УДК 373 ББК Ч 426.131
О. В. Трофимова
г. Чита
состояние разработки методики обучения аудированию
Статья посвящена анализу и описанию состояния разработки методики обучения аудированию. Автор анализирует работы методистов русского (родного) языка и РКИ и рассматривает различные аспекты обучения аудированию в методике. В выводах статьи обосновывается необходимость разработки целостной методики обучения школьников критическому аудированию как особому виду аудирования.
Ключевые слова: аудирование, коммуникативный подход в обучении аудированию, умения аудирования, типология аудитивных упражнений.
O. V. Trofimova
Chita
The Teaching Listening Skills
The article is devoted to the analysis and description of teaching listening skills. The author analyses the works of methodologists of Russian as a native language as well as a foreign one. She examines various aspects of teaching listening skills. In conclusion, she proves the necessity of working out unified teaching methods of critical listening as a special type of it.
Keywords: listening, communicative approach of teaching listening, listening skills, types of listening tasks.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что обучение видам речевой деятельности (РД), в том числе критическому аудированию как особому виду аудирования, является одним из актуальных вопросов современной методики. Цель статьи -рассмотреть историю разработки теории и практики обучения аудированию в линг-водидактике и основные аспекты обучения аудированию, разработанные в современной методике обучения языку.
Необходимо признать, что первыми разработали методику обучения аудированию методисты иностранных языков (Л. И. Апатова, Н. В. Балкевич, И. Л. Бим, Г. В. Богданова, Н. И. Гез, Н. В. Елухина,
З. А. Кочкина, Л. П. Павлова, В. Ф. Сатинова, Б. П. Следников, Г. П. Шарапкина и др.). Это связано, в первую очередь, с тем, что методисты иностранного языка, сталкиваясь с трудностями обучения аудированию на не родном для учащихся языке, четко понимали важность этой проблемы и необходимость разработки путей, методов и приемов обучения.
Об обучении слушанию на уроках русского языка в советской педагогике в 30-40-е годы XX века одним из первых заговорил
А. П. Болтунов. Его статья «Слушание и чтение в процессе обучения» [2] посвящена рассмотрению проблемы обучения аудированию: предмету и целям слушания, взаимосвязи процесса усвоения знаний и процесса аудирования, особенностям, достоинствам и недостаткам обучения слушанию, компонентам слушания как деятельности, а также приемам обучения слушанию.
К сожалению, долгое время в методике обучения родному языку было принято считать, что специально и целенаправленно обучать детей аудированию на родном языке нет необходимости. Было распространено заблуждение, что ребенок, слыша родную речь с раннего детства, к школьному возрасту умеет слушать и хорошо понимает, что ему говорят. Поэтому сегодня можно наблюдать некоторый «перекос» в разработке различных направлений обучения видам РД: если направления обучения письму, чтению и говорению достаточно разработаны и представлены как в нормативных документах, так и в УМК различных авторов достаточно полно, то методика обучения слушанию речи на родном языке находится в стадии становления. В методике обучения родному языку современны-
ми методистами сегодня лишь обозначена актуальность данной проблемы, описаны некоторые приемы обучения слушанию. На протяжении последних десятилетий XX века появились единичные работы, посвященные обучению аудированию на уроках русского (родного) языка: Т. В. Ата-пиной, М. В. Бабкиной, Л. Н. Вьюшко-вой, С. Ф. Ивановой, Н. А. Ипполитовой, Н. В. Нефедовой, Т. Д. Сеговой, Л. Е. Ту-миной, Л. В. Черепановой и др.
Анализ методической литературы, посвященной методике обучения аудированию, позволил нам выявить наиболее разработанные направления лингводидактического поиска: - коммуникативный подход как стратегия обучения аудированию (Е. С. Антонова, Е. В. Архипова, Ю. Н. Балабардина, Е. А. Быстрова, Н. В. Елухина, В. И. Капи-нос, С. И. Львова, Е. В. Морозова, И. Ю. Ме-няйло и др.); - взаимосвязанное обучение аудированию с другими видами РД (И. Н. Алексеева, М. В. Бабкина, Л. Н. Вьюшкова, А. П. Ремеева, А. М. Есютина, С. И. Карпова, Б. А. Лапидус, А. Т. Орлов, И. В. Пономарёва, Н. А. Пленкин, В. И. Ста-тивка, Е. П. Суворова, Л. П. Сычугова и др.); - факторы и условия успешного и неуспешного аудирования (И. Н. Алексеева, Л. И. Апатова, М. С. Балабайко, А. З. Бессмертный, Н. И. Гез, Н. В. Елухина,
A. М. Есютина, Я. В. Зудова, Н. Н. Кондакова, Л. С. Кузьмина, Р. П. Мильруд, Р. К. Миньяр-Белоручев и др) - умения аудирования (Н. В. Балкевич, Л. Н. Вьюш-кова, М. Н. Голушкова, М. М. Гохлернер, Н. В. Елухина, Б. И. Лихобабин, Н. А. Павлова, И. В. Пономарёва, И. А. Рапопорт,
B. А. Сидоренков, И. А. Сотова, Л. В. Черепанова и др.); - типология аудитивных упражнений (Т. В. Атапина, Ю. Н. Бала-бардина, Н. В. Балкевич, М. Л. Вайсбурд, Л. Н. Вьюшкова, Н. И. Гез, Н. В. Елухина, Ф. Ф. Исхакова, Н. Н. Конева, Т. В. Ло-тарева, И. Д. Морозова, Л. П. Павлова, Б. П. Следников, Л. В. Черепанова, П. С. Яхно и др.).
Остановимся на характеристике некоторых названных выше направлений.
Сегодня коммуникативный подход в обучении всем видам РД, в том числе аудированию, признан ведущим. «.. .основной целью
такого обучения является научить пользоваться языком в конкретных жизненных ситуациях и с конкретной практической целью» [8, с. 54]. Поэтому, по мнению ряда исследователей (Н. В. Елухиной, Ф. Ф. Исхаковой, И. Д. Морозовой и др.), «.коммуникативно ориентированное обучение обеспечивает лучшее усвоение языка, так как именно в условиях общения язык выступает в своей естественной функции» [6, с. 28].
В методике русского родного языка методика развития речи в русле коммуникативного подхода описана в трудах Е. А. Быстровой, В. И. Капинос, С. И. Львовой и др.
Обучение аудированию в русле коммуникативного подхода состоит в том, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Для речевого общения важны все виды РД, поэтому коммуникативная методика предполагает обучение аудированию наряду с традиционным обучением письму, чтению и говорению.
Взаимосвязанное обучение видам РД -одно из первых направлений, получивших обоснование и методическое осмысление. В основе идеи взаимосвязанного обучения видам РД - коммуникативный подход.
Вопросу взаимосвязанного обучения видам РД посвящено достаточно большое количество работ как в методике РКИ, так и в методике русского родного языка (И. Н. Алексеева, И. В. Пономарёва, А. М. Есютина и Б. А. Лапидус, Л. В. Минаева, Л. Н. Вьюшкова, М. В. Бабкина и др.).
Так, В. И. Стативка [12] выделяет следующие предпосылки взаимосвязанного обучения: предметом взаимосвязанного обучения является РД в совокупности ее видов; психологическим механизмом взаимодействия различных видов РД является перенос формируемых знаний и умений из области одного вида РД в область других; наличие комплекса общих и специфических умений для формирования продуктивных и рецептивных видов РД; цикличный характер обучения: на уроке (в коллективной познавательной деятельности) - дома (в самостоятельной познавательной деятельности) -на уроке (в коллективной познавательной деятельности); обучение приемам РД;
ознакомление с жанровым своеобразием текстов; управление предметным планом высказываний; доминирование одного из видов РД при параллельном развитии всех [12, с. 3-4].
Таким образом, коммуникативный подход нами понимается как ведущий при обучении аудированию, в том числе критическому, т. к. процесс коммуникации по сути своей предполагает как наличие говорящего, так и наличие слушающего.
Содержание обучения аудированию в современной методике представлено чаще всего на уровне умений.
Считаем, что работа М. М. Г охлернер и И. А. Рапопорт «Учебные умения: их сущность, специфика и требования к ним» [4] является одной из базовых для систематизации аудитивных умений и дальнейшей разработки этого вопроса. Авторы работы не только определили учебные умения как «... интеллектуальные умения, которые непосредственно связаны с учебной работой и с помощью которых осуществляется учебная деятельность учащихся.» [4, с. 14], но и выделили учебные умения по работе с лексикой, по грамматике, по работе с текстом, в области устной речи, в области восприятия речи, а также умения самоконтроля и оценки.
Базовые умения, которые составляют исходный уровень владения аудированием, были выявлены и описаны Н. В. Елухиной [5, с. 16].
В методике обучения русскому (родному) языку общеучебные умения текстово-сприятия были описаны В. А. Сидоренко-вым [11].
Л. Н. Вьюшкова [3] приводит в своей статье знания о слушании и умения, формируемые на их основе. К ним относятся: умение выбирать вид слушания, соответствующий установке говорящего или ситуации общения; умение оптимально использовать возможности внимания, памяти и мышления в процессе слушания; умение воспринимать и понимать особенности звучащей речи (речевой слух); умение осмысливать сказанное; умение анализировать сказанное; умение «видеть» говорящего как личность; умение личностно реагировать на услышанное;
умение слышать себя и регулировать свое говорение и др. [3, с. 11-12].
Обратимся к типологиям упражнений, разработанным в методике обучения иностранным языкам. Можно выделить два основания, в соответствии с которыми методисты выделяют типы упражнений: 1) характер трудности при восприятии текста; 2) учет фаз РД. В работах Н. И. Гез,
Н. В. Балкевич, Ф. Ф. Исхаковой, И. Д. Морозовой, Н. Н. Коневой, А. С. Зверевой и других выделены две группы упражнений: в соответствии с первым основанием: подготовительные (или языковые) и речевые (или коммуникативные). В основу первой группы упражнений положены так называемые трудности слушания, связанные с условиями предъявления информации, с языковой формой и композиционно-смысловой структурой сообщения, с психологическими особенностями слушающего. Речевые упражнения развивают умения собственно аудирования и направлены на развитие у учащихся умения анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте.
В работах других исследователей, в частности Н. В. Елухиной [7, с.20], упражнения выделены в соответствии со вторым основанием: 1) до прослушивания текста; 2) в процессе прослушивания; 3) после прослушивания. На наш взгляд, данный подход является эффективным, т. к. в нем учтены этапы (фазы) аудирования как деятельности.
В методике обучения родному русскому языку типологии аудитивных упражнений описаны в работах Т. В. Атапиной, Л. Н. Вьюшковой, Л. В. Черепановой и других.
Так, в исследовании Т. В. Атапиной [1, с. 4], посвященном обучению слушанию как виду речевой деятельности на уроках русского языка при подготовке к написанию изложения, разработаны и описаны группы упражнений, развивающие глобальное и детальное слушание.
В работах Л. Н. Вьюшковой [3, с. 8-13] упражнения выделены в соответствии с так называемыми барьерами слушания. Знание барьеров, по мнению исследователя, позволит учителю проводить обучение слушанию более целенаправленно, т. к. именно
эти барьеры определяют условия эффективного слушания. К ним относятся: 1) воспитание внимания; 2) совершенствование всех компонентов речевого слуха: фонематического, интонационного; 3) научение с помощью различных приемов умению понимать высказывание; 4) развитие умения творческой переработки и рождения собственной мысли на основе воспринятой информации. Данные условия легли в основу упражнений, способствующих формированию умения слушать.
Принципиально новой является типология аудитивных упражнений, предложенная Л. В. Черепановой. Данная типология представляет собой систему, которая предусматривает поэтапное формирование психофизиологических механизмов слушания с учетом фаз речевой деятельности [13, с. 77-78].
Таким образом, в лингводидактике в целом уже сложилась система упражнений, направленных на развитие и совершенствование аудитивных умений. Однако данная
система, на наш взгляд, требует совершенствования.
Рассмотрев различные аспекты обучения аудированию в методике, можно сделать следующие выводы: более полно аудирование описано в методике РКИ. Критическое аудирование освещается фрагментарно. Что касается методики обучения родному языку, то в ней аудированию посвящено несколько отдельных работ. На наш взгляд, особо значимыми из них являются работы Л. Н. Вьюшковой [3], Н. В. Нефедовой [9], Т. Д. Сеговой [10], Л. В. Черепановой [13]. Критическое аудирование в методике обучения родному языку не описано. Хотя следует отметить, что в работах методистов, посвященных аудированию как виду РД, есть упоминания критического аудирования (приемы, умения и т. п.). Считаем, что сегодня необходима разработка целостной методики обучения школьников критическому аудированию как особому виду аудирования.
Список литературы
1. Атапина Т. В. Методика обучения слушанию на уроках русского языка (При подготовке к написанию изложения): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 14 с.
2. Болтунов А. П. Слушание и чтение в процессе обучения. Л.: Ленингр. городской ин-т усовершенствования учителей, 1945. 65 с.
3. Вьюшкова Л. Н. Учим слушать // РЯШ. 1995. № 5. С. 8-13.
4. Гохлернер М. М., Рапопорт И. А. Учебные умения: их сущность, специфика и требования к ним // ИЯШ. 1979. № 2. С.13-19.
5. Елухина Н. В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе // ИЯШ. 1986. № 5. С. 15-20.
6. Елухина Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно ориентированной методики // ИЯШ. 1989. № 2. С. 28-36.
7. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи // ИЯШ. 1996. № 5. С. 20-22.
8. Морозова Е. В. Особенности коммуникативной методики преподавания иностранного языка // Современные направления в зарубежной методике преподавания ин. языков: сб. науч. тр. М.: Моск. ин-т ин. яз. Мориса Тореза, 1989. Вып. 324. С. 53-60.
9. Нефедова Н. В. Обучение слушанию как виду речевой и учебной деятельности учащихся старших классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 22 с.
10. Сегова Т. Д. Обучение слушанию как виду РД в 5-6 классах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 19 с.
11. Сидоренков, В. А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка // РЯШ. 1997. № 2. С. 8-14.
12. Стативка В. И. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности // РЯШ. 2004. № 5.
С. 3-7.
13. Черепанова Л. В. Аудирование: теория и практика обучения. 5 класс. Чита, 2002. 127 с.