Научная статья на тему 'Рекреационные зоны России в системе рационального природопользования'

Рекреационные зоны России в системе рационального природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1068
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ТИПЫ РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / RECREATIONAL ZONES / RATIONAL ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / INVESTMENT CLIMATE / TYPES OF RECREATIONAL RESOURCES / RECREATIONAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никоноров С., Дубов И.

В статье рассматривается экономическая деятельность восьми особых экономических зон туристско-рекреационного типа, созданных в России. Проведено комплексное обоснование открытия девятой рекреационной зоны в одном из регионов Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recreational zones of Russia in a system of rational environmental managemen

An economic activity of eight special economic zones of the tourist and recreational type created in Russia is analyzed. A complex justification of the ninth recreational zone opening in one of the districts in the Volga region is substantiated.

Текст научной работы на тему «Рекреационные зоны России в системе рационального природопользования»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2013

С. НИКОНОРОВ кандидат экономических наук, доцент, докторант экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

И. ДУБОВ доктор экономических наук, директор Научно-исследовательского института «Экоресурс»

РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ РОССИИ В СИСТЕМЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В статье рассматривается экономическая деятельность восьми особых экономических зон туристско-рекреационного типа, созданных в России. Проведено комплексное обоснование открытия девятой рекреационной зоны в одном из регионов Поволжья.

Ключевые слова: рекреационные зоны, рациональное природопользование, инвестиционный климат, типы рекреационных ресурсов, рекреационные факторы.

Классификация ^Ь: д260; К500.

Рекреационные зоны занимают особое место в народнохозяйственном комплексе и в системе рационального природопользования. Именно в них происходит воспроизводство трудовых ресурсов и оздоровление населения страны (региона, муниципального образования), что делает их экономически, социально и экологически значимыми.

В настоящее время рекреационный фактор оказывает существенное влияние на территориальную и отраслевую структуру хозяйства многих стран. Существует изначальное конкурентное преимущество в туристско-рекреационном предпринимательстве тех стран или регионов, где уникальные сочетания ресурсов сферы оздоровительного отдыха наиболее привлекательны как по климатическим условиям, так и по многообразию других факторов. Каждый регион, занимая определенное место в системе общественного разделения труда и рационального природопользования, имеет некую специфичность условий: природных (экологических), производственных (экономических) и трудовых (социальных).

К трем известным типам рекреационных ресурсов (по Д. Еделеву1) можно добавить еще два: 1) рекреационно-лечебный (например, лечение минеральными водами); 2) рекреационно-оздоровительный (например, купально-пляжные рекреации и биоклиматические рекреации); 3) рекреационно-спортивный (например, горнолыжные зоны); 4) рекре-ационно-культурно-познавательный и рекреационно-просветительский (прогулки по парку, слушание птиц); 5) рекреационно-экологический (охота, рыбалка).

9 июля 2006 г. вступили в действие два федеральных закона - № 76-ФЗ и № 75-ФЗ. Закон № 76-ФЗ дополнил положения Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этими изменениями введен новый вид ОЭЗ - туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ ТРТ), целью которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов РФ. Закон № 75-ФЗ дополнил некоторые главы Налогового кодекса РФ, установив налоговые льготы для резидентов таких ОЭЗ.

Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.2006 г. № 212 было объявлено о проведении открытого конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Из 28 поданных заявок были выбраны семь. После подведения итогов конкурса вышли постановления Правительства РФ от 3.02.2007 г. № 67-73 об образовании особых экономических зон туристско-рекреационного типа. К ним относятся: «Алтайская Долина» на территории муниципальных образований «Майминский район» и «Чемальский район» Республики Алтай; «Байкальская гавань» муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия; «Новая Анапа» в Краснодарском крае; «Кавказские Минеральные Воды» в Ставропольском крае; «Бирюзовая Катунь» Алтайского района Алтайского края; «Куршская коса» Зеленоградского района Калининградской области; «Ворота Байкала» на территории поселка Листвянка Иркутского муниципального образования Иркутской области.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 на территории острова Русский Приморского края создана восьмая туристско-рекреационная особая экономическая зона. Можно ожидать создания девятой туристско-рекреационной особой экономической зоны «Заволжье» в Чувашской Республике. Табл. 1 дает представление обо всех ОЭЗ ТРТ в России.

1 Еделев Д.А., Кирей М.Ю., Сергеева И.С., Стригина М.О., Иванов А.Е. Мировая рекреационная сфера: характеристика и специализация территорий. Пятигорск: Изд-во «Спецпечать», 2007.

Таблица 1

Характеристики и специализации девяти ОЭЗ ТРТ в РФ

Субъект РФ, муниципальные образования, площадь ОЭЗ ТРТ Специализации (виды туризма) Объем инвестиций (млрд руб.) Элементы инфраструктуры

1. Республика Алтай, Майминский и Чемаль-ский районы, ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» Дата создания: 03.02.2007 г. Площадь: 856,83 га Резидентов: 10 Экологический туризм; историко-культурный туризм; лечебно-оздоро-вительный; активный туризм; экстремальный туризм. Бюджетное финансирование - 5,6 (федеральный бюджет - 4,8), внебюджетные инвестиции - 6,7 Круглогодичные гостиничные комплексы на 8,5 тыс. мест со БРА-центрами, горнолыжный и лечебно-оздо-ровительный комплексы

2. Республика Бурятия, ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» Дата создания: 03.02.2007 г. Площадь: 3 613,5 га Резидентов: 12 Лечебно-оздоровительный; круизный; горнолыжный; экологический; экскурсионный; религиозный Бюджетное финансирование -13,3 (федеральный бюджет -10,2), внебюджетные инвестиции - 38,0 Круглогодичные гостиничные комплексы на 22 тыс. мест, яхт-клуб, крытый аквапарк, спортивно-оздоровительный, горнолыжный и конноспортивный комплексы

3. Краснодарский край, г. Анапа, ОЭЗ ТРТ «Новая Анапа» Дата создания: 03.02.2007 г. Площадь: 882 га Пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг Бюджетное финансирование - 29,0 (федеральный бюджет -16,0), внебюджетные инвестиции -147,4 Круглогодичные гостиничные комплексы международного класса на 110 тыс. мест, поля для гольфа, игровые площадки, парки развлечений, бассейны, яхт-клубы, аквапарки

Продолжение табл. 1

и> и>

Субъект РФ, муниципальные образования, площадь ОЭЗ ТРТ Специализации (виды туризма) Объем инвестиций (млрд руб.) Элементы инфраструктуры

4. Ставропольский край, ОЭЗ ТРТ «Гранд Спа Юца» Дата создания: 03.02.2007 г. Площадь: 843 га Бальнеологический; экологический; развлекательный; спортивный; познавательный Бюджетное финансирование - 3,1 (федеральный бюджет - 2,5), внебюджетный инвестиции - 49,0 Круглогодичные гостиничные комплексы на 17 тыс. мест, всероссийский детский оздоровительный центр, спортивно-реабилитаци-оный комплекс, клиника инновационного лечения, аквапарк, БРА - центры, горнолыжный комплекс, этнопарк, дельтадром, ледовый каток, обсерватория, стрельбище

5. Алтайский край, ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» Дата создания: 03.02.2007 г. Площадь: 3326,3 га Резидентов: 17 Гостиничный бизнес; общественное питание; туристско-экскурсионное обслуживание; спортивно-оздоровительные услуги Бюджетное финансирование - 7,3 (федеральный бюджет - 6,9), внебюджетные инвестиции - 3,2 Круглогодичный гостиничный комплекс на 3 - 3,5 тыс. мест, конноспортивный комплекс, комплекс плавательных бассейнов

6. Калининградская область, ОЭЗ ТРТ «Куршская-коса» Дата создания: 03.02.2007 г. Площадь: 282 га Водный, круизный; экологический; развлекательный; спортивный; познавательный Бюджетное финансирование -1,8 (федеральный бюджет -1,5), внебюджетные инвестиции - 5,8 Гостиницы на 4 тыс. мест, яхт-клубы, детский оздоровительный и образовательный центры, международный экологический лагерь, планерная школа

* чз

га а -к к о ж ж

д;

га о^ о ж

о

Г1 Г1

К К

С1

к

Г1

а а -к к о ж

с ж о

а

к 43

о ^

о

а §

с

Сл; О а а ж к

OJ

Окончание табл. 1

Субъект РФ, муниципальные образования, площадь ОЭЗ ТРТ Специализации (виды туризма) Объем инвестиций (млрд руб.) Элементы инфраструктуры

7. Иркутская область, Иркутский район, ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» Дата создания: 03.02.2007 г. Площадь: 2357,9 га Резидентов: 2 Деловой; экскурсионный; лечебно-оздоровительный; экологический; спортивный и приключенческий; водный, круизный; горнолыжный Бюджетное финансирование - 4,7 (федеральный бюджет - 2,6), внебюджетные инвестиции- 10,3 Круглогодичные гостиничные комплексы на 11 тыс. мест, два конгресс-центра, горнолыжный комплекс, канатная дорога, аквапарк, рекреационный центр

8. Приморский край, ОЭЗ ТРТ «Остров Русский» Дата создания: 31.03.2010 г. Площадь: площадь не определена Гостиничные комплексы; экотуризм; спортивный и экстремальный туризм; рекреационный туризм; бизнес-туризм; водный туризм; БРА-туризм; бальнеологический туризм (минеральные воды) -

9. Чувашская Республика (ОЭЗ ТРТ «Заволжье»), г. Чебоксары (проект) Экологический, спортивный, оздоровительный, водный, рекреационный - -

п

о ж о

о

'с:

сл о

Источники: Бпрзыкин Ю.А. Основные направления государственной политики развития туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2007; Григорьев В.И., Симонов B.C., Синов В.В. Развитие рекреационной индустрии в Российской Федерации: методология, теория, практика. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2010; Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. М.: ИНФРА-М, 2012.

Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются сроком на 20 лет. В отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих, туристско-рекреационные зоны могут располагаться на территории нескольких муниципальных образований и полностью включать участки какого-либо города, района, области или края. Кроме того, они могут создаваться не только на тех земельных участках, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, но и на землях, принадлежащих гражданам или юридическим лицам. Участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий. На земельных участках таких зон могут располагаться объекты, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности, а также объекты жилищного фонда.

Под туристско-рекреационной понимается деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (п. 2.1. ст. 10 Закона № 116-ФЗ). Какой-либо иной деятельностью резиденты ОЭЗ заниматься не вправе. Им запрещено иметь филиалы и представительства за пределами ОЭЗ.

Передавать права и обязанности другому лицу резиденты не могут. Также установлен ряд запретов на распоряжение полученным в аренду земельным участком. Например, нельзя передавать арендные права в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал, паевого взноса в производственный кооператив, передавать права и обязанности по договору аренды (перенаем), передавать земельный участок в субаренду и безвозмездное срочное пользование.

Согласно Налоговому кодексу РФ, в редакции Закона № 75-ФЗ резидентам туристско-рекреационных ОЭЗ предоставляется ряд дополнительных гарантий и налоговых льгот. Резиденты ОЭЗ вправе при исчислении налога на прибыль применять ускоренную амортизацию (специальный коэффициент, но не выше 2) в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации (п. 7 ст. 259 НК РФ). Они могут признавать расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 2 ст. 262 НК РФ). Резиденты вправе переносить убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме (для других налогоплательщиков установ-

лено, что совокупная сумма переносимого убытка не может превышать 50% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ) (п. 2 ст. 283 НК РФ). Они могут также применять установленную законами субъектов РФ пониженную ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ. Существующую ставку 17,5% субъект РФ может понизить до 13,5% (ст. 284 НК РФ).

С 1 января 2007 г. резидентам ОЭЗ предоставляется льгота по налогу на имущество (освобождение от его уплаты в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет) (п. 17 ст. 381 НК РФ) в отношении имущества, учитываемого на балансе резидента ОЭЗ, или имущества, расположенного на территории ОЭЗ. С 1 января 2007 г. резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на территории ОЭЗ (п. 9 ст. 395 НК РФ).

На территории туристско-рекреационных ОЭЗ устанавливается особый таможенный режим - режим свободной таможенной зоны, который регулируется положениями ст. 37 Закона № 116-ФЗ. Он действует в течение всего срока существования туристско-рекреационной зоны. Под таможенный режим подпадают только те товары, которые размещены на территории зоны и используются резидентами для осуществления своей деятельности. Товары могут быть ввезены с территории РФ, из-за рубежа или приобретены на территории ОЭЗ у лиц, которые не являются резидентами. Резиденты могут использовать эти товары по своему усмотрению. При ввозе российских или иностранных товаров на территорию ОЭЗ ТРТ резиденту не придется платить ввозные пошлины и НДС. Кроме того, на ввоз товаров в эту зону не распространяются запреты и ограничения экономического характера, предусмотренные законодательством о госрегулировании внешнеторговой деятельности. При вывозе иностранных товаров с территории туристско-рекреаци-онных ОЭЗ на остальную территорию РФ резидент должен уплатить таможенные пошлины, НДС и акцизы. Российские товары вывозятся на остальную территорию РФ без уплаты таможенных пошлин.

При вывозе иностранных и российских товаров с территории турист-ско-рекреационной зоны за пределы территории РФ экспортеру придется уплатить только вывозные таможенные пошлины. Кроме того, согласно ст. 38 Закона № 116-ФЗ, в течение срока действия соглашения в отношении резидентов ОЭЗ не применяются нормативные правовые акты, ухудшающие положение этих налогоплательщиков.

В качестве примера можно привести льготы и преференции для инвесторов в восьмой ОЭЗ ТРТ «Остров Русский». Они получают следующие налоговые льготы: налог на имущество - 0%; налог на землю - 0%; налог на транспорт - 0%. Налоговые каникулы, предоставленные органами государственной власти на региональном уровне, длятся от 5 до 10 лет.

Резидентам предоставляется гарантия неизменности налоговых льгот в течение срока существования особой экономической зоны. Резиденты ОЭЗ «Остров Русский» получают следующие преференции: низкая стоимость выкупа земельного участка; удобный режим администрирования; готовая инфраструктура; возможность ускоренной амортизации.

Туризм в мировой экономике и практике международных экономических отношений является мощным стимулом экономического развития. Он приносит в бюджеты отдельных стран определяющую долю доходов. Наиболее заметными участниками в данной сфере деятельности в Европе являются Франция, Италия и Испания. На долю этих трех стран приходится 42% всех доходов от туризма стран - членов ЕС. Сами же доходы от туризма оценивались в 2009 г. суммой 41,7 млрд евро - во Франции, 37 млрд евро - в Италии, 31 млрд евро - в Испании. При этом в странах ЕС в данной сфере занято 221 тыс. человек.

В РФ турбизнес по темпам развития пока значительно отстает от других стран, что нередко связано с отсутствием необходимой инфраструктуры, низким уровнем обслуживания при высоком уровне цен. Сделать прибыльным и устойчивым бизнес в области туризма могут туристско-рекреационные зоны, в которые должен прийти заинтересованный преференциями и льготами инвестор и создать благоприятные условия и конкурентные преимущества для привлечения массового туриста.

Для потенциального инвестора необходимо подготовить инфраструктуру и провести работу с местным населением. Также важна оценка риска вложений в рекреационные зоны. Для этого можно свести воедино два показателя - потенциал развития субъектов РФ и риск вложений в регионы, чтобы определить рейтинг российских регионов по инвестиционному климату. Необходимость этого навеяна обстоятельством определения шансов Чувашской Республики на организацию девятой ТРЗ. В табл. 2 приведены данные по всем регионам, где уже функционируют туристско-рекреационные зоны.

Жирным шрифтом выделены девять регионов, где уже есть ОЭЗ туристско-рекреационного типа, либо планируется их создание (Чувашская Республика). Курсивом выделены четырнадцать субъектов РФ, входящих в Приволжский Федеральный Округ.

Проведя анализ табл. 2, мы можем оценить шансы Чувашской Республики на создание ОЭЗ ТРТ.

Только четыре субъекта РФ (Краснодарский край, Иркутская область, Калининградская область, Ставропольский край) из восьми, где находятся ОЭЗ ТРТ, имеют рейтинг выше, чем рейтинг инвестиционного климата Чувашской Республики, в том числе два региона (Калининградская область, Ставропольский край) находятся в одной группе с ЧР с пониженным потенциалом и умеренным риском. Всего в этой группе находятся пять регионов с ОЭЗ ТРТ.

Таблица 2

Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2010-2011 гг.

Рейтинговое место Регион

Максимальный потенциал - минимальный риск (1А)

1 Московская область

2 Санкт-Петербург

3 Краснодарский край

Высокий потенциал - умеренный риск (1В)

7 Москва

Средний потенциал - умеренный риск (2В)

10 Республика Башкортостан

11 Республика Татарстан

12 Пермский край

13 Нижегородская область

14 Самарская область

17 Иркутская область

Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

34 Калининградская область

35 Ленинградская область

38 Ставропольский край

39 Чувашская Республика

40 Удмуртская Республика

41 Кировская область

42 Оренбургская область

43 Пензенская область

44 Саратовская область

45 Ульяновская область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 Республика Бурятия

49 Алтайский край

53 Приморский край

Незначительный потенциал - умеренный риск (3В2)

62 Республика Мордовия

Незначительный потенциал - высокий риск (3С2)

75 Республика Марий Эл

77 Республика Алтай

Источник: журнал «Эксперт». 2011. № 50.

Из всех регионов Приволжского Федерального Округа только пять субъектов РФ из четырнадцати имеют лучшее рейтинговое место, чем Чувашская Республика. Все пять регионов входят в группу (2В) со средним потенциалом и умеренным риском. Но у них другие специализации: Республики Башкортостан и Татарстан - природно-минеральные ресурсы (нефть), Нижегородская и Самарская области - старопромышленные центры (еще со времен СССР). Пермский край имеет менее выгодное по сравнению с ЧР географическое местоположение для развития ТРЗ.

Кроме ЧР еще шесть субъектов РФ, входящих в ПФО, включены в группу (3В1) с пониженным потенциалом и умеренным риском. Но все они имеют более низкий рейтинг инвестиционного климата и проигрывают ЧР в споре за организацию ТРТ по дополнительным показателям (природный капитал, трудовой капитал или географическое положение).

Особый интерес туристско-рекреационные зоны, в отличие от про-мышленно-производственных и технико-внедренческих зон, представляют для малого и среднего бизнеса, поскольку в них вся предпринимательская деятельность связана со сферой услуг.

По расчетам Министерства экономического развития и торговли, до 2026 г. федеральный бюджет потратит на туристско-рекреационные зоны 44,5 млрд руб., бизнес вложит в них более 270 млрд руб., а налоговые поступления в бюджеты различных уровней достигнут почти 260 млрд руб. Вклад туризма в ВВП РФ уже к 2016 г. увеличится почти с нуля до 2%, а с учетом мультипликативного эффекта достигнет отметки в 9%. Поток туристов на эти территории вырастет с 3,0 млн до 9,7 млн человек.

По мнению Д.А. Татаркина и М.И. Масленникова, после того как механизм создания туристских зон будет полностью отработан, будет объявлен еще один конкурс на создание экономических зон туристского типа, который пройдет не ранее 2014 г.2.

По нашему мнению, это произойдет в два этапа. Первый этап - не ранее 2014 г., после проведения Всемирной Универсиады в г. Казани (2013 г.) и Зимней Олимпиады в г. Сочи (2014 г.). Второй этап - после проведения Чемпионата Мира по футболу в России (2018 г.). С одной стороны, на эти мероприятия выделяются огромные средства, с другой стороны, после их проведения можно будет оценить все виды эффектов от вложений в данные знаковые и имиджевые для страны события.

Основные цели создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа следующие:

- увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП РФ и обеспечение за счет этого диверсификации экономики;

2 Татаркин Д.А., Масленников М.И. Особые экономические зоны: проблемы и тенденции развития (отеч. и заруб. опыт). Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2010.

- повышение занятости населения регионов (к 2016 г. планируется создать в восьми ОЭЗ ТРТ порядка 64-65 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - порядка 155-157 тыс. рабочих мест);

- улучшение здоровья и качества жизни населения за счет доступности получения гражданами РФ туристских и санаторно-курортных услуг;

- рост туристских потоков с 3 млн туристов в 2010 г. до 9,7-9,9 млн туристов к 2016 г.;

- сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей;

- развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

- стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом.

На развитие инфраструктуры ОЭЗ государство направляет инвестиции из разных источников (табл. 3).

Таблица3

Объем финансирования ОЭЗ ТРТ на 01.01.2012 г., млн руб.

Субъект РФ, ОЭЗ ТРТ Объем финансирования за 2011 Всего объем финансирования на 01.01.12 г. Сумма налогов, за 2011 г. Всего налогов, на 01.01.12 г.

Алтайский край, 1 178,92 3 312,37 1,47 6,17

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь»

Республика Бурятия, ОЭЗ ТРТ «Бай- 1 247,12 3 235 8,32 8,36

кальская Гавань»

Республика Алтай, ОЭЗ ТРТ «Алтай- 784,37 1 618,17 0,62 0,72

ская долина»

Иркутская область, ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» 1,08 107,0 0 0

Всего 3 211,49 8 272,54 10,41 15,25

Источник: РосОЭЗ.

Государственные расходы на инфраструктуру - не единственный источник финансирования ОЭЗ. По оценкам МЭРТ, планируется привлечь порядка 200 млрд руб. за счет частных инвестиций резидентов. При этом вполне вероятно, что расходы на строительство ОЭЗ в России будут расти. По оценкам экспертов, во время реализации проекта

его стоимость по сравнению с проектно-сметной документацией может увеличиться на 20-50%3. Не исключается, что дополнительные расходы будут приниматься поправками к трехлетнему бюджету.

Общая характеристика деятельности семи ОЭЗ ТРТ в России приводится в табл. 4.

Таблица 4

Показатели деятельности восьми ОЭЗ ТРТ на 01.01.2012 г.

Наименование ОЭЗ ТРТ Резиденты, ед. Количество рабочих мест по плану, ед. Количество рабочих мест по факту, ед. Объем инвестиций по плану, млн руб. Объем инвестиций по факту, млн руб. Объем выручки резидентов, млн руб.

«Куршская коса» 0 0 0 0 0 0

«Новая Анапа» 0 0 0 0 0 0

«Гранд СПА Юца» 0 0 0 0 0 0

«Бирюзовая Катунь» 17 259 85 1 053,10 163,94 35,61

«Алтайская Долина» 10 386 46 3 651,33 43,81 0

«Байкальская Гавань» 12 1 124 18 11 853,38 79,76 4,7

«Ворота Байкала» 2 0 0 136 0 0

«Остров Русский» 0 0 0 0 0 0

Всего 41 1 769 149 16 693,81 287,51 40,31

Источник: РосОЭЗ.

Таким образом, несмотря на трудности при планировании и организации новых ОЭЗ ТРТ, их развитие позволяет решить ряд жизненно важных для страны и региона проблем. Так, на макроуровне это позволит нивелировать остроту проблемы субсидирования дотационных регионов, снизить безработицу экономически активного населения и экономически эффективно использовать природный капитал России. На уровне территорий РФ это позволит увеличить количество рабочих мест, обеспечит рост наполнения региональных и местных бюджетов, позволит экономически эффективно использовать природный капитал через готовый турпродукт. На уровне же резидентов и домохозяйств это позволит проявить предпринимательскую активность, найти работу и достойный заработок внутри региона и превратить регион в туристский центр с соответствующей инфраструктурой и качеством жизни.

3 Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: отечественные и зарубежные ис-

следования: монография/ Под ред. В.И. Кружалина, А.Ю. Александровой. М.: Совет-

ский спорт, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.