Научная статья на тему 'Состояние развития инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства в России'

Состояние развития инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITIES / SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мукосеев Д. В.

Инновационная деятельность является приоритетной целью стратегического развития каждого государства, стремящегося обеспечить высокий уровень качества жизни населения и повысить свой экономический потенциал. Это один из важнейших параметров, влияющих на повышение конкурентоспособности отечественныхорганизаций и эффективности экономики страны вцелом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF INNOVATION DEVELOPMENT SMALL BUSINESS IN RUSSIA

The innovation activity is a priority objective of the strategic development of each state that committed to a high level of quality of life and improve their economic potential. This is one of the most important parameters that affect the competitiveness of domestic institutions and the efficiency of the economy.

Текст научной работы на тему «Состояние развития инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства в России»

Проблемы экономики и менеджмента

3. Основные показатели ипотечного кредитования в России в цифрах. URL: http://www.rusipoteka.ru/ipoteka_statistika_ipotechnoe_kreditovanie_v_cifrah/

4. Мухамедгалиева О.Е., Государственные программы ипотечного жилищного кредитования // Электронный научно-практический журнал «Финансы, деньги и кредит». - Москва. - 2011. - № 6. - С.37-40.

5. http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Economics/15_91902.doc.htm.

List of references:

1. The passport of a mortgage loan product "low-rise housing." URL:

http://www.ahml.ru/ru/participants/prodacts/low-rise/terms/

2. The future - for the low-rise Russia. URL:

http://www.kazned.ru/mag/segm/zagorodnaya/buduschee_/

3. Key indicators of mortgage lending in Russia in figures. URL:

http://www.rusipoteka.ru/ipoteka_statistika_ipotechnoe_kreditovanie_v_cifrah/

4. Muhamedgalieva O. E, Government programs of mortgage housing crediting//Electronic scientifi-cally-practical magazine «the Finance, money and the credit». - Moscow. - 2011. - № 6. - С.37-40.

5. http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Economics/15_91902.doc.htm.

Д.В. Мукосеев

соискатель, НОУВПО «Институт экономики и финансов «Синергия»», г. Москва

СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация. Инновационная деятельность является приоритетной целью стратегического развития каждого государства, стремящегося обеспечить высокий уровень качества жизни населения и повысить свой экономический потенциал. Это один из важнейших параметров, влияющих на повышение конкурентоспособности отечественных организаций и эффективности экономики страны в целом.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная активность, развитие малого предпринимательства.

D.V. Mukoseev, Institute of Economics and Finance «Sinergy», Moscow

THE STATE OF INNOVATION DEVELOPMENT SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Abstract. The innovation activity is a priority objective of the strategic development of each state that committed to a high level of quality of life and improve their economic potential. This is one of the most important parameters that affect the competitiveness of domestic institutions and the efficiency of the economy.

Keywords: innovation, innovative activities, innovation activity, small business development.

Инновационная деятельность в России характеризуется низкими результирующими показателями инновационной активности при значительном научно-техническом

№ 3 (7) - 2012

59

Проблемы экономики и менеджмента

потенциале. По данным экспертов, на начало 2011 г. разработку и освоение инноваций осуществляют около 6,2% промышленных предприятий. По сведениям государственной статистики, всего лишь пять отраслей хозяйствования имеют значения данного показателя выше среднего по промышленности: медицинская промышленность - 17,3%, химическая и нефтехимическая промышленность - 17,1%, черная металлургия - 10,5%, машиностроение и металлообработка - 7,9% и топливная промышленность - 3,5%. Россия заметно отстает от стран-лидеров, где на долю новых или усовершенствованных технологий приходится 70-85% ВВП [2].

Тенденция развития малых предприятий в России отрицательная. На данном этапе экономической жизни существуют только те малые предприятия, которые стабильно развиваются и крепко обосновались в той или иной нише на рынке. В первую очередь незначительный рост количества малых предприятий обусловлен отсутствием эффективной государственной политики, направленной на инновационное развитие малого и среднего бизнеса, а также недостаточностью инвестиционных средств и наличием множества административных барьеров.

Повышение инновационной активности в сфере малого предпринимательства, способствующего сохранению и приумножению научно-технического потенциала страны, является приоритетным направлением экономической стратегии России (Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации), одобренной Государственным советом Российской Федерации в 2001 г., а также стратегии развития науки и инноваций «Инновационная Россия -2020», проект которой был опубликован в конце 2010 г. на сайте Министерства экономического развития РФ.

Динамика инновационного развития малого предпринимательства показывает, что обеспечение роста эффективности производства, формирование и развитие научного потенциала невозможно без привлечения средств инвесторов. В сложившихся сегодня условиях особую роль в инновационном развитии играет государство, когда стоит острая проблема ограниченности финансовых ресурсов и неразвитости рыночных институтов и инфраструктуры инновационной деятельности. Основная задача государства в области инновационной политики - формирование и сохранение научнотехнологического потенциала, и стимулирование инновационного развития.

Уровень финансирования НИОКР частным сектором крайне низок. Соотношение вложений государственного и частного сектора в инновации в развитых странах мира составляет приблизительно 1:3, а в России - 2,5:1 [1].

Низкий спрос на инновации в российской экономике отрицательно влияет на результаты инновационной деятельности организаций. Сотрудничество современных российских предпринимателей с зарубежными партнерами приводит к минимальному внедрению собственных научных разработок. У современных предпринимателей отсутствует вообще или очень низка заинтересованность во внедрении каких-либо инноваций в производственный процесс, что и является причиной снижения уровня иннова-

60

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ционной активности организаций в сфере малого предпринимательства и отставания его от уровня лидирующих стран мира.

Правительством России предпринимаются отдельные практические шаги по развитию инновационной активности малого предпринимательства страны. В частности, за последние 10 лет на государственной основе для формирования и развития инновационного потенциала малых организаций сформирована система их поддержки: техниковнедренческие экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным предприятиям; 75 центров коллективного пользования (в них сконцентрировано около 2500 ед. оборудования общей стоимостью более 11 млрд рублей); 34 бизнесинкубатора (на общую сумму 863 млн рублей); 140 инновационно-технологических центров и технопарков (в рамках государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий выделены средства на создание еще 9 технопарков); 100 центров трансфера технологий (на общую сумму 240 млн рублей) и др. Также действует государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (Распоряжение Правительства РФ от 10.03.06 г. №328-р).

Кризисная ситуация 2008-2009 гг. существенно осложнила ситуацию инновационного развития российского малого предпринимательства, что отразилось на основных экономических показателях его деятельности, а также кризис повлиял на объем государственного финансирования для наращивания его инновационной активности. За последние три года достижение целей, поставленных в стратегии развития науки и инноваций «Инновационная Россия - 2020», выполнено примерно на 40%, большинство показателей по-прежнему отстают от уровня, запланированного пассивным сценарием развития малого предпринимательства, а по некоторым параметрам наблюдается и негативная динамика.

По мнению многих отечественных экономистов, низкая инновационная активность и эффективность работы организаций в сфере малого предпринимательства связана, в первую очередь, со слабой проработанностью проблемы создания конкурентной среды, стимулирующей использование инноваций. Необходима разработка научно обоснованного механизма взаимодействия науки и бизнеса, а также повышения уровня коммерциализации научных разработок в России до уровня ведущих стран мира.

Проблемой в сфере развития инновационной деятельности в малом предпринимательстве является неэффективное расходование государственных средств, выделяемых на НИОКР.

Низкий спрос на инновации в российской экономике отрицательно влияет на результаты инновационной деятельности организаций. Сотрудничество современных российских предпринимателей с зарубежными партнерами приводит к минимальному внедрению собственных научных разработок.

К важным мероприятиям по поддержанию и стимулированию развития благоприятного климата в сфере отечественного малого бизнеса можно отнести следующие:

стимулирование научно-тeхничeской и инновационной деятельности малых предприятий;

№ 3 (7) - 2012

61

Проблемы экономики и менеджмента

поддержка промышленного производства, в том числе выпуска

импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции;

завершение формирования инновационной инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

проведение работы по дальнейшему снижению административных барьеров для формирования и развития малого бизнеса;

оптимизация количества документов в конкурсной документации; упрощение порядка оформления и рассмотрения заявок на участие в инновационных конкурсах для получения субсидий;

внедрение инноваций в малый бизнес различных секторов экономики, особенно в жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и спорт;

активное развитие системы микрофинансирования и поручительства; стимулирование участия молодежи в инновационных разработках для развития предпринимательской деятельности;

поддержка субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Для повышения инновационной активности в сфере малого предпринимательства и привлечения дополнительных финансовых средств для его развития также возможно создание Федерального инновационного фонда России, который будет действовать совместно с рядом частных инвесторов.

Еще одним инструментом в достижении запланированных в стратегии развития науки и инноваций «Инновационная Россия - 2020» показателей может стать государственный заказ на инновационную продукцию либо услуги, который будет являться своего рода гарантией рынка сбыта и определенного уровня доходности малых инновационных предприятий. Единственными условиями в этом случае должны стать «прозрачность» проведения конкурсов и объективность отбора товаропроизводителей.

Несмотря на различные барьеры, возникающие в сложных, изменяющихся социально-экономических условиях, каждый предприниматель заинтересован в стабильном развитии своей организации, повышении ее конкурентоспособности и устойчивости к колебаниям рынка. Должна быть создана инновационная среда на предприятии и необходим постоянный мониторинг ее активности. Для успешного инновационного развития малого предпринимательства последним также необходимо уметь противостоять негативным внешним воздействиям и использовать новые информационные технологии для совершенствования существующих методов управления и избавления от инерции в процессе производства.

Список литературы:

1. Информационно-аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в России в 2010 г.» // ИА «REGNUM - ЭКСПЕРТ», 15.07.2010 г.

2. Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сб/ Росстат. - M., 2011. - 558 с.

62

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

List of references:

1. Information and analytical report “The dynamics of small business development in Russia 2010” // IA “REGNUM - EKSPERT”, 15.07.2010.

2. Russia in Figures. 2011: Short Statistical Book/Rosstat. - M., 2011.

A. Г. Чернов

канд. техн. наук, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН

А.А. Лукьянец

канд. техн. наук, заведующий лабораторией Института экономики и организации промышленного производства СО РАН

B. Г. Ротарь

канд. техн. наук, доцент Национального исследовательского Томского политехнического университета

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема сбалансированного государственного регулирования и управления энергетическим комплексом региона. Авторы приводят принципы сбалансированного регулирования и доказывают необходимость их применения.

Ключевые слова: энергетический комплекс, сбалансированное управление, цены, технологии, бюджет, инвестиции, социальная поддержка, задачи управления.

A.G. Chernov, Tomsk economical laboratory of Economic and organization industrial manufacturing institute

A.A. Lykianetz, Tomsk economical laboratory of Economic and organization industrial manufacturing institute

V.G. Rotar, National Research Tomsk polytechnic university

ENERGY COMPLEX GOVERNMENT REGULATION FOR ITS BALANCED DEVELOPMENT SUPPORT

Abstract. In this article discussed problem of balanced government regulation for energy complex. Authors describes principles of balanced regulation and proves necessity of such principles.

Keywords: energy complex, balance management, price, technology, budget, investments, social, tasks of management.

Достижение устойчивого развития отраслевых систем в регионах России невозможно без обеспечения опережающего развития инфраструктуры - транспортной,

№ 3 (7) - 2012

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.