34
Juvenis scientia 2015 № 1 | ПЕДАГОГИКА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
О.О. Алейникова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина Россия, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1
В статье рассматривается процесс обучения аудированию в средней общеобразовательной школе. Особое внимание уделяется методике рационального использования информационных технологий в обучении англоязычному аудированию в школе.
Ключевые слова: Аудирование, информационные технологии, видеофильм, аудиокнига, Интернет, иностранный язык, аудиотекст.
INFORMATION TECHNOLOGY IN TEACHING LISTENING ON ENGLISH LESSONS
O.O. Aleynikova
Nizhny Novgorod Kozma Minin State Pedagogical University 1 Ulyanova St., 603950, Nizhny Novgorod, Russia
The article is about teaching listening in the secondary school. Particular attention is paid to the method of the rational use of information technology in teaching English-language listening at school.
Keywords: Listening, information technology, video, audiobook, Internet, foreign language, audiotext
Актуальность. В настоящее время знание английского языка становится неотъемлемой частью нашей жизни. Английский язык считается языком международного общения. Однако авторы современного государственного образовательного стандарта выдвигают другое понимание цели обучения иностранному языку в школах - формирование коммуникативной компетенции.
Школьный процесс обучения ориентируется на практическое владение иностранным языком и как следствие большое значение придаётся проблеме понимания иностранной речи на слух.
В последнее время методисты всё больше обращают своё внимание на проблему аудирования. Хотя и ведется теоретический поиск в изучении данного процесса, практическое применение определённых методик преподавания пока невелико.
Широко известно, что методика обучения аудированию разработана меньше всего. Основной причиной является именно тот факт, что ещё недавно аудирование считалось довольно простым умением. Так же считалось, что если при обучении устной речи преподаватель уделит всё внимание говорению и поможет овладеть этим умением, то ученики научатся понимать речь без дополнительной подготовки. Несостоятельность этого мнения была доказана как в теории, так и на практике.
Хотя умения говорения и аудирования тесно взаимосвязаны, добиться развития понимания именно устной речи можно лишь в условиях применения специально разработанной методики.
Согласно некоторым исследованиям, даже люди, имеющие высокий уровень владения иностранным языком, испытывают трудности при понимании естественной речи носителей языка. Психологи так же утверждают, что восприятие и понимание усной речи являются довольно сложной деятельностью.
Таким образом, аудирование оказывается одним из самых сложных видов речевой деятельности и должно развиваться наравне с другими умениями.
Теоретической основой данной работы служит ряд работ по методике преподавания английского языка в школе с использованием новых информационных технологий (в частности, исследование Р.Мильруд, Е.Полат, П.Сердюкова, Н. Елу-хиной).
Объектом исследования данной работы является процесс обучения аудированию в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования выступает методика рационального использования информационных технологий в обучении англоязычному аудированию в школе.
Проблема: Каковы оптимальные условия применения цифровых технологий в процессе обучения аудированию как виду речевой деятельности учащихся средней общеобразовательной школы?
Цель исследования: теоретически обосновать целесообразность использования цифровых технологий в процессе обучения аудированию как виду речевой деятельности учащихся средней общеобразовательной школы и выявить наиболее оптимальные условия применения этих технологий.
Задачи исследования:
• определить содержание и функции аудирования на уроках английского языка;
• выявить трудности, возникающие у учащихся в процессе аудирования аутентичных текстов на английском языке;
• исследовать возможности использования цифровых технологий при обучении аудированию в школе;
• разработать виды заданий и упражнений, направленных на формирование умений аудирования.
Гипотеза исследования: использование цифровых технологий в процессе обучения аудированию как виду речевой деятельности учащихся средней общеобразовательной школы целесообразно, существуют наиболее оптимальные условия применения этих технологий.
Научная новизна исследования состоит в изучении условий успешного применения цифровых технологий при обучении аудированию на уроках английского языка, разработке
PEDAGOGY | Juvenis scientia 2015 № 1
35
примеров обучающих упражнений, целью которых является успешное овладение английским языком.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методики обучения аудированию с использованием видео-, аудио- и компьютерных ресурсов на уроках английского языка в школе.
Аудирование - это понимание воспринятой на слух речи. В психофизиологии аудирование определяется как перцептивная умственная мнемичная деятельность. Перцептивная - из-за осуществления восприятия/рецепции/перцепции; умственная - из-за связи с основными умственными операциями: анализом, синтезом, конкретизацией, индукцией, дедукцией, сравнением; мнемичная- т.к. происходит определение и усвоение признаков языковых и речевых единиц, сопоставление с эталоном, который сохраняется в памяти.
Аудирование и говорение - это две составляющие устной речи. Без одного не может быть другого. Однако аудирование как вид речевой деятельности может быть довольно независимым (например, слушание лекций, докладов, и т.д.). Формирование навыков аудирования представляет большую сложность. Об этом свидетельствуют результаты учебной работы: многие учащиеся неспециализированных школ плохо понимают неадаптированную речь на изучаемом языке. Это не соответствует программным требованиям, затрудняет овладение школьниками другими видами иноязычной речевой деятельности (говорением, письмом, чтением), иностранным языком в целом.
Аудирование является комплексной речевой умственной деятельностью. Оно базируется на естественной способности, которая совершенствуется по мере индивидуального развития человека и предоставляет возможность понимать информацию на слух, сохранять ее в памяти, отбирать и оценивать ее согласно интересам или поставленным заданиям.
Материальной основой аудирования является аудиотекст. Как и всякий текст, он имеет свою композицию, структуру и смысловую организацию. В отличие от письменного текста он интонационно оформлен, а его воссоздание предопределяется соответствующим темпом, однократностью и необратимостью восприятия, контактностью комуникантов и направленностью общения, которое поддерживается паралингвальными средствами.
В средней школе используются в основном два вида аудиотекстов - текст-описание и фабульный текст. В практике изучения иностранных языков тексты для аудирования должны быть аутентичными, доступными по содержанию и языковому составу, короткими по продолжительности звучания, в основном монотематическими.
Исходя из специфики аудирования как одного из самых сложных видов речевой деятельности, важно прежде всего знать основные трудности его освоения.
Языковые трудности:
1. Особенности акта слушания и речевой деятельности слушающего (широкий круг тем, богатый лексический материал, довольно быстрый темп речи).
2. Особенности речи носителей языка (различие разговорной и письменной речи, аутентичных текстов и учебных текстов, разных стилей).
Культурные трудности:
1. Социолингвистический и социокультурный компонент коммуникативной компетенции (язык должен изучаться в контексте определённой культуры).
Успешное овладение аудированием предполагает снятие или преодоление его трудностей.
Современный мир пронизан потоками информации, а общество всё чаще называют информационным в связи с интенсивной информатизацией всех видов человеческой деятельности. Внедрение информатизации в образование стоит на одном из первых мест при реформировании системы образования. Сегодня для учителя важно понимать роль информатизации в современном мире. Компьютеризация многих сфер сегодня показала нашему обществу требуемый уровень владения иностранным языком, условия его применения, к примеру, в телекоммуникационных сетях, где очень важно умение общаться письменно и устно без посредников. Основная цель использования цифровых технологий в школах на сегодняшний день - это подготовка нового поколения к полноценной жизни в информационном обществе, повышение качества доступности и эффективности образования. Информатизация общеобразовательных школ является неотъемлемой частью информатизации образования.
Цифровые технологии в обучении ИЯ в школе имеют рад преимуществ:
• учениками лучше воспринимается и запоминается материал;
• экономное использование времени;
• индивидуализация обучения, определение глубины и последовательности усвоения, темпа работы;
• интенсификация обучения и повышение уровня мотивации.
Все перечисленные преимущества помогают решить основную задачу языкового образования - формирование в учащихся языковой компетенции.
Использование видео при обучении аудированию.
Основная часть процесса ознакомления с жизнью англоязычных стран осуществляется через текст и иллюстрации к нему. Довольно важно дать учащимся представление о жизни, традициях и культуре англоговорящих стран. В этом могут помочь учебные видеофильмы. Их использование способствует развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых, а также определённой степени индивидуализации обучения.
Ещё одним преимуществом видеофильма является возможность эмоционального воздействия на учащихся. Использование видеофильма способствует развитию внимания и памяти учащихся. Во время просмотра в классе возникает атмосфера коллективной познавательной деятельности. Даже довольно рассеянный ученик становится внимательным. Ведь, чтобы понять содержание фильма, ученикам необходимо приложить определенные усилия. Таким образом непроизвольное внимание превращается в произвольное и это оказывает благоприятное влияние на процесс запоминания.
Видеозанятие, как средство обучения, можно разделить четыре этапа:
1. подготовительный;
2. восприятие видеофильма;
3. контроль понимания основного содержания;
4. развитие языковых навыков и умений устной речи.
Для правильного выполнения всех заданий, ученикам
необходимо не только уловить общий смысл фильма, но и запомнить определённые детали, а впоследствии быть готовыми оценить события, охарактеризовать главных героев, используя при лексику из речевого сопровождения видеофильма.
36
Juvenis scientia 2015 № 1 | ПЕДАГОГИКА
Использование аудиокниги при обучении аудированию.
Доказательством важной роли аудиокниги в обучении чтению и аудированию служит тот факт, что сегодня многие авторитетные зарубежные англоязычные издательства, такие как Oxford University Press, Penguin, Cambridge University Press, Express Publishing, Longman активно выпускают аудиокниги.
Эти аудиокниги красочно происллюстрированы, они удобны для чтения, имеют обязательное музыкальное и/или звуковое сопровождение, а также ролевое озвучивание текста.
В нашей стране данные аудиокниги так же начали использоваться учителями школ для обучения чтению и аудированию на на английском языке. Для этого обычно применяются адаптированные художественные произведения. Они различаются по уровню сложности от начального до продвинутого. Так же применение данных аудиокниг подкрепляется выполнением упражнений, контрольных заданий, тестов и глоссария.
Необходимо подчеркнуть, что задания и упражнения на основе художественного текста неисчерпаемы, поскольку сами ХП неповторимы и своеобразны. Разнообразие видов и приемов работ с текстами художественной литературы в целом и с аудиокнигой в частности беспредельно. Восприятию художественного текста нужно учить не, только на уроках литературы, но и на уроках иностранного языка, и делать это в школе нужно планово и систематически. Учить восприятию текста - это значить готовить и активного, внимательного, думающего слушателя читателя.
Компьютерные технологии и интернет на уроках английского языка.
Цель использования Интернета в целях формирования речевой компетенции состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся, промотивировать их для изучения иностранного и расширения их знаний и опыта. Учащиеся должны быть готовы к реальной коммуникации вне стен школы, например, при переписке, во время поездки в страну изучаемого языка, при общении с друзьями из другой страны.
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет помогает учащимся освоить методику работы в Интернете и принять участие в реальном общении вне стен школьного кабинета. Необходимо развить способность справляться с ситуацией, когда может не хватить имеющихся языковых ресурсов.
Интернет как информационная система предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Но интерес для обучения межкультурному общению на иностранном языке представляют, в первую очередь, следующие четыре службы Интернета:
WWW предлагает доступ к актуальной и аутентичной информации по любой теме. Возможность посещения веб-сайтов УМК, загрузки дополнительных материалов в PC
E-Mail (электронная почта) - это возможность переписки с носителем языка- асинхронное письменное общение, возможность проведения межкультурных проектов, групповой переписки, проведения игр и др.
Foren или UseNet (телеконференции) - участие в обсуждении любой темы или проблемы-асинхронное письменное общение в форме дискуссии. Возможность обсуждения тем и проблем, связанных с изучением иностранного языка
Chatrooms или IRC (разговоры в реальном времени) -участие в общении (в форме диалога или дискусса). Синхронное письменное и устное общение. Возможность взаимообучения.
На основе изложенного материала было проведено исследование - анкетирование учащихся общеобразовательных школ.
Были получены следующие результаты:
76% опрошенных нравится посещать уроки английского языка, но лишь 54% английский язык даётся легко. Почти 90% опрошенных школьников испытывают трудности с пониманием речи на слух. Видеофильмы использовались для 46% участников опроса, аудиокниги - 32%, интернет технологии - 53%. 93% участников опроса уверены, что использование цифровых технологий поможет им лучше понимать речь на слух, а также повысит их заинтересованность в предмете.
Таким образом, на основании проведённого теоретического и практического исследования данной проблемы можно утверждать, что гипотеза данного исследования доказана. Использование цифровых технологий в процессе обучения аудированию как виду речевой деятельности учащихся средней общеобразовательной школы действительно целесообразно.
Использование цифровых технологий в учебном процессе даёт возможность обеспечить у большинства учеников:
• достижение программного уровня навыков и умений аудирования;
• формирование, развитие внутренней и внешней мотивации обучения;
Можно так же утверждать, что использование новых информационных технологий в обучении не исключает традиционные технологии, однако именно новые информационные технологии становятся главным средством доступа к разным источникам информации, что является одним из важнейших аспектов современного образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи// Иностранные языки в школе. - 2007. - №3 - с. 20.
2. Богданова Д.А. Телекоммуникации в школе// Информатика и образование. - 2007. - №2. - с. 35.
3. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // ИЯШ. - 2014. - №5.
- с.31.
4. Владимирова Н.М. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ. - 2002. - №2. - с. 52-55.
5. Гез Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иностранной речи //ИЯШ. - 1999. - №5. - с. 38-41.
6. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // ИЯШ. - 1995. - №2.
7. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка //ИЯШ. -2001. - №2,3. - с. 27-34.
8. Сергеева А.М. Новые информационные технологи //Информатика и образование. - 2001. - №1. - с. 14-22.
9. Ястребцева Е.Н. Особенности образовательного Интернета // Педагогика. - 2000. - №9. - с. 28-33.
Поступила в редакцию 08.11.2015