).
Объем бюджетных средств, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ,
за год оценки эффективности ОЭЗ составил 5297 млн руб., объем инвестиций осуществленных резидентами на территории ОЭЗ -354 млн руб. (94% от плановых значений), или всего 6,7% от взносов бюджета.
Объем неосвоенных денежных средств (остаток) из федерального бюджета, предусмотренных на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ ТРТ, по состоянию на конец 2014 года составил 8 2269,3 млн руб.
Подводя итог выполненному анализу, следует признать наличие существенных проблем в развитии ОЭЗ ТРТ. Счетная палата РФ не раз признавала деятельность туристических зон неэффективной, указывая на их низкую обеспеченность инфраструктурой, что существенно снижает привлекательность ОЭЗ для частных инвесторов: «Из пяти рассматриваемых зон туристско-рек-реационного типа функционируют четыре. При этом уровень достижения показателей деятельности ОЭЗ в Алтайском крае имеет средние значения, в прочих - низкие» [4].
Главными факторами, сдерживающими развитие ОЭЗ ТРТ являются:
1. Отсутствие должной инфраструктуры или её низкое качество. В этой связи государство берёт на себя обязательство по финансированию большей части расходов по её созданию (93,3%). Учитывая сложную экономическую обстановку в стране за последние годы, бюджетные ресурсы ограничены. Поэтому необходимо направить усилия на оптимизацию финансо-
Таблица3
Финансирование объектов инфраструктуры ОЭЗ
ОЭЗ трт Финансирование инфраструктуры ОЭЗ из средств бюджета, млн руб. Объем инвестиций, осуществленных резидентами на территории ОЭЗ, млн руб. Объем неосвоенных денежных средств из бюджета, млн руб.
млн руб. % к средствам бюджета
В Алтайском крае, 2014 г. 95 92 96,00 3962,4
с начала функционирования 4606 700 15,00 -
В Республике Алтай, 2014 г. 838 6 0,70 3402,2
с начала функционирования 4366 50 1,14 -
В Республике Бурятия, 2014 г. 358 9 2,50 12303,1
с начала функционирования 4443 148 3,30 -
В Иркутской области, 2014 г. 34 47 138,20 5786,6
с начала функционирования 197 173 87,80 -
В Приморском крае, 2014 г. 0 0 - -
с начала функционирования 24 0 0,00 -
Туристический кластер за 2014 год 3971 201 5,00 56815,0
с начала функционирования 4863 201 4,00 -
Итого по ТРЗ 2014 г. 5297 354 6,70 82269,3
с начала функционирования 18499 1271 6,80 -
* Туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае, Ставропольском крае и Республике Адыгея. Источник: Составлено авторами по данным Минэкономразвития [3].
о
вых ресурсов, направляемых на развитие инфраструктуры, и, в первую очередь, на сокращение количества объектов инфраструктуры за счёт исключения объектов, не относящихся к инфраструктуре ОЭЗ.
Анализ Перечней объектов инфраструктуры ОЭЗ показал, что с течением времени стоимость строительства в ОЭЗ, как правило, увеличивалась как за счет увеличения количества объектов инфраструктуры, так и за счет увеличения их сметной стоимости. Такая ситуация является следствием того, что в законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» не предусмотрено раскрытие понятий «инфраструктура особой экономической зоны», «объекты, предназначенные для обеспечения особой экономической зоны». Отсутствие законодательно закрепленных понятий создает риски строительства за счет бюджетных средств объектов, не относящихся к инфраструктуре ОЭЗ или создание которых должно осуществляться резидентами ОЭЗ [4].
Кроме того, в законе не определено назначение прилегающей территории ОЭЗ, и, следовательно, отсутствует регулирование в части определения необходимого размера прилегающей территории, в связи с чем отнесение к ней значительных площадей ведет к росту финансовых обязательств по созданию объектов инфраструктуры на прилегающей к ОЭЗ территории, в том числе за счет средств федерального бюджета [4].
В этой связи необходимо внести изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части закрепления нормативного определения понятий «объекты инфраструктуры ОЭЗ» и «прилегающая территория ОЭЗ».
2. Недостаточный объем льгот и преференций для стимулирования резидентов ОЭЗ РТР.
В табл. 4 приведены налоговые льготы, действующие в Российской Федерации для резидентов ОЭЗ ТРТ.
Налоговые льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ ТРТ, как показывают данные таблиц 2 и 3, не являются достаточным
Список литературы:
стимулом для их участия в финансировании ОЭЗ ТРТ. В зарубежных странах, успешно развивающих туризм с использованием механизма ОЭЗ, иностранные инвесторы пользуются многочисленными таможенными и налоговыми льготами, им предоставляются большие права и полномочия.
Таблица 4 Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ ТРТ
Вид налога ОЭЗ ТРТ Территория РФ
1. Налог на прибыль, в т.ч.
1.1 Федеральный бюджет 0% на 10 лет* 2%
1.2 Региональный бюджет 0-13,5% 18%
Налог на имущество 0% до 10 лет 2,2%
Земельный налог 0% до 5 лет 1,5%
Транспортный налог 0% до 10 лет 10-150
Страховые взносы 14% до 2017 г.* 34%
* Для резидентов ОЭЗ ТРТ, объединенных в кластер. Источник: Составлено авторами по данным Минэкономразвития [3].
Ярким примером успешного развития ОЭЗ является Китай. Так, Шанхайская ОЭР «Пудун» предоставляет участникам следующие налоговые льготы: отмена уплаты НДС, потребительских налогов, налогов на доход иностранного персонала, подоходного налога на 5 лет и уплата 50% подоходного налога в течение следующих 3-х лет [2]. В ОЭЗ «Пусан» действует полное освобождение от подоходного и транспортного налогов, налога на прибыль корпораций и их 50% снижение на следующие 2 года; полное освобождение от местных налогов (имущественного и НДС) и их 50%-е снижение на следующие 2 года [2].
Увеличение объёма преференций и льгот позволит повысить инвестиционную привлекательность для резидентов ОЭЗ ТРТ. Потери бюджета от снижения налогов будут компенсированы за счёт более эффективного функционирования Особых экономических зон в туризме и, следовательно, увеличения налоговых поступлений от возрастающего потока туристов.
Ермилова В.В., Кротова Е.Е. Особенности зрелищности в спорте и их трансформация в условиях современного общества // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 2. - С. 100-103.
[2] Зарубежный опыт функционирования особых (свободных) экономических зон. - Интернет-ресурс. Режим доступа: newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy.
[3] Министерство экономического развития Российской Федерации: особые экономические зоны // Официальный сайт. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ sez/main/ (13.02.2015)
[4] Счетная палата Российской Федерации: Деятельность СП // Официальный сайт. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/ (13.02.2015)